Научная статья на тему 'Проектное управление повышением квалификации педагогических кадров в сфере транспортной безопасности детей'

Проектное управление повышением квалификации педагогических кадров в сфере транспортной безопасности детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ / ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Картавых Марина Анатольевна, Камерилова Галина Савельевна

Введение: распространение гуманистических тенденций на управление в системе повышения квалификации педагогических кадров предполагает ориентацию на проектный подход, идеи опережающего и непрерывного образования. Эффективность проектного управления определяется ориентацией на компетентностную парадигму образования, главная задача которой состоит в формировании профессиональной компетентности педагогов в области транспортной безопасности детей. Исследование специфики проектного управления позволило обосновать и апробировать проект повышения квалификации для педагогических кадров на основе электронной образовательной среды Мининского университета в единстве ценностно-смыслового, содержательно-деятельностного, технологического, рефлексивного аспектов и этапности. Материалы и методы: исследование осуществлялось на основе научно-педагогических методов анализа, сравнительного обобщения и систематизации теоретических и эмпирических источников, анкетирования, определяющих необходимую объективность и эвристичность выводов. Результаты исследования: в статье отражены концептуальные представления об актуальности проектного управления, проекта повышения квалификации педагогических кадров региональных институтов повышения квалификации и институтов развития образования, общеобразовательных организаций, организаций дополнительного и дошкольного образования в сфере транспортной безопасности детей в электронной образовательной среде. Раскрыты особенности проектного управления, сопряженные с особенностями образовательной системы, ее целеполаганием и целеосуществлением, этапным выполнением управленческих функций. Обсуждение и заключения: проектное управление на курсах повышения квалификации педагогов и преподавателей в сфере транспортной безопасности детей на основе электронной образовательной среды обладает высоким потенциалом и обеспечивает успешное освоение слушателями разных регионов страны новых актуальных компетенций. Использование инновационных управленческих и педагогических технологий отражает культуру современной эпохи с ее постнеклассичностью, широкомасштабной информатизацией, субъектностью обучения, развитыми коммуникациями и рефлексией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Картавых Марина Анатольевна, Камерилова Галина Савельевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT MANAGEMENT OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL STAFF IN THE SPHERE OF TRANSPORT SAFETY OF CHILDREN

Introduction: the distribution of humanistic tendencies to the management in the system of professional development of pedagogical staff assumes reference to project approach, the ideas of the advanced and continuous education. The efficiency of project management is defined by considering a competence-based paradigm of education the main task of which consists in formation of professional competence of teachers in the field of children transport safety. The research of specific features of project management has allowed to prove and approve the project of professional development for pedagogical staff on the basis of the electronic educational environment of the Minin university in the unity of valuable and semantic, substantial and activity, technological, reflexive aspects and stage-by -stage approach. Materials and methods: the research was conducted on the basis of scientific and pedagogical methods of analysis, comparative generalization and systematization of theoretical and empirical sources, as well as questionnaires that provide necessary objectivity and an heuristicity of conclusions. Results: the article reflects the conceptual ideas of relevance of project management, the project of professional development of pedagogical personnel of regional institutes of professional development and institutes of development of education, the general education organizations, and organizations of additional and preschool education in the sphere of transport safety of children in the electronic educational environment. The special features of project management are revealed taking into consideration peculiarities of educational system, its goal-setting and goal achieving as well as performing administrative functions. Discussion and Conclusions: project management in advanced training courses for teachers in the sphere of transport safety of children on the basis of the electronic educational environment has high potential and provides successful acquiring of new relevant competences by trainees of different regions of the country. The use of innovative administrative and pedagogical technologies reflects the culture of a modern era with its post non-classical approach, large-scale informatization, subjectivity of training, developed communications and reflection.

Текст научной работы на тему «Проектное управление повышением квалификации педагогических кадров в сфере транспортной безопасности детей»

Управление образованием Статья/Article

УДК 378.046.4

DOI: 10.26795/2307-1281 -2018-6-4-1

ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЕМ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ1

1 2 М. А. Картавых *, Г.С. Камерилова

1 Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

(Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

*e-mail: mkartavykh aramhler. ru

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

(Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

АННОТАЦИЯ

Введение: распространение гуманистических тенденций на управление в системе повышения квалификации педагогических кадров предполагает ориентацию на проектный подход, идеи опережающего и непрерывного образования. Эффективность проектного управления определяется ориентацией на компетентностную парадигму образования, главная задача которой состоит в формировании профессиональной компетентности педагогов в области транспортной безопасности детей. Исследование специфики проектного управления позволило обосновать и апробировать проект повышения квалификации для педагогических кадров на основе электронной образовательной среды Мининского университета в единстве ценностно-смыслового, содержательно-деятельностного, технологического, рефлексивного аспектов и этапности.

Материалы и методы: исследование осуществлялось на основе научно-педагогических методов анализа, сравнительного обобщения и систематизации теоретических и эмпирических источников, анкетирования, определяющих необходимую объективность и эвристичность выводов.

Результаты исследования: в статье отражены концептуальные представления об актуальности проектного управления, проекта повышения квалификации педагогических кадров региональных институтов повышения квалификации и институтов развития образования, общеобразовательных организаций, организаций дополнительного и дошкольного образования в сфере транспортной безопасности детей в электронной образовательной среде. Раскрыты особенности проектного управления, сопряженные с особенностями образовательной системы, ее целеполаганием и целеосуществлением, этапным выполнением управленческих функций.

Обсуждение и заключения: проектное управление на курсах повышения квалификации педагогов и преподавателей в сфере транспортной безопасности детей на основе электронной образовательной среды обладает высоким потенциалом и обеспечивает успешное освоение слушателями разных регионов страны новых актуальных компетенций.

1 Работа выполнена в рамках Государственных контрактов Минобрнауки РФ от 19.09.2017 г. №07.Р61.11.0034 и № 07.Р61.11.0008 от 07.05.2018 г.

Использование инновационных управленческих и педагогических технологий отражает культуру современной эпохи с ее постнеклассичностью, широкомасштабной информатизацией, субъектностью обучения, развитыми коммуникациями и рефлексией.

Ключевые слова: проектное управление, повышение квалификации педагогических кадров, транспортная безопасность детей, электронная образовательная среда, педагогическая поддержка.

Благодарности: авторы выражают благодарность коллегам: И.Б. Бичевой, И.В. Прохоровой, Е.Л. Агеевой, Т.К. Потаповой, Т.К. Беляевой, Н.В. Белиновой, - принимавшим участие в разработке программ дополнительного профессионального образования, направленных на создание методики формирования у учащихся навыков безопасного участия в дорожном движении.

Для цитирования: Картавых М.А., Камерилова Г.С. Проектное управление повышением квалификации педагогических кадров в сфере транспортной безопасности детей // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №4. С.1.

PROJECT MANAGEMENT OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL STAFF IN THE SPHERE OF TRANSPORT SAFETY OF CHILDREN1

1 * 2 M. A. Kartavykh *, G. S. Kamerilova

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University),

Nizhny Novgorod, Russian Federation

*e-mail: [email protected]

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University),

Nizhny Novgorod, Russian Federation

ABSTRACT

Introduction: the distribution of humanistic tendencies to the management in the system of professional development of pedagogical staff assumes reference to project approach, the ideas of the advanced and continuous education. The efficiency of project management is defined by considering a competence-based paradigm of education the main task of which consists in formation of professional competence of teachers in the field of children transport safety . The research of specific features of project management has allowed to prove and approve the project of professional development for pedagogical staff on the basis of the electronic educational environment of the Minin university in the unity of valuable and semantic, substantial and activity, technological, reflexive aspects and stage-by -stage approach.

Materials and methods: the research was conducted on the basis of scientific and pedagogical methods of analysis, comparative generalization and systematization of theoretical and empirical

1 The research is performed within Government contracts of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation as of 19.09.2017 . №07.P61.11.0034 and of 07.05.2018 № 07.P61.11.0008

sources, as well as questionnaires that provide necessary objectivity and an heuristicity of conclusions.

Results: the article reflects the conceptual ideas of relevance of project management, the project of professional development of pedagogical personnel of regional institutes of professional development and institutes of development of education, the general education organizations, and organizations of additional and preschool education in the sphere of transport safety of children in the electronic educational environment. The special features of project management are revealed taking into consideration peculiarities of educational system, its goal-setting and goal achieving as well as performing administrative functions.

Discussion and Conclusions: project management in advanced training courses for teachers in the sphere of transport safety of children on the basis of the electronic educational environment has high potential and provides successful acquiring of new relevant competences by trainees of different regions of the country. The use of innovative administrative and pedagogical technologies reflects the culture of a modern era with its post - non-classical approach, large-scale informatization, subjectivity of training, developed communications and reflection.

Keywords: project management, professional development of pedagogical staff, transport safety of children, electronic educational environment, pedagogical support.

Acknowledgements: authors express gratitude to colleagues I.B. Bicheva, I.V. Prokhorova, E.L. Ageeva, T.K. Potapova, T.K. Belyaeva, N.V. Belinova who were taking part in development of the programs of advanced professional education aimed at development of pupils ' skills of safe participation in traffic technique.

For citation: Kartavykh M.A., Kamerilova G.S. Project management of professional development of pedagogical staff in the sphere of transport safety of children // Vestnik of Minin University. 2018. Vol. 6, no. 4. P.1.

Введение

Необходимость регулярного повышения квалификации педагогов в сфере транспортной безопасности детей в условиях электронной образовательной среды определяется объективными факторами стремительных изменений в общественной жизни и сфере образования, требующих обновления научно-методического обеспечения учебного процесса, системы знаний, способов инновационной деятельности, умений на основе изучения развивающейся теории и лучших практик.

Повышение квалификации, рассматриваемое как дальнейшее обучение взрослых, отражает идеи непрерывного педагогического образования, то есть образования в течение всей трудовой жизни. Творчески работающий педагог всегда стремится к повышению своего профессионального уровня и педагогического мастерства, обучаясь в системе дополнительного профессионального образования. В соответствие с Федеральным законом от 29.12.2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное профессиональное образование реализуется через дополнительные профессиональные программы [22]. К числу таких программ относятся программы курсов повышения квалификации преподавателей и педагогов в сфере формирования у детей навыков

безопасного участия в дорожном движении, разработанные в Мининском университете. Они направлены на освоение новых компетенций, необходимых для педагогической деятельности преподавателей региональных институтов повышения квалификации, педагогов общеобразовательных организаций, дошкольного и дополнительного образования.

Целевое назначение и содержание созданных программ соответствует идеям опережающего образования (Г.А. Бордовский, Н.В. Гафурова, И.А. Колесникова, И.Б. Котова, А.М. Новиков, Д.А. Новиков, А.Д. Урсул) [8], обеспечивая современную подготовку обучающегося к жизни в условиях непрерывно возрастающей автомобилизации и, как следствие, роста риска детского травматизма. Превентивные меры безопасности включают подготовку педагогов к деятельности по усилению детской безопасности на дорогах на основе новых образовательных тенденций, связанных с его информатизацией, сопряженностью традиционных и инновационных педагогических технологий, новыми подходами к управлению.

Обращаем особое внимание на актуализацию педагогического управления (Л.Н. Павлова), главной задачей которого является его связь с задачами овладения педагогами новыми актуальными компетенциями; выявление и реализация образовательных возможностей всех форм и видов деятельности в условиях масштабной информатизации курсов повышения квалификации. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» указывается, что только эффективное управление гарантирует достижение поставленных современных и сложных целей [22]. Не случайно поэтому управление рассматривается как актуальное направление работы педагогов. Вместе с тем в педагогическом управлении сохраняются традиционные подходы и методы, недостаточно учитываются особенности объекта управления, слабо используется перспективный проектный инструментарий. Вышеизложенное определяет цель статьи, состоящую в теоретическом осмыслении и практической реализации проектного управления повышением квалификации педагогических кадров в сфере транспортной безопасности детей, их безопасного участия в дорожном движении в условиях электронной образовательной среды Мининского университета.

Обзор литературы

Об изменениях в управлении образованием, связанных с идеями гуманизации образовательной системы, свидетельствуют многочисленные публикации (Г.А. Атанов, Г.М. Бордовсктй, В.Н. Бурков, Е.Ю. Игнатьева, П.А. Копырин, А.М. Новиков, Д.А. Новиков, О.Е. Лебедев), в которых намечаются новые подходы, необходимость ограничения исключительно административных методов, построенных на волевых решениях; расширения демократичности, системности, привлечения инновационных, в том числе информационных, технологий [1, 8, 12, 15, 17]. Кроме того, именно управление, а отнюдь не передача знаний, выступает сегодня механизмом обучения (Г.А. Атанов).

Наша точка зрения на систему повышения квалификации педагогических кадров в сфере транспортной безопасности детей как гибкой, вариативной, нелинейно развивающейся структуры позволяет использовать известный афоризм Э. Тофлера, сравнивающего индустриальный и постиндустриальный типы образования, а в контексте нашего исследования, и педагогического управления. Индустриальный тип сопоставим с хорошо отрепетированным ансамблем классических музыкантов, управляемых движением дирижерской палочки, а постиндустриальный напоминает свободные джазовые

импровизации, под руководством дирижера выстраивающие единую слаженную мелодию. В этой связи новые принципы педагогического управления, по мнению В.Ю. Игнатьевой, должны рассматриваться как поддержка и сопровождение обучающихся через разработку персонифицированных образовательных маршрутов. Именно поэтому в своей монографии автор в противовес общепринятым четко структурированным методам обосновывает гибкость и ситуативность педагогического управления, системное согласование управленческих решений относительно результативности обучения, делегирование полномочий и ответственности обучающимся [13]. Усиливается внимание к мотивации как основе поведенческих установок и актуальных устремлений личности преподавательского состава [26, 27, 28].

Анализ существующих взглядов на управление (А. Файоль, Ф. Тейлор, Т. Парсонс, Т. Питерс, П.И. Третьяков, В.Ю. Игнатьева, Л.Н. Павлова) раскрывает сущность функционального, процессного, ситуативного, деятельностного подходов [2, 4, 6], которые дополняются проектным подходом, нацеленным на опережение, прогнозирование новых социальных ожиданий, образовательных инноваций [19, 20, 21]. В.Ю. Игнатьевой предлагается идея метапознавательного проекта как новой технологии управления учебной деятельностью студентов, в основе которой заложен проектный метод обучения. В работах Е.Н. Мещеряковой акцентируется внимание на построении проектно-ориентированной модели управления в высшем учебном заведении, где проектный подход рассматривается как инструментарий стратегического развития высшего учебного заведения [19]. Аналогичные взгляды высказывает А.Н. Баранская в отношении стратегического управления организациями инновационной экономики [4]. Существует известное распоряжение Минэкономразвития России о методических рекомендациях по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти от 14.04.2014 №26Р-АУ [18]. Исследователи обращают внимание на необходимость расширения опыта проектного управления и накопления пула кейсовых проектных практик (И. Аржанова). Это предложение касается курсов повышения квалификации работников образования [7, 25], организуемых на широком инновационном инструментарии [11, 31, 32, 33, 34, 35, 36], с привлечением информационно-коммуникационных технологий [29, 37, 38]. В контексте изложенного наша работа является своевременной, в ней продолжается поиск оптимальных путей проектного управления в рамках повышения квалификации педагогических кадров в сфере транспортной безопасности детей в условиях электронной образовательной среды.

Материалы и методы исследования

Работа осуществлялась по итогам проведения в 2017-18 гг. курсов повышения квалификации педагогов по проблеме формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении на базе Мининского университета в рамках Государственных контрактов Минобрнауки РФ от 19.09.2017 г. №07.Р61.11.0034 и №07.Р61.11.0008 от 07.05.2018 г., реализуемых в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах». На основе проведенного теоретического анализа отечественной и зарубежной литературы, изучения лучших практик были созданы концептуальные основы проектного замысла, реализация которого осуществлялась под руководством проректора по учебно-методической деятельности, д.п.н., профессора Г.А. Папутковой, координатора проекта - директора центра содействия трудоустройству выпускников и организации практик к.п.н., доцента И.В. Прохоровой;

директора центра дополнительного образования, к.ф.н., доцента Т.К. Потаповой, специалистами - заведующим кафедрой физиологии и безопасности жизнедеятельности человека, д.п.н., доцента М.А. Картавых; профессором кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности человека, д.п.н. Г.С. Камериловой; заведующим кафедрой психологии и педагогики дошкольного и начального образования Н.В. Белиновой; доцентом кафедры общей и социальной педагогики, к.п.н. Т.К. Беляевой; доцентом кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности человека, к.б.н. Е.Л. Агеевой; доцентом кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования, к.п.н. И.Б. Бичевой. Использовались методы информационного поиска, анкетирования, педагогической диагностики, мониторинга образовательного процесса, оценки и рефлексии образовательных результатов. Деятельность обучающихся проходила в электронной образовательной среде (начальник отдела развития электронного обучения, к.п.н., доцент О.Н. Прохорова), оснащенной электронными учебно-методическими комплексами для каждой целевой аудитории педагогических работников, на платформе MOOC Мининского университет.

Результаты исследования

Использование проектного управления повышением квалификации педагогических кадров в сфере транспортной безопасности детей в условиях электронной образовательной среды предполагало создание проекта как целостной педагогической конструкции повышения квалификации для педагогических кадров региональных институтов повышения квалификации и институтов развития образования, общеобразовательных организаций, организаций дополнительного и дошкольного образования.

Созданный проект рассматривается в ценностно-смысловом, содержательно-деятельностном, технологическом, рефлексивном аспектах.

Ценностно-смысловой аспект отражает гуманистические смыслы постдипломного образования в сфере обеспечения транспортной безопасности и отражает культурологический, ситуативный, личностный, деятельностный, диалогический контексты. Обучение «погружено» в культуру современной эпохи с идеями постнеклассичности и информатизации, перевода слушателей в позицию активного субъекта образовательной деятельности и разнообразными (в том числе сетевыми) коммуникациями на принципах культурного диалога. Стартовым этапом при этом является проектирование будущих результатов обучения в виде набора актуальных компетенций, раскрытых нами ранее: нормативно-правовой, общепрофессиональной, профессионально-специализированной[ 16].

Содержательно-деятельностный аспект выстроен в логике компетентностного подхода, имеет модульный программный дизайн в электронной образовательной среде [9, 11]. Содержание деятельности опирается на научные и нормативно-правовые основы дорожно-транспортной безопасности [3, 5] и направлено на инициативность слушателей, их ответственность, творческую самостоятельность при освоении новых компетенций с условием активной педагогической поддержки авторов учебных программ и кураторов, осуществляемой с помощью вебинаров, форумов, чатов, индивидуальных консультаций.

Технологический аспект при управлении означает использование информационно-коммуникационных технологий электронной образовательной среды Мининского университета; анализ, оценку имеющихся (например, на платформе «Дорога без опасности») и создание авторских электронных образовательных ресурсов в системе динамического формирования кросс-платформенных ЭОР [39]. Продолжая традиции гуманизации,

информатизация образования в сфере повышения квалификации педагогов по вопросам формирования культурной личности безопасного типа поведения, обеспечивает интерактивность, разнообразную коммуникацию, моделинг, высокую производительность в преодолении рутинных операций. Технологический аспект предполагает широкое использование инновационных педагогических и управленческих технологий, вовлекающих слушателей в соуправление процессом овладения новыми компетенциями.

Рефлексивный аспект, охватывая способность педагога к самоосмыслению и переосмыслению своей деятельности по освоению содержания учебных программ, является важнейшим фактором личностного самосовершенствования (А.Г. Асмолов, Р. Бернс, В.П. Зинченко). Благодаря рефлексии формируются позитивные межсубъектные коммуникации, партнерские отношения, толерантность и согласованность совместной деятельности [14, 30]. Оперативная обратная связь при сопоставлении целей и результатов обучения позволяет оказать своевременную помощь в виде тьюторской поддержки при выборе персональной образовательной траектории [23], супервизии [24], модерации, направленной на управление групповым обсуждением. Обращается внимание на логику и убедительность аргументации, доказательство профессиональных выводов, культуру делового взаимодействия при обсуждении проблем снижения детского дорожно-транспортного травматизма. Анализ факторов современного культурного контекста в педагогическом управлении позволил выделить его этапность. На первом мотивационно-целевом этапе (поиск смысла) главное внимание уделяется осознанию многозначности смысла (А.Н. Леонтьев) предстоящей деятельности в аспектах: онтологического, связанного с жизненным смыслом обеспечения безопасности детей на транспорте, приобретающего особую актуальность в условиях растущей автомобилизации; расширения образовательных инноваций как объективных процессов современной реальности; феноменологического, проявляющегося в личностном смысле и субъективном отношении; деятельностного, обретающего определенную форму смысловых структур личности, регулирующих активность поведения педагогов в условиях обретения новых актуальных компетенций. Управленческая функция планирования проектного замысла реализуется в процессе создания единого централизованного информационного пространства - электронной образовательной среды, объединяющей слушателей из разных субъектов Российской Федерации, разработку дорожной карты, электронных УМК, электронных образовательных ресурсов и способов их управления. В процессе выполнения организационной функции управления курсами повышения квалификации происходит дифференциация педагогических кадров по профессиональному признаку согласно требованиям Государственного заказа и разработанным на его основе образовательным программам. Проект «запускается» установочным вебинаром «Безопасность дорожного движения: дизайн образовательной программы, траектория освоения курса». Мотивация создает смысловую перспективу предстоящей образовательной деятельности педагогов и ее компетентностное целеполагание. Поставленные перед педагогами цели и обозначенный вектор их осуществления выступает ядром всего механизма проектного управления.

На втором операционно-деятельностном (осознание смысла) этапе слушатели включаются в разнообразные виды деятельности по освоению программного содержания: структурная неоднородность профессиональной компетентности в области формирования культуры безопасного поведения у детей на дорогах, анализ нормативно-правовой документации, обеспечивающей легитимность работы в сфере обеспечения транспортной безопасности детей в условиях модернизации дополнительного профессионального

образования, изучение педагогических возможностей информатизации образования и овладение навыками работы с электронными образовательными ресурсами, освоение и использование инновационных управленческих и педагогических технологий. В процессе координации деятельности обучающихся происходит оперативная рефлексия затруднений и проблем, их своевременное разрешение с помощью консультаций и других средств педагогической поддержки. Важная роль отводится коммуникациям «думать вместе и действовать сообща» (Н.Н. Моисеев), объединяющим информационными связями всех обучающихся. Это обеспечивает выполнение информационной функции управления: доступность общего понимания актуальности проблемы, общего знания (нормативно-правового, психолого-педагогического, предметно-методического, управленческого), единство и смыслообразующее назначение которого достигается на основе культурологических идей современного дополнительного профессионального образования в условиях увеличения транспортных рисков и опасностей.

На третьем рефлексивно-смысловом этапе (смыслостроительство) в ходе выполнения контролирующей функции осуществляется информирование участников о ходе и результатах обучения. Диагностика осуществляется на основе количественных и качественных методов (тестовые задания, кейс-задачи, эссе, электронные портфолио, проекты авторских электронных образовательных ресурсов). Личностная рефлексия способствует осознанию уровня усвоения планируемых компетенций в единстве их мотивационного, информационно-познавательного, ценностно-нормативного,

коммуникативного, творческо-практического аспектов. Каждый обучающийся становится в ситуацию «рефлексивного выхода» (Г.П. Щедровицкий), когда происходит понимание смысла выполненной деятельности и нацеленность на новые перспективные решения, связанные с управленческой функцией развития. Общая рефлексия управления курсами повышения квалификации определяет дальнейшее развитие системы освоения педагогами актуальных компетенций в сфере транспортной безопасности детей.

Обсуждение и заключения

Использование проектного управления позволило концептуально обосновать и сконструировать проект повышения квалификации педагогических кадров в сфере транспортной безопасности детей в условиях электронной образовательной среды Мининского университета, а также в течение двух лет апробировать его в разных регионах страны. Проектное управление, рассматриваемое как педагогическая поддержка и сопровождение слушателей курсов повышения квалификации, отражает идеи и принципы гуманизации, культурологичности, компетентностного подхода, прогностичности, практической ориентации. Исследование разработанного и реализованного проекта позволило обосновать его ценностно-смысловой, содержательно-деятельностный, технологический, рефлексивный аспекты. Выделенные мотивационно-целевой, операционально-деятельностный и рефлексивно-смысловой этапы обеспечили последовательное рассмотрение процесса проектного управления образовательной деятельностью педагогов в рамках курсов повышения квалификации педагогических кадров в сфере транспортной безопасности детей. На основе поэтапного раскрытия управленческих функций осознана его социальная ответственность и профессионально-педагогическая значимость.

Список использованных источников

1. Аринушкина А.А. Научно-практический опыт управленческого консультирования в системе профессионального образования (на примере анализа практики консалтинговых компаний за рубежом). М.: ФГБНУ «ИУО РАО», 2017. 86 с.

2. Асташина Н.И., Камерилова Г.С. Функциональная модель педагогического управления самостоятельной эколого-ориентированной исследовательской деятельностью в системе высшего образования // Азимут научных исследований. 2018. Т.7, №1(22). С. 23-27.

3. Бабич А.Г., Тер-Григорьянц Р.Г. Теоретико-методические подходы к проведению мониторинга региональных систем непрерывного обучения детей дорожной безопасности: монография. Ставрополь: Ставролит, 2016. 135 с.

4. Баранская А.Н. Процессный и проектный подходы в стратегическом управлении организациями инновационной экономики // Креативная экономика. 2010. №12(48). С. 130-135.

5. Беженцев А.А. Безопасность дорожного движения: учебное пособие. М.: Вузовский учебник, 2017. 272 с.

6. Безруков В.И. Проектирование управления педагогическими системами: методология, теория, практика: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2005. 315 с.

7. Бершадская Е.А., Бершадский М.Е. Методы и формы повышения квалификации, эффективные с точки зрения работников образования // Педагогическое образование и наука. 2017. №3. С.31-37.

8. Бордовский Г.А., Нестеров А.А., Тряпицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса. СПб.: Изд-во РГПУ им А.И. Герцена, 2001. 359с.

9. Вербицкий А.А. «Цифровое поколение»: проблемы образования // Профессиональное образование. Столица. 2016. №7. С.10-14.

10. Волков В.Н. Подходы к организации инновационной деятельности образовательной организации в российской и зарубежной практике // Управление образованием: теория и практика 2017 №2(26). С.5-17.

11. Закабунин А.В., Ферябков А.В. Особенности использования дистанционных образовательных технологий при реализации программ дополнительного профессионального образования // Профессиональное образование в современном мире. 2016. Т.6, №1. С.60-66.

12. Захаров Н.Ю. Разработка модели оптимального планирования повышения квалификации сотрудников вуза // Экономика и управление: теория и практика. 2018. Т.4. С. 86-91.

13. Игнатьева Е.Ю. Педагогическое управление деятельностью студентов в современном вузе: монография. СПб.: Изд-во «ЛЕМА», 2012. 300 с.

14. Камерилова Г.С., Картавых М.А., Прохорова И.В. Коммуникативная компетентность личности в области безопасности жизнедеятельности: монография. М.: ФЛИНТА; Н. Новгород: Мининский университет, 2017. 212 с.

15. Капырин П.А. Новые технологии в управлении инновационным развитием образовательной деятельности вуза: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. М., 2011. URL: http://www.dissercat.com/content/novye-tekhnologii-v-upravlenii-innovatsionnym-razvitiem-obrazovatelnoi-deyatelnosti-vuza (дата обращения: 07.07.2018).

16. Картавых М.А., Камерилова Г.С. Научно-методическое обеспечение дополнительных профессиональных программ повышения квалификации преподавательского состава в сфере формирования у детей навыков безопасного участия в дорожном движении //

Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №1. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/iour/article/view/752/643 (дата обращения: 07.07.2018).

17. Лебедев О.Е. Управление образовательными системами: теория и практика: учебно-методическое пособие. СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, 2011. 108 с.

18. Методические рекомендации по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти: приложение к Распоряжению Минэкономразвития России от 14.04.2014 № 26Р-АУ. М., 2014. URL: https://admlip.ru/doc/app/adm/dep ecn/metod 2.pdf (дата обращения: 07.07.2018).

19. Мещерякова Е.Н. Обоснование применения проектного управления для повышения эффективности деятельности вуза // Россия в новых социально-экономических и политических реалиях: проблемы и перспективы развития: материалы IV Международной межвузовской научно-практической конференции студентов магистратуры. СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2015. С. 246-249.

20. Монахова Л.Ю. Управленческие модели образовательной организации как рефлексия педагогических парадигм // Управление образованием: теория и практика. 2017. №3(27). С.12-19.

21. Ньютон Р. Управление проектами от А до Я. М.: Альпина Паблишер, 2016. 180 с.

22. Об образовании в Российской Федерации: приказ от 9 декабря 2012 года №273-Ф3. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/ (дата обращения: 07.07.2018).

23. Пикина А. Л., Золотарева А. В. Тьюторское сопровождение профессионального развития педагога // Ярославский педагогический вестник. 2015. №4. С. 82-95.

24. Синицына Г.П. Возможности супервизии в усилении практической подготовки педагогов // Современные проблемы науки и образования. 2015. №5. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21663 (дата обращения: 07.07.2018).

25. Сопин В.И. Управление повышением профессионального уровня педагогических работников профессиональных образовательных организаций // Управление образованием: теория и практика. 2017. №2(26). С. 65-82.

26. Forsyth P. How to Motivate People. London: Publishing house Kogan Page, 2012. 160 p.

27. Silverstein B. Motivating Employees: Bringing Out the Best in Your People. New York: Publishing house Harper Business, 2014. 160 p.

28. Bruce A. How to Motivate Every Employee: 24 Proven Tactics to Spark Productivity in the Workplace. New York: Publishing house: McGraw-Hill, 2002. 64 p.

29. Gruzdeva M.L., Prokhorova O.N., Chanchina A.V., Chelnokova E.A., Khanzhina E.V. Postgraduate information support for graduates of pedagogical universities // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Vol. 622. Pp. 143-151. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_19

30. Kamerilova G.S., Kartavykh M.A., Ageeva E.L., Gordeeva I.A., Astashina N.I., Ruban E.M. Communicative teaching models: The formation of the professional pedagogical competence among health and safety school teachers // Espacios. 2018. Vol. 39, no. 29. P. 7.

31. National education strategic plan 2011-2030. Dili, Timor-Leste: Ministry de education Timor-Leste, 2011. 251 p.

32. National Policy on Education 2016. Report of the Committee for Evolution of the New Education Policy. Dehli: Government of India, 2016. 230 p.

33. Niemi H., Multisilta J., Lipponen L., Vivitsou M. Finnish Innovations and Technologies in Schools. A Guide owards New Ecosystems of Learning. Rotterdam / Boston / Taipei: Sense Publishers, 2014. 45 p.

34. Redding S., Twyman J., Murphy M. What Is an Innovation in Learning? // Murphy M., Redding S., Twyman J. (eds) Handbook on Innovations in Learning. Philadelphia, PA: Center on Innovations in Learning, Temple University, 2013. 282 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35. Soffel J. What are the 21st-century skills every student needs? World Economic Forum. Available at: https://www.weforum.org/agenda/2016/03/21st-century-skills-future-jobs-students (accessed: 15.04.2017).

36. Supporting future-oriented learning & teaching - a New Zealand perspective. Report to the Ministry of Education. Available at: https://nicspaull.files.wordpress.com/2017/03/bolstad-et-al-2012-nz-future-oriented-07062012.pdf (accessed: 15.04.2017).

37. Chaikina Z.V., Shevchenko S.M., Mukhina M.V., Katkova O.V., Kutepova L.I. Electronic testing as a tool for optimizing the process of control over the results of educational training activities // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Vol. 622. Pp. 194-200. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_25

38. Semarkhanova E.K., Bakhtiyarova L.N., Krupoderova E.P., Krupoderova K.R., Ponachugin A.V. Information technologies as a factor in the formation of the educational environment of a university // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Vol. 622. Pp. 179-186. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_23

39. Федеральный каталог интерактивных образовательных программ. URL http://bdd-eor.edu.ru/ (дата обращения: 15.04.2017).

References

1. Arinushkina A.A. Scientific and practical experience of management consulting in the system of vocational education (for example, analysis of the practice of consulting companies abroad). Moscow, FGBNU «IUO RAO» Publ., 2017. 86 p. (In Russ.)

2. Astashina N.I., Kamerilova G.S. Functional model of pedagogical management of independent environmental-oriented research activities in the system of higher education. Azimut nauchnyh issledovanij, 2018, vol.7, no. 1(22), pp. 23-27. (In Russ.)

3. Babich A.G., Ter-Grigor'yanc R.G. Theoretical and methodological approaches to the monitoring of regional systems of lifelong education of children in road safety: a monograph. Stavropol', Stavrolit Publ., 2016. 135 p. (In Russ.)

4. Baranskaya A.N Process and project approaches in the strategic management of innovative economy organizations. Kreativnaya ehkonomika, 2010, no. 12(48), pp. 130-135. (In Russ.)

5. Bezhencev A.A. Road safety: study guide. Moscow, Vuzovskij uchebnik Publ., 2017. 272 p. (In Russ.)

6. Bezrukov V.I. Designing the management of pedagogical systems: methodology, theory, practice: the dissertation of the doctor of psychological sciences. Moscow, 2005. 315 p. (In Russ.)

7. Bershadskaya E.A., Bershadskij M.E. Methods and forms of advanced training, effective from the point of view of educators. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, 2017, no. 3, pp. 31-37. (In Russ.)

8. Bordovskij G.A., Nesterov A.A., Tryapicyn S.YU. Quality management of the educational process. St. Petersburg, RGPU im A.I. Gercena Publ., 2001. 359 p. (In Russ.)

9. Verbickij A.A. "Digital generation": problems of education. Professional'noe obrazovanie. Stolica, 2016, no. 7, pp.10-14. (In Russ.)

10. Volkov V.N. Approaches to the organization of innovative activity of the educational organization in the Russian and foreign practice. Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika, 2017, no. 2(26), pp.5-17. (In Russ.)

11. Zakabunin A.V., Feryabkov A.V. Features of the use of distance learning technologies in the implementation of programs of additional professional education. Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire, 2016, vol.6, no.1, pp.60-66. (In Russ.)

12. Zaharov N.YU. Development of a model for optimal planning of advanced training for university staff. EHkonomika i upravlenie: teoriya i praktika, 2018, vol. 4, pp. 86-91. (In Russ.)

13. Ignat'eva E.YU. Pedagogical management of students in a modern university: a monograph. St. Petersburg, LEMA Publ., 2012. 300 p. (In Russ.)

14. Kamerilova G.S., Kartavyh M.A., Prohorova I.V. Communicative competence of the individual in the field of life safety: a monograph. Moscow, FLINTA Publ., Nizhny Novgorod , Mininskij universitet Publ., 2017. 212 p. (In Russ.)

15. Kapyrin P.A. New technologies in the management of innovative development of educational activities of the university: the author's abstract of the thesis of the candidate of economic sciences. Moscow, 2011. Available at: http://www.dissercat.com/content/novye-tekhnologii-v-upravlenii-innovatsionnym-razvitiem-obrazovatelnoi-deyatelnosti-vuza (accessed: 07.07.2018). (In Russ.)

16. Kartavyh M.A., Kamerilova G.S. Scientific and methodological support for additional professional development programs for teaching staff in developing children's skills for safe participation in road traffic. VestnikMininskogo universiteta, 2018, vol. 6, no. 1. Available at: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/752/643 (accessed: 07.07.2018). (In Russ.)

17. Lebedev O.E. Management of educational systems: theory and practice: teaching aid. St. Petersburg, Otdel operativnoj poligrafii NIU VSHEH - Sankt-Peterburg Publ., 2011. 108 p. (In Russ.)

18. Guidelines for the implementation of project management in the executive branch: annex to the Order of the Ministry of Economic Development of Russia 18 of April 14, 2014, no. 26R-AU. Moscow, 2014. Available at: https://admlip.ru/doc/app/adm/dep_ecn/metod_2.pdf (accessed: 07.07.2018). (In Russ.)

19. Meshcheryakova E.N. Justification of the use of project management to improve the efficiency of the university. Rossiya v novyh social'no-ehkonomicheskih i politicheskih realiyah: problemy i perspektivy razvitiya: materialy IV Mezhdunarodnoj mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii studentov magistratury. St. Petersburg, Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj ehkonomicheskij universitet Publ., 2015. Pp. 246-249. (In Russ.)

20. Monahova L.YU. Management models of educational organization as a reflection of pedagogical paradigms. Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika, 2017, no. 3(27), pp.1219. (In Russ.)

21. N'yuton R. Project Management from A to Z. Moscow, Al'pina Pablisher Publ., 2016. 180 p. (In Russ.)

22. On education in the Russian Federation: Order of December 9, 2012 no. 273-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed: 07.07.2018). (In Russ.)

23. Pikina A. L., Zolotareva A. V. Tyutorskoye accompaniment of professional development of a teacher. YAroslavskijpedagogicheskij vestnik, 2015, no. 4, pp. 82-95. (In Russ.)

24. Sinicyna G.P. Possibilities of supervision in strengthening the practical training of teachers. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2015, no. 5. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21663 (accessed: 07.07.2018). (In Russ.)

25. Sopin V.I. Management of professional development of teachers of professional educational organizations. Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika, 2017, no. 2(26), pp. 65-82. (In Russ.)

26. Forsyth P. How to Motivate People. London: Publishing house Kogan Page, 2012. 160 p.

27. Silverstein B. Motivating Employees: Bringing Out the Best in Your People. New York: Publishing house Harper Business, 2014. 160 p.

28. Bruce A. How to Motivate Every Employee: 24 Proven Tactics to Spark Productivity in the Workplace. New York: Publishing house: McGraw-Hill, 2002. 64 p.

29. Gruzdeva M.L., Prokhorova O.N., Chanchina A.V., Chelnokova E.A., Khanzhina E.V. Postgraduate information support for graduates of pedagogical universities. Advances in Intelligent Systems and Computing, 2018, vol. 622, pp. 143-151. doi: 10.1007/978-3-319-75383-6_19.

30. Kamerilova G.S., Kartavykh M.A., Ageeva E.L., Gordeeva I.A., Astashina N.I., Ruban E.M. Communicative teaching models: The formation of the professional pedagogical competence among health and safety school teachers. Espacios, 2018, vol. 39, no. 29, p. 7.

31. National education strategic plan 2011-2030. Dili, Timor-Leste: Ministry de education Timor-Leste, 2011. 251 p.

32. National Policy on Education 2016. Report of the Committee for Evolution of the New Education Policy. Dehli: Government of India, 2016. 230 p.

33. Niemi H., Multisilta J., Lipponen L., Vivitsou M. Finnish Innovations and Technologies in Schools. A Guide owards New Ecosystems of Learning. Rotterdam. Boston, Taipei: Sense Publishers, 2014. 45 p.

34. Redding S., Twyman J., Murphy M. What Is an Innovation in Learning? Murphy M., Redding S., Twyman J. (eds) Handbook on Innovations in Learning. Philadelphia, PA: Center on Innovations in Learning, Temple University, 2013. 282 p.

35. Soffel J. What are the 21st-century skills every student needs? World Economic Forum. Available at: https://www.weforum.org/agenda/2016/03/21st-century-skills-future-jobs-students (accessed: 15.04.2017).

36. Supporting future-oriented learning & teaching - a New Zealand perspective. Report to the Ministry of Education. Available at: https://nicspaull.files.wordpress.com/2017/03/bolstad-et-al-2012-nz-future-oriented-07062012.pdf (accessed: 15.04.2017).

37. Chaikina Z.V., Shevchenko S.M., Mukhina M.V., Katkova O.V., Kutepova L.I. Electronic testing as a tool for optimizing the process of control over the results of educational training activities. Advances in Intelligent Systems and Computing, 2018, vol. 622, pp. 194-200. doi: 10.1007/978-3-319-75383-6_25.

38. Semarkhanova E.K., Bakhtiyarova L.N., Krupoderova E.P., Krupoderova K.R., Ponachugin A.V. Information technologies as a factor in the formation of the educational environment of a university. Advances in Intelligent Systems and Computing, 2018, vol. 622, pp. 179-186. doi: 10.1007/978-3-319-75383-6_23.

39. Federal catalog of interactive educational programs. Available at: http://bdd-eor.edu.ru/ (accessed: 15.04.2017).

© Картавых М.А., Камерилова Г.С., 2018

Информация об авторах Картавых Марина Анатольевна - заведующий кафедрой физиологии и безопасности жизнедеятельности человека, доктор педагогических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Российская Федерация, Нижний Новгород, ORCID ID 0000-0002-0734-9112, Researcher ID V-1799-2018, e-mail: [email protected].

Камерилова Галина Савельевна - профессор кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности человека доктор педагогических наук, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Российская Федерация, Нижний Новгород, ORCID ID 0000-0002-8209-1764, Researcher ID V-1841-2018, e-mail: [email protected].

Information about the authors Kartavykh Marina Anatolyevna - head of the department of physiology and health and safety of the person, doctor of pedagogical sciences, associate professor, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation. e-mail: [email protected].

Kamerilova Galina Savelyevna - professor of department of physiology and health and safety of the person doctor of pedagogical sciences, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation. e-mail: [email protected].

Поступила в редакцию: 26.09.2018 Принята к публикации: 14.11.2018 Опубликована: 01.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.