Научная статья на тему 'Закономерности и принципы эмпатийно-партисипативной подготовки будущего учителя'

Закономерности и принципы эмпатийно-партисипативной подготовки будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМПАТИЙНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД / ПАРТИСИПАТИВНЫЙ ПОДХОД / КOММУНИКАТИВНО-ПАРТИСИПАТИВНЫЙ ПОДХОД / ЗАКОНОМЕРНОСТЬ / ПРИНИЦИП / FUTURE TEACHER'S EMPATHIC AND PARTICIPATIVE TRAINING / METHODOLOGICAL APPROACH / COMMUNICATIVE APPROACH / PARTICIPATIVE APPROACH / COMMUNICATIVE AND PARTICIPATIVE APPROACH / REGULARITY / PRINCIPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкитина Наталья Сергеевна

В статье рассматриваются закономерности и соответствующие им принципы эмпатийно-партисипативной подготовки будущего учителя, базирующиеся на ее особенностях, а также на особенностях методологических подходов, в частности, коммуникативно-партисипативного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шкитина Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regularities and Principles of a Future Teacher's Empathic and Participative Training

The article is devoted to the regularities and principles of a future teacher's empathic and participative training, which are based on the peculiarities of such training, as well as on the peculiarities of approaches, communicative and participative approach, in particular

Текст научной работы на тему «Закономерности и принципы эмпатийно-партисипативной подготовки будущего учителя»

УДК 378:151.8 ББК 74.480.40

Шкитина Наталья Сергеевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедра педагогики Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Shkitina Natalia Sergeevna Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Chair of Pedagogics Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Закономерности и принципы эмпатийно-партисипативной подготовки

будущего учителя

Regularities and Principles of a Future Teacher’s Empathic and Participative

Training

В статье рассматриваются закономерности и соответствующие им принципы эмпатийно-партисипативной подготовки будущего учителя, базирующиеся на ее особенностях, а также на особенностях методологических подходов, в частности, коммуникативно-партисипативного.

The article is devoted to the regularities and principles of a future teacher’s empathic and participative training, which are based on the peculiarities of such training, as well as on the peculiarities of approaches, communicative and participative approach, in particular.

Ключевые слова: эмпатийная подготовка будущего учителя,

методологический подход, коммуникативный подход, партисипативный подход, кoммуникативно-партисипативный подход, закономерность, приницип.

Key words: future teacher’s empathic and participative training,

methodological approach, communicative approach, participative approach, communicative and participative approach, regularity, principle.

В исследовании мы выделили закономерности, вытекающие из особенностей эмпатийно-партисипативной подготовки и из особенностей методологических подходов, в частности, коммуникативно-партисипативного.

Рассмотрим содержание выявленных нами закономерностей и соответствующих им принципов более подробно.

Атрибутивная закономерность. Эффективное развертывание внутренних механизмов педагогической эмпатии и партиспативности зависит от внешних воздействий, характеризующихся наличием субъект-субъектных отношений и осознанием студентами саморегуляции собственной деятельности.

Согласно данной закономерности эмпатийная и партисипативная компетенции характеризуются восприимчивостью к воздействиям по их совершенствованию в рамках эмпатийно-партисипативной подготовки будущего учителя, то есть их развитие, прежде всего, обеспечивается целенаправленными влияниями, объединяющими различные направления и виды эмпатийно-партисипативной подготовки будущего учителя.

В соответствии с данной атрибутивной закономерностью, целевые ориентации процесса эмпатийно-партисипативной подготовки будущего учителя, обусловленные содержанием их профессиональной компетентности, изменяются в соответствии с изменением социально-исторических тенденций развития общества, с преобразованиями в государственной политике и с эволюцией рынка труда.

Педагогическая эмпатия и партисипативность имеют непосредственное отношение к общечеловеческим ценностям и реализуются в рамках гуманистического направления современной культурно-исторической парадигмы. Следовательно, с данной атрибутивной закономерностью непосредственно связаны принципы гуманизации, природособразности и рефлексивности.

Принцип гуманизации базируется на постулатах гуманистической педагогики и психологии, в основе его лежит не только приоритет общечеловеческих ценностей и свободного развития личности, но и признается, что основная цель человеческого существования -самоактуализация. Современная образовательная парадигма основывается на отказе от авторитарности, директивности, предполагает смену субъект-объектных отношений субъект-субъектными. Кроме того, гуманизация

образования предполагает его дифференциацию и индивидуализацию на основе активизации творческой деятельности обучаемых.

С учетом вышеизложенного принцип гуманизации в рамках исследования реализуется в следующих положениях:

- направленность эмпатийно-партисипативной подготовки будущего учителя на развитие толерантности, альтруизма, сострадания, приоритет общечеловеческих ценностей;

- свобода выбора - уважение прав и свобод личности обучаемого, уважение права человека быть собой, индивидуальностью, признание права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям;

- опора на положительное, которая предполагает сотрудничество, терпение и заинтересованность преподавателя в развитии личности студента, недопустимость конфронтации, борьбы, противопоставления сил и позиций; и др.

Принцип природосообразности в рамках нашего исследования означает:

- создание максимально благоприятных условий для развертывания механизмов саморазвития и самосовершенствования будущего учителя, в том числе и в сфере его педагогической эмпатии и партисипативности;

- выбор методов обучения не только исходя из содержания эмпатийно-партисипативной подготовки, но и способностей и задатков обучающихся, своеобразия их субъектного опыта и восприятия, усвоения и использования информации;

- определение объема изучаемого материала, сроков обучения на основе индивидуальных особенностей (интересы, способности, склонности, запросы и т.д.); и др.

Принцип рефлексивности. Трактуя в своем исследовании рефлексию как сложное интегративное качество личности, предопределяющее поиск

оснований собственной деятельности в процессе профессионального становления, мы выделяем следующие положения рефлексивного принципа:

- направленность на формирование психологических и инструментальных основ рефлексии при организации эмпатийно-партисипативной подготовки;

- создание ситуаций при организации эмпатийно-партисипативной подготовки, стимулирующих выход студентов в рефлексивную позицию;

- актуализация субъектного опыта; и др.

Закономерность обусловленности. Эффективность эмпатийно-партисипативной подготовки будущего учителя зависит от процесса управления системой эмпатийно-партсипативной подготовки,

характеризующегося совместным со студентами проектированием, организацией и контролем педагогической деятельности, главной стратегией которой является педагогическая эмпатия и партисипативность.

Этой закономерности соответствуют принципы прогностичности, делегирования полномочий и единства управления и соуправления, принцип целостности и открытости системы.

Принцип прогностичности - прогностическое видение, прогнозирование действия, перспективный анализ учебной, познавательной и воспитательной деятельности, что позволяет в дальнейшем быстро ориентироваться в возникшей ситуации и в конечном итоге - управлять деятельностью.

Для принципа прогностичности характерно:

- прогнозирование мотивации учебно-воспитательной деятельности учащихся;

- перспективный анализ студентом собственной учебно-познавательной деятельности;

- прогноз вариантов решения проблем, конфликтов на основании знаний типологии конфликтов и способов погашения конфликтов, применения педагогической эмпатии и партисипативности и др.

Принцип делегирования полномочий и единства управления и соуправления - распределение возложенных на руководителя полномочий, прав и ответственности между субъектами эмпатийно-партисипативной подготовки, то есть между студентами и преподавателем; обязательное привлечение к процессу эмпатийно-партисипативной подготовки будущих педагогов в качестве полноценных субъектов управления при полном согласовании их действий с управленческими воздействиями педагогического коллектива.

Принцип делегирования полномочий и единства управления и соуправления будут реализоваться в следующих положениях:

- добровольность и заинтересованность всех участников коммуникативного процесса;

- достижение консенсуса при принятии и

- коллективная ответственность.

Принцип целостности и открытости педагогической системы мы рассматриваем в двух аспектах. Во-первых, мы рассматриваем «целостную» систему как совокупность компонентов, взаимодействие которых порождает новые (интегративные, системные) качества, не присущие ее составляющим. В качестве основного признака целостной социальной системы мы выделяем обязательное ее взаимодействие с внешней средой - совокупностью всех объектов, изменение свойств которых влияет на систему, а также тех объектов, чьи свойства меняются в результате поведения данной системы.

Кроме того, мы рассматриваем целостность как гармонизацию естественно-научной и гуманитарной культур. В гармонизации двух частей когда-то единой человеческой культуры мы и видим смысл эмпатийно-партисипативной подготовки будущего учителя, характеризуя ее как целостную.

Закономерность эффективности. Содержательная полнота эмпатийно-партисипативной подготовки будущего учителя обеспечивается непрерывным мониторингом по изучению условий подготовки, ресурсного обеспечения

процесса подготовки в вузе и компетентности профессорско-преподавательского состава. В соответствии с данной закономерностью необходимо иметь данные о реальных условиях эмпатийно-партисипативной подготовки и о тенденциях их модернизации, о внутривузовских возможностях осуществления этой подготовки и о профессиональной компетентности педагогического коллектива вуза.

С закономерностью эффективности связаны следующие принципы: принцип повышения квалификации преподавательских кадров в области педагогической эмпатии и партисипативности, принцип информативности, принцип диагностической обеспеченности.

Принцип повышения квалификации в области педагогической эмпатии и партисипативности - поддержание постоянного высокого уровня профессиональной компетентности преподавателей вуза, участвующих в процессе эмпатийно-партисипативной подготовки будущего учителя, в области педагогической эмпатии и партисипативности с целью адекватного понимания ими содержательного наполнения эмпатийно-партисипативной компетентности будущих учителей:

- формирование мотивации эмпатийно-партисипативной деятельности у преподавателей вуза;

- организация эмпатийно-партисипативной подготовки как подготовки педагога-исследователя, ориентированного на созидательную, творческую деятельность;

- индивидуализация образовательной программы эмпатийно-партисипативной подготовки; и др.

Принцип информативности - обеспечение достаточного уровня определенности данных, полученных в процессе мониторинга основных факторов, определяющих состав эмпатийно-партисипативной компетенции будущих учителей на конкретном этапе социально-экономического развития общества:

- данные о реальных условиях эмпатийно-партисипативной подготовки будущего учителя;

- сведения об эмпатийно-партисипативной компетентности преподавателей вуза;

- информация о мотивации овладения студентами педагогической эмпатией и партисипативностью и др.

Принцип диагностической обеспеченности - наличие валидного исследовательского аппарата для адекватного определения уровня эмпатийно-партисипативной компетентности будущего учителя:

- увеличение количества и разнообразия контрольных мероприятий;

- использование рейтинговой системы контроля;

- принцип дифференциации при организации контроля и др.

Таким образом, ядро разработанной нами концепции состоит из совокупности закономерностей и соответствующих им принципов, отражающих основные свойства эмпатийно-партисипативной подготовки будущего учителя.

Библиографический список

1. Агавелян P.O. Эмпатия как фактор психологической готовности дефектолога к

профессиональной деятельности: автореф. дис..канд. психол. наук / P.O. Агавелян. -

М., 1995. - 16 с.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Феномен конгруэнтной эмпатии / Ю.Б. Гиппенрейтер,Т.Д. Карягина, Е.Н. Козлова // Вопросы психологии. - 1993. - № 4. - С. 61-68.

3. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб.заведений /

В.И. Загвязинский, О. Атаханов. - М.: «Академия», 2005.- 208 с. ISBN 5-7695-0815. 35.

4. Иган Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык [Текст] / Дж. Иган // Практическая психология и психоанализ. - 2000. - № 2. - С.24-31.

5. Краевский В.В. Методология научного исследования [Текст] / В.В. Краевский. - СПб.: Литер, 2001. - 266 с.

Bibliography

1. Agavelyan, R.O. Empathy as a Defectologist’s Psychological Readiness Factor for the Professional Activity: Diss. ... Cand. of Psychol. [Text] / R.O. Agavelyan. - M., 1995. - 16 p.

2. Gippenreiter, Yu.B. The Congruent Empathy Phenomenon [Text] / Yu.B. Gippenreiter, T.D. Karyagina, E.N. Kozlova // The Problems of Psychology. - 1993. - №4. - P. 61-68.

3. Igan, J. Basis Empathy as a Communicative Skill [Text] / j. Igan // Practical Psychology and Psychoanalysis. - 2000. - № 2. - P. 24-31.

4. Kraevsky, V.V. Scientific Investigation Methodology [Text]: Textbook for Liberal Arts University Students and Post-Graduate Students / V.V. Kraevsky. - SPb : Liter, 2001. - 266 p.

5. Zagvyazinsky, V.I. Psychological and Pedagogical Investigation Methodology and Methods [Text]: Textbook for Higher Pedagogical School Students / V.I. Zagvyazinsky, O. Astakhov. -M.: “Academy”, 2005. - 208 p. ISBN 5-7695-0815.

BecTHUK nmy8 2010

248

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.