Научная статья на тему 'Ситуационная задача как средство подготовки будущего педагога к взаимодействию с обучаемыми'

Ситуационная задача как средство подготовки будущего педагога к взаимодействию с обучаемыми Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
979
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ / INTERACTION / PEDAGOGICAL INTERACTION / SITUATION TASK / EDUCATIONAL PROCESS / THE PROCESS OF PREPARING FUTURE TEACHERS / COMPETENCY / COMPETENCE / SITUATION TASKS SOLVING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касаткина Наталья Степановна, Немудрая Елена Юрьевна, Шкитина Наталья Сергеевна, Циулина Марина Владимировна

В статье описан опыт реализации ситуационных задач в изучении курса «Педагогика». Представлены примеры ситуационных задач, описаны этапы работы по формированию навыков педагогического взаимодействия будущего педагога с обучаемыми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Касаткина Наталья Степановна, Немудрая Елена Юрьевна, Шкитина Наталья Сергеевна, Циулина Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the experience of solving situation tasks in the course «Pedagogy» is described in the article. There are some examples of situational tasks, the stages of forming the future-to-be teacher skills of pedagogical interaction with students.

Текст научной работы на тему «Ситуационная задача как средство подготовки будущего педагога к взаимодействию с обучаемыми»

Сведения об авторе: Инютина Татьяна Сергеевна,

соискатель кафедры педагогики, Белгородский государственный национальный исследовательский университет,

старший преподаватель кафедры естественно-математического и технологического образования, Белгородский институт развития образования, г. Белгород, Российская Федерация. Е-таИ: [email protected]

Information about the authors: Inyutina Tatyana Sergeevna,

Department of Pedagogy, Belgorod National Research University, Senior Lecturer,

Department of Natural-Mathematical and Technological Education, Belgorod Institute of Education Development, Belgorod, Russia. E-mail: [email protected]

УДК 378 ББК 74.480.26

Н.С. Касаткина, Е.Ю. Немудрая, Н.С. Шкитина, М.В. Циулина

ситуационная задача как средство

подготовки будущего педагога к взаимодействию с обучаемыми

В статье описан опыт реализации ситуационных задач в изучении курса «Педагогика». Представлены примеры ситуационных задач, описаны этапы работы по формированию навыков педагогического взаимодействия будущего педагога с обучаемыми.

Ключевые слова: взаимодействие, педагогическое взаимодействие, ситуационная задача, образовательный процесс, процесс подготовки педагога, компетентность, компетенция, решение ситуационных задач.

N.S. Kasatkina, E.Yu. Nemudraya, N.S. Shkitina, M.V. Tsiulina

SITUATION TASK AS A MEANS OF PREPARING FUTURE TEACHERS TO INTERACTION wITH STUDENTS

The article considers the experience of solving situation tasks in the course «Pedagogy» is described in the article. There are some examples of situational tasks, the stages of forming the future-to-be teacher skills of pedagogical interaction with students.

Key words: interaction, pedagogical interaction, situation task, educational process, the process of preparing future teachers, competency, competence, situation tasks solving.

Подготовка будущего педагога к профессиональной деятельности в новых, постоянно обновляющихся условиях современного общества основывается на применении федеральных государственных стандартов.

Одной из актуальных составляющих современного образовательного процесса являются субъект-субъектные отно-

шения, в ходе которых педагог транслирует гуманистические ценности, что и определяет содержание педагогического взаимодействия, которое как общая философская категория рассматривалось и анализировалось разными авторами: В.С. Агеевым, Б.Г. Ананьевым, Г.М. Андреевой, А.А. Бодалевым, Н.Н. Хрудиной и др. [1- 3; 5; 7]. Несмотря на различные

<и Ei

ю s

CQ О

I- S 2 1 Ч-û

о s

С ф

0

I— ^

ою ч о

Ф о

& 2 ü s ГО CÛ

1 «

Го I

£ s

ГО to

х m

g *

§. Е я S

>*го

s Ф

О с

го

X

£

03

Б

0 ±

к го

Ф

1

Ш

ГО~ х

И

н го о го ъи

С) ±

точки зрения, во всех определениях понятия «взаимодействие» нам удалось выделить нечто общее, что отмечают большинство авторов, а именно:

1. Взаимообусловленность и взаимодействие объектов, их зависимость друг от друга.

2. Взаимодействие как минимум двух объектов.

3. Достижение совместных значимых целей посредством совместной согласованной деятельности; нацеленность на общий результат.

4. Средство самопознания, самосовершенствования и самоактуализации.

Педагогическое взаимодействие часто рассматривается в педагогической науке не только как основная категория, но и как научный принцип.

В основе профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе -развивающая деятельность, которая непосредственно связана с педагогическим взаимодействием как специально организованной деятельностью, в ходе которой наблюдаются различного рода изменения: в нравственных установках, отношениях, поведении [4].

Рассмотрение педагогического процесса с точки зрения педагогического взаимодействия дало основание поставить вопрос о подготовке будущего педагога к взаимодействию с обучаемыми.

В соответствии с принципами компе-тентностного подхода она должна быть нормативно обеспеченной, личностно и практико-ориентированной.

Подготовка студентов педагогических вузов в данном направлении обеспечит интеграцию знаний, умений и навыков в единую систему и обусловит формирование профессиональной компетентности.

Анализируя исследования, в которых рассматриваются понятия «компетентность» и «компетенция», мы установили, что в большинстве случаев компетенция рассматривается как совокупность знаний, умений, навыков и личностных качеств (гностический, деятельностный и личностный аспекты), а компетентность как готовность к применению этих знаний, умений и навыков [9]. Тем не менее

не всегда готовность пропущена через «призму» личностных качеств учителя и связана с положительной профессиональной мотивацией. Наглядный пример - мотив власти, который часто наблюдается у учителей средней общеобразовательной школы. Кроме того, во время педагогического взаимодействия многие учителя-профессионалы «приносят в жертву» личностное саморазвитие и самоактуализацию учащихся ради того, чтобы добиться невероятного объема знаний, которые необходимо усвоить обучаемым [6]. Следовательно, при организации подготовки будущих педагогов к педагогическому взаимодействию с обучаемыми требуется не только осуществить тщательный отбор технологических составляющих педагогического взаимодействия, но и уделять внимание мотивационно-ценностной сфере профессиональной деятельности обучаемых.

Исходя из гуманистического подхода, следует сделать акцент на признании личности студента, который является полноправным участником субъект-субъектных отношений [10], то есть педагогическое взаимодействие должно быть представлено как взаимодействие индивидуальностей, которые интересны друг другу; в основе этого взаимодействия должен быть не только обмен информацией, но и обмен чувствами, идеями, интересами, и только в этом случае будет происходить интерпретация любой информации, в том числе и учебной. Таким образом, содержание образования становится достоянием личности не только через квазипрофессиональную деятельность и приобретение личностного опыта, но и в процессе педагогического общения.

Мы считаем, что всем вышеперечисленным требованиям при подготовке будущего педагога к взаимодействию с обучаемыми соответствует ситуационная задача, которая рассматривается и как метод, и как прием, и как средство обучения.

В этом смысле ситуационная задача является контекстным методом обучения, усиливающим эффект педагогического взаимодействия, а также сред-

ством управления педагогическим общением, во время которого обучаемые не только приобретают профессиональные умения, но и формируют профессиональные качества личности, такие как эмпатия, толерантность, партисипатив-ность и др., способствующие преодолению коммуникативных барьеров и формированию профессиональных установок, лежащих в основе профессиональной направленности и содействующих формированию эффективных моделей общения [8].

Подготовка студентов к взаимодействию с обучаемыми в рамках изучения курса «Педагогика» проходила в несколько этапов.

Целью первого этапа являлось формирование установки на необходимость взаимодействия с обучаемыми во время педагогического общения.

На данном этапе использовалась следующая ситуационная задача: «Шпаргалка». Каждый студент должен был подготовить шпаргалку, опору по теме «Педагогическое взаимодействие», в основе которой лежит технология создания опорного конспекта, комплекса ассоциативных символов. Ассоциации могут быть по времени, по месту, причинно-следственные и т.д. Студент должен следовать основным принципам создания опорного конспекта: ассоциативность, смысловой аспект, структурность, автономность структурных компонентов, лаконичность и др. Эта «опора» может быть примитивной, ошеломляющей, странной - главное, чтобы она вызывала определенные ассоциации, связанные с изученным материалом, и помогала восстановить необходимую информацию.

Ситуационная задача «Экспромт». Каждому студенту раздаются карточки с терминами, относящимися к педагогическому взаимодействию. Первый студент начинает высказываться на педагогическую тему, обязательно употребляя тот термин, который ему достался. Следующий должен продолжить высказывание и употребить «свой» термин, не меняя темы. В итоге получается рассказ, логичный и правдоподобный.

Следующий этап предполагал использование ситуационных задач, формирующих такие составляющие педагогического взаимодействия, как перцепция и интеракция (формирование перцептивных умений - наблюдать, слушать и др.; интерактивных умений -устанавливать контакт с партнером по общению; эмпатийные умения - сочувствовать, сопереживать и др.; партиси-пативные умения - участвовать, соучаствовать, сотрудничать и др.).

Примером может быть ситуационная задача «Терпеливый слушатель». Цель упражнения - активизировать партнера по общению, «разговорить» его таким образом, чтобы получился полноценный диалог. Следует «держаться в тени», пока собеседник активно высказывается, демонстрируя свою заинтересованность обсуждаемой проблемой и пытаясь выразить свое «я». Ситуационная задача «Пойми меня». При помощи мимики и пантомимики один из студентов демонстрирует свое состояние, свои эмоции. Анализируя его поведение, другие студенты пытаются определить, что он выражает, и назвать это состояние, а также ситуацию, которая соответствует этому образу. Следующий шаг - студенты предлагают свои варианты эмоциональной окраски и языка жестов, которые должны соответствовать данной ситуации.

На третьем этапе совершенствовались полученные знания, умения и навыки педагогического взаимодействия через тренинг «Педагогическая аттракция».

На данном этапе использовались такие ситуационные задачи, как «Презентация». Каждый студент рассказывает о себе, предоставляя такую информацию, которая характеризует его только с положительной стороны, в какой-то степени рекламируя. Это могут быть «зарисовки» любого периода жизни, рассказ о домашних питомцах, хобби, реакция на просмотренный фильм, характеристика своего эмоционального состояния и т.д. Конечная цель - понравиться аудитории. По окончании тренинга студенты определяют наиболее эффективный способ и стиль взаимодействия с партнером по общению.

ф

ю

ш О

I- ^

2 1 Ч-О

о 2

с ф

о

I— ^

ою о

Ф о

& 2 * ^

го со £ *

ГО со х со

5 * §■ 2

го 2

>>ГО 5 Ф

О с

го

X

s

Si

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

s ZT

ad

Б

0

1

«

го

Si

S Ф I

Ш

ГО~ X

s

H ro о ro

о ±

Одна из основных задач тренинга заключается в том, чтобы студенты не искали шаблонных жизненных решений той или иной ситуации, а пытались решить ее профессионально, используя усвоенные знания, умения и навыки.

Как показывает практика, на данном этапе одним из наиболее существенных результатов является сознательное применение сформированных умений взаимодействия, самостоятельный поиск и конструирование новых форм взаимодействия для решения новых ситуационных задач. Так, например, мы неоднократно наблюдали, как студенты вполне сознательно отыскивали наиболее эффективные для себя способы и приёмы педагогического взаимодействия, то есть искали наиболее эффективный стиль взаимодействия.

Логическим завершением проделанной работы было проведение «Тренинга педагогического взаимодействия», в котором мы также использовали ситуационные задачи. Цель данного тренинга - обобщение и систематизация полученных знаний по проблеме педагогического взаимодействия с обучаемыми.

Итак, важнейшая характеристика ситуационной задачи -интегративность, практически любая ситуационная задача характеризуется интегративностью теории и практики, учебного и воспитательного процесса, интеграцией субъектов педагогического взаимодействия, межпредметной интеграцией [5] .

На основе анализа определений понятия «ситуационная задача» мы даем следующее определение: ситуационная задача - интегративный метод обучения, имеющий практико-ориентированную направленность, способствующий вхождению обучаемых в аналоги профессиональной деятельности и более качественному усвоению изучаемой информации.

Таким образом, возможности ситуационных задач состоят в способности изменить субъект-объектные отношения на субъект-субъектные, отношения сотрудничества, сотворчества, партисипации [9].

Развитие у студентов умений решать ситуационные задачи следует рассматривать как средство подготовки будущих педагогов к взаимодействию с обучаемыми, так как ситуационная задача позволяет каждому студенту проявлять инициативу, самостоятельность, стимулирует их к применению методов решения проблемы на основе полученных знаний, а также жизненного опыта. Посредством решения ситуационных задач будущий педагог погружается в квазипрофессиональную деятельность в условиях учебной группы, отрабатывает наиболее сложные ситуации взаимодействия с обучаемыми для того, чтобы, столкнувшись с ними в реальной практической деятельности, иметь соответствующий опыт профессиональной деятельности. Благодаря моделированию реальной ситуации в условиях учебной группы, студент будет наглядно представлять, как ему действовать в различных ситуациях взаимодействия с обучаемыми.

Библиографический список

1. Агеев, B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы [Текст] / В.С. Агеев. - М.: МГУ, 1990. - 240 с.

2. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учебник для вузов / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 376 с.

3. Андриевская, Л.А. Критерии и показатели сформированности профессиональных действий будущего педагога (на примере дисциплины «Методология и методы научного исследования») / Л.А. Андриевская, М.В. Циулина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - № 9. - С. 9-13.

4. Бодалев, А.А. О коммуникативном ядре личности [Текст] / А.А. Бодалев // Советская педагогика. - 1990. - № 5. - С. 77-81.

5. Касаткина, Н.С. Ситуационная задача как средство оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций будущих педагогов [Текст] / Н.С. Касаткина // Образование: про-

шлое, настоящее и будущее: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2017 г.). -Краснодар: Новация, 2017. - С. 59-62.

6. Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии [Текст] / В.В. Сериков. - Волгоград: Перемена, 1994. - 152 с.

7. Хрудина, Н.Н. Понятийно-терминологический словарь: Управление образованием как социальной системой [Текст] / Н.Н. Хрудина. - Екатеринбург: Урал. изд-во, 2003. - 384 с.

8. Шкитина, Н.С. Коммуникативно-партисипативный подход к процессу социализации будущих учителей [Текст] / Н.С. Шкитина // Кадровая стратегия современного образования: курс на профессиональную социализацию молодых специалистов: материалы Всероссийской науч.-практич. конф., Челябинск, 15-16 октября 2012 г. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012. -С.137-140.

9. Шкитина, Н.С. Эмпатическая составляющая профессиональной компетентности будущего учителя [Текст] / Н.С. Касаткина, Н.С. Шкитина, Е.Ю. Немудрая // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 6. - С. 113-118.

10. Ярославова, Е.Н. Об актуальности конструирования личностного образовательного пространства будущего профессионала [Текст] / Е.Н. Ярославова, М.Г. Федотова // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2016. -Т. 6. - № 3. - С. 71-76.

References

1. Ageev V.S. Interaction in groups: social and psychological problems. M. MSU, 1990. P. 240. [in Russian].

2. Andreeva G.M. Social psychology. M. AspectPress, 2000. P. 376. [in Russian].

3. Andrievskaya L.A., Tsiulina M.V. Criteria and indicators of future teacher professional actions (by the example of "Methodology and methods of research" course). Vestnik Cheyabinskogogosudarstvennogopeda-gogicheskogo universiteta, 2016. No. 9. P. 9-13. [in Russian].

4. Bodalev A.A. About the communicative core of an individuality. Soviet pedagogy, 1990. No. 5. P. 77-81. [in Russian].

5. Kasatkina N.S. Situation task as a means of level evaluation of future-to-be teachers' professional competences. Education: past, present and future. Krasnodar. Novatsiya, 2017. P. 59-62. [in Russian].

6. Serikov V.V. Individual approach in education: theory and technologies. Volgograd. Peremena, 1994. P. 152. [in Russian].

7. Hrulina N.N. Terms and notions dictionary: education management as a system. Ekaterinburg. Urals publishing house, 2003. P. 384. [in Russian].

8. Shkitina N.S. Communicative and participative approach to the future teachers' socialization process. Present-day education recruiter strategy: young specialists' professional socialization policy. Cheyabin-skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2012. P. 137-140. [in Russian].

9. Shkitina N.S., Kasatkina N.S., Nemudraya E. Y. Empathic component of a future-to-be teacher professional competence. Cheyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2015. No. 6. P. 113-118. [in Russian].

10. Yaroslavova E.N., Fedotova M.G. About importance of personal educational area of a future professional constructing. Vestnik Yughnouralskogogos. un-ta, 2016. No. 3. P. 71-76. [in Russian].

Сведения об авторах: Касаткина Наталья Степановна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. КтаИ: nataly-kasatkm@yandeх.m

Information about the authors: Kasatkina Natalia Stepanovna,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

Немудрая Елена Юрьевна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии,

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]

Шкитина Наталья Сергеевна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии,

Южно-Уральский государственный

гуманитарно-педагогический

университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]

Диулина Марина Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии,

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]

Nemudraya Elena Yurevna,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor,

Department of Pedagogy and Psychology, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

Shkitina Natalia Sergeevna,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor,

Department of Pedagogy and Psychology, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

Tsiulina Marina Vladimirovna,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

.a

CO

•s?

УДК 4и(07) ББК 74.268.13

М.А. Кузьмина

«СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ» КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

В данной статье рассматривается проблема формирования мотивации при обучении иностранному языку с целью повышения качества подготовки специалистов в техническом вузе. Аспект мотивации особенно актуален в связи с современными тенденциями в образовании, где возрастает роль самостоятельной работы в учебном процессе, что находится в непосредственной зависимости от степени мотивации студентов. В статье модель «смешанного обучения» представлена в качестве основного мотивирующего фактора изучения иностранного языка в техническом вузе.

Ключевые слова: мотивация, технический вуз, изучение иностранного языка, «смешанное обучение».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.