Научная статья на тему 'Психологические особенности агрессивности школьников-подростков и студентов'

Психологические особенности агрессивности школьников-подростков и студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1893
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / АГРЕССИВНОСТЬ / AGGRESSION / ШКОЛЬНИКИ-ПОДРОСТКИ / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / AGGRESSIVENESS / TEENAGERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бабаев Тосиф Музаффар Оглы

В статье представлен сравнительный анализ психологических особенностей агрессивности школьников-подростков и студентов. Автор раскрывает причины агрессивного поведения подростков и студентов, выявляя особенности и уровень агрессивности и враждебности учащихся данных возрастных категорий. В ходе теоретического анализа определены сущностные характеристики агрессии и агрессивности, а также психологические особенности проявления агрессивности в подростковом и юношеском возрасте. Целью исследования являлось выявление особенностей и уровня агрессивности подростков и студентов. Для диагностики психологических особенностей личности агрессивных подростков были использованы комплексная психодиагностическая методика исследования личностных качеств (тест-опросник Басса Дарки) и методика исследования уровня развития психологических особенностей личности (тест-опросник FPI). В результате проведённого анализа автор теоретически обосновал и эмпирически подтвердил, что подростки более агрессивны и более враждебны, чем студенты. Это связано с кризисным периодом, а также с тем, что подростки ещё не научились контролировать свои эмоции, их эмоциональное состояние неустойчиво. Результаты данного исследования свидетельствуют о том, что студенты и школьники-подростки имеют индивидуальные психологические особенности агрессивности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF TEENAGERS’ AND STUDENTS’ AGGRESSIVENES (COMPARATIVE ANALYSIS)

This article presents the comparative analysis of psychological peculiarities of the high-school teenagers’ and higher educational institutions studentsaggressiveness. The author reviews the reasons of the teenagers’ and students’ agressive behaviour, determing special features and levels of the agressiveness of the students of these age categories. The research was carried out on the basis of SI GES № 646 of the Eastern District of Moscow in 2014-2015. In the course of the theoretical analysis essential characteristics of the agression and agressiveness, as well as psychological peculiarities of the agressiveness’s signs in the teen-age years, were defined. The aim of the research was to detect peculiarities and levels of the teenagers’ and students’ agressiveness. The complex psychodiagnostic method of the personal qualities research (Bass-Darka’s test-questionnaire) as well as the research method of the personal psychological peculiarities development level (test-questionnaire FPI) were applied in order to carry out the diagnostics of the aggressive teenagers’ personal psychological features. As a result of the research, the author justified theoretically and confirmed empirically the fact that the teenagers are more agressive and hostile than the students. This is connected with the crisis period, as well as with the fact that the teenagers are not yet able to control their emotions, their emotional condition is unstable. The results of this research attest that students and teen-age pupils have individual psychological features of agressiveness.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности агрессивности школьников-подростков и студентов»

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ И СТУДЕНТОВ

Бабаев Тосиф Музаффар оглы — кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии и педагогики, Российский университет дружбы народов (РУДН); ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198; e-mail: tosif57@mail.ru

РЕЗЮМЕ

В статье представлен сравнительный анализ психологических особенностей агрессивности школьников-подростков и студентов. Автор раскрывает причины агрессивного поведения подростков и студентов, выявляя особенности и уровень агрессивности и враждебности учащихся данных возрастных категорий. В ходе теоретического анализа определены сущностные характеристики агрессии и агрессивности, а также психологические особенности проявления агрессивности в подростковом и юношеском возрасте. Целью исследования являлось выявление особенностей и уровня агрессивности подростков и студентов. Для диагностики психологических особенностей личности агрессивных подростков были использованы комплексная психодиагностическая методика исследования личностных качеств (тест-опросник Басса — Дарки) и методика исследования уровня развития психологических особенностей личности (тест-опросник БИ). В результате проведённого анализа автор теоретически обосновал и эмпирически подтвердил, что подростки более агрессивны и более враждебны, чем студенты. Это связано с кризисным периодом, а также с тем, что подростки ещё не научились контролировать свои эмоции, их эмоциональное состояние неустойчиво. Результаты данного исследования свидетельствуют о том, что студенты и школьники-подростки имеют индивидуальные психологические особенности агрессивности. Ключевые слова: агрессия, агрессивность, школьники-подростки, студенты.

Интенсивные социально-экономические изменения, происходящие в российском обществе, требуют от психологической науки повысить качество исследований, связанных с традиционными проблемами, оказавшимися актуальными в современных условиях. Среди всего многообразия социально-психологических проблем особого внимания заслуживает проблема агрессии современной учащейся молодё-

жи, в частности — агрессия школьников-подростков. Исследование данной проблемы связано с изучением феномена «агрессивность». Для понимания природы человеческой агрессивности целесообразно уточнить значение и смысл основных понятий.

Агрессия — это действия или высказывания, направленные на причинение вреда, душевной и физической боли другому существу [3]. Существуют различные определения агрессии и агрессивности. Бывает, что эти термины используются как синонимы. В «Психологическом словаре» дано следующее определение: «Агрессия — индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей» [4]. Выделяется три вида агрессии: 1) реактивная, включающая в себя импульсивную, экспрессивную и аффективную агрессии; 2) враждебная, для которой характерно целенаправленное и осознанное причинение вреда другому существу; 3) инструментальная, агрессия, которая используется как одно из средств достижения цели субъекта [1].

Агрессия (от лат. ১геШ — нападать) — это коллективное или индивидуальное действие, нацеленное на нанесение психологического или физического вреда, либо на уничтожение другого человека или группы людей. В большинстве случаев агрессия рождается как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями враждебности, гнева, ненависти, злости [6].

Психологические особенности проявления агрессии на разных возрастных этапах обусловлены различными причинами. В подростковом возрасте основными причинами агрессии выступают неадекватная самооценка, холерический тип темперамента, низкий уровень социально-психологической компетентности, неправильная оценка поведения другого человека, недостаточная психологическая устойчивость, отсутствие способности к эмпатии, завышенный или заниженный уровень притязаний, акцентуация характера, а также различные противоречия, характерные для данного возраста [8].

К. Роджерс полагал, что насилие и агрессия есть вынужденные ответные действия индивида на огра-

ничения возможности выбора и его свободы. Агрессия — это ответная реакция организма на опыт, который воспринялся как угрожающий и который не соответствует представлению индивида о самом себе. Индивид испытывает потребность принятия себя и своих качеств. Он стремится к хорошей жизни и счастью. Если же он ориентируется на мнение других о себе — то чувствует волнение, напряжённость, беспокойство, тревогу по поводу этих оценок. Он старается оправдать их ожидания и требования, поэтому ограничен в возможности выбора действия [1].

Подростковый период часто называют переходным, трудным, критическим, переломным. Название отражает в себе всю важность и сложность процессов, которые происходят в этом возрасте; это связано с переходом от одной жизненного этапа к другому. Переход от детства к взрослой жизни связан с развитием всех сторон: физической, умственной, нравственной, социальной. Во всех направлениях формируется качественно новое образование, в результате перестройки организма появляются элементы взрослости, меняются отношения с взрослыми и товарищами, а также самосознание.

Первая острая проблема этого возраста — переход от детской зависимости к отношениям, которые основаны на взаимном равенстве и уважении. Это перестройка отношений подростка с родителями. Данный период называют переходным, так как он связан с двумя переломными моментами: социальным (вступление в мир взрослых) и психофизиологическим (половое созревание). При вступлении в мир взрослых развивается рефлектирующее мышление в рассудочной форме. Половое созревание связано с гормональными и физиологическими изменениями, которые влекут за собой телесные и эмоционально-чувствительные изменения.

С. Фешбах подразделяет инструментальную агрессию на социально мотивированную и индивидуально мотивированную. Он считает, что у человека цели могут быть просоциальными и асоциальными [2].

Наряду с враждебной и инструментальной агрессией С. Фешбах выделяет экспрессивную агрессию. Она несёт в себе взрыв гнева и ярости, нецелеустремленный и быстро прекращающийся, причём источник нарушения спокойствия может и не подвергнуться нападению.

Агрессия в подростковом возрасте является весьма настораживающим фактором, поскольку негативно влияет на взаимоотношения подростка с родителями, друзьями, сверстниками, на учебную деятельность и индивидуальное развитие, а также на успешность в будущей профессиональной деятельности. Хотелось бы остановиться на таком факторе, как самооценка [8]. Исследуя агрессивные реакции, А.А. Реан пришёл к выводу, что уровень выраженности этих реакций взаимосвязан с уровнем самооценки юношей [7]. Общая тенденция здесь заключается в наличии прямой связи: чем выше уровень самооценки, тем выше показатели общей агрессии и различных её составляющих [5].

Для того чтобы подтвердить теоретические доводы, нами было проведено эмпирическое исследование. Исследование проводилось на базе ГУ СОШ № 646 Восточного района города Москвы в 2014—2015 гг. В исследовании принимали участие 36 учащихся 9-го и 10-го классов (мальчики и девочки), а также 36 студентов 1-го курса Российского университета дружбы народов — для сравнительного анализа.

Целью исследования являлось выявление особенностей агрессивности и уровня агрессивности подростков и студентов. Для диагностики были использованы тесты-опросники Басса — Дарки и БР1.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что уровень агрессивности студентов — низкий: лишь 4 испытуемых из 36 склонны к проявлению агрессивности. На фактор агрессивности влияют три шкалы: физическая агрессия, раздражение и вербальная агрессия. Наиболее высокий уровень занимает вербальная агрессия (высокая — 89%, средняя — 11%), даже у испытуемых с низким уровнем агрессивности. Можно сделать вывод, что оскорбления, резкие высказывания, жёсткая критика очень широко распространены в современном мире.

Полученные данные по враждебности:

• низкий уровень враждебности — 36,5%;

• норма — 47%;

• выше нормы 16,5%.

Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод, что уровень враждебности у студентов выше, чем уровень агрессивности, но также остаётся в пределах нормы и не является высоким, и лишь 6 испытуемых студентов склонны к проявлению враждебности. На фактор враждебности влияют две шкалы: обида и подозрительность.

Из приведённой ниже таблицы видно, что у школьников уровень агрессивности выше, чем у студентов: 6 испытуемых школьников имеют показатели выше нормы и склонны к проявлению агрессивности. Из трёх шкал, влияющих на фактор агрессивности, также выделяется вербальная агрессия, у школьников она выражена ещё сильнее, чем у студентов.

Полученные данные по враждебности:

• низкая — 5,5%;

• норма — 50%;

• выше нормы — 44,5%.

Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что у школьников уровень проявления враждебности очень высок, он выше уровня агрессивности и гораздо выше, чем у студентов.

Опираясь на данные, приведённые в этой таблице, можно сделать вывод, что агрессивность и враждебность у школьников гораздо выше, чем у студентов.

Для того чтобы выявить, какие шкалы являются значимыми при сравнении студентов и школьников, мной была проведена статистическая обработка данных в программе 8ТЛТКТ1СЛ 7 по выявлению ^критерия.

Особенности агрессивности студентов показывают следующие три фактора:

Таблица 1

Агрессивность и враждебность у студентов и школьников

Испытуемые Агрессивность Враждебность

Выше нормы Норма Низкая Выше нормы Норма Низкая

Студенты 11 % 28 % 61 % 16,5 % 47 % 36,5 %

Школьники 16,5 % 47 % 36,5 % 44,5 % 50 % 5,5 %

1) негативизм. В этом факторе выделен только один компонент, но с очень высоким значением (0,819027). Негативизм проявляется в оппозиционной манере поведения, которая часто направлена против лидера, авторитета или руководства. Может протекать в пассивном сопротивлении или открытой борьбе, против существующих законов или обычаев;

2) в этот фактор вошли три компонента: вербальная агрессия (0,839940), реактивная агрессия (0,660656) и невротичность (0,528872). Вербальная агрессия направлена на окружающий мир с помощью слов, сплетён, невротичность выражается в высокой возбудимости, повышенной тревожности и проявляется через вербальную агрессию;

3) ситуативность. В этот фактор вошли два компонента: открытость (0,798742) и спонтанная агрессивность (0,678528). Открытость позволяет оценить отношение испытуемого к социальному окружению и его самокритичность. Спонтанная агрессивность говорит о том, что у испытуемого недостаточная социализация, отсутствие социальной конформности, плохой самоконтроль.

Особенности агрессивности школьников-подростков показывают такие факторы:

1) чувство вины (0,879097), это отрицательная эмоция, негативное переживание, склонность к самообвинению, у подростков она выделяется как фактор в силу кризисного периода;

2) эмоциональность и напряжённость. Были выделены следующие компоненты: депрессивность (0,920829), невротичность (0,871266), эмоциональная лабильность (0,835146), спонтанная агрессивность (0,733780), раздражительность (0,719592), общительность (—0,537478), застенчивость (0,562183). Эти факторы говорят об эмоциональной устойчивости, тревожности, социальной адаптации. Возможно, это связано с подростковым периодом, так как он является кризисным.

Результаты проведённого исследования подтверждают гипотезу о том, что школьники-подростки более агрессивны и враждебны, чем студенты. Эти результаты свидетельствуют также о том, что студенты и школьники-подростки имеют индивидуальные психологические особенности агрессивности.

ССЫЛКИ

[1]. Бабаев Т. М., Каргина Н.В. Психологические особенности проявления агрессивности современных подростков и молодёжи // Акмеология. 2015. № 2 (54). С. 135-143.

[2]. Бабаев Т. М., Каргина Н.В. Психологические особенности тревожности студентов в процессе адаптационно-

го периода в первый год обучения в вузе // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2014. № 2. С. 55-59.

[3]. Берковиц Л. Агрессия: причина, последствия, контроль: учебное пособие. — Прайм-Еврознак, 2007. — 512 с.

[4]. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб. Питер, 2001. — 352 с.

[5]. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии / С.Н. Ениколопов // Прикладная психология. 2001. № 1.

[6]. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). — М.: Прогресс, 1994. — 272 с.

[7]. Реан А.А. Психология личности: Социализация, поведение, общение. — М.; СПб., 2004. — 416 с.

[8]. Купцова Т.В. Психологические особенности агрессивного поведения футбольных фанатов // Молодой учёный. 2014. № 4. С. 687-689.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF TEENAGERS' AND STUDENTS' AGGRESSIVENES (COMPARATIVE ANALYSIS)

Tosif Muzaffar oglu Babaev, Candidate of Psychological Science, Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy, Peoples' Friendship University of Russia (PFUR); 6, Miklukho-Mak-laya Street, Moscow, 117198, Russia; e-mail: to-sif57@mail.ru

ABSTRACT

This article presents the comparative analysis of psychological peculiarities of the high-school teenagers' and higher educational institutions students' aggressiveness. The author reviews the reasons of the teenagers' and students' agressive behaviour, determing special features and levels of the agressiveness of the students of these age categories. The research was carried out on the basis of SI GES № 646 of the Eastern District of Moscow in 2014—2015. In the course of the theoretical analysis essential characteristics of the agression and agressiveness, as well as psychological peculiarities of the agressiveness's signs in the teen-age years, were defined. The aim of the research was to detect peculiarities and levels of the teenagers' and students' agressiveness. The complex psychodiagnostic method of the personal qualities research (Bass-Darka's test-questionnaire) as well as the research method of the personal psychological peculiarities development level (test-questionnaire FPI) were applied in order to carry out the diagnostics of the aggressive teenagers' personal psychological fea-

tures. As a result of the research, the author justified theoretically and confirmed empirically the fact that the teenagers are more agressive and hostile than the students. This is connected with the crisis period, as well as with the fact that the teenagers are not yet able to control their emotions, their emotional condition is unstable. The results of this research attest that students and teen-age pupils have individual psychological features of agressiveness. Key words: aggression, aggressiveness, teenagers, students.

REFERENCES

[1]. Babaev T.M., Kargina N. V. Psihologicheskie oso-bennosti projavlenija agressivnosti sovremennyh podrostk-ov i molodjozhi. Akmeologija. 2015. № 2 (54). p. 135-143.

[2]. Babaev T.M., Kargina N. V Psihologicheskie osoben-nosti trevozhnosti studentov v processe adaptacionnogo peri-oda v pervyj god obuchenija v vuze. // Vestnik RUDN. Serija «Psihologija i pedagogika». 2014. № 2. p. 55-59.

[3]. Berkovic L. Agressija: prichina, posledstvija, kon-trol': uchebnoe posobie. — Prajm-Evroznak, 2007. — 512 p.

[4]. Bjeron R., Richardson D. Agressija. — SPb: Piter, 2001. — 352 p.

[5]. EnikolopovS.N. Ponjatie agressii v sovremennoj psi-hologii / S.N. Enikolopov // Prikladnaja psihologija. — № 1, 2001.

[6]. LorencK. Agressija (tak nazyvaemoe «zlo»). — M.: Progress, 1994. — 272 p.

[7]. ReanA.A. Psihologija lichnosti: Socializacija, pove-denie, obshhenie. — M.; SPb., 2004. 416 p.

[8]. Kupcova T. V. Psihologicheskie osobennosti agres-sivnogo povedenija futbol'nyh fanatov // Molodoj uchenyj. — 2014. № 4. p. 687-689.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.