Научная статья на тему 'Дидактическая система подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе'

Дидактическая система подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПОДХОДЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРЕДМЕТНАЯ ПОДГОТОВКА / ЭЛЕМЕНТЫ / ПРОЦЕСС / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PSHE (PERSONAL / SOCIAL AND HEALTH EDUCATION) / DIDACTIC SYSTEM / APPROACHES / PROFESSIONAL AND SUBJECT-CENTERED TRAINING / ELEMENTS / PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлов А. А.

В статье рассматриваются основные функции дидактической системы профессионально-предметной подготовки учителя в педагогическом вузе. Представлена система дидактической подготовки учителя безопасности жизнедеятельности. Рассмотрены условия, содействующие формированию готовности учителя безопасности жизнедеятельности к профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC SYSTEM OF PSHE TEACHERS TRAINING IN A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article deals with the basic functions of a didactic systemvocational subject teacher training in pedagogical college. The system of didactic teacher preparation safety. The conditionscontributing to the formation of teacher preparedness of life safety to the profession.

Текст научной работы на тему «Дидактическая система подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе»

ТРИБУНА ЧИТАТЕЛЯ

УДК 378

Михайлов А. А. ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

В статье рассматриваются основные функции дидактической системы профессионально-предметной подготовки учителя в педагогическом вузе. Представлена система дидактической подготовки учителя безопасности жизнедеятельности. Рассмотрены условия, содействующие формированию готовности учителя безопасности жизнедеятельности к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: дидактическая система, подходы, профессионально-предметная подготовка, элементы, процесс, безопасность жизнедеятельности.

Одной из актуальных задач, стоящих перед современным высшим педагогическим образованием, является задача, связанная с разработкой и внедрением дидактической системы профессионально-предметной подготовки будущих учителей безопасности жизнедеятельности (далее - БЖ) как одной из подсистем высшего педагогического образования.

В современной практике используются как традиционные, так и инновационные дидактические системы. Суть их заключается в перестановке акцентов ее составляющих. Специфической особенностью профессионально-предметной подготовки является ее интегрирующий характер. Именно эта часть подготовки «отвечает» за объединение результатов всех других элементов профессиональной подготовки - общекультурных, специально-предметных, психолого-педагогических и иных в единое целое. Именно здесь происходит преобразование результатов предметного обучения в вузе в готовность к профессиональной деятельности будущего учителя. К функциям дидактической системы профессионально-предметной подготовки учителя в педагогическом вузе можно отнести следующие:

- интегрирующая функция - интеграция результатов изучения дисциплин предметной подготовки и других направлений профессиональной подготовки (общекультурной, психолого-педагогической, специально-предметной и др.);

- мотивационно-ценностная функция - формирование направленности личности будущего учителя на творческое осуществление своей профессиональной деятельности;

- обучающе-контролирующая функция - формирование необходимого комплекса профессионально-методических и методологических знаний и умений для творческого осуществления профессиональной деятельности учителя;

- мировоззренческая функция - формирование самосознания будущего учителя;

- профессионально-практическая функция -формирование опыта практической профессиональной деятельности учителя;

- преобразующая функция - преобразование результатов предметной подготовки в вузе в средства профессиональной деятельности учителя.

Кроме того функции дидактической системы профессионально-предметной подготовки учителя в педвузе можно определить по их роли и назначению.

Любая система характеризуется рядом качеств: компонентным составом, структурностью, наличием системообразующего фактора, целостностью, иерархичностью, взаимосвязями между элементами внутри системы и между системой и внешней средой, множественностью описания, наличием управляющих элементов. Поэтому, вторым этапом исследования системного объекта является определение его состава, структуры и организации элементов, обнаружение ведущих взаимодействий между ними. Это осуществляется посредством структурного анализа, результаты которого синтезируются в структурной модели рассматриваемого объекта. Общая структура системы включает в себя такие элементы как: цели обучения, средства достижения целей (содержание обучения, формы обучения, методы обучения, средства обучения), результат. Эти элементы, в свою очередь, рассматриваются с системных позиций как подсистемы более низкого уровня, отражающие ее иерархичность. Однако использование различных оснований для анализа позволяет получить несколько возможных моделей (проявление множественности описания), раскрывающих свойства объекта с различных точек зрения. Так с позиций форм организации учебного процесса рассматриваемая система профессионально-предметной подготовки реализуется в формах лекционных занятий, семинарско-практических занятий, лабораторных занятий, педагогических практик, индивидуальных учебно-исследовательских работ. С позиций управ-

124

© Михайлов А. А., 2012

ления учебно-методической деятельностью студентов, как считает В. И. Земцова, компонентами системы будут: «целеполагание - ориентация на модель специалиста - ранжирование и адресация -реализация - обобщение и анализ» [1].

С позиций личностного подхода исполнение любой деятельности невозможно вне сформированной определенным образом ценностно-ориентационной сферы личности. Поэтому операционный комплекс целей должен быть дополнен целями формирования качеств личности: направленность, мышление, самосознание. И, наконец, рассмотрение профессионально-предметной деятельности учителя требует уточнения состава целей: операциональные компоненты (виды деятельности, знания, умения) должны быть сформированы на уровнях, обеспечивающих возможность их творческого применения, дополнены компонентами, отражающими методологию деятельности учителя; ценностно-ориентационные компоненты также должны отражать направленность будущего учителя на осуществление профессиональной деятельности, соответствующее мышление и самосознание. Средствами достижения целей дидактической системы являются опре-

деленным образом построенный учебный процесс, содержание учебного материала, разнообразные формы и средства организации учебно-познавательной деятельности с применением различных методов и комплекса материальных средств. Разделение структур содержания учебного материала и учебного процесса обусловлено тем, что первая отражает определенный уровень обобщенности соответствующего научного знания, заложенного в содержание учебного материала, а вторая отражает структуру организации учебно-познавательной деятельности. Данные структуры не обязаны совпадать.

В рассматриваемом нами аспекте структура содержания учебного материала традиционных курсов предметной подготовки в педагогических вузах соответствует обобщенности научного знания на понятийном уровне. Вариант структурирования содержания преподавания на теоретическом уровне (соответственно структуре научной теории) предложен в исследовании Ю. А. Саурова [2]. В этом варианте основание методики преподавания составляют элементы теории учения, преподавания и воспитания, экспериментальные данные, факты и тенденции современного состояния и истории развития науки.

Таблица 1

Требования к определению элементов дидактической системы профессионально-предметной подготовки учителя

Элемент системы Требования

Цели • Структурности, иерархичности, полноты; • Формулирования целей обучения в терминах формируемой деятельности; • Конкретизации целей через перечень представлений, знаний, умений, качеств личности профессионально-методических и исследовательских; • Приоритетности ценностно-ориентационой сферы личности.

я п н о о Содержание обучения • Структурирования содержания обучения на уровне теоретического обобщения; • Включения в содержание обучения основных методов профессиональной деятельности и профессионального творчества.

Учебный процесс • Структурирования процесса обучения в соответствии со структурой и цикличностью процесса познания; • Обеспечения этапности в формировании опыта профессиональной и исследовательской деятельности.

Организация учебно- познавательной деятельности • Превращения учебно-познавательной деятельности в учебно-творческую, учебноисследовательскую; • Доминирования развития мотивационной сферы в развитии личности, обеспечение осознанности всех этапов познавательной деятельности (рефлексивность); • Доминирования самостоятельной работы в учебном познании; • Преобладания диалогических форм взаимодействия преподавателя и обучаемых в учебном процессе; • Оптимальности сочетания алгоритмических и эвристических приемов стимулирования учебной деятельности; • Вариативности учебных заданий для учета индивидуальных особенностей студентов; • Определения учебных заданий посредством адаптации (на основе аналогии) продукта реальной профессиональной деятельности в продукт учебной деятельности на основе учета полноты состава действий, необходимого для усвоения количества их повторений, реального бюджета времени студентов.

н я н л ч м « Сц Компонентный состав • Прогностичности; • Соответствия целям (представления, знания, умения, опыт деятельности, качества личности); • Полноты.

Процедуры диагностики • Поэлементный, пооперационный, уровневый анализ; • Диагностика в деятельности

Экономика образования ♦ № 1, 2012

125

Ядро составляют цели и задачи обучения, общие принципы, закономерности, методы и основные понятия. Выводами являются различные методические системы, программы, построения. Описанные в данном разделе требования к определению элементов дидактической системы, реализующих основные принципы системного, деятельностного, личностного подходов в обучении, теории формирования и развития творческой и конкурентоспособной личности в обобщенном виде представлены в таблице 1.

Дидактическая стратегия учитывает направленность обучения на духовные ценности цивилизации и культуру народа, интеграцию образования, воспитывающий и развивающий характер обучения, стиль педагогического взаимодействия, единые дидактические требования, тенденции развития дидактической системы [3]. Именно в дидактической системе происходит формирование готовности будущего учителя к осуществлению профессиональной деятельности учителя предметника по обучению, воспитанию и развитию учащихся средствами своего предмета. Поскольку понятие «готовность» раскрывается через ряд компонентов, то и основная функция может быть соответственно детализирована. Необходимым и наиболее важным компонентом системы является содержание образования, в частности, содержание предметной подготовки. Поэтому построение содержания предметного образования всегда было и остается серьезной проблемой как средней общеобразовательной и профессиональной школ, так и высших учебных заведений.

Формирование профессиональной готовности будущих учителей БЖ обеспечивается функционированием в учебно-воспитательном процессе вуза целостной системы подготовки, включающей в качестве основных компонентов следующие блоки: блок общих гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин; блок психолого-пе-дагогических и методических дисциплин; блок общепрофессиональных дисциплин; блок дисциплин дополнительной специальности; педагогические и технологические практики; систему учебного проектирования. Этим умозаключением мы хотим подчеркнуть глубину интегративности подготовки учителя безопасности жизнедеятельности. Функции каждого из этих компонентов определяются по их связи с целью подготовки. Целью подготовки является: формирование у студентов педагогических вузов необходимой системы взглядов в области БЖ при подготовке к профессиональной деятельности, развитию у них личностных качеств, обеспечивающих их конкурентоспособность и востребованность в образовательной системе. В свою очередь, согласно этим функциям определяются структура образовательного процесса, содержание обучения, формы и методы каждого компонента. Для организации учебного процесса необходимо хорошо знать те структурные компо-

ненты, из которых он состоит. С этой точки зрения в обучении, как и во всякой человеческой деятельности вообще, обычно выделяют следующие структурные компоненты: целевой, потребностно-мотиваци-онный, содержательный, деятельностно-операционный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный и оценочно-результативный.

В педагогической действительности процесс обучения носит цикличный характер. Каждый дидактический цикл процесса обучения представляет собой функциональную систему, основанную на совместной работе всех его звеньев и служащую для предъявления обучающимся учебного материала. Систематизирующими понятиями процесса обучения как системы выступают цель обучения, деятельность по преподаванию, деятельность по учению и результат. Переменными составляющими этого процесса выступают средства управления. Они включают содержание учебного материала, методы обучения, материальные средства обучения (наглядные, технические, учебники, учебные пособия и др.), организационные формы обучения как процесса и учебной деятельности учащихся. Целью подготовки является формирование у студентов педагогических вузов необходимой системы взглядов в области БЖ (знаний, умений и отдельных навыков) при подготовке их к безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера в повседневной жизни и процессе профессиональной деятельности учителя.

Сложившуюся систему подготовки учителей в педагогических вузах необходимо изменить таким образом, чтобы главным и для студентов и для преподавателей стала внутренняя мотивация. Мотивирующими факторами для студентов должны стать стремление к знаниям в области БЖ и потребность в самореализации при изучении специальных дисциплин, а цели учебы должны превратиться во внутренние: получение новых знаний, навыков и методов, позволяющих организовывать и применять их на практике при осуществлении профессиональной деятельности. Задача состоит в том, чтобы помочь студентам преодолеть разрыв между тем, что они знают о создании безопасных условий в повседневной жизни и профессиональной деятельности, и тем, что хотят знать, отвечать на их вопросы и удовлетворять потребности в новых знаниях.

Начиная работу со студентами на исходном текущем уровне, необходимо стимулировать их самосовершенствование и самореализацию в области БЖ, развивать способности и вырабатывать у студентов безопасное мышление, т.е. сформировать у них общую культуру безопасности. При подготовке учителей в области БЖ необходимо разрабатывать такие виды обучения, с помощью которых они приобретают новые умения и навыки, а не только способность к выполнению задания. Процесс

развития предполагает сотрудничество между всеми участниками образовательного процесса. Чрезвычайно важно, чтобы преподаватель был заинтересован в получении от студентов разумного вопроса или собственного суждения, нежели «правильного» ответа, выслушивал ответ или суждение не для того, чтобы оценить его с точки зрения «верно» или «неверно», а для понимания логики и здравости его аргументов. Важно формировать у студентов критическое мышление как способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные подкрепляющие аргументы, принимать независимые, продуманные решения.

Результативности процесса подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе как личностей безопасного типа способствует четкая организация занятий со студентами, в том числе и внеаудиторных. В Шуйском государственном педагогическом университете такая деятельность осуществляется в рамках движения «Школа безопасности» (соревнования «Безопасность в движении», туристические слеты), в процессе работы студенческого спасательного отряда, волонтерской деятельности. Важное место отводится участию студентов, обучающихся по специальности Безопасность жизнедеятельности, в спортивно-массовых и оздоровитель-

ных мероприятиях («День студенческого городка», «Зимние старты» и пр.), ежегодной студенческой олимпиаде «Безопасность в нашей жизни». Правильно организованная в вузе внеучебная деятельность приучает студентов к рациональному использованию своего учебного времени, современной подготовке к профессиональной деятельности, разумному сочетанию обучения и отдыха, экономии собственной энергии. Впоследствии студент способен эффективно организовать свою самостоятельную подготовку в области безопасности жизнедеятельности, применять сформированные знания и навыки в своей профессиональной деятельности с учащимися.

Библиографический список

1. Земцова В. И. Теоретические основы методической подготовки учителя физики: дис. ... д-ра пед. наук. -СПб., 1995. - 310 с.

2. Сауров Ю. А. Проблема организации учебной деятельности школьников в методике обучения физике: дис. ... д-ра пед. наук. - Киров, 1992. - 399 с.

3. Вольхин С. Н., Арсеньев Ю. Н. Методы и модели оптимизации ресурсов и принятия безопасных эффективных управленческих решений // Безопасность жизнедеятельности: школа, вуз, общество: материалы II Все-рос. науч-практ. конф.- Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2001. - С. 65-69.

Mikhailov A. A.

DIDACTIC SYSTEM OF PSHE TEACHERS’ TRAINING IN A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article deals with the basic functions of a didactic systemvocational subject teacher training in pedagogical college. The system of didactic teacher preparation safety. The conditionscontributing to the formation of teacher preparedness of life safety to the profession.

Keywords: didactic system approaches, professional and subject-centered training, elements, process, PSHE (Personal, Social and Health Education).

УДК 332.1

Закинчак Г. Н., Закинчак А. И., Золотов И. А. ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ И ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА РЕФОРМИРОВАНИЯ В РЕГИОНАХ

Применение концептуального проектирования будет полезно в реализации социальных и экономических тенденций в развитии региона, которые по-существу представляют ядро изменений и реформ в нашем обществе. Ключевые слова: регион, общество, экономическое развитие, реформы.

Применение методологии концептуального проектирования окажется полезным при осуществлении социальных и экономических направлений развития региона, которые по-существу, составляют ядро изменений, реформ в нашем обществе. Следует отметить большую практическую потребность в преобразовании экономики регионов и соответствующих им механизмов управления. Однако следует отметить, что их разработка и практическая реализация нередко осуществляется без должного уче-

та системы научных знаний в этой области. В итоге эффективность реформ оказывается очень низкой. Некоторые из реформ разваливались на начальном этапе, другие не доводились до конца, внедрение третьих давало незначительный эффект.

Одна из основных причин этих неудач - отсутствие целостной теории, которая могла бы дать ответ на вопрос - как делать реформы? Другая причина - реформы не имеют должного обоснования эффективности преобразований. В условиях относительной ограни-

© Закинчак Г. Н., Закинчак А. И., Золотов И. А., 2012

Экономика образования ♦ № 1, 2012

127

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.