ТРИБУНА ЧИТАТЕЛЯ
УДК 378
Михайлов А. А. ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
В статье рассматриваются основные функции дидактической системы профессионально-предметной подготовки учителя в педагогическом вузе. Представлена система дидактической подготовки учителя безопасности жизнедеятельности. Рассмотрены условия, содействующие формированию готовности учителя безопасности жизнедеятельности к профессиональной деятельности.
Ключевые слова: дидактическая система, подходы, профессионально-предметная подготовка, элементы, процесс, безопасность жизнедеятельности.
Одной из актуальных задач, стоящих перед современным высшим педагогическим образованием, является задача, связанная с разработкой и внедрением дидактической системы профессионально-предметной подготовки будущих учителей безопасности жизнедеятельности (далее - БЖ) как одной из подсистем высшего педагогического образования.
В современной практике используются как традиционные, так и инновационные дидактические системы. Суть их заключается в перестановке акцентов ее составляющих. Специфической особенностью профессионально-предметной подготовки является ее интегрирующий характер. Именно эта часть подготовки «отвечает» за объединение результатов всех других элементов профессиональной подготовки - общекультурных, специально-предметных, психолого-педагогических и иных в единое целое. Именно здесь происходит преобразование результатов предметного обучения в вузе в готовность к профессиональной деятельности будущего учителя. К функциям дидактической системы профессионально-предметной подготовки учителя в педагогическом вузе можно отнести следующие:
- интегрирующая функция - интеграция результатов изучения дисциплин предметной подготовки и других направлений профессиональной подготовки (общекультурной, психолого-педагогической, специально-предметной и др.);
- мотивационно-ценностная функция - формирование направленности личности будущего учителя на творческое осуществление своей профессиональной деятельности;
- обучающе-контролирующая функция - формирование необходимого комплекса профессионально-методических и методологических знаний и умений для творческого осуществления профессиональной деятельности учителя;
- мировоззренческая функция - формирование самосознания будущего учителя;
- профессионально-практическая функция -формирование опыта практической профессиональной деятельности учителя;
- преобразующая функция - преобразование результатов предметной подготовки в вузе в средства профессиональной деятельности учителя.
Кроме того функции дидактической системы профессионально-предметной подготовки учителя в педвузе можно определить по их роли и назначению.
Любая система характеризуется рядом качеств: компонентным составом, структурностью, наличием системообразующего фактора, целостностью, иерархичностью, взаимосвязями между элементами внутри системы и между системой и внешней средой, множественностью описания, наличием управляющих элементов. Поэтому, вторым этапом исследования системного объекта является определение его состава, структуры и организации элементов, обнаружение ведущих взаимодействий между ними. Это осуществляется посредством структурного анализа, результаты которого синтезируются в структурной модели рассматриваемого объекта. Общая структура системы включает в себя такие элементы как: цели обучения, средства достижения целей (содержание обучения, формы обучения, методы обучения, средства обучения), результат. Эти элементы, в свою очередь, рассматриваются с системных позиций как подсистемы более низкого уровня, отражающие ее иерархичность. Однако использование различных оснований для анализа позволяет получить несколько возможных моделей (проявление множественности описания), раскрывающих свойства объекта с различных точек зрения. Так с позиций форм организации учебного процесса рассматриваемая система профессионально-предметной подготовки реализуется в формах лекционных занятий, семинарско-практических занятий, лабораторных занятий, педагогических практик, индивидуальных учебно-исследовательских работ. С позиций управ-
124
© Михайлов А. А., 2012
ления учебно-методической деятельностью студентов, как считает В. И. Земцова, компонентами системы будут: «целеполагание - ориентация на модель специалиста - ранжирование и адресация -реализация - обобщение и анализ» [1].
С позиций личностного подхода исполнение любой деятельности невозможно вне сформированной определенным образом ценностно-ориентационной сферы личности. Поэтому операционный комплекс целей должен быть дополнен целями формирования качеств личности: направленность, мышление, самосознание. И, наконец, рассмотрение профессионально-предметной деятельности учителя требует уточнения состава целей: операциональные компоненты (виды деятельности, знания, умения) должны быть сформированы на уровнях, обеспечивающих возможность их творческого применения, дополнены компонентами, отражающими методологию деятельности учителя; ценностно-ориентационные компоненты также должны отражать направленность будущего учителя на осуществление профессиональной деятельности, соответствующее мышление и самосознание. Средствами достижения целей дидактической системы являются опре-
деленным образом построенный учебный процесс, содержание учебного материала, разнообразные формы и средства организации учебно-познавательной деятельности с применением различных методов и комплекса материальных средств. Разделение структур содержания учебного материала и учебного процесса обусловлено тем, что первая отражает определенный уровень обобщенности соответствующего научного знания, заложенного в содержание учебного материала, а вторая отражает структуру организации учебно-познавательной деятельности. Данные структуры не обязаны совпадать.
В рассматриваемом нами аспекте структура содержания учебного материала традиционных курсов предметной подготовки в педагогических вузах соответствует обобщенности научного знания на понятийном уровне. Вариант структурирования содержания преподавания на теоретическом уровне (соответственно структуре научной теории) предложен в исследовании Ю. А. Саурова [2]. В этом варианте основание методики преподавания составляют элементы теории учения, преподавания и воспитания, экспериментальные данные, факты и тенденции современного состояния и истории развития науки.
Таблица 1
Требования к определению элементов дидактической системы профессионально-предметной подготовки учителя
Элемент системы Требования
Цели • Структурности, иерархичности, полноты; • Формулирования целей обучения в терминах формируемой деятельности; • Конкретизации целей через перечень представлений, знаний, умений, качеств личности профессионально-методических и исследовательских; • Приоритетности ценностно-ориентационой сферы личности.
я п н о о Содержание обучения • Структурирования содержания обучения на уровне теоретического обобщения; • Включения в содержание обучения основных методов профессиональной деятельности и профессионального творчества.
Учебный процесс • Структурирования процесса обучения в соответствии со структурой и цикличностью процесса познания; • Обеспечения этапности в формировании опыта профессиональной и исследовательской деятельности.
Организация учебно- познавательной деятельности • Превращения учебно-познавательной деятельности в учебно-творческую, учебноисследовательскую; • Доминирования развития мотивационной сферы в развитии личности, обеспечение осознанности всех этапов познавательной деятельности (рефлексивность); • Доминирования самостоятельной работы в учебном познании; • Преобладания диалогических форм взаимодействия преподавателя и обучаемых в учебном процессе; • Оптимальности сочетания алгоритмических и эвристических приемов стимулирования учебной деятельности; • Вариативности учебных заданий для учета индивидуальных особенностей студентов; • Определения учебных заданий посредством адаптации (на основе аналогии) продукта реальной профессиональной деятельности в продукт учебной деятельности на основе учета полноты состава действий, необходимого для усвоения количества их повторений, реального бюджета времени студентов.
н я н л ч м « Сц Компонентный состав • Прогностичности; • Соответствия целям (представления, знания, умения, опыт деятельности, качества личности); • Полноты.
Процедуры диагностики • Поэлементный, пооперационный, уровневый анализ; • Диагностика в деятельности
Экономика образования ♦ № 1, 2012
125
Ядро составляют цели и задачи обучения, общие принципы, закономерности, методы и основные понятия. Выводами являются различные методические системы, программы, построения. Описанные в данном разделе требования к определению элементов дидактической системы, реализующих основные принципы системного, деятельностного, личностного подходов в обучении, теории формирования и развития творческой и конкурентоспособной личности в обобщенном виде представлены в таблице 1.
Дидактическая стратегия учитывает направленность обучения на духовные ценности цивилизации и культуру народа, интеграцию образования, воспитывающий и развивающий характер обучения, стиль педагогического взаимодействия, единые дидактические требования, тенденции развития дидактической системы [3]. Именно в дидактической системе происходит формирование готовности будущего учителя к осуществлению профессиональной деятельности учителя предметника по обучению, воспитанию и развитию учащихся средствами своего предмета. Поскольку понятие «готовность» раскрывается через ряд компонентов, то и основная функция может быть соответственно детализирована. Необходимым и наиболее важным компонентом системы является содержание образования, в частности, содержание предметной подготовки. Поэтому построение содержания предметного образования всегда было и остается серьезной проблемой как средней общеобразовательной и профессиональной школ, так и высших учебных заведений.
Формирование профессиональной готовности будущих учителей БЖ обеспечивается функционированием в учебно-воспитательном процессе вуза целостной системы подготовки, включающей в качестве основных компонентов следующие блоки: блок общих гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин; блок психолого-пе-дагогических и методических дисциплин; блок общепрофессиональных дисциплин; блок дисциплин дополнительной специальности; педагогические и технологические практики; систему учебного проектирования. Этим умозаключением мы хотим подчеркнуть глубину интегративности подготовки учителя безопасности жизнедеятельности. Функции каждого из этих компонентов определяются по их связи с целью подготовки. Целью подготовки является: формирование у студентов педагогических вузов необходимой системы взглядов в области БЖ при подготовке к профессиональной деятельности, развитию у них личностных качеств, обеспечивающих их конкурентоспособность и востребованность в образовательной системе. В свою очередь, согласно этим функциям определяются структура образовательного процесса, содержание обучения, формы и методы каждого компонента. Для организации учебного процесса необходимо хорошо знать те структурные компо-
ненты, из которых он состоит. С этой точки зрения в обучении, как и во всякой человеческой деятельности вообще, обычно выделяют следующие структурные компоненты: целевой, потребностно-мотиваци-онный, содержательный, деятельностно-операционный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный и оценочно-результативный.
В педагогической действительности процесс обучения носит цикличный характер. Каждый дидактический цикл процесса обучения представляет собой функциональную систему, основанную на совместной работе всех его звеньев и служащую для предъявления обучающимся учебного материала. Систематизирующими понятиями процесса обучения как системы выступают цель обучения, деятельность по преподаванию, деятельность по учению и результат. Переменными составляющими этого процесса выступают средства управления. Они включают содержание учебного материала, методы обучения, материальные средства обучения (наглядные, технические, учебники, учебные пособия и др.), организационные формы обучения как процесса и учебной деятельности учащихся. Целью подготовки является формирование у студентов педагогических вузов необходимой системы взглядов в области БЖ (знаний, умений и отдельных навыков) при подготовке их к безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера в повседневной жизни и процессе профессиональной деятельности учителя.
Сложившуюся систему подготовки учителей в педагогических вузах необходимо изменить таким образом, чтобы главным и для студентов и для преподавателей стала внутренняя мотивация. Мотивирующими факторами для студентов должны стать стремление к знаниям в области БЖ и потребность в самореализации при изучении специальных дисциплин, а цели учебы должны превратиться во внутренние: получение новых знаний, навыков и методов, позволяющих организовывать и применять их на практике при осуществлении профессиональной деятельности. Задача состоит в том, чтобы помочь студентам преодолеть разрыв между тем, что они знают о создании безопасных условий в повседневной жизни и профессиональной деятельности, и тем, что хотят знать, отвечать на их вопросы и удовлетворять потребности в новых знаниях.
Начиная работу со студентами на исходном текущем уровне, необходимо стимулировать их самосовершенствование и самореализацию в области БЖ, развивать способности и вырабатывать у студентов безопасное мышление, т.е. сформировать у них общую культуру безопасности. При подготовке учителей в области БЖ необходимо разрабатывать такие виды обучения, с помощью которых они приобретают новые умения и навыки, а не только способность к выполнению задания. Процесс
развития предполагает сотрудничество между всеми участниками образовательного процесса. Чрезвычайно важно, чтобы преподаватель был заинтересован в получении от студентов разумного вопроса или собственного суждения, нежели «правильного» ответа, выслушивал ответ или суждение не для того, чтобы оценить его с точки зрения «верно» или «неверно», а для понимания логики и здравости его аргументов. Важно формировать у студентов критическое мышление как способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные подкрепляющие аргументы, принимать независимые, продуманные решения.
Результативности процесса подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе как личностей безопасного типа способствует четкая организация занятий со студентами, в том числе и внеаудиторных. В Шуйском государственном педагогическом университете такая деятельность осуществляется в рамках движения «Школа безопасности» (соревнования «Безопасность в движении», туристические слеты), в процессе работы студенческого спасательного отряда, волонтерской деятельности. Важное место отводится участию студентов, обучающихся по специальности Безопасность жизнедеятельности, в спортивно-массовых и оздоровитель-
ных мероприятиях («День студенческого городка», «Зимние старты» и пр.), ежегодной студенческой олимпиаде «Безопасность в нашей жизни». Правильно организованная в вузе внеучебная деятельность приучает студентов к рациональному использованию своего учебного времени, современной подготовке к профессиональной деятельности, разумному сочетанию обучения и отдыха, экономии собственной энергии. Впоследствии студент способен эффективно организовать свою самостоятельную подготовку в области безопасности жизнедеятельности, применять сформированные знания и навыки в своей профессиональной деятельности с учащимися.
Библиографический список
1. Земцова В. И. Теоретические основы методической подготовки учителя физики: дис. ... д-ра пед. наук. -СПб., 1995. - 310 с.
2. Сауров Ю. А. Проблема организации учебной деятельности школьников в методике обучения физике: дис. ... д-ра пед. наук. - Киров, 1992. - 399 с.
3. Вольхин С. Н., Арсеньев Ю. Н. Методы и модели оптимизации ресурсов и принятия безопасных эффективных управленческих решений // Безопасность жизнедеятельности: школа, вуз, общество: материалы II Все-рос. науч-практ. конф.- Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2001. - С. 65-69.
Mikhailov A. A.
DIDACTIC SYSTEM OF PSHE TEACHERS’ TRAINING IN A PEDAGOGICAL UNIVERSITY
The article deals with the basic functions of a didactic systemvocational subject teacher training in pedagogical college. The system of didactic teacher preparation safety. The conditionscontributing to the formation of teacher preparedness of life safety to the profession.
Keywords: didactic system approaches, professional and subject-centered training, elements, process, PSHE (Personal, Social and Health Education).
УДК 332.1
Закинчак Г. Н., Закинчак А. И., Золотов И. А. ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ И ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА РЕФОРМИРОВАНИЯ В РЕГИОНАХ
Применение концептуального проектирования будет полезно в реализации социальных и экономических тенденций в развитии региона, которые по-существу представляют ядро изменений и реформ в нашем обществе. Ключевые слова: регион, общество, экономическое развитие, реформы.
Применение методологии концептуального проектирования окажется полезным при осуществлении социальных и экономических направлений развития региона, которые по-существу, составляют ядро изменений, реформ в нашем обществе. Следует отметить большую практическую потребность в преобразовании экономики регионов и соответствующих им механизмов управления. Однако следует отметить, что их разработка и практическая реализация нередко осуществляется без должного уче-
та системы научных знаний в этой области. В итоге эффективность реформ оказывается очень низкой. Некоторые из реформ разваливались на начальном этапе, другие не доводились до конца, внедрение третьих давало незначительный эффект.
Одна из основных причин этих неудач - отсутствие целостной теории, которая могла бы дать ответ на вопрос - как делать реформы? Другая причина - реформы не имеют должного обоснования эффективности преобразований. В условиях относительной ограни-
© Закинчак Г. Н., Закинчак А. И., Золотов И. А., 2012
Экономика образования ♦ № 1, 2012
127