Научная статья на тему 'Педагогические условия реализации перспективной модели интегрированной клинической практики в высшем педагогическом образовании'

Педагогические условия реализации перспективной модели интегрированной клинической практики в высшем педагогическом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСПЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ВЫСШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохорова Ирина Владимировна, Агеева Елена Львовна

Цель публикации обосновать и раскрыть педагогические условия реализации перспективной модели интегрированной клинической практики в высшем педагогическом образовании. Раскрыты теоретические аспекты компетентностного подхода как базового методологического основания современного высшего педагогического образования. Подчеркнуто, что интегративный характер клинической практики как особого стрежневого компонента системы высшего педагогического образования предоставляет возможности для успешной профессионально-трудовой социализации, профессиональной подготовки и личностно-профессионального становления будущего педагога. Приведены педагогические преимущества интегрированной клинической практики, заключающиеся в многоплановости, непрерывности, опережающей профессиональной направленности, возможности реализации сетевого взаимодействия в системе «вуз образовательная организация». Определены и обоснованы педагогические условия реализации перспективной модели интегрированной клинической практики в образовательном процессе педагогического вуза, объединяющие три их группы: проблемно-содержательные, организационно-деятельностные, технологические. Получаемые результаты апробации перспективной модели интегрированной клинической практики в образовательном процессе педагогического вуза позволяют говорить об эффективности выбранных педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прохорова Ирина Владимировна, Агеева Елена Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF REALIZATION OF PERSPECTIVE MODELS INTEGRATED CLINICAL PRACTICE IN THE HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION

The purpose of publishing to justify and unleash pedagogical conditions of realization of perspective model of integrated clinical practice in the higher pedagogical education. The theoretical aspects of the competence-based approach as a basic methodological foundation of modern higher pedagogical education. It is emphasized the integrative nature of clinical practice, as a specific component of a core of higher pedagogical education system provides opportunities for successful professional work of socialization, training and personal and professional formation of the future teacher. Results pedagogical advantages of integrated clinical practice, consisting of the enigma, continuity, advanced professional focus, the feasibility of networking the system "high school an educational organization." Identified and justified pedagogical conditions of realization of perspective model of integrated clinical practice in the educational process of pedagogical high school, combining three of their group: problem-substantive, organizational and activity-related, technology. The obtained results of testing a promising model of integrated clinical practice in the educational process of pedagogical high school allow us to speak about the effectiveness of selected pedagogical conditions.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия реализации перспективной модели интегрированной клинической практики в высшем педагогическом образовании»

УДК 378

И.В. ПРОХОРОВА1, Е.Л. АГЕЕВА1

'Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕРСПЕКТИВНОЙ МОДЕЛИ ИНТЕГРИРОВАННОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ВЫСШЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. Цель публикации - обосновать и раскрыть педагогические условия реализации перспективной модели интегрированной клинической практики в высшем педагогическом образовании.

Раскрыты теоретические аспекты компетентностного подхода как базового методологического основания современного высшего педагогического образования. Подчеркнуто, что интегративный характер клинической практики как особого стрежневого компонента системы высшего педагогического образования предоставляет возможности для успешной профессионально-трудовой социализации, профессиональной подготовки и личностно-профессионального становления будущего педагога.

Приведены педагогические преимущества интегрированной клинической практики, заключающиеся в многоплановости, непрерывности, опережающей профессиональной направленности, возможности реализации сетевого взаимодействия в системе «вуз -образовательная организация».

Определены и обоснованы педагогические условия реализации перспективной модели интегрированной клинической практики в образовательном процессе педагогического вуза, объединяющие три их группы: проблемно-содержательные, организационно-деятельностные, технологические.

Получаемые результаты апробации перспективной модели интегрированной клинической практики в образовательном процессе педагогического вуза позволяют говорить об эффективности выбранных педагогических условий.

Ключевые слова: перспективная модель, интегрированная клиническая практика, высшее педагогическое образование, педагогические условия.

I.V. PROKHOROVA1, E.L. AGEEVA1

' Minin Nizhniy Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF REALIZATION OF PERSPECTIVE MODELS INTEGRATED CLINICAL PRACTICE IN THE HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION

Abstract. The purpose of publishing - to justify and unleash pedagogical conditions of realization of perspective model of integrated clinical practice in the higher pedagogical education. The theoretical aspects of the competence-based approach as a basic methodological foundation of modern higher pedagogical education. It is emphasized the integrative nature of clinical practice, as a specific component of a core of higher pedagogical education system provides opportunities for successful professional work of socialization, training and personal and professional formation of the future teacher.

Results pedagogical advantages of integrated clinical practice, consisting of the enigma, continuity, advanced professional focus, the feasibility of networking the system "high school - an educational organization."

Identified and justified pedagogical conditions of realization of perspective model of integrated clinical practice in the educational process of pedagogical high school, combining three of their group: problem-substantive, organizational and activity-related, technology.

The obtained results of testing a promising model of integrated clinical practice in the educational process of pedagogical high school allow us to speak about the effectiveness of selected pedagogical conditions.

Keywords: promising model of integrated clinical practice, higher pedagogical education, pedagogical conditions.

Современная система отечественного педагогического образования отвечает на общественные вызовы смещением акцентов с содержательных аспектов на результативно-целевые. Социальный заказ получил легитимность в требованиях Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, методологической основой которых выступает компетентностный подход, предполагающий достижение будущими педагогами образовательных результатов в виде общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, представляющих собой «компетентность в действии» (И.Г. Агапов, С.Е. Шишов).

Разделяя позиции методологов компетентностного подхода (В.И. Байденко, В.В. Башев, А.Г. Бермус, М.Е. Бершадский, В.А. Болотов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.А. Козырев, С.А. Максимова, А.К. Маркова, Н.Ф. Радионова, В.В. Сериков, Г.К. Селевко, Ю.Г. Татур, А.П. Тряпицына, И.Д. Фрумин, А.В. Хуторской), подчеркнем, что достижение будущими педагогами компетентностно-ориентированных образовательных результатов возможно только в деятельности и в условиях, максимально приближенных к реалиям педагогической профессии.

В данном контексте устоявшиеся подходы к традиционным формам и способам организации практики в полной мере не обеспечивают достижения обучающимися необходимого качества образовательных результатов. Для решения обозначенной проблемы нами обоснована и реализована концепция интегрированной клинической практики, ядро которой составляет ее перспективная модель [13,14,16]. Интегрированная клиническая практика предусматривает системную учебно-профессиональную деятельность студентов -будущих педагогов в условиях образовательной организации - работодателя на протяжении всего процесса обучения в вузе [6,12,15].

Принимая во внимание современные представления о структуре профессионального образования (А.Г. Пашков, В.А. Стастенин), подчеркнем, что интегративный характер клинической практики как особого стрежневого компонента системы высшего педагогического образования предоставляет возможности для успешной профессионально-трудовой социализации, профессиональной подготовки и личностно-профессионального становления будущего педагога.

Опыт апробации разработанной перспективной модели интегрированной клинической практики позволяет говорить о ее преимуществах, которые заключаются в многоплановости, непрерывности, опережающей профессиональной направленности, возможности реализации сетевого взаимодействия в системе «вуз - образовательная организация». Нами определены и обоснованы педагогические условия реализации обозначенной модели в образовательном процессе педагогического вуза, объединяющие три их группы: проблемно-содержательные, организационно-деятельностные, технологические.

1. Проблемно-содержательные условия включают программу интегрированной клинической практики с ее дидактическим сопровождением, в том числе электронными образовательными ресурсами LMS Moodle. Программно-дидактический комплекс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта высшего образования и основной профессиональной образовательной программы соответствующего направления и профиля подготовки. Комплекс выполняет нормативную,

сервисную, консалтинговую, рефлексивно-оценочную функции. Нормативная функция определяет место и роль интегрированной клинической практики в общей структуре образовательных модулей профессиональной программы, ее трудоемкость, формы контроля и отчетности. Сервисная функция проявляется в учете потребностей образовательной организации. Консалтинговая функция обеспечивается необходимостью оказания методической помощи студентам в процессе практики. Рефлексивно-оценочная функция подразумевает предоставление возможности осуществления рефлексии деятельности в период практики, ее контроля и оценки.

В своей структуре программа практики объединяет инвариантную и вариативную составляющие. Инвариантное содержание практики разрабатывается педагогическим вузом на основании требований образовательных и профессиональных стандартов. Вариативный блок содержания динамичен, обладает проблемным характером, формируется образовательной организацией - клинической базой практики, исходя из приоритетных направлений ее профессиональной деятельности.

Дидактическое сопровождение программы интегрированной клинической практики ориентировано на создание оптимальных условий для развития у студентов профессионально-педагогической компетентности. Представлено комплиментарными друг другу рекомендациями, указаниями, пособиями, тренажерами, программами-симуляторами, сетевыми электронными учебно-методическими комплексами.

2. Организационно-деятельностные условия объединяют систему видов профессиональной деятельности, к которым должны быть готовы выпускники программ бакалавриата и магистратуры: педагогическая, исследовательская (научно-исследовательская), проектная, методическая (уровень магистратуры), управленческая (уровень магистратуры), культурно-просветительская.

Используя преимущества клинического подхода, обозначенная группа педагогических условий реализации перспективной модели интегрированной клинической практики ориентирована на непосредственное погружение обучающегося в среду образовательной организации, непрерывное, на протяжении всего процесса обучения в вузе деятельностное пребывание будущих педагогов (1-2 дня в неделю) в организации, решение актуальных профессиональных задач под наблюдением опытных педагогов-наставников с обязательной оценкой субъектного опыта и идентификацией себя в профессионально-педагогическом сообществе.

Использование возможностей сетевого взаимодействия педагогического вуза и клинических баз практик, организационный формат интегрированной клинической практики позволяют успешно транслировать инновационный опыт в учебно-профессиональную деятельность обучающихся, в том числе через создание условий для реализации будущими педагогами индивидуальной образовательной траектории.

3. Технологические условия представлены технологией кейс-стади, реализующей педагогическую идею «обучение как участие» (В.В. Николина, Г.А. Папуткова). Предполагает активный (интерактивный) проблемно-ситуационный анализ, основанный на решении в процессе интегрированной клинической практики, в условиях, максимально приближенных к реалиям педагогической деятельности, конкретных задач - ситуаций (кейсов).

Выбор кейс-стади в качестве ведущей технологии, на которой строится интегрированная клиническая практика, обусловлен ситуативностью профессиональной деятельности, компетентностной ориентацией педагогического образования, значительным потенциалом для личностно-профессионального становления педагога и развития у него индивидуального стиля профессионально-педагогической деятельности в процессе разрешения стандартных и нестандартных педагогических ситуаций.

Обратим внимание на инновационный аспект применения обозначенной технологии в условиях практики. В системе высшей школы технология кейс-стади применяется для

освоения содержания учебных дисциплин, где проводится всесторонний анализ ситуаций, уже произошедших в реальной профессиональной сфере, ставших уже историей. В условиях интегрированной клинической практики обучающиеся имеют возможность решать педагогические проблемы под руководством педагогов образовательной организации и руководителя практики от вуза в условиях реального времени (on-line), оказываясь непосредственным участником ситуации, выступая в качестве субъекта деятельности.

При определении механизмов разрешения студентами в период интегрированной клинической практики конкретной педагогической ситуации (кейса) нами использован алгоритм решения проблемной задачи (Г.А. Балл, Е.М. Кабанова-Меллер, М.А. Картавых, А.И. Уман). Процесс разрешения педагогической ситуации подразумевает последовательное прохождение следующих этапов: мотивационно-ориентировочного, операционно-деятельностного, презентативного и рефлексивно-оценочного.

1) Мотивационно-ориентировочный этап предполагает выполнение трех основных действий:

-а) анализ проблемной ситуации, с которого начинается процесс проектирования путей ее разрешения и запускаются два рефлексивных механизма:

- ретроспективный, предполагающий самоанализ студентом имеющегося субъектного опыта педагогической деятельности, определение эффективности ранее применяемых мер, средств и способов воздействия на учащихся, осознание и осмысление собственных действий, чувств и переживаний;

- проспективный, характеризующийся анализом и прогнозированием возможных последствий выработанных педагогических решений для учащихся, формированием стратегии решения педагогической задачи, которая затем уточняется и воплощается в жизнь на этапе выработки и реализации педагогических решений;

б) формулировка педагогической задачи;

в) анализ условия и требований педагогической задачи, предполагающий осмысление структурных компонентов задачи, их соотношения и общих черт итогового результата.

2) Операционально-исполнительский этап, характеризующийся непосредственно процессом решения педагогической задачи студентами, что подразумевает постановку целей, поиск и отбор необходимой информации, выбор форм, методов и средств решения задачи, организацию рефлексии.

3) Презентативный этап связан с представлением результатов решения в виде отчетных материалов, аналитических справок, реализованных проектов.

4) Рефлексивно-оценочный этап предполагает пошаговый анализ всего процесса решения педагогической задачи с обсуждением результатов, их коррекцией. Рефлексия является обязательным условиям работы на данном этапе, в ходе которой каждый студент определяет степень самостоятельности принятия решения им самим данной задачи: задача решена с помощью определенного студентами алгоритма без затруднений с комментариями по поводу выбранных способов решения; при решении задачи возникли затруднения, что повлекло остановку деятельности, необходимость консультации с руководителями практики, выяснение причин и поиск путей их устранения для получения конечного результата.

В процессе рефлексивного анализа результатов апробации модели более 80% участников отметили развитие субъектного опыта и личностно-профессиональных качеств, полученных в реальных условиях педагогической деятельности. Обращено внимание, что интегрированная клиническая практика способствует освоению видов и способов профессиональной деятельности, сопряженных со стандартными трудовыми действиями учителя. Таким образом, все вышесказанное позволяет сделать вывод о целесообразности избранных педагогических условий реализации перспективной модели интегрированной клинической практики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению «Педагогическое образование» [Электронный ресурс]. URL: ^!р://минобрнауки.рф

2. Габдрахманова Е.В. Организационно-педагогические условия организации педагогической практики студентов вуза в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2013. №3. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=9587 (дата обращения: 25.02.2016).

3. Картавых М.А. Концептуальные основы дидактического цикла формирования профильно-специализированных компетенций в области экологического менеджмента и аудита [Электронный ресурс] // Фундаментальные исследования. 2011. № 8-3. С. 515-518. URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=7981139 (дата обращения: 18.12.2015).

4. Картавых М.А. Профессионально-экологическая компетентность и ее уровневая дифференциация // Человек и образование. 2010. № 2. С. 32-35.

5. Картавых М.А. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельностит (Учебный курс для будущих педагогов) // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2009. № 1. С. 26-34.

6. Картавых М.А. Цикличность клинической практики в профессионально-педагогическом образовании // Вопросы образования и науки: теоретические и методические аспекты: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Н.Новгород, 2014. С. 54-55.

7. Картавых М.А. Экологическая безопасность: учеб.пособие. Н. Новгород: НГПУ, 2011. 80 с.

8. Картавых М.А., Бичева И.Б., Попова Л.В., Варивода В.С., Филатова О.М. Педагогические условия формирования личности безопасного типа поведения в образовательном процессе вуза [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2015. № 3. URL: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/room-3-_7_-2014 (дата обращения 15.01.2016).

9. Картавых М.А., Веряскина М.А. Педагогические условия изучения студентами проблем обеспечения экологической безопасности [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: http://www.science-education.ru/120-15636 (дата обращения: 18.01.2016).

10. Картавых М.А., Камерилова Г.С., Агеева Е.Л. Образование в области безопасности жизнедеятельности: пишем магистерскую диссертацию: учеб.пособие. Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2015. 87 с.

11. Картавых М.А., Кривдина И.Ю. Инновации в компетентностно-ориентированном профессиональном образовании учителей географии и безопасности жизнедеятельности // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 277.

12. Картавых М.А., Кривдина И.Ю. Интегрированная клиническая практика учителя географии и безопасности жизнедеятельности - инструмент эффективного вхождения в профессиональную деятельность // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Специальное (дефектологическое) образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. Нижний Новгород, 2015. С. 302-306.

13. Картавых М.А., Прохорова И.В. Интегрированная клиническая практика как составляющая образовательной платформы качества педагогического образования // Успехи современного естествознания. 2014. № 12-3. С. 261-267.

14. Картавых М.А., Прохорова И.В. Концепция интегрированной клинической практики в системе высшего педагогического образования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-2. С. 126.

15. Картавых М.А., Прохорова И.В. Эффективное вхождение будущих педагогов в профессию с помощью интегрированной клинической практики // Науковоедение. 2014. № 6. С. 49.

16. Картавых М.А., Прохорова И.В., Агеева Е.Л. Макропроектирование перспективной модели интегрированной клинической практики студентов вуза // Вестник Мининского университета. 2015. № 1. С. 15.

17. Картавых М.А., Филатова О.М. Концепция методической подготовки учителя безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2014. № 3. URL: http:// http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/room-3-_7_-2014 (дата обращения: 14.01.2016).

18. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П.Педагогическое проектирование: учебное пособие. М.: Академия, 2008. 288 с.

19. Николина В.В., Папуткова Г.А. Создание клинической базы практик для подготовки будущих учителей - стратегическая задача инновационного педагогического образования //Инновационное образование - локомотив технологического прорыва России: материалы образовательно-промышленного форума. Н.Новгород, 2013.

20. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие / под общ. ред Т.С. Паниной. М.: Академия, 2006. 176 с.

21. Папуткова Г.А., Картавых М.А., Прохорова И.В. Клиническая практика -инновационный инструментарий компетентностно-ориентированного профессионально-педагогического образования // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 96-100.

22. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.П.Белозерцев, А.Д.Гонеев, А.Г. Пашков; под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2007. 368 с.

23. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности. М.: Академия, 2008. 255 с.

24. Суворова Г.М., Картавых М.А. Средства развития творческой активности студентов в процессе профессиональной реализации // Ярославский Педагогический Вестник. 2011. № 1. С. 176-180.

25. Шишов С.Е., Агапов И.Г. Компетентностный подход к образованию как необходимость // Мир образования - образование в мире. 2001. № 4. С. 8-19.

REFERENCES

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija po napravleniju «Pedagogicheskoe obrazovanie»[Federal State Educational Standard of Higher Education in "Teacher education"]. Available at: http://minobrnauki.rf (in Russian).

2. Gabdrakhmanova E.V. Oganizatsionno-pedagogicheskie usloviya organizatsii pedagogicheskoy praktiki studentov vuza v usloviyakh realizatsii fgos [Organizational-pedagogical conditions of the organization of pedagogical practice of students of high school in the conditions of the implementation of the GEF ]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2013, no. 3. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=9587 (accessed 25.02.2016) (in Russian).

3. Kartavykh M.A. Konceptual'nye osnovy didakticheskogo cikla formirovanija profil'no-specializirovannyh kompetencij v oblasti jekologicheskogo menedzhmenta i audita [Conceptual bases of a didactic cycle of formation profilno-spetsializirvoannnyh competences in the field of ecological management and audit]. Fundamental'nye issledovanija, 2011, no. 8-3, pp. 515-518.

Available at: http:// www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id= 7981139 (accessed 18.12.2015) (in Russian)

4.Kartavykh M.A. Professional'no-jekologicheskaja kompetentnost' i ee urovnevaja differenciacija [Professional and ecological competence and its-level differentiation]. Chelovek I obrazovanie, 2010, no. 2, pp. 32-35. (In Russian)

5. Kartavykh M.A. Teorija i metodika obuchenija bezopasnosti zhiznedejatel'nostit (Uchebnyj kurs dlja budushhih pedagogov) [Theory and methods of health and safety training (Training course for future teachers)]. OBZh. Osnovy bezopasnosti zhizni, 2009, no. 1, pp. 26-34. (In Russian)

6. Kartavyh M.A. Ciklichnost' klinicheskojpraktiki vprofessional'no-pedagogicheskom obrazovanii [Cyclicity clinical practice in vocational teacher education]. Voprosy obrazovanija i nauki: teoreticheskie i metodicheskie aspekty: sbornik nauchnyh trudov po materialam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Problems of Education and Science: Theoretical and methodological aspects: the collection of scientific papers on the materials of the international scientific-practical conference]. 2014, pp.54-55. (in Russian)

7. Kartavykh M.A. Jekologicheskaja bezopasnost': ucheb.posobie [Environmental safety: Training. Collec.].Nizhny Novgorod, NSPU Publ., 2011. 80 p. (In Russian)

8. KartavykhM.A., Bicheval.B., PopovaL.V.,VarivodaV.S,. Filatova O.M. Pedagogicheskie uslovija formirovanija lichnosti bezopasnogo tipa povedenija v obrazovatel'nom processe vuza [Pedagogical conditions of formation personality type of conductsafein the educational process of the university]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2015, no. 3. Available at: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/room-3-_7_-2014 (accessed 15.01.2016) (in Russian).

9. Kartavykh M.A., Veryaskina M.A. Pedagogicheskie uslovija izuchenija studentami problem obespechenija jekologicheskoj bezopasnosti [Pedagogical conditions of students studying the problems of ecological safety]. Sovremennyeproblemy nauki i obrazovanija, 2014, no. 6. Available at: http://www.science-education.ru/120-15636 (accessed 28.08.2015) (in Russian).

10. Kartavykh M.A., Kamerilova G.S., Ageeva E.L. Obrazovanie v oblasti bezopasnosti zhiznedejatel'nosti: pishem magisterskuju dissertaciju [Education in the field of health and safety: we write the master thesis ]. N. Novgorod: NGPU im. K. Minina Publ., 2015. 87 p. (In Russian)

11. Kartavyh M.A., KrivdinaI.Ju. Innovacii v kompetentnostno-orientirovannom professional'nom obrazovanii uchitelej geografii i bezopasnosti zhiznedejatel'nosti [Innovation in competence-oriented vocational training of teachers of geography and life safety]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija, 2014, no.3, p. 277 (in Russian).

12. Kartavyh M.A., KrivdinaI.Ju. Integrirovannaja klinicheskaja praktika uchitelja geografii i bezopasnosti zhiznedejatel'nosti - instrument jeffektivnogo vhozhdenija v professional'nuju dejatel'nost' [Integrated clinical practice teacher of geography and life safety - an instrument of effective entry into the profession]. Modernizacija pedagogicheskogo obrazovanija v kontekste global'noj obrazovatel'noj povestki: sbornik statej po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii po problemam razrabotki i aprobacii novyh modulej programm bakalavriata po ukrupnennoj gruppe special'nostej «Obrazovanie i pedagogika» (napravlenie podgotovki - Special'noe (defektologicheskoe) obrazovanie), predpolagajushhih akademicheskuju mobil'nost' studentov vuzov pedagogicheskogo profilja (nepedagogicheskih napravlenij podgotovki) v uslovijah setevogo vzaimodejstvija. Nizhegorodskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. K. Minina [Modernization of teacher education in the context of the global education agenda: a collection of articles based on the All-Russian scientific-practical conference on the problems of development and testing of new modules of undergraduate programs in the enlarged group of specialties "Education and pedagogy "(the direction of training - Special (defectological) education) involving academic mobility of students of pedagogical profile universities (non-teaching areas of training) in terms of networking. Nizhny Novgorod State Pedagogical University. Kuzma Minin]. Nizhnij Novgorod, 2015, pp. 302-306 (in Russian).

«BeciHHK MnHHHCKoro yHHBepcHTeTa» 2016 - № 2

13. Kartavyh M.A., Prohorova I.V. Integrirovannaja klinicheskaja praktika kak sostavljajushhaja obrazovatel'nojplatformy kachestvapedagogicheskogo obrazovanija [Integrated clinical practice as part of an educational platform quality of teacher education]. Uspehi sovremennogo estestvoznanija, 2014, no. 12-3, pp. 261-267 (in Russian).

14. Kartavyh M.A., Prohorova I.V. Koncepcija integrirovannoj klinicheskoj praktiki v sisteme vysshego pedagogicheskogo obrazovanija [The concept of integrated clinical practice in the system of the higher pedagogical education]. Sovremennyeproblemy nauki i obrazovanija, 2015, no. 1-2, p. 126 (in Russian).

15. Kartavyh M.A., Prohorova I.V. Jeffektivnoe vhozhdenie budushhih pedagogov v professiju s pomoshhju integrirovannoj klinicheskoj praktiki [The effective entry of the future teachers to the profession through an integrated clinical practice]. Naukovoedenie, 2014, no. 6, p. 49 (in Russian)

16. Kartavyh M.A., Prohorova I.V., Ageeva E.L. Makroproektirovanie perspektivnoj modeli integrirovannoj klinicheskoj praktiki studentov vuza [Makroproektirovanie promising model of integrated clinical practice of high school students]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2015, no.1, p. 15 (In Russian).

17.Kartavykh M.A., Filatova O.M. Koncepcija metodicheskoj podgotovki uchitelja bezopasnosti zhiznedejatel'nosti [The concept of methodical preparation of the teacher of life safety]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2014, no. 3. Available at: http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/room-3-_7_-2014 (accessed: 14.01.2016). (In Russian)

18. Kolesnikova I.A., Gorchakova - Sibirskaja M.P. Pedagogicheskoe proektirovanie: uchebnoeposobie [Pedagogical design: a tutorial]. Moscow, Akademija Publ., 2008. 288 p. (In Russian)

19. Nikolina V.V., Paputkova G.A. Sozdanie klinicheskoj bazy praktik dlja podgotovki budushhih uchitelej - strategicheskaja zadacha innovacionnogo pedagogicheskogo obrazovanija [Creating a database of clinical practices for the training of future teachers - strategic task of innovative pedagogical education ]. Innovacionnoe obrazovanie - lokomotiv tehnologicheskogo proryva Rossii: materialy obrazovatel'no-promyshlennogoforuma.N.Novgorod, 2013. (In Russian)

20 Panina T.S., Vavilova L.N. Sovremennye sposoby aktivizatsii obucheniya: ucheb. posobie [Modern methods of activization of training: Proc. benefit ] / Pod obshch. red T.S. Paninoy. M.: Akademija, 2006. 176 p. (In Russian)

21. Paputkova G.A., Kartavyh M.A., Prohorova I.V. Klinicheskaja praktika - innovacionnyj instrumentarij kompetentnostno-orientirovannogo professional'no-pedagogicheskogo obrazovanija [Clinical practice - an innovative tool competence-based vocational teacher education]. European Social Science Journal, 2014, no. 4-1, pp. 96-100. (In Russian)

22. Pedagogika professional'nogo obrazovanija: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij [Vocational Education Pedagogy: Textbook. allowance for students. Executive. Proc. institutions ] / E.P.Belozertsev, A.D.Goneev, A.G. Pashkov / Pod red. V.A. Slastenina. Moscow, Akademija Publ., 2007. 368 p. (In Russian)

23. Serikov V.V. Obuchenie kak vid pedagogicheskoj dejatel'nosti [Education as a form of teaching]. Moscow, Akademija Publ., 2008. 255 p. (In Russian)

24. Suvorova G.M., Kartavyh M.A. Sredstva razvitija tvorcheskoj aktivnosti studentov v processe professional'noj realizacii [Means of development of creative activity of students in the professional realization]. Jaroslavskij Pedagogicheskij Vestnik, 2011, no.1, pp. 176-180. (In Russian)

25. Shishov S.E., Agapov I.G. Kompetentnostnyj podhod k obrazovaniju kak neobhodimost' [Competence approach to education as a necessity]. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire, 2001, no. 4. pp. 8-19. (In Russian)

© Прохорова И.В., Агеева Е.Л. 2016

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прохорова Ирина Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности человека, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: prokhorovaiw@yandex.ru

INFORMATION ABOUT AUTHORS

Prokhorova Irina Vladimirovna - cand, pedagogical sciences,docent, head of chair physiology and the safety of human life, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation, prokhorovaiw@yandex.ru

Агеева Елена Львовна - кандидат биологических наук, доцент кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности человека, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, е-таП:1епа anatom@km.ru

Ageeva Elena Lvovna - cand. sci. (biol), docent, head of chair physiology and the safety of human life, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation, . e-mail:lena anatom@km.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.