Научная статья на тему 'Психологические особенности проявления агрессивности современных подростков и молодёжи'

Психологические особенности проявления агрессивности современных подростков и молодёжи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
938
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
АГРЕССИВНОСТЬ / AGGRESSION / ПОДРОСТОК / TEENAGER / СТУДЕНТ / STUDENT / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / DEVIANT BEHAVIOR / СЕМЬЯ / FAMILY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Каргина Наталья Вячеславовна, Бабаев Тосиф Музаффар Оглы

Представлены психологические особенности агрессивности школьников подросткового периода и студентов первого года обучения. Факторный анализ по методикам FPI и Басса Дарки на группе школьников и группе студентов позволил выделить три общих фактора: агрессивность, враждебность, тип взаимодействия. Выявлено, что подростки агрессивнее и враждебнее студентов. Это связано с началом ускорения темпа физического развития, половым созреванием, гормональной перестройкой организма, что, в свою очередь, приводит к эмоциональной нестабильности подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF TEENAGERS’ AND STUDENTS’ AGGRESSION

The article is devoted to identifying of the psychological traits of the aggression of the pupils of the adolescent period and the first-year studying students. Having conducted the factor analysis of FPI method and Bass Durk’s method on the group of pupils and the group of students we highlighted three common factors. They are the aggression, the hostility and the type of interaction. As the result of our research it was revealed that the teenagers are more aggressive and more hostile than the students. It is up to the early acceleration of the rate of physical development, puberty, hormonal changes of the body, and in its turn it leads to the emotional instability of teenagers.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности проявления агрессивности современных подростков и молодёжи»

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЁЖИ

Каргина Наталья Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии и педагогики, Российский университет дружбы народов; ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198; e-mail: kanat99@yandex.ru

Бабаев Тосиф Музаффар оглы, кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии и педагогики, Российский университет дружбы народов; ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198; e-mail: tosif57@mail.ru

АННОТАЦИЯ

Представлены психологические особенности агрессивности школьников подросткового периода и студентов первого года обучения. Факторный анализ по методикам FPI и Бас-са — Дарки на группе школьников и группе студентов позволил выделить три общих фактора: агрессивность, враждебность, тип взаимодействия. Выявлено, что подростки агрессивнее и враждебнее студентов. Это связано с началом ускорения темпа физического развития, половым созреванием, гормональной перестройкой организма, что, в свою очередь, приводит к эмоциональной нестабильности подростков. Ключевые слова: агрессивность, подросток, студент, девиантное поведение, семья.

ВВЕДЕНИЕ

Агрессия — значимый фактор, затрудняющий эффективное взаимодействие людей. Последствия человеческой агрессивности бывают столь деструктивны, что эта проблема давно уже стала одной из центральных в психологии. Предметом исследований становились различия в понимании агрессии, причины формирования агрессии и агрессивного поведения у детей и подростков, формы агрессивного поведения, разнообразные способы его профилактики и коррекции и др.

Несмотря на множество исследований, изучающих причины агрессии и агрессивности, закономерности формирования и проявления устойчивой склонности к агрессивному поведению и т.п., большинство поставленных вопросов ещё далеки от окончательного решения: нет общепризнанной теории агрессии, дискуссионным остаётся вопрос о том, возможно ли предупреждать (или хотя бы снижать) человеческую агрессивность.

В настоящее время отмечается рост девиантного поведения детей и молодёжи. Наибольшую тревогу вызывает бурный рост различных форм агрессивного (драки, хулиганство, грабежи, разбои, убийства) и аутодеструктивного поведения. Это связано с тем, что у таких людей искажены процессы социализации, они совершают стойко повторяющиеся поступки, наносящие ущерб самой личности: курение, употребление спиртосодержащих и наркотических веществ, уклонение от учёбы, бессодержательное времяпрепровождение [4]. Особую тревогу вызывает рост агрессивных и враждебных тенденций в поведении подростков в возрасте от 11 до 14 лет.

Учителя и родители должны поддерживать уверенность детей в себе, в своих силах. Ребёнку необходимо осознать, что он — причина своих успехов и неудач, взлётов и падений, что в его силах добиться чего-то в жизни [5].

н

ш

По данным ООН, около 30% всех молодых людей принимают участие в противоправных действиях. 5% — это так называемые трудные подростки, педагогически запущенные дети группы риска. Такие подростки обладают низкой нервно-психической устойчивостью, тревожны, у них отсутствует адекватность самооценки и восприятия действительности. Их отличают низкий уровень коммуникативных способностей, трудности в контактах с окружающими, импульсивное проявление агрессивности, повышенная конфликтность.

В исследованиях А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, Л.С. Славиной, В.К. Котырло показано, что недостаточный уровень в развитии эмоционально-волевой сферы детей может быть одной из причин, лежащей в основе неуспеваемости, неумения соблюдать нормы и правила поведения [9].

В Москве свыше 75% преступлений и около 60% правонарушений совершается учениками 7-8-х классов. Каждый шестой подросток, совершивший преступление, не учится и не работает. За последние пять лет таких подростков свыше 50% [8].

Хотелось бы обратить внимание на психологический портрет современного подростка ввиду частотности и сложности конфликтов, возникающих в данный период. Он связан с началом ускорения темпа физического развития, половым созреванием, гормональной перестройкой организма, а это, в свою очередь, и приводит к эмоциональной нестабильности. Посредством отождествления себя, сравнения с другими формируется самооценка ребёнка, создаётся определённый идеал, несовпадение с которым становится причиной различных конфликтов [1, 3].

Отметим исследование агрессивности курящих и некурящих студенток, которое свидетельствует, что курящие студентки в целом имели более высокий уровень агрессивности по сравнению с некурящими, хотя уровень агрессивности в обеих группах не превышал нормы [6].

Проводились исследования общительности, агрессивности и стилей поведения в конфликте молодых людей, увлекающихся и не увлекающихся социальными латиноамериканскими танцами. Различия в выраженности переменных общительности и агрессивности свидетельствуют о более гармоничном развитии общительности у танцоров, и в целом позволяют охарактеризовать их как менее агрессивных. Они в большей степени контролируют проявление агрессии, не подвержены аффективным реакциям, более уверены в себе. Что касается различий в стиле поведения в случае конфликта, то «танцоры» чаще используют более конструктивные способы взаимодействия в конфликтной ситуации (сотрудничество) [7].

МЕТОДИКА И ВЫБОРКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Нами проведено исследование психологических особенностей агрессивности подростков и студентов. Для диагностики психологических особенностей личности агрессивных подростков и студентов мы использовали:

• комплексную психодиагностическую методику исследования личностных качеств Басса — Дарки (позволяет качественно и количественно охарактеризовать проявления агрессии и враждебности). Опросник предназначен для исследования агрессивности лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых;

• методику исследования уровня развития психологических особенностей личности

FPI.

Обработка результатов исследования проводилась с использованием пакетов Statis-tica for Windows 7.0 (корреляционный, факторный анализ, Т-критерий).

В эмпирическом исследовании приняли участие 72 человека. Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы № 646 г. Москвы (учащиеся 9-10-х классов, 36 человек) и Российского университета дружбы народов (студенты 1-го курса, 36 человек).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Психологические особенности агрессивности школьников подросткового периода представлены шестью факторами, отражёнными в табл. 1.

Фактор 1 — эмоционально-чувственный фон агрессивности. Значимые компоненты: депрессивность (0,920), невротичность (0,871), эмоциональная лабильность (0,835), спонтанная агрессивность (0,733), раздражительность (0,719), общительность (- 0,537), застенчивость (0,562). Фактор показывает, что эмоции и чувства влияют на силу выражения агрессии. Возможно, это связано с кризисным подростковым периодом.

Фактор 2 — агрессивность. Значимые компоненты: уравновешенность, открытость, раздражение, агрессивность. Высокое отрицательное значение уравновешенности (- 0,655) говорит о противоположности агрессивности и уравновешенности: чем выше агрессивность, тем ниже уравновешенность, и наоборот. Уравновешенность отражает устойчивость к стрессу и к раздражениям, а также свидетельствует об отсутствии внутреннего напряжения. Если уровень уравновешенности низкий, то для человека характерно конфликтное поведение, напряжённость, что повышает агрессивность. Открытость позволяет характеризовать отношение к социальному окружению и уровень самокритичности. Открытость (- 0,722) имеет отрицательное значение: чем выше агрессивность, тем ниже открытость. Значение раздражения (0,735) указывает на связь раздражения с агрессивностью. Повышенная раздражительность приводит к вспышкам грубости и резкости, а агрессивность — это готовность к агрессивным действиям. Высокая раздражительность приводит к проявлению агрессивных действий.

Фактор 3 — тип взаимодействия. Значимые компоненты: экстраверсия — интровер-сия (0,821), общительность (0,548), маскулинность — фемининность (0,748), реактивная агрессивность (0,675). Экстраверсия характерна для активных людей, стремящихся к лидерству, общественному признанию, не смущающихся быть в центре внимания, не испытывающим трудностей в общении. Интроверсия свидетельствует о затруднениях в контакте, замкнутости, необщительности. Общительность указывает на потенциальную возможность и на реальное проявление социальной активности: чем выше показатель, тем человек увереннее в себе, у него более сильные механизмы защиты против стрессов. Чем общительнее человек и чем ярче его социальная активность, тем менее он агрессивен. Компонент «маскулинность — фемининность» демонстрирует отношение к людям, к обществу, какие цели и мотивы движут человеком в общении, в зависимости от того, насколько высока оценка. Реактивная агрессивность характеризует агрессивное отношение к социальному окружению.

Таблица 1

Variable Factor Loadings (Varimax normalized) (FPI) Extraction: Principal components (Marked loadings are >,500000) Include condition: v1=2

Factor 1 Factor 2 Factor 3 Factor 4 Factor 5 Factor 6

1 невротичность 0,871 0,146 0,078 -0,021 0,049 0,068

2 спонтанная агрессивность 0,733 - 0,160 0,373 0,097 0,222 - 0,157

3 депрессивность 0,920 0,142 - 0,141 0,088 - 0,006 0,030

4 раздражительность 0,719 0,115 0,560 0,020 0,114 - 0,050

5 общительность - 0,537 0,172 0,548 0,234 0,080 - 0,282

6 уравновешенность 0,086 - 0,655 0,333 - 0,251 0,339 0,029

7 реактивная агрессивность 0,322 0,108 0,675 - 0,307 0,127 0,308

Variable Factor Loadings (Varimax normalized) (FPI) Extraction: Principal components (Marked loadings are >,500000) Include condition: v1=2

Factor 1 Factor 2 Factor 3 Factor 4 Factor 5 Factor 6

8 застенчивость 0,562 - 0,483 0,055 0,239 0,038 0,235

9 открытость - 0,005 - 0,722 - 0,063 - 0,207 - 0,172 - 0,120

10 экстраверсия-интроверсия 0,127 - 0,200 0,821 0,139 0,104 - 0,176

11 эмоциональная лабильность 0,835 - 0,045 - 0,002 0,259 0,098 - 0,176

12 маскулинизм-феминизм - 0,047 - 0,040 0,748 - 0,149 0,222 0,113

1 физическая агрессия 0,259 0,127 0,230 0,053 0,784 0,091

2 косвенная агрессия 0,197 0,037 0,027 0,035 0,669 - 0,281

3 раздражение 0,200 0,735 - 0,043 0,011 0,264 0,129

4 негативизм - 0,025 - 0,252 0,076 0,203 0,792 0,152

5 обида 0,175 0,014 - 0,166 0,786 0,000 - 0,045

6 подозрительность 0,032 0,222 0,131 0,711 0,300 0,233

7 вербальная агрессия - 0,259 0,341 0,205 0,187 0,721 - 0,184

8 чувство вины - 0,063 0,155 0,006 0,219 - 0,084 0,879

9 враждебность 5+6 0,125 0,155 - 0,010 0,935 0,199 0,127

10 агрессивность 1+3+7 0,094 0,510 0,180 0,111 0,799 0,016

Expl.Var 4,370 2,448 2,770 2,581 3,35 1,361

Prp.Totl 0,198 0,111 0,125 0,117 0,152 0,061

Примечание: статистически значимые значения выделены серым фоном.

Фактор 4 — враждебность. Значимые компоненты: обида (0,786), подозрительность (0,711), враждебность (0,935).

Фактор 5 — агрессивность. Значимые компоненты: физическая (0,784), косвенная (0,669), вербальная (0,729) агрессии, негативизм (0,792), агрессивность (0,794). Этот фактор указывает на то, что субъект готов к агрессивному проявлению, готов действовать в любом удобном случае, причём использовать разные виды агрессии, против ровесников школьники могут проявить и физическую агрессию, а вот против взрослых часто используют косвенную, так как они не могут позволить другое.

Фактор 6 — чувство вины (0,879). Это отрицательная эмоция, негативное переживание, склонность к самообвинению.

Анализ психологических особенностей агрессивности студентов представлен в табл. 2.

Variable Factor Loadings (Varimax normalized) (FPI) Extraction: Principal components (Marked loadings are >,500000) Include condition: v1=1

Factor 1 Factor 2 Factor 3 Factor 4 Factor 5 Factor 6

1 невротичность 0,116 - 0,263 0,426 0,274 0,528 0,190

2 спонтанная агрессивность 0,267 0,244 0,678 0,193 0,385 0,126

3 депрессивность 0,137 - 0,498 0,393 0,561 - 0,175 0,211

4 раздражительность 0,687 0,061 0,382 0,374 0,258 0,066

5 общительность - 0,181 0,735 - 0,067 - 0,003 0,170 - 0,185

6 уравновешенность - 0,713 0,452 0,026 - 0,108 - 0,009 0,031

7 реактивная агрессивность 0,083 0,145 0,382 0,208 0,660 0,218

8 застенчивость 0,048 - 0,712 0,175 0,412 - 0,019 0,065

9 открытость 0,193 - 0,008 0,798 - 0,156 0,132 - 0,215

10 экстраверсия-интроверсия 0,076 0,774 0,489 - 0,034 0,001 0,110

11 эмоциональная лабильность 0,159 - 0,332 0,530 0,597 0,040 0,200

12 маскулинизм-феминизм 0,291 0,680 0,092 - 0,216 0,051 0,295

1 физическая агрессия 0,767 0,033 0,180 - 0,035 - 0,102 0,313

2 косвенная агрессия 0,693 0,032 0,163 0,327 0,147 - 0,197

3 раздражение 0,620 0,015 0,076 0,539 0,262 - 0,048

4 негативизм 0,045 - 0,022 - 0,038 0,065 0,213 0,819

5 обида 0,119 - 0,362 - 0,052 0,765 0,079 - 0,243

6 подозрительность 0,228 - 0,006 0,087 0,692 0,309 0,203

7 вербальная агрессия 0,261 0,200 0,022 - 0,015 0,839 0,063

8 чувство вины 0,266 0,026 - 0,118 0,724 - 0,438 0,150

9 враждебность 5+6 0,207 - 0,228 0,018 0,879 0,230 - 0,032

10 агрессивность 1+3+7 0,797 0,087 0,136 0,312 0,404 0,086

Expl.Var 3,624 3,064 2,402 4,090 2,378 1,322

Prp.Totl 0,164 0,139 0,109 0,185 0,108 0,060

Примечание: статистически значимые значения выделены серым фоном.

При описании факторов учитывалась специфика студентов-первокурсников, проблемы адаптационного периода в первый год обучения в вузе [2].

Фактор 1 — агрессивность. Значимые компоненты: физическая агрессия (0,767), уравновешенность ( — 0,713), косвенная агрессия (0,693), раздражительность (0,687), раздражение (0,620). Высокое значение физической агрессии свидетельствует о её связи и большом влиянии на агрессивность; в методике Басса — Дарки этот компонент входит в фактор агрессивности. Агрессивность — готовность к проявлению агрессии, выступает

как черта личности, а физическая агрессия — один из видов агрессивного поведения. Отрицательное значение уравновешенности говорит о противоположности агрессивности и уравновешенности: чем выше агрессивность, тем ниже уравновешенность и наоборот. Эта связь прямо пропорциональна. Уравновешенность отражает устойчивость к стрессу и к раздражениям, показывает отсутствие внутреннего напряжения. Если уровень уравновешенности низкий, то такому человеку присущи конфликтное поведение, напряжённость, что повышает агрессивность. Косвенная агрессия является видом или способом проявления агрессивного поведения. Раздражительность влияет на агрессивность: повышенная раздражительность приводит к вспышкам грубости и резкости, а агрессивность — это готовность к агрессивным действиям. Раздражение также оказывает влияние на агрессивность.

Фактор 2 — тип взаимодействия: чем общительней человек, чем ярче его социальная активность, тем менее он агрессивен. Значимые компоненты: экстраверсия — интровер-сия (0,774), общительность (0,735), маскулинность — фемининность (0,680), застенчивость ( — 0,712). Экстраверсия характерна для активных, стремящихся к лидерству, общественному признанию, не смущающихся быть в центре внимания, не испытывающих трудности в общении. Интроверсия свидетельствует о затруднениях в контакте, замкнутости, необщительности. Высокий показатель общительности говорит о потенциальной возможности и о реальном проявлении социальной активности, чем выше показатель, тем более человек уверен в себе, у него более сильные механизмы защиты к стрессам. Маскулинность — фемининность характеризует отношение к людям, к обществу, какие цели и мотивы человеком движут в общении, в зависимости от того, насколько высока оценка. Застенчивость при высоком значении отрицательно влияет на общительность и социальную активность.

Фактор 3 — ситуативность. Значимые компоненты: открытость (0,798), спонтанная агрессивность (0,678). Спонтанная агрессивность указывает на недостаточную социализацию, отсутствие социальной конформности, плохой самоконтроль. Открытость позволяет оценить отношение к социальному окружению и самокритичность.

Фактор 4 — внутренняя враждебность. Значимые компоненты: враждебность (0,879), обида (0,765), чувство вины (0,724), подозрительность (0,692), эмоциональная лабильность (0,597) и депрессивность (0,561). Все компоненты свидетельствуют, что внутренняя агрессия сопряжена с внутренними комплексами. Внутренняя враждебность может проявляться через невербальную, скрытую агрессию.

Фактор 5 — вербальная агрессия. В него вошли компоненты: вербальная агрессия (0,839), реактивная агрессивность (0,660) и невротичность (0,528). Вербальная агрессия направлена на окружающий мир посредством слов, сплетен, невротичность выражается в высокой возбудимости, повышенной тревожности и проявляется путём вербальной агрессии.

Фактор 6 — негативизм (0,819). Негативизм проявляется в оппозиционной манере поведения, часто направлен против лидера, авторитета или руководства. Может протекать в пассивном сопротивлении или открытой борьбе против существующих законов или обычаев.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ И СТУДЕНТОВ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для выяснения значимых шкал при сравнении агрессивности школьников подросткового периода и студентов проведено исследование по выявлению Т-критерия. Данные приведены в табл. 3.

Variable T-tests; Grouping: Возраст (FPI) Group 1: 1 Group 2: 2

Mean 1 Mean 2 t-value df p Valid N 1 Valid N 2

1 невротичность 5,694 6,388 -1,787 70 0,0782 36 36

2 спонтанная агрессивность 5,944 5,917 0,054 70 0,9570 36 36

3 депрессивность 5,444 6,222 -2,018 70 0,0473 36 36

4 раздражительность 6,138 6,666 -1,229 70 0,2231 36 36

5 общительность 5,166 5,805 -1,499 70 0,1381 36 36

6 уравновешенность 5,083 6,027 -1,880 70 0,0641 36 36

7 реактивная агрессивность 7,000 7,194 -0,526 70 0,5999 36 36

8 застенчивость 5,666 6,083 -1,088 70 0,2802 36 36

9 открытость 6,750 6,472 0,553 70 0,5819 36 36

10 экстраверсия-интроверсия 5,444 6,944 -3,757 70 0,0004 36 36

11 эмоциональная лабильность 5,694 6,000 -0,731 70 0,4667 36 36

12 маскулинизм-феминизм 5,138 6,416 -2,667 70 0,0094 36 36

1 физическая агрессия 6,027 7,000 -1,938 70 0,0566 36 36

2 косвенная агрессия 4,472 5,638 -2,734 70 0,0078 36 36

3 раздражение 5,305 5,805 -0,941 70 0,3496 36 36

4 негативизм 2,472 3,388 -3,294 70 0,0015 36 36

5 обида 3,000 3,972 -2,398 70 0,0191 36 36

6 подозрительность 4,638 5,972 -3,271 70 0,0017 36 36

7 вербальная агрессия 7,888 8,777 -1,972 70 0,0524 36 36

8 чувство вины 6,250 6,055 0,444 70 0,6577 36 36

9 враждебность 5+6 7,638 9,944 -3,470 70 0,0009 36 36

10 агрессивность 1+3+7 19,333 21,583 -2,096 70 0,0396 36 36

Примечание: статистически значимые показатели выделены серым фоном.

В результате подсчётов значимыми для сравнения оказались следующие компоненты:

1. Депрессивность (0,047) у школьников подросткового периода (6,222) выше, чем у студентов (5,444), но разница невелика. Это, возможно, связано с повышенной тревожностью у школьников перед выпускными экзаменами и у студентов перед сессией, ещё не прошедших адаптацию к новым условиям учёбы в вузе. Школьники более погружены в собственные переживания, у них ярче выражены депрессивные признаки в поведении, в эмоциональном состоянии; они легче поддаются депрессивным настроениям.

2. Шкала экстраверсии — интроверсии (0,0004). Личность школьника (6,944) более экстравертирована, чем личность студента (5,444). Эта шкала значима, разница достаточно велика. Школьники находятся в знакомой среде, они давно друг друга знают и им легче общаться между собой. У студентов 1 курса проходит период адаптации, они привыкают к новой среде, новым людям, новой деятельности. Школьники более активны, стремятся к лидерству и для них важно общественное признание.

3. Мускулинность — фемининность (0,0094). У школьников подросткового периода (6,416) ярче выражен мужской тип протекания психических процессов, чем у студентов (5,138). Возможно, это связано с тем, что в группе испытуемых школьников было больше мальчиков, чем среди студентов, разница — 3 человека. Кроме того, подростковый период характеризуется склонностью к риску, необдуманным поступкам, быстрым решениям, что также влияет на результат. Подростки более смелые, предприимчивые, стремятся к самоутверждению, склонны к риску, к быстрым, решительным действиям без достаточного их обдумывания и обоснования.

4. Косвенная агрессия (0,0078) у школьников выше (5,638), чем у студентов (4,472). Они чаще выражают агрессию не напрямую, а окольными путями. Разница небольшая: ни студенты 1-го курса, ни школьники подросткового периода не имеют возможности выражать свою агрессию напрямую по отношению к взрослым людям.

5. Негативизм (0,0015) у школьников (3,388) выше, чем у студентов (2,472). Они чаще игнорируют просьбы, а иногда и вовсе делают прямо противоположные вещи. Разница связана с проявлениями протеста в подростковом периоде, человек переходит во взрослую жизнь и сам хочет принимать решения.

6. Обида (0,0191) у школьников выше (3,972). Они легче, чем студенты (3,000), поддаются этому состоянию: школьники менее эмоционально устойчивы в связи с кризисным периодом.

7. Подозрительность (0,0017) у школьников (5,972) выше, чем у студентов (4,638). Школьники часто отказывают людям в доверии, склонны считать многих обманщиками, это объясняется эмоциональной нестабильностью, повышенной тревожностью.

8. Агрессивность (0,0396) и враждебность (0,0009) школьников (21,583 и 9,994) выше, чем студентов (19,333 и 7,638). Это следствие кризисного периода: подростки ещё не научились контролировать себя и свои эмоции, их эмоциональное состояние неустойчиво, у них часто меняется настроение. Уровень самоконтроля у студентов выше, несмотря на период адаптации, они лучше осознают свои эмоции.

ВЫВОДЫ

Факторный анализ двух методик FPI и Басса — Дарки на группе школьников и группе студентов выделил три общих фактора — агрессивность, враждебность, тип взаимодействия.

Подростки агрессивнее и враждебнее, чем студенты. Это связано с началом ускорения темпа физического развития, половым созреванием, гормональной перестройкой организма, что, в свою очередь, приводит к эмоциональной нестабильности. Школьники и студенты имеют свои психологические особенности агрессивности, что показал факторный анализ.

ЛИТЕРАТУРА

[1]. АгаповВ.С. Концепция Я и самореализация субъекта: проблемное поле научных исследований // Акмеология. 2012. № 3 (43). С. 26-31.

[2]. Бабаев Т.М., Каргина Н.В. Психологические особенности тревожности студентов в процессе адаптационного периода в первый год обучения в вузе // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2014. — № 2. — С. 55-59.

[3]. Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Психология подростка: Хрестоматия / Сост. Ю.И. Фролов. М., 1997.

[4]. Ипатов А.В. Психологические особенности подростковой аутодиструкции // Акмеология. 2014. № 3 (51). С. 128-132.

[5]. Манина К.Е. Особенности конфликтного поведения современных подростков // Акмеология. 2014. № 2 (50). С. 192-197.

[6]. Новикова И.А., Новиков А.Л. Психологические особенности агрессивности курящих студенток // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2014. — № 2. — С. 80-86.

[7]. Новикова И.А., Толстова Д.А. Психологические особенности молодых людей, увлекающихся социальными латиноамериканскими танцами // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». — 2013. — № 1. — С. 28-36.

[8]. Прохорова Е.Н. Психолого-педагогическое воздействие интерактивной техники «форум-театр» на формирование адаптивного поведения агрессивных подростков: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — Нижний Новгород., 2010.

[9]. Шевелева А.М., Москаленко О.В. Исследование подростков «группы риска» в контексте психолого-акмеологического подхода // Акмеология. 2010. № 2 (34). С. 135-138.

THE PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF TEENAGERS' AND STUDENTS' AGGRESSION

Natalia V. Kargina, candidate of psychological Sciences, an associate Professor of the Department of psychology and pedagogy, Peoples' Friendship University of Russia; Miklukho-Maklaya str. 6, Moscow, Russia, 117198; e-mail: kanat99@yandex.ru

Tosif M. Babaev, candidate of psychological Sciences, an associate Professor of the Department of psychology and pedagogy, Peoples' Friendship University of Russia; Miklukho-Maklaya str. 6, Moscow, Russia, 117198; e-mail: tosif57@mail.ru

ABSTRACT

The article is devoted to identifying of the psychological traits of the aggression of the pupils of the adolescent period and the first-year studying students. Having conducted the factor analysis of FPI method and Bass — Durk's method on the group of pupils and the group of students we highlighted three common factors. They are the aggression, the hostility and the type of interaction. As the result of our research it was revealed that the teenagers are more aggressive and more hostile than the students. It is up to the early acceleration of the rate of physical development, puberty, hormonal changes of the body, and in its turn it leads to the emotional instability of teenagers.

Key words: aggression, teenager, student, deviant behavior, family.

REFERENCES

[1]. Agapov V. C. The Concept of I and self-realization of the subject: the problem field of science // Psychology. 2012. № . 3 (43). P. 26-31.

[2]. Babaev T. M., Kargina N. V. Psychological characteristics of anxiety of students in the process of adaptation period in the first year of study at University // Vestnik RUDN. Series «Psikhologiya i pedagogika «. — 2014. — № 2. — P. 55-59.

[3]. Dragunova T. V. The Problem of conflict in adolescence // Adolescent Psychology: a reader / Ed.by.Y.I. Frolov. — M.,1997.

[4]. Ipatov A.V. Psychological characteristics of adolescent autodestructive // Psychology. 2014. № 3 (51). P. 128-132.

[5]. ManinaK. E. Features of the conflict behavior of today's Teens // Psychology. 2014. № 2 (50). P. 192-197.

[6]. Novikova I.A., NovikovA.L. Psychological features of aggressiveness in smoking female students // Vestnik RUDN. Seriya «Psikhologiya i pedagogika». — 2014. — № 2. — P. 80-86.

[7]. Novikova I.A., Tolstova D.A. The psychological characteristics of young people interested in social Latin dancing // Vestnik of Peoples' Friendship University of Russia. Series «Psikhologiya i pedagogika «. — 2013. — № 1. — P. 28-36.

[8]. Prokhorova E.N. Psycho-pedagogical impact of interactive techniques «forum theatre» on the formation of adaptive behavior aggressive adolescents: author. Diss. candles. the course of studies. Sciences. — Nizhny Novgorod., 2010.

[9]. Sheveleva A. M., Moskalenko O. . Studying of adolescents «at risk» in the context of psychological and acmeological approach // Psychology. 2010. № 2 (34). P. 135-138.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.