Научная статья на тему 'Факторы формирования готовности будущего педагога к обеспечению социальной безопасности'

Факторы формирования готовности будущего педагога к обеспечению социальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / ACMEOLOGICAL FACTORS / SOCIAL SAFETY / A FUTURE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кисляков Павел Александрович

В статье представлено описание направлений формирования готовности будущего педагога к обеспечению социальной безопасности на основе анализа и систематизации социально-педагогических и акмеологических факторов. Приводится описание субъективных (профессиональная направленность, профессиональная ответственность, антиципация, стрессоустойчивость, толерантность), субъективно-объективных (образ жизни, состояние здоровья студентов) и объективных (осо­бенности образовательного маршрута) факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors of Forming Future Teacher's Readiness to Provide Social Safety

Hie article describes areas forming the readiness of future teachers to ensure social safety based on the analysis and systématisation socio-pedagogical and psycho-acmeological factors. The description of the subjective (professional orientation, professional liability, anticipation, stress, tolerance), the subjective-objective (life, health status of students) and objective (especially educational routes) factor.

Текст научной работы на тему «Факторы формирования готовности будущего педагога к обеспечению социальной безопасности»

УДК 378.1:316.4

П. А. Кисляков

Факторы формирования готовности будущего педагога к обеспечению социальной безопасности

Статья подготовлена в рамках выполнения государственного контракта (№ П 1028 от 20.08.2009) по Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг.

В статье представлено описание направлений формирования готовности будущего педагога к обеспечению социальной безопасности на основе анализа и систематизации социально-педагогических и акмеологических факторов. Приводится описание субъективных (профессиональная направленность, профессиональная ответственность, антиципация, стрессо-устойчивость, толерантность), субъективно-объективных (образ жизни, состояние здоровья студентов) и объективных (особенности образовательного маршрута) факторов.

Ключевые слова: акмеологические факторы, социальная безопасность, будущий педагог.

P. A. Kislyakov

Factors of Forming Future Teacher's Readiness to Provide Social Safety

ТЪе article describes areas forming the readiness of future teachers to ensure social safety based on the analysis and systematization socio-pedagogical and psycho-acmeological factors. The description of the subjective (professional orientation, professional liability, anticipation, stress, tolerance), the subjective-objective (life, health status of students) and objective (especially educational routes) factor.

Key words: acmeological factors, social safety, a future teacher.

Социальная безопасность населения России в современных условиях является важнейшей составной частью общенациональной безопасности страны. Существующие внешние и внутренние угрозы политического, экономического, социального, военного, экологического, техногенного, информационного и иного характера без принятия соответствующих упреждающих и отражающих мер безопасности способны оказать дестабилизирующее воздействие на состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства во всех сферах их деятельности. Особую значимость приобретает проблема социальной безопасности личности. Социально-экономический кризис, национализм, религиозный экстремизм, террористические проявления, расовая нетерпимость, конфликты в быту, криминальные опасности, аддиктивное поведение, нездоровые условия жизнедеятельности и прочее препятствуют оптимальной жизнедеятельности человека в социуме.

Проблема обеспечения социальной безопасности имеет непосредственное отношение к системе образования. Процессы обучения и воспитания граждан, нахождения в образовательных

учреждениях, за их пределами, организация досуга, отдыха и оздоровления, создание комфортных бытовых условий, проезда до места учебы и обратно непосредственно сопряжены с мерами безопасности. От компетентности специалистов образования в сфере социальной безопасности зависит, насколько школьники будут подготовлены к безопасной жизни в современном, полном опасностей, социуме, а также степень организации безопасности образовательного учреждения.

Вышеизложенное обуславливает необходимость поиска новых подходов к решению задач, заложенных в Концепции национальной безопасности, национальном проекте «Образование», что в свою очередь требует создания инновационной системы подготовки будущих педагогов по вопросам обеспечения социальной безопасности в повседневной жизни и в условиях образовательного учреждения [4].

Задачей образования в области социальной безопасности является формирование безопасного, здорового образа жизни, воспитание гармонично развитой личности, готовой к полноценной общественной и семейной жизни. Следовательно, уже по своим целям образование в об-

© Кисляков П. А., 2011

ласти социальной безопасности является акмео-логическим.

Психолого-акмеологический подход к профессиональной подготовке будущего педагога предполагает в качестве критерия профессионализма рассматривать готовность к деятельности, обеспечивающую целенаправленную активность специалиста в преодолении внутренних и внешних противоречий и творческую реализацию планов и программ деятельности (А. А. Деркач, Е. В. Селезнева, А. К. Маркова и др.). Готовность педагога к профессиональной деятельности рассматривается нами в контексте целостного индивидуального развития, как интегральное свойство личности, предшествующее, проявляющееся и развивающееся в деятельности (Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн).

Готовность будущего педагога к обеспечению социальной безопасности нами понимается как совокупность личностно-профессиональных качеств, формирующихся в процессе целенаправленной подготовки и позволяющих в перспективе осуществлять профессиональную деятельность по обеспечению социальной безопасности образовательного учреждения и определяющих безопасный и здоровьесберегающий стиль его жизнедеятельности.

Главными детерминантами акмеоориентиро-ванного развития готовности будущего педагога к обеспечению социальной безопасности, обуславливающими достижение высокого уровня деятельности являются акмеологические факторы [1]. В соответствии с классификацией А. А. Реана и Н. В. Кузьминой в нашем исследовании акмеологические факторы подразделяются на 3 основные группы: субъективные (психоло-го-акмеологические), субъективно-объективные (социальные) и объективные (педагогические) [2].

Субъективные факторы формирования готовности будущего педагога к обеспечению социальной безопасности соответствуют психолого-акмеологическим компонентам готовности и связаны в первую очередь с профессиональной направленностью студентов на будущую деятельность, ценностным отношением к предстоящей деятельности по обеспечению безопасности учащихся, компетентностью, умелостью в решении текущих проблем, способностями к активному обучению и самообразованию по вопросам формирования безопасного и здорового образа жизни, креативностью, профессиональной ответственностью, способностями к антиципации,

рефлексии и самокоррекции, стрессоустойчиво-стью, толерантностью, социальной нормативностью.

Профессиональная направленность будущего педагога к обеспечению социальной безопасности образовательного учреждения понимается нами как психическое свойство личности, которое определяет потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели деятельности студентов в области социальной безопасности, а именно: осознание первостепенной значимости и необходимости обеспечения безопасности, сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса; приоритетное ценностное отношение к жизни, к собственному здоровью и здоровью и безопасности своих учеников; любовь к педагогическому труду, к профессии, стремление к профессионализму в области обеспечения социальной безопасности; потребность в развитии способности к самоорганизации, самоконтролю, самообразованию в области социальной безопасности; способность к проектированию авторской системы деятельности и ее воплощение; развитие мотивации к поиску и моделирование образцов деятельности по вопросам обеспечения социальной безопасности. Сюда же относятся: умение сотрудничать, вступать в контакты в процессе формирования безопасного и здорового образа жизни учащихся, умение вызвать интерес у участников образовательного процесса к результатам своей деятельности по обеспечению безопасности образовательного учреждения. Важным также является соответствие будущего педагога, занимающегося в перспективе деятельностью по обеспечению социальной безопасности учащихся, индивидуально-личностным качествам безопасного стиля поведения.

Проведенный нами опрос среди студентов Шуйского государственного педагогического университета (360 человек) показал, что около половины респондентов (55,3 %) связывают свою будущую педагогическую деятельность с необходимостью формирования безопасного и здорового образа жизни школьников, 18,4 % -затруднились ответить, а 26,3 % дали отрицательный ответ.

Профессиональная ответственность педагога перед собой, учащимися, их будущим, понимается нами как качество личности, основанное на способности брать на себя ответственность за то, что происходит с педагогом и с учащимися, владении искусством проектирования деятельности по предупреждению в образовательном учреж-

Факторы формирования готовности будущего педагога к обеспечению социальной безопасности

дении опасных и экстремальных ситуаций, обоснование авторской системы деятельности по формированию безопасного и здорового образа жизни учащихся с использованием идеализированных моделей, которые могут быть конкретизированы в зависимости от специальности.

Проведенное нами исследование показало, что в структуре ценностных ориентаций студентов ответственность (как ценность-средство по методике М. Рокича) занимает лишь 9 место из 18 предложенных. Профессиональная ответственность студентов также исследовалась с помощью методики Р. С. Немова «Уровень субъективного контроля». Опрос показал, что число студентов с низким уровнем профессиональной ответственности составил 42 %, со средним -50 % и лишь 8 % - с высоким.

Для успешного осуществления деятельности по обеспечению социальной безопасности образовательного учреждения будущий педагог должен владеть акмеологическими инвариантами профессионализма - основными качествами и умениями, обеспечивающими высокую продуктивность и активное саморазвитие специалиста (В. Г. Зазыкин). Помимо общих инвариантов, связанных с педагогической деятельностью важными для обеспечения социальной безопасности являются психологические компетентности: способности к антиципации, стрессоустойчивость, толерантность.

В нашем исследовании принципиально важно определение выраженности антиципации будущего педагога, которая определяет способность прогнозировать возможные последствия жизненных событий и ситуаций, в том числе опасных, поскольку именно благодаря антиципации, максимально возможно устранение неопределенности (Е. Н. Сурков). Наша позиция согласуется с мнением Е. А. Сергиенко, который полагает, что антиципация должна рассматриваться как «универсальный механизм психической организации человека», причем феномен антиципации имеет универсальное значение для всех форм человеческой деятельности, так как в этом понятии связываются воедино прошлые, настоящие и будущие события.

Развитая антиципация позволит педагогу спрогнозировать результаты собственной активности по обеспечению социальной безопасности, что может являться источником направленности и саморегулируемости осуществляемой деятельности; спрогнозировать возникновение в образовательном учреждении опасных ситуаций соци-

ального характера исходящих, в первую очередь, от участников образовательного процесса; предвидеть исход чрезвычайных ситуаций, а, следовательно, поможет предпринять действия по минимизации факторов, отрицательно воздействующих на здоровье учащихся.

Большинство опрошенных нами студентов испытывают трудности в предвидении возникновения в образовательном учреждении (школьном коллективе) опасных ситуаций социального характера, что говорит о необходимости включения в процесс обучения студентов активных форм обучения, направленных на развитие антиципации.

Проведенные в последние годы исследования показывают, что около 85 % учителей испытывают состояние устойчивого стресса (Т. А. Глухих, Н. Н. Трушина, Л. М. Митина, Н. А. Литвинова с соавторами), что является причиной неврозов, соматических заболеваний. Рост нервно-эмоциональных нагрузок, психоэмоционального напряжения, невротических реакций у педагогов оказывает негативное влияние на их отношения с учащимися (Н. К. Смирнов). С позиции психологии здоровья личность психически устойчива (в том числе стрессоустойчива), что позволяет ей поддерживать собственную надежность и противостоять воздействиям среды, преодолевать сопротивление внешних условий, бороться с препятствиями и, в конечном счете, достигать поставленных целей. В этом отношении психическое здоровье, в целом, и стрессоустойчивость, в частности, выступает как характеристика целостного, акмеологического развития человека (М. Ф. Секач).

Поэтому для предупреждения профессионально-личностной деформации, поддержания высокой работоспособности, сохранения психического и физического здоровья педагогу необходимо владеть технологиями профилактики длительных стрессовых состояний (дистресса), основами психической саморегуляции. При этом высокий уровень развитости креативных способностей и адекватная самооценка позволят педагогу сформировать систему совладания со стрессом, в том числе в экстремальных ситуациях (В. Л. Марищук).

Кроме того, педагог, отвечая за безопасность учащихся, должен быть готов к предупреждению стрессовых состояний у себя и у учащихся в экстремальных ситуациях социального характера, что говорит о необходимости специальной психологической подготовке к особым и экстре-

мальным видам деятельности (экстренным действиям) (А. К. Маркова, А. А. Деркач, В. Г. За-зыкин).

Учащаяся молодежь является частью общества, наиболее остро реагирующей на происходящие в нем изменения. Естественная для молодежи бескомпромиссность нередко входит в противоречие с требованием терпимости в социальных взаимодействиях, что способно привести к негативным последствиям для личности и общества, может стать объектом для внешнего манипулирования. Подтверждением тому является широкое участие подростков и молодежи в деятельности экстремистских организаций религиозного и политического толка. В этом смысле наличие или отсутствие толерантности в молодежной среде становится важной составляющей социальной безопасности общества в целом.

Толерантность - одно из важных качеств в структуре личности, понимается как искреннее уважение и признание другой личности, ее духовных ценностей. Авторы выделяют несколько аспектов толерантности, в частности, этническая толерантность (отношение к людям иной расы и этнической группы), социальная толерантность (отношение к меньшинствам, нищим, психически больным людям), толерантность как черта личности (готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству).

Проведенный нами опрос среди студентов 4-х вузов (Шуйский государственный педагогический университет, Тульский институт управления бизнеса, Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова, Ставропольский государственный университет) (1000 человек) [3] позволил выявить следующие проявления инто-лерантности в молодежной среде: конфликты и ссоры с однокурсниками (в том числе в общежитии) (50 %); конфликты с преподавателями (27 %); раздражение по отношению к некорректному поведению приезжих - представителям той или иной национальности (43 %); проявление нетерпимости по отношению к представителям той или иной национальности (неадекватное поведение) (25 %).

Формирование толерантности имеет комплексную структуру и представляет собой процесс, главной составляющей которого является обучение. Одним из важнейших социальных институтов, должных способствовать формированию толерантных начал, являются образовательные учреждения. В этой связи для будущего пе-

дагога (учителя-предметника, социального педагога) крайне важно понимание того, что толерантность необходима специалисту образования в личностном и профессиональном отношении. Очень важно, чтобы студенты педагогических вузов не только знали психолого-педагогическую сущность толерантности, но и практически владели технологиями толерантного воспитания, умели творчески применять их в конкретных условиях образовательного учреждения.

Субъективно-объективные или социальные факторы формирования готовности к обеспечению социальной безопасности связаны с состоянием физического и психического здоровья студентов, то есть отсутствием ограничений для интенсивного обучения. Известно, что высокая работоспособность, как значимая характеристика профессионального развития, во многом определяется состоянием здоровья, а данное состояние, в свою очередь, во многом зависит от отношения к нему. А. А. Деркач и О. В. Москаленко указывают, что высокий уровень здоровья является показателем «профессионального акме».

Студенты высших учебных заведений составляют особый социальный слой населения, объединенный определенным возрастом, специфическими условиями обучения и образом жизни. Несомненно, обучение в вузах следует отнести к категории специфического умственного труда, то есть труда, требующего постоянного, длительного активного напряжения интеллектуальных, эмоциональных, волевых и других функций. Здоровье студенческой молодежи является необходимым условием учебы в вузе.

Несмотря на то, что фактически все опрошенные студенты вузов (91 %) знают о ведущей роли образа жизни в формировании здоровья, и как следствие готовности к обеспечению личной безопасности, только 35 % из них оценивают свой образ жизни как здоровый. Среди опрошенных девушек этот показатель составляет 27 %, среди юношей - 42 %. К факторам, не позволяющим назвать свой образ жизни здоровым, были отнесены следующие: нерациональное питание (58 %), малоподвижный образ жизни (40 %), курение (37 %), употребление алкоголя (28 %), проблемы в сексуальной сфере (6 %). Более половины (67 %) не всегда соблюдают режим питания, а 25 % студентов постоянно питаются неправильно. Примерно половина (54 %) студентов указали на полное отсутствие самостоятельных занятий физическими упражнениями в ре-

Факторы формирования готовности будущего педагога к обеспечению социальной безопасности

жиме дня, среди них наибольший удельный вес занимают девушки. Лишь каждый 3-й студент систематически посещает спортивную секцию, тренажерный зал. Характерной особенностью образа жизни современной учащейся молодежи является их приверженность к курению. Примерно 1/3 из опрошенных нами студентов курят. Среди девушек этот показатель составляет 35 %, среди юношей - 40 %. Каждый 2-й студент, считает ведущими препятствиями к формированию здорового образа жизни чисто внешние, не зависящие от него причины: недостаток времени, отсутствие условий реализации здорового образа жизни [3].

Полученные данные свидетельствуют о необходимости включения в программу формирования готовности студентов педагогического вуза к обеспечению социальной безопасности мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья.

Объективные факторы формирования готовности к обеспечению социальной безопасности являются педагогическими и характеризуются особенностями образовательного маршрута в области социальной безопасности, обусловленные специальностью будущего педагога. Нами выделено 3 образовательных маршрута в области социальной безопасности:

- первый, связанный с подготовкой учителей-предметников, предполагает знакомство будущих педагогов с опасностями социального характера и методами защиты от них, основами первой медицинской помощи, нормативными требованиями обеспечения безопасности, в том числе в условиях образовательного учреждения, принципами и возможностями здоровьесбереже-ния, здоровьесберегающими образовательными технологиями;

- второй адресован будущим социальным педагогам. К выше перечисленным направлениям добавляются подготовка к работе по профилактике вредных привычек в образовательной среде и асоциального поведения учащихся, фор-

мирование благоприятного психологического климата, к работе с родителями и медиками по укреплению здоровья школьников;

- третий предназначен для учителей-организаторов ОБЖ, на которых в школе возложена ответственность за организацию мероприятий по обеспечению безопасности учащихся и предполагает, кроме выше названного, подготовку к обучению школьников вопросам безопасности жизнедеятельности и здоровья, формированию у них потребности в безопасном и здоровом образе жизни; к информационно-пропагандисткой деятельности в области безопасности жизнедеятельности; к разработке комплекса организационно-профилактических мероприятий по предупреждению и пресечению в образовательном учреждении опасных ситуаций социального характера.

Данные аналитических и экспериментальных исследований позволяют определить направления, в рамках которых следует искать пути совершенствования организации образовательного процесса в вузе с целью развития готовности будущих педагогов к обеспечению социальной безопасности.

Библиографический список:

1. Акмеология [Текст] : учебное пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. - СПб. : Питер, 2003. -256 с.

2. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста [Текст] : монография / Н. В. Кузьмина, С. Д. Пожарский, Л. Е. Паутова. -СПб., 2008. - 376 с.

3. Кисляков, П. А. Социально-педагогическое сопровождение формирования безопасной и здо-ровьесберегающей среды вуза [Текст] / П. А. Кис-ляков // Высшее образование сегодня. - 2010 -№ 7. - С. 86-90.

4. Шмелева, Е. А. Акмеология в профессиональной подготовке учителя к педагогическим инновациям [Текст] / Е. А. Шмелева // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 6. - С. 37-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.