негативных воздействиях, исходящих из различных частей или фрагментов этого мира. Доверие к миру как базовая ценностно-смысловая установка личности выполняет в жизни человека фундаментальные функции и является одним из механизмов социализации личности.
Мир постоянно претерпевает разного рода изменения, он становится неопределенным. Неопределенность тесно связана с недоверием. Человеку необходимо приспосабливаться к новым, неопределённым условиям, необходимо вырабатывать толерантное отношение к ним.
Литература
1. Антоненко, И.В. Доверие: социально-психологический феномен. - М.:Социум, 2004.- 320 с.
2. Ильин, Е.П. Психология доверия / Е.П.Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2013. - 288с.
3. Лифинцев, Д.В., Серых А.Б., Лифинцева А.А. Толерантность к неопределенности в контексте социальной поддержки: гендерная специфика в юности. // Национальный психологический журнал. - 2017. - № 2(26). - с. 98-105.
4. Сахарова Т.Н. Возрастная динамика смысложизненных ориентаций личности // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2012. - Том 8. №10.2. - С. 127 - 134.
УДК 159.9
МОНОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД С ПРИМЕНЕНИЕМ АРТЛОГОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ МЕТОДИК В ИССЛЕДОВАНИИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ
Нуриева А.Ш. (Москва, Россия) - студентка магистратуры Московского института психоанализа, Москва, Кутузовский пр.,34, e-mail [email protected]
Попова Татьяна Анатольевна (Москва, Россия) - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии, профессор ФГБНУ «ПИ РАО», доцент кафедры психотерапии и психологического консультирования Московского Института Психоанализа.Федеральное Государственное Научное Учреждение «Психологический институт» 125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, строение 4, e-mail [email protected] ORCID 0000-0001-8772-8990
Аннотация.
В статье описывается проект по исследованию ценностей и смысложизненных ориентаций с помощью монографического метода исследования у школьницы младшего подросткового возраста. Описывая творческие работы, результаты качественных и количественных методов исследователи отмечают динамику в развитии подростка, психологический портрет не только наполняется недостающими делалями, но становится более объемным, описывающим личность подростка.
Ключевые слова: смысложизненные ориентации, ценностные ориентации, подростковый возраст, монографический метод, артлоготерапевтические методы, артлогоупражнения.
MONOGRAPHIC METHOD WITH APPLICATION OF ARTOLOGICAL THERAPEUTIC TECHNIQUES IN THE STUDY OF SUSPENDED ORIENTATIONS OF
TEENAGERS
NurievaA.Sh. (Moscow, Russia) - graduate student at the Moscow Institute of Psychoanalysis, Moscow, 34 Kutuzovsky pr., E-mail [email protected]
Tatyana A. Popova (Moscow, Russia) - Ph.D. in Psychology, senior researcher at the Laboratory of Consultative Psychology and Psychotherapy, professor Federal State Scientific Establishment "Psychological Institute", assistant professor of the Department of Psychotherapy at the Moscow Institute of Psychoanalysis, address Federal State Scientific Establishment "Psychological Institute" 125009, Moscow, Mokhovaya str., 9, building 4, e-mail [email protected] -8772-8990
Abstract.
The article describes a project to study values and meaning-based orientations using a monographic method of research in schoolgirls of younger adolescents. Describing creative work, the results of qualitative and quantitative methods, researchers note the dynamics in the development of a teenager, a psychological portrait is not only filled with missing works, but becomes more voluminous, describing the personality of a teenager.
Keywords: orientations of life meaning and value orientations, adolescence, monographic method, artlogotherapeutic methods, artlogo exercises.
Монографический или идеографический метод позволяет всесторонне исследовать личность и динамику ее развития в связи с условиями, в которых она формируется. Первым, кто начал использовать этот метод был А.Ф. Лазурский.[1,2] Существенно доработал и развил методику В.Э. Чудновский, в своих статьях он пишет: «В ходе исследования широко применялся метод монографического изучения и создания психологических портретов отдельных испытуемых. При этом мы исходим из того, что (и это подтвердилось в процессе работы), когда эмпирически и экспериментально полученные факты воплощаются в целостном образе, они не просто оживают, но и приобретают новое качество, дополнительное содержание. Целостный образ не только конкретизирует, но и углубляет проблему.» [8]Минусом методики является ее трудозатратность, а несомненным плюсом результативность. Монографический метод использовался нами, как дополнительный при проведении исследования смысложизненных ориентаций младших подростков.
Артлоготераевтические упражнения применяются уже на протяжении восьми лет, целевая группа - представители подросткового и юношеского возрастов. Арт-терапевтические упражнения представляют собой сбалансированный инструмент, который позволяет через раскрытие творческого потенциала и включение эмоциональной сферы личности, выйти на осмысленность собственного бытия, осознать экзистенциальные данности исследовать ценностную и духовную сферу личности. В основе артлоготерапии лежат труды известных арт-терапевтов: Н.Роджерс и А.И. Копытина, У. Бауэра и концепции известных ученых логотерапевтов В.Франкла, Э.Лукас, экзистенциальных психотерапевтов Э. Дорцен, Э.Спинелли, отечественного ученого, исследовавшего феномен смысла жизни В.Э. Чудновского, экзистенциальных психологов Д.А. Леонтьева, Е.Е. Сапоговой. С помощью артлоготерапевтических упражнений исследуются те аспекты жизни подростков и молодежи, о которых они практически не говорят со взрослыми, это серьезные темы, волнующие, трудные, требующие особого настроя и атмосферы: смысл жизни, бессмыслица, смерть, одиночество, любовь, время, забота, свобода. Создавая безопасное, экологичное, доверительное пространство, мы помогаем подросткам поделиться своими размышлениями, сомнениями, страхами, радостями открытия, вдохновения. Творчество, искусство, то, что помогает деликатно, сначала опосредованно сообщить подростку о себе, о своем будущем, о том, как он представляет собственный смысл жизни, как он осознает или обретает ценность
жизни. В данной статье мы попытались описать монографическим методом поиски экзистенцийдевочки младшего подросткового возраста. Многие моменты, как оказалось пока недоступны ей, в силу возрастного развития, но мы сделали попытку создания для нее зоны ближайшего развития, ведь далее взрослея, в среднем и старшем подростковом возрасте эти вопросы уже будут актуальными для становления ее личности.
Алла Б. (12 лет) - ученица 6 класса Одинцовского лицея №6 принимала участие в 20182019 году в формирующем эксперименте по изучению возможностей артлогометодов в формировании СЖО младших подростков. В исследовании применялись следующие методики:
1. Опросник «Ценности жизни», автор Д.А. Леонтьев
2. «Система жизненных смыслов» автор В. Ю. Котляков
3. «Свободный выбор ценностей» автор Е.Б. Фанталова
4. Артлоготерапевтические методики
Была произведена первичная диагностика, далее Алла принимал участие в психолого -педагогической программе по формированию СЖО с применением артлоготерапевтических методик. Занятия осуществлялись в групповом формате. Программа разрабатывалась на основе опыта работы Т. А. Поповой при реализации научно-образовательного молодежного проекта «Смысл жизни и судьба. Как построить собственное будущее?», осуществляемого в ФГБНУ ПИ РАО с 2012 года. По окончании программы была произведена повторная диагностика.
Алла Б. (12лет), ученица 6-го класса, старший ребенок в полной семье (есть младший брат). Девочка спокойная, уравновешенная, хорошо учится, занимается в театральной студии. Общительная, имеет много друзей и подруг, пользуется авторитетом в классе. Отношения в семье хорошие. Обратимся к работам Аллы, выполненных в ходе артлоготерапевтических упражнений.
По инструкции респонденту было предложено изобразить то, что можно назвать «Драгоценностью». То, что может стать ответом на вопрос: «В чем ценность моей жизни? Что является ценностью лично для меня?» (Артлоготерапевтическое упражнение «Драгоценность» (автор Т.А.Попова).В данном упражнении Алла изобразила маму с букетом цветов на фоне большого алого сердца и подписала: «Мамочка-моя драгоценность». Алла пояснила, что дороже мамы у нее ничего нет, что указывает на главенствующую ценность семейных ценностей для этого подростка. По нашим наблюдениям между девочкой и мамой сформировались теплые взаимоотношения, заметны привязанность, внимание друг к другу. Со стороны девочки, присутствует, пожалуй, немного повышенное желание порадовать маму.
При исследовании важных личных качеств было предложено изобразить животное, которое подросток мог бы ассоциировать с собою, со своими качествами, с желаемыми или теми, что уже присутствуют у личности.(Артлоготерапевтическое упражнение «Тотемное животное»).Алла изобразила свое тотемное животное в виде волчицы, у которой текут слезы из глаз и подписала: «Я никогда не грущу». В беседе девочка рассказала, что ей нравятся волки, что они сильные и гордые. И она хотела бы быть всегда веселой и не расстраиваться по пустякам, что с нею иногда такое бывает. При этом, она рассудительно заметила: «это неизбежно- плакать, если все всегда будет только хорошо, не будешь это ценить». По результатам наблюдения, Алла старательная ученица, серьезно относится к учебе и поручениям, для нее важна гордость и сила, но у нее пока не всегда получается соответствовать своему идеалу, но сдержанность остается важной чертой характера для сильной личности. Интересным в нашем исследовании стало то, что Алла восприняла артлоготерапевтическое упражнение «Рюкзак» (автор Т.А Попова) слишком буквально и нарисовала то, что считает ценным для себя. Это и телефон с наушниками, и герои любимого мультфильма и символика любимых телеканалов, лучшие друзья, еда и палатка для похода. Данное упражнение убедило нас, что пока данный вопрос о жизненной ценности оказался преждевременным. Целью данного упражнения является выявление нравственных
ценностей, формирование умения ставить жизненные приоритеты, ответственно делать выбор. Предложена следующие инструкции: «Вы отправляетесь в свой жизненный путь. Подумайте и нарисуйте что вы хотели бы взять с собой. Это может быть образ, символ того качества, чувства, ценности или свойства что вам понадобятся в дальнейшем пути».
Выполняя артлоготерапевтическое упражнение «Дороги, которые мы выбираем» (автор Т.А. Попова), подросток изобразила камень, на котором есть две таблички с стрелками, указывающие разные направления. Одна дорога ведет к «любви» вторая к «неизвестности». Алла Б. сказала, что не задумывалась о дальнейшем выборе пути. Но точно хочет, чтобы в дальнейшей жизни у нее была любовь, это ее приоритет. Семья, в которой будет любовь, а знаки вопросов указывают о том, что ей пока неизвестно. Это ее будущая профессия. (Инструкция к упражнению: «Представь, что ты стоишь перед камнем, на котором написано: «Направо пойдешь - ... Налево пойдешь... прямо пойдешь...» Какие дороги ты выберешь, что для тебя является важным и ценным, куда должны привести тебя твои дороги?»)
В арт-терапевтическом упражнении «Дерево», согласно инструкции, подросток должна была изобразить дерево с листьями, на которых были изображены качества и свойства ее личности, те что принимаются ею и необходимы ей и те, от которых она хотела бы избавиться. Среди них она нарисовала имя лучшей подруги «Даша» и пояснила, что в ссоре с нею и хотела бы забыть о подруге и ссоре, так как это ее расстраивает. Среди качеств, с которыми девочка борется «жадность и вредность». Среди качеств и ценностей, которые ей нравятся в себе «красота», «дружба», «совесть», «юмор», «творчество», «семья», «друзья», «честность». Можем отметить, что задание выполнено не по инструкции, так как необходимо было отметить свои качества, а девочка написала так же о своих ценностях, это показательно, многие подростки выполнили упражнение аналогично.
Инструкция по артлоготерапевтическому упражнению «Время» необходимо было исследовать личное пространство своего времени. Используя технику живописи акварелью «по-мокрому» на 3 листах бумаги изобразить свое прошлое, настоящее и будущее. На первом рисунке, символизирующем прошлое, Алла Б. поделила лист бумаги на 2 части и пояснила, что это раннее дошкольное детство и школьный период ее жизни. Подросток сказала, что ей доставило удовольствие рисовать «по-мокрому», она проявила свое творчество, что она вспоминала свое детство, когда рисовала и ей было это приятно. На рисунке есть надпись «Unicorn» - «Единорог». Подросток сказала, что это символ «волшебства» и «избранности» для нее, и она хотела бы быть такой. На втором рисунке Алла изобразила свое настоящее. Она пояснила, что довольна своей жизнью. При наблюдении за работой девочки, было видно, что работа захватила ее. Работала выполнена в постельных тонах, инструкция была соблюдена, ребенок экспериментировал и проявил некоторую смелость при выполнении этого рисунка акварелью, техникой «по - мокрому», на третьем рисунке изображено «будущее». «Красивые радужные цвета олицетворяют мою радостную и разнообразную жизнь, а сердце -это много любви»,- пояснила Алла. Данное исследование показало, что для Аллы восприятие экзистенциальной данности время является гармоничным, она не испытывает напряжения при изображении темпоральности и вектора от прошлого к будущему.
Одним из сложных с точки зрения выполнения упражнений было «Синквейн».Передего написанием было предложено посмотреть мультфильм о смысле жизни, а потом по его мотивам, пользуясь инструкцией, написать синквейн. Алла внимательно смотрела мультфильм и с удовольствием принялась за работу. Затруднений у нее не возникло. По завершении она зачитала вслух свое стихотворение.
Человек
Умный, красивый.
Бегает, спит, рисует.
Живое существо, которое живет.
Я.
Удивительно, что образ человека в виде свечи, который бежит, зажигая собой других, а потом взмывает и становится звездой Алла восприняла как образ себя. В данном упражнении Алла близко приняла образ, но не раскрыла более глубокий смысл, не обобщила полученную информацию.
При выполнении артлоготерапевтического упражнения «Герб моей идентичности» (автор Т.А. Попова) подросток изобразила ракету, устремленную ввысь. Она отметила, что хотела бы что бы эта ракета олицетворяла ее жизнь с успехами и победами. Что хотела бы стать известной актрисой, чтобы ею гордилась ее семья и еще хотела бы организовать фонд помощи детям. По примеру многих известных актеров в нашей стране. Девочка призналась, что в ходе создания этой работы, она долго думала, что может быть изображено на ее гербе. Ведь: «Герб - это то чем гордишься в своей жизни. Я нашла образ ракеты, потому что у меня много целей в жизни, и я должна их достигнуть, как для себя, так и для своей семьи, и для других людей.» Рисунок показал нам еще раз, как важны для подростка ценности достижений. Мы видим динамику - Алла в упражнении «Дороги, которые я выбираю» говорит о том, что не знает кем хотела бы быть, в данном упражнении подросток уже говорит о том, что хотела бы быть актрисой, возможно она стала больше доверять психологу, либо действительно пришла к пониманию, чем хотела бы заниматься. Подтверждение этому мы получаем и исследуя результаты артлоготерапевтического мини-сочинения «Моя жизнь через 10 лет». Алла пишет: «Я сейчас вижу себя в профессии актрисы и думаю пойти на актерское отделение, так что думаю, что через 10 лет я буду заканчивать учебу в ВУЗе. И я обязательно заведу шпица и назову его Бейбик. Он будет моей первой осознанной семьей. Когда мне будет 22, моему брату будет 16, я буду помогать ему с экзаменами и с решением о дальнейшей профессии. И я мечтаю пройти стажировку в театре. Уча детей. Я думаю, к 22 годам я выучу наизусть, что-нибудь огромное и закончу писать свою сказку». В мини- сочинении подросток продолжает размышлять о своей будущей жизни. О том, что ценно и важно для нее. В нем она по- прежнему размышляет и пишет о своей семье, о брате. Алла пишет о своей мечте стать актрисой, о творчестве. Пишет о неком желании сепарации - завести свою «осознанную» семью - собачку. Алла Б. признала, что ей приятно думать и размышлять на такие темы, как эта. И что она полагает, что это еще и полезно. Так как она при этом задумывается о своих целях в жизни. Еще раз отметим, ценно, что ранее Алла заявляла, что ее будущая профессия- неизвестна ей, а в этом упражнении она пишет о актёрской карьере, как о некой актуализировавшейся цели. В целом работа говорит о наивности и инфантильности автора, что, впрочем, укладывается в возрастные нормы.
Динамика исследований до и после формирующего эксперимента. Результаты проведенных исследований СЖО у данного подростка до и после формирующего эксперимента показали хорошую положительную динамику. Значительно возросли показатели в категориях «Семейные ценности» с 10 - до эксперимента до 16 - после эксперимента, «Альтруистические» с 12 возросли до 20 (методика «Система жизненных смыслов» В.Ю. Котляков). Подросток продемонстрировал более высокую осознанность, серьезность, снизилась ценность игр и развлечений. Согласно данным полученным по методике «Свободный выбор ценностей» автор Е.Б.Фанталова, наблюдается значительная положительная динамика по категории «Игры» - до эксперимента их ценность для респондента - 8, после эксперимента - 0. В системе ценностей Аллы появились такие категории, как «Нравственность» и «Целеустремленность», категория «Нравственность» до эксперимента - 0 после эксперимента - 8 и «Целеустремленность» до эксперимента - 0, после эксперимента - 8.(методика «Свободный выбор ценностей» автор Е.Б. Фанталова). Согласно данным, полученным по опроснику Д.А. Леонтьева появилось понимание своей жизни, как «плодотворной» и «полезной» и осознание, что она живет в том числе «для человечества».
Артлоготерапевтические упражнения, которые Алла выполняла в процессе эксперимента так же показали яркую динамику. Подросток раскрывался в процессе творчества, становился более открытым, демонстрировала более осознанное и серьёзное
отношение к собственному жизненному пространству. Девочка училась размышлять над такими непростыми, но важными вопросами, которые ставились перед ней. Будущая жизнь, которая вначале программы представлялась, как нечто неизведанное и неизвестное стала проявляться, появились мечты о будущем и конкретизировались цели. Позитивно, что помимо карьеры и славы для себя, есть альтруистические желания создать благотворительный фонд помощи другим людям. Что подтверждено так же результатами количественных исследований.
Монографический метод исследования позволяет характеризовать Аллу, как дружелюбную, коммуникабельную девочку, в то же время самостоятельную и решительную, уверенную в себе, с адекватной самооценкой, с честолюбием, с нацеленностью на результат. Алла любознательная, наблюдается стремление к саморазвитию, творчеству, самовыражению.
Литература
1. Лазурский А.Ф. Классификация личностей// Избранные труды по психологии.
- М., 1997. - С. 5-266.
2. Лазурский А.Ф. Школьные характеристики// Избранные труды по психологии.
- М., 1997. - С. 267-411.
3. Леонтьев Д.А. Метод изучения ценностных ориентаций. - М.,1992
4. Попова Т.А. Научно-образовательный проект - как метод формирования
смысложизненных ориентаций. ЛогоАрттерапия в работе с подростками. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Психологические науки». -М.: Издательство МГОУ, 2014. - №6 5.
5. Попова Т.А. Смысложизненные ориентации и ЛогоАрт-терапия в акмеологическом развитии личности подростка. Научно-практический журнал Акмеология. Москва, №3, 2015. - 141 с.
6. Попова Т.А. Соотношение ориентации на самооценку и оценку другими людьми у современных школьников. // Социальная психология XXI, Ярославль, 1999.
7. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. - М., Смысл,1997
8. Чудновский В. Э. Теоретические и методологические проблемы психологии.
Смысл жизни: некоторые итоги и перспективы исследования //Психологический журнал. -Москва, 2015. - т. 36, № 1, С. 5-19
159.99
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В РАБОТЕ СО СМЫСЛОМ
ЖИЗНИ
Гаврилова Елена Игоревна, консультант психолого-ориентированной кинезиологии, к.э.н., Санкт-Петербург
Аннотация.
Описаны основные принципы, из которых исходит психотерапевт в работе со смыслом жизни. Приведены ключевые моменты пяти основных подходов к консультированию человека с точки зрения экзистенциальной психотерапии. Выделены общие и особенные черты работы психотерапевта, в результате которой происходит возврат человека проживанию полноты жизни с полной ответственностью за производимые им выборы.
Ключевые слова: экзистенциальный анализ, Dasein-анализ, Логотерапия, ответственность, свобода воли, воля к смыслу, смысл жизни.