УДК 159.99
Зубова Л.В., Кириенко А.А.
Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия E-mail: [email protected]; [email protected]
К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ
Zubova L.V., Kirienko A.A.
Orenburg state university, Orenburg, Russia E-mail: [email protected]; [email protected]
TO THE QUESTION OF INTERRELATION OF MEANINGFUL ORIENTATIONS AND AGGRESSION OF TEENAGERS
Основное содержание статьи посвящено изучению взаимосвязи смысложизненных ориентаций и агрессивности подростков. В качестве гипотезы выступило предположение о том, что специфика проявлений агрессивности связана с содержанием смысложизненных ориентаций личности. В процессе эмпирического исследования общую выборку подростков разделили на три подгруппы в соответствии с уровнем выраженности агрессивности (высоким, низким, нормальным) и, используя методики «СЖО» (Д.А. Леонтьева), опросник Басса-Дарки и методики «^and-test» (З.Пиотровски и Э.Вагнера) определялись психологические портреты групп подростков, описывались характеристика и содержание смысложизненных ориентаций подростков, специфика агрессивного поведения личности, анализировались корреляционные связи между смысложиз-ненными ориентациями и агрессивностью.
Установлено, что подросткам с низким и нормальным уровнем выраженности агрессивности свойственна конструктивность в общении с другими, доброжелательность, избегание столкновений и конфликтных ситуаций. Проявление агрессивности возможно только в особо значимых ситуациях, в остальных случаях используется вербальная форма агрессии. Вместе с тем, они проявляют большой интерес к событиям свой жизни, имеют конкретные цели и намерения, убеждены в своей способности влиять на ход жизненных событий. Но присутствует сомнение в возможности их полного осуществления.
Выявлено, что подростки с высоким уровнем агрессивности характеризуются директивностью, стремлением контролировать других и давать им жесткие указания. Свойственно сомневаться в способности реа-лизовывать свои цели, они менее других групп удовлетворены жизнью вследствие её низкой эмоциональной насыщенности. Проявление агрессии является не только допустимой, но и желательной формой поведения, основными характеристиками которого являются физическая агрессия, косвенная и вербальная, подозрение и раздражительность.
Данные, полученные в исследовании, позволяет утверждать, что снижение осмысленности и эмоциональной насыщенности жизни может провоцировать личность на применение ею агрессивных форм поведения.
Ключевые слова: смысложизненные ориентации, агрессия, агрессивность личности, подростки.
The main contents of article are devoted to studying of interrelation the of orientations and aggression of teenagers. The assumption that the specifics of manifestations of aggression are connected with contents of orientations of the personality has acted as a hypothesis. In the course of the empirical research the general selection of teenagers was divided into three subgroups according to the level of expressiveness of aggression (high, low, normal) and, using techniques of "SZhO" (D.A. Leontyev), Bass-Darki's questionnaire and the techniques "Hand-test" (Z. Piotrovski and E. Wagner) were defined psychological portraits of groups of teenagers, the characteristic and the contents of orientations of teenagers, specifics of aggressive behavior of the personality were described, correlation communications between orientations and aggression were analyzed.
It is established that the constructibility in communication with others, goodwill, avoiding of collisions and conflict situations is peculiar to teenagers with the low and normal level of expressiveness of aggression. Manifestation of aggression is possible only in especially significant situations, in other cases the verbal form of aggression is used. At the same time, they show great interest to events the lives, have specific goals and intentions, are convinced of the ability to influence the course of vital events. But there is a doubt in a possibility of their full implementation.
It is revealed that teenagers with the high level of aggression are characterized by directivity, the aspiration to control others and to give them tough instructions. It is peculiar to doubt ability to realize the purposes, they less other groups are satisfied with life owing to its low emotional saturation. Manifestation of aggression is not only an admissible, but also desirable form of behavior which main characteristics are physical aggression, indirect and verbal, suspicion and irritability.
Allows to claim the data received in a research that decrease in intelligence and emotional saturation of life can provoke the personality to application of aggressive forms of behavior by her.
Key words: meaningful orientations, aggression, aggression of the personality, teenagers.
Изучение смысложизненных ориентаций в подростковом возрасте является актуальным вопросом по ряду причин. Во-первых, в этом периоде жизни молодые люди определяют своё
место в социуме и в более глобальном смысле определяют дальнейший ход жизненных событий, свой жизненный путь [2], [7]. Во-вторых, этот выбор осуществляется при недостаточном
опыте, знаниях и возможностях [15]. Вместе с тем, от сделанного уже на этом этапе выбора ценностей и целей и их значения для личности зависит то, в каком направлении будет развиваться подросток, какую займет жизненную позицию, насколько будет активен, как будет претворять свои мечты в жизнь и даже будет ли способен преодолевать трудности [11], [12].
Согласно представлениям психологов (К.А. Абульхановой-Славской, Л. Бинсвангера, Д.А. Леонтьева, Р. Мэй, К. Обуховский, С. Л. Рубинштейна, В.Э. Чудновского, В. Франкла, Э. Фромма и др.), смысложизненые ориентации являются регуляторами социального поведения и направленной деятельности человека [1], [6], [10], [13], [14], [15]. «Они представляют собой обобщенную структурно-иерархическую и динамическую систему представлений, являющуюся базовым элементом внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированную и закрепленную жизненным опытом индивида в ходе социализации и социальной адаптации» [15]. Смысложизненные ориентации отвечают за осмысленность выборов, которые делает личность, за способность влиять на ход жизненных событий и брать за них ответственность и, в конечном счете, за индивидуальный стиль жизни и выбор жизненного пути [6], [8], [11], [12].
Стремление к поиску и нахождению жизненных смыслов, целей и ценностей психотерапевт В. Франкл рассматривает как базовую потребность личности, которая лежит в основе её благополучного развития. Если данная потребность остаётся не реализованной, то человек испытывает явление, называемое экзистенциальным вакуумом, длительное переживание которого может спровоцировать появление различных психических заболеваний и отклоняющегося поведения [13].
Стенли Криппнер, профессор психологии Сэйбрукского университета утверждает, что поте-
ря человеком ключевых жизненных ориентаций, делает его беспомощным в преодолении фрустраций и жизненных трудностей, усиливает враждебность и агрессивность личности [4], 14].
В подростковом возрасте агрессивность, как личностное свойство, выражаемое в допустимой социально-приемлемой форме, способствует развитию личности, помогает отстоять собственные права, приспособиться и найти своё место в социальной группе, приобрести и сохранить личностную автономность. Чрезмерная агрессивность, напротив, снижает адаптационный потенциал личности, способствуя закреплению негативных черт характера и проявлению отклоняющихся форм поведения [1], [2], [3], [5], [7].
В данной статье, мы хотим показать на основе эмпирического исследования, как взаимосвязаны между собой данные явления, и какое это значение имеет для личности подростков.
В исследовании, которое проводилось на базе высшего учебного заведения, приняли участие 256 школьников в возрасте от 14-15 лет. На основе установленного с помощью методики Басса-Дарки уровня агрессивности всех участников распределили по трём выборкам (с уровнем агрессивности ниже номы, с нормальным уровнем агрессивности и выше нормы). Далее во всех трёх выборках выявлялись характеристики смысложизненных ориентаций, на основе использования методики «СЖО» (Д.А. Леонтьева), устанавливалась специфика агрессивных проявлений на основе данных опросника Басса-Дарки и методики «НаМ4е81;» (З. Пиотровски и Э. Вагнера) [10], [16], [17].
Основываясь на данных, полученных при использовании вышеописанных психодиагностических методик, представим характеристики каждой выборки, содержание смысложизнен-ных ориентаций, специфику агрессивных проявлений (таблица 1).
Таблица 1 - Выраженность различных форм проявления агрессивности у подростков (методика СЖО Д.А. Леонтьева) (средние значение)
Выборка Цели Процесс Результат ЛК-Я ЛК-жизнь Общий
I выборка 31,1 29,2 25,9 20,8 31,2 102,9
II выборка 33 30,8 26,8 20,6 32 106,7
III выборка 26,5 22,6 18,6 18,5 29,8 89,9
Так, согласно данным исследования, подросткам I выборки свойственно брать ответственность за ход своей жизни на себя, они свободны в принятии решения и его реализации, но также им свойственно сомневаться в своей способности контролировать ход жизненных событий. Это противоречие возможно связано с тем, что подростковый возраст является переходным из детства в юность. Молодые люди верят в свои силы, но их пугает ответственность. При этом юноши и девушки данной выборки имеют цели на будущее, убеждены в том, что их жизнь имеет смысл, значима и интересна положительно оценивают прошлое, настоящее и перспективы будущего.
Специфика агрессивных проявлений подростков данной выборки заключается в том, что
у них развита тенденция сдерживания агрессии. Этот показатель в 1,6 раз превышает показатель «агрессивные тенденции», что говорит о способности уклоняться от прямых столкновений, избегать открытых противостояний за счет умения договариваться, проявлять доброжелательность и лояльность.
В структуре агрессивного поведения преобладающими формами являются вербальная агрессия, косвенная агрессия и чувство вины. В провоцирующих агрессию ситуациях подростки склонны выражать недовольство или напрямую с помощью вербальных атак и оскорблений, либо используя непрямые, косвенные формы нанесения вреда. Высокий уровень чувства вины и стремление к сотрудничеству регулируют агрессию и направляют её в конструктивное русло.
Таблица 2 - Выраженность различных форм проявления агрессивности у подростков (опросник Басса-Дарки) (средние значение)
я и ь т я си и т с
Выборка Физическая агрес< Косвенная агрессия Раздражение Негативизм Обида с о н ь л е н и р з о д о С сс е р г а к ь л а б р е В Чувство вины о н в и с с CD ft г а с к е нд s
Средние значения
I выборка 4,3 4,7 4,1 1,9 2,0 3,5 5,3 5,2 14,1
II выборка 6,6 5,9 5,6 2,2 3,0 5,1 8,2 5,8 20,3
III выборка 8,7 6,6 8 4 3,6 6,2 11,2 6 27,9
Таблица 3 - Выраженность различных форм проявления агрессивности у подростков (методика «Hand-test» Э. Вагнера) (средние значение)
Показатели
Выборка Агрессия ь т с о н в к т к е р и Страх ь т с о н ь л rt К о и ц о ци а к и к у м ом Зависимость Активный безличный й ы н ч и л з е \о =к ы н в я и ц н е д н е т « а н в и [ерживающие тенденции
Ч м Э Ко и с с а П с с е р г А д С
I выборка 3,2 4,6 0,2 3,9 7,3 1,6 12,8 2,7 7,8 13
II выборка 3,4 4,2 0,6 4 7,0 1,2 13,4 2,1 7,6 12,9
III выборка 5,4 5,5 0,3 3,4 6,0 1,1 13 1,3 10,9 10,8
Во второй выборке (у подростков с показателем агрессивности на уровне нормы), так же как и у представителей I выборки, выявлены высокие показатели по шкалам «цели жизни», «вербальная агрессия» и «коммуникация» и низкие показатели зафиксированы по шкалам «локус контроля-Я», «негативизм», «страх».
Подростков II выборки характеризует стремление строить жизненные планы, но присутствует сомнение в возможности их полного осуществления. Специфика агрессивных проявлений в данной выборке заключается в преобладании «сдерживающей агрессию тенденции» и проявление агрессивности только в особо значимых ситуациях, в остальных случаях используются вербальная и реже физическая и косвенная формы агрессии, подозрительность.
В третьей выборке (у подростков с высоким индексом агрессивности) полученные результаты выявили следующее. Общий показатель осмысленности в исследуемой группе не превышает средне нормативных показателей. Менее выраженными являются численные данные по шкале эмоциональной насыщенности и удо -влетворённости жизнью. Были получены показатели, превышающие среднестатистическую норму для шкал: «вербальная агрессия», «физическая агрессия», «раздражение». Превышение нормативных значений было установлено по показателям «негативизм» и «подозрительность». По проективной методике «Наиё^й» Э. Вагнера мы видим снижение количества ответов, относящихся к категориям «эмоциональность» и «коммуникативность», составляющих «сдерживающие агрессию тенденции».
Специфика агрессивных проявлений подростков данной выборки заключается в преобладании «агрессивной тенденции» над сдерживающей, следовательно, что говорит о готовности проявлять открытую агрессию, которая проявляется как в вербальной, так и
физической форме, в раздражительности, подозрительности и негативизме.
Корреляционный анализ ( с использованием коэффициента корреляции Пирсона) позволил конкретизировать характер связей между различными формами агрессивных проявлений и компонентами смысложизненные ориентаций. Результаты исследования значимых корреляций по каждой выборке представлены в таблицах.
На основе анализа корреляционных связей между основными компонентами смысло-жизненных ориентаций и формами проявления агрессивности в I выборке сформулируем основные выводы (таблица 4).
Высокой степени раздражительности способствуют недостаточность осмысленности жизни, снижение аффективной насыщенности, отсутствие возможностей для собственной самореализации, обида, завить.
Расширение круга интересов, усиление эмоциональной составляющей жизни, повышение личностной эффективности, убеждённость в том, жизненные события подвластны управлению приводит к лояльности в отношениях с другими людьми, к спокойному реагированию на фрустрирующие ситуации.
Изучение корреляционных связей между анализируемыми показателями в выборке подростков с нормальным уровнем агрессивности (II выборка) позволил прийти к следующим выводам (таблица 5).
Во второй выборке была выявлена обратная корреляционная связь между показателями «цели» и «косвенной агрессией», а также показателями « цели», «результат», «локус контроля -жизнь» и « раздражением». Следовательно, чем меньше уровень осознанности жизни, готовности ставить и реализовывать цели, чем меньше удовлетворённость от собственной результативности, тем выше уровень раздражительности и непрямых форм агрессии.
Таблица 4 - Корреляционные связи (при р<0,01) между проявлениями агрессивности и компонентами
смысложизненных ориентаций (I выборка)
Компоненты смысложизненных ориентаций Раздражение Обида
Коэффициент корреляции Пирсона (при p<0,01)
Цели -0,492
Процесс -0,501 -0,479
Результат -0,503 -0,510
Результаты корреляционного анализа связей между различными формами агрессивных проявлений и компонентами смысложизненных ориентаций в выборке подростков с высоким индексом агрессивности (III выборка) показал, что недостаточность осмысленности жизни, снижение её аффективной составляющей сказывается на повышении агрессивности, жесткости и категоричности в отношении других людей. Уменьшение осмысленности и отсутствие временной перспективы провоцирует личность на проявление раздражительности и обидчивости. Недостаток эмоциональной насыщенности жизненных событий, недостаток ярких переживаний и впечатлений отражается на повышении уровня агрессивности и стремлении использовать физические формы агрессии.
Сформулируем ключевые выводы по исследованию.
Смысложизненые ориентации представляют собой динамическую систему смыслов, ценностей и целей, на основе которых личность выстраивает свой жизненный путь, делает осознанные выборы, принимает решения относительно, того, каким целям следовать, какие ценности воплощать в деятельности. Смысло-жизненные ориентации отвечают за осмыслен-
ность выборов, которые делает личность, за способность влиять на ход жизненных событий и брать за них ответственность и в конечном счете за индивидуальный стиль жизни и выбор жизненного пути.
Исследование позволило составить психологические портреты подростков, разделённых по наличию высокого, низкого и нормального уровня выраженности агрессивности и описать особенности их личности с точки зрения содержания смысложизненных ориентаций.
Подросткам с низким уровнем выраженности агрессивности свойственна конструктивность в общении с другими, доброжелательность, избегание столкновений и конфликтных ситуаций. Вместе с тем, они проявляют большой интерес к событиям свой жизни, имеют определённые цели и намерения, убеждены в своей способности влиять на ход жизненных событий.
Подросткам с нормальным уровнем агрессивности свойственно проявление агрессивности только в особо значимых ситуациях, в остальных случаях используется в основном вербальная форма агрессии. Их также характеризует стремление строить жизненные планы,
Таблица 5 - Корреляционные связи (при р<0,01) между проявлениями агрессивности и компонентами
смысложизненных ориентаций (II выборка)
Компоненты смысложизненных ориентаций Косвенная агрессия Раздражение
Коэффициент корреляции Пирсона (при p<0,01)
Цели -0,51 -0,533
Результат -0,51
Таблица 6 - Корреляционные связи (при p<0,01) между проявлениями агрессивности и компонентами
смысложизненных ориентаций (III выборка).
Компоненты смысложиз. ориентаций Ф агр Р Об В агр И агр А гр Дир С Э м З Ат
Коэс )фициент корреляции Пирсона (при p<0,01)
Цели -0,62 -0,46 0,59 0,46 -0,54
Процесс -0,53 -0,69 -0,61 -0,53 -0,86
Результат -0,47 -0,79 0,52 -0,61
ЛК-Я -0,51 -0,49 -0,58 -0,69 -0,45
ЛК-жизнь -0, 47 -0,71 -0,81
П р и м е ч а н и е: условные обозначения: (Фагр) - физическая агрессия, (Р) - раздражение, (Об) - обида, (Вагр) -вербальная агрессия, (И) - индекс агрессивности, (А) - агрессия, (Дир) - директивность, (С) - страх, (Эм) - эмоциональность, (З) - зависимость, (Ат) - агрессивные тенденции.
но присутствует сомнение в возможности их полного осуществления.
Подростки с высоким уровнем агрессивности проявляют директивность, стремление контролировать других и давать им жесткие указания, при этом им самим свойственно сомневаться в способности влиять на события своей жизни, они менее других групп удовлетворены жизнью вследствие её низкой эмоциональной насыщенности. Проявление
агрессии является не только допустимой, но и желательной формой поведения основными характеристиками которого являются: физическая агрессия, косвенная и вербальная, подозрение и раздражительность.
И последнее, анализ полученных данных позволяет утверждать, что снижение осмысленности и эмоциональной насыщенности жизни может провоцировать личность на применение ею агрессивных форм поведения.
20.11.2017
Работа выполнена в соответствии с договором с РФФИ от 12.05.2017 №16-36-00017/17-ОГОН о предоставлении гранта на проведение научного исследования по теме «Индивидуально-личностные особенности асоциальных проявлений современных школьников: типология, риски возникновения, профилактика»
Список литературы:
1. Albert, D.J. Aggression in humans: What is its biological foundation? / D.J. Albert, M.L. Walsh, R.H. Jonik // Neuroscience & Biobehavioral Reviews. - 1993. - 17 (4). - С. 405-425. - PMID 8309650. - DOI: 10.1016/S0149-7634(05)80117-4.
2. Bandura, A. Transmission of aggression through imitation of aggressive models / A. Bandura, D. Ross, S. Ross // The Journal of Abnormal and Social Psychology. - 1961. - 63 (3). - С. 575-582. - PMID 13864605. - DOI: 10.1037/h0045925.
3. Berkowitz, L. Aggression: Its causes, consequences, and control / L. Berkowitz. - NY: McGraw-Hill, 1993. - 368 c.
4. Garnefski, N. Bully victimization and emotional problems in adolescents: Moderation by specific cognitive coping strategies? [Электронный ресурс] / N. Garnefski, V. Kraaij // Journal of Adolescence. - 2014. - Т. 37. - Вып. 7. - С. 1153-1160. - Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2014.07.005.
5. Krippner, S. Addicted to bliss: Looking for ecstasy in all the wrong places / S. Krippner, D. Dunbar // NeuroQuantology. - 2011. -№9. - С. 135-144.
6. Smith, P. Why has aggression been thought of as maladaptive? / P. Smith // Aggression and Adaptation: the Bright Side to Bad Behavior. - 2007. - P. 65-83.
7. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
8. Зубова, Л.В. Индивидуально-личностные особенности агрессивности подростков различных типов направленности личности: монография / Л.В. Зубова, А.А. Кириенко. - ФГБОУ ВО «ОГУ», Экспресс-печать, Оренбург, 2016. - 136 с.
9. Зубова, Л.В. Анализ феномена смысложизненных и ценностных ориентаций шопинг-зависимого молодого поколения / Л.В. Зубова, И.Г. Щеглова // Психология и педагогика XXI: теория, практика и перспективы. Традиции и инновации. - М., 2016. - С. 56-72.
10. Криппнер С. Сновидения и творческий подход к решению проблем / С. Криппнер, Дж. Диллард. - М., 2001. - 256 с.
11. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО) / Д.А. Леонтьев. - 2-е изд. - М.: Смысл, 2000.
12. Мощенко, Л. С. Смысложизненные ориентации студентов с разным уровнем жизнестойкости [Электронный ресурс] / Л.С. Мощенко, Н.В. Дроздова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 50. - С. 133-140. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/76667.htm.
13. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан // Психологический журнал. - 2006. - Т. 16. - №5. - С. 3-16.
14. Сахарова, Т.Н. Особенности смысложизненных ориентаций в подростковом и юношеском возрасте / Т.Н. Сахарова // Среднее профессиональное образование. - 2013. - №8. - С. 37-40.
15.Франкл, В. Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия / В. Франкл. - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2015. - 96 с.
16. Фромм, Э. Здоровое общество: монография / Э. Фромм. - М.: АСТ, 2015. - 448 с.
17. Чудновский, В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни / В.Э. Чудновский. - МПСИ, НПО «МОДЭК», 2006. -768 с.
18. Ениколопов, С.Н. Психометрический анализ русскоязычной версии опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Перри / С.Н. Ениколопов, Н.П. Цибульский // Психологический журнал. - 2007. - №1. - С. 115-124.
19. Муляр, О.И. Hand-test ломает традицию / О.И. Муляр // Психологическая газета. - 1998. - №5(32).
References:
1. Albert D.J., Walsh M.L., Jonik R.H. Aggression in humans: What is its biological foundation? Neuroscience & Biobehavioral Reviews, 1993, 17(4), pp. 405-425, PMID 8309650, DOI: 10.1016/S0149-7634(05)80117-4.
2. Bandura A., Ross D., Ross S. Transmission of aggression through imitation of aggressive models. The Journal of Abnormal and Social Psychology, 1961, 63(3), pp. 575-582, PMID 13864605, DOI: 10.1037/h0045925.
3. Berkowitz L. Aggression: Its causes, consequences, and control. NY: McGraw-Hill, 1993, 368 p.
4. Garnefski N., Kraaij V. Bully victimization and emotional problems in adolescents: Moderation by specific cognitive coping strategies? Journal of Adolescence, 2014, vol. 37, issue 7, pp. 1153-1160. Available at: https://doi.org/10.1016Zj.adolescence.2014.07.005.
5. Krippner S., Dunbar D. Addicted to bliss: Looking for ecstasy in all the wrong places. NeuroQuantology, 2011, no. 9, pp. 135-144.
6. Smith P. Why has aggression been thought of as maladaptive? Aggression and Adaptation: the Bright Side to Bad Behavior, 2007, P. 65-83.
7. Abul'hanova-Slavskaya K.A. Strategiya zhizni [Strategy of life]. M.: Mysl', 1991, 299 p.
8. Zubova L.V., Kirienko A.A. Individual'no-lichnostnye osobennosti agressivnosti podrostkov razlichnyh tipov napravlennosti lichnosti: monografiya [Individual and personal features of aggression of teenagers of various types of orientation of the personality: monograph]. FGBOU VO «OGU», EHkspress-pechat', Orenburg, 2016, 136 p.
9. Zubova L.V., Shcheglova I.G. Analiz fenomena smyslozhiznennyh i cennostnyh orientacij shoping-zavisimogo molodogo pokoleniya. Psihologiya i pedagogika XXI: teoriya, praktika i perspektivy. Tradicii i innovacii [Psychology and pedagogics of XXI: theory, practice and prospects. Traditions and innovations], M., 2016, pp. 56-72.
10. Krippner S., Dillard Dj. Snovideniya i tvorcheskij podhod k resheniyu problem [Dreams and creative approach to the solution of problems]. M., 2001, 256 p.
11. Leont'ev D.A. Test smyslozhiznennyh orientacii (SZHO) [Test of meaningful orientations]. M.: Smysl, 2000.
12. Moshchenko L.S., Drozdova N.V. Smyslozhiznennye orientacii studentov s raznym urovnem zhiznestojkosti. Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal «Koncept» [Scientific and methodical online magazine "Kontsept"], 2016, vol. 50, pp. 133-140. Available at: http://e-koncept.ru/2016/76667.htm.
13. Rean A.A. Agressiya i agressivnost' lichnosti. Psihologicheskijzhurnal [Psychological magazine], 2006, vol. 16, no. 5, pp. 3-16.
14. Saharova T.N. Osobennosti smyslozhiznennyh orientacij v podrostkovom i yunosheskom vozraste. Srednee professional'noe obrazovanie [Secondary professional education], 2013, no. 8, pp. 37-40.
15.Frankl V. Stradaniya ot bessmyslennosti zhizni. Aktual'naya psihoterapiya [Sufferings from senselessness of life. Relevant psychotherapy]. Novosibirsk: Sibirskoe universitetskoe izdatel'stvo, 2015, 96 p.
16. Fromm E. Zdorovoe obshchestvo: monografiya [Healthy society: monograph]. M.: AST, 2015, 448 p.
17. CHudnovskij V.E. Stanovlenie lichnosti iproblema smyslazhizni [Formation ofthe personality and problem of meaning of life]. MPSI, NPO «MODEHK», 2006, 768 p.
18. Enikolopov S.N., Cibul'skij N.P. Psihometricheskij analiz russkoyazychnoj versii oprosnika diagnostiki agressii A. Bassa i M. Perri. Psihologicheskij zhurnal [Psychological magazine], 2007, no. 1, pp. 115-124.
19. Mulyar O.I. Hand-test lomaet tradiciyu. Psihologicheskaya gazeta [Psychological newspaper], 1998, no. 5(32).
Сведения об авторах:
Зубова Людмила Викторовна, заведующий кафедрой общей психологии и психологии личности Оренбургского государственного университета, доктор психологических наук, профессор
Е-шаИ: [email protected]
Кириенко Алла Александровна, старший преподаватель кафедры общей психологии и психологии личности Оренбургского государственного университета, кандидат психологических наук, Е-шаИ: [email protected]
460018, г Оренбург, пр-т Победы, 13