УДК 159.9
Зубова Л.В., Кириенко А.А., Назаренко Е.В.
Оренбургский государственный университет E-mail: zubowa@yandex.ru; aa-kirienko@mail.ru; era@yandex.ru
ВЛИЯНИЕ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ НА ИХ ПОЛОЖЕНИЕ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ
Исследование направлено на изучение взаимосвязи агрессивности подростка и социометрического статуса в группе. Было выдвинуто две гипотезы. Первая, что существует взаимосвязь между агрессивностью подростка и его социометрическим статусом в группе. И вторая, что наиболее высокий уровень агрессивности наблюдается у лидеров и «отвергаемых». Эмпирическая часть исследования включала в себя два этапа: пилотажное исследование и основное исследование, направленное на определение уровня агрессивности подростков, определение их социометрического статуса и выявление взаимосвязи между уровнем агрессивности и социометрическим статусом подростков.
Различия между выборками высокоагресивных и низкоагрессивных значимы. Анализ различий по полу показывает, что большая часть из тех, кто имеет высокий уровень агрессивности - девочки. Исследование также подтвердило предположение о том, что уровень агрессивности связан с местом, занимаемым ребенком в группе. Наиболее высокий уровень агрессивности наблюдается у подростков, имеющих социометрический статус, относимый к категории «отвергаемые», которые имеют высокие показатели по всем шкалам агрессивности, за исключением шкалы «чувство вины». Гипотеза о том, что лидеры имеют высокий уровень агрессивности, не нашла подтверждения. Значимым практическим выводом исследования является то, что существует тесная связь между уровнем агрессивности и социометрическим статусом подростка в группе. Высокая агрессивность оказывает отрицательное влияние на статус подростка в группе. Данное положение дает основание утверждать, что можно целенаправленно влиять на изменение статуса подростка в группе через систему мер коррекции его агрессивности.
Ключевые слова: агрессия, агрессивность, социометрический статус, межличностные отношения подростков.
Проявление агрессивности в нашем мире вызывает серьезное беспокойство. В настоящее время данная проблематика является одной из самых широко обсуждаемых в мире [2]. В последнее время намечается тенденция к исследованию феномена агрессивности как сложного явления, формирующегося под влиянием различных факторов (A. Bandura, L. Berkowitz, T.M.Dumasa, N.Garnefski, K.Bluth, T.A. Eisenlohr-Moul, W.E.Ellisb, V.Kraaij, J.Krogera, J.E.Marciac, M. Martinussenab, E. J.McEllistrem, D. Ross, S. Ross, P. Smith, D.A.Wolfec, M L. Walsh, Л.И. Божович, Е.В. Гребенкин, Л.В. Зубова, А.А. Кириенко): биологических (например, хромосомные аномалии) [1] и социальных (например, стиль воспитания в родительской семье), [2]-[9], [15], но также и индивидуально-психологических (когнитивных, эмоциональных, волевых) факторов [12]-[14], [16] на основе которых складывается соответствующая модальность агрессивности: конструктивная или деструктивная [9].
Совершенно уникален по своей структуре феномен подростковой агрессивности, развивающийся на основе комплекса физиологических изменений, происходящих в организме и
социально-психологических условий [11]. Подросток «входит в жизнь» и, несомненно, важно, какой способ он для этого выберет. А это, в свою очередь, связано с тем, какое место он занимает в своей среде и является ли эта среда «своей» [10]. Интересно в связи с этим выяснить, позволяет ли агрессивность выбиться подростку в лидеры? Или наоборот, «опускает» его вниз, в среду «отвергаемых»? Исследования последних двух десятилетий показывают, что повышенная агрессивность подростков оказывает влияние на систему межличностных отношений. Данное исследование, основные результаты которого представлены в статье, посвящено изучению особенностей взаимосвязи агрессивности и межличностных отношений подростков.
В работе использовались теоретический анализ, обобщение психологического опыта по изучаемой проблеме и диагностические методы (методика диагностики показателей и форм проявлений агрессивности А. Басса, А.Дарки [17], методика социометрических измерений, анкета «Определение отношения к агрессивности», представленная в двух формах - для учителей и учащихся. В исследовании принимали участие подростки в возрасте 14 и 15 лет
(58 девочек и 41 мальчик) и 15 учителей в возрасте от 35 до 49 лет.
Исследование проводилось среди учащихся одной из школ города Оренбурга по разработанной программе, которая включала два этапа: пилотажное исследование и основное исследование. Целью первого этапа было определение проблемного поля исследования. На данном этапе применялся метод экспертных оценок, в процессе которого проводилось анкетирование двух разных экспертных групп, отличающихся как по возрасту, так и по социальному и профессиональному положению - учеников и учителей школы. В качестве диагностического инструментария использовалась разработанная анкета «Отношение к агрессии». Основной этап исследования посвящен выявлению особенностей проявляемой подростками агрессии и установлению взаимосвязи между уровнем агрессивности и социометрическим статусом подростка в группе.
На этапе пилотажного исследования были получены следующие данные. На вопрос: «Как часто Вы сталкиваетесь с проявлениями агрессивности?» 72% учащихся ответили «иногда», 26% ответили «часто» и всего лишь 2% - «редко ». Учителя на этот же вопрос ответили так: 77% - «иногда» и 23% - «часто». Таким образом, как подростки, так и учителя периодически сталкиваются с агрессией окружающих.
По мнению подростков, их сверстники чаще всего проявляют агрессию во время перемены 65%, несколько реже вне школы 28% и еще меньше во время уроков 7%. В то время как учителя полагают, что подростки более агрессивны за пределами школы 68%.
При столкновении с агрессивным поведением люди испытывают различные чувства: гнев, обиду, раздражение, растерянность, страх. Какие же из них испытывают подростки? Наиболее популярным ответом среди подростков был ответ «испытываю гнев и возмущение» -53 %, реже подростки указывают на обиду, растерянность и страх («чувствую обиду» - 24%, «испытываю растерянность» - 21%, «мне становится страшно» - 2%). На агрессию со стороны сверстников подростки отвечают физической агрессией - 45%, вербальной агрессией - 47% или стараются никак не реагировать совсем 8%. Учителя чаще всего при столкновении с агрес-
сивным поведением подростков испытывают гнев и возмущение, реже обиду и растерянность. На уровне поведения, согласно самоотчету учителей, они стараются объясниться с подростками и убедить их в неприемлемости такого поведения (85%), Однако в 8% случаев учителя отмечают, что вынуждены повышать голос и отвечать резко. В 7% случаев подчеркивается стремление не реагировать на агрессию. Интересно, что учителя воспринимаются подростками более агрессивными, по сравнению со сверстниками (62% опрошенных подростков считают, что учителя ведут себя агрессивнее, чем их сверстники 38%). Скорее всего, это связано с тем, что испытываемый учителями гнев не удаётся спрятать за назидательными беседами с учениками по поводу их поведения.
Но что вызывает агрессивное поведение у подростков? Сами подростки полагают, что причиной является «желание быть лидером», либо «желание привлечь к себе внимание». По оценке учителей агрессия подростков связана, прежде всего, со стремлением самоутвердиться. Также отметим, что по оценке учителей более агрессивными являются подростки из неблагополучных семей. Так думает 87% опрошенных учителей. 82% учителей определяют в категорию агрессивных подростков с плохой успеваемостью.
Результаты проведенного пилотажного исследования позволяют прийти к следующим выводам: как учителя, так и подростки периодически сталкиваются с проблемой агрессивного поведения. При столкновении с агрессией как подростки, так и учителя реагируют на неё ответной агрессией. Как показывает анализ ответов, учителя не осознают, что их поведение квалифицируется подростками как агрессивное, тогда как сами они оценивают его как конструктивный способ договориться и объясниться с подростком. В качестве причины агрессивного поведения подростками называется стремление проявить себя лидером. Учителя связывают агрессивное поведение подростков со стремлением самоутвердиться. И последнее, согласно экспертному мнению учителей, основными причинами агрессивного поведения подростков являются неблагополучие семьи, в которой проживает подросток и наличие трудностей связанных с обучением в школе.
Основной этап исследования был посвящен выявлению особенностей проявляемой подростками агрессии и установлению взаимосвязей между уровнем агрессивности и социометрическим статусом подростка в группе. Для этого были применены опросник Басса-Дарки «Диагностика уровня агрессивности» и метод социометрии. Были получены следующие результаты.
Большая часть обследованных подростков имеют высокие показатели по шкалам «подозрительность» 45%, «обида» 37%, «негативизм» 27% и «вербальная агрессия» 25%. По остальным шкалам 55% подростков имеют значения в пределах нормы (для данной выборки). Следовательно, наиболее актуальными для данного возраста являются такие формы агрессии как «подозрительность», «обида», «негативизм», «вербальная агрессия».
Сравнительный анализ выраженности различных форм агрессии среди мальчиков и девочек показал, что большая часть мальчиков имеют высокие показатели по шкалам «физическая агрессия» и «подозрительность», а у девочек более выраженными являются показатели «обида» и «негативизм», «вербальная агрессия», «чувство вины» (таблица 1).
А теперь представим общий уровень агрессивности. 27,5% подростков имеют высокий уровень агрессивности; 35% - низкий уровень и 37,5% - средний. Различия между выборками высокоагрессивных и низкоагрессивных значимы по 1>критерию Стьюдента -13,8 с достоверностью 99,9%. Анализ различий в выраженности агрессивности по половой принадлежности
показывает, что большая часть из тех, кто имеет высокий уровень - девочки 72,7%. Также было установлено, что половина выборки мальчиков имеют средний уровень агрессивности. Девочек со средним уровнем агрессивности насчитывается 29,2%.
Следовательно, в подростковой среде относительно велик процент учащихся, имеющих высокий уровень агрессивности. Подростки-мальчики имеют высокие показатели по шкале «физическая агрессия», подростки-девочки - по шкале «обида». Таким образом, для мальчиков более характерно использование физической силы, направленной против другого лица, а для девочек более характерным является готовность расценивать слова и поступки других людей как причиняющие страдания. Наибольшая часть подростков имеет высокие показатели по шкале «подозрительность», которая характеризуется как «недоверие и осторожность по отношению к людям, основанное на убеждении, что окружающие намерены причинить вред».
Определение социометрического статуса подростков в группе выявило, что 7,5% подростков имеют статус «лидера», 42,5% - статус «принятых», 5% - статус «изолированных», 45% - «отвергаемых». Анализ показателей агрессивности и социометрического статуса показывает взаимную связь этих явлений у подростков. Была выявлена отрицательная корреляционная связь показателей агрессивности и социометрического статуса (г = - 0.972). Среди подростков с высоким уровнем выраженности агрессивности 2% занимают статусное положение «лидеров», 9 % «принятых», 18 % «изолированных», 73% «отвергаемых».
Таблица 1 - Показатели выраженности различных форм агрессии среди мальчиков и девочек (в процентах)
Показатели Состав выборки
мальчики девочки
Физическая форма агрессии 70 30
Косвенная форма агрессии 44 56
Раздражительность 37,5 62,5
Негативизм 18 72
Обида 7 93
Подозрительность 39 61
Вербальная форма агрессии 25 75
Чувство вины 6 94
Качественный анализ показывает, что 67% лидеров имеют высокие показатели по шкалам «обида» и «подозрительность», 33% - по шкале «чувство вины». По остальным шкалам показатели либо являются нормой для данной выборки, либо подростки имеют низкий уровень (например, по шкалам «негативизм», «раздражение», «вербальная агрессия»). Таким образом, лидеры осторожны по отношению к людям и даже недоверчивы, но свои негативные чувства они стараются скрывать. Наше предположение о том, что лидеры имеют высокий уровень агрессивности не нашло подтверждения. Полученные данные свидетельствуют о том, что в системе неформального общения высокая степень агрессивности затрудняет процесс межличностного взаимодействия и снижает межличностный статус. В результате лидерами становятся неагрессивные подростки.
У большей части подростков, имеющих социометрический статус «принятые» наблюдается высокий уровень по шкале «подозрительность» и низкий по шкале «негативизм». У большинства подростков со статусом «принятые» выявлен низкий уровень выраженности показателей различных форм агрессии. Отсюда можно сделать вывод, ребята со статусом «принятые» в своей группе, являются менее агрессивными по отношению к окружающим их людям.
Большинство подростков со статусом «изолированные» имеют высокие показатели по шкале «косвенная агрессия», «обида» и «подозрительность».
Исследование позволило установить, что подавляющее большинство высокоагрессивных подростков обладают статусом «отвергаемые» 73%. Подростки этой категории имеют высокие показатели по всем шкалам агрессивности, за
исключением шкалы «чувство вины». Таким образом, у «отвергаемых» подростков чувство вины не оказывает сдерживающего влияние на проявление агрессии, поэтому данным подросткам свойственно открыто проявлять недоверие и враждебность к окружающим людям.
Подводя итог исследованию, представим ряд ключевых выводов по теоретическому осмыслению проблемы и её эмпирическому изучению.
В исследовании выявлено, что учителя и подростки систематически сталкиваются с проблемой агрессивного поведения.
При столкновении с агрессией как подростки, так и учителя реагируют на неё ответной агрессией. При этом учителями мало осознаётся агрессивный характер собственной реакции.
Установлено отсутствие различий между проявлениями агрессивности у подростков из благополучных и неблагополучных семей. Однако, согласно субъективной оценке, полученной от учителей, более агрессивными они считают подростков из неблагополучных семей и подростков с плохой успеваемостью.
Исследование подтвердило предположение о том, что уровень агрессивности связан с местом, занимаемым ребенком в группе. Наиболее высокий уровень агрессивности наблюдается у подростков, имеющих социометрический статус, относимый к категории «отвергаемые».
Предположение о том, что лидеры имеют высокий уровень агрессивности, не нашло подтверждения. Высокая агрессивность оказывает отрицательное влияние на статус подростка в системе межличностных отношений. Данное положение дает основание утверждать, что можно целенаправленно влиять на изменение статуса подростка в группе через систему мер коррекции его агрессивности.
22.08.2017
Работа выполнена в соответствии с договором с РФФИ от 12.05.2017 № 16-36-00017/17-ОГОН о предоставлении гранта на проведение научного исследования по теме «Индивидуально-личностные особенности асоциальных проявлений современных школьников: типология, риски возникновения, профилактика»
Список литературы:
1 Albert, D.J. Aggression in humans: What is its biological foundation? / M.L. Walsh, R.H. Jonik // Neuroscience & Biobehavioral
Reviews, 1993. - 17 (4): 405-25. PMID 8309650. doi:10.1016/S0149-7634(05)80117-4.
2 Bandura A. Transmission of aggression through imitation of aggressive models / A. Bandura, D. Ross, S. Ross // The Journal of Abnormal and Social Psychology. 1961 63 (3): 575-82. PMID 13864605. - doi:10.1037/h0045925.
3 Berkowitz, L. Aggression: Its causes, consequences, and control / L. Berkowitz. - New York, 1993. - NY: McGraw-Hill. - 368 p.
4 Dumasa T.M. Identity development as a buffer of adolescent risk behaviors in the context of peer group pressure and control / T.M.Dumasa, W.E.Ellisb, D.A.Wolfec // Journal of Adolescence. - Volume 35, Issue 4, August 2012, Pages 917-927. - https://doi. org/10.1016/j.adolescence.2011.12.012
5 Garnefski N. Bully victimization and emotional problems in adolescents: Moderation by specific cognitive coping strategies? / N.Garnefski, V.Kraaij // Journal of Adolescence. - Volume 37, Issue 7, October 2014, P. 1153-1160. - https://doi.org/10.1016/j. adolescence.2014.07.005
6 Eisenlohr-Moul T. A. Response to a mindful self-compassion intervention in teens: A within-person association of mindfulness, self-compassion, and emotional well-being outcomes / K.Bluth, T. A. Eisenlohr-Moul // Journal of Adolescence. - Volume 57, June 2017, Pages 108-118. - https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2017.04.001
7 Krogera J. Identity status change during adolescence and young adulthood: A meta-analysis / J.Krogera, M. Martinussenab, J.E.Marciac
// Journal of Adolescence. - Volume 33, Issue 5, October 2010, P.683-698. - https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2014.07.005
8 McEllistrem, J. E. Affective and predatory violence: A bimodal classification system of human aggression and violence /E. J.McEllistrem // Aggression and Violent Behavior, 2004. - 10 (1): 1-30. doi:10.1016/j.avb.2003.06.002.
9 Smith, P. Why has aggression been thought of as maladaptive? / P. Smith // Aggression and Adaptation: the Bright Side to Bad Behavior. - 2007. - pp. 65-83. ISBN 978-1-135-59375-9.
10 Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 2000. - С. 342—347.
11 Гребенкин, Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе / Е.В. Гребенкин. - Ростов н / Д.: Феникс, 2006. - 157 с.
12 Зубова Л.В. О проблеме психологии асоциальной личности в современном российском обществе с позиции интегративного подхода / Л.В. Зубова, А. А. Харькова // Вестник Оренбургского государственного университета. Оренбург, -2013.-№2 (151)-С.96-100.
13 Зубова Л.В. Психологические особенности внутренней позиции младших школьников с различной направленностью личности / Л.В. Зубова, О.А. Щербинина. - Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ 2007. - 175 с.
14 Зубова Л.В. Индивидуально-личностные особенности агрессивности подростков различных типов направленности личности: монография / Л.В. Зубова, А.А. Кириенко; ФГБОУ ВО «ОГУ», Экспресс-печать. - Оренбург, 2016. - 136. 3.
15 Назаренко Е.В. Формирование внутренней позиции личности подростков в условиях современной семьи... автореферет диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Оренбургский государственный университет. Оренбург, 2007.
16 Психология подростка / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. - 480 с.
17 Шапарь, В.Б., Тимченко, А.В., Швыдченко, В.Н. Рабочая книга практического психолога / В.Б. Шапарь, А.В. Тимченко, В.Н. Швыдченко. - М.: АСТ; Харьков: Торсинг, 2005. - 672 с.
Сведения об авторах:
Зубова Людмила Викторовна, заведующий кафедрой общей психологии и психологии личности Оренбургского государственного университета, доктор психологических наук, профессор
E-mail: zubowa@yandex.ru
Кириенко Алла Александровна, старший преподаватель кафедры общей психологии и психологии личности Оренбургского государственного университета, кандидат психологических наук E-mail: aa-kirienko@mail.ru
Назаренко Евгения Владимировна, доцент кафедры общей психологии и психологии личности Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук
E-mail: era@yandex.ru
460018, г Оренбург, пр-т Победы, 13