Научная статья на тему 'Педагогическая эмпатия как базовая характеристика эмпатийной составляющей эмпатийно-партисипативной подготовки будущего учителя'

Педагогическая эмпатия как базовая характеристика эмпатийной составляющей эмпатийно-партисипативной подготовки будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2498
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМПАТИЯ / ЭМПАТИЙНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ / ЭМПАТИЙНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЭМПАТИЙНАЯ РЕАКЦИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / FUTURE TEACHER'S EMPATHЕTIC TRAINING / EMPATHY / EMPATHETIC POTENTIAL / EMPATHETIC REACTION / TOLERANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкитина Наталья Сергеевна

В статье рассматривается педагогическая эмпатия, на которой базируется эмпатийная составляющая эмпатийно-партисипативной подготовки будущего учителя. Развивается представление о педагогической эмпатии как базовой характеристике процесса гуманизации и демократизации. Определяются отличия и сходство педагогической эмпатии и эмпатии в психологической науке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шкитина Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Empathy as the Empathetic Component's Basic Characteristic of a Future Teacher's Empathetic-and-Participative Training

The article is devoted to the empathetic component of a future teacher's empathetic-and-participative training which is based on pedagogical empathy. The author of the article treats pedagogical empathy as a basic characteristic of a human and democratic society. Differentiating and similar features of the pedagogical and psychological empathy phenomena are investigated.

Текст научной работы на тему «Педагогическая эмпатия как базовая характеристика эмпатийной составляющей эмпатийно-партисипативной подготовки будущего учителя»

УДК 378:151.8 ББК 74.480: 88.40

Шкитина Наталья Сергеевна

кандидат педагогических наук, доцент г. Челябинск Shkitina Natalya Sergeevna Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Chelyabinsk

Педагогическая эмпатия как базовая характеристика эмпатийной составляющей эмпатийно-партисипативной подготовки будущего учителя Pedagogical Empathy as the Empathetic Component’s Basic Characteristic of a Future Teacher’s Empathetic-and-Participative Training

В статье рассматривается педагогическая эмпатия, на которой базируется эмпатийная составляющая эмпатийно-партисипативной подготовки будущего учителя. Развивается представление о педагогической эмпатии как базовой характеристике процесса гуманизации и демократизации. Определяются отличия и сходство педагогической эмпатии и эмпатии в психологической науке.

The article is devoted to the empathetic component of a future teacher’s empa-thetic-and-participative training which is based on pedagogical empathy. The author of the article treats pedagogical empathy as a basic characteristic of a human and democratic society. Differentiating and similar features of the pedagogical and psychological empathy phenomena are investigated.

Ключевые слова: эмпатия, эмпатийная подготовка будущего учителя, эмпатийный потенциал, эмпатийная реакция, толерантность.

Key words: empathy, future teacher’s empa^tic training, empathetic potential, empathetic reaction, tolerance.

Возникнув в области психологии, эмпатия становится самостоятельной

характеристикой профессиональной подготовки будущего учителя, особенно в свете гуманизации образовательного процесса.

Обращение современных педагогов к проблемам коммуникации, в которой на первый план начинают выдвигаться эмпатийный и партисипа-тивный компоненты, дает возможность сделать заключение о том, что эмпатия и партисипация должны быть более детально рассмотрены в профессиональнопедагогической подготовке будущего учителя; кроме того, необходимо создать модель эмпатийно-партисипативной подготовки, которая будет применяться в массовой практике. Сложность заключается в том, что педагогическая эмпатия имеет глубокие психологические корни, что накладывает определенный отпечаток на подходы к ее исследованию.

В целом проблема согласования представлений об эмпатии и пар-тисипации в их классической и педагогической трактовках в настоящее время чрезвычайно актуальна. Ее суть нам видится в построении таких определений эмпатийно-партисипативной подготовки будущего учителя, которые сохранили бы ключевые особенности классических определений эмпатии и пар-тисипации и, основываясь на партисипативном подходе, впервые разработанном Е.Ю. Никитиной в теории и методике профессионального образования применительно к подготовке будущего учителя [5], высветили бы особенности эмпа-тийно-партисипативной подготовки будущего учителя.

На данном этапе исследования проблемы подробнее остановимся на эмпа-тийной составляющей эмпатийно-партисипативной подготовки будущего учителя. Организуя эмпатийную подготовку будущего учителя, мы руководствуемся моделью, предусматривающей вооружение студентов знаниями закономерностей педагогической эмпатии, выработку эмпатических умений и навыков, необходимых для самостоятельного осуществления педагогической деятельности, их актуализацию. Следовательно, в системе эмпатийной подготовки будущего учителя можно выделить такие компоненты, как методологическая, теоретическая, методическая и практическая подготовки.

Теоретическая подготовка рассматривается нами как научные интересы и широкий кругозор, как овладение фундаментальными знаниями и их практическое применение студентами. Результатом теоретической подготовки будущих учителей является компетентность, включающая в себя знание основ наук, умения и навыки научного и психолого-педагогического мышления, педагогическую направленность и т.д. В нашем случае теоретическая подготовка предполагает вооружение студентов знаниями педагогической эмпатии. К сущностным характеристикам эмпатийной подготовки относятся, прежде всего, знания об эмпатии, ее функциях, видах, фазах эмпатийного отклика.

Эмпатия традиционно понимается как умение поставить себя на место другого и посмотреть на мир его глазами. Тем не менее, ни в зарубежной, ни в отечественной литературе нет общепризнанного понимания данного термина.

Так, эмпатия трактуется как эмоциональное знание о чувствах другого, пред-сознательный феномен, помогающий понять другого, разделить его чувства, не будучи при этом вовлеченным, то есть, играя роль стороннего наблюдателя; способность переживать и страдать вместе с другим человеком, то есть, внутри объекта, и в этом случае процесс идентификации осуществляется на основании качеств субъекта, вложенных внутрь объекта; принятие роли другого, понимание его чувств, мыслей и установок; средство познания мира, который представляется как мир без преследования личных интересов и предвзятых мнений, мир, трудно познаваемый, так как, если человек не переживает, не распознает и не понимает всей широты возможного человеческого опыта в самом себе, то ему будет трудно распознавать эти состояния в других людях; как универсальная потребность развития.

Психологами, в частности, психотерапевтами, эмпатия рассматривается, кроме того, как уникальный инструмент, используемый для аналитического процесса, объединяющий субъект и объект эмпатии, аналитика и анализирующего; трактуется как самоэмпатия, которая дает возможность человеку войти в собственный жизненный мир и сделать это на таком уровне, который включает обостренное восприятие эмоций, непрерывное формирование смыслов и способность интерпретировать опыт в рефлексивной форме.

Таким образом, мы приходим к выводу, что в эмпатии следует выделить три стороны восприятия другого, человека - рациональную, эмоциональную и интуитивную.

Рациональное в эмпатии проявляется в сопричастности: во внимании к другому, в наблюдении другого человека, в цепкости восприятия его реакций, состояний и свойств, то есть все психические познавательные реакции должны быть направлены на объект эмпатии. Таким образом, рациональная сторона эмпатии - не формальная логика, а интенсивная аналитическая переработка информации о партнере по общению, поступающей по разным сенсорным каналам.

Эмоциональное в эмпатии предполагает понимание другого на основе своего эмоционального опыта, посредством эмоциональных ассоциаций и переносов.

Интуитивное при эмпатическом восприятии другого сводится к подсознательной обработке информации о партнере по общению.

С этой точки зрения эмпатийная подготовка - это рационально-

эмоционально-интуитивное отражение другого человека, которое позволяет преодолеть его психологическую защиту и постичь причины и следствия са-мопроявлений - свойств, состояний, реакций в целях прогнозирования и адекватного воздействия на его поведение.

Е.В. Рязанова рассматривает эмпатию как нравственное качество личности и выделяет так называемый личностный компонент эмпатии, который она представляет в виде идентификации, отождествлении одного объекта с другим (готовность чувствовать, переживать, действовать в отношении другого человека, как если бы этим другим вы являлись сами), аналогии (сходство между явлениями или предметами), конгруэнтности (восприятие явления или процесса как переходящего от одного индивида к другому) и рефлексии [ 6 ].

И.М. Юсупов, рассматривая эмпатию в рамках способов понимания (рациональные, эмоциональные и поведенческие), подчеркивает, что эмпатия занимает узловое место в понимании человеком объектов социальной природы; в приобретении личностью коммуникативной компетентности; при оказании психотерапевтической помощи; в эффективном взаимодействии обучающего и обучаемого [7]. Следовательно, мы можем представить эмпатию как понимание объектов социальной природы через интегрирование образночувственного и логического аспектов познания путем перехода от эгоцентрического приема и переработки информации к резонансному взаимодействию через вчувствование в объект познания. При этом эмоционально-когнитивные компоненты понимания находятся между собой в отношениях дополнительности, включение одного в другое происходит при дефиците информации о познавательном объекте. Функциональным механизмом понимания объектов социальной природы выступает идентификация и эмоционально-когнитивная де-центрация субъекта.

Для нашего исследования немаловажно, что И.М. Юсупов делает вывод, что эмоциональный потенциал личности подвержен произвольной регуляции [7], следовательно, необходима разработка программы тренинга эмпатийного понимания и инструментария для количественного измерения эмпатийного потенциала личности. Мы также приходим к выводу, что с позиций системного анализа эмпатийное понимание — это интегральный процесс взаимодействия осознанной и подсознательной инстанций психики; и эмпатия, как системообразующий фактор, лежит в основе педагогической направленности личности и несет ведущую функцию в успехе межличностного взаимодействия.

Итак, отечественные и зарубежные психологи и педагоги рассматривают эмпатию:

- как психологический процесс, в основе которого лежит рационально-эмоционально-интуитивное отражение другого, процесс, направленный на моделирование внутреннего мира переживаний воспринимаемого человека, характеризующийся динамичностью, процессуальностью и фазовым характером;

- способ обучения ребенка альтруистическому поведению, когда удовольствие педагога от поведения ребенка выступает как подкрепление для ребенка, так как ребенок разделяет это удовольствие; подкреплением оказывается результат поступка, а эмпатия - средством для усвоения одобряемого поведения;

- поведенческая способность, которая проявляется в помогающем, содействующем, альтруистическом поведении в ответ на переживания другого человека;

- психическая, эмпатическая реакция на стимул, представленная в виде эмпатической реакции в ответ на поведение группы или эмпатической реакции в адрес конкретной личности;

- социально-психологическое свойство личности, представляющее совокупность социально-психологических способностей индивида, посредством которых данное свойство раскрывается как объекту, так и субъекту эмпатии. В

ряд таких способностей входят способность эмоционально реагировать на переживания другого и мысленно переность себя в чувства и действия другого; способность использовать способы взаимодействия, облегчающие страдания другого человека.

Приведенные выше определения позволяют сделать нам вывод, что понятие «эмпатия» тесным образом связано с актуальным на современном этапе развития образовательного процесса понятием «толерантность». Толерантность выступает и как объективный результат взаимодействия многополюсного человеческого мира, его предпосылка, и как фактор его продвижения к целостности и сотрудничеству. Кроме того, она является одной из ключевых характеристик демократической политической культуры, предполагая сознательную установку на необходимость многих точек зрения и на недостаточность любой отдельной точки зрения, что характерно для гуманистического направления, характеризующего содержание современного образования.

Таким образом, мы будем рассматривать понятие «эмпатия» с позиций гуманистической парадигмы, которая опирается на базовую концепцию толерантности как культурной нормы и необходимости и концепцию диалога культур.

В нашем исследовании гуманизм предполагает также отрицание узкой прагматичности научного знания, которое, в нашем представлении, должно выходить за рамки педагогической науки и использовать концептуальные поля различных областей духовной жизни (в частности, психологии), становясь по-лилогичным, что также является его гуманизирующей основой.

Анализ существующих определений эмпатии со всей очевидностью демонстрирует значительные расхождения в толковании понятия как психологопедагогического феномена и, кроме того, расхождения в классических определениях данного термина, что до сих пор приводит к спорам о правомерности его использования в контексте педагогики. Очевидно, что поскольку используется один и тот же термин, то эмпатия педагога не может и не должна быть чем-то принципиально иным по сравнению с классической трактовкой в пси-

хологической науке. Безусловно, между ними существует ряд существенных отличий.

Во-первых, с точки зрения классического представления эмпатия - это уникальный инструмент, используемый в основном психоаналитиками, который объединяет аналитика и анализируемого и способствует преодолению болезни. Эмпатия же в профессиональной деятельности педагога будет не столько инструментом, используемым при решении частных задач, сколько основной стратегией деятельности педагога. Он должен быть эмпатичен не только по отношению к отдельным «трудным» ученикам, эмпатия должна стать его главенствующей стратегией в общении с учениками.

Во-вторых, эмпатия - это не только способность сопереживать, сострадать вместе с другим, погрузиться в его мир, при этом оставаясь сторонним наблюдателем. Для педагога эмпатия - это более сложное качество личности, которое подразумевает наряду с эмоциональной реакцией способность к идентификации, а также организацию определенного воспитательного влияния, которое должно быть построено таким образом, что педагогу следует создавать такой психологический климат, при котором ученик смог бы развить качества личности, ориентированные на общечеловеческие ценности.

В-третьих, результатом педагогической эмпатии не всегда будет продуктивное общение между педагогом и учеником, так как воспитательный процесс может пойти по своему пути, выйти из-под контроля в силу серьезных влияний со стороны различных случайных факторов, или же результаты воспитательного воздействия могут быть просто отложены во времени.

В-четвертых, педагогическая эмпатия - понятие полинаучное, так как она требует синтеза не только педагогических и психологических знаний, но и философских, медицинских, информационных и других.

В-пятых, педагогическая эмпатия является более гибким, с одной стороны, и более объемным понятием, с другой, так как педагогический процесс представлен более сложными компонентами, чем процесс применения эмпатии в психологической или педагогической отраслях.

Указанные отличия могут поставить под сомнение правомерность использования термина «эмпатия» в контексте педагогики. Однако, на наш взгляд, в главных позициях педагогическая эмпатия и классическая (психологическая) имеют сходство:

1) и в той, и в другой науке эмпатия является характеристикой процесса гуманизации образования и базовой составляющей личностно ориентированного подхода;

2) и в том, и в другом определении акцент делается на умении поставить себя на место другого, посмотреть на мир его глазами;

3) объектом эмпатии и в психологии, и в педагогике является человек;

4) и в педагогике, и в психологии эмпатия может быть представлена в виде самоэмпатии, которая предоставляет человеку возможность войти в собственный мир, познать его и интегрировать опыт в рефлексивной форме;

5) в обеих областях знания эмпатия рассматривается как способ научения ребенка альтруистическому поведению; как нравственное, социальнопсихическое качество личности;

6) и классическое, и педагогическое определение эмпатии предполагает наличие трех взаимосвязанных сторон восприятия другого человека - рациональной, эмоциональной и интуитивной.

Учет этих положений приводит к выводу, что эмпатия в педагогической области не только возможна, но и в своих основных характеристиках является современной неотъемлемой составляющей профессионально-педагогической подготовки будущего учителя.

Итак, под педагогической эмпатией мы понимаем нравственное новообразование, в основе которого лежит толерантность как базовая характеристика процесса гуманизации, и которое представляет собой рационально-

эмоционально-интуитивное отражение другого человека через процессы аналогии, отождествления, идентификации, конгруэнтности и рефлексии, что помогает учителю организовать воспитательное влияние более эффективно.

Библиографический список

1. Агавелян, P.O. Эмпатия как фактор психологической готовности дефектолога к профессиональной деятельности: автореф. дис. канд. психол. наук [Текст] / P.O. Агавелян. -М., 1995. - 16 с.

2. Ассаджоли, Р. Психосинтез: теория и практика [Текст] /

Р. Ассаджоли. - М.: REEL-book, 1994. - 314 с.

3. Гиппенрейтер, Ю.Б. Феномен конгруэнтной эмпатии /

Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.Д. Карягина, Е.Н. Козлова [Текст] // Вопросы психологии. -1993. - № 4. - С. 61-68.

4. Кохут, X. Интроспекция, эмпатия и психоанализ: исследование взаимоотношений между способом наблюдения и теорией [Текст] /

X. Кохут // Антология современного психоанализа. Т. 1. / под ред.

А.В. Россохина. - М.: Ин-т психологии РАН, 2000. - 315 с.

5. Никитина Е.Ю. Теоретико-методологические подходы к проблеме подготовки будущего учителя в области управления дифференциацией образования: моногр. [Текст] / Е.Ю. Никтина. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2о0о. - 101 с.

6. Рязанова, Е.В. Организация педагогического процесса по формированию эмпатии как нравственного качества личности будущих учителей-сурдопедагогов: дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Е.В. Рязанова. - М.: ПроСофт, 20005. - 170 с.

7. Юсупов, И.М. Психология взаимопонимания [Текст] / И.М. Юсупов. - Казань: Татарское кн. изд-во, 1991. - 128 с.

Bibliography

1. Agavelyan, R.O. Empathy as a Factor of a Defectologist’s Psychological Readiness for Professional Activities: Synopsis of Thesis, Candidate of Psychology [Text] / R.O. Agavelyan. - M., 1995. - 16 p.

2. Assadzholly, R. Psychosynthesis: Theory and Practice [Text] / R/ Assadzholly. - M.: REEL-Book. - 314 p.

3. Gippenreuter, Yu. B. The Phenomenon of Congruent Empathy [Text] /

Yu. B. Gippenreuter, T.D. Karyagina, E.N. Kozlova // Problems of Psychology. - 1993. - No 4. - P. 61-68.

4. Kokhut, H. Introspection, Empathy and Psycho-Analysis: Investigation of Relationships Between Observation Method and Theory [Text] / Kokhut H. // The Anthology of Contemporary Psycho-Analysis. V. 1 / Edited by A.V. Rossokhin. - M.: The Institute of Psychology of RAS, 2000. -315 p.

5. Nikitina, E.Yu. Theoretical and Methodological Approaches to the Future Teacher Training Problem in the Sphere of Education Differentiation Management [Text] / E. Yu. Nikitina. - Chelyabinsk: ChSPY Publishing House, 2000. - 101 p.

6. Ryazanova, E.V. Organization of the Pedagogical Process of Empathy Development as a Personality Moral Feature of a Future Deaf and Dumb Teacher - Master of Pedagogy: Thesis, Candidate of Pedagogics [Text] / E.V. Ryazanova. - ProSoft, 2005. - 170 p.

7. Yusupov, I.M. Psychology of Mutual Understanding [Text] / I.M. Yusupov. - Kazan: Tatar Book Edition, 1991. - 128 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.