Научная статья на тему 'Социальная безопасность личности: функциональные компоненты и направления формирования'

Социальная безопасность личности: функциональные компоненты и направления формирования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
6126
1568
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» / УЧАЩИЕСЯ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА / СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ В ОПАСНЫХ СИТУАЦИЯХ / БЕЗОПАСНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЗДОРОВЫЙ И БЕЗОПАСНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / EDUCATIONAL FIELD «LIFE SAFETY» / STUDENTS / TEACHER TRAINING / SOCIAL SECURITY PERSONALITY / PSYCHOLOGICAL SAFETY / SAFETY IN HAZARDOUS SITUATIONS / SAFE SOCIAL INTERACTION / HEALTHY AND SAFE LIFESTYLE / INFORMATION SECURITY / SPIRITUAL AND MORAL SECURITY / CIVIL AND LEGAL SECURITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кисляков Павел Александрович

Цель: на основе анализа функциональных компонентов социальной безопасности личности обосновывать необходимость формирования социальной безопасности детей и молодежи и соответствующей подготовки педагогов. Метод или методология проведения работы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по вопросам содержания образовательной области «безопасность жизнедеятельности»; анализ состояния социальной безопасности личности в России. Результаты: определено понятие социальной безопасности личности, а также содержание ее функциональных компонентов: психологическая безопасность, безопасность в опасных ситуациях, безопасное социальное взаимодействие, здоровый и безопасный образ жизни, информационная безопасность, духовно-нравственная безопасность, гражданско-правовая безопасность. Область применения результатов: система высшего профессионального, общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL SECURITY OF PERSONALITY: FUNCTIONAL COMPONENTS AND DIRECTION OF FORMING

Purpose: on the base of analysis of functional components of social security of personality justify the need for forming social security of children, youth and appropriate training of teachers. Methodology: a theoretical analysis of psychological and pedagogical literature on the content of educational field «life safety», analysis of the social security of personality in Russia. Results: defined the notion of social security of personality and content of its functional components: psychological safety, safety in hazardous situations, safe social interaction, healthy and safe lifestyle, information security, spiritual and moral security, civil and legal security. Practical implications: the system of high education, general education.

Текст научной работы на тему «Социальная безопасность личности: функциональные компоненты и направления формирования»

УДК 37.06

СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

Кисляков П.А.

Цель: на основе анализа функциональных компонентов социальной безопасности личности обосновывать необходимость формирования социальной безопасности детей и молодежи и соответствующей подготовки педагогов.

Метод или методология проведения работы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по вопросам содержания образовательной области «безопасность жизнедеятельности»; анализ состояния социальной безопасности личности в России.

Результаты: определено понятие социальной безопасности личности, а также содержание ее функциональных компонентов: психологическая

безопасность, безопасность в опасных ситуациях, безопасное социальное взаимодействие, здоровый и безопасный образ жизни, информационная безопасность, духовно-нравственная безопасность, гражданско-правовая безопасность.

Область применения результатов: система высшего

профессионального, общего образования.

Ключевые слова: образовательная область «безопасность

жизнедеятельности»; учащиеся; подготовка педагога; социальная безопасность личности; психологическая безопасность; безопасность в опасных ситуациях; безопасное социальное взаимодействие; здоровый и безопасный образ жизни; информационная безопасность; духовно-нравственная безопасность; гражданско-правовая безопасность.

SOCIAL SECURITY OF PERSONALITY: FUNCTIONAL COMPONENTS

AND DIRECTION OF FORMING

Kislyakov P.A.

Purpose: on the base of analysis of functional components of social security of personality justify the need for forming social security of children, youth and appropriate training of teachers.

Methodology: a theoretical analysis of psychological and pedagogical literature on the content of educational field «life safety», analysis of the social security of personality in Russia.

Results: defined the notion of social security of personality and content of its functional components: psychological safety, safety in hazardous situations, safe social interaction, healthy and safe lifestyle, information security, spiritual and moral security, civil and legal security.

Practical implications: the system of high education, general education.

Keywords: educational field «life safety»; students; teacher training; social security personality; psychological safety; safety in hazardous situations; safe social interaction; healthy and safe lifestyle; information security, spiritual and moral security, civil and legal security.

Проблемы обеспечения безопасности объективно затрагивают все стороны нашей жизнедеятельности и имеют многоплановый характер. С развитием социума категория безопасность претерпела существенные изменения. Происходящие изменения в обществе, в частности в социальноэкономической, политической, духовно-нравственной, информационной сферах с одной стороны, создают качественно новые возможности выбора жизненного пути, с другой - оказывают деструктивное воздействие, вызывающее у многих людей дезориентацию в современной социальной ситуации, негативно

отражаясь на планах, целях и качестве жизни, повышают социальную напряженность и приводят к нарастанию социального неблагополучия, росту аддикций, кримининализации социальной среды, ухудшению социального здоровья общества. Национализм, религиозный экстремизм, террористические проявления, расовая нетерпимость, конфликты в быту, криминальные опасности, аддиктивное поведение, нездоровые условия жизнедеятельности т.д. препятствуют оптимальной жизнедеятельности человека в социуме.

Главной структурной единицей любого сегмента общества является личность, поэтому представляется необходимым исследовать проблему обеспечения социальной безопасности применительно к отдельному человеку и к его деятельности, в том числе профессиональной.

В результате повышающейся потребности в безопасности актуализируется поиск социальных институтов, которые позволили бы вернуть ему чувство связанности с другими, избавиться от ощущения ничтожности и незащищенности перед окружающим миром. В первую очередь это институты семьи, образовательного пространства (школы, ВУЗа), пространство трудовых отношений (Андронникова О.О., 2010). В этом отношении мы согласны с точкой зрения Л.И. Шершнева (1994), который считает, что концепция национальной безопасности должна мобилизовать государственные структуры, общественность, семью, школу, вуз на формирование личности безопасного типа, общества безопасного типа, государства безопасного типа.

Потребность общества в обеспечении безопасности, в том числе социальной привела к созданию в 80-х годах XX века образовательной области «безопасность жизнедеятельности». В целом, как было определено, курсы ОБЖ и БЖД предназначались для воспитания «личности безопасного типа поведения», т.е. личности, способной предвидеть влияние опасности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их историческую важность, стремящейся решить эти проблемы и при этом разумно сочетать свои личные

интересы с интересами общества (Белов С.В., Русак О.Н., Соломин В.П., Малаян К.Р., Михайлов Л.А. и др.).

Содержание обучения безопасности жизнедеятельности является отражением научно-технического развития, изменений бытия человека и его деятельности в природе, обществе и культуре. Анализ статистики опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что в России социальные проблемы безопасности многократно масштабнее и сложнее, чем техногенные и природные. После принятия Концепции национальной безопасности РФ, а затем Стратегии национальной безопасности РФ на период до 2020 года стали наблюдаться методические и теоретические противоречия между содержанием программ и учебников БЖД и ОБЖ и социально-правовой действительностью в сфере безопасности, что неоднократно становилось предметом публичных обсуждений и публикаций и привело к осознанию необходимости усиления социальных акцентов в предметном поле «безопасность жизнедеятельности» и подготовки подрастающего поколения к обеспечению социальной безопасности как личной, так и коллективной (Михайлов Л.А., Репин Ю.В., Якупов А.М., Петров С.В., Гафнер В.В., Сапронов В. и др.).

Л.И. Шершнев отмечает, что в процессе формирования личности безопасного типа у учащихся необходимо формировать потребность в анализе внутренней среды обитания человека, его личностного, душевного, духовного, психологического пространства, иными словами необходимо учитывать социальный аспект безопасности жизнедеятельности. Сегодня актуальной является задача формирования мировоззренческой устойчивости, способностей противостоять антикультуре, насилию, агрессии, преступности, наркомании и др. социальным угрозам, что в свою очередь обуславливает необходимость включения в образовательную область «безопасность жизнедеятельности» вопросов социальной безопасности личности [6].

Социальная безопасность личности понимается нами как система взаимодействия личности как индивида и субъекта деятельности со средой,

включающая осознание негативных воздействий социальной среды; умения и навыки самозащиты и предотвращения социальных опасностей, обеспечивающие ей успешное взаимодействие с другими людьми, реализацию способностей и удовлетворение потребностей.

На основании подходов И.А. Баевой, С.В. Петрова, Л.А. Михайлова,

О.В. Писаря нами выделены следующие функциональные компоненты в структуре социальной безопасности личности: психологическая безопасность, безопасность в опасных/экстремальных ситуациях социального характера, безопасное социальное взаимодействие, физическая безопасность и реализация здорового и безопасного образа жизни, информационная безопасность, духовно-нравственная безопасность, гражданско-правовая безопасность.

1. Психологическая безопасность личности проявляется в ее способности сохранять устойчивость в среде с определенными параметрами, в том числе и с психотравмирующими воздействиями, в сопротивляемости деструктивным внутренним и внешним воздействиям. Исследователи выделяют три плоскости данной категории: психологическая безопасность как процесс (создается фактически заново каждый раз, когда встречаются участники социальной среды), как состояние (базовая защищенность личности и общества) и как свойство личности (защищенность от деструктивных воздействий) [1].

Психологическая безопасность связана с учетом психических особенностей человека. А.Ю. Коджаспиров (2008) отмечает, что в основе социальных опасностей лежат следующие психологические причины: низкий уровень профессиональной подготовки людей по вопросам безопасности; недостаточное воспитание культуры безопасности; слабая установка на соблюдение мер безопасности; допуск к опасным видам деятельности лиц из групп риска; пребывание людей в состоянии утомления или других психических состояниях, снижающих уровень безопасности их деятельности; агрессивность.

В качестве основных направлений формирования психологической безопасности личности можно назвать обучение методам саморегуляции, формирования психофизических качеств личности, умений преодолевать психологические стрессы, психологической устойчивости в экстремальной ситуации и пр. Детям необходимо знать правила безопасного поведения в толпе, как не поддаваться панике, страху и стрессу.

2. Безопасность в опасных/экстремальных ситуациях социального характера. Опасную ситуацию можно определить как неблагоприятную обстановку, в которой действует или накапливается совокупность неблагоприятных факторов, вызывающих нарушение нормального функционирования и развития данной социальной системы, и представляющие угрозу для жизни и здоровья людей, их имущества, прав и законных интересов.

Накопление опасных факторов в общественных отношениях предваряет появление социальной опасной ситуации и может привести к зарождению ее наиболее опасной разновидности - экстремальной ситуации социального характера. Экстремальная ситуация представляет собой процесс возникновения экстремальных условий вокруг человека в течение короткого периода времени, преодоление которых требует высокого персонального порога (уровня) физической, физиологической, психической, моральной адаптированности.

В основе возникновения и развития опасных и экстремальных ситуаций социального характера лежит нарушение гармонии общественных отношений -семейных, дружеских, экономических, политических, межэтнических, конфессиональных и иных. Социальные опасности весьма многообразны по своему характеру и источникам возникновения - это террористические акты, социально-экономические кризисы, безработица, бедность, военные и межнациональные конфликты, проявления экстремизма и расизма, массовые беспорядки, сектантство, конфликты на религиозной почве, криминальные опасности, наркомания и алкоголизм, суициды, социально-бытовые конфликты, все формы физического и морального насилия, проституция, детская

безнадзорность и другие негативные явления и процессы, наносящие ущерб личности, обществу, государству.

Защита от социальных опасностей заключается в профилактических мероприятиях, направленных на ликвидацию этих опасностей. Кроме того, требуется соответствующая подготовка детей и молодежи позволяющая адекватно действовать в названных опасных ситуациях. При этом учащиеся должны овладеть методами решения следующих задач: во-первых,

идентифицировать опасность, т.е. распознать опасность по ее признакам, определить ее характер, направления действия и степь воздействия; во-вторых, разработать план действий по защите (уклонению) от опасностей, т.е. принять меры по минимизации ущерба путем выполнения адекватных степени опасности мер; и, наконец, ликвидировать отрицательные воздействия опасных факторов [5].

3. Безопасность социального взаимодействия. Важной составляющей системы обеспечения безопасности личности является благоприятное социальное взаимодействие в социуме, исключающее конфликтные взаимоотношения. В узком смысле (на уровне локальной среды обитания) социальная безопасность предполагает устойчивое развитие некой части социума - профессиональной, семейно-бытовой и пр.

Об оптимальном уровне взаимодействия человека с социальной средой говорят умение защититься от возможных угроз для личности и умение создавать безопасные отношения со средой. Окружающая человека социальная среда, стремящаяся гарантировать психологическую безопасность, может и должна способствовать выработке адаптивных форм поведения человека в социуме, обеспечивать возможности и модели безопасного поведения, основанного на опыте научения отношениям (Баева И.А., Ковров В.В., 2008).

Ряд исследователей обращают внимание на необходимость разработки проблемы социально-психологической безопасности на профессиональном уровне (Баева И.А., Деркач А.А., Кабаченко Т.С. и др.). С точки зрения

человеческого фактора безопасность организации должна рассматриваться в следующих направлениях: профилактика несчастных случаев на производстве; профессионализм специалиста, позволяющий обеспечивать безопасность в деловой коммуникации и учитывать психологическую сущность угроз; повышение уровня индивидуальной защищенности человека путем формирования механизмов организации более безопасного поведения. Важной составляющей системы обеспечения безопасности субъекта деятельности является благоприятный морально-психологический климат в коллективе и деятельность по его поддержанию. От состояния морально-психологического климата в трудовом коллективе зависит психологическое самочувствие сотрудников и эффективность выполнения профессиональной деятельности.

Существует достаточно большое количество методов целенаправленного совершенствования морально-психологического уровня отношений в коллективе. Среди них важное место занимают разработка и внедрение этических кодексов, памяток по психологическому саморегулированию и поддержанию психологической устойчивости в коллективе [5]. Одной из социальных сред, способствующих обеспечению безопасности в процессе взросления человека, является образовательное учреждение, в рамках которого осуществляется процесс развития и социализации ребёнка. Важно сформировать у учащихся представление о единстве учебной (и в перспективе профессиональной) деятельности с требованиями безопасности и защищенности для сохранения здоровья и жизни.

4. Физическая безопасность характеризуется высоким уровнем здоровья и реализацией здорового и безопасного образа жизни. Образ жизни - это определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности людей. Выделяют следующие основные составляющие образа жизни: питание, режим труда и отдыха, физическая активность, отношение к вредным привычкам, психологический микроклимат, сексуальное поведение, ответственность за сохранение собственного здоровья

(Кича Д.И., Гринина О.В., Лисицын Ю.П., Сахно А.В., Лисицын Ю.П., Петленко В.П.). Названные составляющие образа жизни в зависимости от их содержания могут выступать в качестве здоровьесберегающих факторов, либо в качестве рискогенных факторов.

Здоровый образ жизни является феноменом общественной жизни, включающим представления о достойном человека образе жизни, с социальными потребностями и возможностями общества на каждом конкретном этапе его развития, с медицинскими критериями оценки здоровья, как физического, так и психического, и нравственного. Мы расширяем понятие «здоровый образ жизни» включая в него такой компонент, как предупреждение социальных опасностей в быту и в профессиональной деятельности, а именно предупреждение конфликтных ситуаций, поддержание благоприятного психологического микроклимата, обеспечение личной безопасности.

По данным Минздравсоцразвития РФ две трети детей школьного возраста имеют отклонения в состоянии здоровья. Растёт детское и подростковое употребление алкоголя, наркотиков и табака. Результаты исследования последних лет свидетельствуют о прогрессирующем ухудшении состояния здоровья студенческой молодежи. По данным исследований последних десяти лет лишь 30-40% абитуриентов, поступающих в ВУЗы страны, отличаются удовлетворительным здоровьем. За время обучения в ВУЗе здоровье студентов ухудшается, от первого к пятому курсу растет число студентов с

психосоматическими нарушениями и хроническими заболеваниями (Бондин В.И., Малютина М.В., Перевозчикова Е.В., Харина С.Н.,

Хустундинова З. и др.).

Таким образом, одним из критериев эффективности деятельности образовательного учреждения является сохранение и укрепление здоровья

учащихся, формирование здорового и безопасного образа жизни. Мы

рассматриваем понятие «здоровый и безопасный образ жизни» применительно к учащемуся (школьнику, студенту), с учетом определения Ю.П. Лисицына, как

гармоничное единство биологических и социальных свойств индивида, совокупность поведенческих факторов, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья, обеспечению личной безопасности, а так же успешному обучению, воспитанию и личностно-профессиональному развитию.

Здоровьеформирующее образование, реализуемое в образовательных учреждениях включает совокупность учебно-воспитательных модулей,

раскрывающих факторы риска нарушения здоровья: гигиеническая

грамотность, рациональное питание, адекватная физическая активность, рациональный режим труда и отдыха, здоровый психологический климат, направленность на создание здоровой семьи, профилактика вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания) и заболеваний передаваемых

преимущественно половым путем [2].

5. Информационная безопасность личности. В ходе перехода

человечества от индустриальной цивилизации к цивилизации информационной, работа с информацией становится все большей частью нашей

жизнедеятельности, она необходима для успешного функционирования всех общественных и государственных институтов, адекватного поведения каждого человека. Особое значение для человека имеет социальная информация, как наиболее массовое средство общения и воздействия. Информационные

воздействия квалифицируются как негативные, если вызывают

психоэмоциональную и социально-психологическую напряженность,

искажение нравственных критериев и норм, морально-политическую дезориентацию и, как следствие, неадекватное поведение отдельных лиц, групп и масс людей.

Манипуляция сознания начинается и проявляется в обычных, на первый взгляд, жизненных ситуациях. И особенно эффективно она осуществляется в детстве и подростковом возрасте, на фоне формирования человеческой психики и ее высокой пластичности. В деле манипуляции населением и особенно подрастающего поколения появился лидер, неизвестный прошлым столетиям, -

средства массовой информации. Зачастую в СМИ процветают девальвация духовных ценностей, пропаганда образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в обществе. Интернет-пространство кроме того является той площадкой, где культивируются чуждые нормальному человеку ценности: террор, национальная и расовая неприязнь, разжигающие религиозные конфликты, экстремизм [4].

Выше сказанное обуславливает необходимость формирования информационно-психологической безопасности личности, которую в общем виде можно обозначить как состояние защищенности психики от воздействия негативных информационных факторов, угрожающих деформации сознания и поведения. Обеспечение информационно-психологической безопасности предполагает осознание личностью негативных информационнопсихологических воздействий и умения, навыки информационнопсихологической самозащиты. Для повседневной защиты от информационного воздействия учащимся нужно знать цели, методы и средства современного манипулирования сознанием людей и уметь контролировать степень своей зависимости от внешних воздействий. Освобождению сознания от однобокой информационной зависимости, его раскрепощению могут способствовать приобщенность и любовь к искусству, природе, а также творческое отношение к жизни.

6. Духовно-нравственная безопасность личности подразумевает развитие духовно-нравственных, моральных качеств и определяется нравственным здоровьем личности. Этот компонент связан с общечеловеческими понятиями добра, любви, красоты и определяет в значительной мере духовность человека. Основу нравственного здоровья определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде.

Происходящая в последние годы почти насильственная замена духовных приоритетов на материальные с особой губительностью сказалась на той

стороне российского общества, которую можно назвать его нравственным здоровьем. И опять же больше всего в этом процессе пострадало подрастающее поколение. Через СМИ, в том числе Интернет распространяется информация, стимулирующая у молодежи жестокость, насилие и желание его применения на практике. Значительная часть молодежи, морально, духовно и умственно «искалеченная» массовой культурой, вырастает злой, бездуховной и жестокой готовой к насилию, что говорит об опасности такой молодежи. Более того, продолжающееся опустошение душевного мира приводит к обвальному нарастанию психических расстройств, наркомании, суицидов, безнравственности.

В составе нравственной безопасности личности можно выделить антиэкстремистскую личностную позицию и толерантность. В.И. Красиков (2009) определяет экстремистское поведение, как «...нарушения норм, преступление их границ вне, сверх ожидаемого и приемлемого.». Молодежь в силу психологической неустойчивости и социальной незрелости более подвержена влиянию различных идеологий. Естественная для молодежи бескомпромиссность нередко входит в противоречие с требованием терпимости в социальных взаимодействиях, что способно привести к негативным последствиям для личности и общества, может стать объектом для внешнего манипулирования. Подтверждением тому является широкое участие подростков и молодежи в деятельности экстремистских организаций религиозного и политического толка. Чрезвычайно мобильное и динамичное общество требует, чтобы человек был готов к неожиданной мысли, способен отстаивать свою точку зрения и при этом сосуществовать с другими, отличными от своих, взглядами, убеждениями, традициями. Однако это приводит к появлению противостояния между взаимодействующими субъектами (индивидами, группами, нациями). В массовом сознании возникают негативизм и агрессия к иной точке зрения. Одной из первых и важнейших характеристик демократического государства в наши дни признается

толерантность взглядов, суждений людей. Развитие гуманного общества невозможно без развития и повышения уровня толерантности современного человека.

Толерантность - одно из важных качеств в структуре личности, понимается как искреннее уважение и признание другой личности, ее духовных ценностей. Сегодня основным институтом формирования толерантности личности выступает система образования. Разработка психологопедагогических аспектов в формировании толерантной среды в образовательном учреждении может сыграть значительную роль в социализации личности, выполняя ряд важных функций: профилактика, коррекция, ориентация в социальных условиях жизни, гуманизация отношений с окружающим миром, снижение количества рисков и опасных ситуаций социального происхождения, повышение качества воспитательного потенциала социума, развитие процессов саморегуляции личности [3].

7. Гражданско-правовая безопасность предполагает осознание личностью негативных воздействий как на субъекта правовых, морально-политических, социально-экономических отношений; умения и навыки самозащиты, обеспечивающие успешную реализацию конституционных прав и свобод, выполнение долга и гражданской ответственности перед обществом. Основу направления гражданско-правовой безопасности составляют мероприятия по развитию правовых знаний и норм в области безопасности жизнедеятельности в социуме, воспитанию готовности к правовой оценке опасных событий, поведению в соответствии с отечественным законодательством и нормами международного права, гражданско-патриотическому воспитанию, формированию гражданственности. Из практики известно, что знание законов зачастую сочетается с противоположным поведением - поиском путей их обхождения, нарушения в корыстных и иных целях. Поэтому особое значение имеет воспитание правового сознания, правовых убеждений [5].

Таким образом, угрозы социального характера в современном обществе актуализировали идею самоценности человека, понимание его как цели, а не средства экономической, политической и культурной жизни страны. Обеспечение социальной безопасности населения, особенно подрастающего поколения в условиях мирной жизни должно стать приоритетным направлением как государственной политики, так деятельности общественных организаций, профессиональной деятельности людей в предметной сфере, прежде всего образовательной. Особое значение в этой связи приобретает готовность специалистов образования осуществить требования, заложенные в Стратегии национальной безопасности, Доктрине информационной безопасности, законах «О безопасности», «О противодействии терроризму», «О противодействии экстремистской деятельности», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и др. нормативных актах, предусматривающих подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в социуме. Обучение студентов педагогических вузов в данном направлении обеспечит интеграцию знаний и навыков в единую систему, которая обусловит формирование готовности будущих педагогов к лично-профессиональной деятельности по обеспечению социальной безопасности. В структуру готовности к данной деятельности должны войти теоретические знания о факторах, сущности и структуре социальной безопасности личности, мировоззренческие основы современных проблем безопасности личности, общества и государства, умения и навыки выявления и предотвращения опасностей социального характера, обеспечения личной и общественной безопасности; готовность к здоровому и безопасному образу жизни.

Список литературы

1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. СПб., 2002. 271 с.

2. Кисляков П.А. Образование и здоровье в педагогическом вузе: опыт реализации и проблемы качества // Стандарты и мониторинг в образовании. 2010. № 2. С. 25-31.

3. Кисляков П.А. Формирование толерантности и профилактика

идеологии экстремизма в молодежной среде // Современные исследования социальных проблем (электронный журнал). 2011. №3. URL:

http://sisp.nkras.ra/issues/2011/3/kislyakov.pdf (Дата обращения: 20.10.2011).

4. Петров С.В., Кисляков П.А. Информационная безопасность: учебное пособие. М.: «Русский журнал», 2011. 328 с.

5. Писарь О.В. Формирование личной безопасности студентов на основе компетентностного подхода: Автореф. дисс. ... д.п.н. Казань, 2009. 36 с.

6. Шершнев Л.И. Стратегия развития образовательной области

«безопасность жизнедеятельности в России». URL:

http://www.studzona.com/referats/view/37331 (Дата обращения: 20.02.2012).

References

1. Baeva I.A. Psihologicheskaya bezopasnost' v obrazovanii [Psychological safety in education]. St. Petersburg, 2002. 271 p.

2. Kislyakov P.A. Obrazovanie i zdorov'e v pedagogicheskom vuze: opyt realizacii i problemy kachestva. Standarty i monitoring v obrazovanii, no. 2 (2010): 25-31.

3. Kislyakov P.A. Formirovanie tolerantnosti i profilaktika ideologii

ekstremizma v molodezhnoy srede. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem (elektronnyy nauchnyy zhurnal), no. 3 (2011).

http://sisp.nkras.ru/issues/2011/3/kislyakov.pdf (accessed October 20, 2011).

4. Petrov S.V., Kislyakov P.A. Informacionnaya bezopasnost' [Information security]. Moscow: «Russian journal», 2012. 328 p.

5. Pisar' O.V. Formirovanie lichnoi bezopasnosti studentov na osnove kompetentnostnogo podhoda: Avtoref. diss. d.p.n. [Formation of the personal safety of students on the basis of competence-based approach]. Kazan, 2009. 36 p.

6. Shershnev L.I. Strategiya razvitiya obrazovatel'noi oblasti «bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti v Rossii» [Development strategy of the educational field «safety of life in Russia»]. http://www.studzona.com/referats/view/37331 (accessed March 22, 2012).

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Кисляков Павел Александрович, декан технологического факультета, старший научный сотрудник лаборатории социальной безопасности учащейся молодежи, кандидат педагогических наук

Шуйский государственный педагогический университет

ул. Кооперативная, д.24, г. Шуя, Ивановская область, 155908, Россия

e-mail: pack.81@mail. ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DATA ABOUT THE AUTHOR

Kislyakov Pavel Aleksandrovich, head of Technological Department, senior researcher of the Student Social Safety Laboratory, Ph.D. in Pedagogical Science

Shuya State Pedagogical University

24, Kooperativnaya street, Shuya, Ivanovo Region, 155908, Russia e-mail: pack.81@mail. ru

Рецензент:

Маджуга А.Г., заведующий кафедрой психологии, доктор педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Стерлитамакская государственная педагогическая академия им. Зайнаб Биишевой»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.