5. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
6. Сысоев, П.В. Обучение по индивидуальной траектории [Текст] / П.В. Сысоев // Язык и культура. - 2013. - № 4(24). - С. 121-131.
References
1. Borzova E.V. High school students' zone of potential development in teaching foreign languages in the context of the state federal education standard. Pis 'ma v Ehmissija. 2012. № 4. Available at: http://www. emissia.org/offline/2012/1770.htm . (06.05.2015). [in Russian].
2. Verbitskij A.A. Competence-based approach and the theory of context learning. M.: IC PKPS, 2004. P.84. [in Russian].
3. Passov E.I. Communicative method of speaking teaching of a foreign language: textbook for teachers of foreign languages. M.: Prosvechenie, 1985. P. 208. [in Russian].
4. Podlasyjj P.I. Pedagogy. The new course. Book 1. Basics. Educational process. Coursebook for pedagogical institutions students in 2parts. M.: Gumanit. izd. centr VLADOS, 1999. P. 576. [in Russian].
5. Slastenin V.A. Pedagogy. Coursebook for students of higher pedagogical education institutions. M.: Akademija, 2002.P. 576. [in Russian].
6. Sysoev P.V. Individual education path. Yazyk i kul'tura. 2013. № 4(24). P. 121-131. [in Russian].
Сведения об авторе: Шеманаева Мария Александровна,
аспирант, старший преподаватель,
Петрозаводский государственный
университет,
г. Петрозаводск.
Е-тай\ [email protected]
УДК 378 ББК 74.480.26
Information about the author: Shemanaeva Maria Aleksandrovna,
Post graduate student,
Senior Lecturer
Petrozavodsk State University,
Petrozavodsk
Email: [email protected]
Н.С. Шкитина, Н.С. Касаткина, Е.Ю. Немудрая
ЭМПАТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Рассматривается педагогическая эмпатия как составляющая профессиональной подготовки будущего учителя. Развивается представление о педагогической эмпатии как базовой характеристике процесса гуманизации и демократизации. Определяются отличия и сходство педагогической эмпатии и эмпатии в психологической науке.
Ключевые слова: эмпатия, эмпатийная подготовка будущего учителя, эмпатийный потенциал, эмпатийная реакция, толерантность.
N.S. Shkitina, N.S. Kasatkina, E.Yu. Nemudraya
EMPATHIC COMPONENT OF A TEACHER TO BE PROFESSIONAL COMPETENCE
The paper considers pedagogical empathy as a component of professional training of a teacher to be. The authors of the article views pedagogical empathy as a basic characteristic of humanization
к
Is
T
Ф
Ei >
f s
Ь
о х IX Ф I-Ф с
s о
О X .0
го
X
о s
о
о ф
-&
о с
к го
2 к с;
CÛ
го
I-
о о о
к
го ^
о ф
т s I-
го с
s (0
and democratization process. Different and similar features of the phenomena of pedagogical and psychological empathy are investigated.
Key words: empathy, teacher to be empathic training, teacher to be empathic-participative training, empathic potential, empathic reaction, tolerance.
к
го ^
Ii
Ф I
Ш
(О X
s ü н го о го
о ±
<я
X
3
0
1
Современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, которые способны решать задачи различного уровня сложности и проводить все необходимые преобразования в соответствии с требованиями профессии и особенностями современного периода.
Анализ семантического состава (смысловой стороны лексических единиц языка) категории «профессиональная компетентность специалиста» показывает, что она восходит к родовым понятиям «профессия», «специальность», «специалист», «профессионал».
Исследуя данные понятия, необходимо уточнить, что термин «профессия» шире термина «специальность». Термином «профессия» обозначается род деятельности, а специальности соотносятся с видами профессий [4].
Смысловое соотношение между этими терминами хорошо просматривается в определении специальности как комплекса приобретенных путем специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии [3].
Понятие «профессионал» определяется функционально и противопоставляется понятию «специалист». В научных исследованиях [1; 2] специалист определяется как носитель конкретных знаний, умений, навыков, которые могут бесконечно совершенствоваться, но предельной рамкой их развития выступают служебные функции, определяемые структурой производства. Профессионал же знает содержание деятельности разных специалистов и способен реализовать целостную деятельность.
Так, в некоторых исследованиях (А.И. Жук, Н.Н. Кошель и др.) профессионал определяется как специалист, умеющий управлять своей деятельностью, способный программировать развитие своей профессии и вести свою
специальную деятельность, иначе говоря, он наряду со специальными знаниями, умениями и навыками должен уметь мысленно двигаться по позициям, соответствующим типам деятельности, и, по мере необходимости, работать в любой из них. Таким образом, профессионал -это субъект профессиональной деятельности, владеющий способами выхода за рамки простого функционирования.
Анализируя исследования, в которых рассматриваются понятия «компетентность» и «компетенция», мы установили, что они в большинстве случаев употребляются в контексте профессиональной деятельности и характеризуются степенью подготовленности к ней специалиста, повышением уровня профессионализма.
Профессиональная компетентность в теоретическом плане выступает как результат освоения специальной деятельности, методов ее анализа и механизма ее развития в процессе профессионального образования и становления профессионализма в практической деятельности. В эмпирическом плане профессиональная компетентность характеризуется готовностью работника к решению профессиональных задач разного уровня сложности в условиях развития профессиональной деятельности и представляется как идеальная модель профессионала.
В терминологическом пространстве профессиональной компетентности учеными рассматриваются понятия «профессиональные компетентности» и «профессиональные компетенции».
Компетентности - это содержательные обобщения теоретических и эмпирических знаний, представленные в форме понятий, принципов, закономерностей, практико-ориентированных положений и процедурных (методических) предписаний.
Компетенции - это обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной
деятельности, это способности человека реализовать на практике свою компетентность.
Профессиональные компетенции -это совокупность знаний, умений, способов действий. Операционально-технологический компонент определяет сущность компетенций. Поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то в структуру компетенций входят также социально-профессиональные качества личности. Важным компонентом компетенций является опыт - интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач.
Важнейший компонент компетенций - это знания. Однако знания в составе компетенций, по мысли ученых, отличаются от знаний в составе компе-тентностей. Это деятельностные (процедурные) знания, обеспечивающие реализацию деятельностных умений и навыков и являющиеся наряду с ними ядром операционально-технологического компонента компетенций.
В соответствии с принципами компе-тентностного подхода эмпатийная подготовка будущего учителя должна быть нормативно обеспеченной, личностно и практико-ориентированной.
Нормативность в данном случае рассматривается как детерминанта стандартизированного обучения и определяет пределы допустимого в организации и содержании обучения.
Практико-ориентированная направленность обусловлена созданием инновационных моделей эмпатийной подготовки будущих учителей на основе ком-петентностного подхода.
Личностно ориентированная направленность обеспечивается переводом процесса подготовки из стадии усвоения суммы знаний педагогической эмпатии в стадию самоопределения собственных целей профессионального развития и ответственности за результат.
Рассматриваемые научные идеи позволили дать следующее определение
профессиональной компетентности
специалиста - совокупность когнитивных, операционально-технологических, мотивационно-волевых и социально-психологических составляющих, отражающих готовность специалиста к эффективному выполнению профессиональной деятельности и профессиональному развитию в условиях современной образовательной парадигмы.
Под профессиональной компетенцией мы понимаем совокупность деятельностных (процедурных) знаний, обеспечивающих реализацию деятель-ностных умений и навыков, составляющих операционально-технологический компонент, а также социально-профессиональных качеств личности, базирующихся на опыте, интегрирующем в единое целое усвоенные человеком отдельные действия, способы и приемы решения задач.
Эмпатия является одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности будущего учителя. Традиционно в эмпатии выделяются три стороны восприятия другого человека: рациональная, эмоциональная и интуитивная.
Рациональное в эмпатии проявляется в сопричастности: во внимании к другому, в наблюдении другого человека, в цепкости восприятия его реакций, состояний и свойств, то есть все психические познавательные реакции должны быть направлены на объект эмпатии. Таким образом, рациональная сторона эмпатии - не формальная логика, а интенсивная аналитическая переработка поступающей по разным сенсорным каналам информации о партнере по общению.
Эмоциональное в эмпатии связано с пониманием другого на основе своего эмоционального опыта, посредством эмоциональных ассоциаций и переносов.
Интуитивное при эмпатийном восприятии другого сводится к подсознательной обработке информации о партнере по общению.
Следовательно, эмпатийная подготовка с этой стороны представляет собою рационально-эмоционально-интуитивное отражение другого человека, что позво-
I-т
ф л
ь
0
1
н
X
ф
I-
ф
с
о
о
X .0
с; го
X
о ^
о
о ф
■&
о ^
с
к
го ^
2 к с; ш го
I-
о о о
к го ¡£
о ф
т ^
I-
го с
о
к го
Ф I
Ш
ГО~
х ^
а н го о го ъи
С) ±
го"
X
=3
О и:
ляет преодолеть его психологическую защиту и постичь причины и следствия самопроявлений (свойств, состояний, реакций) в целях прогнозирования и адекватного воздействия на его поведение.
Эмпатия нами рассматривается как нравственное качество личности, и мы выделяем так называемый личностный компонент эмпатии, который представляется в виде: идентификации, отождествлении одного объекта с другим (готовность чувствовать, переживать, действовать в отношении другого человека, как если бы этим другим вы являлись сами), аналогии (сходство между явлениями или предметами), конгруэнтности (восприятие явления или процесса как переходящего от одного индивида к другому) и рефлексии.
Если рассматривать эмпатию в рамках способов понимания (рациональные, эмоциональные и поведенческие), то можно прийти к выводу, что эмпатия занимает узловое место в понимании человеком объектов социальной природы; в приобретении личностью коммуникативной компетентности, в эффективном взаимодействии обучающего и обучаемого. Таким образом, эмпатия - это понимание объектов социальной природы через интегрирование образно-чувственного и логического аспектов познания путем перехода от эгоцентрического приема и переработки информации к резонансному взаимодействию через вчувствование в объект познания. При этом эмоционально-когнитивные компоненты понимания находятся между собой в отношениях дополнительности, включение одного в другое происходит при дефиците информации о познавательном объекте. Функциональным механизмом понимания объектов социальной природы выступает идентификация и эмоционально-когнитивная децен-трация субъекта.
Эмоциональный потенциал личности подвержен произвольной регуляции, следовательно, необходима разработка программы тренинга эмпатийного понимания и инструментария для количественного измерения эмпатийного потенциала личности. На основании
этого мы приходим к выводу, что с позиций системного анализа эмпатийное понимание - это интегральный процесс взаимодействия осознанной и подсознательной инстанций психики; эмпатия как системообразующий фактор лежит в основе педагогической направленности личности и выполняет ведущую функцию в успехе межличностного взаимодействия.
Эмпатия наряду с идентификацией, персонификацией и другими понятиями относится к способам понимания партнера по общению, при этом существенно от них отличается.
Идентификация - перенесение свойств и качеств другого человека на себя, прогнозирование своих мыслей и поступков, уподобляя их мыслям и поступкам другого в подобных ситуациях.
Персонификация - перенесение своего «Я» на другого человека в процессе сравнения себя с ним.
Аттракция - умение добиться благоприятного стойкого положительного отношения собеседника к нам, формирование благосклонности другого человека по отношению к нам.
Казуальная атрибуция - механизм интерпретации поступков и чувств другого человека путем выяснения причин поведения субъекта.
Рефлексия - механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять и осознавать то, как он воспринимается партнером по общению.
Эмпатия в этом ракурсе трактуется как сопереживание, понимание другого человека на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека, понимание партнера по общению через этот эмоциональный отклик, принятие другого человека как безусловной ценности.
Анализ существующих определений эмпатии со всей очевидностью демонстрирует значительные расхождения в толковании понятия как психолого-педагогического феномена и, кроме того, расхождения в классических определениях данного термина, что до сих пор приводит к спорам о правомерности
его использования в контексте педагогики. Очевидно, что поскольку используется один и тот же термин, то эмпатия педагога не может и не должна быть чем-то принципиально иным по сравнению с эмпатией в «классической» психологической науке. Безусловно, между ними имеется ряд существенных отличий.
Во-первых, с точки зрения классического представления, эмпатия - это уникальный инструмент, используемый, в основном, психоаналитиками, который объединяет аналитика и анализируемого и способствует преодолению болезни. Эмпатия же в профессиональной деятельности педагога будет не столько инструментом, используемым при решении частных задач, сколько основной стратегией деятельности педагога. Он должен быть эмпатичен не только по отношению к отдельным «трудным» ученикам, эмпатия должна стать его главенствующей стратегией в общении со всеми учениками.
Во-вторых, эмпатия - это не только способность сопереживать, сострадать вместе с другим, погрузиться в его мир, при этом оставаясь сторонним наблюдателем. Для педагога эмпатия - это более сложное качество личности, которое подразумевает наряду с эмоциональной реакцией и способностью к идентификации также организацию определенного воспитательного влияния, которое достигается педагогом посредством создания такого психологического климата, при котором ученик смог бы развить качества личности, ориентированные на общечеловеческие ценности.
В-третьих, результатом педагогической эмпатии не всегда будет продуктивное общение между педагогом и учеником, так как воспитательный процесс может пойти по своему пути, выйти из-под контроля в силу серьезных влияний со стороны различных случайных факторов, или же результаты воспитательного воздействия могут быть просто отложены во времени.
В-четвертых, педагогическая эмпа-тия - понятие полинаучное, так как она требует синтеза не только педагогических и психологических знаний, но и
философских, медицинских, информационных и других.
В-пятых, педагогическая эмпатия является более гибким, с одной стороны, и более объемным понятием, с другой, так как педагогический процесс представлен более сложными компонентами, чем процесс применения эмпатии в психологической или какой-либо другой отрасли.
Указанные отличия могут поставить под сомнение правомерность использования термина «эмпатия» в контексте педагогики. Однако, на наш взгляд, в главных позициях понятия «педагогическая эмпатия» и «классическая» эмпатия (психологическая) имеют сходство: 1) оба понятия являются характеристиками процесса гуманизации в современном обществе и базовыми составляющими лич-ностно ориентированного подхода; 2) и в том, и в другом определении акцент делается на умении поставить себя на место другого, посмотреть на мир его глазами; 3) объектом эмпатии и в психологии и в педагогике является человек; 4) и в той и в другой науке эмпатия может быть представлена в виде самоэмпатии, которая предоставляет человеку возможность войти в собственный мир, познать его и интегрировать опыт в рефлексивной форме; 5) в обеих областях знания эмпатия рассматривается как способ научения ребенка альтруистическому поведению; как нравственное, социально-психическое качество личности; 6) и классическое и педагогическое определение эмпатии предполагает наличие трех взаимосвязанных сторон восприятия другого человека - рациональной, эмоциональной и интуитивной.
Учет этих положений приводит к выводу, что эмпатия в педагогической области не только возможна, но и в своих основных характеристиках является современной неотъемлемой составляющей профессионально-педагогической подготовки будущего учителя.
Итак, под педагогической эмпа-тией мы понимаем профессионально-нравственное, социальное-психологическое качество личности, в основе которо-голежиттолерантность какбазовая харак-
I-т
ф л
ь
0
1
н
X
ф
I-
ф
с
о
о
X .0
с; го
X
о ^
о
о ф
-&
о ^
с
к
го ^
2 к с; ш го
I-
о о о
к го ¡£
о ф
т ^
I-
го с
о
теристика процесса гуманизации, и которое представляет собой рационально-эмоционально-интуитивное отражение другого человека через процессы анало-
гии, отождествления, идентификации, конгруэнтности и рефлексии, что помогает учителю организовать воспитательное влияние более эффективно.
Библиографический список
1. Белкин, А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство [Текст] / А.С. Белкин. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2004. - 367 с.
2. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для вузов [Текст] / Э.Ф. Зеер. - М.: Академ. Проект. Мир, 2005. - 330 с.
3. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.
4. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2001. - 719 с.
References
1. Belkin A.S. Competence. Professionalism. Mastery. Chelyabinsk: Yuzh.-Ural. kn. izd-vo, 2004. P. 367
2. Zeer E.F. Psychology of Professions: students' school book. M.: Akadem. Proekt. Mir, 2006. P. 330.
3. Slastenin V.A. Pedagogy: students' school book for high schools. M.: Shkola, 1997. P. 512.
4. Philosophical Dictionary edited by I.T. Frolov. 7-th edition., converted and completed. M.: Respublika, 2001. P. 719.
Сведения об авторах: Шкитина Наталья Сергеевна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, Челябинский государственный педагогический университет г. Челябинск.
Етай: [email protected]
Information about the authors: Shkitina Natalia Sergeevna,
Candidate of Sciences (Education), Associate Professor,
The Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk.
E-mail: [email protected]
к го œ
IÎ
S ф I
LU
(О X
s
^
I-
ro о го ъи
0
1
(О X
Касаткина Наталья Степановна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск.
Немудрая Елена Юрьевна,
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и психологии, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск.
Kasatkina Natalia Stepanovna,
Candidate of Sciences (Education), Associate Professor,
The Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk.
Nemudraya Elena Yurevna,
Candidate of Sciences (Education), Associate Professor,
The Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk.
=3
0
1