Научная статья на тему 'Монографический метод и его возможности в исследовании направленности личности подростка'

Монографический метод и его возможности в исследовании направленности личности подростка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3749
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ / МОНОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ORIENTATION OF PERSONALITY / MONOGRAPHIC METHOD / ADOLESCENCE / ORIENTATIONS OF LIFE MEANING AND VALUE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тудупова Туяна Цибановна

Дан анализ возможностей использования монографического метода в изучении направленности личности подростка. Приведены характеристики подростков с различной направленностью личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONOGRAPHIC METHOD AND ITS POSSIBILITIES IN STUDY OF TEENAGERS' PERSONAL ORIENTATIONS

The possibilities of monographic method application in a studying of adolescent's are analyzed. The characteristics of adolescents with different personal orientation are shown.

Текст научной работы на тему «Монографический метод и его возможности в исследовании направленности личности подростка»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

УДК 152.3 Т.Ц. Тудупова

МОНОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД И ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ В ИССЛЕДОВАНИИ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

Дан анализ возможностей использования монографического метода в изучении направленности личности подростка. Приведены характеристики подростков с различной направленностью личности.

Ключевые слова: направленность личности, монографический метод, подростковый возраст, смысложизненные и ценностные ориентации.

T.Ts. Tudupova

MONOGRAPHIC METHOD AND ITS POSSIBILITIES IN STUDY OF TEENAGERS’ PERSONAL ORIENTATIONS

The possibilities of monographic method application in a studying of adolescent’s are analyzed. The characteristics of adolescents with different personal orientation are shown.

Keywords: orientation of personality, monographic method, adolescence, orientations of life meaning and value orientations.

Существует два генеральных метода изучения личности: номотетический и монографический (или идиографический). Первый метод чаще применяется для получения общих закономерностей, касающихся структуры личности, он дает возможность пользоваться количественными индикаторами, обрабатываемыми при помощи вариационной статистики. Безусловно, данный метод отличается своей объективностью. Вместе с тем ограничиваться номотетическим методом при изучении личности нельзя, так как невозможно понять личность, если отсутствует качественный анализ и нет показателей динамики определенных свойств личности. И совершенно трудно номотетическим методом обеспечить достоверность психологической диагностики, тем более прогноза. Отсюда возникает необходимость применения монографического метода. В противоположность номотетическому этот метод рассчитан на всестороннее изучение конкретной личности, того, что в ней имеется общего с другими личностями и особенного, индивидуального; изучение, дающее не просто срезы личности, но и ее динамику в связи с условиями, в которых она формируется.

Первым, кому принадлежит заслуга проведения и научно обоснованной пропаганды этого метода, является А.Ф. Лазурский. Хотя он не употреблял терминов «идиографический» или «монографический» метод, в своих книгах «Классификация личностей» и «Школьные характеристики» он дал конкретные и яркие образцы психологического изучения индивидуальной личности [2; 3].

В. Штерн [10] развил психографический метод изучения личности, дающий в результате психограмму личности и имеющий в своей основе монографический подход. Автор одной из известных теорий личности Г. Олпорт [6] был также сторонником идиографического метода. Не отрицая номо-тетического метода, он критиковал его ограниченность и недостаточную пригодность для познания своеобразия индивидуальности личности и неспособность понять всю глубину человеческой индивидуальности.

Признавая несомненные достоинства монографического метода, следует отметить и его недостатки. Прежде всего это трудоемкий метод, он отнимает много времени для изучения личности одного человека. Вместе с тем трудоемкость монографического метода окупается его результативностью. На наш взгляд, монографический метод особенно эффективен при изучении направленности личности подростка. Изучение индивидуально-личностных особенностей направленности личности подростков, их мотивов, интересов, склонностей, их смысложизненных ориентаций поможет исследователю дифференцированно подходить к каждому испытуемому. Такое изучение осуществляется, как правило, эмпирическим путем. Монографический метод, наряду с другими методами исследования, спо-

собствует выявлению той или иной направленности личности, предопределяющей ее развитие и становление. Используемые при монографическом методе наблюдение и словесный опрос дают возможность исследователю составить определенное мнение о направленности личности подростка.

Следует также отметить определенную сложность применения монографического исследования. Он требует определенной квалификации исследователя, поэтому успех монографического исследования во многом зависит от его профессионализма и личных качеств, от психологической культуры, умения правильно подойти к подростку, личность которого изучается. Кроме того, современное монографическое исследование личности должно включать в себя и данные всякого рода измерений личности, которые выражаются в числовых значениях. Так, при изучении направленности личности экспериментальные исследования, проводимые с помощью тестов, анкет, опросников, шкал и т.п., дают тот общий фон, на котором строятся уже более углубленные монографические исследования, по преимуществу направленные на изучение наиболее интересных, ярких случаев, выделяющихся своими показателями. Задача монографического исследования направленности личности заключается в том, чтобы выделить характерные черты, наиболее выраженные с точки зрения их содержательности. Кроме того, сложность применения монографического метода изучения личности заключается и в том, что трудно из имеющегося большого материала выбрать необходимое. Этот материал, безусловно, должен быть хорошо проанализирован под таким углом зрения, чтобы структура изучаемого свойства личности была показана отчетливо, чтобы были выделены типические и индивидуальные черты личности.

Несмотря на различие планов анализа в изучении личности, все сложившиеся в отечественной науке подходы к решению проблемы личности выделяют в качестве главной характеристики личности ее направленность. При этом в различных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному: «динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев), «доминирующее отношение» (В.Н. Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев), «динамическая организация сущностных сил человека» (А.С. Прангишвили) и т.д. Но как бы эта характеристика ни раскрывалась, во всех этих подходах ей придается ведущее значение.

Наиболее обобщенной теорией направленности личности, на наш взгляд, является концепция отношений В.Н. Мясищева [5]. Определив психологические отношения личности как целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами действительности, В.Н. Мясищев сформулировал одно из важных в отечественной психологии положений теории личности: система объективных социальных отношений, в которую оказывается включенным каждый человек со времени своего рождения и до смерти, формирует его субъективные отношения ко всем сторонам действительности. И эта система отношений человека к окружающему миру и к самому себе - всегда наиболее специфическая характеристика именно личности.

Л.И. Божович [1] характеризует направленность личности как систему ведущих мотивов. На наш взгляд, проблема мотивов и их роли в формировании личности подрастающего человека получила в ее концепции наиболее перспективное развитие. С ее точки зрения, мотивы - это особый род побудителей человеческого поведения, возникающих из «внутренней позиции» и составляющих ее. Внутренняя позиция складывается из того, как ребенок на основе своего предшествующего опыта, своих возможностей, своих ранее возникших потребностей и стремлений относится к тому объективному положению, какое он занимает в жизни в настоящее время. И какое положение он хочет занимать. По Л.И. Божович, наиболее глубокой и фундаментальной является характеристика направленности с точки зрения отношений человека к себе и обществу. В зависимости от того, что побуждает человека - мотивы личной заинтересованности или мотивы, связанные с интересами других людей, строятся и все другие особенности его личности: интересы, черты характера, стремления, переживания. Более того, от направленности личности зависит не только комплекс характерных для данного человека качеств, но и внутреннее строение каждого присущего ему качества. Если понимать отношение как определенное содержание субъективных целей и задач личности, отражающих усвоение ею общественной идеологии, то внутреннюю позицию личности нельзя объяснить каким-либо отдельным мотивом. Она складывается под воздействием системы мотивов.

В большинстве работ по направленности личности главное внимание уделяется изучению таких фундаментальных ее видов, как просоциальная направленность (направленность на других людей), сугубо личная направленность (направленность на себя) и деловая направленность (направленность на задачу, на дело). Указанные виды направленности выделяют такие отечественные психологи, как Л.И. Божович, Т.Е. Конникова, В.Э. Чудновский и др.

Задачей нашего исследования являлось применение монографического метода в изучении особенностей личностной направленности подростков, которые могут проявиться в особой, индивидуальной для каждого школьника, иерархии мотивов. При монографическом изучении личности были использованы такие экспериментальные методики, как личностный ориентационный опросник В. Смекалы и М. Кучеры для определения направленности личности; тест ценностных ориентаций М. Рокича (модифицированный Д.А. Леонтьевым), тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, анкета «О смысле жизни» В.Э. Чудновского, тест Куна-Макпартленда «Кто Я?». Наряду с данными методиками велось наблюдение отдельных подростков по специально разработанной программе. Комплексный метод объединил также последовательное написание сочинений, беседу с их авторами и биографические данные каждого из них. Результаты исследования отражают своеобразие индивидуальных вариантов процесса становления направленности личности. Приводимые ниже характеристики отдельных подростков свидетельствуют о том, что при монографическом изучении направленности личности наиболее ярко вырисовываются индивидуальные черты во всем их своеобразии.

Ксения А. (15 лет). Ее поведение отличается преобладанием мотивов сугубо личной направленности, мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Она чаще бывает занята сама собой, своими чувствами и переживаниями, не склонна реагировать на потребности окружающих ее людей. В совместной деятельности склонна удовлетворять свои собственные притязания вне зависимости от интересов других людей. Ее учебная деятельность отличается преобладанием престижных мотивов. Так, в своем сочинении она отмечает, что «привыкла быть в числе лучших», «не хочу быть хуже других», а также «приятно получать одобрение». В характерологическом плане Ксения отличается интровертированностью, соперничеством, интроспективностью, эгоцентризмом. Анализируя понятие смысла жизни (в качестве инструмента была использована анкета, разработанная В.Э. Чудновским), она четко дифференцирует смысл жизни как понятие и как смысл собственной жизни. Понятие смысла жизни испытуемая раскрывает в общем виде «цель, к которой стремишься всю жизнь», «ориентир в жизни». Конкретизируя смысл собственной жизни, она отмечает, что «главное - материальная независимость и обеспеченность, положение в обществе». Высший, доминирующий, уровень иерархии ценностей-целей у испытуемой составили: материально обеспеченная жизнь, творчество, свобода, карьера. Средний, предпочитаемый, уровень составили также ценности как интересная работа, любовь, наличие друзей, активная деятельная жизнь. На низшем уровне иерархии оказались такие ценности, как счастливая семейная жизнь, развлечения, жизненная мудрость.

Тимур Б. (15 лет) характеризуется как подросток, поддерживающий хорошие отношения с людьми. Проявляет большой интерес тогда, когда речь идет о коллективной деятельности. Просоциальная направленность его личности обнаруживается в стремлении действовать в интересах других людей, своего классного коллектива, действовать вместе с другими. На первое место по значимости выступают кооперативные отношения. Характерологически отличается желанием дружбы и симпатии, недостаточной автономностью. Ждет заботы со стороны других, тепла, любви, понимания. Не имеет агрессивных и конфликтных тенденций. Мотивация учения отличается альтруистическими установками: «Хочу иметь знания, чтобы быть полезным обществу». Высший, доминирующий, уровень иерархии ценностей-целей составили такие ценности, как сострадание, наличие верных друзей, любовь, общественное признание. На среднем уровне оказались такие терминальные ценности, как свобода, материально обеспеченная жизнь, уверенность в себе, гармония, счастливая семейная жизнь, карьера. Низший уровень ценностей составили творчество, жизненная мудрость, развлечение, активная деятельная жизнь. Следует отметить большую полноту смыслового поля испытуемого: «стать полезным людям, иметь друзей, которые тебя понимают, любят; образование; взаимопомощь». Отмечает, что наличие смысла жизни имеет большое значение для человека: «жизнь без смысла не интересна», «смысл - оставить после себя что-то хорошее, не жить только для себя».

Аюна В. (14 лет), учащаяся 9-го класса. В структуре ее направленности личности преобладают деловые мотивы, направленные на самовыражение, самооценку в учебе, на стремление к самосовершенствованию и саморазвитию. Отличается активностью, самостоятельностью, решительностью, упорством, трезвостью взглядов на жизнь. Не нуждается в чьей-либо помощи, стремится к достижению поставленных целей и задач, к непосредственному увлечению процессом деятельности. Любознательна, проявляет сильный интерес к учению. В своем сочинении отмечает «хочу быть развитой и культурной», «нравится узнавать новое», «хочу продолжить образование, подготовиться к избранной профессии». Смысл жизни видит в познании, в получении образования (познавательные смыслы):

«Мой смысл жизни на данный момент состоит в том, чтобы вырасти умной и развитой личностью, чтобы мои родители не испытывали стыда за мой уровень развития и образования». Среди доминирующих ценностей-целей преобладают такие, как интересная работа, активная деятельная жизнь, жизненная мудрость, карьера. Следует отметить, что в направленности личности испытуемой отчетливо видна связь деловых мотивов с личными интересами.

Таково в схематической форме содержание характеристик подростков, отличающихся своеобразием и уникальностью направленности своей личности. Приводимые характеристики показывают, что при монографическом изучении наиболее ярко вырисовываются индивидуальные черты направленности личности во всем их своеобразии. Монографический метод дает прекрасную возможность для исследования внутреннего мира личности, ее направленности, позволяет оценить мотивы, цели и ценности. Работая с монографическим методом, исследователь может всесторонне изучать конкретную личность, то, что в ней имеется не только общего с другими личностями, но и особенное, индивидуальное. Несомненно, монографический метод значительно обогащает инструментарий, используемый исследователем, и позволяет получить объективную и надежную информацию о направленности личности подростка.

Литература

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

2. Лазурский А.Ф. Классификация личностей // Избранные труды по психологии. - М., 1997. - С. 5-266.

3. Лазурский А.Ф. Школьные характеристики // Избранные труды по психологии. - М., 1997. - С. 267-411.

4. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. - М., 1992.

5. Мясищев В.Н. Социальная психология и психология отношений. - М., 1965.

6. Олпорт Г. Становление личности: избранные труды. - М., 2002.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 1999.

8. Тудупова Т.Ц. Этнопсихология направленности личности. - Улан-Удэ, 2002.

9. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. - М., 1997.

10. Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы. - М., 1998. - 335 с.

Тудупова Туяна Цибановна - кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой возрастной и педагогической психологии Бурятского государственного университета. E-mail: tuyanatu@mail.ru

Tudupova Tuyana Tsibanovna - candidate of psychology, associate professor, head of age and pedagogical psychology department of Buryat State University. E-mail: tuyanatu@mail.ru

УДК 159.928.22 T.A. Климонтова

ПСИХОДИАГНОСТИКА КАРТИНЫ МИРА ИНТЕЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Статья посвящена графической методике, направленной на изучение картины мира. Освещаются исходные теоретические положения, используемые при разработке методики, описывается процедура проведения и обработки результатов, а также представляются результаты ее апробации на выборках интеллектуально одаренных учащихся с явной скрытой формой одаренности и обычных старшеклассников.

Ключевые слова: картина мира, интеллектуальная одаренность.

T.A. Klimontova PSYCHOGNOSIS OF INTELLECTUAL GIFTED SENIOR PUPILS’ WORLD PICTURE

The article is devoted to graphic methods, directed on world picture studying. The basic theoretical concepts of this method are unlighted. The results of its approbation on a sample of intellectually gifted pupils with explicit, implicit giftedness, and no gifted senior pupils have been presented.

Keywords: world picture, intellectual giftedness.

В настоящее время изучение картины мира, ее формирование в онтогенезе, а также взаимосвязь с поведением и деятельностью относится к кругу тех фундаментальных психологических проблем, которые не утрачивают своей актуальности. Исследование поставленной проблемы имеет выраженное теоретическое значение и открывает перспективы решения ряда прикладных задач психологической науки. При выраженном интересе ученых к данной предметной области приходится констатировать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.