Научная статья на тему 'Проектная деятельность будущего учителя географии и безопасности жизнедеятельности в условиях интегрированной клинической практики'

Проектная деятельность будущего учителя географии и безопасности жизнедеятельности в условиях интегрированной клинической практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
425
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ГЕОГРАФИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВЫСШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИДАКТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Картавых Марина Анатольевна, Кривдина Ирина Юрьевна

Цель публикации обосновать и раскрыть особенности проектной деятельности будущих учителей географии и безопасности жизнедеятельности как одного из современных и перспективных направлений высшего образования. Рассмотрены теоретико-методологические аспекты проектной деятельности учителя как особого педагогического феномена, получившего широкое распространение в современных социокультурных условиях. Определено, что наибольшим потенциалом для развития проектной деятельности будущих учителей географии и безопасности жизнедеятельности обладает интегрированная клиническая практика, представляющая собой особую форму организации компетентностно-ориентированного образовательного процесса в системе высшего педагогического образования. Сформулированы и раскрыты атрибутивные характеристики проектной деятельности будущих учителей географии и безопасности жизнедеятельности: новизна и уникальность проектного продукта; ограниченность и завершенность; цикличность и поступательность. Определены и обоснованы педагогические преимущества проектной деятельности будущих учителей географии и безопасности жизнедеятельности в условиях интегрированной клинической практики как с позиций обучающихся, так и с позиций образовательной организации. Процессуально-технологические аспекты проектной деятельности будущих учителей географии и безопасности жизнедеятельности раскрыты с позиций дидактического цикла. Обоснованы и охарактеризованы этапы проектной деятельности будущих учителей географии и безопасности жизнедеятельности: проблемно-инициативный, аналитико-поисковый, внедренческо-презентативный, рефлексивно-оценочный. Получаемые в процессе апробации результаты позволяют говорить об эффективности выбранных научно-методологических и организационно-технологических оснований и проектировать новые образцы практического опыта в условиях обеспечения оптимальных путей продуктивного педагогического взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Картавых Марина Анатольевна, Кривдина Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT ACTIVITIESOF THE FUTURETEACHEROF GEOGRAPHYAND SAFETY OF HUMAN LIFEIN THEINTEGRATEDCLINICALPRACTICE

The purpose of publishing to substantiate and discover the peculiarities of design activity of the future teachers of geography and life safety as one of the current and future directions of higher education. We consider the theoretical and methodological aspects of the project work of the teacher as a special pedagogical phenomenon is widespread in the modern socio-cultural conditions. It was determined that the greatest potential for the development of the project activity of the future teachers of geography and life safety has integrated clinical practice, which is a special form of organization of the competence-oriented educational process in higher teacher education. Formulated and disclosed attributive characteristics of design activity of the future teachers of geography and life safety: the novelty and uniqueness of the design of the product; limitations and completeness; cyclical and progressive. Identified and justified pedagogical benefits of project activities of the future teachers of geography and life safety in the conditions of an integrated clinical practice both from the standpoint of students, and from the standpoint of the educational organization. Process-technological aspects of the project activity of the future teachers of geography and life safety are disclosed from the standpoint of the didactic cycle. Substantiated and characterized the stages of design activity of the future teachers of geography and life safety: a problem-proactive, analytical and exploratory, innovative, Presentational, reflective-evaluative. Obtained in the process of testing results allow to speak about the effectiveness of selected scientific and methodological and organizational and technological bases and design new patterns of practical experience in the conditions of optimum ways of productive pedagogical interaction.

Текст научной работы на тему «Проектная деятельность будущего учителя географии и безопасности жизнедеятельности в условиях интегрированной клинической практики»

УДК 378

М.А. КАРТАВЫХ1, И.Ю. КРИВДИНА1

'Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Аннотация. Цель публикации - обосновать и раскрыть особенности проектной деятельности будущих учителей географии и безопасности жизнедеятельности как одного из современных и перспективных направлений высшего образования.

Рассмотрены теоретико-методологические аспекты проектной деятельности учителя как особого педагогического феномена, получившего широкое распространение в современных социокультурных условиях.

Определено, что наибольшим потенциалом для развития проектной деятельности будущих учителей географии и безопасности жизнедеятельности обладает интегрированная клиническая практика, представляющая собой особую форму организации компетентностно-ориентированного образовательного процесса в системе высшего педагогического образования.

Сформулированы и раскрыты атрибутивные характеристики проектной деятельности будущих учителей географии и безопасности жизнедеятельности: новизна и уникальность проектного продукта; ограниченность и завершенность; цикличность и поступательность. Определены и обоснованы педагогические преимущества проектной деятельности будущих учителей географии и безопасности жизнедеятельности в условиях интегрированной клинической практики как с позиций обучающихся, так и с позиций образовательной организации.

Процессуально-технологические аспекты проектной деятельности будущих учителей географии и безопасности жизнедеятельности раскрыты с позиций дидактического цикла. Обоснованы и охарактеризованы этапы проектной деятельности будущих учителей географии и безопасности жизнедеятельности: проблемно-инициативный, аналитико-поисковый, внедренческо-презентативный, рефлексивно-оценочный.

Получаемые в процессе апробации результаты позволяют говорить об эффективности выбранных научно-методологических и организационно-технологических оснований и проектировать новые образцы практического опыта в условиях обеспечения оптимальных путей продуктивного педагогического взаимодействия.

Ключевые слова: проект, проектная деятельность, проектирование, география, безопасность жизнедеятельности, высшее педагогическое образование, дидактический цикл.

M.A. KARTAVYKH1, I.U. KRIVDINA1

' Minin Nizhniy Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation

PROJECT ACTIVITIESOF THE FUTURETEACHEROF GEOGRAPHYAND SAFETY OF HUMAN LIFEIN THEINTEGRATEDCLINICALPRACTICE

Abstract.The purpose of publishing - to substantiate and discover the peculiarities of design activity of the future teachers of geography and life safety as one of the current and future directions of higher education.

We consider the theoretical and methodological aspects of the project work of the teacher as a special pedagogical phenomenon is widespread in the modern socio-cultural conditions. It was determined that the greatest potential for the development of the project activity of the future teachers of geography and life safety has integrated clinical practice, which is a special form of organization of the competence-oriented educational process in higher teacher education. Formulated and disclosed attributive characteristics of design activity of the future teachers of geography and life safety: the novelty and uniqueness of the design of the product; limitations and completeness; cyclical and progressive . Identified and justified pedagogical benefits of project activities of the future teachers of geography and life safety in the conditions of an integrated clinical practice both from the standpoint of students, and from the standpoint of the educational organization.

Process-technological aspects of the project activity of the future teachers of geography and life safety are disclosed from the standpoint of the didactic cycle.

Substantiated and characterized the stages of design activity of the future teachers of geography and life safety: a problem-proactive, analytical and exploratory, innovative, Presentational, reflective-evaluative.

Obtained in the process of testing results allow to speak about the effectiveness of selected scientific and methodological and organizational and technological bases and design new patterns of practical experience in the conditions of optimum ways of productive pedagogical interaction. Keywords: projectdesign activities, engineering,geography,safety of human life, higher pedagogical education, didacticcycle.

Современная социокультурная ситуация существенным образом влияет на систему отечественного образования. Педагогам общеобразовательных организаций приходится строить свою деятельность в условиях неопределенности, с учетом стремительно меняющейся нормативно-правовой базы, глобальной информатизации, усилением миграционных процессов, что вызывает значительное усложнение структуры и содержания отношений людей друг с другом, с природным и социальным окружением. В таких условиях успешность нашей жизни в целом и в профессионально-педагогической сфере в частности во многом определяется способностью учителя организовать свою деятельность как проект, обладать особым проектным мышлением, которое характеризуется перспективным видением результатов, планированием процесса работы, мобилизацией имеющихся и нахождением новых необходимых для достижения поставленных задач ресурсов, рефлексией и оценкой деятельности.

Современный учитель должен быть готов и способен к выполнению проектной деятельности, которая рассматривается в современную эпоху как «новая грань человеческой образованности» (Е.В. Радионов). Данное положение нашло отражение в Профессиональном стандарте педагога и Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование». В нормативных документах определено, что в сферу профессиональной деятельности учителя входит проектирование содержания образовательных программ и современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности через учебные предметы; моделирование индивидуальных маршрутов обучения, воспитания и развития обучающихся, а также собственного образовательного маршрута и профессиональной карьеры [1].

Освоение будущими учителями географии и безопасности жизнедеятельности методологии и технологий проектной деятельности (В.С. Безрукова, В.П. Беспалько, М.П. Горчакова - Сибирская, Е.С. Заир-Бек, И.А. Колесникова, В.В. Николина, А.М. Новиков, Д.А. Новиков, Е.С. Полат, В.Е. Радионов, В.И. Слободчиков) происходит в процессе обучения в педагогическом вузе, где значительным потенциалом для развития соответствующих профессиональных компетенций обладает интегрированная клиническая

практика (М.А. Картавых, И.В. Прохорова, Е.Л. Агеева), перспективная модель которой разработана и реализуется в Мининском университете [12, 13, 15].

Интегрированная клиническая практика будущих бакалавров педагогического образования в области географии и безопасности жизнедеятельности предусматривает системную учебно-профессиональную деятельность студентов в условиях образовательной организации - работодателя на протяжении всего процесса обучения в вузе, направленную на решение актуальных конкретно-практических задач в ходе проектной деятельности [13]. Именно интегрированная клиническая практика обладает необходимым потенциалом для «погружения» студента - будущего учителя географии и безопасности жизнедеятельности в профессионально-педагогическую среду, предоставляет ему возможность «опережающего моделирования реальности» (А.Д. Урсул) и позволяет быстро и успешно адаптироваться к динамичным условиям избранной профессии.

В контексте настоящей работы проект и проектная деятельность выступают в качестве стержневых понятий, составляя тезаурус. При определении сущности проекта как педагогического феномена за основу была принята традиционная дефиниция понятия, приведенная Б.А. Райзбергом, Л.Ш. Лазовским, Е.Б. Стародубцевой, рассматривающими его как замысел, идею, образ, воплощенные в форму описания, обоснования, расчетов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации [27].

Работа студентов - будущих учителей географии и безопасности жизнедеятельности над реализацией проектного замысла в условиях интегрированной клинической практики имеет вид проектной деятельности, которая обладает рядом свойственных ей характеристик:

- новизна и уникальность проектного продукта в виде разработанной и внедренной образовательной программы, методики, технологии, мероприятия, не имеющих до того момента аналогов, требующих от студентов высокой степени творчества, поскольку в противном случае будут иметь место репродуктивное серийное внедрение и действия по заранее известному педагогическому образцу;

- ограниченность и завершенность, поскольку любой проект имеет четкие временные рамки, ограниченные периодом интегрированной клинической практики студентов или ее частью;

- цикличность и поступательность, подразумевающие развитие студенческих проектов во времени, последовательно проходящих через заранее определенные этапы (фазы) проектной деятельности.

Проектная деятельность будущих учителей географии и безопасности жизнедеятельности в условиях интегрированной клинической практики обладает рядом педагогических преимуществ как для самих студентов, позволяя достичь им необходимых компетентностно-ориентированных образовательных результатов, так и для образовательной организации - клинической базы практики:

во-первых, сознание и поведение людей, вовлеченных в проектную деятельность, под ее влиянием приобретает новые, дополнительные качества, способствуя развитию востребованных в современном обществе личностных характеристик и индивидуального стиля поведения;

во-вторых, деятельность в формате проектной позволяет преобразовывать не только объект и педагогическую ситуацию, в которой она возникла и развивается, но и самих субъектов деятельности (студентов, обучающихся школы и их родителей, педагогов образовательной организации), участвующих в этом преобразовании;

- в-третьих, позиция проектировщика в образовательном процессе отличается возможностью получения принципиально новой педагогической информации, освоения совместно с другими людьми новых видов активности, нахождении в положении «управляющего обстоятельствами человека» (О.С. Газман, В.П. Бедерханова).

В основу процессуально-технологической составляющей проектной деятельности студентов - будущих учителей географии и безопасности жизнедеятельности в условиях

интегрированной клинической практики положен базовый дидактический цикл (Ю.К. Бабанский, В.С. Безрукова, А.М. Данилов, Л.Я. Зорина, М.А. Картавых, Б.И. Коротаев, А.Е. Марон, П.И. Пидкасистый), представляющий универсальную процессуальную основу современного образования. Данный инновационный педагогический феномен представляет собой многоплановый механизм взаимодействия субъектов образовательного процесса -студентов, работодателей, обучающихся школы, преподавателей вуза. Атрибутивными признаками каждого цикла выступают целевые ориентиры, особенности учебной и профессиональной деятельности в процессе субъект-субъектного диалогического взаимодействия, решаемые задачи и результативность. Подчеркнем, что мы придерживаемся позиции П.И. Пидкасистого, который отмечает логичную взаимную дополняемость и причинно-следственную зависимость этапов цикла, обращая внимание, что начало одной фазы является логическим продолжением предыдущей, а ее завершение - причиной возникновения следующей с обязательной рефлексией в каждой фазе. Принципиальным положением представляется наличие в каждой фазе образовательного процесса микрорезультата (меньшего фрагмента функциональности), проявляющегося в переходе количественных изменений в учебно-познавательных возможностях обучающихся в качественное их преобразование. В этой связи дидактический цикл предстает как совокупность фаз учебного процесса, итог последовательных микрорезультатов обучения [25].

Цикличность проектной деятельности будущих учителей географии и безопасности жизнедеятельности в условиях интегрированной клинической практики является отражением закона системного времени (А.И. Субетто) и несет в себе несколько смысловых нагрузок: во-первых, законченность данного процесса предполагаемым планируемым результатом -профессионально-педагогической компетентностью; во-вторых, диахронность развития, повторяемость процессов в виде постоянных итераций; в-третьих, наличие передачи системогенетической информации, «памяти системы» (В.В. Чавчанидзе) от одного поколения результатов будущих учителей к другому; в-четвертых, замкнутость, упорядоченность составных частей процесса, фаз, стадий.

При этом весь процесс проектной деятельности будущего учителя географии и безопасности жизнедеятельности в период интегрированной клинической практики представляет поступательное движение его отдельных циклов, обладающих целенаправленностью, внутренним системным единством, динамизмом, итеративностью, управляемостью. Между циклами существуют взаимные интервалы. Движение от одного интервала к другому предполагает своеобразный «скачок» - новое состояние личности обучающегося. Результат ряда циклов - образовательный макрорезультат -профессиональная компетентность учителя географии и безопасности жизнедеятельности.

Рассматриваемый нами цикл проектной деятельности будущих учителей географии и безопасности жизнедеятельности в условиях интегрированной клинической практики подчинен логике шести положений («шесть П»): 1) проблема ^ 2) проектирование ^ 3) поиск информации^ 4) продукт ^ 5) презентация ^ 6) портфолио, которые органично включаются в этапы проектной технологии, обоснованные в работах М.Ю. Бухаркиной, И.А. Колесниковой, В.В. Николиной, Е.С. Полат, Л.Л. Розанова, Д.Л. Фрайд-Бус.

На основании работ вышеперечисленных педагогов нами определены следующие этапы проектной деятельности будущих учителей географии и безопасности жизнедеятельности во время интегрированной клинической практики: проблемно-инициативный, аналитико-поисковый, внедренческо-презентативный, рефлексивно-оценочный. Количество этапов цикла проектной деятельности постоянно и нейтрально по отношению к содержанию программы интегрированной клинической практики, динамичностью в них обладают целевые установки, характер деятельности, проектный продукт и результат. Цикл проектной деятельности ориентирован на включение будущих учителей географии и безопасности жизнедеятельности в мотивационную, информационно-

познавательную, когнитивную, практико-ориентированную, коммуникативную, рефлексивную и другие виды учебно-профессиональной деятельности. Приоритет определенных их видов на каждом этапе цикла проектной деятельности обусловлен ее целевыми ориентирами. Раскроем особенности этапов цикла проектной деятельности будущих учителей географии и безопасности жизнедеятельности в условиях интегрированной клинической практики.

1. Проблемно-инициативный этап является стартовым в цикле проектной деятельности студентов. Характеризуется мотивацией; осознанием ими педагогической проблемы, над которой им предстоит работать; постановкой цели деятельности и представлением соответствующего результата; определением замысла проекта и планированием деятельности с обязательной коммуникацией и рефлексией. В качестве микрорезультата данного этапа выступает сформулированная цель проекта, коррелируемая с его результатом, и намеченная программа действий.

2. Аналитико-поисковый этап ориентирован на информационно-познавательную, когнитивную, практико-ориентированную, коммуникативную и рефлексивную деятельность. Студентами проводится сбор и анализ информации по заданной тематике, составление авторских разработок, при необходимости их корректировка, консультирование с руководителями практики как от вуза, так и от образовательной организации. Микрорезутат этапа имеет вид педагогического документа - программы действий, методической разработки, сценария мероприятия.

3. Внедренческо-презентативный этап предусматривает реализацию авторской программы, методической разработки, сценария в образовательной практике. Отличается самостоятельной активностью студентов, их творчеством, гибкостью мышления при непредсказуемости сценариев развития педагогических ситуаций, высокой долей персональной ответственности за результат, разнообразной коммуникацией и рефлексией. Внедрение результатов проектной деятельности в реальные условия образовательной практики предполагает одновременно и презентацию будущими учителями географии и безопасности жизнедеятельности своей педагогической компетентности.

4. Рефлексивно-оценочный этап завершает цикл проектной деятельности, выполняя функцию своеобразного «перехода» к новому витку педагогической деятельности. Сопровождается проведением рефлексии для определения студентами успешности деятельности собственной и других участников проекта, характеризуется оценочными категориями и проблемно-перспективными тенденциями.

Организация проектной деятельности студентов в условиях интегрированной клинической практики осуществлялась с учетом компетентностного подхода, раскрывающего логику организации обучения и оценки его качества через решение учебно-профессиональных задач и создание максимально благоприятных условий для развития личностных качеств педагога. Обобщенно характеристика этапов проектной деятельности будущих учителей географии и безопасности жизнедеятельности и компетентностно-ориентированные образовательные результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Формирование профессиональных компетенций в процессе проектной деятельности студентов в условиях интегрированной клинической практики

Этапы проектной деятельности Виды деятельности студентов Формируемые компетенции Образовательный результат (микрорезультат)

Проблемно-инициативный Целеполагание, проблематизация, коммуникация, рефлексия - осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности; - готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования; - владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения Цель и задачи проекта, коррелируемые с его результатом, и намеченная программа действий

Аналитико-поисковый Информационно- познавательная, когнитивная, проектировочная, коммуникативная и рефлексивная деятельность - способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; - способность разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности; - способность использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования программа действий, методическая разработка, сценарий мероприятия

Внедренческо- презентативный этап Практико-ориентированная, коммуникативная и рефлексивная деятельность - готовность применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса; - демонстрация самостоятельной активности, гибкости мышления при решении учебно- воспитательных

- готовность к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами; - способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности задач; - результат внедрения авторских методических разработок уроков, учебных занятий, внеурочных мероприятий, т.е предметные и личностные образовательные результаты обучающихся

Рефлексивно-оценочный Контролирующая, оценочная, регулятивная, рефлексивная деятельность - способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности Оценка профессиональных педагогических и исследовательских компетенций практиканта, полученных в процессе работы над проектом

В условиях интегрированной клинической практики педагогическая деятельность будущих учителей географии и безопасности жизнедеятельности предполагала работу как над индивидуальными, так и групповыми проектами. Содержание индивидуальных проектов коррелируется с тематикой курсовых работ по методике обучения географии и безопасности жизнедеятельности. Выбор тем групповых проектов определяется не только профессиональными интересами студентов, но и заказом образовательных организаций -клинических баз практик в русле их перспективных направлений работы. В 2014-2015 учебном году студентами разработаны и реализованы следующие проекты: «Патриотическое воспитание», «Мы за здоровый образ жизни», «Безопасность на дороге», «Фестиваль национальных культур».

Проект «Патриотическое воспитание» направлен на воспитание патриотизма и формирование гражданственности подрастающего поколения. Весь проект был посвящен празднованию 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне и объединял акцию «Бессмертный полк», торжественный митинг на площади им. И.И. Киселева; организацию экспозиции школьного музея; подготовку уроков «Дети войны», конкурса «Война в истории моей семьи».

Проект «Мы за здоровый образ жизни» обращен на приобщение учащихся к здоровому образу жизни. В процессе реализации проекта были проведены мероприятия, которые помогли учащимся осознать роль рационального питания и двигательной активности, необходимости соблюдения правил личной гигиены и безопасного поведения для сохранения жизни и здоровья.

Проект «Безопасность на дороге» ориентирован на пропаганду правил дорожного движения среди детей и подростков, формирование у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города. В рамках проекта был организован конкурс среди учащихся «Мы за безопасность на дорогах». Проводилась подготовка команды учащихся школы к участию в районном конкурсе «Юные инспекторы дорожного

движения». По мнению студентов, учащиеся разных классов проявляли большую заинтересованность и принимали активное участие в этих мероприятиях.

Проект «Фестиваль национальных культур» явился логичным продолжением конкурса «Географический марафон», проведенного в предшествующем учебном году среди учащихся 6-х классов. Завершение проекта было приурочено к празднованию Дня Земли 22 апреля, в котором принимали участие те же школьники, ставшие на год взрослее. Каждый класс готовил визитную карточку страны, традиционный танец, делал презентацию о традициях и обычаях страны. Акцент был сделан на развитие коммуникативных универсальных учебных действий, которым в настоящее время уделяется значительное внимание.

В ходе рефлексивного подведения итогов интегрированной клинической практики были отмечены значительные позитивные образовательные результаты студентов - будущих учителей географии и безопасности жизнедеятельности, что позволило судить о целесообразности выбора проектной деятельности в качестве ключевого методологического и технологического основания данного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению «Педагогическое образование» [Электронный ресурс]. URL: Ы*р://минобрнауки.рф

2. Бедерханова В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога. Краснодар, 2001.

3. Газман О.С. Неоклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002.

4. Картавых М.А. Концептуальные основы дидактического цикла формирования профильно-специализированных компетенций в области экологического менеджмента и аудита [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. 2011. №8-3. С. 515-518. URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show article&article id=7981139 (дата обращения: 18.12.2015).

5. Картавых М.А. Профессионально-экологическая компетентность и ее уровневая дифференциация // Человек и образование. 2010. № 2. С. 32-35.

6. Картавых М.А. Цикличность клинической практики в профессионально-педагогическом образовании // Вопросы образования и науки: теоретические и методические аспекты: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Н.Новгород, 2014. С. 54-55.

7. Картавых М.А., Камерилова Г.С., Агеева Е.Л. Образование в области безопасности жизнедеятельности: пишем магистерскую диссертацию: учеб.пособие. Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2015. 87 с.

8. Картавых М.А., Бичева И.Б., Попова Л.В., Варивода В.С., Филатова О.М. Педагогические условия формирования личности безопасного типа поведения в образовательном процессе вуза [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2015. №3. URL: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientiflc_activities/vestnik/archive/room-3-_7_-2014 (дата обращения 15.01.2016).

9. Картавых М.А., Веряскина М.А. Педагогические условия изучения студентами проблем обеспечения экологической безопасности [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. №6. URL: http://www.science-education.ru/120-15636 (дата обращения: 18.01.2016).

10. Картавых М.А., Кривдина И.Ю. Инновации в компетентностно-ориентированном профессиональном образовании учителей географии и безопасности жизнедеятельности // Современные проблемы науки и образования. 2014. №3. С. 277.

11. Картавых М.А., Кривдина И.Ю. Интегрированная клиническая практика учителя географии и безопасности жизнедеятельности - инструмент эффективного вхождения в профессиональную деятельность // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Специальное (дефектологическое) образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. Нижний Новгород, 2015. С. 302-306.

12. Картавых М.А., Прохорова И.В. Интегрированная клиническая практика как составляющая образовательной платформы качества педагогического образования // Успехи современного естествознания. 2014. № 12-3. С. 261-267.

13. Картавых М.А., Прохорова И.В. Концепция интегрированной клинической практики в системе высшего педагогического образования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-2. С. 126.

14. Картавых М.А., Прохорова И.В. Эффективное вхождение будущих педагогов в профессию с помощью интегрированной клинической практики // Науковоедение. 2014. № 6. С. 49.

15. Картавых М.А., Прохорова И.В., Агеева Е.Л. Макропроектирование перспективной модели интегрированной клинической практики студентов вуза // Вестник Мининского университета. 2015. № 1. С. 15.

16. Картавых М.А., Филатова О.М. Концепция методической подготовки учителя безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2014. № 3. URL: http:// http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/room-3-_7_-2014 (дата обращения: 14.01.2016).

17. Картавых М.А. Экологическая безопасность: учеб.пособие. Н. Новгород: НГПУ, 2011. 80 с.

18. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учебное пособие. М.: Академия, 2008. 288 с.

19. Кривдина И.Ю.Компетентностная модель педагогической практики по географии // География в школе. 2012. №5. С. 34-36.

20. Кривдина И.Ю., Ладилова Н.Н., Беляева Т.К. Мой образовательный маршрут на педагогической практике по географии: учеб.пособие. Н. Новгород: НГПУ, 2012.30 с.

21. Николина В.В. Метод проектов в географическом образовании // География в школе. 2002. № 6. С. 37.

22. Новиков А.М. Проектирование педагогических систем // Специалист. 1998. № 5. С. 24-27.

23. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). М.: Эвгес, 2004. 120 с.

24. Папуткова Г.А., Картавых М.А., Прохорова И.В. Клиническая практика -инновационный инструментарий компетентностно-ориентированного профессионально-педагогического образования // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 96-100.

25. Педагогика: учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Юрайт, 2009. 430 с.

26. Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование: учеб.пособие. СПб.: СПб. Гос. Тех. Университет, 1996. 140 с.

27. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь [Электронный ресурс]. М.: Инфра-М, 2011. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_67315/ (дата обращения: 28.01.2016).

28. Розанов Л.Л. Школьный геоэкологический проект: рекомендации по выполнению // География в школе. 2004. № 7. С. 39-42.

29. Суворова Г.М., Картавых М.А. Средства развития творческой активности студентов в процессе профессиональной реализации // Ярославский Педагогический Вестник. 2011. № 1. С. 176-180.

REFERENCES

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija po napravleniju «Pedagogicheskoe obrazovanie» [Federal State Educational Standard of Higher Education in "Teacher education"]. Available at: http://minobrnauki.rf (in Russian).

2. Bederhanova V.P. Stanovlenie lichnostno orientirovannojpoziciipedagoga [Becoming a student-centered teacher positions]. Krasnodar, 2001. (In Russian)

3. Gazman O.S. Neoklassicheskoe vospitanie. Ot avtoritarnoj pedagogiki к pedagogike svobody [Neoclassical education. From an authoritarian pedagogy pedagogy of freedom]. Moscow,MIROS, 2002.(in Russian)

4. Kartavykh M.A. Konceptual'nye osnovy didakticheskogo cikla formirovanija profil'no-specializirovannyh kompetencij v oblasti jekologicheskogo menedzhmenta i audita [Conceptual bases of a didactic cycle of formation profilno-spetsializirvoannnyh competences in the field of ecological management and audit]. Fundamental'nye issledovanija, 2011, no. 8-3, pp. 515-518. Available at: http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id= 7981139 (accessed 18.12.2015) (in Russian).

5. Kartavykh M.A. Professional'no-jekologicheskaja kompetentnost' i ee urovnevaja differenciacija [Frofessional and ecological competence and its-level differentiation]. Chelovek i obrazovanie, 2010, no. 2, pp. 32-35. (In Russian)

6. Kartavyh M.A. Ciklichnost' klinicheskojpraktiki vprofessional'no-pedagogicheskom obrazovanii [Cyclicity clinical practice in vocational teacher education]. Voprosy obrazovanija i nauki: teoreticheskie i metodicheskie aspekty: sbornik nauchnyh trudov po materialam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Problems of Education and Science: Theoretical and methodological aspects: the collection of scientific papers on the materials of the international scientific-practical conference]. N.Novgorod, 2014, pp.54-55. (In Russian)

7. Kartavykh M.A., Kamerilova G.S., Ageeva E.L. Obrazovanie v oblasti bezopasnosti zhiznedejatel'nosti: pishem magisterskuju dissertaciju [Education in the field of health and safety: we write the master thesis ].N. Novgorod: NGPU im. K. Minina Publ., 2015. 87 р. (In Russian)

8. Kartavykh M.A., Bicheva I.B.,Popova L.V.,Varivoda V.S,. Filatova O.M. Pedagogicheskie uslovija formirovanija lichnosti bezopasnogo tipa povedenija v obrazovatel'nom processe vuza [Pedagogical conditions of formation personality type of conductsafein the educational process of the university]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2015, no. 3. Available at: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/room-3-_7_-2014 (accessed 15.01.2016) (in Russian).

9. Kartavykh M.A., Veryaskina M.A. Pedagogicheskie uslovija izuchenija studentami problem obespechenija jekologicheskoj bezopasnosti [Pedagogical conditions of students studying the problems of ecological safety]. Sovremennyeproblem nauki i obrazovaniya, 2014, no. 6. Available at: http://www.science-education.ru/120-15636 (accessed 28.08.2015) (in Russian).

10. Kartavyh M.A., Krivdina I.Ju. Innovacii v kompetentnostno-orientirovannom professional'nom obrazovanii uchitelej geografii i bezopasnosti zhiznedejatel'nosti [Innovation in competence-oriented vocational training of teachers of geography and life safety]. Sovremennye problem nauki i obrazovanija, 2014, no.3, p.277 (in Russian).

11. Kartavyh M.A., Krivdina I.Ju. Integrirovannaja klinicheskaja praktika uchitelja geografii i bezopasnosti zhiznedejatel'nosti - instrument jeffektivnogo vhozhdenija v professional'nuju dejatel'nost' [Integrated clinical practice teacher of geography and life safety - an instrument of effective entry into professional activity]. Modernizacija pedagogicheskogo obrazovanija v

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

kontekste global'noj obrazovatel'noj povestki: sbornik statej po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii po problemam razrabotki i aprobacii novyh modulej programm bakalavriata po ukrupnennoj gruppe special'nostej «Obrazovanie i pedagogika» (napravlenie podgotovki - Special'noe (defektologicheskoe) obrazovanie), predpolagajushhih akademicheskuju mobil'nost' studentov vuzovpedagogicheskogo profilja (nepedagogicheskih napravlenijpodgotovki) v uslovijah setevogo vzaimodejstvija. Nizhegorodskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. K. Minina [Modernization of teacher education in the context of the global education agenda: a collection of articles based on the All-Russian scientific-practical conference on the problems of development and testing of new modules of undergraduate programs in the enlarged group of specialties "Education and pedagogy "(the direction of training - Special (defectological) education) involving academic mobility of students of pedagogical profile universities (non-teaching areas of training) in terms of networking. Nizhny Novgorod State Pedagogical University. Kuzma Minin]. Nizhnij Novgorod, 2015, pp. 302-306 (in Russian).

12. Kartavyh M.A., Prohorova I.V. Integrirovannaja klinicheskaja praktika kak sostavljajushhaja obrazovatel'nojplatformy kachestvapedagogicheskogo obrazovanija [Integrated clinical practice as part of an educational platform quality of teacher education]. Uspehi sovremennogo estestvoznanija, 2014, no. 12-3, pp. 261-267. (In Russian)

13. Kartavyh M.A., Prohorova I.V. Koncepcija integrirovannoj klinicheskoj praktiki v sisteme vysshego pedagogicheskogo obrazovanija [The concept of integrated clinical practice in the system of the higher pedagogical education]. Sovremennyeproblemy nauki i obrazovanija, 2015, no. 1-2, p. 126. (In Russian)

14. Kartavyh M.A., Prohorova I.V. Jeffektivnoe vhozhdenie budushhih pedagogov v professiju s pomoshhju integrirovannoj klinicheskoj praktiki [The effective entry of the future teachers to the profession through an integrated clinical practice]. Naukovoedenie, 2014, no. 6, p. 49. (In Russian)

15. Kartavyh M.A., Prohorova I.V., Ageeva E.L. Makroproektirovanie perspektivnoj modeli integrirovannoj klinicheskoj praktiki studentov vuza [Makroproektirovanie promising model of integrated clinical practice of high school students]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2015, no.1, p. 15. (In Russian)

16. Kartavykh M.A., Filatova O.M. Koncepcija metodicheskoj podgotovki uchitelja bezopasnosti zhiznedejatel'nosti [The concept of methodical preparation of the teacher of life safety]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2014, no. 3. Available at: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/room-3-_7_-2014 (accessed: 14.01.2016). (In Russian)

17. Kartavykh M.A. Jekologicheskaja bezopasnost': ucheb.posobie [Environmental safety: Training. Collec.]. Nizhny Novgorod, NSPU Publ., 2011. 80 p. (In Russian)

18. Kolesnikova I.A., Gorchakova-Sibirskaja M.P. Pedagogicheskoe proektirovanie: uchebnoe posobie [Pedagogical design: a tutorial]. Moscow, Akademija, 2008. 288 p. (In Russian)

19. Krivdina I.Ju. Kompetentnostnaja model' pedagogicheskoj praktiki po geografii [Competence model of pedagogical practice in geography]. Geografija v shkole, 2012, no.5, pp. 34-36. (In Russian)

20. Krivdina I.Ju., Ladilova N.N., Beljaeva T.K. Moj obrazovatel'nyj marshrut napedagogicheskoj praktike po geografii: ucheb.posobie [My educational route on the teaching practice of geography: Textbook. benefit]. N. Novgorod: NGPU, 2012. 30 p. (In Russian)

21. Nikolina V.V. Metod proektov v geograficheskom obrazovanii [Method of projects in the geographical education]. Geografija v shkole, 2002, no.6, p. 37. (In Russian)

22. Novikov A.M. Proektirovanie pedagogicheskih sistem[Designing pedagogical systems]. Specialist, 1998, no.5, pp. 24-27. (In Russian)

23. Novikov A.M., Novikov D.A. Obrazovatel'nyj proekt (metodologija obrazovatel'noj dejatel'nosti) [The educational project (methodology of educational activities)]. Moscow, Jevges, 2004. 120 p. (In Russian)

«BeciHHK MnHHHCKoro yHHBepcHTeTa» 2016 - № 2

24. Paputkova G.A., Kartavyh M.A., Prohorova I.V. Klinicheskaja praktika - innovacionnyj instrumentarij kompetentnostno-orientirovannogo professional'no-pedagogicheskogo obrazovanija[Clinical practice - an innovative tool competence-based vocational teacher education]. European Social Science Journal, 2014, no. 4-1, pp. 96-100. (In Russian)

25. Pedagogika: uchebnoeposobie [Education: A Training Manual]. Pod red. P.I. Pidkasistogo. Moscow, Jurajt, 2009. 430 p. (In Russian)

26. Radionov V.E. Netradicionnoe pedagogicheskoe proektirovanie: ucheb. Posobie [Non-traditional instructional design: Textbook. benefit]. St. Petersburg, Gos. Teh.Universitet, 1996. 140 p. (In Russian)

27. Rajzberg B.A., Lozovskij L.Sh., Starodubceva E.B. Sovremennyjj ekonomicheskij slovar' [Modern Dictionary of Economics]. Moscow, Infra-M, 2011; URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_67315/ (accessed 28.01.2016). (In Russian)

28. Rozanov L.L. Shkol'nyj geojekologicheskij proekt: rekomendacii po vypolneniju [School environmental project: to implement the recommendations]. Geografja v shkole, 2004, no.7, pp. 39-42. (In Russian)

29. Suvorova G.M., Kartavyh M.A. Sredstva razvitija tvorcheskoj aktivnosti studentov v processe professional'noj realizacii [Means of development of creative activity of students in the professional realization]. Jaroslavskij Pedagogicheskij Vestnik, 2011, no.1, pp. 176-180. (In Russian)

© КартавыхМ.А., Кривдина И.Ю., 2016

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Картавых Марина Анатольевна - доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физиологии и безопасности жизнедеятельности человека, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: mk artavykh @ rambler. ru

INFORMATION ABOUT AUTHORS

Kartavykh Marina Anatol'evna - doctor of pedagogical

sciences, associate professor. Head of the Department of

Physiology and safety of human life,

Minin Nizhniy Novgorod State Pedagogical University

(Minin University), Nizhny Novgorod, Russian

Federation,

e -mail: mkartavykh@rambler. ru

Кривдина Ирина Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры географии, географического и геоэкологического образования, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация,

e-mail: krivdi nairina @ mail. ru

Krivdina Irina Urievna-candidate of pedagogical sciences, an assistant professor of geography, geographical and geoecology educational, Minin Nizhniy Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: krivdinairina@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.