Научная статья на тему 'Система методической подготовки будущего учителя истории, обществознания и права: опыт, проблемы и тенденции'

Система методической подготовки будущего учителя истории, обществознания и права: опыт, проблемы и тенденции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
955
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / МОДЕЛЬ / БЛОЧНО-МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / TRAINING IN METHODS OF TEACHING AT A PEDAGOGICAL HIGHER SCHOOL / EDUCATIONAL STANDARD / MODEL / BLOCK-MODULAR TECHNOLOGY / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Ольга Юрьевна

Раскрывается понятие «методическая подготовка студентов педагогического вуза», представлена модель организационной структуры системы методической подготовки будущих учителей на основе модульной технологии, выявлены проблемы, возникающие в процессе ее реализации и формирования профессионально-методических компетенций обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозова Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF TRAINING FUTURE TEACHERS OF HISTORY, SOCIAL SCIENCE AND LAW IN METHODS OF TEACHING: EXPERIENCE, PROBLEMS AND TENDENCIES

The article discloses the concept of "training students in methods of teaching at a pedagogical higher school", presents a model of the organizational structure of the system of training future teachers in methods of teaching on the basis of a modular technology and reveals problems in the implementation process and the formation of professional teaching competencies of students.

Текст научной работы на тему «Система методической подготовки будущего учителя истории, обществознания и права: опыт, проблемы и тенденции»

УДК 378.147:371.124:93

ББК 4448.985 ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.02

Морозова Ольга Юрьевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории России и методики обучения истории и обществознанию, Томский государственный педагогический университет; 634057, Томск, ул. Карла Ильмера, 15/1; e-mail: ounazarova@mail.ru.

СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ, 0БЩЕСТВ03НАНИЯ И ПРАВА: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: методическая подготовка в педагогическом вузе; образовательный стандарт; модель; блочно-модульная технология; компетенции.

АННОТАЦИЯ. Раскрывается понятие «методическая подготовка студентов педагогического вуза», представлена модель организационной структуры системы методической подготовки будущих учителей на основе модульной технологии, выявлены проблемы, возникающие в процессе ее реализации и формирования профессионально-методических компетенций обучающихся.

Morozova Olga Yuryevna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Russian History and Methods of Teaching History and Social Science, Tomsk State Pedagogical University (Tomsk).

THE SYSTEM OF TRAINING FUTURE TEACHERS OF HISTORY, SOCIAL SCIENCE AND LAW IN METHODS OF TEACHING: EXPERIENCE, PROBLEMS AND TENDENCIES

KEY WORDS: training in methods of teaching at a pedagogical higher school; educational standard; model; block-modular technology; competence.

ABSTRACT. The article discloses the concept of "training students in methods of teaching at a pedagogical higher school", presents a model of the organizational structure of the system of training future teachers in methods of teaching on the basis of a modular technology and reveals problems in the implementation process and the formation of professional teaching competencies of students.

В современных условиях трансформации системы общего и профессионального образования педагогическое сообщество РФ решение ряда проблем, связанных с формированием личности и профессионализма учителя, видит в совершенствовании его методической подготовки в процессе получения высшего педагогического образования. Основной идеей данного образования стала ориентация вузов на подготовку учителя-профессионала, специалиста, умеющего использовать «собственные оригинальные методики» [3, с. 38].

Методическая подготовка как объект научного исследования в области педагогического образования приобрела актуальность в XX в. в связи с потребностью формирования учителя, не только знающего свой предмет, разбирающегося в научной информации, но и владеющего разнообразными методами работы с обучающимися, приемами формирования у них необходимой совокупности знаний, умений и навыков с учетом специфики предмета и индивидуальных (психолого-физиологических) особенностей учеников.

Анализ исследований проблем методической подготовки, проведенный в 20042014 гг., позволил установить, что данная подготовка учителя представляет научный интерес в основном для специалистов в области педагогики высшей школы и рассматривается, с одной стороны, как процесс

обучения, а с другой - как его результат (методическая система учителя). Как процесс методическая подготовка студентов педагогического вуза исследователями изучается в контексте:

- подготовки к осуществлению разных видов педагогической деятельности (М. Ю. Королевым - как обучение методу моделирования, X. С. Юсубовым - организации внеурочной деятельности, Э. X. Галя-мовой - применению генетического подхода в обучении математике и т. д.);

- системы обучения в процессе изучения разных курсов либо по разным направлениям, специальностям (Н. А. Бурмист-рова - методическая система обучения математике будущих бакалавров, Г. М. Фед-ченко - методическая система обучения будущих учителей информатики дисциплине «Численные методы» и др.) [и].

В целом методическую систему обучения будущих учителей определяют как совокупность цели (задач), содержания, методов, форм и средств, технологий обучения, а также «ожидаемых результатов» [4, с. 234], интеграция которых представляет собой дидактическую систему, функционирующую в педагогическом вузе в рамках профессионального образования педагога. В то же время их методическая подготовка, как отмечает С. М. Тимофеева, предполагает усвоение методологии предметной методики, умение применять ее в исследованиях, ов-

© Морозова О. Ю., 2014

ладение закономерностями функционирования методической системы обучения, навыком применения ее компонентов в различных ситуациях, обучение методикам формирования понятий, умений и т. д. [9, с. 299].

Методическая подготовка учителей истории, обществознания и права нами рассматривается как единая система подготовки обучающихся в педвузе, так как современная образовательная ситуация обусловливает необходимость интеграции указанных областей знания, которая способствует решению проблемы формирования личности учителя - компетентного специалиста в области социальных наук (история, общест-вознание, право), а также исторического, обществоведческого и правового образования. Связано это еще и с тем, что переход высшего профессионального образования на новый ФГОС в рамках компетентностно-го подхода предусматривает развитие общих для всех обучающихся по направлениям подготовки 050100 «Педагогическое образование» общекультурных и профессиональных компетенций [1].

Современная система методической подготовки учителей истории, обществознания, права стала складываться с 1995 г., когда разрабатывались и внедрялись ГОС ВПО по специальностям «История» и «Юриспруденция». В их содержание вошли такие психолого-педагогические дисциплины, направленные на подготовку будущих учителей, как «Методика преподавания истории» и «Методика преподавания права». На протяжении 15 лет сложившаяся подготовка обучающихся педвузов не подвергалась существенным изменениям. Однако частично были модифицированы:

- содержание основных методических курсов (добавлены темы, рассматривающие технологии обучения, средства контроля и оценивания);

- методика преподавания методических дисциплин (увеличен объем активных и интерактивных методов, форм и средств обучения);

- формы занятий (в связи с организацией практикумов на базе средних общеобразовательных учреждений).

На сегодняшний день ситуация начинает меняться, и модернизация системы методической подготовки будущего учителя детерминирует процесс значительной трансформации ее структуры и содержания. Связано это прежде всего с проблемой отсутствия в педвузах единой системы профессионально-методической подготовки педагогических кадров. Так, на основании анализа учебных планов Томского, Новосибирского и Омского государственных педагогических университетов было выявлено

существенное отличие системы подготовки учителей истории, обществознания и права в данных вузах. Расхождение наблюдается как в количестве академических часов, так и в наименовании, количестве дисциплин, необходимых для методической подготовки будущего учителя. И наконец, проблему составляет разноплановость профессиональной подготовки будущих учителей в рамках обучения по программам специалитета (как целостной системы подготовки), бакалавриата и магистратуры, в которых не в полной мере предусмотрена взаимосвязь и взаимообусловленность формируемых компетенций [ю; 7; 8].

Кроме того, на эффективность организации методической подготовки в педвузе влияет и проблема постоянно меняющихся образовательных стандартов высшего профессионального образования, особенно в части требований к результатам освоения основных образовательных программ, определяющих совокупность компетенций выпускника. Также необходимо отметить, что ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» вообще не рассматривает дисциплину «Методика обучения предметам» в качестве обязательной [1]. В результате возникает противоречие между необходимостью формировать методические компетенции будущего учителя и отсутствием методических дисциплин, которые должны способствовать данному процессу, в списке обязательных.

Несмотря на это, педагогические вузы предусматривают в учебном процессе преподавание методических дисциплин и курсов, таких как «Теория и методика обучения истории (обществознанию, праву)», что свидетельствует о понимании значимости данных дисциплин, содержание и организация изучения которых в последнее время начинают концептуально и методически переосмысливаться.

Новая образовательная ситуация в настоящее время заставляет изменить акцент в подготовке будущих учителей в педвузе, востребованных средней школой, преобразовать «устоявшиеся», традиционные формы обучения. Анализ результатов опроса учителей средних общеобразовательных учреждений (лицеев, гимназий, кадетских школ и др.) и наблюдение за их работой позволили выявить проблему повышения эффективности методической подготовки учителя истории, обществознания и права для современной школы.

Одним из потенциальных способов решения указанной проблемы является организация в процессе подготовки блочно-модульного обучения, при котором ее со-

держание структурируется в виде автономных организационно-методических блоков-модулей, наполняемость которых может варьироваться в зависимости от дидактических целей и задач [2, с. 44].

Технологии модульного обучения в вузе посвящено достаточно большое количество исследований, рассматривающих дефиницию термина «модуль», раскрывающих его структуру и описывающих на основе модульного обучения методику организации учебного процесса. С нашей точки зрения, особого внимания заслуживает интерпретация модуля Т. Н. Шамало и А. М. Лозинской, которые его понимают как «функционально самостоятельную единицу технологии, включающую в себя не только целостное автономное содержание учебной информации, но и все компоненты методической системы (цели, содержание обучения, организационные формы и методы обучения, средства обучения, контроль и оценку результатов обучения), и состоявшую из отдельных учебных элементов» [5, с. 46].

В рамках данного исследования на основе блочно-модульной технологии была разработана и апробирована модель организационной структуры системы методической подготовки будущего учителя истории, обществознания и права (см. рис.).

В соответствии с представленной моделью, организационная структура системы методической подготовки будущих учителей в педагогическом вузе включает в себя три сегмента, интегрирующих в образовательном процессе содержание отдельных модулей:

- теоретическое обучение - освоение содержания методических дисциплин: «Теория и методика обучения истории», «Теория и методика обучения обществоз-нанию», «Теория и методика обучения праву», а также таких дисциплин, как, например, «Инновационные технологии преподавания истории и обществознания»;

- научно-исследовательская деятельность - выполнение исследований по определенному научному направлению и представление их результатов в виде курсового проекта теоретико-прикладного содержания по методике обучения истории (обще-ствознанию, праву), выпускной квалификационной работы по методике преподавания данных дисциплин (части работы), научных статей, докладов для конференций, а также в результате иной деятельности, например участия в работе по грантам;

- практическая деятельность - прохождение педагогических практик в образовательных учреждениях в качестве учителя истории (обществознания, права).

Рассматривая теоретическое обучение будущих учителей истории, обществозна-

ния и права, необходимо отметить, что его реализация предполагает усвоение обучающимися содержания двух модулей: базового (инвариантного), включающего изучение дисциплины «Теория и методика обучения истории, обществознанию и праву» (либо методических дисциплин в комплексе образующих данный модуль), и вариативного модуля «Специфика преподавания исторических (обществоведческих и правовых) дисциплин, реализации воспитательных программ».

Лекции базовой (инвариантной) части как теоретической составляющей данной дисциплины включают темы, касающиеся нормативно-правовых, программно-методических и организационных, психолого-педагогических и иных основ деятельности учителя истории, обществознания и права. Семинары направлены на обсуждение докладов, эссе, рефератов, проектов по изученным темам. Они могут проходить в форме мозгового штурма, круглого стола, диспутов, в том числе с участием приглашенных специалистов из образовательных, общественных организаций, представителей органов власти.

Вариативный модуль посвящен особенностям реализации исторического, обществоведческого и правового образования в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях. В процессе семинарских занятий обучающиеся занимаются методическим моделированием приемов, форм и средств обучения, в ходе деловых игр апробируют собственные разработки. Практикумы предполагают наблюдение и обсуждение на базе образовательного учреждения видов деятельности учителей истории, обществознания и права. В рамках вариативной части в реальных условиях учебного процесса студенты реализуют разработанные ими (или модифицированные) модели, проекты, технологии, средства обучения. Важным организационным условием является построение процесса изучения модулей таким образом, чтобы обучающиеся, разделившись на подгруппы, смогли поэтапно в течение семестра освоить все части модуля 2.

При этом любая методическая дисциплина может быть разделена на самостоятельные модули (по блокам, разделам, темам, частям курса). Каждый отдельный модуль должен включать в себя как теоретический (лекционные занятия), так и практический материал (семинарские и практические занятия в вузе и в школе), специальные задания для самостоятельной работы, средства контроля и оценивания уровня сформированное™ компетенций (контрольно-измерительные мероприятия и материалы для их проведения).

V

а к

V

о

V §

и

V

¡г

V

л о

V

н

л

V

Модуль 1. Базовый (инвариантный). Теория и методика обучения истории (обществознанию, праву);

дополнительные методические дисциплины

Модуль 1. Курсовая работа по методике обучения

Модуль 2. Выпускная квалификационная работа по методике обучения

£ б к ч д Н

& ^ е *

к к

ЕГ X

а

Н- V

н д 92 °

| Модуль 1.

Психолого-педагогическая деятельность

1

Модуль 2.

Учебно-методическая деятельность

Модуль з. Организационно-

проектировочная деятельность

Модуль 4.

I Культурно-просветительская деятельность

I

Рис. Модель организационной структуры системы методической подготовки будущего учителя истории, обществознания и права

Следует заметить, что в связи с ростом внимания государства и общества к внеклассной работе педагогов в рамках воспитательной деятельности школы в процессе профессионально-педагогического обучения наблюдается тенденция к смещению акцента со «знаниевой» платформы образования на деятельностную в плане реализации как учебных, так и воспитательных программ (например, патриотического воспитания). На наш взгляд, воспитательная работа должна стать отдельным направлением в методической подготовке будущего учителя истории, обществознания и права.

Кроме того, в последнее время актуализировалась потребность в специальной методической подготовке педагогов к работе в системе инклюзивного образования. Построение принципиально новой системы обучения в средней школе требует внесения изменений и в методическую подготовку учителя, формирование у него не только толерантного отношения к ученикам, имеющим ограниченные возможности здоровья, но и способности (готовности) к осуществлению учебно-воспитательного процесса, взаимодействию с такими учениками. В процессе внедрения инклюзии в образование учителями школ и студентами-практикантами были выявлены определенные трудности при работе с данной категорией учеников, связанные с использованием методов, форм и средств обучения, включая активные и интерактивные. Значит, в современных условиях будущие учителя истории, обществознания и права должны овладеть не только психолого-педагогическими знаниями и умениями (компетенциями), общей методикой преподавания истории, обществознания и права, но и основами специальной педагогики, методами обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В результате у будущего учителя формируется собственная методика преподавания социальных дисциплин в условиях инновационной образовательной среды среднего общеобразовательного учреждения. В связи с этим представляется целесообразным включение в курс методики обучения предметам самостоятельного модуля, посвященного особенностям методического работы учителя в данной сфере.

В контексте обсуждения инновационных форм методической подготовки учителя к педагогической работе в школе необходимо обратить внимание на мнение Е. Л. Низиенко, директора Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ, которая в своем докладе на Форуме педагогических вузов России в 2011 г. отметила, что с принятием нового

стандарта, основанного на деятельностном подходе, возникла потребность в учителях, способных его реализовывать: «Это говорит о том, что в педагогическом образовании необходимо перестраивать методики и технологии обучения в соответствии с новым подходом» [6, с. 23]. Данная рекомендация на сегодняшний день уже получила практическое воплощение, так как интенсификация процесса обучения методическим дисциплинам в педвузе способствовала организации на занятиях квазипрофессиональной деятельности обучающихся посредством реализации контекстного, интеграционного, системно-деятельностного и компетентностного подходов, а также методов, приемов и средств проектирования и моделирования. Занятия проводятся в активной и интерактивных формах (деловые и ролевые игры, групповые дискуссии, разбор практических ситуаций на основе кейс-метода, защита проектов, тренинги). Оценивание уровня усвоения содержания модулей осуществляется посредством рейтинговой и кредитно-зачетной систем, активно внедряемых в последнее время в систему вузовского обучения.

Современная система профессионального образования будущего педагога требует увеличения объема самостоятельной работы обучающихся, их самообразования в рамках освоения дисциплин (курсов), что является одной из тенденций развития системы методической подготовки будущего учителя истории, обществознания и права и позволяет перевести теоретическое обучение и научно-исследовательскую деятельность в дистанционную форму. Внедряя электронное обучение в образовательный процесс педвуза, преподаватель работает в виртуальной обучающей среде «Моос11е» (онлайн-общение), которая позволяет как проводить лекции на расстоянии (по «Скайпу»), семинары в формате вебинаров, так и отслеживать процесс выполнения обучающимися заданий для самостоятельной работы, самоконтроля и оценивания. Диверсификация научно-исследовательской деятельности в рамках обозначенных модулей (см. рис.) также осуществляется посредством интернет-ресурсов (почтовых серверов, чатов, учительских порталов, социальных сетей учителей и работников образования), методические конференции проводятся в форме видео- / онлайн-конференций.

Практическая деятельность будущего учителя истории, обществознания и права осуществляется в ходе производственной педагогической практики, которая ориентирована на его профессионально-методическую подготовку, проводится в разных типах образовательных учреждений и

предполагает выполнение специальных заданий. Практиканты проводят занятия и организуют мероприятия по учебно-воспитательной работе с учениками, взаимодействию с их родителями и коллегами в рамках отдельных модулей. В последнее время наблюдается рост числа обучающихся педвуза, трудоустраивающихся в школах на постоянной основе или на период практики, что обеспечивает послевузовское распределение выпускников (в соответствии с программой и профилями их обучения). Так, в ТГПУ с 2010 по 2014 г. количество студентов, трудоустроенных на период практики, выросло в среднем в з раза, проходящих практику по месту будущего трудоустройства - в 5 раз.

Таким образом, на основании проведенного анализа исследований в области методической подготовки будущих учителей можно констатировать, что в педагогическом вузе будущий учитель получает как общекультурное, так и профессиональное образование, в котором методическая подготовка является важнейшей составляющей частью (его направлением), отвечающей за процесс освоения обучающимися дисциплин методической направленности, овладение технологиями, методами, формами и средствами преподавания и воспитательной деятельности. Данная подготовка включает в себя выполнение научно-исследовательской работы с последующей реализацией разработанных проектов в ходе педагогической практики. При этом она осуществляется в вузе совместно с другими направлениями, такими как предметная подготовка, общественная деятельность (например, участие в профессиональных конкурсах) и др.

Вместе с тем изучение опыта преподавателей педагогических вузов (как предметных, так и методических дисциплин), включая опыт работы автора, руководителей педагогических практик по истории, обществознания и праву, позволил выявить следующие проблемные моменты, возникающие в процессе осуществления методической подготовки будущих учителей: во-первых, разноплановость профессиональной подготовки в рамках обучения по программам специалитета, бакалавриата и магистратуры; во-вторых, отсутствие в ФГОС ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование» указания на обязательность изучения дисциплины «Методи-

ка обучения предметам», направленной на формирование методических компетенций; в-третьих, неразработанность специального направления методической подготовки будущих учителей для работы в условиях инклюзивного образования.

Более того, одной из важнейших проблем является наличие противоречия между необходимостью подготовки для современной школы универсального специалиста - учителя истории, обществознании и права и тем, что действующий в настоящее время ФГОС ВПО не предусматривает трех-профильное обучение, ориентируя педагогические вузы на выбор двух профилей, среди которых предпочтение отдается таким, как «Экономика и право», «История и обществознание», «История и право», «Обществознание и право» и др. [ю; 7; 8]. На сегодняшний день одним из перспективных вариантов решения данной проблемы могут быть курсы по выбору, предусмотренные вариантной частью профессионального цикла изучаемых дисциплин, содержание которых может компенсировать подготовку по «недостающему» профилю (история, обществознание, право).

При этом необходимо отметить, что в последнее время наметились существенные позитивные тенденции развития рассматриваемой системы подготовки, такие как ориентирование на интерактивные формы обучения будущих учителей в контексте деятельностного подхода к их методической подготовке в педвузе; организация профессиональной подготовки учителя на основе технологии блочно-модульного обучения; увеличение объема самостоятельной работы обучающихся, их самообразования в рамках освоения дисциплин (курсов), внедрение электронного обучения в образовательный процесс педвуза и др.

Таким образом, проблемы и противоречия, возникающие в процессе методической подготовки будущего учителя истории, обществознания и права, связаны в основном с необходимостью расширения и углубления ее содержания, изменяющегося в соответствии с запросами современной школы, а тенденции затрагивают процесс реализации данной подготовки, преобразования в связи с потребностью в активизации обучающихся, повышении уровня их самостоятельной деятельности в рамках получения профессионального образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Архив файлов федеральных государственных образовательных стандартов URL: http: //www. edu.ru/db/portal/spe/ archiv_new.htm.

2. Ефремнчева H. В. История и методология компетентностного подхода в условиях многоуровневого профессионального образования : моногр. Орел : Изд-во ГОУ ВПО «ОГУ», 2011.

3. Кропочева Т. Б. Методика преподавания естествознания в педагогическом вузе // Педагогическое образование и наука. 2009. № 2. С. 37~43-

4. Кузнецова Л. М. Методическая система обучения студентов педвузов интернет-технологиям // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. М. Герцена. 2008. Вып. 51. С. 234-240.

5. Лозинская А. М., Шамало Т. Н. Структурирование содержания образования в модульной педагогической технологии // Педагогическое образование в России. 2010. С. 45-52.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Низиенко Е. Л. Состояние и перспективы педагогического образования // Новый учитель для новой школы: теория, опыт и перспективы модернизации педагогического образования в России : докл. и тез. выступлений участников Форума педагогических вузов России (Москва, 21-22 нояб. 2011 г.). М.: МГГТУ, 2012. С. 22-23.

7. Новосибирский государственный педагогический университет. URL: http://www.nspu.ru (дата обращения: 15.09.2014).

8. Омский государственный педагогический университет. URL: http://www.omgpu.ru (дата обращения: 15.09.2014).

9. Тимофеева С. М. Методическая подготовка будущего учителя // Вектор науки. ТГУ. 2011. № 3 (6). С. 299-302.

10. Томский государственный педагогический университет. URL: http://www.tspu.edu.ru (дата обращения: 15.09.2014).

11. Электронная библиотека диссертаций РГБ. URL: http:// www.diss.rsl.ru.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. В. И. Ревякина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.