Научная статья на тему 'Использование технологического подхода в формировании поликультурной компетенции будущих учителей и в процессе иноязычного образования'

Использование технологического подхода в формировании поликультурной компетенции будущих учителей и в процессе иноязычного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / MULTICULTURAL COMPETENCE / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / TECHNOLOGICAL APPROACH / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / PROJECT TEACHING / CULTURE-STUDYING AND LOCAL-STUDYING PROJECTS / ТЕХНОЛОГИИ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ / ACTIVE TEACHING TECHNOLOGIES / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / КОМАНДНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ / TEAM FORMS OF WORK / ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЕ И КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаяхметова Дана Бексултановна

Данная статья, посвященная процессу формирования поликультурной компетенции у студентов педагогических специальностей в вузе в контексте технологического подхода, потребовала разработки соответствующего технологического комплекса, интегрирующего традиционные и инновационные педагогические технологии и ориентированного на субъектность, автономность, рефлексивную деятельность студентов и фасилитаторскую роль преподавателя. Основным его назначением являлось предоставление адекватного инструментария и алгоритмов решения локальных задач исследуемого процесса, не противоречащих его принципам и условиям и способствующих формированию поликультурной компетентности в единстве всех ее компонентов. В состав представленного технологического комплекса были включены следующие педагогические технологии: технологии проектного обучения, технологии активного обучения, информационные педагогические технологии, а также коллективные, командные формы работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаяхметова Дана Бексултановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF THE TECHNOLOGICAL APPROACH IN THE FORMATION OF THE MULTICULTURAL COMPETENCE OF FUTURE FL TEACHERS IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE EDUCATION

This article is devoted to the process of formation of multicultural competence of students of pedagogical specialties in the context of the technological approach. It requires the development of a corresponding technological complex integrating traditional and innovative pedagogical technologies and is oriented toward subjectivity, autonomy, reflexive activity of students and facilitator role of the teacher. Its main purpose is to provide adequate tools and algorithms for solving local problems of the investigated process that do not contradict with its principles and conditions and contribute to the formation of multicultural competence in the unity of all its components. The following pedagogical technologies are included into the composition of the presented technological complex: project technologies, active teaching technologies, information pedagogical technologies, and collective, team forms of work.

Текст научной работы на тему «Использование технологического подхода в формировании поликультурной компетенции будущих учителей и в процессе иноязычного образования»

PEDAGOGICAL SCIENCES

THE USE OF THE TECHNOLOGICAL APPROACH IN THE FORMATION OF THE MULTICULTURAL COMPETENCE OF FUTURE FL TEACHERS IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE EDUCATION Shayakhmetova D.B. (Republic of Kazakhstan) Em ail : Shayakhmetova534@scientifictext.ru

Shayakhmetova Dana Beksultanovna — candidate of pedagogical sciences, professor, DEPARTMENT OF PEDAGOGICAL SPECIALTIES, UNIVERSITY OF FOREIGN LANGUAGES AND PROFESSIONAL CAREER, ALMATY, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: this article is devoted to the process of formation of multicultural competence of students of pedagogical specialties in the context of the technological approach. It requires the development of a corresponding technological complex integrating traditional and innovative pedagogical technologies and is oriented toward subjectivity, autonomy, reflexive activity of students and facilitator role of the teacher. Its main purpose is to provide adequate tools and algorithms for solving local problems of the investigated process that do not contradict with its principles and conditions and contribute to the formation of multicultural competence in the unity of all its components. The following pedagogical technologies are included into the composition of the presented technological complex: project technologies, active teaching technologies, information pedagogical technologies, and collective, team forms of work. Keywords: multicultural competence, technological approach, pedagogical technologies, project teaching, culture-studying and local-studying projects, active teaching technologies, information pedagogical technologies, team forms of work.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ И В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Шаяхметова Д.Б. (Республика Казахстан)

Шаяхметова Дана Бексултановна — кандидат педагогических наук, профессор, кафедра иностранных языков, Университет иностранных языков и деловой карьеры, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: данная статья, посвященная процессу формирования поликультурной компетенции у студентов педагогических специальностей в вузе в контексте технологического подхода, потребовала разработки соответствующего технологического комплекса, интегрирующего традиционные и инновационные педагогические технологии и ориентированного на субъектность, автономность, рефлексивную деятельность студентов и фасилитаторскую роль преподавателя. Основным его назначением являлось предоставление адекватного инструментария и алгоритмов решения локальных задач исследуемого процесса, не противоречащих его принципам и условиям и способствующих формированию поликультурной компетентности в единстве всех ее компонентов. В состав представленного технологического комплекса были включены следующие педагогические технологии: технологии проектного обучения, технологии активного обучения, информационные педагогические технологии, а также коллективные, командные формы работы.

Ключевые слова: поликультурные компетенции, технологический подход, педагогические технологии, проектное обучение, культуроведческое и краеведческое проектирование, технологии активного обучения, информационные педагогические технологии, командные формы работы.

Применение технологического подхода и термина «технология» к социальным процессам, к области духовного производства - образованию, культуре - это относительно новое явление для гуманитарных наук. Данный подход к обучению и воспитанию сегодня активно разрабатывается в отечественной и зарубежной педагогике.

По мнению Г.К. Селевко, технологический подход представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления. Этот подход открывает новые возможности для концептуального и

проектировочного освоения различных областей и аспектов образовательной, педагогической, социальной действительности, поскольку он позволяет:

- с большей определенностью предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами;

- анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование;

- комплексно решать образовательные и социально-воспитательные проблемы;

- обеспечивать благоприятные условия для развития личности;

- уменьшать эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека;

- оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы;

- выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально-педагогических проблем [1].

В отечественной науке педагогическую технологию в широком смысле трактуют как «средство гарантированного достижения дидактических целей» [2].

Б.Т. Лихачев отмечает, что педагогическая технология представляет собой «совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, приемов, воспитательных средств», что характеризует «организационно-методический инструментарий педагогического процесса, обеспечивающий возможность достижения эффективного результата в усвоении учащимися знаний» [3]. Таким образом, педагогическая технология дает возможность конструировать оптимальное педагогическое взаимодействие, проектировать учебно-воспитательный процесс и гарантированно решать поставленные задачи.

Руководствуясь целями и задачами по формированию поликультурной компетенции у будущих педагогов в контексте технологического подхода был разработан и применен комплекс педагогических технологий, интегрирующий ряд традиционных и инновационных технологий.

Основанием для разработки этого технологического комплекса, послужили следующие теоретические предпосылки:

Комплекс педагогических технологий, применяемых для формирования поликультурной компетенции у будущих учителей ИЯ, выстраивается с учетом усиления фасилитаторской роли преподавателя. Это означает, что преподаватель задает общее направление и оказывает студентам помощь в планировании, организации, осуществлении, анализе и необходимой коррекции деятельности, направленной на приобретение опыта в различных сферах межкультурного взаимодействия (личной, социальной и профессиональной). Кроме того, особого педагогического внимания требует создание мультикультурной образовательной среды, которая обеспечивает студентам доступ к культуроведческой информации и межкультурной коммуникации средствами изучаемых иностранных языков.

Интеграционные механизмы должны пронизывать не только содержательную, но и организационную составляющую процесса формирования поликультурной компетенции, что предполагает всесторонний учет и интеграцию различных видов деятельности студентов: учебной, внеучебной, учебно-профессиональной и научно-исследовательской, а также их самостоятельной работы. Кроме того, на основании принципа рефлексивности в исследуемый процесс следует включить индивидуальные образовательные траектории будущих педагогов, нацеленные на достижение автономности в работе по овладению поликультурной компетенции. Таким образом, студенты проявляют свою субъектность, принимая на себя ответственность за собственное образование, демонстрируя способность и готовность к дальнейшему самосовершенствованию.

- Выбор педагогических технологий, применяемых для формирования поликультурной компетенции у будущих учителей ИЯ в учебной и внеучебной сферах деятельности, должен осуществляться с перспективой экстраполяции педагогического инструментария на их будущую профессиональную деятельность. Студентам следует предоставить возможность апробировать его в учебно-профессиональной деятельности, т.е. во время педагогической практики в средней школе.

Исходя из вышеперечисленных предпосылок, для формирования поликультурной компетенции у будущих педагогов были выбраны следующие технологии:

1. Технологии проектного обучения, как известно, предполагают организацию образовательного процесса в соответствии с алгоритмом поэтапного решения проблемной задачи или выполнения учебного задания. Работа над проектом - это совместная учебно-познавательная деятельность группы студентов, направленная на выработку концепции, установление цели и задач, формулировку ожидаемых результатов, определение принципов и методов решения поставленных задач, планирование хода работы, поиск доступных и оптимальных ресурсов, поэтапную реализацию плана работы, презентацию ее результатов, их осмысление и рефлексию.

Для решения задач данного исследования наибольшим потенциалом обладают такие виды проектной технологии, как интегративное культуроведческое и краеведческое проектирование. Формирование поликультурной компетенции личности подразумевает интеграцию родной и иноязычной культур в образовательный процесс, для чего, в частности, можно использовать культуроведение, рассматриваемое как «совокупность частных научных дисциплин, изучающих отдельные подсистемы культуры по специализированным областям деятельности (экономическая, политическая, религиозная, художественная и пр. культуры)» [4].

2. Среди наиболее эффективных педагогических технологий, применяемых для формирования поликультурной компетенции у будущих педагогов, следует назвать технологии активного обучения. Их использование предполагает такую организацию учебного процесса, при которой «создаются условия невозможности неучастия в познавательном процессе: либо каждый участник имеет определенное ролевое задание, о котором он должен будет публично отчитаться, либо от его доли участия зависит качество выполнения поставленной перед группой проблемной познавательной задачи» [5, с. 343].

К технологиям активного обучения можно отнести: технологии эвристических вопросов, «мозгового штурма», различного рода тренинги и видеотренинги, ролевые, деловые, психотехнические игры, драматизацию и театрализацию, инверсию, корпоративную организацию занятий, занятия-соревнования, лекцию с запрограммированными ошибками, лекцию-конференцию, дискуссию и многое другое.

3. Формирование поликультурной компетенции у студентов педагогических специальностей в современной ситуации невозможно без эффективного использования информационных педагогических технологий.

Применение новых информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе вуза способствует повышению качества подготовки будущих педагогов, совершенствованию интеграционных механизмов, действующих на уровне содержания программ, методов и форм поликультурного образования; расширению видов учебной деятельности студентов; переходу от объяснительно-иллюстративного обучения к активному обучению, предусматривающему овладение умением самостоятельно приобретать новые знания. Но самым значительным вкладом в формирование поликультурной компетенции студентов являются возможности этих технологий в создании мультикультурной образовательной среды, обеспечении доступа к необходимой культуроведческой информации, к сетевым ресурсам, способствующим межкультурной коммуникации в режиме on-line.

4. Современные педагогические технологии подразумевают как индивидуальные, так и коллективные, командные формы работы. Последняя считается более эффективной, так как командная (групповая) работа (Team Work) в большей степени способствует успешной выработке правильного решения в процессе взаимодействия участников. Например, при формировании поликультурной компетенции групповая технология работы над темой (проблемой) предполагает способность и готовность группы:

- выбору члена команды, который сумеет наиболее эффективно записать все версии решения проблемы ("writer"), и так называемого «оратора» ("speaker"), наиболее успешно владеющего навыками публичного выступления (public speech presentation) для презентации групповой работы; к проведению «мозговой атаки» ("brainstorming") в различных ее разновидностях (фиксация результатов в виде списка - listing; в виде кластеров - clusters or spidergram; в формате «фрирайтинг» - freewriting; в виде дискуссии или эвристических вопросов и т.д.);

- к логической обработке полученных результатов (organizing ideas),

- к представлению итогов работы в виде, например, постера с речевым сопровождением (public speech).

Групповые технологии позволяют интегрировать знания, умения и навыки, полученные в результате освоения различных дисциплин, использовать социокультурный «багаж» студентов (sociocultural background) и собственный жизненный опыт, способствуют развитию логического мышления, коммуникативных умений и стратегий и, в целом, формированию поликультурной компетенции будущих педагогов в единстве ее компонентов.

Таким образом, предлагаемый технологический комплекс, интегрирующий потенциал традиционных и инновационных педагогических технологий, ориентированный на субъектность, автономность, рефлексивную деятельность студентов и фасилитаторскую роль преподавателя, должен стать эффективным инструментом практической реализации разработанных концептуальных идей и модели формирования поликультурной компетенции у будущих учителей ИЯ на основе технологического подхода.

Список литературы / References

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] // Г.К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

2. Кларин М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании [Текст] / М.В. Кларин // Педагогика, 1996. № 2. С. 14 - 21.

3. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] // Б.Т. Лихачев. М.: Прометей, 1995. 282 с.

4. Флиер А.Я. Культурологический словарь. [Электронный ресурс] // АЯ. Флиер. Режим доступа: www.terme.ru/ (дата обращения: 15.03.2017).

5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный) [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. М.: ИКЦ «МарТ». Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. 448 с.

6. Шаяхметова Д.Б., Койтасова Г.А. Поликультурная специфика процесса глобализации и его влияние на обучение иностранным языкам // Международный научный журнал «International Scientific Review». New York,7-8 March, 2016. № 3 (13). P. 172 - 176.

7. Шаяхметова Д.Б. The features of introduction of content and language integrated learning in the educational process. Сборник Международной научно-практической конференции: «EUROPEAN RESEARCH: INNOVATION IN SCIENCE, EDUCATION AND TECHNOLOGY». London. United Kingdom. 28 - 29 April 2016. SCIENTIFIC JOURNAL «EUROPEAN RESEARCH». № 4 (15), 2016. ISSN 2410-2873б.

MODERN TECHNOLOGY IN THE FORMATION OF CULTURE SPEECH OF

YOUNGER SCHOOLBOYS Safargaliyeva A.Y.1, Shaken G.K.2 (Republic of Kazakhstan) Email: Safargaliyeva534@scientifictext.ru

'Safargaliyeva Aigul Yskakkyzy — Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer; 2Shaken GaukharKanatovna — Master's degree student, CHAIR OF PEDAGOGY AND METHODS OF PRIMARY EDUCATION, ABA1 KAZAKH NATIONAL PEDAGOGICAL UNIVERSITY, ALMATY, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: the use of case-study technology offering a unique opportunity for formation of speech culture of the younger schoolboys are discussed in the article. The specific features of case-study on linguistic discipline were investigated: being actively involved in the process of verbal communication in different situations, to teach the acquisition of the language's knowledge from linguistic facts, to develop in children the linguistic sense and logic presenting of their positions. The dignity of case-study with integrated techniques such as modeling of knowledge, data systematization, analysis, thought experiment, description, classification, gaming techniques and others were analysed. The methodical recommendations in the preparation of guidelines case-study by teacher and sequence of use of technology in teaching process are noted. Keywords: education, speech culture, case-study, primary school pupils.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.