Научная статья на тему 'Школьный семинар в системе профессионально-педагогической подготовки будущего учителя'

Школьный семинар в системе профессионально-педагогической подготовки будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
374
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМИНАР / ШКОЛЬНЫЙ СЕМИНАР / ПРОЦЕСС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕ&SHY / ДАГОГА / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ / ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / SEMINAR / SCHOOL SEMINAR / FUTURE TEACHER PROFESSIONAL TRAINING PROCESS / TEACHING PROCESS / TEACHING METHOD / TEACHING MEANS / TEACHING FORM / PROBLEM TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касаткина Наталья Степановна, Немудрая Елена Юрьевна, Шкитина Наталья Сергеевна, Циулина Марина Владимировна

В статье описан опыт проведения школьного семинара при изучении курса «Педагогика». Представлены примеры заданий, описаны этапы работы по освоению теоретических понятий, актуализации их на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Касаткина Наталья Степановна, Немудрая Елена Юрьевна, Шкитина Наталья Сергеевна, Циулина Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

School seminar in the system of future teacher professional pedagogical training

The experience of organizing school seminar in the course «Pedagogy» is described in the article. There authors give some examples of tasks given at the seminar, the stages of teaching aimed at mastering theoretical notions and their practical usage.

Текст научной работы на тему «Школьный семинар в системе профессионально-педагогической подготовки будущего учителя»

7. Wigner E.P. The Unreasonable Effectiveness of Mathematics in the Natural Sciences. Communications in Pure and Applied Mathematics, 1960. Vol. 13. No. 1. P. 1-14. [in English].

Сведения об авторах: Каримов Марат Фаритович,

кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры физики, Бирский филиал Башкирского государственного университета, г. Бирск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]

Information about the authors: Karimov Marat Faritovich,

Associate Professor, Department of Physics, Birsk Branch of Bashkir State University, Birsk, Russia.

E-mail: [email protected]

Сайниев Николай Сайнашевич,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологического образования,

Бирский филиал Башкирского государственного университета, г. Бирск, Российская Федерация. &mail: [email protected]

Sayniev Nikolay Saynashevich,

Associate Professor, Department of Technology, Birsk Branch of Bashkir State University, Birsk, Russia.

E-mail: [email protected]

x

УДК 378 ББК 74.480.26

Н.С. Касаткина, Е.Ю. Немудрая, Н.С. Шкитина, М.В. Циулина

ШКОЛЬНЫЙ СЕМИНАР В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

В статье описан опыт проведения школьного семинара при изучении курса «Педагогика». Представлены примеры заданий, описаны этапы работы по освоению теоретических понятий, актуализации их на практике.

Ключевые слова: семинар, школьный семинар, процесс профессиональной подготовки педагога, процесс обучения, метод обучения, средство обучения, форма обучения, проблемное обучение.

N.S. Kasatkina, E.Yu. Nemudraya, N.S. Shkitma, M.V. Tsiulina

SCHOOL SEMINAR IN THE SYSTEM OF FUTURE TEACHER PROFESSIONAL PEDAGOGICAL TRAINING

The experience of organizing school seminar in the course «Pedagogy» is described in the article. There authors give some examples of tasks given at the seminar, the stages of teaching aimed at mastering theoretical notions and their practical usage.

Key words: seminar, school seminar, future teacher professional training process, teaching process, teaching method, teaching means, teaching form, problem teaching.

Преподаватель, организуя традиционное практическое занятие, стремится использовать комплекс методов, приемов и средств, которые бы помогли ему достигнуть поставленных целей, но практика показывает, что недостатки традиционной формы проведения семинарских занятий в малой степени нейтрализуют его усилия [5; 6]. Эти недостатки связаны, прежде всего, с многолетней ориентацией данной формы обучения на самостоятельное со стороны студента осмысление, анализ и запоминание определенных теоретических вопросов по предложенной литературе.

Семинар предполагает хотя и углубленный теоретический анализ вопросов темы, но главным образом в виде репродуктивной, воспроизводящей деятельности. Однако уровень даже очень хорошего и сознательно воспроизведенного материала не стимулирует самостоятельную работу мысли. К тому же не все студенты на занятии способны, как показывает практика, основательно раскрыть все вопросы семинарского занятия.

Эти недостатки проведения традиционной формы семинарских занятий вызывают необходимость поиска ее новых модификаций. Одним из таких вариантов может быть школьный семинар. Требования общества подготовить творческого учителя, умеющего нешаблонно мыслить и нестандартно решать практические задачи обучения и воспитания, могут быть отражены в задачах интеграции познавательной, практической и самостоятельной учебной деятельности студента на школьном семинаре.

Основным аспектом дидактического процесса на таком семинаре выступает движение информации между студентом, группой студентов и преподавателем. При этом важен внутренний процесс обработки и осмысления информации со стороны студента, ориентация в сложных ситуациях и решение стандартных, но требующих творческого подхода проблем [4; 7; 8]. Коллективные формы познавательной творческой деятельности, характеризующиеся сочетанием высокого уровня знаний теории, практических знаний, умений, навыков и оригинальных

решений нестандартных задач - особенности школьного семинара. Данная форма работы является актуальной в связи с реализацией профессионального стандарта и формированием профессиональных действий будущего педагога [1; 3].

Обучение на протяжении многих лет привело к сегодняшнему стандарту мышления, использованию психологических структур и алгоритмов. Мыслительная активность связана с психологическими особенностями личности в целом, и для ее активизации необходимо воздействовать на эмоциональную сферу личности, используя реальные события и факты. Следовательно, целью школьного семинара является преодоление психологической инерции мышления посредством изучения и использования передового педагогического опыта.

Прежде всего, необходимо донести до студента цель практического занятия таким образом, чтобы он принял ее как свою собственную, и только в этом случае он будет активно включаться в познавательную деятельность. Коллективная работа на семинаре способствует нестандартному, творческому решению проблемы, развивает творческую направленность мыслительной активности студентов. Она выражается в стремлении внести свое собственное я в поиск «истины» в виде самостоятельной аргументации, оценки анализируемых фактов и явлений с точки зрения личностных установок, самостоятельного формулирования выводов и обобщений.

Школьный семинар как одна из форм интенсификации учебного процесса в педвузе может быть организован на материале таких тем курса «Педагогика» (раздел «Дидактика»), как «Методы обучения», «Урок - основная форма организации обучения», «Проблемное обучение», «Сравнительный анализ методов обучения в России и за рубежом». Он проводился в ряде школ г. Челябинска. Первый этап начинался с коллективного обсуждения теоретических вопросов, например: 1) раскройте сущность понятий «метод», «прием», «средство», «форма» обучения; 2) назовите основные критерии классификаций методов обучения

о ¡£

о ф

т

го

ч ф

с

о

X .0

го

X

о ^

о

о ф

-&

о с

ф к

ф ¡В

и

т о

¡5 2 5

ю

'± 2 _о со X о .0 н ^ 2

го

X

£

Ш

Б

0 ±

к го

Ф

1

Ш

ГО~ х

И

н го о го ъи

С) ±

(средств, форм обучения); 3) определите, какое значение для практики имеет понимание учителем данных классификаций; 4) проанализируйте роль методов обучения в развитии познавательного интереса обучаемых; 5) обоснуйте необходимость применения проблемного метода обучения; 6) определите, чем отличается проблемная ситуация от обычной познавательной задачи; 7) предложите свои варианты проблемных ситуаций на уроке; 8) сделайте выводы о практической реализации в учебно-познавательном процессе современного арсенала методов обучения и др.

Особое внимание было уделено анализу методов проблемного обучения как одному из ведущих методов активизации мышления и создания коммуникативной ситуации на уроке иностранного языка.

Следующий этап - посещение урока иностранного языка, после которого проводилось обсуждение вопросов: определите, чем руководствовался учитель при выборе и сочетании методов обучения; покажите обусловленность выбора методов обучения целями, задачами и содержанием урока, возрастными особенностями обучаемых, условиями организации учебного процесса; определите роль проблемных методов обучения, используемых учителем в развитии познавательной активности обучаемых; раскройте педагогическое мастерство учителя в использовании методов обучения; назовите, на каком конкретном материале изучалась тема урока и его соответствие поставленным целям и задачам (раздел учебника, грамматического справочника, специально составленные учителем упражнения, программированные дополнения и т.д.) и др.

На занятии также обсуждалась структура урока - количество, последовательность этапов урока и время, затраченное на каждый этап; этапы, на которые следует обратить особое внимание - организационный момент, проверка домашнего задания, закрепление через тренинг нового сложного материала.

Особый акцент делался на сравнительном анализе методов обучения в России и некоторых развитых странах Запада:

определялись страны, придерживающиеся материального и формального образования; сравнивались подходы к организации учебного процесса в этих странах, методы и приемы обучения, например, рассказ как преобладающий метод в России и дискуссия, «работа по юнитам», драматизация в Америке и т.д. [2].

Каждый студент выполнял индивидуальное задание. Карточки с заданиями для наблюдения и последующего обсуждения в сумме составляют законченную схему анализа урока. Примеры заданий:

Задание 1. 1) Назовите тему урока. 2) Определите, как учитель формулирует цели и задачи урока. 3). Соответствует ли отбор содержания и объем учебного материала целям и задачам урока? 4) Обоснуйте степень соответствия темы и цели урока возрастным особенностям обучаемых, уровню их знаний.

Задание 2. На каком конкретно материале изучалась новая тема (проводилось повторение/закрепление и т.д.): текст учебника, словарь, грамматический справочник, отдельно подобранные упражнения из разных источников, книги для дополнительного чтения, наглядные пособия, интерактивная доска, другие средства обучения.

Заданий по уроку иностранного языка составляется столько, сколько студентов в группе, например, пятнадцать. В этих заданиях отражены все характеристики урока - методы обучения, связь методов обучения с целями, задачами урока; средства обучения, их виды, особенности их использования учителем; проблемное обучение и степень проблемности заданий; степень подготовленности учителя к уроку, его педагогическая культура и такт; соответствие выбранных учителем методов и средств дидактическим принципам; стиль и модели общения учителя и т.д.

По окончании урока студенты в беседе с преподавателем активно высказываются. Индивидуальные задания помогают им акцентировать внимание именно на тех моментах в работе учителя, за которыми велось целенаправленное наблюдение. Анализируя этапы урока, методы и приемы, которые использовал учитель на каждом этапе, студенты критически

рассматривают целесообразность выбора учителем того или иного метода или сочетания методов, количества времени, отведенного на каждый этап. Обсуждение завершается выделением методов, используемых на уроке иностранного языка из всего многообразия дидактических методов.

Проблемная ситуация, организованная учителем на уроке, вызывает активное обсуждение: удачно ли она была выбрана для конкретного учебного материала, правильно ли учитель выстроил логику вопросов, подводящих к формулированию гипотезы, правильны ли способы доказательства гипотезы, удовлетворяет ли требованиям подбор специальных упражнений на закрепление.

Семинар завершается выполнением творческого задания. На основе анализа увиденного урока студентам предлагается составить и описать фрагмент урока иностранного языка по любой учебной теме на выбор с постановкой и решением проблемной ситуации. Сообщается примерная схема задания: тема урока,

цель и задачи, наглядность, возраст обучаемых, наличие проблемной ситуации (постановка проблемы, формулирование гипотезы, поиск способов решения, результат) и т.д.

Описанная методика проведения школьного семинара существенно отличается от традиционного занятия. Сочетание самостоятельного со стороны студента осмысления, анализа и усвоения основных теоретических вопросов изучаемой темы с наблюдением за процессом преподавания и деятельностью обучаемых на уроке, приобщает студентов к педагогическому опыту, показывает, как творчески работающий учитель решает практические задачи обучения и воспитания. Активное участие студентов в обсуждении урока, выбор правильных вариантов организации учебного процесса развивает их мыслительную активность и значительно повышает интерес к своей будущей профессиональной деятельности, способствует профессиональному становлению и развитию личности.

Библиографический список

1. Андриевская, Л.А. Критерии и показатели сформированное™ профессиональных действий будущего педагога (на примере дисциплины «Методология и методы научного исследования») / Л.А. Андриевская, М.В. Циулина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - № 9 - С. 9-13.

2. Касаткина, Н.С. Сравнительный анализ организации самостоятельной работы в учебных заведениях России и развитых стран Запада [Текст] / Н.С. Касаткина, Е.Ю. Немудрая, Н.С. Шки-тина / / Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - № 5. -С.66-70.

3. Салаватулина, Л.Р. Фонд оценочных средств самостоятельной работы студентов творческого типа [Текст] / Л.Р. Салаватулина // Тенденции развития психологии, педагогики и образования: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - № 4. - Казань: Инновационный центр развития образования, 2017. - С. 42-45.

4. Суворова, С.Л. Теоретико-методологические основы формирования коммуникативно-дискурсивной культуры будущих учителей [Текст]: монография / С.Л. Суворова. - Челябинск: Юж.-Урал. книж. изд-во, 2004. - 131 с.

5. Федотова, М.Г. Об актуальности конструирования личностного образовательного пространства будущего профессионала [Текст] / М.Г Федотова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2016. - Т. 6. - № 3. - С. 71-76.

6. Фокин, Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Академия, 2002. - 224 с.

7. Шкитина, Н.С. Подготовка будущего учителя к формированию школьной дисциплинированности [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.С. Шкитина. - Челябинск, 1997. - 20 с.

8. Юсупов, И.М. Психология взаимопонимания [Текст] / И.М. Юсупов. - Казань: Татарское книжное издательство, 1991. - 128 с.

о ^

о ф т

го

ч ф

с

о

X .0

го

X

о ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

о ф

-&

о с

ф к ф 5

и

ш

ф

о

81

Ю

_о со

X о

.0 н

^ 2

References

1. Andrievskaya L.A., Tsiulina M.V. Criteria and indicators of future teacher professional actions (by the example of "Methodology and methods of research" course). Vestnik Cheyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta,, 2016. No. 9. P. 9-13. [in Russian].

2. Kasatkina N.S., Nemudraya E.Y., Shkitina N.S. Comparative analysis of individual strategies organization in educational establishments of Russia and western developed countries. Vestnik Chelabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2016. № 5. P. 66-70. [in Russian].

3. Salavatulina L.R. Evaluation tools of students' individual work of creative type. Trends in psychology, pedagogy, and education. No. 4. Kazan: Innovatsionniy tsentr razvitiya obrazovaniya, 2017. P. 42-45.

4. Suvorova S.L. Theoretical and -methodological basis of future teachers communicative and discursive culture formation. Chelyabinsk: Yuzh.-Ural. Knish. izd-vo, 2004. P. 131. [in Russian].

5. Fedotova M.G. About importance of personal educational area of a future professional constructing. Vestnik Yuzhnouralskogo gos. un-ta, 2016. No. 3. P. 71-76. [in Russian].

6. Fokin Y.G. Teaching and up-bringing in high school: Methodology, aims and content, creativity. M.: Akademi-ya, 2002. P. 224. [in Russian].

7. Shkitina N.S. Training future teachers to establish school discipline: Author's abstract. Dis. ... cand. of sciences (Education). Chelyabinsk. 1997. P. 23. [in Russian].

8. Yusupov I.M. Understanding psychology. Kazan: Tatarskoye knizhnoye izdatelstvo. 1991. P. 128. [in Russian].

x

Сведения об авторах: Касаткина Наталья Степановна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии,

Южно-Уральский государственный

гуманитарно-педагогический

университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: nataly-kasatkin@yandeх.ru

Немудрая Елена Юрьевна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]

Шкитина Наталья Сергеевна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии,

Южно-Уральский государственный

гуманитарно-педагогический

университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]

Information about the authors: Kasatkina Natalia Stepanovna,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor,

Department of Pedagogy and Psychology,

South Ural State Humanitarian Pedagogical

University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: [email protected]

Nemudraya Elena Yurevna,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor,

Department of Pedagogy and Psychology, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

Shkitina Natalia Sergeevna,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor,

Department of Pedagogy and Psychology, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

Циулина Марина Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии,

Южно-Уральский государственный

гуманитарно-педагогический

университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]

Tsiulina Marina Vladimirovna,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor,

Department of Pedagogy and Psychology South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

УДК 378:44(07) ББК 74.480:74.268.1

А.В. Коваленко

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

В статье описывается опыт составления учебных пособий в модульной технологии по английскому языку в Сургутском государственном педагогическом университете в соответствии с программными требованиями ФГОС ВО и учебным планом по разделу дисциплины «Иностранный язык». Анализируются принципы подбора учебного материала, нацеленного на развитие навыков изучающего, просмотрового и поискового чтения по данной тематике, расширение словарного запаса, необходимого для чтения текстов по специальности и осуществления устной или письменной коммуникации на профессиональные темы.

Ключевые слова: учебное пособие в модульной технологии по английскому языку, неязыковые о педагогические специальности, английский язык для специальных целей, совершенствование £ навыков профессионального чтения, развитие навыков публичной речи, кафедра лингвистиче- g: ского образования и межкультурной коммуникации СурГПУ.

A.V. Kovalenko

DESIGNING ENGLISH TEXTBOOKS IN MODULAR TECHNOLOGY FOR STUDENTS OF NON-LINGUISTIC

SPECIALITIES

The article deals with the experience of English textbooks in modular technology in Surgut State Pedagogical University in accordance with requirements of the State Educational Standard for Higher Professional Education and the curriculum of subject "Foreign language". The article analyses the principles of selecting language material for improving skills of study, skimming and search reading, essential vocabulary to read specialized texts and to keep up oral or written professional communication.

Key words: English textbook in modular technology, students of non-linguistic pedagogical profiles, English for specific purposes, improving skills of professional reading and public speech, department of linguistic education and intercultural communication SurSPU.

В настоящее время вхождение нашей странство в области языковой политики страны в мировое образовательное про- ведет к систематизации обучения с по-

о s

.û m K О

Г -

° с

0 <0

и

1 о го X

0 5 с cû >s О s 3

и

3 ° ££ Ю ф

Ф СГ ^

ф °

s к

1 ц го ч

° 1

Ê ° Ф о

CT

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.