УДК 373-3-013
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКА ПЕДАГОГОМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
PROBLEMS OF FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF YOUNGER SCHOOLBOYS WITH THE TEACHER OF PRIMARY EDUCATION
Н.М. Ильенко N.M. Ilyenko
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85
Belgorod National Research University, 85, Pobeda Str., Belgorod, 308015, Russia
E-mail: ilenko @ bsu.edu. ru
Аннотация. В настоящей статье рассматриваются теоретические основы построения технологии формирования коммуникативной компетенции младшего школьника и готовности педагога начального общего образования к решению проблем, связанных с созданием подобной технологии. Автором вскрыты противоречия, существующие в определении понятия «компетенция/компетентность», предложено авторское понимание структуры коммуникативной компетенции и обоснованы критерии и показатели диагностики готовности педагога к руководству развитием коммуникативной компетенции младшего школьника. Одну из проблем автор видит в недостаточной сформированности ритмико-интонационной выразительности речи педагога.
Abstract. This article examines the theoretical foundations of technology of formation of communicative competence of younger schoolboys and readiness of the teacher of primary education to the solution of problems related to the creation of such technology. The author revealed the contradictions inherent in the definition of "competence/competence", the author's understanding of the structure of communicative competence and the criteria and indicators of diagnostics of readiness of the teacher to leadership the development of communicative competence of younger schoolboys. One of the problems the author sees in the lack of development of rhythmical-intonational expressiveness of speech teacher.
Ключевые слова: младший школьник, педагог начального общего образования, коммуникативная компетенция/компетентность, педагогическая технология, диагностика, критерии и показатели.
Keywords:Junior high school student, teacher elementary General education, communicative competence, pedagogical technology, diagnostics, criteria and indicators.
Введение
Новые цели образования привели к выбору новой парадигмы образования, в основе своей антропоцентрической, - к компетентностной парадигме, теоретические основы которой широко разрабатываются педагогами (В.А. Болотов, В.В. Гузеев, А.Н. Дахин, И.А. Зимняя, Л.Ф. Иванова, М.С. Каган, А.Г. Каспржак, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, О.Е. Лебедев, В.С. Леднев, И.Я. Лернер, А.К. Маркова, Л.А. Петровская, А.Ф. Присяжная, Г.К. Селевко, И.С. Сергеев, В.В. Сериков, А.В. Хуторской и др.).
Компетентностный подход, как утверждают исследователи, успешно используется не только как инструмент оценки эффективности процесса обучения в начальной школе [4], но и как инструмент определения качества работы всей системы образования, в том числе образования вузовского [12]. Однако даже сами понятия компетенция и компетентность до сих пор окончательно не установились, часто упоминаются как синонимы, смешиваются, не дифференцируются [8].
Мы понимаем компетенцию как сумму знаний, умений и действий, позволяющую осуществлять деятельность в определенной ситуации и приобретаемую в процессе обучения и воспитания, а компетентность как обладание необходимым набором компетентностей для осуществления профессиональной деятельности. Для педагога начального общего образования
компетентность - это готовность к формированию необходимых компетенций у учащихся начальных классов.
В ФГОСе последнего поколения определены компетенции, которыми должен овладеть за годы обучения младший школьник, и те ключевые, общепрофессиональные и узкопрофессиональные компетенции, которыми должен владеть квалифицированный, профессионально подготовленный, учитель начальных классов, компетенции, которые составляют его профессиональную компетентность [5].
Следует отметить особую важность формирования в современной школе коммуникативной компетенции как одной из основных «ключевых» компетенций. В "Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года" Правительства Российской Федерации в качестве одного из факторов, приобретающих особую важность, названа коммуникативность, способность к сотрудничеству. Нет сомнения, что одной из характеристик личности становится коммуникабельность, предполагающая владение культурой слова, устной и письменной речью в различных общественных сферах применения языка.
Процесс формирования коммуникативной компетенции/компетентности начинается в начальной школе, поэтому особенно важно пересмотреть многие вопросы, связанные с модернизацией начального общего образования в этом отношении. Отметим также, что к формированию коммуникативно активной личности должен быть готов, прежде всего, сам педагог начального общего образования.
Однако формирование готовности педагога начального общего образования к развитию коммуникативной компетентности младшего школьника на этапе вузовской подготовки наталкиваются на ряд проблем. Мы видим их в следующем.
Основная часть
1. Отсутствие четкого определения понятия «коммуникативная компетенция/компетентность» применительно к младшему школьнику и педагогу начального общего образования, отражающего его педагогическую сущность и многоаспектность.
Существует множество подходов к определению понятия коммуникативная компетентность, ее структуры, критериев, показателей. Очевидно, что компетентность -интегративное межличностное образование [9, с. 157]., имеющее сложную структуру. Анализируя подходы, можно сделать вывод, что структурно компетентность определяется тремя компонентами: когнитивным, эмоционально-оценочным и действенным (знания, оценка, применение на практике). Кроме того, она представляет собой междисциплинарную область знания, компонентный состав которой - «набор составляющих от языковой, лингвистической, организационной, прагматической, социолингвистической, дискурсивной, стратегической, учебной, тематической, речевой, компенсаторной до социокультурной и социальной» [2, с. 89]. Другие ученые в структуру коммуникативной компетентности включают умения и навыки: межличностного восприятия и оценки ситуации общения (перцептивный компонент), самоанализа и самооценки своего поведения в процессе общения (рефлексивный компонент), выбора адекватных средств межличностной коммуникации, управления процессом общения и регуляции собственного поведения (поведенческий компонент). С. Козак включает в состав коммуникативной компетентности четыре компетенции: лингвистическую, социокультурную, стратегическую и профессиональную. Е.В. Руденский подчеркивает прогностический компонент, умение программировать процесс общения, Ю.Н. Емельянов - ценностные ориентации. Подробный обзор и анализ точек зрения на структуру коммуникативной компетенции предлагает Е.В. Тармаева [13].
Такое многообразие точек зрения представляет определенную трудность при планировании процесса формирования коммуникативной компетенции/компетентности как педагога, так и младшего школьника.
2. Формирование коммуникативной компетенции (о компетентности говорить мы считаем преждевременным в силу возрастных особенностей контингента) младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС последнего поколения требует особого подхода, которым должен овладеть каждый учитель.
Коммуникативная компетенция - это ключ к успешной деятельности и ресурс эффективности и благополучия будущей жизни младшего школьника. Коммуникативная компетентность - качество личности, необходимое для достижения жизненного успеха. Как и любая другая компетентность, она не может быть сформирована вне деятельности. Педагог формирует данный вид компетентности, задавая своим собственным общением эталоны коммуникативных умений и организовывая взаимодействие учеников друг с другом.
Дети 6-7 лет не всегда способны адекватно выражать вербально то, что чувствуют, думают, ощущают. Это является препятствием для установления полноценного контакта со взрослым. В то
же время именно дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, формирование коммуникативной компетенции младшего школьника - одна из актуальнейших задач всего образовательного и воспитательного процесса начальной школы.
Коммуникативная компетенция проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и других средств.
Коммуникативная компетенция определяет успешность в учебной деятельности, влияет на адаптацию ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе, обусловливает эффективность и благополучие его будущей взрослой жизни. Как основу формирования коммуникативной компетенции ученые рассматривают коммуникативные универсальные учебные действия (УУД), которые в соответствии с ФГОС НОО разработаны группой ученых под руководством А.Г. Асмолова (Г.В. Бурменская, И.В. Володарская, О.А. Кабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов). Они определяются тремя основными аспектами коммуникативной деятельности:
- коммуникация как взаимодействие;
- коммуникация как сотрудничество;
- коммуникация как условие интериоризации [1].
Коммуникативное развитие есть формирование компетентности в общении, которая предполагает наличие сознательной ориентации младшего школьника на позицию, занимаемую другим человеком - партнером в общении и совместной деятельности. Общение требует умения выслушать собеседника, принять участие в диалоге, согласуя речь с целью и задачами процесса коммуникации, требует участия в коллективном обсуждении проблемы и в принятии соответствующего решения, в построении продуктивного сотрудничества с ровесниками и людьми старшего поколения, основа которого - овладение набором вербальных и невербальных средств коммуникации, позволяющих гарантировать свободу общения на родном и/или иностранном языке.
Коммуникативные универсальные действия призваны обеспечить социокультурную компетентность и умение учитывать позицию другого человека, партнера по общению или деятельности, умение выслушать и принять участие в диалоге, в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Соответственно в состав коммуникативных действий входят: 1) умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками - определять цель, функцию каждого участника, способы взаимодействия; 2) умение поставить вопрос - проявлять инициативу в сотрудничестве по поиску и сбору информации; з) умение разрешить конфликт -выявить, идентифицировать проблему, найти и оценить альтернативный способ разрешения конфликта, принять решение и его реализовать; 4) умение управлять поведением собеседника -контролировать, осуществлять коррекцию, оценку деятельности партнера; 5) умение полно и точно выражать свои мысли, соотнося способ выражения с целью, задачами и условиями акта общения; 6) владение монологом и диалогом как видами речи, руководствуясь нормами родного языка, прежде всего стилистическими.
Соответственно предметом обсуждения и целью создания формирующих программ должны стать: 1) коммуникативные действия, направленные на осуществление межличностного общения (ориентация в личностных особенностях партнера, его позиции в общении и взаимодействии, учет разных мнений, овладение средствами решения коммуникативных задач, воздействие, аргументация и пр.); 2) действия, направленные на кооперацию - совместную деятельность (организация и планирование работы в группе, в том числе умение договариваться, находить общее решение, брать инициативу, разрешать конфликты); 3) действия, обеспечивающие формирование личностной и познавательной рефлексии.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО, коммуникативные УУД обеспечивают возможность сотрудничества: понимание партнера, умение слушать и слышать, планировать и согласовывать совместную деятельность, контролировать друг друга, договариваться, четко выражать свои мысли и сотрудничать с учителем.
Важнейшими критериями оценивания сформированности коммуникативных универсальных учебных действий по ФГОС НОО являются: 1) планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации; 2) допущение возможности наличия у людей иной точки зрения, которая не совпадает со своей собственной; 3) умение детей договориться, прийти к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.; 4) умение понятно задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности.
Таковы основные теоретические положения, касающиеся формирования коммуникативной компетенции младшего школьника, и это требует соответствующей готовности учителя к организации коммуникативной деятельности.
3. Учитель новой школы должен обладать целым рядом профессиональных компетентностей, чтобы грамотно управлять качеством образовательного процесса. Коммуникативный процесс в педагогической деятельности представляет собой цепочку взаимосвязанных и взаимообусловленных контактов - определенную систему взаимоотношений с учениками, родителями, коллегами. Владение высоким уровнем коммуникативной компетентности позволит будущему учителю не только «продуктивно выстраивать дискурс в сфере учебной деятельности», но и окажет влияние на эффективность дальнейшей педагогической деятельности [3]. В процессе педагогической деятельности учитель стремится добиться эффекта в установлении коммуникативных контактов во всех трех направлениях взаимодействия (Рис. 1):
Педагог
школьники родители коллеги
Рис. 1. Схема коммуникативных контактов педагога
Педагогическое общение требует от учителя проявления коммуникативной компетентности, поэтому в настоящее время наиболее значимой представляется проблема формирования коммуникативной компетентности как показателя профессиональной культуры современного педагога.
Учитель, как никто другой, в самой высокой степени должен обладать общительностью, умением разрешить любой возникающий конфликт, способностью создавать благоприятную атмосферу в коллективе. Учитывая это, мы опираемся в определении сущности коммуникативной компетентности будущего учителя на толкования понятий «компетентность», «коммуникативная компетентность», Дж. Равена [10] и Е.В. Челпанова [14].
А.В. Дубаков, рассуждая о сущности коммуникативной компетентности будущего учителя, выделяет лингвистический, социально-психологический и рефлексивный компоненты, состоящие из знаний, умений, качеств и представленные соответствующими компетентностями [3].
Необходимость включения в состав коммуникативной компетентности лингвистического компонента, по мнению автора, диктуется тем, что педагог начального общего образования должен в совершенстве, профессионально владеть речью, умением строить речевое высказывание в соответствии со всеми языковыми нормами, чтобы доступно и квалифицированно транслировать необходимую учебную информацию. Правильность, логичность, выразительность, образность речи влияет на эмоциональный фон занятия, повышает интерес к изучаемому материалу, облегчает его восприятие.
Лингвистическая компетентность педагога включает: 1) знание механизма коммуникативной деятельности, владение нормами литературного языка (произносительными, синтаксическими, морфологическими, стилистическими), владение культурой общения, коммуникативными стратегиями; знание основ фонетической организации речи (ритмико-мелодической, темпо-ритмической и других характеристик устной речи), кинесики (мимики, жестикуляции, пантомимики) и проксемики; 2) умение логически выстраивать речевое высказывание, вести диалог и монолог, продуктивно передавать информацию, а также актерское мастерство, включающее владение мимикой, жестами и телом; умение использовать невербальные средства для выполнения функции языковых знаков (дополнения, замещения, предвосхищения слова, акцентировать внимание на определенной части высказывания), умение самовыражения; 3) наличие таких качеств, как артистизм, креативность [3].
Автор совершенно справедливо усматривает также необходимость включения в состав коммуникативной компетентности социально-психологического компонента, поскольку социально-психологическая компетентность - это совокупность знаний, умений и качеств, позволяющих преодолевать коммуникативные барьеры, возникающие в педагогической деятельности. Эта компетентность включает: 1) знание возрастной психологии, конфликтологии, закономерностей развития человека как целостной личности, знания форм и методов самоконтроля; 2) умение установить контакт с собеседником, в процессе общения адаптироваться к нему, его индивидуальным качествам; прислушиваться к мнению окружающих, корректировать негативное поведение участников педагогического общения, поддерживать благоприятный психолого-педагогический климат; 3) наличие таких качеств, как эмпатийность, самокритичность.
Большое значение имеет рефлексивный компонент коммуникативной компетентности будущего учителя, который определяет умение учителя дать объективную оценку собственному уровню коммуникативной компетентности, понять, как его воспринимают дети, окружающие люди, те, с кем учитель взаимодействует в процессе педагогического общения. Этот компонент определяет умение учителя объективно оценивать, корректировать и прогнозировать обогащение своего коммуникативного опыта.
Анализ выше сказанного позволяет говорить о том, что коммуникативная компетентность будущего учителя - это интегративное качество личности, имеющее сложную системную организацию и выступающее как совокупность, взаимодействие и взаимопроникновение лингвистического, социально-психологического и рефлексивного компонентов, степень сформированности которых отражает готовность будущего педагога эффективно осуществлять конструктивную передачу и восприятие информации, диалог, монолог и перцепцию с учетом соблюдения основных правил педагогического взаимодействия [3].
В настоящее время описанием структуры и содержания коммуникативной компетентности педагога занимаются многие ученые. Чаще всего коммуникативная компетентность учителя определяется следующими основными составляющими:
- мотивационно-ценностной, аксиологической(готовностью педагога к личностному совершенствованию, потребностью в профессиональном росте, стремлением к саморазвитию и самореализации);
- когнитивной, знаниевой(знаниями специалиста по данной проблеме);
- операциональной, деятельностной (способом реализации знаний в практической деятельности);
-позиционно-ценностной, оценочной, рефлексивной (отношением специалиста к сфере коммуникативной деятельности).
H.А. Ротова определяет коммуникативную компетенцию педагоганачального общего образованиякак интегративное качество личности, предусматривающее ценностное отношение педагога к процессу общения, знания и навыки, необходимые для осознанного эффективного социального взаимодействия (при сохранении индивидуальности каждого элемента социума) с целью передачи, взаимообмена информацией, установления контактов, управления ситуацией с помощью вербальных и невербальных средств [11].
Е.В. Тармаева рассматривает развитие коммуникативной компетентности у будущих учителей в контексте гуманистической парадигмы образования, ценностными установками которой являются фасилитация, эмпатия, педагогическая поддержка школьника; а учитель призван быть для своих учеников образцом нравственного поведения и высокой культуры общения, способностью сотрудничать с ними с позиции диалога, сотворчества. Она выделяет в структуре коммуникативной компетентности мотивационный, аксиологический, информационно-содержательный, операционно-деятельностный компоненты [13].
Таким образом, в научной литературе встречаем различные подходы к трактовке сущности и структуры коммуникативной компетентности педагога начального общего образования.
4. Обобщив все имеющие представления о структуре, компонентах, критериях и показателях коммуникативной компетентности, определим наше видение коммуникативной компетентности, которое используем при планировании работы со студентами - будущими педагогами начального общего образования.
Коммуникативная компетенция педагога - это один из показателей его профессиональной культуры, ключевая компетенция, понимаемая нами как целевая установка по овладению определенным кругом вопросов в области коммуникации, а компетентность - результат этого овладения. Структура компетенции представляется нам следующей.
I. Коммуникативная компетенция педагога начального общего образования имеет в своем составе 3 обязательных компонента, или аспекта: 1) социально-психологический;
2) лингвистический и 3) профессионально-педагогический.
2. Критериями оценки сформированности коммуникативной компетенции, а следовательно - готовности педагога к формированию этой компетенции/компетентности у младших школьников являются: 1) мотивационно-аксиологический; 2) когнитивный (знаниевый);
3) эмоционально-оценочный (рефлексивный); 4) операционально-деятельностный (поведенческий).
3. Для каждого компонента характерны свои показатели, отражающие специфику всех четырех критериев: мотивационного, знаниевого, оценочного и деятельностного.
Определим показатели по каждому критерию.
Социально-психологический компонент (аспект) связан с такими показателями, как сотрудничество с учениками, проявление сопереживания и сочувствия ученику, оказание помощи и поддержки школьникам, осознание ценности создания благоприятных условий во взаимодействии; знание правил эффективного общения, механизмов межгруппового и межличностного общения; представление о перцепции (восприятии), интеракции (воздействии, взаимодействии); знание правил убеждения и выхода их конфликтной ситуации; представление о социальной роли, об осознании самооценки, о самоконтроле коммуникативных действий; знание о психологических барьерах в общении; представление об индивидуальности в общении, о регуляции эмоциональных состояний, об эмоционально-благополучном общении, о конгруэнтности, фасилитации, эмпатии, идентификации; представление о средствах общения (вербальных и невербальных). Также этот аспект характеризуется показателями, связанными с
оценкой и самооценкой перечисленных знаний, и умением их применять в практической деятельности.
Лингвистический компонент (аспект) включает такие показатели, как потребность в совершенствовании культуры речи; потребность в совершенствовании этических норм; осознание ценности литературного языка как средства общения; потребность в общении нормированной речью, знание норм культуры устной и письменной речи (орфоэпической, орфографической, словообразовательной, лексической, морфологической, синтаксической, интонационной, пунктуационной, стилистической); представление о возможностях разнообразия языковых средств, в том числе - богатый словарный запас; представление о лексическом составе языка и межсловных связях (синонимы, антонимы, омонимы, многозначность слова); знание средств художественной выразительности (метафоры, эпитеты, пословицы, поговорки), норм речевого этикета, правил русской интонации. Также этот аспект характеризуется показателями, связанными с оценкой перечисленных знаний, с умением их применять в практической деятельности, а также с самооценкой.
Профессионально-педагогический компонент (аспект) имеет такие показатели, как потребность во вступлении в коммуникативный контакт с учеником; осознание ценности гуманных, партнерских отношений, сотрудничества; представление о педагогической технике, педагогическом такте; представление о гуманно-ценностном отношении к личности в процессе общения; знание способов выражения доверия к собеседнику, способов учения без принуждения и наказания; представление о гуманистически ориентированном взаимодействии; знание технологии педагогической поддержки, сотрудничества с позиции диалога, сотворчества; знание методов ориентации на личность, словесных методов обучения и воспитания (рассказ, беседа, убеждение), и приемов (разъяснение, уточнение, уговаривание и т.п.). А также этот аспект характеризуется показателями, связанными с оценкой и самооценкой перечисленных знаний и с умением их применять в практической деятельности.
Педагог должен создавать речевую, коммуникативную среду, в которой развивается ребенок, а также должен умело управлять коммуникативным процессом, формировать коммуникативные универсальные учебные действия, являющиеся основой коммуникативной компетенции.
5. Особого внимания заслуживает, на наш взгляд, такой аспект устной речи учителя, как ее ритмико-интонационная выразительность [6]. О.Б. Сиротинина, М.А. Кормилицина, Е.П. Захарова, разрабатывая типологию составляющих коммуникативной компетенции, особое значение придают интонационной выразительности. Но, к сожалению, в работах ученых в настоящее время не представлена технология формирования этого компонента коммуникативной компетенции в вузе педагогической направленности. В настоящее время нет также специально разработанных технологий, которые охватывали бы комплексно формирование всех компонентов коммуникативной компетентности педагогов.
Выразительная речь педагога повышает эффективность установления контактов в процессе профессионального общения со всех его сторон: коммуникативной (при передаче информации), интерактивной (при взаимодействии, влиянии) и перцептивной (при взаимовосприятии).
Вступая в коммуникативный контакт, педагог часто прибегает к речевому воздействию -влиянию на человека при помощи речи с целью побудить его сознательно принять точку зрения, решение о каком-либо действии, передаче информации, используя различные способы речевого воздействия: доказывание, убеждение, уговаривание, внушение, принуждение. Вербальное (словесное) речевое воздействие осуществляется при помощи голоса, его громкости, темпа, а также жестов, мимики и т.п.
Особую роль в речевом воздействии играет интонационный рисунок фразы, недаром А.С. Макаренко говорил, что одну фразу Иди сюда! можно произнести, выражая с помощью интонационного рисунка фразы все оттенки - от угрозы до полного расположения и одобрения. Технология формирования интонационного рисунка фразы разработана Е.А. Брызгуновой, правда, рассчитана она на обучение русскому языку как иностранному. Предложена технология формирования ритмико-интонационной выразительности речи младшего школьника [7].
Однако все технологии бессильны, если к их осуществлению не готов учитель. Технологии же формирования ритмико-интонационной выразительности речи будущего учителя на сегодняшний день не существует, хотя все предпосылки для ее создания есть.
6. В связи с изложенным особую актуальность приобретает проблема формирования коммуникативной компетентности педагогов на ступени вузовской подготовки.
На основе изложенных выше критериев и показателей нами была осуществлена диагностика, направленная на выявление уровня коммуникативной компетентности будущих учителей. В срезе приняли участие 45 студентов 1-го курса и 49 студентов 3-го курса.
Обобщив данные диагностики по всем критериям и показателям, мы получили следующие результаты:
1 курс: высокий уровень - 11-14 баллов - 8 студентов - 17,8%; средний уровень - 6-10 баллов - 24 студента - 53,3%; низкий уровень 5 баллов и меньше - 13 студентов - 28,9%.
3 курс: высокий уровень - 11-14 баллов - 9 студентов - 18,4%; средний - 6-10 баллов -28 студентов - 57,1%; низкий уровень - 5-0 баллов - 12 студентов - 24,5%.
Результаты делают очевидным тот факт, что данные у студентов 1-го и 3-го курсов сравнительно одинаковы. Это говорит о том, что систематической, целенаправленной работы по формированию коммуникативной компетентности нет. Противоречие между потребностью школы в новых педагогах, способных управлять коммуникативным процессом, и низким уровнем коммуникативной компетентности будущих учителей требует пересмотра подходов к их профессиональной подготовке в этом отношении, внедрения в образовательный процесс специальной технологии формирования коммуникативной компетентности будущих педагогов начального общего образования.
Заключение
Таким образом, обзор различных подходов к вопросам формирования коммуникативной компетенции младшего школьника и готовности педагога начального общего образования к руководству этим процессом убедил нас в необходимости создания непротиворечивой и релевантной педагогической технологии, которая опиралась бы на социально-психологический, лингвистический и профессионально-педагогический компоненты коммуникативной компетентности и которая помогла бы решить возникшие проблемы.
Литература
Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В., Володарская, И.В., Кабанова, О.А., Салмина, Н.Г., Молчанов, С.В. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с. - (Стандарты второго поколения).
Гейхман, Л.К. Интерактивное обучение общению (общепедагогический подход): дис. ... д-ра пед. наук / Л.К. Гейхман. - Екатеринбург, 2003.
Дубаков, А. В. Содержание, структура и сущность коммуникативной компетентности будущего учителя // III Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция «Инновационные направления в педагогическом образовании» с международным участием. - [Электронный ресурс] -URL: http://econf.rae.ru/article/5245 (дата обращения: 27.06.2016).
Иващенко, Е.В. Формирование у будущих учителей начальных классов педагогической компетентности в оценке учебных достижений школьников // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. - 2011. - № 18 (113). - Выпуск 11. - С. 260-270.
Игнатова, И.Б., Ильенко, Н.М. Место коммуникативной компетенции в профессиограмме педагога // Образование и общество. - 2015. - № 6 (95). Ноябрь-декабрь. - С. 42-46.
Ильенко, Н.М. Значение интонационно-речевого воздействия в педагогической коммуникации // Наука. Культура. Искусство: Актуальные проблемы теории и практики: сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции (Белгород, 25-26 февраля 2016 г.): в 4 т. / Отв. ред. С.Н. Борисов. - Т. 4. -Белгород: ИПК БГИИК, 2016.- С. 212-220.
Ильенко, Н.М. Формирование ритмико-интонационной выразительности речи младших школьников при использовании стихотворного текста и музыки: дис. ... канд. пед. наук. - Белгород, 2006. А также: Ильенко, Н.М. Формирование интонационной выразительности речи младших школьников с использованием стихотворного текста и музыки. - Часть 1. Теоретические вопросы. - Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2013. - 132 с.; Она же: Часть 2. Методическая технология. - Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2014. - 158 с.
Непочатых, Е.П. Развитие представлений о понятиях «компетенция» и «компетентность» // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. - 2013. - № 20 (163). - Выпуск 19. - С. 243-252.
Прозорова, Е.В. Педагогические условия развития коммуникативной компетенции // Мир психологии. - 2000. - № 2. - С. 191-201.
Равен Дж. Компетентность в современном обществе. - М.: КОГИТО - ЦЕНТР, 2002. - 288 с.
Ротова, Н.А. Коммуникативная компетенция педагога начального общего образования в процессе повышения квалификации // Современная педагогика. - 2014. - № 7 [Электронный ресурс]. URL: http: //pedagogika.snauka.ru/ 2014/07/2523 (дата обращения: 13.11.2015).
Ситникова, М.И., Верзунова, Л.В. Модель обеспечения системы гарантии качества преподавания в вузе на основе компетентностного подхода: критерии и показатели // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. - 2012. - № 18 (137). - Выпуск 15. - С. 180-188.
Тармаева, Е.В. Развитие коммуникативной компетентности у будущих учителей: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Улан-Удэ, 2007. - 174 с.
Челпанов, Е.В. Педагогические средства актуализации коммуникативной компетентности будущих учителей: дис.....канд. пед. наук: 13.00.08. - Екатеринбург, 2005.