Научная статья на тему 'Современные технологии в формировании культуры речи младших школьников'

Современные технологии в формировании культуры речи младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / КУЛЬТУРА РЕЧИ / СASE-STUDY / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафаргалиева Айгуль Ыскаккызы, Шакен Гаухар Канатовна

В статье рассмотрен вопрос применения технологии сase-study, открывающей уникальные возможности формирования культуры речи младших школьников. Исследованы специфичные особенности сase-study по лингвистической дисциплине: активно включаясь в процесс речевой коммуникации в различных ситуациях, учить получению знаний о языке из языковых фактов, развивать в детях языковое чутье, логику изложения своей позиции. Проанализированы достоинства сase-study, в которой интегрированы такие методы познания, как моделирование, систематизация данных, анализ, мысленный эксперимент, описание, классификация, игровые методы и т.д. Отмечены методические рекомендации при составлении сase-study преподавателем и последовательность использования технологии в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сафаргалиева Айгуль Ыскаккызы, Шакен Гаухар Канатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные технологии в формировании культуры речи младших школьников»

Список литературы / References

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] // Г.К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

2. Кларин М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании [Текст] / М.В. Кларин // Педагогика, 1996. № 2. С. 14 - 21.

3. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] // Б.Т. Лихачев. М.: Прометей, 1995. 282 с.

4. Флиер А.Я. Культурологический словарь. [Электронный ресурс] // АЯ. Флиер. Режим доступа: www.terme.ru/ (дата обращения: 15.03.2017).

5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный) [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. М.: ИКЦ «МарТ». Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. 448 с.

6. Шаяхметова Д.Б., Койтасова Г.А. Поликультурная специфика процесса глобализации и его влияние на обучение иностранным языкам // Международный научный журнал «International Scientific Review». New York,7-8 March, 2016. № 3 (13). P. 172 - 176.

7. Шаяхметова Д.Б. The features of introduction of content and language integrated learning in the educational process. Сборник Международной научно-практической конференции: «EUROPEAN RESEARCH: INNOVATION IN SCIENCE, EDUCATION AND TECHNOLOGY». London. United Kingdom. 28 - 29 April 2016. SCIENTIFIC JOURNAL «EUROPEAN RESEARCH». № 4 (15), 2016. ISSN 2410-2873б.

MODERN TECHNOLOGY IN THE FORMATION OF CULTURE SPEECH OF

YOUNGER SCHOOLBOYS Safargaliyeva A.Y.1, Shaken G.K.2 (Republic of Kazakhstan) Email: Safargaliyeva534@scientifictext.ru

'Safargaliyeva Aigul Yskakkyzy — Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer; 2Shaken GaukharKanatovna — Master's degree student, CHAIR OF PEDAGOGY AND METHODS OF PRIMARY EDUCATION, ABA1 KAZAKH NATIONAL PEDAGOGICAL UNIVERSITY, ALMATY, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: the use of case-study technology offering a unique opportunity for formation of speech culture of the younger schoolboys are discussed in the article. The specific features of case-study on linguistic discipline were investigated: being actively involved in the process of verbal communication in different situations, to teach the acquisition of the language's knowledge from linguistic facts, to develop in children the linguistic sense and logic presenting of their positions. The dignity of case-study with integrated techniques such as modeling of knowledge, data systematization, analysis, thought experiment, description, classification, gaming techniques and others were analysed. The methodical recommendations in the preparation of guidelines case-study by teacher and sequence of use of technology in teaching process are noted. Keywords: education, speech culture, case-study, primary school pupils.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Сафаргалиева А.Ы.1, Шакен Г.К.2 (Республика Казахстан)

'Сафаргалиева Айгуль Ыскаккызы — кандидат педагогических наук, старший преподаватель; 2Шакен Гаухар Канатовна — магистрант, кафедра педагогики и методики начального обучения, Казахский национальный педагогический университет им. Абая, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассмотрен вопрос применения технологии сase-study, открывающей уникальные возможности формирования культуры речи младших школьников. Исследованы специфичные особенности сase-study по лингвистической дисциплине: активно включаясь в процесс речевой коммуникации в различных ситуациях, учить получению знаний о языке из языковых фактов, развивать в детях языковое чутье, логику изложения своей позиции. Проанализированы достоинства сase-study, в которой интегрированы такие методы познания, как моделирование, систематизация данных, анализ, мысленный эксперимент, описание, классификация, игровые методы и т.д. Отмечены методические рекомендации при составлении сase-study преподавателем и последовательность использования технологии в учебном процессе.

Ключевые слова: обучение, культура речи, сазе-зШ<<у, младшие школьники.

К одной из актуальных проблем современной методики преподавания русского языка в начальной школе следует отнести компетентностное, теоретически аргументированное представление о коммуникационной инноватике, требующей других отношений между субъектами образовательного пространства, поиска инновационных методов обучения. В этом плане большие возможности для развития познавательных интересов и коммуникативных компетенций младших школьников может предоставить работа, связанная с использованием сase-study. Такая форма работы с материалом как сase-study (обучение методом ситуаций или прецедентов), появившаяся в школе права Гарвардского университета в 1870 году, в настоящее время активно используется и в методике начальной школы.

Культура речи - сложное и многоаспектное явление, представляющее собой составную часть личностной характеристики человека. Формирование культуры речи младших школьников выступает в качестве ценности, задающей главные ориентиры в воспитании уважения к слову, развитии широкого языкового кругозора, творческого потенциала и коммуникативной компетенции.

Основу формирования высокой культуры речи составляет существующее в сознании представление о речевом идеале, образце, в соответствии с которым и развивается нормативная богатая речь. Практика доказала, что новые технологии способны коренным образом обновить обучение речевой культуре и улучшить его результативность, а также мотивировать обучаемых, настроить их на интенсификацию учебного процесса. В этом плане выбор технологии сase-study по лингвистической дисциплине позволяет:

- учить серьезному увлекательно (процесс изучения проблемной речевой ситуации, по сути, адекватен жизненной ситуации и, школьники, имитируя механизм принятия решения, становятся активными её участниками);

- оперировать лингвистическими знаниями (открыть богатый языковой материал, который после проведения учителем лингвоэстетического анализа текста, становится образцом для правильной, чистой и выразительной речи учащихся);

- развить у младших школьников системы ценностей и жизненных установок (соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения);

- развить интегративные качества личности младшего школьника (выстраивать логические схемы решения проблемы, аргументировать свое мнение);

- овладеть средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками (возможность работы группы на едином проблемном поле);

- объединить модульные технологии с компетентностным подходом в обучении (преподаватель мотивирует, организовывает, координирует, консультирует, контролирует самостоятельную деятельность ученика);

- активизировать учебный процесс (предложенная проблема основывается на коммуникативной ситуации, которая релевантна для каждого ученика).

Поэтому применение сase-технологий, адаптированных к специфике функционирования сложной системы «речевая культура младших школьников», рассматривается нами как система ценностей-

регуляторов речевого поведения; как способ, инструмент культурно-познавательной деятельности; как концентрированное выражение личности ребенка (самоутверждение, самовыражение) и совершенствование навыков устной коммуникации и т.д.

Изучение методической литературы по теме вопроса [1; 2; 3] позволяет нам понимать кейс как уникальный текст, в котором описывается реальная коммуникативная ситуация, формулируется проблема, предлагается найти путь для ее решения. Кейс должен удовлетворять следующим требованиям: соответствовать четко поставленной цели создания; иметь соответствующий уровень трудности; быть актуальным; иллюстрировать типичные ситуации; развивать аналитическое мышление; провоцировать дискуссию.

При составлении сase-study преподавателем целесообразно придерживаться основных методических рекомендаций: формирование дидактических целей кейса; определение проблемной ситуации; выбор модели ситуации, проверка ее соответствия реальности; выбор жанра кейса; подготовка дополнительного материала по использованию кейса (вопросы для обсуждения, описание предполагаемых действий в презентации).

Для того чтобы образовательный процесс на основе технологии сase-study был эффективным, необходимы хороший кейс и сложившаяся методика его использования в учебном процессе, например:

1) изучение кейса учеником;

2) поиск проблемы и вариантов её решения;

3) привлечение дополнительной информации (консультация у сильных учеников, работа со словарями, учебниками);

4) работа в малой группе (обмен мнениями);

5) подготовка информации;

6) презентация решения группы;

7) анализ презентации учениками;

8) обобщение и оценивание преподавателем.

Среди критериев оценки выделяют следующие: активность при обсуждении кейса; понимание темы обсуждения; оригинальность высказываний.

В процессе организованной работы по формированию культуры речи младших школьников с применением сase-технологий развиваются основные компоненты и речевого этикета: употребление разнообразных вариантов формул, их «развертывание», сопровождение доброжелательной интонацией и приветливой мимикой. «Правила речевого этикета позволяют обыграть отдельные ситуации по правилам общения и поведения в обществе. Ученики убеждаются, что культурность проявляется в поведении человека и отражается в его языке, поэтому культура общения предполагает умение отбирать языковые средства, помогающие в приемлемой для собеседника форме выражать мысли в определенной ситуации общения. Способность менять характер речи применительно к содержанию, условиям и задачам общения - залог успешного взаимоотношения собеседников» [4].

Таким образом, интегрированное обучение языку и культуре с применением технологии сase-study позволяет обеспечивать интерактивность обучения и моделировать специальную обучающую среду, направленную на преодоление в речи младших школьников большого количества ошибок в произношении слов, словообразовании, словоизменении, употреблении слов, постановке ударения.

Список литературы / References

1. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования:

Учеб. пособие для студ. вузов. М., 2008.

2. Барнс Л.Б. и др. Преподавание и метод конкретных ситуаций: учебник, ситуации и дополнительная

литература: Пер. c англ.; под ред. А.И. Наумова. М.: Гардарики, 2000. 502 с.

3. Сафаргалиева А.Ы., Шакен Г.К. Речевой этикет - основа для дальнейшего формирования речевой

культуры младших школьников // Наука и Мир, 2017. № 2 (42).

4. Gerring John. Case study research: principles and practices. Cambridge: Cambridge University Press,

2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.