Зубова Л.В., Кириенко А.А.
Оренбургский государственный университет Е-mail: [email protected], [email protected]
К ПРОБЛЕМЕ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ С АСОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ ЛИЧНОСТИ
В статье рассмотрены сущностные характеристики и структура агрессивных проявлений подростков с асоциальной направленностью личности, рассмотрены содержательные характеристики направленности личности, определена связь агрессивных проявлений с когнитивным, эмоционально-оценочным, ценностно-мотивационным и поведенческим компонентами направленности личности подростков.
Ключевые слова: агрессия, агрессивные проявления, направленность личности.
Проблема агрессивного поведения подростков в настоящее время привлекает к себе пристальное внимание разного круга специалистов, при этом исследуются такие аспекты как: механизмы усвоения и закрепления агрессии, условия её проявления, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы его предотвращения (Л.В. Зубова, К. Бютнер, О.В. Кобзева, Ю.Б. Можгинский, А. Налчаджян, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, Ф.С. Сафуанов, Л.М. Семенюк, Е.В. Тарасова, И.А. Фурманов, А.А. Уша-нова др.) [2, 4, 8, 9, 10]. Проблематика нашего исследования, значимые результаты которого представлены в данной статье, заключается в рассмотрении характеристик и структуры агрессии современных подростков и взаимосвязи её проявлений с базовым свойством личности - направленностью. В качестве методологической основы исследования нами взят субъектно-личностный подход, позволяющий многоаспектно изучить проблему агрессивных проявлений личности с социальной направленностью. В качестве основных ориентиров анализа проблемы учитывалась вся совокупность проявлений как внешних (поведенческих), так и внутренних - структурно-содержательных.
Эмпирическую базу исследования составили подростки в возрасте 14-15 лет, из общеобразовательных школ г. Оренбурга №5, 23, гимназии №1. В исследовании применялись: методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки, проективная методика с уклоном на предсказание открытого агрессивного поведения «Надё-тест» Э. Вагнера, модифицированная методика Л.В. Зубовой глубинное интервью «От 13 до
17», метод мотивационной индукции Ж. Нют-тена, методика исследования мотивационно-потребностной сферы личности Н.В. Зотки-на. Для обработки полученных эмпирических данных применялся математико-статистический и качественный анализ (%2 - критерий Пирсона, rs - коэффициент ранговой корреляции Спирмена, U - критерий Манна-Уитни, факторный анализ) с использованием статистического пакета для социальных наук SPSS Statistics 17.0 [1, 3, 6, 7, 11].
В процессе исследования было установлено, что преобладающими формами агрессивного поведения подростков с социальной направленностью являются вербальная агрессия (65%) и негативизм (61%), что согласуется с данными, полученными другими исследователями (А.А. Реан, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов,) [8,9,10]. Выраженность остальных показателей составила: физическая и косвенная агрессия - 54%, раздражительность - 53%, подозрительность - 48%, обида - 47%, чувство вины - 64%.
Следовательно, подростки в провоцирующих агрессию ситуациях обнаруживают склонность реагировать вербальными атаками и оскорблениями в адрес окружающих, а также склонность проявлять непреклонность и оппозиционность по отношению к навязываемому со стороны мнению, решению и действию. Полученные данные хорошо согласуются с возрастными особенностями данной группы, поскольку у детей в возрасте 14-15 лет физические формы выражения гнева и агрессии заменяются на более социализированные формы, т. е. вербальные. Проявляющееся в этом возрасте чувство взрослости находит своё выражение в реакциях негативиз-
ма, позволяющих отстоять право на собственное мнение [4,5,9,10].
Менее выраженными формами поведения оказались подозрительность и обида. Они по сути в своей основе содержат негативные переживания, которые не находят адекватного выражения через слово, действие, поступок. В подростковом возрасте у молодых людей много поводов для переживания данных чувств. Вместе с тем, имеющиеся механизмы разрядки негативных эмоций, а также выраженность чувства вины снижают потенциал подозрительности и обиды в поведении подростков.
Сравнивая полученные данные с нормативными и устанавливая выраженность показателей агрессии по уровням: низкий, средний и высокий мы получили следующие результаты. По всем имеющимся в тесте Басса-Дар-ки показателям у подростков процентное большинство остаётся за средними значениями и не превышает статистическую норму, в том числе и по индексу агрессивности и враждебности (см. таб.№1). Имеющиеся незначительные превышения значений показателей по отдельным формам агрессивного поведения у подростков, компенсируются наличием механизма нормативного контроля в виде чувства вины
Согласно полученным с помощью методики «Надё-тест» Э.Вагнера данным индекс
Таблица 1. Показатели выраженности форм агрессивного поведения по методике Басса - Дарки
(в%)
Наименование параметров Ниже среднего, % Среднее, % Выше среднего, %
Физическая агрессия 29 65 6
Косвенная агрессия 15 62 23
Раздражение 9 60 31
Негативизм 10 78 12
Обида 28 65 7
Подозрительность 3 90 7
Вербальная агрессия 1 57 42
Чувство вины 13 76 11
Индекс агрессивности 34 63 3
Индекс враждебности 28 70 2
агрессивности у подростков социальной направленности в среднем равен значению -2,82. Соответственно вероятность проявления агрессии у них существует, но в особо значимых ситуациях.
Теперь рассмотрим тенденции, формирующие данное поведение. Ответы первых двух категорий Agg (агрессивность) и Dir (директивность) повышают вероятность открытого агрессивного поведения, за счет отсутствия стремления «считаться» с другими людьми и учитывать их чувства и намерения в своем поведении. В целом, вес данных тенденций в целостной психической жизни оказывается небольшой - всего в сумме 24%, тогда как тенденция сотрудничества, формируемая категориями Aff (аффектация), Com (коммуникация), Dep (зависимость) оказывается более выраженной -37%. К сотрудничеству подростков побуждает, прежде всего, стремление испытывать любовь и привязанность к другим (Aff (аффектация) - 18,2%).
Для изучения структуры связей между различными видами агрессивных проявлений мы использовали данные, полученные при помощи опросника Басса-Дарки, в котором представлены внешне регистрируемые характеристики агрессивного поведения. Корреляционный анализ позволил конкретизировать характер связей между различными показателями теста и описать структуру агрессии подростков. Установлено, что корреляционные связи охватили все восемь показателей, характеризующих агрессивное поведение. При этом связь между показателями прямая, следовательно, возрастание интенсивности одного из них, приведёт к возрастанию уровня выраженности остальных (рис. 1).
Максимальное число связей было получено в отношении показателя «косвенная агрессия». У подростков с социальной направленностью она коррелирует с большинством других показателей, характеризующих агрессивное поведение, а именно: с «раздражительностью» (г = 0,494, p<0,01), «вербальной агрессией» (г = 0,390, p<0,01), «чувством вины» (г = 0,352, p<0,01), «обидой» (г = 0,325, p<0,01). При этом, наиболее тесная связь выявлена между показателями «косвенной агрессии» и «раздражением» (г = 0,494, p<0,01).
Отметим, что ни раздражительность, ни косвенная агрессия не являются преобладающими формами агрессивного поведения, в данной выборке. Но, учитывая результаты корреляционного анализа, мы предполагаем, что косвенная агрессия и раздражительность способны запускать другие агрессивные реакции или усиливать их. Также отметим, что структура корреляционных связей включает показатель «чувство вины», который оптимизирует воздействия остальных показателей, т. е. респонденты с высоким уровнем выраженности агрессивных проявлений как то: раздражительности, вербальной агрессии, физической агрессии, обидчивости демонстрируют вместе с тем и высокий уровень совестливости, который обладает свойством снижать проявления агрессии.
Для уточнения структуры агрессии нами применялся факторный анализ с помощью которого было установлено 5 факторов реализации агрессии:
Фактор 1 - допустимая агрессия (косвенная агрессия 0,816, раздражительность 0,706, чувство вины 0,584, вербальная агрессия 0,58). Фактор отражает стремление подростков выразить агрессию в социально-приемлемых формах.
Фактор 2 - разногласия в отношении к другим (агрессивная тенденция 0859, установка на социальное сотрудничество 0,815). Фактор составлен двумя разнонаправленными тенденциями в сторону сотрудничества и
конфронтации. Отражает наличие противоречий как на уровне оценки отношений с другими, так и на уровне поведения (в отношении других).
Фактор 3 - автономии (негативизм 0,765, физическая агрессия 0,755, зависимость 0,48). Отражает стремление подростков к автономии и разрушению зависимого положения.
Фактор 4 - стиль общения (директивность 0,694, потребность в общении на формально-деловом уровне -0,614). Отражает специфику построения взаимоотношений на уровне формального общения, где доминирование установки на партнёрский характер отношений препятствует установлению активно подчиняющего.
Фактор 5 - неприязни (подозрительность 0,765, обида 0,669). Фактор представляет характеристику состояния, предопределяющего агрессивное поведение.
Данная структура позволяет сделать вывод о том, что агрессивные проявления подростков с социальной направленностью являются скорее отражением внутренних процессов развития личности, нежели следствием внешнего, либо внутреннего неблагополучия.
Теперь обратимся к характеристике направленности подростков как фундаментальной основы любых личностных проявлений, в том числе и агрессивных. Направленность рассматривается нами как ценностно-мотивационное образование и интегральная характеристика личности, структурные компонен-
Условные обозначения: ФА - физическая агрессия; КА - косвенная агрессия; Н - негативизм; Р - раздражение; О - высокие значения показателя; + - средние значения показателя; О - обида; П - подозрительность; ВА - вербальная агрессия; ЧВ - чувство вины; ^7 - низкие значения показателя
Рисунок 1. Корреляционные связи (при р<0,01) между видами агрессивных проявлений и мотивационными компонентами в группе подростков социальной направленности
ты которой представляют: 1) информацию о знаемых правилах и нормах поведения (когнитивный компонент направленности), 2) содержательную сторону эмоций, отражающих систему отношений в семье, в школе, в референтной группе (эмоционально-оценочный компонент направленности), 3) содержание потребностей, желаний, интересов, идеалов, убеждений, целей и ценностей (ценностно-мотивационный компонент направленности), 4) систему поступков, образ жизни, связанные со спецификой агрессивных проявлений подростков (поведенческий компонент направленности).
Анализ когнитивной составляющей направленности личности привел нас к выводу о том, что нормы и правила поведения, которыми руководствуются подростки с социальной направленностью, основываются на представлениях о необходимости утверждения посредством деятельности собственной значимости, достижения определённого уровня развития личности. При этом подростки ориентируются на сверстников, отношения с которыми, основанные на дружбе и взаимопомощи, отражают принятый нравственный эталон организации своей деятельности, в которой они учитывают интересы и потребности ближнего. Нормы, правила и нравственные представления которыми руководствуется подавляющее большинство подростков, соответствуют нормам принятым и одобряемым в обществе, в целом отражают социально-экономическую ситуацию общества, в котором культивируется рыночная модель отношений, а по многим аспектам согласуются с возрастными особенностями.
Эмоционально-оценочный компонент направленности личности исследуемой группы подростков представлен переживаниями, в которых проявляется позитивное отношение, как к другим людям, так и к явлениям и фактам действительности. Подростки высоко оценивают семейные и товарищеские отношения, которые являются для них источником поддержки, психологической защиты и личностного признания, а также признают важность своего участия в серьезной, общественно-значимой деятельности (учении) становящейся источником самоутверждения.
Ценностно-мотивационная составляющая направленности является основной, т. к.
обладает побудительным и ориентирующим свойством за счет мотивационных структур, которые входят в её состав. Перечислим обнаруженные нами характеристики. Было установлено, что ведущие мотивы подростков охватывают три сферы: личностную, продуктивную, социальную.
В личностной сфере подростки мотивированы обеспечением общего благополучия, развитием определённых способностей и специальных умений, изменением личностных характеристик и качеств. При этом ценностными для подростков являются такие качества и характеристики как: честность, искренность, доброта, отзывчивость, понимание, поддержка, доверие, преданность и верность. Ориентирующим образцом или образцом-идеалом в данном случае выступают родители.
В продуктивной сфере (учеба, труд) значимыми являются мотивы, связанные с учебной деятельностью и овладением информацией о разного рода культурных и социальных объектах, жизни в целом, себе самом и окружающих людях. Также получение образования становится для подростков перспективной жизненной целью.
В социальной сфере характер отношений определяют потребности в симпатии, дружбе, любви. Основу этих мотивов составляют такие ведущие и специфические для подросткового возраста потребности как потребность в достижениях и потребность в жизненном благополучии.
Внешкольные интересы подростков сосредотачиваются на тех видах деятельности, занятие которыми позволяет расширить пространственные границы и развить физические возможности, внутришкольные интересы связаны с желанием испытать себя как в интеллектуальном, так и в социальном плане.
Ценности и потребности, реализуемые подростками в основных трёх сферах: «дом/ семья», «двор/микрорайон», «школа» обнаруживают следующие особенности: подростки придают большое значение материальным и социальным ценностям в семье, социальным и духовным ценностям в школе и во дворе. Приоритетными во всех трёх сферах для них остаются ценности социального характера в (общении и престиже).
Поведенческий компонент направленности личности исследуемой группы подростков представляет характеристику трудовой активности, общественной занятости, устойчивых форм поведения в семье и референтной группе. Трудовая активность подростков не связанная с учебным процессом распространяется в основном на сферу семейных и хозяйственно бытовых дел, как то: помощь родителям, родственникам и знакомым по дому и по хозяйству, воспитание братьев и сестёр. Общественная занятость включает посещение спортивных секций, мероприятий эстетического и развивающего характера. Свободное время используется для общения со сверстниками и на развлечения. Общей характеристикой поведения как в семье, так и среди сверстников является конструктивность и диалоговый характер взаимодействия.
Теперь, раскрыв специфику агрессивных проявлений подростков социальной направленности и описав содержание компонентов направленности перейдём к исследованию связи между ними.
Исследование связей между агрессивными проявлениями и качественными характеристиками компонентов направленности личности подростков проводилось посредством применения процедуры вычисления сопряженности изучаемых показателей и оценки наличия/отсутствия зависимости между ними (%2 - критерий Пирсона). Обозначим результаты, соотносимые с агрессивными проявлениями. Была обнаружена зависимость следующих показателей:
По когнитивному компоненту направленности: у подростков социальной направленности, в представлениях о нормах поведения которых присутствует указание на допустимость присвоения себе чужого имущества, отмечалось наличие высоких уровней выраженности показателей обида (с2 = 25,558, р = 0,000) и подозрительность (с2 = 19,794, р = 0,003). Вместе с тем, наличие в представлениях о нормах поведения запрета на присвоение чужого связано с высоким уровнем выраженности показателя чувства вины. Также выраженность данного показателя отмечается у тех подростков, в представлениях которых значимыми качествами личности являются доброта, внимательность, оптимизм
(С2 = 47,552, р = 0,000), а в представлениях о жизни фигурирует (с2 = 26,638, р = 0,000): счастье достаётся тому, кто много трудится.
По эмоционально-оценочному компоненту направленности: с выраженностью показателей агрессивного поведения связаны такие содержательные характеристики эмоционально-оценочного компонента направленности как: характер переживаний дома, в школе, характер отношений с учителем, характер отношений между родителями и родителей к ребёнку. Связь была обнаружена между нейтральным характером переживаний в школе (в школе чувствую себя нормально») и высокими уровнями выраженности показателя раздражительность (с2 = 16,035, р = 0,003), между позитивным и нейтральным характером отношений к учителю и высокими значениями показателя негативизма (с2 = 55,369, р = 0,000). Также выявлена зависимость следующих переменных: позитивного характера отношения родителей к ребёнку («радуются успехам, обсуждают проблемы») и высоких значений показателя вербальная агрессия (С2 = 14,044, р = 0,001), позитивного характера переживаний дома («тепло, уютно») и высоких значений показателя негативизм (С2 = 15,452, р = 0,004), позитивного характера отношений между родителями («помогают друг другу, делятся переживаниями») и высоких уровней выраженности вербальной агрессии (с2 = 14,105, р = 0,001).
По ценностно-мотивационному компоненту направленности: обнаружена связь таких показателей как: интерес подростков к занятиям, на которых можно совершенствовать физическую силу, выносливость с наличием высоких значений по показателю физической агрессии (с2 = 33,529, р = 0,000) и негативизма (с2 = 33,276, р = 0,000).
По поведенческому компоненту направленности: с выраженностью показателей агрессивного поведения связаны такие содержательные характеристики данного компонента: частота конфликтов, способы поведения в конфликтной ситуации с родителями и со сверстниками, характер времяпрепровождения. Было выявлено наличие связи между: избираемым способом поведения в конфликтной ситуации со сверстниками («вступая в конфликт, пытаемся объясниться словесно»)
и высокими значениями показателей: косвенная агрессия (с2 = 34,807, р = 0,000); избираемым способом поведения в конфликтной ситуации с родителями («пытаюсь исправить положение») и высокими значениями показателя негативизм (с2 = 15,730, р = 0,000); частотой конфликтов («случаются часто») и высокими значениями показателя вербальная агрессия (с2 = 58,476, р = 0,000); характером времяпрепровождения («много времени уделяю личным занятиям и увлечениям, смотрю телевизор, слушаю радио, играю в игры на компьютере») и высокими значениями показателей обида (с2 = 54,380, р = 0,000) и подозрительность (с2 = 37,349, р = 0,000).
Полученные в ходе исследования эмпирические данные позволяют сделать следующие выводы:
Выбранный в качестве методологической основы субъектно-личностный подход позволил многоаспектно изучить проблему агрессивных проявлений личности с социальной направленностью, качественные характеристики структурных компонентов которой (когнитивного, эмоционально-оценочного, ценностно-мотивационного, поведенческого) определяют специфику агрессии.
Качественный, корреляционный и факторный анализ позволили установить специфику агрессивных проявлений у подростков социальной направленности по виду и степени прояв-
ляемой агрессии, по характеру связей между её проявлениями. Определены доминирующие виды агрессивных проявлений в структуре агрессии: вербальная агрессия и реакции. Обнаружены факторы, сдерживающие проявление агрессии (выраженность чувства вины, наличие установок социального сотрудничества).
Осуществлённое в работе комплексное рассмотрение направленности, позволило представить описание основных её компонентов, отражающих 1) информацию о знаемых правилах и нормах поведения (когнитивный компонент направленности), 2) содержательную сторону эмоций, отражающих систему отношений в семье, в школе, в референтной группе (эмоционально-оценочный компонент направленности), 3) содержание потребностей, желаний, интересов, идеалов, убеждений, целей и ценностей (ценностно-мотивационный компонент направленности), 4) систему поступков, образ жизни, связанные со спецификой агрессивных проявлений подростков (поведенческий компонент направленности).
Определены содержательные характеристики направленности личности, связанные со спецификой агрессивных проявлений подростков и факторы, обуславливающие проявление агрессии. Специфика агрессивных проявлений подростков социальной направленности обнаруживает связь со всеми компонентами направленности личности.
3.06.2013
Статья печатается при финансовой поддержке гранта РГНФ и Правительства Оренбургской области №13-16-56009а
Список литературы:
1. Ениколопов С.Н. Опросник Басса-Дарки // Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М., 1990. с. 6.
2. Зубова Л.В. Психологический анализ ценностных ориентаций подростков с различной направленностью личности, 2002.
3. Зубова Л.В. Методики изучения социальной направленности личности подростка. - Оренбург, 2005.
4. Зубова Л.В. Информационно-когнитивный подход к методологии генезиса асоциальной личности. - Монография. -М.: «Дом педагогики», 2010. - 348 с.
5. Зубова Л.В. О проблеме агрессивности как форме асоциального поведения личности // Вестник РУДН. - Серия: Психология и педагогика. - 2003. - №1. - с. 108-116.
6. Муляр О.И. Hand-test ломает традицию // Психологическая газета №5(32) 1998 г.
7. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2004. - 608 с.
8. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал. 1996. №5. с.3-18.
9. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Семенюк Л.М. - М.: Москва, 1996. - 254с.
10. Фурманов И.А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста.- Мн.: НИО, 1997.- 198 с.
11. Wagner E. The hand test. Projective test used as a predictor of overt aggression // Psychology Tests. N. Y., 1971.
Сведения об авторах:
Зубова Людмила Викторовна, заведующая кафедрой общей психологии и психологии личности Оренбургского государственного университета, доктор психологических наук Кириенко Алла Александровна, преподаватель кафедры общей психологии и психологии личности
Оренбургского государственного университета 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, е-mail: [email protected], [email protected]
UDC 159.9
Zubova L.V., Kirienko A.A.
Orenburg state university
TO THE PROBLEM OF AGGRESSIVE MANIFESTATIONS OF ADOLESCENTS WITH SOCIAL ORIENTATION OF THE PERSONALITY
The article deals with the intrinsic characteristics and structure of adolescents with aggressive manifestations of social orientation of the person, considered meaningful directional characteristics of the individual, with correlation of aggressive interactions with the cognitive, emotional and evaluative, value-motivational and behavioral components of the orientation of the individual adolescent.
Key words: aggression, aggressive displays, social personality orientation.
Bibliography:
1. Enikolopov S.N. The questionnaire Bass-Darky // Practicum in psycho-diagnostics. Psychodiagnostics motivation and selfregulation. Moscow, 1990. s. 6.
2. Zubova L.V. Psychological analysis of the value orientations of young people with different orientation of the person, 2002.
3. Zubova L.V. Methods of study of the social orientation of the individual adolescent. - Orenburg, 2005
4.Zubova L.V. Information and cognitive approach to the methodology of the genesis of antisocial personality. - Monograph. -M.: «The House of Pedagogy», 2010. - 348.
5. On the problem of aggression as a form of anti-social behavior of the individual // Bulletin of Peoples’ Friendship University. -Series: Psychology and Pedagogy. - 2003. - №1. - P. 108-116
6. Mulyar O.I. Hand-test breaks the tradition // Psychological newspaper №5 (32) 1998 г
7. Nyutten J. Motivation, action and future prospects / ed. DA Leontief. - Moscow: The meaning of 2004. - 608 p.
8. Rean A.A. Aggression and aggressive personality // Psychological Journal. 1996. Number 5. p.3-18.
9. Semeniuk L.M. Psychological characteristics of aggressive behavior in adolescents and conditions of its correction / L.M. Semeniuk - Moscow: Moscow, 1996. - 254s.
10. Fourmanov I.A. Psychological bases of diagnosis and correction of behavior in children and adolescents adolescence. -Mn.: Research Department, 1997. - 198 p.
11.Wagner E. The hand test. Projective test used as a predictor of overt aggression // Psychology Tests. N. Y, 1971.