Научная статья на тему 'Модель предметно-методической подготовки бакалавра образования в области безопасности жизнедеятельности в условиях заочного обучения'

Модель предметно-методической подготовки бакалавра образования в области безопасности жизнедеятельности в условиях заочного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / БАКАЛАВР / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРЕДМЕТНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / СЕТЕВОЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Картавых Марина Анатольевна, Прохорова Ирина Владимировна, Филатова Ольга Михайловна

Цель публикации педагогическое конструирование модели предметно-методической подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности, реализуемой в условиях заочной формы обучения. Раскрыты теоретические основы организации заочного образования, и приведено обоснование целесообразности профессионального образования будущих учителей безопасности жизнедеятельности в заочной форме. Сформулированы основные педагогические преимущества модели предметно-методической подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности, реализуемой в условиях заочной формы обучения, среди которых соответствие требованиям образовательного стандарта, унифицированность и возможность индивидуализации с использованием интерактивного потенциала электронной информационно-образовательной среды вуза. Обозначенная модель предметно-методической подготовки интегрирует содержательную и технологическую стороны освоения будущими учителями безопасности жизнедеятельности образовательных программ в условиях заочного обучения. В качестве необходимого учебного сопровождения предметно-методической подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности, реализуемой в условиях заочной формы обучения, определен сетевой электронно-методический комплекс, позволяющий реализовать принцип интерактивности обучения и выполняющий ценностно-ориентировочную, информационно-познавательную, операционно-деятельностную и рефлексивно-оценочную фукнции, отраженные в его структуре. Структура сетевого электронного учебно-методического комплекса охарактеризована в тексте статьи. Получаемые в процессе апробации результаты внедрения модели предметно-методической подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности, реализуемой в условиях заочной формы обучения, позволяют говорить о целесообразности использованных педагогических оснований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Картавых Марина Анатольевна, Прохорова Ирина Владимировна, Филатова Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF SUBJECT AND METHODICAL TRAINING OF THE BACHELOR OF EDUCATION IN THE FIELD OF SAFETY OF HUMAN LIFE IN THE CONDITIONS OF THE CORRESPONDENCE COURSE

The publication purpose pedagogical designing of model of subject and methodical training of bachelors of education in the safety of human liferealized in the conditions of extramural studies. Theoretical bases of the organization of the correspondence education are opened and reasons for feasibility of professional education of future teachers of safety of human lifein absentia are given. The main pedagogical benefits of model of subject and methodical training of bachelors of education in the field of the safety of human liferealized in the conditions of extramural studies among which there is compliance to requirements of the educational standard commonality and a possibility of individualization with use of interactive potential of electronic are formulated it is information the educational environment of higher education institution.The designated model of subject and methodical preparation integrates the substantial and technological parties of development by future teachers of safety of human lifeof educational programs in the conditions of a correspondence course. As necessary educational maintenance of subject and methodical training of bachelors of education in the field of the safety of human liferealized in the conditions of extramural studies the network electronic and methodical complex which is allowing to realize the principle of interactivity of training and carrying out the valuable and approximate, information and informative, operational and activity and reflexive and estimated fukntion reflected in its structure is defined. The structure of a network electronic educational and methodical complex is characterized in the text of article. The results of introduction of model of subject and methodical training of bachelors of education received in the course of approbation in the field of the safety of human life realized in the conditions of extramural studies allow to speak about expediency of the used pedagogical bases.

Текст научной работы на тему «Модель предметно-методической подготовки бакалавра образования в области безопасности жизнедеятельности в условиях заочного обучения»

УДК 378

М.А. КАРТАВЫХ1, И.В. ПРОХОРОВА1, О.М. ФИЛАТОВА2

'Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация 2Пензенскийгосударственный университет, г. Пенза, Российская Федерация

МОДЕЛЬ ПРЕДМЕТНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Цель публикации - педагогическое конструирование модели предметно-методической подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности, реализуемой в условиях заочной формы обучения.

Раскрыты теоретические основы организации заочного образования, и приведено обоснование целесообразности профессионального образования будущих учителей безопасности жизнедеятельности в заочной форме.

Сформулированы основные педагогические преимущества модели предметно-методической подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности, реализуемой в условиях заочной формы обучения, среди которых соответствие требованиям образовательного стандарта, унифицированность и возможность индивидуализации с использованием интерактивного потенциала электронной информационно-образовательной среды вуза. Обозначенная модель предметно-методической подготовки интегрирует содержательную и технологическую стороны освоения будущими учителями безопасности жизнедеятельности образовательных программ в условиях заочного обучения. В качестве необходимого учебного сопровождения предметно-методической подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности, реализуемой в условиях заочной формы обучения, определен сетевой электронно-методический комплекс, позволяющий реализовать принцип интерактивности обучения и выполняющий ценностно-ориентировочную, информационно-познавательную, операционно-деятельностную и рефлексивно-оценочную фукнции, отраженные в его структуре. Структура сетевого электронного учебно-методического комплекса охарактеризована в тексте статьи. Получаемые в процессе апробации результаты внедрения модели предметно-методической подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности, реализуемой в условиях заочной формы обучения, позволяют говорить о целесообразности использованных педагогических оснований.

Ключевые слова: модель, бакалавр, безопасность жизнедеятельности, педагогическое образование, заочное обучение, предметно-методическая подготовка, интерактивность, сетевой электронный учебно-методический комплекс.

M.A. KARTAVYKH1, I.V. PROKHOROVA1, O.M. FILATOVA2

1 Minin Nizhniy Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation 2Penza State University,Penza,Russian Federation

MODEL OF SUBJECT AND METHODICAL TRAINING OF THE BACHELOR OF EDUCATION IN THE FIELD OF SAFETY OF HUMAN LIFE IN THE CONDITIONS OF THE CORRESPONDENCE COURSE

Annotation. The publication purpose - pedagogical designing of model of subject and methodical training of bachelors of education in the safety of human liferealized in the conditions of extramural studies.

Theoretical bases of the organization of the correspondence education are opened and reasons for feasibility of professional education of future teachers of safety of human lifein absentia are given. The main pedagogical benefits of model of subject and methodical training of bachelors of education in the field of the safety of human liferealized in the conditions of extramural studies among which there is compliance to requirements of the educational standard commonality and a possibility of individualization with use of interactive potential of electronic are formulated it is information - the educational environment of higher education institution.The designated model of subject and methodical preparation integrates the substantial and technological parties of development by future teachers of safety of human lifeof educational programs in the conditions of a correspondence course. As necessary educational maintenance of subject and methodical training of bachelors of education in the field of the safety of human liferealized in the conditions of extramural studies the network electronic and methodical complex which is allowing to realize the principle of interactivity of training and carrying out the valuable and approximate, information and informative, operational and activity and reflexive and estimated fukntion reflected in its structure is defined. The structure of a network electronic educational and methodical complex is characterized in the text of article.

The results of introduction of model of subject and methodical training of bachelors of education received in the course of approbation in the field of the safety of human life realized in the conditions of extramural studies allow to speak about expediency of the used pedagogical bases. Keywords: model, bachelor, safety of human life, pedagogical education, correspondence course, subject and methodical preparation, interactivity, network electronic educational and methodical complex.

Современная социально-экономическая ситуация в нашей стране и в мире, сложившаяся на рубеже второго и третьего тысячелетий, отличается, с одной стороны, сложностью и нестабильностью, усилением внимания к проблемам личной, национальной и глобальной безопасности, с другой стороны, кардинальным изменением требований и усилением значимости профессионально-педагогического образования как особого общественного института. Среди ключевых тенденций развития высшего педагогического образования обращает на себя внимание возрастающий интерес к освоению образовательных программ в условиях заочного обучения.

Обозначенная форма обучения не является принципиально новым педагогическим феноменом. Обратившись к истории данного вопроса, подчеркнем, что заочное образование возникло как социальный институт, который был ориентирован на предоставление права

людям получить высшее (или среднее профессиональное) образование, если они не смогли реализовать эту потребность по разным причинам сразу после окончания общеобразовательной школы. Освоение образовательных программ высшего образования широко практикуется многими странами, среди которых, помимо России, США, Япония, Франция, Австрия, Великобритания, Германия, Канада, Индия, Польша и другие.

Заочная форма обучения в настоящее время приобрела массовый характер, имея важное личностно-экономическое значение. В этой связи данная педагогическая реальность уже в течение продолжительного периода является объектом исследований многих ученых. На теоретико-методологическом уровне проблема организации и повышения качества освоения студентами образовательных программ в заочной форме раскрывается в работах А.Я. Арета, Т.Е. Баевой, С.Я. Батышева, А.М. Бершадского, В.В. Гузеева, А.П. Давыдова,

A.М. Караваева, А.В. Коржуева, И.Г. Кревского, И.Я. Лернера, А.Н. Москвичева,

B.С. Николаева, А.М. Новикова, П.И. Пидкасистого, В.А. Попкова, С.В. Путеевой, И.Г. Шамсутдиновой и других.

В ряде исследований подчеркивается, что в условиях заочной формы обучения как нельзя лучше реализуется потенциал непрерывного образования - «образования через всю жизнь», в контексте педагогического образования позволяя развивать профессионально-педагогическую компетентность в ситуациях непосредственной трудовой деятельности с учетом ее специфики. Данное положение о взаимосвязи непрерывного образования и заочного обучения нашло отражение в трудах С.И. Архангельского, А.Г. Барабанова, А.П. Владиславлева. В работах К.А. Нефедова, Т.И. Шамовой подчеркнуто, что заочное образование реализует один из ведущих общедидактических принципов - связи теории с практикой. В диссертационном исследовании С.Е. Корышевой обоснован модульный принцип организации учебной работы студентов заочной формы обучения как наиболее целесообразный и востребованный в современных социокультурных реалиях [18].

В исследованиях И.Е. Зимакова, А. Петренко, Б. Мельник, Н. Семиной обращено внимание на тот факт, что получение образования в заочной форме является единственно возможным вариантом для тех, кто вынужден сочетать обучение с профессиональной деятельностью [5]. Авторским коллективом обращено внимание на преимущества и недостатки заочного варианта обучения. В качестве ключевых преимуществ исследователями отмечены: исключение или сокращение периода профессионально-трудовой социализации; опережающее решение проблемы трудоустройства; ускоренное продвижение по системе «социальных лифтов» (на данное обстоятельство обращено внимание в работах академика РАО А.М. Новикова); высокая мотивированность обучающихся. При этом отмечен в качестве основного недостатка заочной формы обучения дефицит контактной работы между субъектами образовательного процесса [5].

В полной мере заочная форма обучения показала свою целесообразность в контексте предметной подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности. Проведенный анализ отечественной образовательной практики позволил установить, что профессиональное образование будущих учителей безопасности жизнедеятельности в варианте заочного обучения чрезвычайно оправдано и востребовано во многих российских педагогических вузах. Опираясь на подходы А.В. Коржуева, В.А. Попокова, С.В. Путеевой, подчеркнем, что обучающихся вузов, осваивающих образовательные программы

бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Безопасность жизнедеятельности», условно следует отнести к трем категориям:

- во-первых, это люди, имеющие профессиональный опыт, но желающие получить второе высшее образование, что обусловлено необходимостью кардинально сменить профессию или расширить собственную педагогическую специализацию, что наиболее актуально в небольших городских и сельских малокомплектных школах, учитывая интегрированный характер курса основ безопасности жизнедеятельности и его связь со многими гуманитарными и естественнонаучными дисциплинами;

- во-вторых, специалисты, не имеющие высшего образования, но стремящиеся изменить ситуацию, так как это необходимо им для дальнейшего карьерного продвижения и сохранения рабочего места;

- в-третьих, выпускники общеобразовательных школ, которые сразу выбрали вариант получения профессионально-педагогического образования в заочной форме в силу социально-экономических причин или ограниченных возможностей здоровья. При этом обратим внимание, что в последние годы в наших вузах особенно сильно возросла доля именно этой категории обучающихся.

Теоретико-методологические основы предметно-методической подготовки учителя безопасности жизнедеятельности отражены в работах Н.П. Абаскаловой, Р.И. Айзмана, Л.А. Акимовой, С.В. Абрамовой, Л.Н. Гориной, Г.С. Камериловой, М.А. Картавых,

A.А. Михайлова, Л.А. Михайлова, В.Н. Мошкина, С.В. Петрова, В.В. Сапронова,

B.П. Соломина, П.В. Станкевича, О.М. Филатовой и других. Однако исследования вышеперечисленных авторов не акцентируют внимания на варианте получения высшего педагогического образования в сфере безопасности жизнедеятельности в заочной форме с ограниченностью контактной аудиторной работы (во временном и технологическом аспектах).

Все вышесказанное обусловило необходимость конструирования модели предметно-методической подготовки бакалавра образования в области безопасности жизнедеятельности, реализуемой в условиях заочной формы обучения.

Модель, с одной стороны, способствует унификации образовательного процесса и выполнения требований Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки, с другой стороны, учитывает разнообразные потребности контингента студентов-заочников, индивидуализации обучения, направлена на усиление контактной работы с использованием интерактивного потенциала электронной информационно-образовательной среды вуза. Обозначенная модель предметно-методической подготовки интегрирует содержательную и технологическую стороны освоения будущими учителями безопасности жизнедеятельности образовательных программ в условиях заочного обучения. В содержательном плане учебные дисциплины объединены в три предметных модуля, нацеленные на освоение общекультурных и общепрофессиональных компетенций, предполагающих способность и готовность бакалавра педагогического образования эффективно охранять жизнь и здоровье детей в учебном процессе и во внеурочной деятельности, применять способы защиты в чрезвычайных ситуациях и оказывать первую помощь; и один методический модуль, ориентированный на формирование у студентов всего комплекса профессиональных компетенций. Предметные модули:

1) «Обеспечение безопасной жизнедеятельности в повседневной жизни», в котором предусмотрено изучение вопросов национальной безопасности и обороны государства, охраны труда и здоровья детей в учебном процессе, пожарной безопасности и гражданской обороны, обеспечение безопасности образовательных учреждений;

2) «Чрезвычайные ситуации и защита от них», подробно характеризующий причины, сущность и способы защиты от опасностей природного, техногенного и социального характера;

3) «Медико-биологический модуль», раскрывающий вопросы возрастной анатомии и физиологии, основ медицинских знаний, здорового образа жизни и приемы оказания первой помощи пострадавшим.

В методическом модуле заключены две учебные дисциплины «Методика обучения безопасности жизнедеятельности» и «Инновационные технологии обучения безопасности жизнедеятельности».

Подчеркнем, что отличительные особенности обучения в заочной форме (по сравнению с очным вариантом) связаны со значительным преобладанием доли внеаудиторной работы студентов в общей трудоемкости основной профессиональной образовательной программы (соотношение объемов аудиторной и внеаудиторной работы). Это обусловливает необходимость тщательного планирования, организации и контроля самостоятельной работы студентов по изучению дисциплин учебного плана, ее многообразного методического обеспечения и использования информационно-коммуникационных технологий и ресурсов.

Взаимодействие студентов-заочников с учебным материалом осуществляется посредством интерактивности, что позволяет поддерживать способность к самообучению на самом высоком уровне. Для этого учебные материалы должны быть настроены на диалог с обучаемым.

Возможность управления учебным материалом реализуется в технологическом аспекте модели предметно-методической подготовки бакалавра образования в области безопасности жизнедеятельности в условиях заочной формы обучения, где акцент сделан на использовании интерактивных технических ресурсов электронной информационно-образовательной среды вуза для обеспечения двусторонней связи, учитывая особенности организации образовательного процесса в обозначенном варианте обучения.

Подчеркнем, что в психолого-педагогической литературе сложилось двойственное понимание интерактивности, которая трактуется и как активное диалоговое взаимодействие, общение субъектов образовательного процесса, и как особые дидактические свойства средств обучения (Н. Замковая, Л.Н. Куликова, Г.Г. Силласте, Н. Соосаар).

Электронная информационная образовательная среда - особый педагогический феномен, выступающий в качестве инновационного и необходимого инструментария современного заочного обучения, являющийся продуктом массовой информатизации образовательных процессов, общепедагогические структурно-функциональные особенности которых раскрыты в работах А.М. Бершадского, М.В. Булановой-Топорковой, В.Б. Вишневецкого, Ю.В. Корнилова, И.В. Роберт, В.И. Сафонова. Дефиниции понятия «информационно-образовательная среда» раскрываются в психолого-педагогических исследованиях Р.Ф. Абдеева, Л.А. Андреева, Ю.С. Барановского, В.А. Козырева, В.В. Рубцова, В.Л. Ясвина и др. В работе Ю.Г. Коротенкова информационная

образовательная среда характеризуется как систематизированное, организованное, многомерное, упорядоченное информационное пространство [17]. В отечественных исследованиях отмечена сложная многокомпонентная структура информационной образовательной среды с выделением особой личной информационной образовательной среды каждого субъекта образования, которая характеризуется методическим управлением и самоорганизацией (Г.А. Будникова, Е.А. Мясоедова).

Настоящее исследование направлено на решение проблемы педагогически целесообразного внедрения разработок в области информационно-коммуникационных технологий для достижения компетентностно-ориентированных образовательных результатов; теоретико-методологического и дидактического обеспечения электронной информационно-образовательной среды предметно-методической подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности на основе использования ресурсов LMS Moodle.

В качестве учебно-методического сопровождения предметно-методической подготовки выступает электронный сетевой учебно-методический комплекс, нацеленный на формирование у студентов-заочников профессиональной компетентности с применением контента баз данных и информационных технологий, обеспечивающих интерактивное взаимодействие участников образовательного процесса через получение, обработку, хранение и обмен учебно-профессиональной информацией.

Электронные сетевые учебно-методические комплексы курсов предметно-методической подготовки разработаны с использованием электронной образовательной среды «Moodle». Это мультимедийный образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме, в котором информация для студентовизложена с помощью графики, фото, видеороликов, анимации и аудиофайлов, значительная часть которых прошла регистрацию в Объединенном фонде электронных ресурсов.

Педагогические преимущества электронных сетевых учебно-методических комплексов дисциплин предметно-методической подготовки состоят в следующем:

- отсутствие содержательных и технических ограничений, подразумевающих использование инновационного педагогического инструментария: интерактива, мультимедиа, моделинга;

- высокий потенциал системы для проектирования авторского электронного сетевого учебно-методического комплекса, построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся заочной формы благодаря наличию инвариантных и вариативных содержательных компонентов;

- неограниченный жизненный цикл электронного сетевого учебно-методического комплекса, его динамичность, дающая возможность модернизации при изменении содержательных и технологических условий, внедрении инновационных педагогических идей;

- гибкость и автономность, позволяющая расширить сектор организации самостоятельной учебной деятельности будущих бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности.

Электронные сетевые учебно-методические комплексы дисциплин предметно-методической подготовки бакалавра образования в области безопасности жизнедеятельности выполняют ценностно-ориентировочную, информационно-познавательную, операционно-

деятельностную и рефлексивно-оценочную функции. Ценностно-ориентировочная функция проявляется в оценке значимости обеспечения безопасности жизнедеятельности для сохранения жизни, здоровья людей, надлежащего качества окружающей среды в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций. Информационно-познавательная функция раскрывается через освоение студентами фундаментального и проблемного содержания учебных дисциплин предметно-методической подготовки бакалавра образования в области безопасности жизнедеятельности. Операционно-деятельностная функция реализуется через систему разнообразных видов деятельности (когнитивной, информационной, коммуникативной, рефлексивной, практико-ориентированной), практикумов, учебных заданий. Рефлексивно-оценочная функция обеспечивает возможность рефлексии, анализа и оценки достижений студентов в освоении учебных дисциплин предметно-методической подготовки через различные формы контроля (входного, текущего, рубежного, итогового), использования чата и форумов.

Обозначенные функции электронных сетевых учебно-методических комплексов дисциплины предметно-методической подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности определили их структуру. В соответствии с традиционным походом и авторскими рабочими программами дисциплин предметно-методической подготовки бакалавра образования в области безопасности жизнедеятельности электронные учебно-методические комплексы объединяет ориентировочный блок и вариативные тематические элементы (согласно рабочим программам дисциплин предметно-методической подготовки).

Ориентировочный блок содержит обращение к студентам; программу учебной дисциплины; требования к обязательному минимуму ее содержания, представленные в деятельностном формате; индивидуальный рейтинг-план студента; инструкцию по работе электронным учебно-методическим комплексом; методические рекомендации по выполнению практических (лабораторных) работ по дисциплине, учитывающих возможности освоения программ в условиях заочного обучения.

Каждый тематический элемент, согласно подходу А.В. Осина [20], объединяет три унифицированных электронных учебных блока, нацеленных на выполнение вышеобозначенных функций:

1) когнитивный блок подразумевает освоение информации, представленной пошагово раскрывающимися лекциями, презентациями, нормативными документами, справочными материалами, глоссарием, содержащий тематическую информацию по безопасности жизнедеятельности в текстографической форме, в виде слайд-лекций, видео- и аудиофайлов, глоссария;

2) деятельностный блок объединяет практические занятия в виде системы практических работ и заданий, в котором приведены подробные инструкции для выполнения данного типа работ, разработанные формы отчетных материалов, а также учебно-профессиональные задачи, особое внимание уделено творческим работам, групповым проектам, кейсам, решение которых реализует заявленный выше интерактивный способ взаимодействия, путем обмена мнениями в чате, на форуме, с возможностью проведения опНпе-консультаций и обсуждений со всеми участниками образовательного процесса;

3) контрольно-рефлексивный блок, объединяющий систему вводных, промежуточных, рубежных, итоговых тестов, а также рубрики, представляющие

возможность студентам и преподавателю обсудить результаты обучения, вопросы, которые вызвали наибольшее затруднение при работе с курсом, которые они хотели бы рассмотреть более подробно - чаты, вики-форумы по обсуждению проблемных вопросов.

При создании электронных сетевых учебно-методических комплексов по дисциплинам предметно-методической подготовки бакалавра образования в области безопасности жизнедеятельности были использованы дополнительные возможности работы с ним в среде Moodle: единый стиль, оптимальность и удобство распределения на экране учебного материала, ссылок и пояснений к иллюстрациям и таблицам, использование мультимедиафайлов и наличие обратной связи при помощи чатов, форумов и т.д.

Каждый унифицированный блок включает в себя инвариант и вариативную составляющую. Инвариант - базовый компонент модуля, в котором заключен содержательный минимум, сопряженный с требованиями Федерального государственного стандарта высшего образования соответствующего направления подготовки. Вариативный компонент расширяет обязательный содержательный минимум, включает дополнительный (хрестоматийный) материал, увеличенный банк разноуровневых профессионально ориентированных учебно-профессиональных заданий и кейсов, тренировочные тестовые задачи.

Позитивные результаты апробации модели предметно-методической подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности, реализуемой в условиях заочной формы обучения в Мининском университете и в Пензенском государственном университете, позволяют судить о правильности выбранной образовательной стратегии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арет А.Я. Очерки по теории самовоспитания. Фрунзе: Киргизский государственный университет, 1961. 128 с.

2. Баева Т.Е., Бекасова С.Н., Чистяков В.А. Применение статистических методов в педагогическом исследовании: учеб-метод. пособие для студентов и аспирантов ин-та физ. культуры. СПб.: НИИХ, 2001. 81 с.

3. Вишневецкий В.Б. Информационно-образовательная среда вуза как фактор повышения качества обучения // Известия ТулГУ. Технические науки. 2013. Вып. 2. С. 43-47.

4. Замковая Н., Соосаар Н. Интерактивные методы преподавания: настольная книга преподавателя. СПб.: Златоуст, 2004. 188 с.

5. Зимаков И., Мельник Б., Семина Н. Заочное образование в современной России // Высшее образование в России. 1995. №1. С.73-79.

6. Зимаков И., Петренко А. Заочное образование и его специфика // Высшее образование в России. 1995. №4. С. 40-45.

7. Камерилова Г.С., Прохорова И.В., Агеева Е.Л., Баталова Э.Н. Информационно-образовательная среда вуза как средство реализации информационного подхода в образовании [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2015. №4. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/informatsonno-obrazovatelnaya-sreda-vuza-kak-sreds/

8. Картавых М.А. Концептуальные основы дидактического цикла формирования профильно-специализированных компетенций в области экологического менеджмента и аудита [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. 2011. №8-3. С. 515-518. URL:

www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=7981139 (дата обращения: 18.12.2015).

9. Картавых М.А. Экологическая безопасность: учеб. пособие. Н. Новгород: НГПУ, 2011. 80 с.

10. Картавых М.А., Агеева Е.Л., Прохорова И.В. Изучение будущими учителями безопасности жизнедеятельности социальных опасностей с использованием ресурсов электронной образовательной среды [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. №5. URL: http://www.science-education.ru/ru/artide/view?id=21978 (дата обращения: 06.11.2016).

11. Картавых М.А., Бичева И.Б., Попова Л.В., Варивода В.С., Филатова О.М. Педагогические условия формирования личности безопасного типа поведения в образовательном процессе вуза [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2015. №3. URL: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/room-3-_7_-2014 (дата обращения 15.01.2016).

12. Картавых М.А., Веряскина М.А. Педагогические условия изучения студентами проблем обеспечения экологической безопасности // Современные проблемы науки и образования. 2014. №6. URL: http://www.science-education.ru/120-15636 (дата обращения: 18.01.2016).

13. Картавых М.А., Камерилова Г.С., Агеева Е.Л. Образование в области безопасности жизнедеятельности: пишем магистерскую диссертацию: учеб. пособие. Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2015. 87 с.

14. Картавых М.А., Маясова Т.В. Электронный сетевой учебно-методический комплекс «Опасные ситуации социального характера и защита от них» // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование». 2015. №7(74). С. 24.

15. Картавых М.А., Филатова О.М. Концепция методической подготовки учителя безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2014. №3. URL: http://http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/room-3-_7_-2014 (дата обращения: 14.01.2016).

16. Корнилов Ю.В. Использование и информационных технологий в формировании единой образовательной среды вуза // Фундаментальные исследования. 2012. №3. С. 591-594.

17. Коротенков Ю.Г. Информационная образовательная среда основной школы: учебное пособие [Электронный ресурс]. URL: http://eor.it.ru/eor/file.php/1/metod_ material/Uchebnoe_posobie_IOS.pdf (дата обращения: 30.05.2015).

18. Корышева С.Е. Модульный принцип организации учебной работы студентов заочной формы обучения в современных условиях: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2006.

19. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. М.: ЭГВЕС, 2005.

20. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации: монография. М.: Агентство «Издательский сервис», 2005.

21. Папуткова Г.А., Прохорова И.В. Инновационные условия сетевой реализации практики бакалавров в Мининском университете [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2015. №2. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/ innovatsionnye-usloviya-setevoy-realizatsii-prakti/

22. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования: учеб. пособие для системы дополнительного педагогического образования. М.: Академический проект, 2010.

23. Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. М.: ЭГВЕС, 2009.

24. Суворова Г.М., Картавых М.А. Средства развития творческой активности студентов в процессе профессиональной реализации // Ярославский Педагогический Вестник. 2011. №1. С. 176-180.

25. Шамсутдинова И.Г. Теоретические основы высшего заочного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1993.

26. Allport G.W. Becoming: Basic Considerations for a Psychology of Personality. New Haven: Yale University Press, 1955.

27. Cattel R.B. The birth of the Society of Multivariate Experimental Psychology // Journal of the History of the Behavioral Sciences. 1990. №26. Р. 48-57.

28. Edwards R, Sieminski S & Zeldin D (eds.) Adult Learners, Education and Training: A Reader. Learning through Life, 2. London: Routledge, 1992.

29. Husen T. The Learning Society. L.: Methuen, 1974.

30. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe//Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Cooperation (CDCC). Secondary Education for Europe Strasburg, 1997.

REFERENCES

1. Aret A.Ja. Ocherkipo teorii samovospitanija [Essays on self]. Frunze, Kyrgyz State University Publ., 1961. 128 p. (In Russian)

2. Baeva T.E., Bekasova S.N., Chistjakov V.A. Primenenie statisticheskih metodov v pedagogicheskom issledovanii: ucheb-metod. posobie dlja studentov i aspirantov in-ta fiz. kul'tury [Application of statistical methods in pedagogical research: studies method. manual for students and post-graduate Institute of the nat. culture]. St. Petersburg, NIIH Publ., 2001. 81 p. (In Russian)

3. Vishneveckij V.B. Informacionno-obrazovatel'naja sreda vuza kakfaktor povyshenija kachestva obuchenija [Informational and educational environment of high school as the factor of improvement of quality of education]. IzvestijaTulGU. Tehnicheskie nauki, 2013, no. 2, pp. 43-47 (in Russian).

4. Zamkovaja N., Soosaar N. Interaktivnye metodyprepodavanija: nastol'naja knigaprepodavatelja [Interactive teaching methods: Handbook teacher]. St. Petersburg, Zlatoust Publ., 2004. 188 p. (In Russian)

5. Zimakov I., Mel'nik B., Semina N. Zaochnoe obrazovanie v sovremennoj Rossii [Distance education in modern Russia]. Vysshee obrazovanie vRossii, 1995, no. 1, pp.73-79 (in Russian).

6. Zimakov I., Petrenko A. Zaochnoe obrazovanie i ego specifika [Distance Education and its specificity]. Vysshee obrazovanie vRossii, 1995, no. 4, pp. 40-45 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Kamerilova G.S., Prohorova I.V., Ageeva E.L., Batalova Je.N. Informacionno-obrazovatel'naja sreda vuza kak sredstvo realizacii informacionnogo podhoda v obrazovanii [Information, intelligence and educational environment of high school as a means of implementing the informational approach in formation]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2015, no. 4. Available at: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/informatsonno-obrazovatelnaya-sreda-vuza-kak-sreds/(in Russian).

8. Kartavyh M.A. Konceptual'nye osnovy didakticheskogo cikla formirovanija profil'no-specializirovannyh kompetencij v oblasti jekologicheskogo menedzhmenta i audita [Conceptual bases of didactic formation cycle profile-specific competencies in the field of environmental

management and audit]. Fundamental'nye issledovanija, 2011, no. 8-3, pp. 515-518. Available at: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=7981139 (accessed 18.12.2015) (in Russian).

9. Kartavyh M.A. Jekologicheskaja bezopasnost': ucheb. posobie [Environmental safety: textbook. allowance]. N. Novgorod, NGPU Publ., 2011. 80 p. (In Russian)

10. Kartavyh M.A., Ageeva E.L., Prohorova I.V. Izuchenie budushhimi uchiteljami bezopasnosti zhiznedejatel'nosti social'nyh opasnostej s ispol'zovaniem resursov jelektronnoj obrazovatel'noj sredy [The study of the future teachers of social security hazards of life with the use of e-learning environment resource]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija, 2015, no. 5. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21978 (accessed 06.11.2016) (in Russian).

11. Kartavyh M.A., Bicheva I.B., Popova L.V., Varivoda V.S., Filatova O.M. Pedagogicheskie uslovija formirovanija lichnosti bezopasnogo tipa povedenija v obrazovatel'nom processe vuza [Pedagogical conditions of formation of the personality type of safe behavior in the educational process of high school]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2015, no. 3. Available at: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/room-3-_7_-2014 (accessed 15.01.2016) (in Russian).

12. Kartavyh M.A., Verjaskina M.A. Pedagogicheskie uslovija izuchenija studentami problem obespechenija jekologicheskoj bezopasnosti [Pedagogical conditions of studying by students of environmental safety problems]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija, 2014, no. 6. Available at: http://www.science-education.ru/120-15636 (accessed 18.01.2016) (in Russian).

13. Kartavyh M.A., Kamerilova G.S., Ageeva E.L. Obrazovanie v oblasti bezopasnosti zhiznedejatel'nosti: pishem magisterskuju dissertaciju: ucheb. posobie [Education in the field of health and safety: write a master's thesis: studies. allowance]. N. Novgorod, NGPU im. K. Minina Pabl., 2015. 87 p. (In Russian)

14. Kartavyh M.A., Majasova T.V. Jelektronnyj setevoj uchebno-metodicheskij kompleks «Opasnye situacii social'nogo haraktera i zashhita ot nih» [The electronic network of educational and methodical complex "Dangerous situations of social character and protection against them"]. Hroniki obedinennogo fonda jelektronnyh resursov «Nauka i obrazovanie», 2015, no. 7(74), 24 p. (In Russian)

15. Kartavyh M.A., Filatova O.M. Koncepcija metodicheskoj podgotovki uchitelja bezopasnosti zhiznedejatel'nosti [The concept of methodical preparation of teachers of health and safety]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2014, no. 3. Available at: http:// http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/room-3-_7_-2014 (accessed 14.01.2016) (in Russian).

16. Kornilov Ju.V. Ispol'zovanie i informacionnyh tehnologij v formirovanii edinoj obrazovatel'noj sredy vuza [Kornilov Yu The use of information technology and in the formation of a unified educational environment of high school]. Fundamental'nye issledovanija, 2012, no. 3, pp. 591-594 (in Russian).

17. Korotenkov Ju.G. Informacionnaja obrazovatel'naja sreda osnovnoj shkoly: uchebnoe posobie [JG Korotenko Information educational primary school environment: a training manual]. Available at: http://eor.it.ru/eor/file.php/1/metod_material/Uchebnoe_posobie_IOS.pdf (accessed 30.05.2015) (in Russian).

18. Korysheva S.E. Modul'nyj princip organizacii uchebnoj raboty studentov zaochnoj formy obuchenija v sovremennyh uslovijah. Diss. kand. ped. nauk. [The modular organization of study

students of correspondence courses in modern conditions. Cand. ped. sci.].Moscow, 2006. (In Russian)

19. Novikov A.M. Metodologija uchebnoj dejatel'nosti [Methodology of training activities]. Moscow, Egves Publ. 2005. (In Russian)

20. Osin A.V. Mul'timedia v obrazovanii: kontekst informatizacii: monografija [Informatization of context: a monograph]. Moscow, Agency «Publishing Service» Publ., 2005. (In Russian)

21. Paputkova G.A., Prohorova I.V. Innovacionnye uslovija setevoj realizacii praktiki bakalavrov v Mininskom universitete [Innovative terms of network implementation practices in undergraduate university Mininskom]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2015, no. 2. Available at: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/innovatsionnye-usloviya-setevoy-realizatsii-prakti/ (in Russian).

22. Popkov V.A., Korzhuev A.V. Teorija i praktika vysshego professional'nogo obrazovanija: ucheb. posobie dlja sistemy dopolnitel'nogo pedagogicheskogo obrazovanija [Theory and practice of higher education: studies. aid for an additional pedagogical education]. Moscow, Academic Project Publ., 2010. (In Russian)

23. Professional'naja pedagogika: uchebnik dlja studentov, obuchajushhihsja po pedagogicheskim special'nostjam i napravlenijam [Professional Pedagogy: Textbook for students enrolled in the teaching professions and fields]. Pod red. S.Ja. Batysheva, A.M. Novikova, Moscow, EGVES Publ. 2009. (In Russian)

24. Suvorova G.M., Kartavyh M.A. Sredstva razvitija tvorcheskoj aktivnosti studentov v processe professional'noj realizacii [Means of development of creative activity of students in the professional realization]. Yaroslavskiy Pedagogicheskiy Vestnik, 2011, no. 1, pp. 176-180 (in Russian).

25. Shamsutdinova I.G. Teoreticheskie osnovy vysshego zaochnogo obrazovanija. Diss. dokt. ped. nauk.[ Theoretical Foundations of Higher Distance Education. Dr. ped. sci. dciss.]. Moscow, 1993. (In Russian)

26. Allport G.W. Becoming: Basic Considerations for a Psychology of Personality. New Haven: Yale University Press, 1955.

27. Cattel R.B. The birth of the Society of Multivariate Experimental Psychology // Journal of the History of the Behavioral Sciences. 1990. No. 26. Pp. 48-57.

28. Edwards R, Sieminski S & Zeldin D (eds.) Adult Learners, Education and Training: A Reader. Learning through Life, 2. London: Routledge, 1992.

29. Husen T. The Learning Society. L.: Methuen, 1974.

30. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe//Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Cooperation (CDCC). Secondary Education for Europe Strasburg, 1997.

© KapTaBbixM.A., npoxopoBaH.B., OanaTOBaO.M. 2016

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Картавых Марина Анатольевна - доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физиологии и безопасности жизнедеятельности человека, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: mk artavvkh @ rambler. ru

INFORMATION ABOUT AUTHORS

Kartavykh Marina Anatol'evna - doctor of pedagogical sciences, associate professor. Head of the Department of Physiology and safety of human life, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail:mkartavykh@rambler.ru

Прохорова Ирина Владимировна- кандидат педагогических наук, директор центра содействию трудоустройства выпускников и организации практик, доцент кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности человека, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: prokhorovaiw@vandex.ru

Prokhorova Irina Vladimirovna - candidate of pedagogical sciences, Director of the Center for Promotion of Employment of graduates and organization practices, assistant professor of Physiology and safety of human life, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: p rokhorovaiw @ yandex. ru

Филатова Ольга Михайловна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей биологии и биохимии Педагогического института им. В.Г. Белинского ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет» e-mail: O.M.Filatova@vandex.ru

Filatova Olga Mihaylovna - candidate of pedagogical sciences, associate professor, Department of General Biology and Biochemistry of the Pedagogical Institute. VG BelinskyPenza State University,Penza, Russian Federation e-mail: O.M.Filatova@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.