Научная статья на тему 'Образовательные технологии формирования поликультурной компетенции специалиста регионоведения'

Образовательные технологии формирования поликультурной компетенции специалиста регионоведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / MULTICULTURAL COMPETENCE / ACTIVE LEARNING EDUCATIONAL TECHNIQUES / TECHNOLOGICAL APPROACH TO EDUCATION / GAME-BASED LEARNING TECHNIQUES / COMPETENCE BASED APPROACH TO EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Некрасова Нина Викторовна

Исследованы инновационные образовательные технологии деятельностного типа, зафиксированные ФГОС ВПО как обязательные для использования в образовательном процессе в целях реализации компетентностного подхода к обучению, с точки зрения их приемлемости для формирования поликультурной компетенции специалиста регионоведения. Обоснована актуальность внедрения технологического подхода к обучению в качестве дидактической основы педагогического проектирования в компетентностном формате. На основании проведенного исследования образовательных технологий деятельностного типа, используемых в игровом обучении, определена степень эффективности конкретных образовательных технологий (разбор конкретных ситуаций, деловая игра) в формировании компонентов поликультурной компетенции регионоведа. Доказано, что успешность педагогического проектирования находится в прямой зависимости от уровня развития собственной социально-профессиональной компетентности преподавателя высшей школы, его готовности понять и принять новые роли, функции и технологии деятельности при переходе к реализации компетентностно-ориентированных основных образовательных программ высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Некрасова Нина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL TECHNOLOGIES OF FORMATION OF MULTICULTURAL COMPETENCE OF SPECIALIST OF REGION STUDIES

The analysis of innovative educational techniques of active learning stated in the Learning Standards of the Russian Federation as obligatory for the educational process in order to realize the competence based approach is studied. These techniques are considered from the point of view of their relevance for the formation of the multicultural competence of a region specialist. The reasons for the importance of the implementation of technological approach to education as a didactic basis of pedagogical planning in the competence based format are given. On the basis of the research of educational techniques of active learning which are used in educational games, the degree of the efficiency of particular educational techniques (analysis of specific situations, business game) in the formation of the structural components of the multicultural competence of a region specialist is defined. It is proved that the success of pedagogical planning directly depends on the level of the development of the socio-professional competency of a university teacher, his readiness to understand and accept new roles, functions and active learning techniques for the realization of the basic competence based educational programs of higher professional education.

Текст научной работы на тему «Образовательные технологии формирования поликультурной компетенции специалиста регионоведения»

УДК 378.1; 378.4

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА РЕГИОНОВЕДЕНИЯ

© Нина Викторовна НЕКРАСОВА

Московский государственный лингвистический университет, г. Москва, Российская Федерация, преподаватель кафедры лингвистики и профкоммуникации в области зарубежного регионоведения, e-mail: smart_roadster@mail.ru

Исследованы инновационные образовательные технологии деятельностного типа, зафиксированные ФГОС ВПО как обязательные для использования в образовательном процессе в целях реализации компетентностного подхода к обучению, с точки зрения их приемлемости для формирования поликультурной компетенции специалиста регионоведения. Обоснована актуальность внедрения технологического подхода к обучению в качестве дидактической основы педагогического проектирования в компетентностном формате. На основании проведенного исследования образовательных технологий деятельностного типа, используемых в игровом обучении, определена степень эффективности конкретных образовательных технологий (разбор конкретных ситуаций, деловая игра) в формировании компонентов поликультурной компетенции регионоведа. Доказано, что успешность педагогического проектирования находится в прямой зависимости от уровня развития собственной социально-профессиональной компетентности преподавателя высшей школы, его готовности понять и принять новые роли, функции и технологии деятельности при переходе к реализации компетентностно-ориентированных основных образовательных программ высшего профессионального образования.

Ключевые слова: компетентностный подход к обучению; поликультурная компетенция; образовательные технологии деятельностного типа; технологический подход; игровые технологии обучения.

В условиях реализации компетентност-ной образовательной парадигмы позиции приоритетной дидактической основы занимают компетентностный и технологический подходы к обучению. В требованиях ФГОС ВПО к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки «Зарубежное регио-новедение» зафиксировано, что реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разборов конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся [1].

Под активными формами обучения мы понимаем инновационные образовательные технологии деятельностного типа, которые характеризуются особым способом проектирования и коренным образом отличаются от традиционных (лекция, семинар и др.) и в целях, и в методах обучения, и в позиции участников образовательного процесса, и в механизмах организации познавательной деятельности, и, наконец, в используемых формах и способах контроля.

Исследованию активных образовательных технологий посвящены работы отечественных и зарубежных ученых, таких как Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Б. Блум, В.И. Боголюбов, Н.В. Борисова, А.А. Вербицкий, П.Я. Гальперин, Т. Гилберт, В.В. Гузеев, М.В. Кларин, А. Ромишовски, Г.К. Селевко, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина, Ю.Г. Татур, И.С. Якиманская и др. В научных исследованиях авторов отмечается необходимость внедрения в педагогическую практику образовательных технологий деятельностного типа, соответствующих концептуальным принципам компетентностного образования, поставившего во главу угла личностно-дея-тельностное обучение. По мнению ученых, экспертное проектирование технологической цепочки процедур, методов, организационных форм взаимодействия участников образовательного процесса в условиях реализации образовательной технологии способствует обеспечению гарантированных результатов обучения.

Инновационный характер активных технологий обучения обусловлен необходимостью решения доминирующей задачи образования - формирование учебной, социальной, гражданской, профессиональной личностной компетентности обучающегося, его

готовности к самостоятельному творческому решению поставленных проблем.

Образовательные технологии деятельно-стного типа относятся к разряду творческих, поскольку их основной целью является формирование творческого системного мышления будущего специалиста, способного к свободному поведенческому выбору в условиях профессионального сотрудничества. Сложности внедрения новых образовательных технологий связаны с особенностями массового педагогического сознания, достаточно инертного и стабильного [2-4].

Деятельностная компонента творческих технологий обучения направлена на создание таких форм организации учебной деятельности, при которых акцент делается на вынужденную познавательную активность обучающегося и на формирование системного мышления и способности генерировать идеи при решении творческих задач [5]. При этом в отличие от традиционных они характеризуются особым способом проектирования: учебная информация является не самоцелью, а используется как средство организации деятельности; целью обучения становится личностное развитие обучающегося. В основу организации совместной творческой деятельности педагога и студента положен принцип активного сотрудничества, когда педагог выступает в роли менеджера, а не транслятора учебной информации; студент из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта деятельности наряду с педагогом в процессе решения стандартных и нестандартных задач [6].

Содержательный и структурный анализ инновационных форм обучения, зафиксированных во ФГОС ВПО, позволяет определить степень их приемлемости для организации процесса обучения по формированию поликультурной компетенции будущего ре-гионоведа. При этом необходимо учитывать тот факт, что процесс внедрения инновационных образовательных технологий в педагогическую практику не должен идти в разрез с целостностью системы педагогического проектирования, объединяющей в себе как инновационные, так и традиционные методы, формы и приемы обучения. Более того, необходимо помнить, что любая инновация есть ничто иное, как проявление диалектического развития, преобразования и выведения на качественно новый уровень уже имеющегося достижения в той или иной области зна-

ний, которое, в свою очередь, послужит основой для внедрения дальнейших новшеств.

Организация процесса обучения в ком-петентностном формате предполагает использование образовательных технологий, приемлемых для достижения главной цели обучения - формирования общекультурной и профессиональной компетентности специалиста. Следовательно, основная задача педагога в подготовке специалиста в области ре-гионоведения заключается в выборе таких образовательных технологий, с помощью которых формирование его поликультурной компетенции (как ключевой) будет наиболее оптимальным.

Под поликультурной компетенцией мы понимаем интеллектуально-образующую системную компетенцию, которая включает в себя знание и понимание законов, способов жизнедеятельности и развития поликультурного мира, умение толерантно воспринимать социальные и культурные различия, а также практические навыки рефлексии, культуры поведения и личностного саморазвития в поликультурной среде.

Как всякая компетенция, поликультурная компетенция имеет трехкомпонентный состав. В ее структуру входят когнитивный, мотивационно-ценностный и деятельностно-поведенческий компоненты [7]. Попробуем определить степень приемлемости обозначенных ФГОС конкретных технологий к формированию поликультурной компетенции регионоведа.

Разбор конкретных ситуаций (метод кейсов).

Технология разбора конкретных ситуаций заключается в изучении, анализе и принятии решения по ситуации, либо взятой из жизни, либо смоделированной педагогом в учебных целях. Эта технология позволяет решать следующие образовательные задачи:

- развитие когнитивных навыков;

- привитие навыков работы с информацией;

- расширение коммуникативной компетентности;

- соединение теории с практикой.

В контексте формирования поликультурной компетенции технология разбора конкретных ситуаций, основанная на ситуационном моделировании, является наиболее эффективной с позиций развития ее когнитивной, наниевой составляющей, которая включает:

- знание теоретическое (посредством развития поликультурного системного мышления обучающегося в предметно-профессиональной области);

- знание практическое (посредством привития навыков работы с информацией);

- знание рефлексивно-деятельностное (посредством развития коммуникативных навыков, умения достигать консенсуса при решении конфликтной ситуации с учетом национальных, конфессиональных и этнических особенностей членов учебной команды).

Принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности специалистов положен в основу игровых технологий обучения. Игровая модель - форма воссоздания в образовательном процессе предметного и социального содержания профессиональной деятельности, а также характерных для нее систем межличностных отношений [8]. В отличие от кейс-метода игровые технологии призваны в наибольшей степени развивать деятельностно-поведенческий аспект компетенции в силу их направленности на достижение ведущей цели обучения - развитие поведенческих навыков и умений, освоение способов профессиональной деятельности.

Структурно модель деловой игры представляет собой две «наложенные» друг на друга модели - имитационную и собственно игровую [9]. Имитационная модель является конструктом квазипрофессиональной деятельности студентов, которая имеет черты как учения, так и труда, в то время как игровая модель отражает отношения людей в процессе взаимодействия с определенными игрокам ролевыми позициями.

Игровые методы обучения занимают приоритетное место в технологическом арсенале компетентностного образования и, на наш взгляд, являются наиболее эффективными в формировании поликультурной компетенции регионоведа, поскольку в игровом обучении с достаточной полнотой формируются все ее структурные компоненты:

- когнитивный (формируется средствами предметно-содержательного характера квазипрофессиональной деятельности участников игры, направленной на развитие системного поликультурного мышления будущего регионоведа, развития его коммуникативных навыков, в т. ч. на языке международного общения);

- мотивационно-ценностный (формируется посредством моделирования ситуаций, вызывающих эмоциональное напряжение, требующих социально-психологической ориентации, умения предотвращать конфликтные ситуации при работе в группе, учитывать личностные особенности каждого, толерантного отношения к мнению, отличному об собственной точки зрения);

- деятельностно-поведенческий (формируется за счет развития навыков рефлексии и адекватного поведения в поликультурной среде).

В современной образовательной практике системы высшего профессионального образования получили широкое распространение имитационные игровые технологии, такие как имитационный тренинг, разыгрывание ролей, стажировка с выполнением должностной роли, игровое проектирование, си-муляционная игра, стратегическая игра, различные виды деловых игр.

Проектирование образовательного процесса с использованием игровых технологий обучения связано с изменением позиции и стиля поведения педагога, которому в условиях игрового обучения отводится роль игротехника - организатора, постановщика иг-ропроцессов, режиссера группового мышления, общения, взаимодействия [10].

Игротехник должен быть носителем таких профессиональных качеств, как профессиональная предметно-содержательная компетентность, способность к педагогическому менеджменту, способность к рефлексии, умение импровизировать, коммуникабельность, эмоциональность, самокритичность, организованность, креативность.

Вполне очевидно, что успешность реализации любой технологии зависит от способностей и возможностей субъектов образовательной деятельности, реализующих ее. В ходе игры преподаватель-игротехник -«многолик», поскольку постоянно «держит руку на пульсе» хода игры, выполняя функции тьютора, фасилитатора, модератора, мотиватора, эксперта, консультанта, коуч-спе-циалиста [11-12].

Но прежде чем провести деловую игру, педагог должен ее спроектировать. В этом случае он выступает в роли технолога, который так же как технолог на производстве, занимающийся разработкой, организацией того или иного производственного процесса,

продумывает весь технологический цикл процесса игры.

Технологический цикл игры состоит из 3-х звеньев: проектирование - реализация -рефлексия. Эффективность управления игровым процессом обеспечивается наличием обратной связи. Информация, полученная на основе обратной связи, перерабатывается, и на ее основе вырабатываются корректирующие воздействия игротехника.

В этой связи необходимо упомянуть еще одно профессиональное качество, необходимое современному преподавателю для осуществления педагогического проектирования и реализации конкретной образовательной технологии - это его способность к разработке алгоритмизированных систем, действий и операций.

В современных образовательных условиях реализация компетентностного подхода невозможна без технологизации учебного процесса, подразумевающей вооружение педагогов приемам и способам его проектирования. Успешность педагогического проектирования находится в прямой зависимости от уровня развития профессиональной компетентности современного преподавателя -педагога менеджера, - способного к реализации требований ФГОС ВПО, к планируемым образовательным результатам, готового к переосмыслению своих управленческих функций и ролей.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 032000 Зарубежное регионоведение (квалификация (степень) «Бакалавр»). М., 2009.

2. Воропаев М.В. Социально-феноменологические механизмы функционирования рефлексии в массовом педагогическом сознании // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2012. Т. 18. № 1-1. С. 240-242.

3. Лопанова Е.В., Лонская Л.В. Структурный анализ технологической компетентности педагога // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2009. № 4 (3).

4. Шаршов И.А., Макарова Л.Н. Проблемные аспекты повышения квалификации научно-педагогических кадров // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 10 (90). С. 7-11.

5. Борисова Н.В., Ратова И.В., Кузов В.Б. Новые роли, функции и технологии деятельности преподавателя высшей школы при переходе к реализации компетентностно-ориенти-рованных ООП ВПО. М., 2011.

6. Шаршов И.А., Макарова Л.Н. Взаимодействие субъектов образовательного процесса в вузе как фактор повышения качества высшего образования // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2013. № 1 (21). С. 92-96.

7. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования. М., 2004.

8. Проектирование компетентностно ориентированного образовательного процесса в высшей школе // Проблемы качества высшего образования. Уфа, 2013.

9. Вербицкий А.А. Педагогические технологии контекстного обучения. М., 2011.

10. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М., 1999.

11. Тимоти Голви У. Работа как внутренняя игра. Фокус, обучение, удовольствие и мобильность на рабочем месте. М., 2005.

12. Якимова З.В., Николаева В.И. Классификации и инструменты оценки компетенций: сравнительный анализ профессиональной среды и вуза // Управление качеством. 2012. № 9.

1. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 032000 Zarubezhnoe regionovedenie (kvalifikatsiya (stepen') "Bakalavr"). M., 2009.

2. Voropaev M.V. Sotsial'no-fenomenologicheskie mekhanizmy funktsionirovaniya refleksii v massovom pedagogicheskom soznanii // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriya Pedagogika. Psikhologiya. Sotsial'naya rabota. Yuvenologiya. Sotsiokinetika. 2012. T. 18. № 1-1. S. 240-242.

3. Lopanova E.V., Lonskaya L.V. Strukturnyy analiz tekhnologicheskoy kompetentnosti pedagoga // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. 2009. № 4 (3).

4. Sharshov I.A., Makarova L.N. Problemnye aspekty povysheniya kvalifikatsii nauchno-pedagogicheskikh kadrov // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2010. Vyp. 10 (90). S. 7-11.

5. Borisova N.V., Ratova I.V., Kuzov V.B. Novye roli, funktsii i tekhnologii deyatel'nosti prepodavatelya vysshey shkoly pri pere-khode k realizatsii kompetentnostno-orientirovannykh OOP VPO. M., 2011.

6. Sharshov I.A., Makarova L.N. Vzaimodeystvie sub"ektov obrazovatel'nogo protsessa v vuze kak faktor povysheniya kachestva vysshego obrazovaniya // Psikhologo-pedagogicheskiy zhurnal Gaudeamus. 2013. № 1 (21). S. 92-96.

7. Tatur Yu.G. Kompetentnostnyy podkhod v opi-sanii rezul'tatov i proektirovanii standartov vysshego professional'nogo obrazovaniya. M., 2004.

8. Proektirovanie kompetentnostno orientirovan-nogo obrazovatel'nogo protsessa v vysshey shkole // Problemy kachestva vysshego obrazo-vaniya. Ufa, 2013.

9. Verbitskiy A.A. Pedagogicheskie tekhnologii kontekstnogo obucheniya. M., 2011.

10. Anisimov O.S. Metodologicheskaya kul'tura pe-dagogicheskoy deyatel'nosti i myshleniya. M., 1999.

11. Timoti Golvi U. Rabota kak vnutrennyaya igra. Fokus, obuchenie, udovol'stvie i mobil'nost' na rabochem meste. M., 2005.

12. Yakimova Z.V., Nikolaeva V.I. Klassifikatsii i instrumenty otsenki kompetentsiy: sravnitel'nyy analiz professional'noy sredy i vuza // Upravle-nie kachestvom. 2012. № 9.

nocTynnna b pega^nro 20.06.2014 r.

UDC 378.1; 378.4

EDUCATIONAL TECHNOLOGIES OF FORMATION OF MULTICULTURAL COMPETENCE OF SPECIALIST OF REGION STUDIES

Nina Viktorovna NEKRASOVA, Moscow State Linguistic University, Moscow, Russian Federation, Lecturer of Linguistics and Professional Communication in Sphere of Foreign Regional Studies Department, e-mail: smart_roadster@mail.ru

The analysis of innovative educational techniques of active learning stated in the Learning Standards of the Russian Federation as obligatory for the educational process in order to realize the competence based approach is studied. These techniques are considered from the point of view of their relevance for the formation of the multicultural competence of a region specialist. The reasons for the importance of the implementation of technological approach to education as a didactic basis of pedagogical planning in the competence based format are given. On the basis of the research of educational techniques of active learning which are used in educational games, the degree of the efficiency of particular educational techniques (analysis of specific situations, business game) in the formation of the structural components of the multicultural competence of a region specialist is defined. It is proved that the success of pedagogical planning directly depends on the level of the development of the socio-professional competency of a university teacher, his readiness to understand and accept new roles, functions and active learning techniques for the realization of the basic competence based educational programs of higher professional education.

Key words: competence based approach to education; multicultural competence; active learning educational techniques; technological approach to education; game-based learning techniques.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.