Научная статья на тему 'Коммуникативная компетентность бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности: концептуальные подходы и циклическая модель формирования'

Коммуникативная компетентность бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности: концептуальные подходы и циклическая модель формирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / БАКАЛАВР ОБРАЗОВАНИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ИДЕИ / ЦИКЛИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ФАЗОВАЯ ЛОГИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ДИАЛОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камерилова Галина Савельевна, Картавых Марина Анатольевна

В статье раскрывается роль коммуникативной компетентности в подготовке бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности, обосновываются образ коммуникативно-компетентного учителя, готового и способного к многообразному межсубъектному диалогу, обеспечивающему общее видение остроты проблем безопасной жизнедеятельности как основы для выработки единых решений и действий. Рассматривается методология формирования коммуникативной компетентности у бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности, включающая ведущие мировоззренческие идеи, психолого-педагогические подходы, методические принципы. Обосновывается циклическая модель формирования коммуникативной компетентности бакалавров образования на основе содержания образовательной области «Безопасность жизнедеятельности», включающая целевой, содержательный, процессуальный, технологический, рефлексивно-оценочный компоненты. Циклический процесс формирования коммуникативной компетентности у бакалавров имеет фазовую логику и основывается на разнообразных моделях общения и соответствующих смыслоцелевых диалогах. Оценка результативности определялась по уровням сформированности коммуникативной компетентности и показала положительную динамику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Камерилова Галина Савельевна, Картавых Марина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE COMPETENCE OF BACHELORS OF EDUCATION IN THE FIELD OF HEALTH AND SAFETY: CONCEPTUAL APPROACHES AND CYCLIC MODEL OF FORMATION

In article the role of communicative competence of training of bachelors of education in the field of health and safety reveals, are proved an image communicatively the competent teacher ready and capable to the diverse intersubject dialogue providing the general vision of sharpness of problems of safe activity as bases for development of uniform decisions and actions. The methodology of formation of communicative competence at bachelors of education in the field of health and safety including the leading world outlook ideas, psychology and pedagogical approaches, the methodical principles is considered. The cyclic model of formation of communicative competence of bachelors of education on the basis of the maintenance of the educational area "Health and safety" including target, substantial, procedural, technological, reflexive and estimated components is proved. Cyclic process of formation of communicative competence at bachelors has phase logic and is based on various models of communication and the corresponding smyslotselevy dialogues. Assessment of effectiveness was determined by levels of formation of communicative competence and showed positive dynamics.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная компетентность бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности: концептуальные подходы и циклическая модель формирования»

УДК 378

Г.С.КАМЕРИЛОВА1, М.А.КАРТАВЫХ1

'Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ И ЦИКЛИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ

Аннотация. В статье раскрывается роль коммуникативной компетентности в подготовке бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности, обосновываются образ коммуникативно-компетентного учителя, готового и способного к многообразному межсубъектному диалогу, обеспечивающему общее видение остроты проблем безопасной жизнедеятельности как основы для выработки единых решений и действий. Рассматривается методология формирования коммуникативной компетентности у бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности, включающая ведущие мировоззренческие идеи, психолого-педагогические подходы, методические принципы. Обосновывается циклическая модель формирования коммуникативной компетентности бакалавров образования на основе содержания образовательной области «Безопасность жизнедеятельности», включающая целевой, содержательный, процессуальный, технологический, рефлексивно-оценочный компоненты. Циклический процесс формирования коммуникативной компетентности у бакалавров имеет фазовую логику и основывается на разнообразных моделях общения и соответствующих смыслоцелевых диалогах. Оценка результативности определялась по уровням сформированности коммуникативной компетентности и показала положительную динамику.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, бакалавр образования, безопасность жизнедеятельности, мировоззренческие идеи, циклическая модель, фазовая логика формирования коммуникативной компетентности, диалог.

G. S KAMERILOVA1, M.A. KARTAVYKH1

'Minin Nizhny Novgorod Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation

COMMUNICATIVE COMPETENCE OF BACHELORS OF EDUCATION IN THE FIELD OF HEALTH AND SAFETY: CONCEPTUAL APPROACHES AND CYCLIC MODEL OF FORMATION

Abstract. In article the role of communicative competence of training of bachelors of education in the field of health and safety reveals, are proved an image communicatively - the competent teacher ready and capable to the diverse intersubject dialogue providing the general vision of sharpness of problems of safe activity as bases for development of uniform decisions and actions. The methodology of formation of communicative competence at bachelors of education in the field of health and safety including the leading world outlook ideas, psychology and pedagogical approaches, the methodical principles is considered. The cyclic model of formation of communicative competence of bachelors of education on the basis of the maintenance of the

educational area "Health and safety" including target, substantial, procedural, technological, reflexive and estimated components is proved. Cyclic process of formation of communicative competence at bachelors has phase logic and is based on various models of communication and the corresponding smyslotselevy dialogues. Assessment of effectiveness was determined by levels of formation of communicative competence and showed positive dynamics.

Keywords: communicative competence, bachelor of education, health and safety, world outlook ideas, cyclic model, phase logic of formation of communicative competence, dialogue.

В современных условиях стремительного нарастания рисков опасных и чрезвычайных ситуаций в социальной, природной и техногенной сферах, угрожающих как отдельному человеку и государству, так и всему мировому сообществу, возникает осознание необходимости новых подходов в их преодолении. Речь идет о пересмотре стратегий защиты от разрозненных индивидуальных мер к объединению общих усилий по совместному решению проблем безопасности жизнедеятельности на локальном, региональном, национальном, глобальном уровнях. В этой связи становится очевидным возрастающее значение коммуникативной компетенции личности: умений договариваться, понимания значимости коллективных решений, навыков взаимодействия в реализации совместных систем безопасности. Эта важная особенность современной эпохи, сопряженная с широкомасштабной сетевой коммуникацией, свидетельствует о развитии новой формы социальных отношений, суть которой состоит в необходимости людей «думать вместе и действовать сообща» (Н.Н. Моисеев). Предполагая активное взаимодействие равноправных субъектов, коммуникативная компетентность обеспечивает осознание общего стремления к безопасной жизнедеятельности и согласия по поводу снижения рисков, способов их предупреждения. В основу коллективного обмена идеями, смыслами, информацией заложена идея культурной коммуникации, позволяющая достичь взаимопонимания, адекватности восприятия, позитивности в общении, толерантности, ориентации на сохранение и устойчивое социоприродное развитие.

Новые общественные запросы образованию на личность педагога отражают его новый образ коммуникативно-компетентного учителя, готового и способного к многообразному межсубъектному диалогу, обеспечивающему общее видение остроты проблем безопасной жизнедеятельности как основы для выработки единых решений и действий.

Востребованная сегодня коммуникативная компетентность связывается со становлением личности, ее субъектности, а само общение рассматривается как феномен определенного типа культуры (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, В.С. Библер Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, В.П. Зинченко, С.Ю. Курилова, М.И. Лисина, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Б.Д. Парыгин, Б.С. Руденский, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская [1, 2 ,3, 20, 21]).

Л.С. Выготский, рассматривая развитие как непрерывную социально-культурно-историческую коллективную деятельность, выдвигает фундаментальный тезис о творческом характере деятельности человека, особо выделяя при этом роль сотрудничества. Именно сотрудничество, по мнению автора, дает возможность подниматься на более высокую ступень своего развития (от интерпсихической к интрапсихической) [4]. Исходя из этого, задачи становления бакалавра образования как культурной личности безопасного типа поведения, содержание образовательных программ по безопасности жизнедеятельности,

процедуры и технологии обучения, его результативность должны строиться исходя из его социокультурной исторической миссии, обеспечивая процесс становления: индивид -личность - субъект деятельности - индивидуальность (Б.Г. Ананьев). В процессе становления субъектности обучающиеся испытывают на опыте социальную природу своего существования и силу коллективной творческой деятельности в процессе создания новых инструментов роста (Л. Хольцман).

Педагог новой формации понимает и реализует переход от модели обучения, ориентированной на индивида, на коммуникативные образовательные модели, актуализирующие обучение в сотрудничестве [17].

Коммуникативная компетентность обладает особой спецификой, проявляющейся в ее неразрывной связи с другими компетентностями. Так, из представлений С.Ю. Куриловой следует, что коммуникативная компетентность имманентно присутствует в остальных видах компетентностей и обеспечивает овладение креативными навыками учебной деятельности в процессе решения различных коммуникативных задач, установление и поддержку конструктивных контактов с другими людьми, успешную адаптацию в социальных группах и ситуациях межличностного взаимодействия [20]. Аналогичная позиция обосновывается Д.А. Леонтьевым, рассматривающим коммуникацию в качестве непременного условия любого другого вида деятельности, что делает ее основой учебного взаимодействия [21]. Формируемая на основе коммуникативной деятельности и в ней же проявляющаяся, коммуникативная компетентность сопряжена с другими профессиональными компетентностями, что обеспечивает эффективность их совместного становления у бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности.

Важно учитывать также справедливое замечание Ю.Н. Емельянова, который подчеркивает, что коммуникативная компетентность зависит не только от присущих индивиду свойств, но и от изменений, происходящих в обществе. На каждом новом витке общественного развития меняется нормативное представление о коммуникативной компетентности его членов [6].

В процессе развития у бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности коммуникативной компетентности формируется межличностная коммуникация, включающая следующие виды: 1) линейная, ориентированная однонаправлено (педагог - обучающийся); 2) трансакционная, с одновременным обменом информацией, организуемом в диалоговом режиме (полилоге); 3) интерактивная, базирующаяся на цикле обратной связи. Осуществляемый цикличный взаимообмен происходит с учетом личностных и психолого-возрастных качеств участников диалога и дает возможность выбора содержания, методов и форм его освоения. Если в первом случае происходит трансляция информации, которая не претерпевает изменений, то в дальнейшем информация обогащается за счет совместного вклада участников и их интерпретационной деятельности (Н.Г. Алексеев, Г.П. Щедровицкий). Интерактивностъ в обучении бакалавров образования безопасности жизнедеятельности предполагает как информационное взаимодействие, так и обмен ценностными ориентациями, смыслами, деятельностью.

Обоснованный И.А. Колесниковой коммуникативный цикл состоит из ряда этапов от начала передачи информации до получения обратной связи: 1) предкоммуникативный (анализ коммуникативных потребностей с позиций педагогического замысла, формирование содержания сообщения и его кодирование, выбор формы педагогической коммуникации,

оценка коммуникативного потенциала образовательной ситуации); 2) коммуникативный акт (передача информации в условиях для ее оптимального восприятия); 3) обратная связь (запрос - получение обратной связи и оценка результативности коммуникативной деятельности); 4) информационные последствия (степень обеспечения полноты и завершенности цикла по отношению к коммуникативной цели) [17].

Дискуссионным остается вопрос о составе коммуникативной компетенции. На наш взгляд, заслуживает внимания модульная трактовка структуры коммуникативной компетентности, которая обосновывается Н.А. Глебовой. Обобщая различные подходы, она выделяет следующие модули: когнитивный (коммуникативные знания), деятельностный (коммуникативные умения и навыки), мотивационный (потребность в общении), социальный (социальное взаимодействие), этический (нормы и правила общения), поведенческий (устойчивые способы и стили коммуникативного поведения), ценностный (отношение к общению как к ценности), личностный (индивидуальные способности и качества личности, способствующие эффективному общению) [5].

В основу отбора концептуальных положений формирования коммуникативной компетентности у бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности заложено фундаментальное представление о всеобщей связи всех процессов и явлений в самой действительности: единство мира в вечном движении, единство материи и сознания, мышления и языка, единство развития природы и общества. Человек как часть мира включен в совокупность разнообразных взаимосвязей, составляющих основу его бытия и деятельности в природе, обществе, культуре. Всеобщность связи всего со всем проявляется, как утверждает А.И. Субетто, в гармонии как законе существования и организации целого [25]. Нами выделены следующие концептуальные идеи:

идея всеобщего единства непрерывного и континуального мира природы, человека и его деятельности, характеризующегося возрастающей потенциальной опасностью, дестабилизацией окружающей среды, ростом противоречий и стрессовых ситуаций и развивающегося в направлении устойчивого развития. Понимание человеком своей роли как источника потенциальных опасностей и как их «жертвы» приводит к осознанию своего предназначения в мире, смысла и цели бытия. Осознание единства мира стремительно возрастает с переходом к информационному обществу и усиливает необходимость формирования коммуникативной компетентности личности в обучении безопасности жизнедеятельности. Именно коммуникации решающим образом будут влиять на решение сложных проблем, помогая человечеству выжить (К. Майнцер);

идеи постнеклассической науки, влияющие на современный образ научной картины мира (В.С. Степин) и его отражение в содержании образования. Общенаучная картина мира, рассматриваемая с системно-синергетических позиций, отражает проблематическую проективность жизнедеятельности, рефлексию стратегий поведения, связанных с культурным освоением изменчивого и потенциально опасного мира, многоплановой позиционности личности. Проблемно-интегрированное научное направление «Безопасность жизнедеятельности» способствует целостному видению проблем развития стратегий безопасности, поскольку основано на консенсусах, договоренностях, понимании их комплементарности, а не взаимоисключения. Подходы постнеклассичности означают открытость обсуждения, взаимосвязь «научности и бытийности», допускают ситуативность и возможность выбора альтернатив, прогнозирования, управления. Акцентируется внимание

на роли личности в сохранении безопасного и устойчивого мира; ответственности за личностную, национальную, глобальную безопасность;

идея философско-антропологической теории общения, рассматривающая личность как субъект общения, положение полисубъектности и деятельностного опосредования, освещает выполнение информационных (гносеологическая формула общения: знак-значение), когнитивных (гносеологическая формула общения: значение - смысл), эмотивных (гносеологическая формула общения: смысл - отношение), конативных (гносеологическая формула общения: отношение - поведение), креативных (гносеологическая формула общения: поведение - личность) функций [24]. Заложенная в основу концепции формирования коммуникативной компетентности теория общения, реализуя развивающий тип обучения, обеспечивает концептуальную целостность и отражение закономерностей структурирования предметного содержания и процессуальной цикличности в области безопасности жизнедеятельности. Определяет разнообразие коммуникативных ситуаций -моделей общения в технологическом компоненте образовательного цикла, обоснованных нами ранее [11, 13, 18];

идея культурной коммуникации и диалогичности [2, 8] как средство интеграции субъектов общения в различной культурно-образовательной среде, означает одновременную идентичность и полифоничность интерпретации информации, обсуждаемой с позиций адекватности и позитивности. Создаваемое культурно-образовательное единство есть единство разнообразия, построенное на принципах диалогичности, толерантности, компромиссах относительно путей безопасной жизнедеятельности личности, страны, мира и способов их познания в логике личностно-деятельностного образования. Культурная коммуникация, осуществляемая в рамках диалога, определяет процессуально-технологический комплекс формирования коммуникативной компетентности бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности;

идея цикличности образовательного процесса (А.М. Данилов, Л.Я. Зорина, И.А. Колесникова Е.С. Полат, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына, П.И. Пидкасистый) как процесса двуединой процедуры развертывания субъект-субъектных отношений в процессе коммуникативной деятельности в обучении [7, 13, 18]. Процессуальная цикличность является отражением закона системного времени (А.И. Субетто) и воплощает разные смыслы: законченность данного процесса предполагаемым планируемым результатом; диахронность развития, повторяемость процессов в виде итераций; передача системогенетической информации; упорядоченность составных частей [25].

Разработанная нами модель образовательного цикла характеризуется целенаправленностью, внутренним системным единством, динамизмом внутренних состояний с диагностикой микрорезультатов обучения, итеративностью в его воспроизводимости и повторяемости, возобновляемостью, управляемостью; функционированием в электронной образовательной среде Мининского университета [10].

Выделенные идеи непосредственно связаны с компетентностным, личностно-деятельностным, информационным, средовым подходами в высшем профессиональном образовании будущего учителя безопасности жизнедеятельности [9]. Они реализуются с помощью принципов, определяющих профессиональную специфику компонентов образовательного цикла. Главные из них: субъектность и социализация; аксиологичность; культурологичность; интерактивность; интеграция; фундаментальность; эмоционально-

информационного и деятельностного обогащения образовательной среды; учебного взаимодействия на основе взаимосвязи локально-краеведческого, регионально-национального и глобального уровней содержания; вариативность, ситуативность; положительная мотивация, перцепция и эмпатия.

Циклическая модель реализации процесса формирования коммуникативной компетентности бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности объединяет целевой, содержательный, процессуальный, технологический и рефлексивно-оценочный компоненты (рисунок 1).

Целевой компонент - развитие коммуникативной компетентности бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности в единстве ее мотивационно-целевой, ценностно-нормативной, информационно-познавательной, практико-созидающей и личностной составляющих.

Содержательный компонент выстраивается исходя из структуры целевого компонента в единстве аксиологического, когнитивного, праксиологического и личностного аспектов, причем рассматриваемых с двух сторон: коммуникативной, а также предметно- и методически ориентированной в области безопасности жизнедеятельности.

ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ

развитие коммуникативной компетентности бакалавров образования в области БЖ

РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ

уровни развития коммуникативной компонентности в области БЖ

У

Л

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

аспекты:

аксиологический когнитивный праксиологический личностный

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

модели общения:

экспрессивная ритуальная познавательная убеждающая

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

фазы:

проблемно-инициативная проблемно-поисковая проблемно-творческая рефлексивная

Рисунок 1 - Циклическая модель реализации процесса формирования коммуникативной компетентности бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности

Аксиологический аспект объединяет мотивационное и ценностно-нормативное содержание коммуникативной деятельности и безопасности жизнедеятельности, являющееся условием формирования убеждений и идеалов, смыслов и ценностей духовной сферы личности будущего учителя безопасности жизнедеятельности. Предусматривает интерес и

готовность бакалавров к педагогическому общению в процессе обучения безопасности жизнедеятельности, желание освоить культуру межсубъектного взаимодействия, нормы, правила безопасного поведения.

Когнитивный аспект предполагает освоение мировоззренческих, коммуникативных, предметных, психолого-педагогических и методических знаний при изучении безопасности жизнедеятельности.

Праксиологический аспект подразумевает усвоение коммуникативных умений и коммуникативной деятельности бакалавра образования, предметных способов деятельности, в том числе творческой.

Личностный аспект подразумевает понимание и рефлексию смысла усвоенного содержания, осознание сформированных профессионально значимых для учителя безопасности жизнедеятельности личностных качеств.

Процессуальный компонент имеет фазовый характер и включает четыре фазы: 1) проблемно-инициативную; 2) проблемно-поисковую; 3) проблемно-творческую; 4) рефлексивную, связанные с целевыми ориентирами и содержательной основой цикла.

В проблемно-инициативной фазе преобладает коммуникативная деятельность аксиологического характера, в которой создается общий позитивный фон коммуникации, обеспечивающий необходимый уровень взаимоотношений. Виды деятельности: проблематизация, целеполагание, актуализация субъектного опыта для освоения новых смыслов, ценностей, когнитивной опоры деятельности.

В проблемно-поисковой фазе акцентируется внимание на вербальном и невербальном обмене информацией - правилами и нормами межсубъектного взаимодействия, образцами культуры информационно-коммуникационного общения, формировании опыта группового взаимодействия при обсуждении проблем безопасности жизнедеятельности. Наряду с моделями общения, основанными на идеологии сотрудничества, осваиваются правила позиционных моделей деловой активности (дискуссии, сюжетно-ролевые игры) в освоении когнитивного аспекта содержания безопасности жизнедеятельности.

В проблемно-творческой фазе коммуникативная деятельность осуществляется с целью обмена умениями, способами творческой деятельности, креативными видами действий с целью освоения праксиологического аспекта содержания. Предполагается высокий уровень самостоятельности при выборе стратегий и форм учебного взаимодействия. Организация совместной деятельности происходит как в процессе применения известных схем и алгоритмов безопасного поведения и оказания первой помощи при неотложных состояниях, так и новых способов коммуникативной деятельности, в виде поиска форм представления результатов деятельности, переноса усвоенных правил общения в новую ситуацию взаимного сотрудничества.

В рефлексивной фазе анализируются результаты формирования у бакалавров образования коммуникативной компетентности в области безопасности жизнедеятельности, осознание собственных успехов и проблем, путей их преодоления.

Технологический компонент представлен совокупностью взаимосвязанных диалоговых ситуаций-моделей общения, разработанных на основе подходов Е.А. Копыловой к диалогу смыслоцелевой направленности [19]. Их логическая последовательность (экспрессивная, ритуальная, познавательная (информационная) и убеждающая модели общения) соответствует смыслоцелевым видам диалога (эмпатийно-личностный,

репрезентирующий, диалог-включенность, эвристический, диалог-толкование, диалог-диспут, аргументирующий, реинтерпретирующий, диалог-одобрение), аспектам содержания, этапам и фазам образовательного цикла.

Экспрессивная модель общения связана с психоэмоциональным настроем, обменом чувствами, переживаниями, побуждением к необходимым действиям по решению проблем обеспечения безопасности личности, общества, государства, вовлечением в конкретные акции. Сопряжена с проблемно-инициативной фазой цикла и сопровождается эмпатийно-личностным и репрезентующим диалогами.

Ритуальная модель общения поддерживает формальные отношения между субъектами; обеспечивает регуляцию групповых взаимоотношений на основе принятых в педагогическом сообществе норм и правил. Соответствует проблемно-поисковой фазе цикла, в которой доминирует диалог-включенность.

Информационная (познавательная) модель общения также реализуется в проблемно-поисковой фазе и применяется для информационного обмена о коммуникативных знаниях, опасных и чрезвычайных ситуациях. Наибольшее распространение получают эвристический и аргументирующий диалоги, диалог-диспут, диалог-толкование.

Убеждающая модель общения позволяет сделать субъектов деятельности и общения единомышленниками при разрешении проблем обеспечения безопасности. Применяется в ходе поисково-творческой фазы цикла в процессе образования в области безопасности жизнедеятельности, используются аргументирующий, реинтерпретирующий диалоги и диалог-одобрение.

Рефлексивно-оценочный компонент образовательного цикла предполагал диагностику сформированности коммуникативной компетентности бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности, которая проводилась с учетом методики Е.В. Мельник [22]. Выделение стихийно-эмпирического, эмпирического и теоретического уровней коммуникативной компетентности опиралось на предварительную оценку сформированности отдельных компонентов коммуникативной компетентности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов А.Г. Психология личности: Культурно-историческое понимание развития человека: учеб. М.: ИЦ Академия, 2010. 447 с.

2. Библер В.С. Культура: диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии. 1989. №6. С. 31-42.

3. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. 352 с.

4. Выготский Л.С. Психология развития личности М.: Смысл, 2005. 1136 с.

5. Глебова Н.А. Социальное взаимодействие как фактор развития коммуникативной компетентности студентов педагогического вуза // Наука образования: сборник научных статей. Омск: ОмГПУ, 2004. Вып. 22. С. 334-340.

6. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Л., 1991. 38 с.

7. Зорина Л.Я. Дидактический цикл процесса обучения и его элементы // Советская педагогика. 1983. №10. С. 31-35.

8. Каган М.С. Особенности глубинного общения // Вопросы философии. 1995. №3. С. 109129.

9. Камерилова Г.С., Картавых М.А. Методологическая рефлексия формирования коммуникативной компетентности в обучении безопасности жизнедеятельности // Современные проблемы науки и образования. 2016. №3. URL: http://science-educati on.ru/ru/article/vi ew? id=24620

10. Камерилова Г.С., Прохорова И.В., Агеева Е.Л., Баталова Э.Н. Информационно-образовательная среда вуза как средство реализации информационного подхода в образовании // Вестник Мининского университета. 2015. №4(12). С. 16.

11. Камерилова Г.С., Веряскина М.А., Варламов А.С. Модульный формат электронного учебно-методического комплекса дисциплин подготовки учителя безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. №5. URL: http://www.science-education.ru/128-22153 (дата обращения: 04.11.2016).

12. Картавых М.А., Филатова О.М. Концепция методической подготовки учителя безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2014. №3. URL: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/room-3-_7_-2014 (дата обращения: 14.01.2016).

13. Картавых М.А., Камерилова Г.С., Прохорова И.В, Агеева Е.Л., Веряскина М.А. Коммуникативная компетентность учителя физической культуры в области безопасности жизнедеятельности // Теория и практика физической культуры. 2016. №11. С. 17-19.

14. Картавых М.А., Камерилова Г.С., Агеева Е.Л. Образование в области безопасности жизнедеятельности: пишем магистерскую диссертацию: учеб. пособие. Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2015. 87 с.

15. Картавых М.А. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности (Учебный курс для будущих педагогов) // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2009. №1. С. 26-34.

16. Картавых М.А., Камерилова Г.С. Технологии образования в области безопасности жизнедеятельности: учебное пособие. Н.Новгород: Мининский университет, 2016. 86с.

17. Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластёнина. М.: Академия, 2007. 336 с.

18. Коммуникативная компетентность личности в области безопасности жизнедеятельности: монография / [Г.С. Камерилова и др.]. Н. Новгород: Мининский университет, 2016. 228 с.

19. Копылова Е.А. Учебный диалог как фактор смыслообразования в процессе обучения старших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Тюмень, 2011. 24 с.

20. Курилова С.Ю. Формирование коммуникативной компетентности старшеклассников в учебной проектной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 Владикавказ, 2011. 24 с.

21. Леонтьев Д.А. Личностная зрелость как опосредствование личностного роста // Культурно-историческая психология развития / под ред. И.А. Петуховой. М.: Смысл, 2001. С. 154-161.

22. Мельник Е.В. Содержание коммуникативной компетентности педагога // Психология и школа. 2004. №4. С. 36-42.

23. Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов: монография. М.: Педагогическое общество России, 2005. 144 с.

24. Руденский Е.В. Социальная психология: курс лекций. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ. 1998. 224 с.

25. Субетто А.И. Системогенетика образования, образовательные циклы и образовательное общество в XXI веке [Электронный ресурс] // Академия тринитаризма. URL: http://www. trinitas. ru / rus / doc / 0016 / 001b / 00161276. htm (дата обращения: 11.04.2014).

REFERENCES

1. Asmolov A.G. Personality Psychology: Cultural-historical understanding of human development. Moscow, IC Akademija Publ., 2010. 447 p. (In Russian)

2. Bibler V.S. Culture: dialogue of cultures (experience of definition). Voprosy filosofii, 1989, no. 6, pp. 31-42 (in Russian).

3. Bondarevskaja E.V. Theory and practice of personality-oriented education. Rostov n / D, Feniks Publ., 2000. 352 p. (In Russian)

4. Vygotskij L.S. Psychology of Personality Development. Moscow, Smysl Publ., 2005. 1136 p. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Glebova N.A. Social interaction as a factor of the development of communicative competence of students of a pedagogical university. Nauka obrazovanija: sbornik nauchnyh statej [Science of Education: a collection of scientific articles]. Omsk, OmGPU Publ., 2004. Vyp. 22, pp. 334-340 (in Russian).

6. Emel'janov Ju.N. Teorija formirovanija i praktika sovershenstvovanija kommunikativnoj kompetentnosti. Diss. dokt. psihol. nauk. [Theory of formation and practice of improving communicative competence. Dr. eng. sci. diss]. Leningrad, 1991. 38 p. (In Russian)

7. Zorina L.Ja. Didactic cycle of the learning process and its elements. Sovetskaja pedagogika, 1983, no. 10, pp. 31-35 (in Russian).

8. Kagan M.S. Features of deep communication. Voprosy filosofii, 1995, no. 3, pp. 109-129 (in Russian).

9. Kamerilova G.S., Kartavyh M.A. Methodological reflection of the formation of communicative competence in teaching life safety. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija, 2016, no. 3. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24620 (in Russian).

10. Kamerilova G.S., Prohorova I.V., Ageeva E.L., Batalova Je.N. Informational and educational environment of the university as a means of implementing the information approach in education. Vestnik Mininskogo universiteta, 2015, no. 4. Available at: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/ search/informatsonno-obrazovatelnaya-sreda-vuza-kak-sreds/ (in Russian).

11. Kamerilova G.S., Verjaskina M.A., Varlamov A.S. Modular format of the electronic educational and methodical complex of disciplines for the preparation of the teacher of life safety. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2015, no. 5. Available at: http://www.science-education.ru/128-22153 (accessed 04.11.2016) (in Russian).

12. Kartavyh M.A., Filatova O.M. The concept of methodical preparation of the teacher of safety of ability to live. Vestnik Mininskogo universiteta, 2014, no. 3. Available at: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/room-3-_7_-2014 (accessed 14.01.2016) (in Russian).

13. Kartavyh M.A., Kamerilova G.S., Prohorova I.V, Ageeva E.L., Verjaskina M.A. Communicative competence of the teacher of physical culture in the field of life safety. Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury, 2016, no. 11, pp. 17-19 (in Russian).

14. Kartavyh M.A., Kamerilova G.S., Ageeva E.L. Education in the field of life safety: we write a master's thesis: Textbook. Allowance. N. Novgorod, NGPU im. K. Minina Publ., 2015. 87 p. (In Russian)

15. Kartavyh M.A. Theory and methodology of safety training (Training course for future teachers). OBZh. Osnovy bezopasnosti zhizni, 2009, no. 1, pp. 26-34 (in Russian).

16. Kartavyh M.A., Kamerilova G.S. Technologies of education in the field of life safety: a textbook. N.Novgorod, Mininskiy universitet Publ.,2016.86p. (In Russian)

17. Kolesnikova I.A. Communicative activity of the teacher: Textbook. Allowance for stud. Supreme. Training. Institutions. Pod red. V.A. Slastjonina. Moscow, Akademija Publ., 2007. 336 p. (In Russian)

18. Communicative competence of the individual in the field of life safety: monograph. N.Novgorod, Mininskij universitet Publ., 2016. 228 p. (In Russian)

19. Kopylova E.A. Uchebnyj dialog kak faktor smysloobrazovanija v processe obuchenija starshih shkol'nikov. Diss. kand. ped. nauk [Educational dialogue as a smysloobrazovaniye factor in the course of training of the senior school students. Dr. eng. sci. diss]. Tjumen', 2011. 24 p. (In Russian)

20. Kurilova S.Ju. Formirovanie kommunikativnoj kompetentnosti starsheklassnikov v uchebnoj proektnoj dejatel'nosti. Diss. kand. ped. nauk [Formation of communicative competence of seniors of educational design activity. Dr. eng. sci. diss]. Vladikavkaz, 2011. 24 p. (In Russian)

21. Leont'ev D.A. Personal maturity as a mediation of personal growth. Kul'turno-istoricheskaja psihologija razvitija. Pod red. I.A. Petuhovoj. Moscow, Smysl, 2001, pp. 154-161 (in Russian).

22. Mel'nik E.V. The content of communicative competence of the teacher. Psihologija i shkola, 2004, no. 4, pp. 36-42 (in Russian).

23. Pidkasistyj P.I. The organization of educational and cognitive activity of students: a monograph. Moscow, Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii Publ., 2005. 144 p. (In Russian)

24. Rudenskij E.V. Social psychology: a course of lectures. Moscow, INFRA-M Publ.; Novosibirsk, NGAJeiU Publ., 1998. 224 p. (In Russian)

25. Subetto A.I. Systemogenetics of Education, Educational Cycles and the Educational Society in the 21st Century. Akademija trinitarizma. Available at: http://www. trinitas. ru / rus / doc / 0016 / 001b / 00161276. htm. (accessed 11.04.2014) (in Russian).

© Камерилова Г.С., Картавых М.А., 2017

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Камерилова Галина Савельевна - доктор педагогических наук, профессор, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT AUTHORS

Kamerilova Galina Savel'evna - doctor of pedagogical sciences, professor, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: [email protected]

Картавых Марина Анатольевна - доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физиологии и безопасности жизнедеятельности человека, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: mkartavykh@rambler ru

Kartavykh Marina Anatol'evna - doctor of pedagogical

sciences, associate professor. Head of the Department of

Physiology and safety of human life,

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University

(Minin University), Nizhny Novgorod, Russian

Federation,

e-mail: mkartavykh@rambler. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.