Научная статья на тему 'Эмоциональные и личностные особенности младших подростков с различным социометрическим статусом'

Эмоциональные и личностные особенности младших подростков с различным социометрическим статусом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1987
356
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / МЛАДШИЕ ПОДРОСТКИ / ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ / ЭМОЦИИ / АГРЕССИВНОСТЬ / ВРАЖДЕБНОСТЬ / ВЕРБАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ / ЭМПАТИЯ / СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС / ЛИЧНОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ADOLESCENCE / YOUNGER ADOLESCENTS / AGE PERIODIZATION / EMOTIONS / AGGRESSIVENESS / HOSTILITY / VERBAL AGGRESSION / PHYSICAL AGGRESSION / EMPATHY / SOCIOMETRIC STATUS / PERSONALITY / PERSONAL CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лебедева Е. И.

В статье представлены результаты эмпирического исследования эмоциональной и личностной сферы младших подростков. В работе проводится сравнительный анализ эмоционально-личностных характеристик подростков, имеющих разный социометрический статус, а также корреляционный анализ эмоциональных и личностных характеристик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лебедева Е. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of empirical research of development of individual mental processes of senior preschool children. The paper conducts a comparative analysis of emotional and personal characteristics of adolescents with different sociometric status, and correlation analysis of emotional and personal characteristics.

Текст научной работы на тему «Эмоциональные и личностные особенности младших подростков с различным социометрическим статусом»

УДК 159.922 - 053.6

Е. И. Лебедева

Эмоциональные и личностные особенности младших подростков с различным социометрическим статусом

В статье представлены результаты эмпирического исследования эмоциональной и личностной сферы младших подростков. В работе проводится сравнительный анализ эмоционально-личностных характеристик подростков, имеющих разный социометрический статус, а также корреляционный анализ эмоциональных и личностных характеристик.

The article presents the results of empirical research of development of individual mental processes of senior preschool children. The paper conducts a comparative analysis of emotional and personal characteristics of adolescents with different sociometric status, and correlation analysis of emotional and personal characteristics.

Ключевые слова: подростковый возраст, младшие подростки, возрастная периодизация, эмоции, агрессивность, враждебность, вербальная агрессия, физическая агрессия, эмпатия, социометрический статус, личность, личностные особенности.

Key words: adolescence, younger adolescents, age periodization, emotions, aggressiveness, hostility, verbal aggression, physical aggression, empathy, sociometric status, personality, personal characteristics.

Подростковый возраст - это переходный этап между детством и взрослой жизнью. Данный период характеризуется эмоциональной нестабильностью, упрямством, неустойчивостью эмоций, повышенной тревожностью, связанной с общением со сверстниками. Подростки отличаются большой вспыльчивостью и страстностью. С этим связано неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении.

В период подросткового возраста возрастает значимость межличностных отношений между учениками. От того, какое место в структуре межличностных взаимоотношений в учебном коллективе занимает конкретный ученик, может зависеть формирование личности этого ученика. Например, низкостатусный ученик может в будущем стать застенчивым, а высокостатусный - уверенным в себе и активным.

Однако в настоящее время данная проблема изучена недостаточно подробно. Авторы в большинстве случаев изучают такие явления, как агрессивность или эмпатия, однако комплексных исследований практически нет. Учитывая вышесказанное, изучение эмоциональных особенностей младших подростков с разным социометрическим статусом заслуживает особого внимания.

© Лебедева Е. И., 2018

Переходный возраст охватывает достаточно длительный период жизни. Его начало приходится на 11-12 лет, а окончание на 15-17 лет. Ученые рассматривают подростковый возраст по-разному.

Д. Б. Эльконин называет подростковым возрастом период 1117 лет, основываясь на критериях ведущих форм деятельности. Он подразделяет его на два этапа: средний школьный возраст (11-15 лет), когда ведущей деятельностью является интимно-личностное общение, и старший школьный возраст (15-17 лет), когда ведущей становится учебно-профессиональная деятельность.

А. В. Петровский определяет границы «этапа отрочества» с 11-12 до 14-15 лет. Ученый описывает, что в период младшего подросткового возраста человек стремится проявлять свою индивидуальность.

По классификации возрастных периодов периодизации Б.Г. Ананьева младший подростковый возраст начинается в 11 и заканчивается в 13 лет.

Эмоции обучающихся в младшем подростковом возрасте отличаются большой силой и трудностью в их управлении по сравнению с младшими школьниками, у которых эмоции носят относительно спокойный характер и легко поддаются управлению со стороны учителей или родителей.

По данным А. П. Краковского, в 5 классе учащиеся проявляют упрямство в шесть раз чаще, чем это наблюдалось в 4 классе, в девять раз чаще наблюдалось бравирование недостатками и в пять раз чаще своеволие; в 42 раза увеличилось число немотивированных поступков.

Для эмоциональной сферы подростков характерны следующие особенности.

1. Подросткам свойственны яркие аффекты, вспыльчивость, агрессивность, бурные проявления своих чувств. Они страстно отстаивают свои взгляды в спорах, в выражении возмущения. Горячо реагируют на любую информацию, готовы взорваться, видя малейшую несправедливость к себе и своих товарищей.

2. Обучающиеся 5-6 классов отличаются повышенной эмоциональной возбудимостью и поскольку они не обладают достаточным жизненным опытом, могут легко попасть под дурное влияние, поскольку внешний эффект оказывает на них сильное влияние.

3. Подростки горячо берутся за интересное дело, однако при возникновении трудностей могут все бросить или уничтожить полностью сделанную работу. В то же время они могут быть настойчивыми, выдержанными, если деятельность вызывает яркие положительные чувства. Поэтому очень важно давать им посильные задания.

4. Эмоциональные переживания подростков в этом возрасте приобретают большую устойчивость по сравнению с младшими школьниками. Ученики, как правило, надолго запоминают обиды на учителя. Например, подросток не прощает оскорблений в присутствии одноклассников или других лиц. Поэтому не следует упрекать, поучать или стыдить его при товарищах. Это может вызвать острый конфликт.

5. Чувства и эмоции подростка нередко бывают противоречивы. Он может с жаром защищать своего друга и при этом понимать, что тот абсолютно не прав. Может обладать высоким чувством собственного достоинства и в то же время плакать от незаслуженной обиды.

Очень важно, чтобы эти противоречия разрешались в пользу положительных, общественно значимых чувств. Поэтому учитель при работе с младшими подростками должен быть чутким, чтобы помочь ученикам преодолеть отрицательные эмоции и укрепить положительные.

6. В подростковом возрасте начинает активно развиваться эмпатия. Это связано с тем, что она является ведущей социальной эмоцией. Эмпатия - личностное свойство, которое имеет социальную природу и как любое социально обусловленное свойство поддается целенаправленному формированию [4]. В общем виде эмпатия определяется как способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей, сопереживать, понимать внутреннее состояние другого человека. Несмотря на то, что подростковый возраст является сензитивным для формирования эмпатии, в этот период учащимся 5-6 классов характерна также эмоциональная неустойчивость, что значительно осложняет результативность данного процесса [7].

7. Подростки более чутко по сравнению с младшими школьниками относятся к мнению коллектива. Он дорожит этим мнением, уважает его, руководствуется им. Если младшего школьника удовлетворяет похвала учителя, то подростку намного важнее общественная оценка. Он болезненнее и острее переживает неодобрение коллектива, чем неодобрение учителя.

8. В результате роста самосознания у подростка возникает повышенная тревожность как по поводу оценки сверстниками, так и по поводу самооценки.

9. Дружба в этот период обретает иной характер по сравнению с младшим школьным возрастом. Если младших школьников связывают соседство, совместные игры, то в основе дружбы подростков лежит общность интересов, нравственных чувств и качеств личности. К дружбе они предъявляют довольно высокие требования. Под влиянием дружеских отношений подростки часто сильно меняются, правда, не всегда в лучшую сторону. Также в этом возрасте распространена групповая дружба.

10. Эмоции подростков в значительной степени связаны с общением. Поэтому личностно-значимое отношение к другим людям определяют как содержание, так и характер эмоциональных реакций.

Группа является важнейшим элементом микросреды и оказывает непосредственное влияние на младших подростков.

В коллективе и под его влиянием происходит становление личности - формируется ее направленность, общественная активность, воля, создаются условия для саморегуляции и развития способностей

В подростковый период взаимодействие человека с социальными группами имеет особое значение, так как именно в этот период происходит становление личности и родительский авторитет замещается авторитетом сверстников.

Ведущей деятельностью младших подростков является интимно-личное общение со сверстниками - это деятельность, в которой происходит практическое освоение моральных норм и ценностей. Часто даже в основе ухудшения успеваемости лежит нарушение общения со сверстниками. Поэтому снятие напряженности в общении у младшего подростка может значительно улучшить успеваемость.

Изучением социометрического статуса занимались многие зарубежные и отечественные ученые. Их исследования в основном направлены на установление взаимосвязи между социометрическим статусом и такими индивидуально-типологическими характеристиками, как интровертивность-экстровертивность (Г. В. Акопов), внешний вид, более высокие школьные показатели и умственная одаренность, более молодой возраст, большая общительность, готовность помочь товарищу (Н. Е. Гронланд), темперамент (С. А. Котик), эмоциональная экспансивность (Н. Н. Обозов), эффективность (Л. С. Славина) и др. [1].

В каждой группе людей возникают различные предпочтения: одни члены группы оказываются популярнее других. Такая система взаимных предпочтений и называется эмоциональной структурой группы. Каждый человек в ней занимает особое место, приобретает определенный социометрический статус, это место положения человека в системе межличностных отношений в конкретной группе. Он выражает степень привлекательности его личности для других членов группы.

Также существует классификация Я.М. Коломинского. Он построил свою модификацию диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования, основываясь только на положительных выборах членами группы друг друга:

1) «звезды», получившие пять и больше положительных выборов;

2) «предпочитаемые», набравшие 3-4 голоса;

3) «принимаемые», получившие 1-2 выбора;

4) «изолированные», не получившие ни одного выбора [8].

По данным исследований Я. Л. Коломинского, социометрический статус зачастую величина постоянная и сохраняется при переходе человека в другую группу. Это происходит потому, что «звезда» или «изгой» привык себя вести определенным образом и продолжает (осознанно или неосознанно) играть привычную для него роль. Члены новой группы «улавливают» предлагаемый им образ и во многом в соответствии с ним выстраивают свои отношения с «новичком».

Исходя из актуальности данной проблемы, нами (Лебедева Е.И., Чечельницкая В.Б.) было проведено исследование, целью которого явилось сравнение эмоционально-личностных характеристик младших подростков с различным социометрическим статусом. Объектом исследования выступили учащиеся пятых классов в количестве 41 человека. Исследование проводилось на базе ГБОУ «Средняя образовательная школа №339 Невского района г. Санкт-Петербурга» и ГБОУ «Средняя образовательная школа №333 Невского района г. Санкт-Петербурга».

В ходе исследования использовались следующие психодиагностические методики:

1. Методика «Социометрия» Дж. Морено.

2. Тест-опросник Кеттелла для подростков 14РР.

3. Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки.

4. Методика «Диагностика эмпатических способностей» В.В. Бойко.

5. Методика «Определение эмоциональности» В. В. Суворова.

Для математико-статистической обработки результатов были

применены и-критерий Манна-Уитни и коэффициент линейной корреляции Пирсона.

Для анализа полученных результатов обучающиеся были поделены на четыре группы. Деление на группы было произведено исходя из данных методики «Социометрия».

В первую группу вошли семь младших подростков (17%), имеющих статус «звезда». По результатам методики «Социометрия» их социометрический статус находится в пределах (0,7 - 0,45). Вторая группа включила в себя предпочитаемых подростков - 13 чел. (32%). Результаты их социометрического статуса находятся в пределах (от 0,4 до 0,2). В 3 группе - 15 чел. (36%), которые имеют статус «пренебрегаемые». Их социометрический статус включает в себя результаты от 0,15 до -1,9. В 4 группе шесть (15%) обучающихся, которые являются изолированными. К данной категории относятся испытуемые, социометрический статус которых равен 0.

Сравнительный анализ результатов данных групп по методике Кетелла показал следующие значимые различия.

Полученные результаты по фактору «А» у «звезд» значительно превышают данные, полученные предпочитаемыми (и=3,5 при р<0,01), пренебрегаемыми (и=1 при р<0,01) и изолированными учениками (и=1

при р<0,01). Это может говорить о том, что «звезд» можно охарактеризовать как более открытых, гибких и легких в общении личностей, чем остальных. Значения данного фактора у предпочитаемых существенно больше, чем у пренебрегаемых (и=58 при р<0,05) и у изолированных (и=5 при р<0,01). Это может означать, что последние являются более ригидными, обособленными. Они тяжелее реагируют на критику и намного реже говорят о своих эмоциях.

Существуют значимые различия результатов по фактору «С» между «звездами» и другими категориями социометрических статусов - предпочитаемые (и=11.5 при р<0,01), пренебрегаемые (и = 5 при р<0,01) и изолированные (и=1 при р<0,01). Такие результаты показывают, что звезды более зрелые, эмоционально устойчивые, чем остальные. Значения данного показателя у предпочитаемых выше, чем у пренебрегаемых (и=58 при р<0,05), а также у изолированных. Наблюдаются различия по фактору «С» между предпочитаемыми и пренебрегаемыми (и=58 при р<0,05), а также между предпочитаемыми и изолированными (и=15 при р<0,05). Такие результаты могут говорить о том, что младшие подростки, имеющие низкий социальный статус в группе более раздражительные, эмоционально возбудимые.

По фактору «Н» были выявлены значимые различия между «звездами» и изолированными (и=4,5 при р<0,05). Данные результаты говорят о том, что те школьники, которые получили наибольшее количество положительных выборов по тесту «Социометрия», более смелые, активные, живые и непосредственные в эмоциональных реакциях, а изолированные, т. е. те, кто не получил по данному тесту ни положительных, ни отрицательных выборов, более застенчивые, боязливые, сдержанные, чем остальные.

Определены различия между группами по фактору «03». Значения данного показателя у «звезд» значительно выше, чем у предпочитаемых (и=14,5 при р<0,01), пренебрегаемых (и=19,5 при р<0,05) и изолированных (и=1,5 при р<0,05). Это говорит о том, что ученики, являющиеся лидерами в коллективе или имеющие высокий социальный статус, более уверены в себе. Они ценят себя, заботятся о своей репутации, не боятся отстаивать собственное мнение, зачастую обладают хорошими ораторскими способностями. Они менее обидчивы, чем остальные члены группы.

Сравнительный анализ по методике Басса-Дарки показал следующие результаты. Значение шкалы «Раздражение» у «звезд» значительно ниже, чем у изолированных (и=1 при р<0,01), пренебрегаемых (и=4 при р<0,01). Это может означать, что «звезды» менее вспыльчивы и грубы, чем остальные. Результаты, полученные у «звезд» по шкале «Негативизм» значительно ниже, чем у предпочитаемых (и=17 при р<0,01) и пренебрегаемых

(и= 4 при р<0,01). Они чаще могут грамотно взаимодействовать с окружающими и находить компромиссы. А также они значительно реже, чем остальные, оппозиционно направлены против значимого авторитета, чем остальные. «Звезды» вербально менее агрессивны, чем изолированные (и= 4 при р<0,01), пренебрегаемые (и=7 при р<0,01). Это говорит о том, что те школьники, которые получили наибольшее количество положительных выборов, реже остальных словесно угрожают или выражают свои негативные эмоции при помощи крика. Значения по шкале «Вербальная агрессия» у предпочитаемых значительно больше, чем у пренебрегаемых (и=21,5 при р<0,01) и «изолированных» (и= 7,5 при р<0,01). Это может говорить о том, что ученики, имеющие низкий социометрический статус, чаще в своей речи используют негативно окрашенные высказывания, чем звезды.

Шкала «Враждебность» включает в себя значения показателей «Чувство вины» и «Вербальная агрессия». Существуют значимые различия по данному фактору между «звездами» и другими категориями - предпочитаемыми (и=14 при р<0,01), пренебрегаемыми (и=15 при р<0,01) и изолированными (и=7 при р<0,05). Также существуют различия по шкале «Враждебность» между предпочитаемыми и пренебрегаемыми (и=54,5 при р<0,05), предпочитаемыми и изолированными (и=7 при р<0,05).

Индекс «Агрессивность» состоит из три шкал теста - «Физическая агрессия», «Раздражение» и «Вербальная агрессия». Существуют значимые различия между подростками, имеющими статус изолированные со «звездами» (и=21,5 при р<0,05), предпочитаемыми (и=14 при р<0,01) и пренебрегаемыми (и=0,5 при р<0,01). Результаты, полученные по данной шкале значения предпочитаемыми, выше, чем у пренебрегаемых (и=11 при р<0,01) и изолированных младших подростков (и=45 при р<0,05).

Анализ результатов эмпатических способностей по методике Бойко показал следующее. Существуют значимые различия по шкале «Интуитивный канал эмпатии» между «звездами» и остальными социометрическими категориями - предпочитаемые (и=21,5 при р<0,05), пренебрегаемые (и=6,5 при р<0,05) и изолированные (и=13 при р<0,05). Это говорит о том, что младшие подростки, набравшие наибольшее количество положительных выборов по тесту «Социометрия» имеют более яркую способность к сопереживанию. Также они в большей степени могут предугадать поведение окружающих, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании.

Показатели шкалы «Установки, способствующие эмпатии» у обучающихся, которые имеют статус изолированных, значительно ниже, чем у «звезд» (и=8 при р<0,05), предпочитаемых (и=6 при р<0,05) и пренебрегаемых учеников (и=6 при р<0,05). Значения данного

показателя у пренебрегаемых значительно выше, чем у изолированных (и=6 при р<0,05), а у изолированных ниже, чем у пренебрегаемых (и=6 при р<0,05). Это может означать, что низкостатусные подростки чаще стараются избегать личных контактов, стесняются проявлять любопытство, что ограничивает диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия у изолированных и пренебрегаемых школьников. При этом те ученики, которые не получили ни положительных, ни отрицательных выборов, являются менее общительными и эмпатичными, чем пренебрегаемые подростки.

Для диагностики эмоциональных особенностей младших подростков была проведена методика «Определение эмоциональности», автором которой является В. В. Суворова.

По результатам данной методики больше половины «звезд» имеют высокие результаты (57,14%). Большая часть предпочитаемых подростков получили средние баллы по данному тесту (61,54%). У пренебрегаемых учащихся также превалируют средние результаты (46,67%), а у изолированных - низкие (66,67%).

По результатам проведенной методики «звезды» являются значительно более эмоциональными, чем пренебрегаемые (и=28 при р<0,05) и изолированные подростки (и=5,5 при р<0,05). Предпочитаемые ученики также более эмоциональны, чем пренебрегаемые (и=53,5 при р<0,05) и изолированные (и=15 при р<0,05).

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что подростки, занимающие лидирующие позиции по числу положительных выборов или имеющие больше положительных выборов, чем отрицательных, более впечатлительны, импульсивны. «Звезды» ярче выражают свои эмоции и чувства, чем отвергаемые школьники.

По результатам корреляционного анализа было обнаружено большое количество статистически значимых взаимосвязей эмоциональных особенностей младших подростков с разным социометрическим статусом. Рассмотрим наиболее значимые результаты.

Существует значимая отрицательная взаимосвязь у подростков, являющимися в коллективе изолированными, между суммарным показателем эмпатии со шкалами опросника агрессивности Басса-Дарки.

Отрицательная взаимосвязь обнаружена по таким факторам, как: «Раздражение» (г = -0,87 при р<0,01). «Косвенная агрессия» (г = -0,81 при р<0,01), «Негативизм» (г = -0,84 при р<0,01).

Из этого можно сделать вывод, что чем выше выражена агрессивность у подростков, обладающих низким социометрическим статусом, тем ниже у них уровень эмпатических способностей. Такие дети не доверяют окружающим, сопротивляются против устоявшихся в

коллективе правил или же избегают общения. Они больше склонны к интроверсии, чем остальные. Также им свойственна косвенная агрессия, т. е. агрессивное поведение, направленность которого против какого-то лица или предмета скрывается или не осознается самим субъектом агрессии [5].

Результаты корреляционного анализа по методике диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко с суммарным показателем эмпатии у изолированных младших подростков:

Существует значимая отрицательная взаимосвязь между уровнем Эмоциональности младших подростков, являющимися в коллективе изолированными, и факторами опросника Кеттелла 14 РР.

Из этого следует, что чем выше значения по фактору «и» (г = -0,83 при р<0,01) и «О» (г= -0,81 при р<0,01), тем ниже уровень Эмоциональности по методике Суворовой В.В.

Высокие оценки по фактору «в» Кеттелла характеризуют низкостатусных подростков, которые не получили ни одного балла по результатам Социометрии, как депрессивных, тревожных.

Высокие значения показателя «и» личностного опросника Кеттелла 14 РР характеризуют подростков, как сдержанных, интеллектуально развитых школьников, которым трудно взаимодействовать с коллективом.

Данной категории детей достаточно сложно говорить о своих эмоциях и осознавать, какие эмоции они испытывают.

У пренебрегаемых младших подростков, которые получили наибольшее количество отрицательных выборов по тесту Дж. Морено «Социометрия», существует значимая отрицательная взаимосвязь между «Уровнем агрессивности» и характеристиками уровня эмпатических способностей

Значимая взаимосвязь существует со следующими шкалами: «Рациональный канал эмпатии» (г= -0,81 при р<0,05) и «Эмоциональный канал эмпатии» (г= -0,81 при р<0,05), а также с суммарным значением уровня эмпатии (г= -0,55 при р<0,01) Из этого следует, что чем выше уровень агрессивности младших подростков, тем ниже у них уровень эмпатии.

Как было сказано ранее, уровень агрессивности включает в себя несколько шкал: «Физическая агрессия», «Раздражение» и «Вербальная агрессия». Совокупность данных результатов может характеризовать пренебрегаемых подростков, как детей с низким уровнем эмпатии и с высоким уровнем агрессивности.

У подростков с высоким социометрическим статусом («звезды» и принимаемые) обнаружена взаимосвязь между уровнем враждебности и факторами Кеттелла 14 РР - «в» (г = - 0,85 при р<0,05) и «О»

(г = 0,76 при р<0,05) у младших подростков, имеющих статус «звезды». Низкие показатели уровня враждебности и низкие значения показателя «О» характеризуют данную категорию подростков как уверенных в себе или самоуверенных личностей, которые доверяют окружающим.

Высокие результаты по фактору «в» и низкие значения индекса враждебности могут означать, что звезды достаточно обязательны, исполнительны и достаточно эмоционально устойчивы при возникновении стрессовых ситуаций.

У «звезд» существует значимая положительная взаимосвязь индекса агрессивности методики диагностики уровня агрессивности Басса-Дарки с фактором «I» теста-опросника Кеттелла 14РР для подростков (г = 0,83 при р<0,05). Можно сделать вывод, что испытуемые, имеющие высокий социальный статус более реалистичны, независимы, чем остальные. Низкие показатели индекса агрессивности и показателя «I» также характеризуют звезд, как практичных личностей и достаточно независимых. Они способствуют сплочению группы и при этом не терпят выполнять бессмысленную, рутинную работу.

Существует значимая отрицательная взаимосвязь у «звезд» между суммарным показателем уровня эмпатии и «физическим уровнем агрессии» (г = - 0,80 при р<0,05). Низкие показатели «физического уровня агрессии» и высокие значения суммарного уровня эмпатии характеризуют звезд как личностей, которые предпочитают не использовать физическую силу против других лиц.

У предпочитаемых младших подростков существует отрицательная взаимосвязь между суммарным показателем эмпатии и показателями агрессивности: вербальной агрессией (г = -0,61 при р<0,05) и индексом агрессивности (г = -0,55 при р<0,05). По данным результатам можно сделать вывод, что данная категория предпочитаемых подростков склонна к сопереживанию и поддержке окружающих, а также старается грамотно разрешать конфликтные ситуации и не выражать свои эмоции при помощи крика или проклятий. У предпочитаемых подростков существует отрицательная взаимосвязь между высоким значением фактором «А» методики Кеттелла 14РР с низкими показателями шкал опросника Басса-Дарки - «Раздражение» (г = -0,63 при р<0,05) и «Агрессивность» (г = -0,59 при р<0,05). Это может характеризовать данную категорию обучающихся как открытых, общительных. У них хорошо развито чувство сопереживания. Они умеют грамотно выражать свои мысли.

Таким образом, в результате проведенного исследования были выявлены статистически значимые различия между эмоциональными особенностями младших подростков с разным социометрическим статусом.

Исходя из данных сравнительного и корреляционного анализа подростков, имеющих статус изолированные можно описать, как достаточно обособленных, более агрессивных и менее эмпатичных, чем остальных. Они более эмоционально нестабильные, однако стремятся казаться более уверенными в себе и менее тревожными.

Пренебрегаемые подростки склонны к раздражительности, вербальной агрессивности. Им сложно сопереживать, поддерживать окружающих. Они склонны к раздражительности, но при этом также стремятся казаться менее эмоциональными, чем являются на самом деле.

По суммарному показателю уровня эмпатии у подростков, имеющих низкий социометрический статус, результаты, полученные по данной шкале, значительно ниже, чем у высокостатусных подростков.

Это означает, что низкостатусные школьники чаще стараются избегать личных контактов, стесняются проявлять любопытство, что ограничивает диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия у изолированных и пренебрегаемых подростков. При этом те, которые не получили ни положительных, ни отрицательных выборов, являются менее общительными и эмпатичными, чем пренебрегаемые подростки.

Подростки, которые имеют высокий статус в группе, - звезды и предпочитаемые намного более общительные и эмпатичные. Они менее агрессивные и обидчивые.

«Звезды» более зрелые, эмоционально устойчивые, чем остальные. Они заботятся о своем социальном статусе, необидчивы. При этом достаточно живые, импульсивные, смелые и активные. В период серьезных стрессовых ситуаций достаточно тревожные и эмоциональные, так же, как и предпочитаемые подростки. При этом они не склонны к физической или ярко выраженной вербальной агрессии.

Предпочитаемые подростки также достаточно эмоционально устойчивые. Они не склонны к агрессивности или враждебности. Данная категория подростков так же, как звезды, склонны к лидерству. Они также склонны к смелости, авантюризму. Младшие подростки, имеющие статус предпочитаемые - достаточно открытые и доверяют окружающим. Они надежные, склонны к эмпатии и к сопереживанию.

Обобщая полученные результаты, можно сделать вывод о том, что существуют различия эмоциональных особенностей младших подростков с разным социометрическим статусом. Таким образом, работая над умением контролировать и выражать свои эмоции, а также понимать эмоции других, можно изменить неблагоприятный социометрический статус младшего подростка, что повлечет за собой изменения в значимых сферах жизни подростка, так как ведущей деятельностью в данном возрасте является личностное общение со сверстниками.

Список литературы

1. Балашова И.Г. Изменение социометрического статуса в процессе социализации в учебной группе: дис. ... к.п.н. - Самара, 1999. - 184 с.

2. Вайнер Э. Н. Валеология: учеб. для вузов. - 4-е изд., испр. - М., 2006. - 26 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Волчкова Н.И. Особенности эмпатии у современных подростков // Психология, социология и педагогика. - 2012. - № 6. - С. 23-27.

4. Дорошина И. Г., Изучение социометрического статуса подростков в учебной группе (авторская модификация социометрии) // Социосфера. - 2010. - №2. -С. 37-41.

5. Дубровина И.В., Прихожан А.М. Возрастная и педагогическая психология. -М.: Академия, 2003. - 368 с.

6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001. - 403 с.

7. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. - Мн., 1994. - 240 с.

8. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 2017. - 462 с.

9. Петровский А. В. Общая психология. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1976 -479 с.

Статья поступила: 12.11.2018. Принята к печати: 08.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.