УДК 378
НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ
ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Кисляков П.А.
Цель: на основе анализа имеющегося опыта в российских вузах определить основные направления профессиональной подготовки будущих педагогов в области социальной безопасности.
Метод или методология проведения работы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований по проблемам подготовки будущих педагогов в области социальной безопасности.
Результаты: определены направления профессиональной подготовки будущих педагогов в области социальной безопасности, представленные в авторской программе дисциплины «Социальная безопасность образовательной среды».
Область применения результатов: система высшего
профессионального образования.
Ключевые слова: подготовка педагога; социальная безопасность;
педагогика безопасности, социальная безопасность образовательной среды.
AREAS OF TRAINING OF FUTURE TEACHERS IN THE FIELD
OF SOCIAL SAFETY
Kislyakov P.A.
Purpose: on the base of analysis of experience in the Russian universities to identify the main areas of training future teachers in the field of social safety.
Methodology: a theoretical analysis of psychological and pedagogical literature, dissertations on the training of future teachers in the field of social safety.
Results: identify areas of training future teachers in the field of social safety provided by the author's discipline program «Social safety educational environment».
Practical implications: the system of high education.
Keywords: teacher training; social safety; pedagogy of safety; social safety education environment.
Знание основ социальной безопасности позволяет нам полнее выявлять и учитывать разные факторы и угрозы, формировать прогнозы развития опасных ситуаций, использовать качественные и количественные оценки для принятия решений, мер и систем безопасности в быту, в социуме, в том числе в образовательном пространстве. В связи с этим, каждый человек должен быть подготовлен к безопасному существованию в современном социуме, уметь защитить себя и своих близких в случае возникновения экстремальной, кризисной ситуации социального происхождения. В наибольшей степени это относится к специалистам образовательных учреждений. От их компетентности в сфере социальной безопасности зависит насколько школьники будут подготовлены к безопасной жизни в современном, полном всяческих опасностей, социуме, а также степень организации безопасности образовательного учреждения [7]. Будущий учитель должен быть не просто личностью, а «личностью безопасного типа». В связи с этим учитель любой квалификации должен иметь теоретическую, практическую и методическую подготовку по образовательной области «Безопасность жизнедеятельности», позволяющую обучать школьников по основной дисциплине с учетом возможности возникновения проблем в области безопасности жизнедеятельности.
Необходимость профессиональной подготовки будущих педагогов к безопасной жизнедеятельности в социуме регламентируется рядом
нормативных актов, в частности закон РФ «Об образовании» в качестве одного из принципов государственной политики в области образования зафиксировал гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
В целом, образование в области безопасности жизнедеятельности предназначено для воспитания «личности безопасного типа поведения», т.е. личности, способной предвидеть влияние опасности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их историческую важность, стремящейся решить эти проблемы и при этом разумно сочетать свои личные интересы с интересами общества.
В связи с преподаванием дисциплин ОБЖ и БЖД в образовательных учреждениях России расширились возможности науки по разработке теории безопасности. Более того, появились предпосылки для выделения ее нового направления - педагогики безопасности.
Педагогика безопасности - научное направление в педагогике о воспитании и обучении человека безопасному поведению в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной). Основные идеи педагогики безопасности включают: ответственность человека за личную безопасность; отношение к безопасности жизнедеятельности как к жизнетворчеству, самосозиданию, самосовершенствованию личности безопасного типа; зависимость безопасной жизни, прежде всего, от образа жизни; возможность обучения сохранению и формированию безопасной жизни; ценностное отношение к безопасности; рассмотрение личной безопасности как мировоззрения [2].
И.В. Ситка [15] в своем диссертационном исследовании выделяет образовательную область «экстремальная психопедагогика», задачами которой выступают:
- ознакомление обучающихся с психологическими характеристиками экстремальных ситуаций;
- формирование у учащихся убежденности в личной возможности успешных действий в экстремальных ситуациях при хорошей подготовленности к ним;
- формирование у обучающихся знаний, навыков и умений, необходимых для успешных действий и обеспечения безопасности в экстремальных ситуациях;
- помощь обучающимся в развитии привычек и качеств, обеспечивающих надежность достижения успеха и обеспечения безопасности при любых сложностях и предвидимых ситуаций и др.
Проведенный нами теоретико-методологический анализ позволяет сделать вывод о том, что содержание обучения безопасности жизнедеятельности является отражением научно-технического развития, изменений бытия человека и его деятельности в природе, обществе и культуре. Развитие и функционирование этого обучения обусловлено экономическими, политическими, социальными, культурными факторами.
После принятия Концепции национальной безопасности РФ в 2000 году, а затем в 2009 году Стратегии национальной безопасности РФ на период до 2020 года методические и теоретические противоречия между содержанием программ и учебников БЖД и ОБЖ и социально-правовой действительностью в сфере безопасности стали еще нагляднее. Это неоднократно становилось предметом публичных обсуждений и публикаций в специальной литературе и привело к осознанию необходимости усиления социальных акцентов в предметном поле безопасность жизнедеятельности (Михайлов Л.А., Репин Ю.В., Якупов А.М., Петров С.В., Гафнер В.В., Сапронов В. и др.). Л.А. Михайлов отмечает, что в начале XXI века резко повысилось количество совершаемых преступлений и усилилась агрессивность социальных опасностей. Ввиду этого наиболее актуальными направлениями подготовки в области безопасности жизнедеятельности являются правовая, психологическая и информационная безопасность.
В требованиях к уровню подготовки выпускника педагогического вуза изложены задачи, которые должен уметь решать будущий учитель, соответствующие его квалификации. В федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ изложены следующие компетенции, формирование которых позволит выпускникам педагогических вузов решать задачи обеспечения социальной безопасности:
- готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);
- способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
- готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);
- готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7).
Педагогический вуз ориентирует студента на профессиональную деятельность, предметом которой является человек. Поэтому фундамент профессиональной подготовки учителя в области безопасности жизнедеятельности составляет комплекс современных знаний о человеке, его становлении развитии в социокультурной среде, об опасностях, развивающихся в социальной среде.
Модернизация образования предполагает значительное обновление его содержания в соответствии с требованиями времени и задачами развития страны. Социальный портрет востребуемого квалифицированного, нравственно и физически подготовленного гражданина не может быть целостным без включения главной интегрирующей компоненты - готовности, способности и возможности внести вклад в обеспечение национальной безопасности на основе знаний и понимания сути социальной ситуации в обществе и своей значимости как защитника государства [4].
Осуществим краткий анализ подходов к изучению вопросов социальной безопасности в системе высшего педагогического образования.
Содержание многих дисциплин вносит свой вклад в профессиональную подготовку будущих педагогов к безопасной жизнедеятельности в социуме. При этом дисциплина «Безопасность жизнедеятельности», являясь обязательной дисциплиной в образовательных стандартах всех специальностей и направлений подготовки высшего профессионального образования, в том числе педагогических, закладывает базу знаний о безопасности жизнедеятельности в целом и безопасности в социуме в частности.
Обучение безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе призвано формировать личность выпускника как человека гуманистической, духовно-нравственной ориентации; педагога, созидающего в обучаемом мотивированное безопасное поведение. Л.А. Михайлов в качестве целей обучения будущих педагогов безопасности жизнедеятельности называет:
- формирование личности безопасного типа - дальнейшее развитие свойств и качеств личности, дающих возможность существовать в социуме в период решения профессиональных и семейных проблем;
- обучение педагогическим методикам, необходимы для организации междисциплинарного взаимодействия с учителями ОБЖ в системе обучения школьников [10].
По мнению В.В. Сапронова и Ю.В. Репина дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» имеет гуманитарную направленность, поскольку ее основным объектом внимания и защиты от опасностей является человек. Первоочередными целями гуманистической концепции курса «Безопасность жизнедеятельности» являются: воспитание высоконравственной личности, воспитание здорового человека; воспитание культуры безопасной жизнедеятельности.
В аспекте гуманитарной направленности актуальна программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», разработанная Л.А. Михайловым (2001) и рекомендованная УМО при РГПУ им. А.И. Герцена для направлений педагогического образования.
В программе выделен модуль «Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них», включающий следующие дидактические единицы: «Опасные и чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них. Их классификация и характеристика, закономерности проявления. Понятие опасной и чрезвычайной ситуации социального происхождения. Объект, субъект, предмет, методы, теория и практика безопасности жизнедеятельности как научной дисциплины (социальный аспект). Способы коллективной и индивидуальной защиты в условиях чрезвычайных ситуаций социального происхождения. Психологический аспект чрезвычайных ситуаций социального характера. Мотив деятельности, самооценка результатов деятельности. Личность безопасного типа. Социальная и психологическая характеристика личности безопасного типа. Характеристика среды обитания. Общая криминогенная ситуация в городе, области. Безопасность в квартире и других закрытых помещениях. Зоны повышенной криминогенной опасности. Уголовные элементы. Самооборона и ее правовые основы. Оружие самообороны и порядок его применения».
Одним из важных принципов, положенных автором в основу программы является принцип целостности, предполагающей необходимость связей с
другими естественнонаучными дисциплинами, с психолого-педагогическим, общекультурным циклами.
По мнению Э.М. Соколова с соав. основной целью дисциплины «Безопасность жизнедеятельность» является формирование адекватного современному этапу развития осознания человеком своего места в окружающем мире и соответствующей этому понимаю ориентации в выборе возможных направлений решения стоящих перед человечеством проблем в области безопасности [16]. По мнению авторов необходимо акцентировать внимание именно на мировоззренческом аспекте безопасности. Мировоззренческая линия образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» должна содержать современные взгляды на человека и окружающий его мир, на причины возникновения и состав современного комплекса проблем безопасности, на магистральные пути решения этих проблем. Мировоззренческая линия должна реализоваться на фоне освоения учащимися технологий обеспечения безопасности, необходимых им в период обучения и в будущем [14].
Л.И. Шершнев отмечает, что в процессе формирования личности безопасного типа у учащихся необходимо формировать потребность в анализе внутренней среды обитания человека, его личностного, душевного, духовного, психологического пространства, иными словами необходимо учитывать социальный аспект безопасности жизнедеятельности. Сегодня актуальной является задача формирования мировоззренческой устойчивости, способностей противостоять антикультуре, насилию, агрессии, преступности, наркомании и другим социальным угрозам, что в свою очередь обуславливает необходимость включения в образовательную область «Безопасность жизнедеятельности» вопросов социальной безопасности личности [19].
И.В. Ситка [15] в диссертационном исследовании обосновывает необходимость формирования у будущих учителей в рамках изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» готовности к действиям в
чрезвычайных ситуациях в том числе социального характера. Ведь на педагоге лежит ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь обучаемых и воспитываемых им детей. Авторский подход к обучению вопросам безопасности основан на ситуационном моделировании чрезвычайных ситуаций и направлен на формирование таких психологических свойств личности будущего педагога, как ориентация в обстановке, стрессоустойчивость, саморегуляция и организаторские способности.
А.Ф. Абзалов отмечает необходимость формирования у студентов вузов в процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» гражданской позиции, что имеет важное значение в аспекте аксиологического и системного подходов к обеспечению личной безопасности жизнедеятельности в контексте восприятия личности как частицы общества и государства. Автор, не отрицая значимости гуманитарных дисциплин в образовательном процессе, показывает, что в современных условиях дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» за счет междисциплинарной связи со спецкурсами «Конституционно-правовой статус личности» и «Экономическая безопасность региона» формирует у студентов интеллектуальный и эмоциональночувственный компоненты гражданской позиции, обеспечивает осознание ими, что каждый гражданин обеспечивает национальную безопасность России, которая, в свою очередь, обеспечивает безопасность жизнедеятельности каждого гражданина [1].
А.Я. Голов ставит проблему совершенствования патриотического социального воспитания в процессе обучения, что в свою очередь требует новых подходов в организации подготовки специалистов образования. В качестве приоритета системы образования автор обозначает ориентацию на воспитание гражданина готового к защите Отечества. При этом защита Отечества в авторском понимании предполагает способность противостоять враждебным, деструктивным силам природного, техногенного, социального и военного характера, нейтрализовать их. Она означает защищенность личности -
ее прав и свобод, социальных и национальных групп - их статуса, функциональных ролей, самобытности; общества - его материальных и духовных ценностей; государства - его территориальной целостности, суверенитета, конституционного строя [4].
Еще одним направлением подготовки педагогов к обеспечению социальной безопасности является религиозная (антисектанстская) безопасность. Учитывая, что для многих учащихся образовательное учреждение является основным местом времяпровождения, определяющим его социальное развитие и благополучие, Т.К. Мухина указывает на большие возможности реализации в них антисектантского воспитания - формирования иммунитета к порабощающему влиянию сектантства, выработке приемов психологической защиты от авторитарного воздействия и эксплуатации.
Необходимым условием, обеспечивающими эффективность процесса предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты, является повышение уровня профессиональной компетентности педагогов. Диссертационное исследование Т.К. Мухиной посвящено педагогической профилактике вовлечения молодежи в религиозные секты, направленной на формирование гуманистических ценностных ориентаций, позитивной самооценки и культуры поведения, способствующего повышению автономности личности и обеспечению психологической защиты в ситуациях риска, на развитие навыков противостояния групповому давлению, конструктивному решению конфликтных ситуаций и навыков здорового образа жизни у молодых людей. Руководствуясь данной идеей, исследователь предлагает внедрение в учебный процесс педагогических образовательных учреждений спецкурса «Социально-педагогическая профилактика вовлечения молодежи в религиозные секты». Предложенный курс апробирован автором на базе Владимирского государственного педагогического университета [11].
Пропаганда жестокости средствами СМИ, возрастающая роль Интернета, отсутствие цензуры является не только социальной, но и педагогической
проблемой, так как напрямую зависит от уровня и качества образованности подрастающего поколения, степени зрелости личности и готовности ее к самореализации в обществе. Поэтому возникает необходимость подготовки педагогов к созданию безопасной информационной среды, формированию информационной безопасности учащихся, через обучение адекватному восприятию и оценке информации, ее критическому осмыслению на основе нравственных и культурных ценностей [9].
Т.А. Малых определяет информационную безопасность школьника как педагогически направленный процесс развития у ребенка знаний об информационной угрозе и умения противостоять ей для минимизации последствий психического и нравственного воздействия. Для успешной реализации данного процесса необходим комплекс педагогических условий, а именно организация взаимодействия педагога и учащихся на основе принципов педагогики гуманизма, готовность учителя принять позицию ребенка, проявление уважения к самостоятельности личности учащегося, что в свою очередь обуславливает необходимость целенаправленной теоретической подготовки педагогов по проблеме информационной безопасности [9].
Сегодня в русле формирования информационной культуры, информационной безопасности личности у нас в стране и за рубежом реализуется так называемое медиаобразование, направленное на специфическое изучение языка различных средств массовой информации (телевидение, радио, пресса, Интернет). Медиаобразование - это помощь школьнику в освоении медиапространства, знание основных закономерностей, по которым функционируют медиа, и умение понимать информационные сообщения и использовать их для решения учебных и жизненных задач, умение оценить и обеспечить личную информационную безопасность.
А.В. Федоров говорит о трех основных концептуальных линиях медиаобразования:
- «протекционистская» (предохранительная, защитная), следуя которой, педагоги стремятся оградить учащихся от вредного влияния медиа и противопоставить этому влиянию «классические культурные ценности» или лучшие современные произведения - книги, фильмы, телепередачи и др. В этом случае медиапедагоги стремятся основывать свою работу на выбранных ими, а не школьниками произведениях;
- «аналитическая» («критическая») выступает за формирование критического мышления школьников на материале интересующих их медиапроизведений;
- «практическая» пропагандирует развитие у учащихся умений производить собственные медиатексты, пользоваться медиасредствами [18].
На практике разумно сочетание всех концепций в зависимости от возраста, психологических особенностей, подготовки и заинтересованности учащихся, реальных условий образовательного процесса.
Опыт реализации медиаобразования в подготовке будущих педагогов реализуется во многих вузах. Так, в Южно-Уральском государственном университете реализуются такие курсы, как «Телекоммуникационное медиаобразование», «Информационно-психологическая безопасность», «Информационная культура использования визуальной среды», в Московском гуманитарном педагогическом институте - «Медиагрмотность и здоровье», «Медиаобразование в школе», в Шуйском государственном педагогическом университете - «Аудиовизуальные технологии управления информацией».
Одним из направлений образования в области безопасности жизнедеятельности является профилактика наркомании. В последние годы в России происходит резкое ухудшение наркоситуации, что по данным Совета Безопасности Российской Федерации представляет серьезную угрозу национальной безопасности и здоровью населения и может рассматриваться как чрезвычайная ситуация социального характера.
В педагогической науке накоплен некоторый опыт исследования проблем подготовки педагогов различных специальностей к антинаркотической профилактической работе (Ильтуганова А.Н., Колмогорова Н.П., Хуснутдинова З.А. и др). Так, например, в Рязанском государственном университете им. С.А. Есенина реализуется спецкурс «Наркомания и ее профилактика», целью которого является овладение студентами психологопедагогическими технологиями профилактики наркотизации, алкоголизации и табакокурения, технологиями формирования активной психологической защиты, развития и упрочнения позитивных жизненных навыков (Горбич В.Ф., Чукина Г.В., 2012). Также сегодня широкое распространение получили зарубежные программы повышения квалификации педагогов и школьных психологов в области профилактики наркомании. Программы направлены на подготовку педагогов к организации социально-психологических тренингов в коллективе подростков, как правило, включающих упражнения и ролевые игры. Они носят широко направленный характер, способствуя как развитию личности, так и определенным социальным навыкам. К последним, в частности, относится способность противостоять групповому давлению наркотизирующейся среды.
Учитывая реальность угрозы террористического характера в отношении образовательного учреждения, необходима соответствующая подготовка педагога к действиям в чрезвычайных ситуациях террористического характера. Исследование А.В. Сухарева посвящено формированию готовности студентов к действиям в чрезвычайных ситуациях террористического характера. Предложенная автором программа подготовки студентов к действиям в чрезвычайных ситуациях террористического характера реализуется в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», спецкурса «Подготовка к действиям в чрезвычайных ситуациях террористического характера» и профессионально-педагогической практики [17].
Одним из направлений обеспечения социальной безопасности общества является формирование толерантной среды. Сегодня активно разрабатывается содержание относительно нового направления педагогической науки -педагогики толерантности (Асмолов А.Г., Байбаков А.М., Байбородова Л.В., Вульфов Б.3., Комогоров П.Ф., МубиноваЗ.Ф., Риэрдон Б., Смирнова Е.О., Степанов П.В., Тишков В.А., Уланов В.В., Шалин В.В. и др.).
Реализация на практике ведущих идей педагогики толерантности во многом зависит от усилий специально подготовленных учителей к воспитанию толерантности у школьников. Специфика деятельности педагога по формированию толерантной образовательной среды заключается в создании атмосферы ненасилия, реализации толерантных взаимодействиях и демократического стиля руководства, принятии субъектами друг друга независимо от различий (возрастных, расовых, национально-этнических, языковых, имущественных, религиозных, индивидуально-личностных), и предусматривает формирование у учащихся морально-правовой культуры жизнедеятельности и толерантного сознания, культуры толерантного общения и поведения, культуры самоутверждения и [13].
В настоящее время существует ряд научных работ, в которых рассматриваются отдельные аспекты решения обозначенной проблемы.
В исследованиях С.К. Бондырева, Д.В. Зиновьева, Н.А. Подымова, Г.М. Шеламова и др. рассмотрена проблема формирования толерантности как профессионально значимого качества педагога, в том числе будущего. Педагогическая толерантность предстает как способность педагога понять, признать, принять ученика таким, каков он есть, видеть в нем носителя иных ценностей, иной логики мышления, иных форм поведения (Перепелицкая М.А.).
Вторым направлением является исследования подготовки учителей и студентов педвузов к формированию у детей межэтнической толерантности и
культуры межэтнического общения (Ахроров А.Ю., Баграмов Э.А., Маров И.Л., Махова Е.В., Пилиева Г.И. и др.).
Г.И. Пилиева определяет этнотолерантность педагога, как интегративное качество личности, определяющее его активную нравственную позицию независимо от культурного и религиозного своеобразия среды самореализации в профессиональной деятельности. В качестве показателей этнотолерантности, которые должны быть сформированы у будущих педагогов, выделены: осознание принадлежности к мировому сообществу, понимание ценности разных национальностей, культур, ориентация на общечеловеческие, нравственные ценности, уважение к этнонациональным особенностям народов, веротерпимость к религиозным чувствам людей; позитивное отношение к представителям своего и других этносов, их взглядам, убеждениям, идеалам; умение успешно реализовывать социально-педагогическую деятельность в поликультурной среде, преодолевать в ней конфликтные ситуации, способствовать формированию и поддержанию в ней толерантности. В рамках предложенной модели автором разработана и реализована в Российском государственном социальном университете программа учебного спецкурса «Формирование и развитие этнической толерантности личности» [12].
Третью группу составляют исследования по проблемам подготовки будущих педагогов к воспитанию толерантности школьников (Погодина А.А., Герасимов С.А.).
Разработанная А.А. Погодиной модель подготовки будущих педагогов к воспитанию толерантности у учащихся представляет собой процесс поэтапного формирования у студентов ценностного отношения к толерантности, единства установок на воспитание толерантности и собственное толерантное поведение, интеркультурной педагогической компетентности; компетентности в области воспитания толерантности. Названные цели реализуются через содержательный потенциал обществоведческих и психолого-педагогических дисциплин,
вариативные задания в период практики, научно-исследовательскую работу студентов, а также спецкурс «Педагогика толерантности» [13].
В последнее время активно развивается научное направление, связанное с подготовкой педагогов к профилактике в молодежной среде идеологии экстремизма, как крайней формы интолерантности. В качестве примера можно привести реализуемый в Мордовском государственном педагогическом институте им. М.Е. Евсевьева курса «Профилактика ксенофобии и экстремизма в системе российского образования», в котором авторы курса -
А.В. Мартыненко, Т.Д. Надькин, Л.А. Потапова, Е.В. Царева, С.С. Еремина раскрывают содержание базовых категорий «экстремизм», «радикализм», «ксенофобия», «толерантность» и др., подробно дают историко-правовой анализ истоков обозначенной проблемы, рассказывают о накопленном мировом опыте борьбы с подобными негативными явлениями.
Н.В. Гаряев в диссертационном исследовании обосновывает модель формирования толерантного сознания молодежи как основы социальной безопасности в рамках реализации курса «Безопасность жизнедеятельности». Автор выделяет в модели два взаимосвязных блока: воспитание у молодежи миролюбия, принятия и понимания других людей, умение позитивно с ними взаимодействовать, развитие негативного отношения к насилию и агрессии; создание толерантной среды через воспитательное пространство вуза. В рамках реализации модели автором разработаны и реализованы в Уральском государственном педагогическом университете и других вузах спецкурсы «Толерантное сознание как основа социальной безопасности», «Основы саморегуляции», «Толерантная культура руководителя коллектива», «Основы критического мышления», направленные на формирование умений и навыков обеспечения социальной безопасности. Общей целью реализации модели является подготовка к толерантному взаимодействию с людьми в повседневной и профессиональной деятельности на основе принципов гуманности,
интернационализма, терпимости, рефлексии; формирование социальной активности студентов [3].
Определенный интерес для нашего исследования представляет работа «Безопасность социальных систем», авторы которой - В.Ф. Жмеренецкий,
В.В. Летуновский и К.Д. Полулях - изучили закономерности возникновения, возрастания, выявления и оценки опасности, а также её предупреждение и нейтрализацию. Учебный курс с аналогичным названием читается в ряде ВУЗов России. Объектом изучения теории являются социальные системы различного масштаба и уровня в процессе полного цикла их существования -от момента возникновения (зарождения) до момента исчезновения (гибели). Социальная система рассматривается авторами как целостное образование, основными элементами которого являются люди, их устойчивые связи, взаимодействия и отношения. В качестве социальных систем, в частности рассматриваются семья, социальная группа, организация (учреждение, предприятие), партия, ведомство, государство (страна), содружество государств, международная организация, цивилизация, человечество. Предметом изучения теории являются закономерности возникновения, возрастания, выявления и оценки опасности, а также пути предупреждения и нейтрализации опасности (обеспечения безопасности) в процессе существования и развития социальных систем [5].
Развитие готовности педагога к обеспечению социальной безопасности помимо наличия специальных знаний и умений требует формирования у него определенного психологического опыта. По мнению Г.В. Грачева, знание общих закономерностей функционирования психики становится для человека в настоящее время не просто обязательным элементом его общей культуры, но и необходимым условием безопасности в социальном взаимодействии. Основы стрессоустойчивости, методы психической саморегуляции и другие психологические аспекты безопасности присутствуют во всех традиционных программах обучения безопасности жизнедеятельности. Мы согласны с
Н.А. Лызь, что необходимо выходить за пределы понимания безопасности как сохранности физического здоровья, необходимо признать целесообразность введения систематизированных знаний о психике и специализированных форм психологической подготовки. Эта мысль уже находит воплощение в разработке тренингов, направленных на приобретение опыта обеспечения безопасности в информационно-психологическом взаимодействии (Петров С.В., Грачев Г.В.,. Грязнов А.К и др.), формировании психологически безопасной образовательной среды (Баева И.А., Рубцов В.В. и др.).
Н.А. Лызь включает в содержание образования в области безопасности жизнедеятельности знания о психике человека, возможных способах воздействия на нее, развитие умений самоконтроля, самоорганизации, способов противостояния негативным информационно-психологическим воздействиям и др. Специальная психологическая подготовка позволяет студентам выделять больший спектр значимых для них условий безопасности, более адекватно представлять источники опасности в себе самом, выше оценивать значимость этих проблем для человечества, свою роль в их решении и свои возможности в самообеспечении безопасности [8].
Л.И. Шершнев также отмечает необходимость формирования психофизических качеств личности, связанных с умением преодолевать психологические стрессы, не паниковать, что в свою очередь предполагает необходимость уделить большее внимание в школе и вузе психогигиене, тому, что позволяет выработать духовный иммунитет от нарастающей агрессивной бездуховности. То есть, педагогу важно держать в поле зрения не только внешние факторы, но и внутреннюю среду обитания человека, его личностное, душевное, духовное, психологическое пространство [19].
Необходимо отметить, что с позиции подготовки будущих педагогов в области социальной безопасности достаточно высока значимость психологических знаний о конфликтах в целом и в образовательной среде в частности.
Проблема конфликта и связанная с ним проблема подготовки педагога становятся предметом изучения педагогической теории и практики. Вопросам конфликтологической подготовки учителя посвящены работы Е.А. Рыльской, М.И. Реутова, 3.3. Дринка, Д.В. Горелова, О.А. Ивановой, В.В. Базелюк и др. Авторами исследуются влияние свойств личности учителя на особенности конфликтов в педагогическом коллективе, готовность педагогов к диагностике конфликтных ситуаций в ученической среде, конфликтологическая компетентность будущих учителей, которая обеспечивает готовность осуществлять взаимодействие в условиях конфликта.
Совершенно очевидно, что уровень, частота и острота конфликтов в образовательной среде зависит от профессиональной подготовки педагога в данном направлении, показателем которой является высокий уровень конфликтологической компетентности.
О.А. Иванова определяет конфликтологическую компетентность педагога как «интегративное свойство личности, включающее в себя систему знаний о конфликте, способах взаимодействия в конфликте, стратегиях поведения в конфликте и способах их разрешения; умения и навыки взаимодействия в конфликте на основе диалога, сотрудничества, взаимопонимания; способности реализации диалоговых моделей взаимодействия в конфликте для конструктивного разрешения конфликта на основе сотрудничества; ценностные и мировоззренческие установки, направленные на гармонизацию отношений, сотрудничество, диалог, толерантность, терпимое отношение к другой точке зрения, к другому мнению, творчество и самообразование». Исходя из данного определения можно выделить следующие компетенции, необходимые будущему педагогу для обеспечения социальной безопасности: коммуникативные способности, способность к творчеству, готовность к толерантным отношениям в коллективе [6].
В рамках разработанной нами Концепции подготовки будущих педагогов к обеспечению социальной безопасности в Шуйском государственном
педагогическом университете реализуется спецкурс «Социальная безопасность образовательной среды». Курс ставит своей целью сформировать у студентов комплекс знаний об обеспечении социальной безопасности детей и молодежи; сформировать представление о неразрывном единстве эффективной педагогической деятельности с требованиями безопасности и защищенности субъектов образования; сформировать готовность к обеспечению социальной безопасности.
Содержательно программа курса «Социальная безопасность образовательной среды» состоит из восьми модулей.
В ходе изучения первого модуля «Социальная безопасность личности, общества, государства» студенты знакомятся с понятием и показателями социальной безопасности личности, общества, государства, анализируют современное состояние социальной безопасности населения в России.
Изучая второй модуль «Образовательное учреждение как объект социальной безопасности», слушатели знакомятся концепцией обеспечения безопасности образовательного учреждения, с понятием и компонентами безопасной и здоровьесберегающей среды образовательного учреждения, изучают правовое обеспечение безопасности детей и молодежи, анализируют современное состояние обеспечения безопасности образовательных учреждений в России и за рубежом.
При изучении третьего модуля «Защита от угроз террористического и криминального характера», студенты рассматривают возможные угрозы террористического и криминального характера в образовательном учреждении и способы защиты от них, а также характеристику и профилактику криминальных угроз в подростковой среде.
Четвертый модуль «Профилактика экстремизма и формирование толерантной среды в образовательном учреждении» знакомит студентов с понятием и видами экстремизма, понятием толерантности, государственной политикой по противодействию экстремизму и формированию толерантности,
технологиями профилактики распространения идеологии экстремизма и терроризма и формирования толерантности, возможными опасностями, исходящими от неформальных молодежных объединений, технологиями работы с неформальной молодежью.
Изучая пятый модуль курса «Информационная безопасность детей и молодежи», студенты знакомятся с угрозами информационной безопасности детей и молодежи, технологиями формирования информационной культуры учащихся средствами медеаобразования, изучают основы обеспечения информационной безопасности детей в Интернете.
В ходе изучения шестого модуля «Духовно-нравственная безопасность детей и молодежи» у студентов формируются знания об угрозах духовнонравственной безопасности детей и молодежи в информационном пространстве, о технологиях защиты от деструктивного воздействия СМИ, о воздействии информации на духовное здоровье человека.
Об основах обеспечения психологической безопасности детей и педагогов, технологиях профилактики психического насилия и суицидов в подростковой среде студенты узнают при изучении седьмого модуля «Психологическая безопасность детей и молодежи». Также здесь студенты изучают психологические основы поведения в экстремальных, кризисных ситуациях, технологии психической саморегуляции, стрессоустойчивости.
При изучении восьмого модуля «Профилактика девиантного поведения и распространения ВИЧ/СПИДа» студенты знакомятся с понятием и видами девиантного поведения, опасностями социального характера, обусловленными девиантным поведением, технологиями профилактики девиантного поведения детей и молодежи.
Авторский подход в разработке курса связан с реализацией следующей системы идей, составляющих концептуальные основы образования в области социальной безопасности будущих педагогов:
- сделан акцент на психолого-педагогические умения и навыки в работе по формированию готовности к обеспечению социальной безопасности, в состав требований к умениям внесены разделы по обеспечению безопасности образовательного учреждения от опасностей социального характера, организации и методики формирования культуры безопасности школьников;
- основные категории (безопасность, риск, опасность, угроза, социальная среда, конфликт) преподаются в данном курсе на теоретико-методологической основе научных исследований;
- содержание курса сформировано с учетом данных опытноэкспериментальной работы в этом направлении (исследования особенностей образа учащейся молодежи, информационных потребностей студентов, состояния социальной безопасности в вузе, современных взглядов на роль педагога в обеспечении безопасности образовательного учреждения и др.).
Большое значение в освоении данного курса придается самостоятельной работе студентов, которая состоит в анализировании ими основной и дополнительной литературы, законов и кодексов РФ, гарантирующих защиту от опасностей социального характера, а также выполнении контрольных работ, разработке проектов поведенческих действий в опасных ситуациях социального характера, работа со СМИ.
Таким образом, на основе вышеизложенного можно заключить, что большой потенциал в формировании готовности будущего педагога к обеспечению социальной безопасности имеет профессиональная подготовка в сфере безопасности жизнедеятельности, социально-психологических знаний о человеке и гуманитарное образование в целом.
Список литературы
1. Абзалов А.Ф. Педагогические условия формирования гражданской позиции у студентов вузов в процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»: Дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006. 151 с.
2. Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь -справочник / Автор-сост. профессор В.Ф. Пилипенко. Изд. 2-е, доп. и перераб. -М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005.
3. Гаряев Н.В. Формирование у студенческой молодежи толерантного сознания как основы социальной безопасности: Дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2007. 169 с.
4. Голов А.Я. Социально-педагогические основы национальной
безопасности государства: Дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 2001. 157 с.
5. Жмеренецкий В.Ф., Полулях К.Д. Дисциплина «Безопасность
социальных систем» в системе образования и обеспечении безопасности страны // Педагогика безопасности: наука и образование: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием (Екатеринбург, 12 декабря 2011 г.): в 2 ч. / сост. и общ. ред. В.В. Гафнера; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед.
унт». - Екатеринбург, 2012. - Ч. 1. - С. 102-114.
6. Иванова О.А. Система подготовки педагога к взаимодействию в конфликтной образовательной среде: Дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2004. 402 с.
7. Кисляков П.А. Профессиональная подготовка будущих педагогов к
безопасной жизнедеятельности в социуме: технологии интеграции //
Интеграция образования. 2011. № 2. С. 14-18.
8. Лызь Н.А. Формирование безопасной личности в образовательном процессе вуза: Дис. ... д-ра пед. наук. Таганрог, 2006. 399 с.
9. Малых Т.А. Педагогические условия развития информационной безопасности младшего школьника: Дис. ... канд. пед. наук. Иркутск, 2008. 168 с.
10. Михайлов Л.А. Концепция организации подготовки учителя безопасности жизнедеятельности в современном педагогическом университете: Дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2003. 340 с.
11. Мухина Т.К. Педагогические условия предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты: Дис. ... канд. пед. наук. Владимир, 2008. 190 с.
12. Пилиева Г.И. Формирование этнической толерантности будущих социальных педагогов во внеаудиторное время в вузе: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2008. 189 с.
13. Погодина А.А. Подготовка будущих педагогов к воспитанию толерантности у школьников: Дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2006. 281 с.
14. Сапронов В.В. К вопросу образования в области безопасности // Известия РАО. 2012. №2. С.1616-1624.
15. Ситка И.В. Формирование у будущих учителей готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях на основе ситуационного моделирования: Дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2011. 184 с.
16. Соколов Э.М., Захаров Е.И., Панферова И.В. Об одном подходе к дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» в системе высшего профессионального образования // Безопасность жизнедеятельности. 2001. №6.
С. 43-45.
17. Сухарев А.В. Формирование готовности студентов к действиям в чрезвычайных ситуациях террористического характера: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. 209 с.
18. Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог: Изд-во «Кучма», 2004.
19. Шершнев Л.И. Стратегия развития образовательной области
«Безопасность жизнедеятельности в России». URL:
http://www.studzona.com/referats/view/37331 (Дата обращения: 20.02.2012).
References
1. Abzalov A.F. Dis. ... kand. ped. nauk “Pedagogicheskie usloviya formirovaniya grazhdanskoy pozitsii u studentov vuzov v protsesse izucheniya distsipliny «Bezopasnost' zhiznedeyateVnosti»” [Thesis Cand. of Ped. Sc.: “Pedagogical conditions of formation of a civic university students in the discipline "Life safety"”]. Yekaterinburg, 2006. 151 p.
2. Pilipenko V.F. Bezopasnost': teoriya, paradigma, kontseptsiya, kul'tura. Slovar' [Security: Theory, paradigm, concept, culture. Glossary - a guide]. Moscow: PER SE-Press, 2005.
3. Garyaev N.V. Dis. ... kand. ped. nauk “Formirovanie u studencheskoy molodezhi tolerantnogo soznaniya kak osnovy sotsial'noy bezopasnosti” [Thesis Cand. of Ped. Sc.: "Formation of Students' Tolerance as a basis for social safety”]. Yekaterinburg, 2007. 169 p.
4. Golov A.Y. Dis. ... kand. ped. nauk “Sotsial'no-pedagogicheskie osnovy natsional'noy bezopasnosti gosudarstva” [Thesis Cand. of Ped. Sc.: “Socio-pedagogical principles of the national security of the state”]. Kaliningrad, 2001. 157p.
5. Zhmerenetskiy V.F., Polulyakh K.D. Materialy Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii “Pedagogika bezopasnosti: nauka i obrazovanie“ (Yekaterinburg, 2011.12.12) [Proc. of the Scientific Conference “Pedagogy of safety: Science and Education”]. Yekaterinburg, 2012. pp. 102-114.
6. Ivanova O.A. Dis. ... d-ra ped. nauk “Sistema podgotovki pedagoga k vzaimodeystviyu v konfliktnoy obrazovatel'noy srede” [Thesis Dr. of Ped. Sc.: “The system of training teachers to interact in the educational environment of conflict”]. St. Petersburg, 2004. 402 p.
7. Kislyakov P.A. Integratsiya obrazovaniya [Integration of education], no. 2 (2011): 14-18.
8. Lyz' N.A. Dis. ... d-ra ped. nauk “Formirovanie bezopasnoy lichnosti v obrazovatel'nom protsesse vuza” [Thesis Dr. of Ped. Sc.: “Formation of safe personality in the educational process of high school”]. Taganrog, 2006. 399 p.
9. Malykh T.A. Dis. ... kand. ped. nauk “Pedagogicheskie usloviya razvitiya informatsionnoy bezopasnosti mladshego shkol'nika” [Thesis Cand. of Ped. Sc.: “Pedagogical conditions of information safety of junior student”]. Irkutsk, 2008. 168p.
10. Mikhaylov L.A. Dis. ... d-ra ped. nauk “Kontseptsiya organizatsii podgotovki uchitelya bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti v sovremennom pedagogicheskom universitete” [Thesis Dr. of Ped. Sc.: “The concept of the training of teachers life safety in the modern pedagogical university”]. St. Petersburg, 2003. 340 p.
11. Mukhina T.K. Dis. ... kand. ped. nauk “Pedagogicheskie usloviya preduprezhdeniya vovlecheniya molodezhi v religioznye sekty” [Thesis Cand. of Ped. Sc.: “Pedagogical conditions preventing youth involvement in religious sects”]. Vladimir, 200S. 190 p.
12. Pilieva G.I. Dis. ... kand. ped. nauk “Formirovanie etnicheskoy tolerantnosti budushchikh sotsial'nykh pedagogov vo vneauditornoe vremya v vuze ” Thesis Cand. of Ped. Sc.: “The formation of ethnic tolerance of future social teachers during extracurricular time at university”]. Moscow, 200S. 1S9 p.
13. Pogodina A.A. Dis. ... kand. ped. nauk “Podgotovka budushchikh pedagogov k vospitaniyu tolerantnosti u shkol'nikov” [Thesis Cand. of Ped. Sc.: “Preparing future teachers to educate students tolerance”]. Yaroslavl, 2006. 2S1 p.
14. Sapronov V.V. Izvestiya RAO [Proceedings of the Russian Academy of Education], no. 2 (2012): 1616-1624.
15. Sitka I.V. Dis. ... kand. ped. nauk “Formirovanie u budushchikh uchiteley gotovnosti k deystviyam v chrezvychaynykh situatsiyakh na osnove situatsionnogo modelirovaniya” [Thesis Cand. of Ped. Sc.: “The formation of future teachers of readiness to act in an emergency situation on based on modeling of situations”]. Cheboksary, 2011. 1S4 p.
16. Sokolov E.M., Zakharov E.I., Panferova I.V. Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti [Life safety], no. 6 (2001): 43-45.
17. Sukharev A.V. Dis. ... kand. ped. nauk “Formirovanie gotovnosti studentov k deystviyam v chrezvychaynykh situatsiyakh terroristicheskogo kharaktera ” [Thesis
Cand. of Ped. Sc.: “The formation of students' readiness to act in emergency situations of a terrorist nature”]. Moscow, 2009. 209 p.
18. Fedorov A.V. Mediaobrazovanie i mediagramotnost' [Mediaeducation and literacy]. Taganrog: «Kuchma», 2004.
19. Shershnev L.I. Strategiya razvitiya obrazovatel'noi oblasti «bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti v Rossii» [Development strategy of the educational field «safety of life in Russia»]. http://www.studzona.com/referats/view/37331 (accessed March 22, 2012).
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Кисляков Павел Александрович, декан технологического факультета, старший научный сотрудник лаборатории социальной безопасности учащейся молодежи, кандидат педагогических наук
Шуйский государственный педагогический университет
ул. Кооперативная, д.24, г. Шуя, Ивановская область, 155908, Россия
e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Kislyakov Pavel Aleksandrovich, head of Technological Department, senior researcher of the Student Social Safety Laboratory, Ph.D. in Pedagogical Science
Shuya State Pedagogical University
24, Kooperativnaya street, Shuya, Ivanovo Region, 155908, Russia e-mail: pack.81@mail. ru
Рецензент:
Правдов М.А., заведующий кафедрой теории и методики физической культуры и спорта, доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет»