УДК 378
Г.С. КАМЕРИЛОВА1, Е.Л. АГЕЕВА1
'Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация
МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются методические аспекты использования технологии модульного обучения для активизации самостоятельной деятельности будущих учителей безопасности жизнедеятельности в условиях заочной формы обучения. Раскрывается актуальность модульной технологии в системе современного высшего педагогического образования, ориентированного на идеи компетентностного подхода. Рассматриваются педагогические достоинства инновационной модульной технологии, связанные с интеграционными процессами, характерными для подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности. В контексте компетентностной стратегии обосновываются модели реализации технологии модульного обучения, отражающие предметно-деятельностный и системно-деятельностный принципы. Раскрываются особенности, структура модулей по дисциплинам подготовки бакалавров образования и разделу, касающемуся первой помощи пострадавшим. Дается характеристика учебных единиц и каждого компонента модуля: мотивационного, познавательного, практического, коммуникативного, рефлексивного. Объясняется возможность самостоятельного освоения каждого модуля студентами заочной формы обучения. Отмечается важность использования в логике модульного обучения современных диагностических технологий: тестового контроля, рейтинговой оценки. Реализация модульной технологии образования осуществлялась на кафедре физиологии и безопасности жизнедеятельности человека Мининского университета.
Ключевые слова: модульная технология, безопасность жизнедеятельности, заочная форма обучения, самостоятельная работа, модуль, учебная единица, интеграция, компетентностный подход, модульная программа, предметно-деятельностная и системно-деятельностная модели.
G. S.KAMERILOVA1, E.L.AGEEVA1
' Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation
MODULAR TECHNOLOGY IN SYSTEM OF THE HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE FIELD OF HEALTH AND SAFETY IN THE CONDITIONS OF EXTRAMURAL STUDIES
Annotation. In article methodical aspects of use of technology of modular training for activization of independent activities of future teachers of health and safety in the conditions of extramural studies are considered. Relevance of modular technology in system of the modern higher pedagogical education oriented to the ideas of competence-based approach reveals. The pedagogical
advantages of innovative modular technology connected with the integration processes characteristic of training of bachelors of education in the field of health and safety are considered. In the context of competence-based strategy the models of implementation of technology of modular training reflecting the subject and activity and system and activity principles are proved. Features, structure of modules on disciplines of training of bachelors of education and the section concerning first aid by the victim are revealed. The characteristic of educational units and each component of the module is given: motivational, informative, practical, communicative, reflexive. The possibility of independent development of each module by students of extramural studies speaks. Importance of use in logic of modular training of modern diagnostic technologies is noted: test control, rating assessment. The realization of modular technology of education was enabled at department of physiology and health and safety of the person of Mininsky university. Keywords: modular technology, the higher pedagogical education, health and safety, extramural studies, independent work, module, educational unit, integration, competence-based approach, modular program, subject and activity and system and activity models.
Одним из решающих факторов успешности процесса модернизации высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности является управление самостоятельной работой обучающихся, включающей ее организацию, планирование, мотивацию, координацию, информирование, контроль, развитие. Возрастающее внимание к активизации самостоятельности в обучении детерминировано современными образовательными стратегиями, определяющими самостоятельную деятельность в качестве ведущей формы организации образовательного процесса в педвузе. Причем речь идет не только об увеличении ее объема и удельного веса в учебных планах и программах, но и о повышении ее эффективности в формировании определенных стандартами компетенций. Переход на новый, более качественный уровень управления самостоятельной работой обучающихся диктуется слабой проработанностью ее целевых ориентиров, отсутствием системности в организации, нередко формальным контролем. Самостоятельные задания недостаточно дифференцированы, не в полной мере учитывают интересы и возможности студентов.
Переход на более качественное управление самостоятельной деятельностью обучающихся особенно важен для заочной формы обучения, где уровень самостоятельной работы особенно высок. Но ее огромный образовательный потенциал реализуется не в полной мере.
В НГПУ им.К.Минина осуществляется важное исследование по поиску перспективных путей в управлении самостоятельной деятельностью обучающихся, примером которой является разработка и экспериментальная апробация новой формы организации аудиторной самостоятельной работы - силлабуса (программы изучения дисциплины для студентов) [6]. В среде профессионального образования широко обсуждаются «три кита» университетского курса, к числу которых, наряду с рейтинговой системой оценивания образовательных достижений и активными коммуникативными формами в виде разнообразных обсуждений, относят силлабус, причем ставя его на первое место.
Понимая назначение силлабуса как рабочего инструмента прагматического характера для студентов, полагаем, что он отвечает на их вопрос: как быстро и без
неожиданных проблем освоить курс в соответствии со своими запросами и личными установками. Такая адресная ориентация позволила нам разработать вариант силлабуса для дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в соответствии с требованиями ФГОС высшего образования и учетом запросов студенческой аудитории. В структуре силлабуса компетентностная ориентация высшего педагогического образования отражена через результативно-целевой компонент и средства его достижения. Обращается внимание на четкость и лаконичность изложения и представления всех структурных компонетов: целей, плана изучения дисциплины, контрольных мероприятий, условий для получения зачета, материально-технического оснащения, учебно-методического и информационного обеспечения. Важным представляется отражение в целевом компоненте как общей политики дисциплины (миссии), играющей в условиях увеличения и обострения различных опасностей все большую роль в жизнедеятельности каждого человека и педагога, так и конкретные цели обучающихся. Планирование изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» объединяет взаимосвязанные тематический план и технологическую карту, дающую возможность обзорного представления предстоящей деятельности и ее основных видов. В разделе контрольных мероприятий студентам предлагается общий рейтинг-план по дисциплине, описание контрольных заданий и критериев их оценки. Задания дифференцированы по уровням: репродуктивные, реконструктивные, творческие. На завершающей стадии обучения студенты защищают индивидуальный творческий проект «Компьютерная презентация чрезвычайных ситуаций и защита от них» (по выбору). В процессе обучения проводится три тестирования: стартовое, рубежное и итоговое.
Самостоятельная индивидуальная и коллективная деятельность обучающихся осуществляется при педагогической поддержке преподавателя, способствующего созданию творческой образовательной среды с атмосферой взаимопонимания, взаимопомощи, сотрудничества, диалога. В контексте этого изменяются представления о преимущественно инструментальной роли силлабуса. Рационально организуя учебный процесс, силлабус, выполняя первоначально функцию внешней мотивации (мотив стремления к рационально-быстрому и успешному освоению курса), формирует внутреннюю устойчивую мотивацию по мере изучения содержания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Осознание смысла и значимости безопасности жизнедеятельности в своей собственной судьбе и будущей профессиональной деятельности «запускает» внутренние механизмы саморазвития, создает радостное чувство от предстоящей творческой активности, удовлетворения ее результатами.
На кафедре физиологии и безопасности жизнедеятельности человека НГПУ им.К.Минина апробируются инновационные варианты контактных самостоятельных работ на уровне универсального бакалавриата. Наработан определенный положительный опыт в управлении самостоятельной деятельностью обучающихся на основе технологии модульного обучения [26].
Использование технологии модульного обучения напрямую связано с компетентностной ориентацией высшего педагогического образования, в стандарте которого отражено модульное построение программы бакалавриата и магистратуры [13,15]. В основу данной технологии заложено создание системы отдельных, самостоятельных, взаимосвязанных модулей, обеспечивающих развитие необходимых общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Модуль (функциональный узел)
включает не только относительно завершенный блок информации по безопасности жизнедеятельности, но и методические рекомендации по ее освоению.
Большим преимуществом данной технологии, обеспечивающим дифференцированность субъектной деятельности, является дизайн модульной программы, который предусматривает не только последовательную логику выстраивания отдельных модулей, но и их разветвленную конфигурацию по принципу гипертекста [15]. Каждый обучающийся двигается в личной образовательной траектории.
Обладая всеми признаками инновационных технологий (концептуальность, системность, управляемость, результативность, эффективность, воспроизводимость, структурность), модульная технология обеспечивает гибкость в организации процесса обучения, усиливает его индивидуализацию и вариативность, позволяет использовать современные технологии оценивания образовательных достижений обучающихся [18]. Технология модульного обучения в образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» реализует культурологические идеи образования, акцентируя внимание на развитии культурной личности безопасного типа поведения [10,14]. В ее основе на концептуальном, проектном, процедурном, технологическом уровнях воплощается интегрированная совокупность положений взаимосвязанных компетентностной, личностно-деятельностной, информационной образовательных парадигим. Субъект-субъектные учебные взаимоотношения выстраиваются на паритетных началах в диалоговом режиме.
Использование модульной технологии обеспечивает высокий уровень интеграции, позволяющей рассматривать процесс высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности с точки зрения системности, причем его понимания не как взаимодействия отдельных частей (модулей), а как раскрытие всех его возможностей и педагогических достоинств. В первую очередь, это относится к личностно-профессиональной направленности образования, развитию взаимосвязанных аффективной, когнитивной и волевой сфер сознания обучающегося в культуре современной постиндустриальной эпохи. Интеграция отражает осознание всеобщей связи явлений и процессов мира человека, продуктов его деятельности и окружающей среды; особенности познания, исходя из взаимосвязей дисциплинарного и проблемного уровней и на основе разнообразных форм коммуникации; целостное развитие обучающегося как субъекта деятельности и общения; результат в виде профессиональной компетентности как интегративного качества личности. Она проявляется в содержательно-информационных (состав знаний, ценностей), операционно-деятельностных (способы деятельности и общения), организационно-методических (методический инструментарий, формы обучения, технологии) связях.
Мы разделяем позиции А.А. Вербицкого, Н.В. Бордовской, Т.И. Шамовой, Н.В. Борисовой, В.М. Чистиковой, которые считают, что данный вид обучения, отличаясь динамичностью, осознанной перспективой и возможностью пользоваться консультациями преподавателей, развивает уровень самостоятельной деятельности [6,24,25]. Обучающийся самостоятельно принимает решение о выборе направления обучения, уровня его планируемых результатов, порядка изучения модулей в рамках усвоения модульной программы. Самостоятельность как важнейший показатель личностно-профессионального развития будущего педагога характеризуется умением планировать свою работу в соответствии с целью и задачами, выполнением различных действий без посторонней
помощи, самоконтролем за процессом познания и его результатами, внесением необходимых корректив, ответственностью.
В научно-педагогической литературе обосновываются две модели реализации технологии модульного обучения, отражающие подходы: 1) предметно-деятельностный (дисциплинарный), предполагающий модуляции в рамках дисциплин учебного плана; 2) системно-деятельностный, направленный на формирование конкретных практических действий в содержании профессиональной деятельности [23].
Модульные программы по дисциплинам безопасности жизнедеятельности разрабатывались, исходя из компетентностного подхода и реализации как предметно-деятельностной, так и системно-деятельностной моделей. Программы дисциплин, объединяя логично выстроенные модули, отличаются полнотой и системностью. Каждый модуль направлен на формирование определенной компетенции или группы компетенций. Он обладает характерной для всех других систем совокупностью параметров: структура, функции, свойства; раскрывает цель и планируемые результаты обучения, содержание, методическое сопровождение и технологическое оснащение, организационные формы и виды деятельности, диагностику.
Благодаря модульности построения программы, содержание генерализируется и объединяется в укрупненные блоки, где происходит переход от преимущественно эмпирического изложения учебной информации к концептуальному. Усиление методологической основы содержания отражает современные представления о растущей значимости формирующейся научной области безопасности жизнедеятельности, ее ценностям и личностным смыслам. Концептуализация содержания, усиливая его фундаментализацию, предполагает отказ от излишнего академизма, известную профессиональную прагматичность, усиление мотивационных аспектов.
Следует отметить, что в теории и практике разработки модульных программ предметно-деятельностной направленности, в рамках отдельных дисциплин профессионального образования учителей накоплен значительный опыт,
свидетельствующий об их эффективности в реализации компетентностного подхода. Однако создание таких программ в структуре электронных вариантов учебно-методического комплекса (ЭУМК) по дисциплине требует серьезного теоретического обоснования. ЭУМК дисциплины, по нашему мнению, как специально разработанный педагогический проект, выстроенный в электронной образовательной среде вуза, представляет собой обобщенный сценарий образовательного процесса в единстве его целевых, содержательных, процессуальных, технологических, результативных компонентов. Содержащаяся в нем модульная программа по безопасности жизнедеятельности, в отличие от традиционных, предполагает использование преимущественно программных средств, которые обеспечивают эффективную самостоятельную деятельность.
Программное обеспечение включает системы для поиска информации по научным вопросам безопасности жизнедеятельности и методики ее изучения; обучающие, тренинговые и контролирующие системы; инструментальные системы познавательного, универсального, коммуникативного характера и др. Главное требование к ним состоит в простоте их использования, доступной для каждого обучающегося - HCI (Human-Comuter Jnterface-интерфейс человек-компьютер): компьютерные программы, диалог с которыми ориентирован на человека. Благодаря операционным системам обеспечивается широкое
использование реалистической и абстрактной наглядности, обеспечивающей понимание сложной теоретической информации и формирующей образное мышление и творческое воображение; многокомпонентной среды мультимедиа; гипертекста, интерактивного диалога. По-новому раскрываются коммуникативные аспекты учебного взаимодействия, предполагающие сотрудничество субъектов образования в условиях асинхронной (e-mail, форум, блоги, Wiki) и синхронной (тематические видеоконференции, чаты, вебинары) интерактивности.
Обращаем особое внимание на крупноблочное форматирование модулей, способствующих целостному восприятию материала, продуктивному усвоению главных и принципиальных положений. Введенный алгоритм деятельности как управляющий фактор предусматривает рационализацию учебного процесса и его результативность. Так, магистерская программа электронного учебного курса «Технологии оценки качества образования в области безопасности жизнедеятельности», выстроенная на основе средств информационно-коммуникационных технологий, объединяет три модуля:
1. Теоретические и нормативные основы технологий оценки качества образования в области безопасности жизнедеятельности;
2. Диагностика результатов образования в обучении безопасности жизнедеятельности;
3. Современные технологии оценки качества образования в области безопасности жизнедеятельности. Каждый из модулей содержит блок научно-педагогической информации, а также систему современных технологий, форм и методов ее освоения в процессе лекционно-практической и самостоятельной деятельности.
Обучающийся включается в самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемым ему сценарием или на основе собственного образовательного маршрута. Для этого он использует рейтинг-план, который включает балльную оценку всех планируемых видов деятельности и помогает планировать свою личную траекторию обучения, нацеленную на персональный рейтинг. Обучающийся в своем режиме, но с учетом установленных сроков выполняет учебные задания на основе использования информационно-поисковых, обучающих и тренировочных систем, инструментальных средств. Итогом самостоятельной работы является творческий проект создания показательного делового портфолио студии веб-дизайна «Стратегия развития инновационной парадигмы оценки качества образования в области безопасности жизнедеятельности».
Предусмотренные информационные технологии тестирования позволяют оперативно проводить мониторинг уровня сформированности нужных компетенций и определить итоговый рейтинг. Работа в электронной образовательной среде облегчает межсубъектную коммуникацию обучающихся с преподавателем и друг с другом, позволяет оперативно получать информацию и реагировать на нее.
В структуре каждого модуля по дисциплинам безопасности жизнедеятельности выделяются разнообразные учебные элементы текстового (раздел учебника, статья в СМИ, научный комментарий чрезвычайной ситуации), аудиовизуального (видеофильм, слайд, картина), натурного (познавательная экскурсия на оползневой склон), электронного (компьютерная презентация, интернет-ресурсы) характера, работа с которыми формирует необходимые педагогические компетенции информационного, коммуникационного,
регулятивного, личностного характера [7,8]. Освоение содержания модуля предполагает определенный общий алгоритм деятельности, охватывающий целостный цикл познания [9,12].
Опора на самостоятельную деятельность трансформирует функции субъектов образовательного процесса. Преподаватель из главного транслятора знаний превращается в консультанта, который управляет самостоятельной деятельностью студентов как в условиях непосредственных контактов, так и при работе в электронной образовательной среде вуза.
Нами предпринята попытка методического конструирования системно-деятельностной модели модульной технологии на основе концепции «Модель трудовых навыков» Международной организации труда при ЮНЕСКО. Она раскрывается на примере формирования компетенций: ОК-9 - демонстрирует способность использовать приемы оказания первой помощи обучающимся и методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций и ОПК-6 - демонстрирует готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в образовательной среде. В этом случае под модулем нами понимаются профессиональные действия и операции будущего педагога по оказанию первой помощи пострадавшим, которые выполняются обучаемыми более или менее однозначно, что позволяет достичь запланированных результатов в виде освоения указанных компетенций. Следует отметить, что вопрос оказания первой помощи на основе модульной технологии рассматривался К.А. Шаповаловым и Л.А. Шаповаловой [25]. Однако в данных исследованиях не нашел отражения уникальный интегративный потенциал модульной технологии, представленный в комплементарности компетентностного, личностно-деятельностного, культурологического, коммуникативного подходов; единстве теории и практики, учебной и профессиональной деятельности, морфоструктурных и функциональных форм содержания; межсубъектного взаимодействия.
Разработанная система включает такие модули, как «Диагностика неотложных состояний и первая помощь при них», «Основы сердечно-лёгочной реанимации», «Характеристика травматизма. Меры профилактики травм и первая помощь при них». В ходе изучения каждого модуля студенты осваивают практический опыт оказания первой помощи при неотложных состояниях, учатся проводить мероприятия по восстановлению и поддержанию жизнедеятельности организма при терминальных состояниях. Весь теоретический и практический материал, представленный в модулях, позволяет на каждом практическом занятии осваивать логически завершенную единицу учебного материала. Все модули имеют унифицированную структуру, отражающую формируемые компетенции и соответствующие им теоретические знания и практические умения, таким образом, данные модули включены в программу таких дисциплин, как «Безопасность жизнедеятельности», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Первая помощь пострадавшему». Модуль имеет пятикомпонентный состав и включает мотивационный, познавательный, практический, коммуникативный, рефлексивный компоненты. В условиях заочной формы обучения он выполняется в основном самостоятельно.
Мотивационный компонент предполагает формирование внутреннего устойчивого настроя на предстоящую деятельность, осознание ее важности, необходимости в предстоящей педагогической работе, целеполагание. Познавательный компонент включает теоретическое тематическое содержание, необходимое для выполнения обязательных действий и процедур по оказанию первой помощи. Включённый глоссарий основных
понятий служит опорным каркасом всего содержания каждого модуля. Включение электронных презентаций, мультимедиа повышает уровень наглядности, доступности в усвоении содержания. Используются объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые и исследовательские методы. Практический компонент направлен на освоение методов и приемов оказания первой помощи с помощью изучения ориентировочной основы деятельности и самой деятельности. В тренингах и упражнениях, отрабатываются навыки самостоятельного и творческого применения способов оказания первой помощи в реальных ситуациях. Коммуникативный компонент отражает характер межсубъектного взаимодействия при отработке умений накладывать повязки, шины, выполнять искусственное дыхание и др. На основе диалога происходит обмен отношениями, знаниями, умениями, способами деятельности. Предполагаемое обсуждение требует включение обучающихся в непосредственную деятельность на веб-форумах, в чатах, других средствах информационного обмена в условиях электронной образовательной среды. Рефлексивный компонент предназначен для анализа и оценки усвоения компетенций, обсуждения типичных ошибок, поощрения успешности решения творческих задач. Решение тестовых заданий по каждому модулю позволяет обучающимся набрать определенную сумму баллов и использовать модульно-рейтинговую систему учебных достижений. Таким образом, рейтинг учебных достижений выступает в качестве значимого фактора в управлении самостоятельной деятельностью студентов в условиях модульного обучения.
Таким образом, технология модульного обучения, используемая в заочной подготовке бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности, позволяет активизировать самостоятельную деятельность обучающихся при освоении как учебных дисциплин подготовки, так и системы конкретных профессиональных действий и операций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агеева Е.Л. Оказание первой помощи ребёнку: учебно-методическое пособие. Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2016. 97с.
2. Агеева Е.Л., Жидкова Х.В. Практическая направленность образования магистров -будущих учителей безопасности жизнедеятельности // Современные проблемы науки и образования. 2015. №6. С. 401.
3. Агеева Е.Л., Лекомцева А.А. Специфика конструирования оценочных средств при проведении текущего контроля // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: сб. статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Специальное (дефектологическое) образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. Нижний Новгород, 2015. С. 69-71.
4. Артемов А., Павлов Н., Сидорова Т. Модульно-рейтинговая система // Высшее образование в России. М.,1999.С.121-125
5. Борисова Н.В., Гудков Н.А., Бугрин В.П., Кузов В.Б. Использование модульной системы обучения в профессиональной подготовке кадров // Персонал. 2000. №1. С.24-30.
6. Груздева М.Л., Тукенова Н.И. Силлабус как средство организации самостоятельной работы студентов [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2016. №1 (13). С.19. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/sillabus-kak-sredstvo-organizatsiisamostoyatelnoy/ (дата обращения 06.11.2016)
7. Камерилова Г.С., Прохорова И.В., Агеева Е.Л., Баталова Э.Н. Информационно-образовательная среда вуза как средство реализации информационного подхода в образовании // Вестник Мининского университета. 2015. №4(12). URL:http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/e11/kamerilova.pdf (дата обращения 04.11.2016)
8. Камерилова Г.С., Веряскина М.А., Варламов А.С. Модульный формат электронного учебно-методического комплекса дисциплин подготовки учителя безопасности жизнедеятельности // Современные проблемы науки и образования. 2015. №5; URL: http://www.science-education.ru/128-22153 (дата обращения 04.11.2016).
9. Картавых М.А., Камерилова Г.С. Технологии образования в области безопасности жизнедеятельности: учебное пособие. Н.Новгород, Мининский университет, 2016. 86с.
10. Картавых М.А. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельностит (Учебный курс для будущих педагогов) // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2009. №1. С. 26-34.
11. Картавых М.А., Агеева Е.Л., Веряскина М.А. Использование электронной образовательной среды в изучении обучающимися безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс] // Науковедение. 2015. №3. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/15PVN315.pdf (дата обращения 22.09.2016)
12. Картавых М.А., Камерилова Г.С., Агеева Е.Л. Образование в области безопасности жизнедеятельности: пишем магистерскую диссертацию: учеб.пособие. Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2015. 87 с.
13. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / под ред. В.А. Козырева, И.Ф. Радионовой, А.П. Тряпицыной. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. 392 с.
14. Михайлов Л.А. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие. М.: Академия, 2009. 288 с.
15. Муравьева А.А., Кузнецова Ю.Н., Червякова Т.Н. Организация модульного обучения, основанная на компетенциях. М., 2005.
16. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.пособие. М.:Издательский центр «Академия», 2001. 272с.
17. Равен Дж. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы / пер.с англ. М.: «Когито-Центр»,1999.144 с.
18. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 256с.
19. Современные образовательные технологии: учеб.пособие - коллектив авторов / под ред. Н.В. Бордовской.2 изд. М.: КНОРУС, 2011. 432с.
20. Субботин М.М. Гипертекст. Новая форма письменной коммуникации // ВИНИТИ. Сер. Информатика. Т.18. М.,1994.
21. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе: практико-ориентированная монография. М.: Новая школа, 2001.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению «Педагогическое образование» [Электронный ресурс]. URL: httpV/минобрнауки.рф
23. Чистикова В. Основы модульного подхода к содержанию непрерывной профессиональной подготовки // Инновации образовании. 2008. №5. С. 53-71.
24. Шамова Т.И. и др.Управление образовательными системами: учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб. /под ред Т.И. Шамовой. М.:Академия, 2002.
25. Шаповалов К.А., Шаповалова Л.А. Основы дидактики учебной темы «Раны» учебного модуля «Оказание первой помощи при травмах, несчастных случаях, катастрофах и стихийных бедствиях» предмета «Безопасность жизнедеятельности»для гуманитарных и технических университетов //Безопасность жизнедеятельности. 2013. №4.
26. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения: монография. М., 1990.
27. Allport G.W. Becoming: Basic Considerations for a Psychology of Personality. New Haven: Yale University Press, 1955.
28. Cattel R.B. The birth of the Society of Multivariate Experimental Psychology. Journal of the History of the Behavioral Sciences. 1990. №26. P. 48-57.
29. Edwards R. Abult Learners, Education and Training. Learning through. Life 2.
30. Husen T. The Learning Society. L.: Methuen, 1974.
31. Hutmacher, Walo. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996. Council for Cultured Co-operation (CDCC) a II Secondary Education for Europe Strasburg, 1997. P.11.
REFERENCES
1. Ageeva E.L. Okazanie pervoj pomoshhi rebjonku [First-aid treatment to the child]. N. Novgorod: NGPU im. K. Minina, 2016. 97p. (In Russian)
2. Ageeva E.L., Zhidkova H.V. Prakticheskaja napravlennost' obrazovanija magistrov -budushhih uchitelej bezopasnosti zhiznedejatel'nosti [Practical orientation of education of masters -future teachers of health and safety]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija, 2015, no.6, p. 401. (In Russian)
3. Ageeva E.L., Lekomceva A.A. Specifika konstruirovanija ocenochnyh sredstv pri provedenii tekushhego kontrolja [Specifics of designing of estimated means when carrying out the current control]. Modernizacija pedagogicheskogo obrazovanija v kontekste global'noj obrazovatel'noj povestki: sb. statej po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii po problemam razrabotki i aprobacii novyh modulej programm bakalavriata po ukrupnennoj gruppe special'nostej «Obrazovanie i pedagogika» (napravlenie podgotovki - Special'noe (defektologicheskoe) obrazovanie), predpolagajushhih akademicheskuju mobil'nost' studentov vuzov pedagogicheskogo profilja (nepedagogicheskih napravlenij podgotovki) v uslovijah setevogo vzaimodejstvija. Nizhegorodskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. K. Minina. Nizhnij Novgorod. 2015. Pp. 69-71 (in Russian).
4. Artemov A., Pavlov N., Sidorova T. Modul'no-rejtingovaja sistema [Modular and rating system ]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. Moscow, 1999, pp. 121-125 (in Russian).
5. Borisova N.V., Gudkov N.A., Bugrin V.P., Kuzov V.B. Ispol'zovanie modul'noj sistemy obuchenija vprofessional'nojpodgotovke kadrov [Use of modular system of training in professional podgotovkekadr ]. Personal, 2000, no. 1, pp.24-30 (in Russian).
6. Gruzdeva M.L., Tukenova N.I. Sillabus kak sredstvo organizacii samostojatel'noj raboty studentov [Syllabus as a means of independent work of students]. VestnikMininskogo universiteta, 2016, no. 1(13), p. 19. Available at: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/sillabus-kaksredstvo-organizatsii-samostoyatelnoy/ (accessed 06.11.2016) (in Russian).
7. Kamerilova G.S., Prohorova I.V., Ageeva E.L., Batalova Je.N. Informacionno-obrazovatel'naja sreda vuza kak sredstvo realizacii informacionnogo podhoda v obrazovanii [The information and education environment of higher education institution as an implementer of information approach in education]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2015, no. 4(12). Available at: http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/e11/kamerilova.pdf (accessed 04.11.2016) (in Russian).
8. Kamerilova G.S., Verjaskina M.A., Varlamov A.S. Modul'nyj format jelektronnogo uchebno-metodicheskogo kompleksa disciplin podgotovki uchitelja bezopasnosti zhiznedejatel'nosti [Modular format of an electronic educational and methodical complex of disciplines of training of the teacher of health and safety]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2015, no. 5. Available at: http://www.science-education.ru/128-22153 (accessed 04.11.2016) (in Russian).
9. Kartavyh M.A., Kamerilova G.S. Tehnologii obrazovanija v oblasti bezopasnosti zhiznedejatel'nosti [Technology education in the field of health and safety]. N. Novgorod, Mininskij universitet Publ., 2016. 86 p. (In Russian)
10. Kartavyh M.A. Teorija i metodika obuchenija bezopasnosti zhiznedejatel'nostit (Uchebnyj kurs dlja budushhih pedagogov) [Theory and technique of vital activity safety training (Training course for future teachers)]. OBZh. Osnovy bezopasnosti zhizni, 2009, no. 1, pp. 26-34 (in Russian).
11. Kartavyh M.A., Ageeva E.L., Verjaskina M.A. Ispol'zovanie jelektronnoj obrazovatel'noj sredy v izuchenii obuchajushhimisja bezopasnosti zhiznedejatel'nosti [he use of e-learning in the educational environment of studying life safety]. Naukovedenie, 2015, no. 3. Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/15PVN315.pdf (accessed 22.09.2016) (in Russian).
12. Kartavyh M.A., Kamerilova G.S., Ageeva E.L. Obrazovanie v oblasti bezopasnosti zhiznedejatel'nosti: pishem magisterskuju dissertaciju [Education in the field of health and safety: write a master's thesis]. N. Novgorod, NGPU im. K. Minina, 2015. 87 p. (In Russian)
13. Kompetentnostnyj podhod v pedagogicheskom obrazovanii: kollektivnaja monografija [Competence-based approach in pedagogical education: collective monograph ]. Pod red. V.A. Kozyreva, I.F. Radionovoy, A.P. Tryapitsynoy. St. Petersburg, RGPU of A.I. Herzen, 2008. 392 p. (In Russian)
14. Mihajlov L.A. Teorija i metodika obuchenija bezopasnosti zhiznedejatel'nosti [Theory and technique of training of health and safety]. Moscow, Akademiya Publ., 2009. 288 p. (In Russian)
15. Murav'eva A.A., Kuznecova Ju.N., Chervjakova T.N. Organizacija modul'nogo obuchenija, osnovannaja na kompetencijah [The organization of modular training founded on competences]. Moscow, 2005. (In Russian)
16. Polat E.S., Buharkina M.Ju., Moiseeva M.V., Petrov A.E. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovanija [New pedagogical and information technologies in education]. Moscow, "Akademiya" Publ., 2001.272p. (In Russian)
17. Raven Dzh. Pedagogicheskoe testirovanie: problemy, zabluzhdenija, perspektivy [Pedagogical testing: Problems, errors, prospects]. Moscow, «Kogito-Tsentr» Publ., 1999. 144p. (In Russian)
18. Selevko G.K. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii [Modern educational technologies]. Moscow, Narodnoe obrazovanie Publ.,1998. 256p. (In Russian)
19. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii [Modern educational technologies]. N.V.Bordovskoy and others.2 th ed. Moscow, KNORUS Publ., 2011. 432p. (In Russian)
20. Subbotin M.M. Gipertekst. Novaja forma pis'mennoj kommunikacii [Hypertext. New form of written communication ]. VINITI. Ser. Informatika. T.18. Moscow,1994. (In Russian)
21. Tret'jakov P.I., Sennovskij I.B. Tehnologija modul'nogo obuchenija v shkole: praktiko-orientirovannaja monografija [Technology of modular training in the shkole: praktiko-focused monograph]. Pod red. P.I. Tret'yakova. Moscow, Novy school Publ., 2001. (In Russian)
22. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija po napravleniju «Pedagogicheskoe obrazovanie» [Federal State Educational Standard of Higher Education in "Teacher education"]. Available at: http://minobrnauki.rf
23. Chistikova V. Osnovy modul'nogo podhoda k soderzhaniju nepreryvnoj professional'noj podgotovki [Bases of modular approach to the content of continuous vocational training ]. Innovatsii obrazovanii, 2008, no. 5, pp. 53-71. (In Russian)
24. Shamova T.I. i dr. Upravlenie obrazovatel'nymi sistemami: ucheb.posobie dlja stud.vyssh.ped.ucheb. [Management of educational systems: ucheb.posobiye]. Moscow, Akademiya Publ., 2002. (In Russian)
25. Shapovalov K.A., Shapovalova L.A. Osnovy didaktiki uchebnoj temy «Rany» uchebnogo modulja «Okazanie pervoj pomoshhi pri travmah, neschastnyh sluchajah, katastrofah i stihijnyh bedstvijah» predmeta «Bezopasnost' zhiznedejatel'nosti»dlja gumanitarnyh i tehnicheskih universitetov [hapovalov KA, Shapovalova LA Basics of didactics curriculum Topics "Wounds" training module "First aid for injuries, accidents, catastrophes and natural disasters", "Health and Safety" of the object for humanitarian and technical universities]. Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti, 2013, no. 4. (In Russian)
26. Jucjavichene P.A. Teorija ipraktika modul'nogo obuchenija: monografija [Theory and practice of modular training: a monograph] Moscow,1990. (In Russian).
27. Allport G.W. Becoming: Basic Considerations for a Psychology of Personality. New Haven: Yale University Press, 1955.
28. Cattel, R.B. The birth of the Society of Multivariate Experimental Psychology. Journal of the History of the Behavioral Sciences. 1990. No. 26. Pp. 48-57.
29. Edwards R. Abult Learners, Education and Training. Learning through. Life 2.
30. Husen T. The Learning Society. L.: Methuen, 1974.
31. Hutmacher, Walo. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996. Council for Cultured Co-operation (CDCC) a II Secondary Education for Europe Strasburg, 1997.P. 11.
© Камерилова Г.С., Агеева Е.Л. 2016
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Камерилова Галина Савельевна - доктор педагогических наук, профессор, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Kamerilova G. S .- doctor of pedagogical sciences, professor, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Агеева Елена Львовна - кандидат биологических наук, доцент кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности человека, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, е-mail:[email protected]
Ageeva E.L .- cand. sci. (biol), docent, head of chair physiology and the safety of human life Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University. Nizhny Novgorod, Russian Federation e-mail:[email protected]