Татьяна Сахарова
ОСОБЕННОСТИ
СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛЮДЕЙ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. Описываются исследования смысложизненных ориен-таций людей зрелого возраста. Дается авторское определение понятия «смысложизненные ориентации личности». Рассматривается содержание смысложизеннных ориентаций людей зрелого возраста. Проводится кластерный анализ полученных данных, делается попытка выявления типологии смысложизненных ориентаций личности людей зрелого возраста.
Ключевые слова: зрелость; смысложизненные ориентации; смысл жизни.
Annotation. This article describes the research of vitally meaningful orientations of middle-aged people. The author considers the content of vitally meaningful orientations of middle-aged people and creates her definition of vitally meaningful orientations of personality. The author also conducts cluster analysis of the data obtained and tries to make an attempt to create a typology of vitally meaningful orientations of personality of middle-aged people.
Keywords: maturity; vitally meaningful orientations; the meaning
Зрелость, будучи самым продолжительным и значимым периодом в жизни человека, сегодня становится и социально-психологическим феноменом, который требует подробного рассмотрения. Критерием развития личности на каждом возрастном этапе (начиная с подросткового возраста) могут служить смысложизненные ориентации личности, а так же особенности, связанные с психологическими характеристиками конкретного возраста.
В качестве основных методологических идей нашего исследования были приняты:
• идея К. Маркса о том, что каждое новое поколение «застает в наличии определенный материальный результат, сумму производственных сил, исторически сложившееся отношение людей к природе и к друг другу, <...> которые предписывают ему его собственные условия жизни и придают ему развитие» [1, с. 37];
• концепция В. С. Мухиной о том, что человек существует в двух ипостасях - как социальная единица и как уникальная личность [2];
• идея А. Н. Леонтьева о личностном смысле как индивидуализированном отражении действительного
of life.
Зрелость -значимый этап онтогенеза
Методология исследования
Смысл жизни и смысложизненные ориентации личности
отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность[3]. Задачи исследования Основываясь на изложенных выше идеях, мы сформулировали следующие задачи эмпирического исследования смысложизненных ориентаций личности в зрелом возрасте:
1 - осуществить диагностику и анализ результатов смысложизненных ориентаций личности в зрелом возрасте;
2 - построить обобщенный социально-психологический портрет изучаемой возрастной группы на основе средневыборочных представлений о смысложизненных ориентациях.
Проблема смысла жизни относится к числу междисциплинарных. Смысл жизни является одной из традиционных проблем философии и теологии, художественной литературы, где он анализируется преимущественно с содержательной стороны: в чем состоит смысл жизни? какой смысл жизни можно считать истинным, добрым, достойным? В психологической литературе также подчеркивается огромная значимость для человека психологического феномена смысла жизни. Но сам вопрос «в чем состоит смысл жизни?», не входит в компетенцию психологии. Как указывал Д. А. Леонтьев, в сферу интересов психологии личности входит вопрос о том, какое влияние оказывает смысл жизни или переживание его отсутствия на жизнь человека, а также проблема психологических причин утраты и путей обретения смысла жизни [4, с. 487]. В психологии смысл жизни изучается преимущественно под углом зрения того, как и под влиянием каких факторов происходит формирование смысла жизни в индивидуальном развитии и как сформировавшийся смысл жизни или его отсутствие влияет на жизнедеятельность и сознание личности. Ю. Б. Гиппенрейтер рассматривала смысл жизни «как процесс, направленный на полную интеграцию, координацию мотивацион-ной сферы личности» [5].
В отечественной психологии к теме жизненного пути первыми обратились С. Л. Рубинштейн и Б. Г. Ананьев.
С. Л. Рубинштейн писал о том, что жизненный путь есть некая целостность и в то же время состоит из этапов, каждый из которых может стать поворотным в жизни личности. Жизненный путь для С. Л. Рубинштейна - не сумма жизненных событий, отдельных действий, продуктов творчества. Жизненный путь - это целостное, непрерывное явление. Каждый человек, по мнению С. Л. Рубинштейна, «имеет свою собственную историю и
даже становится личностью именно потому, что имеет свою жизненную историю» [6, с. 345]. Для него было важно не просто выделить возрастные этапы, а учесть, как каждый этап подготавливает последующий и влияет на него. Каждый этап играет важную роль в жизненном пути, но не определяет его с фатальной неизбежностью. Центральная проблема личной жизни - сможет ли личность стать субъектом собственной жизни. Субъектом своей жизни личность становится в силу способности решать свои проблемы, отвечать за свои поступки, за счет ответственности и отношений с другими людьми. Человек становится субъектом жизни в том смысле, как он вырабатывает способ решения жизненных противоречий и осознает свою ответственность перед собой и людьми за последствия такого решения. Значение К. А. Абульханова-Славская, развивая идеи С. Л. Ру-
разрешения бинштейна, считает, что разрешение противоречий
противоречиижжзни жизни способствует развитию личности [7]. Разрешение противоречий жизни К. А. Абульханова-Славская видит в способах отношений людей друг с другом. Способ решения жизненных противоречий характеризует социально-психологическую и личностную зрелость человека: «Последняя проявляется в умении соединять свои индивидуальные особенности, свои статусные, возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества, окружающих. Способность осуществлять это соединение мы определяем как жизненную стратегию» [7, с. 67]. Она предлагает рассматривать жизненный путь личности в его целостности, а стратегия жизни должна заключаться в раскрытии и разрешении подлинных причин противоречий, а не в уходе от них путем жизненных перемен.
Б. С. Братусь, в свою очередь, размышлял о смысле жизни как о «насущной потребности, которая зиждется на фундаментальном противоречии между ограниченностью (смертностью) индивидуального бытия и универсальностью родовой сущности человека» [8, с. 46-56].
Смысл жизни может Понятие смысла жизни занимает центральное место быть найден в концепции В. Франкла. Стремление к поиску и реали-
зации человеком смысла жизни В. Франкл рассматривал как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Он полагал, что отсутствие смысла является причиной многих психических заболеваний (в том числе специфических «ноогенных неврозов») и различных видов отклоняющегося поведения.
Смысл жизни влияет на
жизнедеятельность и сознание личности
Смысл жизни -особое психическое образование
Хотя смысл жизни каждого человека уникален, существуют и смысловые универсалии - ценности, представляющие собой обобщенные типичные смыслы. По В. Франклу, человек не может лишиться смысла жизни ни при каких обстоятельствах, смысл жизни всегда может быть найден [9, с. 246-256]. Он счел, что человек может обрести смысл жизни тремя путями: 1 - в деле, направленном на достижение социально-значимых целей; 2 - в переживании гуманистических ценностей; 3 - заняв определенную позицию по отношению к обстоятельствам своей жизни.
Несомненно, смыслы укоренены в бытии, они существуют в объективной действительности, но реализация объективно существующего онтологического смысла всегда личностна.
Очевидный вклад в исследование психологии смысла внес Д. А. Леонтьев, который указал, что за понятием смысла скрывается не конкретная психологическая структура, допускающая однозначную дефиницию, а сложная и многогранная смысловая реальность, принимающая различные формы и проявляющаяся в различных психологических эффектах [4].
Проблема поиска смысла жизни актуальна для человека на любом этапе возрастного развития. Особое значение она приобретает в периоды «двойного кризиса» - возрастного и социального. Современное состояние общества характеризуется ломкой его устоев. Не случайно отечественные психологи обращают пристальное внимание на проблему становления смысла жизни, его влияние на судьбу человека в сложившихся условиях. Таким образом, характеризуя смысл жизни, исследователи выделяют его позитивное влияние на жизнь человека и становление его личности.
В. Э. Чудновский утверждал, что смысл жизни - не просто определенная идея, усвоенная или выработанная человеком, но особое психическое образование, которое имеет свою специфику возникновения, свои этапы становления и, приобретая относительную устойчивость и эмансипированность от породивших его условий, может существенно влиять на жизнь человека, его судьбу [10].
Для изучения складывающегося у человека смысла жизни В. Э. Чудновский выделяет характеристики этого феномена, суть которого состоит в том, что он «эмансипируется от того и другого и начинает действовать как буферный механизм, как система сдержек и противовесов, не допускающая одностороннего подчинения внешнему и, вместе с тем, препятствующая пре-
Значение смысла жизни как психологического феномена
Поиск смысла жизни и цели своего существования
Мотивы, определяющие смысл и счастье жизни
вращению человека в раба собственных потребностей, влечений своих непосредственных сиюминутных интересов» [10]. Обсуждая проблему становления смысла жизни, В. Э. Чудновский особое внимание уделял характеристике так называемых кризисных, переломных моментов в возрастном развитии, соотнося их специфику с особенностями жизненных смыслов. Учитывая биологические факторы возрастного развития, автор особо отмечал два возрастных периода - подростковый и период старения.
В. Э. Чудновский определил два значения смысла жизни как психологического феномена: 1 - суть, главное, основное в данном предмете, явлении; 2 - личностная значимость для человека этой сути, этого главного, основного.
Феномен смысла жизни включает в себя оба эти значения, причем суть, главное доминирует над не главным, второстепенным. Но определение смысложизнен-ной «доминанты» - лишь один аспект процесса поиска смысла жизни. Очень важно установить, насколько данная доминанта «продуктивна», в какой мере она способствует позитивному развитию личности. В этой связи целесообразно иметь в виду адекватность смысла жизни как одну из основных его характеристик. В связи с этим В. Э. Чудновским были выделены два признака адекватности смысла жизни:
1 - «реалистичность» смысла жизни, то есть соответствие смысла жизни, с одной стороны, наличным, объективным условиям, необходимым для его реализации, с другой - индивидуальным возможностям человека;
2 - «конструктивность» смысла жизни, то есть степень его позитивного (или негативного) влияния на процесс становления личности и успешность деятельности человека.
По мнению В. Франкла, поиск цели своего существования свойственен думающим людям, обеспечившим свои базовые потребности. Смысложизненные ориентации каждого человека - это набор свойственных только данной личности ценностей и целей, которые она выбрала как основополагающие своего существования. Особенность данной потребности заключается в уникальности ее понимания каждым человеком, а, следовательно, невозможно определить готовые клише наиболее успешных целей существования, что и создает трудности их изучения и развития [9].
А. Н. Леонтьев в качестве важнейшего параметра личности выделил степень иерархизированности дея-
Появление смысла жизни через преломление мира других
Причины сужения смысла жизни
Смысложизненные ориентации и принципы жизни
тельностей, их мотивов. Высокая степень иерархизации мотивов выражается в том, что человек свои действия как бы примеривает к главному для него мотиву, т. е. его жизненной цели. Этот главный мотив у одних ограничивается, например, бессмысленной целью создания «державы золота», у других «возвышается до истинно человеческого, не обособливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, с их благом». В последнем случае главные мотивы человека «способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл и счастье жизни» [11, с. 244].
В то же время в работах Л. И. Анцыферовой отмечалось, что становление смысла жизни определяется тем, как относится человек к прошлому и будущему, как происходит преломление мира других через отношение к себе [12, с. 324-328].
Г. Л. Тульчинский выделял в своих работах три аспекта проблемы смысла жизни: 1 - смысл жизни как социально-идеологическая модель должного; 2 - как объективная направленность жизнедеятельности, которая может и не осознаваться; 3 - как субъективно осознаваемый смысл [13, с. 108-127].
С точки зрения А. А. Бодалева, проблема смысла жизни имеет особую актуальность для людей, находящихся в экстремальном положении (заикающиеся, люди, страдающие частичной или полной слепоглухо-той) и нуждающихся в социореабилитации [14, с. 29-32]. Он охарактеризовал роль истинных ценностей в становлении смысла жизни и подчеркивал, что поиск последнего неразрывно связан с творческим отношением к действительности, наиболее полной реализацией потенциальных возможностей человека.
Б. Г. Ананьев, изучая фазы жизненного пути, показал, что их особенности определяются не только социальными факторами, но и смыслом жизни. С этих позиций он проанализировал так называемый «парадокс завершения человеческой жизни», суть которого в том, что «умирание» форм человеческого существования наступает нередко раньше, чем «физическое одряхление» от старости [15, с. 145]. В условиях социальной изоляции происходит ломка, сужение смысла жизни, что приводит к деградации личности.
Обсуждение исследований, посвященных особенностям смысложизенных ориентаций, дает нам основание охарактеризовать смысложизненные ориентации личности как осознанные и обобщенные принципы жизни
Психологическая
характеристика
зрелости
человека, его жизненные цели, психологический способ переживания жизни, включающий в себя не только ориентиры, но и оценку собственных достижений, соотнесение их с собственными личностными критериями.
Мы полагаем, что сами смысложизненные ориентации подвержены возрастной динамике, а их содержание связано с особенностями социальной среды, воспитанием, индивидуальными потребностями и желаниями личности. Естественно, что факторами изменения системы смысложизненных ориентаций являются социально-исторические условия, на фоне которых происходит развитие и функционирование личности.
Социально-экономические, политические, идеологические изменения в обществе влекут за собой изменения системы ценностей, норм морали общества, социальных групп, отдельной личности. Смысл жизни как объект психологического исследования нужно рассматривать в структуре личности с различных сторон.
Проведенный нами анализ исследований показал, что наряду с теоретическими необходимы также экспериментальные исследования, направленные на выявление особенностей становления и проявления смысла жизни человека в современном обществе.
Сегодня из-за социальной нестабильности нашего времени значительная часть людей зрелого возраста все чаще сталкивается с проблемой определения и поиска жизненных смыслов. В связи с этим актуальной становится задача рассмотрения смысложизнен-ных ориентаций людей зрелого возраста и построения некого обобщенного психологического портрета данной возрастной группы в современных социально-исторических условиях.
Зрелый возраст, как мы уже отмечали, - самый длительный для большинства людей период жизни, который характеризуется тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей личности.
Зрелость считается порой расцвета личности, когда человек может реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни. Это время исполнения своего человеческого предназначения - как в профессиональной, общественной деятельности, так и в плане преемственности поколений. В зрелости главными сторонами жизни обычно являются профессиональная деятельность и семейные отношения. Социальная ситуация развития в период зрелости связана с активным вклю-
Зрелость - выбор между
продуктивностью и инертностью
Зрелость - период осознания ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими
Методы исследования
чением человека в сферу общественного производства, с созданием семьи, проявлением своей личностной индивидуальности в воспитании детей, творчестве, взаимоотношениях с людьми в процессе трудовой деятельности. Взрослый человек стремится занять ключевое место в обществе [16].
По мнению К. Г. Юнга, человек в период зрелости должен осуществлять переход от экстенсивной к интенсивной позиции, от стремления к расширению и завоеванию жизненного пространства к концентрации внимания на своей «самости». И тогда вторая половина жизни послужит для достижения мудрости, кульминации творчества, а не невроза и отчаяния. К. Г. Юнг подчеркивал ту мысль, что душа человека второй половины жизни глубинно изменяется. Но, к сожалению, большинство людей не подозревают о возможности этих изменений и вступают неподготовленными во вторую половину жизни [17].
Личность в зрелом возрасте способна к развитию. Это связано с процессом социализации. Социализация взрослого субъекта, по своей сути, это саморазвитие через осуществления выборов: кем быть, каким быть, с кем быть и т. д. То есть выбор собственного психологического облика, здоровья или болезни - способа жизни в целом.
На наш взгляд, интересной является позиция Э. Эриксона, который считал основной проблемой зрелости выбор между продуктивностью и инертностью, которые характеризуют прогрессивную и регрессивную линии развития [18]. Продуктивность связана, по Э. Эриксону, с заботой «о людях, результатах и идеях, к которым человек проявляет интерес». Отсутствие продуктивности, инертность ведет к поглощенности собой, своими личными потребностями.
Важнейшей особенностью зрелости является осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми. Развитие личности зрелого человека требует избавления от неоправданного максимализма, характерного для юности и частично молодости, взвешенности и многогранности подхода к жизненным проблемам, в том числе к вопросам своей профессиональной деятельности. Реализация жизненного плана или жизненного замысла порождает развитие личности в зрелости.
Для реализации поставленных задач нами были использованы методы анкетирования, беседа и методика «Тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева» [19].
Кластерный анализ результатов исследования смысложизненных ориентаций людей зрелого возраста
В исследовании приняли участие люди зрелого возраста от 35 до 45 лет. Всего в исследовании приняло участие 368 человек: 184 женщины и 184 мужчины, проживающие в Москве; г. Люберцы Московской области; г. Железнодорожный Московской области; г. Смоленске; г. Вязьма.
На момент проведения исследования все респонденты были работающими, практически все состояли в браке, у половины были дети. Почти 2/3 респондентов имели высшее образование и 1/3 респондентов были со средним специальным образованием.
Для обработки результатов мы использовали методы кластерного и сравнительного анализа. Кроме того, использовался метод статистической обработки данных - t-критерий Стьюдента.
Общая задача, которую мы ставили на данном этапе исследования, состояла в том, чтобы организовать наблюдаемые данные в наглядные структуры, кластеры. С этой целью мы провели статическую работу по группировке испытуемых на незаданные группы. Перед нами стояла задача совершить разделение нашей выборки на однородные группы так, чтобы в каждой группе оказались респонденты, схожие по психологическим характеристикам.
Для решения поставленной задачи нами использовался метод автоматической классификации, который позволил произвести объективную классификацию испытуемых по большому набору признаков. Для классификации нами использовался метод кластерного анализа, а именно - построение иерархической кластерной структуры, которая дает нам наглядную картину группировки испытуемых. Статистическая обработка результатов осуществлялась при помощи статистических пакетов программ: EXCEL, Statistica и SPSS.
При изучении графика полученных в результате обработки данных было установлено четыре явных узловидных образования, что и послужило основой для выдвижения гипотезы относительно числа кластеров.
Таким образом, были выделены четыре типа испытуемых в соответствии с четырьмя кластерами:
- 1 тип (1 кластер) - вошло 96 человек;
- 2 тип (2 кластер) - вошло 160 человек;
- 3 тип (3 кластер) - вошло 76 человек;
- 4 тип (4 кластер) - вошло 32 человека.
Для выяснения более точной картины в отношении различий между испытуемыми выделенных
Характеристика типов
смысложизненных ориентаций людей зрелого возраста
типов мы провели сравнительное сопоставление их результатов общего показателя осмысленности жизни по t-критерию Стьюдента. Было выявлено, что между всеми выделенными четырьмя кластерами различие статистически значимо.
Проанализировав ответы каждого респондента по методике «Тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева» и результаты анкетирования испытуемых, вошедших в каждый кластер, нами были даны условные названия каждому кластеру.
Дальнейший анализ заключался в содержательной характеристике выделенных типов.
Дадим содержательный анализ каждого выделенного в результате кластерного анализа типа.
1-й тип, условно названный нами «конформисты», объединил 96 человек (26% от общего количества респондентов). Большинство вошедших в этот кластер - мужчины, практически все со средним специальным образованием, состоящие в браке и имеющие детей. Данный тип считает, что главное в жизни - спокойствие. В первую очередь эти люди ориентированы на уют, комфорт, семейное благополучие, житейские блага. Предпочитают размеренный тип жизни, неторопливый, спокойный, никуда не бегущий. Основной девиз таких людей: «тише едешь - дальше будешь». Скорее всего, для этих людей характерна «жизнь без проблем» в смысле желания благополучия и отсутствия неприятностей. Приключения, всплеск эмоций - не для них.
В общении с другими людьми придерживаются конформного поведения. Не любят споры и скандалы. Главный принцип жизни: «не навреди, живи так, чтобы тебя уважали другие люди, будь как все, не делай зла другим людям».
Данный тип людей удовлетворен процессом своей жизни. Свое прошлое они менять бы не хотели. В будущем не желают обременять себя ненужными делами, хотят иметь жизнь без забот.
Им присуще стремление делать все «как надо», в большинстве своем они не способны спонтанно и непосредственно выражать свои чувства, а также они ориентированы на трезвость, практичность и рациональный подход к решению проблем.
Также эти люди обязательны и всегда выполняют, то, что обещали, но при этом сверх меры ничего делать не будут.
По жизни, как мы уже говорили выше, они - конформисты. Они удовлетворены своим социальным,
материальным положением и т. д. В своей жизни они не хотели бы ничего менять, так как любые изменения могут повредить их «идеальную» модель жизни.
2-й тип, условно названный нами «гуманисты», объединил 160 человек (44% от общего количества выборки). Большинство вошедших в него - женщины, практически все с высшим образованием, имеют детей.
Данный тип людей ценят успех и возможность активного познания мира. Эти люди полны энергии. В жизни они определили свои цели и намерения. Данному типу присуща гуманная социальная ориентация, когда их собственное счастье ассоциируется с добром для других. Для них свойственно делать дела на благо других людей.
Прошедший отрезок своей жизни люди данного типа считают продуктивным и осмысленным, процесс их жизни в настоящем воспринимается как интересный, эмоционально насыщенный, а осмысленность целей будущего придает всей жизни человека осмысленность, направленность на временную перспективу. Данный тип характеризуется высокими баллами по шкале «Локус контроля - Я» и «Локус контроля - Жизнь».
По жизни данный тип людей не боится что-либо менять, особенно если это принесет благо для его семьи и него самого.
Они думают, что могут управлять своей жизнью, хотя и не отрицают тот факт, что не всегда все зависит от их желания. Готовы прикладывать усилия для получения желаемого результата в том или ином деле. Планы этих людей в большей мере имеют реальную основу в настоящем и подкреплены личной ответственностью за их реализацию. Образ жизни данных людей способствует ощущению эмоциональной насыщенности жизни и наполненности ее смыслом. Данный тип имеет интерес к жизни и желание прожить ее насыщенно, но при этом насыщенность не должна выходить «за рамки», так как они все же в большей части спокойные люди. «Свернуть горы» ради получения эмоций - это не для них. Им присущи трезвость ума и рациональный подход в решение проблем.
Как мы уже упомянули выше, эти люди любят спокойствие, комфорт и уют. Повседневные дела приносят им удовольствия, но при этом могут иногда казаться им рутинными.
В целом жизнь данного типа людей сложилась именно так, как они и мечтали. В будущем они бы хотели заниматься интересными делами, которыми всегда мечтали заняться и на которые в настоящем нет времени.
3-й тип, условно названный нами «оптимисты», объединил 76 человек (27% от общего количества выборки). В него практически в равных долях вошли респонденты мужского и женщины пола. Все с высшим образованием, состоящие в браке и не имеющих детей.
Данному типу людей важно делать что-либо полезное в жизни. Эти люди - оптимисты. Им важно ощущать свою значимость для других людей. Они уверены в себе и целеустремленны. Они всегда стремятся вверх и никогда не останавливаются на достигнутом. Движение - залог успеха для таких людей. В большинстве своем эти люди всегда наполнены энергией, жизнь для них волнующа и захватывающа.
Данный тип людей четко знает, чего он хочет от жизни. Они имеют четкие цели и намерения по отношению к любым делам. Их жизнь вполне осмысленна. Каждый день для них не похож на другой.
Люди данного типа считают, что их жизнь, в основном, сложилась именно так, как они хотели, при этом они полагают, что у них еще много всего неосуществленного, к чему надо стремиться и ради чего стоит жить.
Окружающий мир не вызывает у них чувство беспокойства и растерянности. В большинстве своем эти люди ответственны и всегда выполняют то, что их просят и даже больше. Полагают, что только они сами управляют своей жизнью и никакие социально-экономические, политические и другие факторы не смогут им помешать в достижение поставленной цели. Эти люди ценят успех и возможность активного познания мира.
4-й тип, условно названный нами «фаталисты», объединил 32 человека (9% от общего количества выборки). Все вошедшие в данный кластер - мужчины, практически все со средним специальным образованием, больше половины из них без детей.
Данный тип считает, что в основном жизнь наполнена рутинными событиями. Она спокойна, размерена и в большинстве своем неинтересна. В основном эти люди не наполнены энергией. Они не любят обременять себя заботами и живут «от понедельника до пятницы». Повседневные дела не приносят им особого удовольствия. В основном данный тип людей не определился с жизненными планами и целями и считает, что у них еще есть много времени на это.
Окружающий мир пугает этих людей. Они не уверены в своем будущем. Считают, что построение жизни совершенно не зависит от них и что их благополучию мешают кризисы, социальные и политические
Результаты
эмпирического
исследования
смысложизненных
ориентаций
личности
факторы. Всегда ищут оправдание своим ошибкам, не склонны винить себя, в большей мере ссылаются на обстоятельства.
Для данного типа характерны неудовлетворенность прожитой частью своей жизни. Большая часть респондентов, вошедших в данный кластер, хотели бы изменить свое прошлое. Будущее мечтают прожить без забот и хлопот. В жизни предпочитают спокойствие. В общении с другими людьми придерживаются конформного поведения.
Личностные смыслы данного типа лишены направленности и временной перспективы. Кроме того, испытуемые данной группы демонстрируют неверие в свои силы контролировать события собственной жизни, фатализм и убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, свобода выбора иллюзорна, а значит, бессмысленно что-либо задумывать на будущее.
Таким образом, у нас получилось четыре кластера, но мы не отрицаем, что если бы испытуемых было больше, то количество кластеров могло увеличиться и их характеристика могла бы быть другой. Но даже при такой совокупности данные нашего исследования можно перенести на общие особенности смысложизнен-ных ориентаций людей зрелого возраста.
Полученные нами данные позволяют сделать вывод о влиянии исторически сложившихся условий на становление и развитие каждого человека. Результаты нашего исследования отражают особенности смысло-жизненных ориентаций личности определенной исторической и социальной формации [1] и отличаются от результатов, полученных исследователями в другие временные периоды (так, в отличие от исследований, проведенных около десяти лет назад, в ответах наших респондентов отсутствовали яркие гендерные различия в содержании смысложизненных ориентаций). Выделяемое нами, вслед за А. Н. Леонтьевым, понимание личностного смысла как отношения к тем объектам, ради которых развертывается деятельность личности, нашло свое отражение в содержании смысложизненных ориентаций людей зрелого возраста [3]. Для людей зрелого возраста, в силу специфики их жизнедеятельности и с учетом психологических особенностей рассматриваемой возрастной группы, такими объектами (сферами) становятся семья и профессиональная деятельность. Однако, несмотря на то, что человек зрелого возраста является ориентированным на социально-экономиче-
ские, исторические, политические и культурные условия жизни, и в соответствии с ними проявляющий себя как социальная единица, он одновременно самореализуется и как уникальная личность [2]. Именно этим, на наш взгляд, объясняется наличие четырех выделенных типов, а также качественное отличие в содержании ответов каждого респондента в процессе проведения эмпирического исследования.
Результаты проведенного эмпирического исследования позволили нам построить обобщенный социально-психологический портрет изучаемой возрастной группы на основе средневыборочных представлений о смысложизненных ориентациях людей зрелого возраста, а также сделать выводы о том, что смысложизнен-ные ориентации людей зрелого возраста отличаются рядом особенностей:
• лежат в области семьи и профессиональных интересов;
• представлены в виде существующих в настоящее время жизненных ценностей и задач развития;
• наиболее выраженной тенденцией, определяющей смысложизненные ориентации на данном этапе онтогенеза, является ориентация на результат жизни, на удовлетворенность уровнем самореализации;
• в результате кластеризации нами было выявлено четыре группы испытуемых, которым были даны названия: «конформисты», «гуманисты», «оптимисты» и «фаталисты», что отражает, на наш взгляд, общие тенденции для данной возрастной группы.
Более подробное изучение содержания смысложиз-ненных ориентаций людей зрелого возраста и сравнения их с другими возрастными группами будут предметом наших дальнейших исследований в этой области.
1. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Собрание сочинений в 30 т. - 2-е изд. - М., 1985. - Т. 3.
2. Мухина В. С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). - 2-е изд., исправл. и доп. - М., 2010.
3. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. - М., 1983.
4. Леотьев Д. А. Психология смысла. - М., 2003.
5. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. - М., 1997.
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. -4-е изд. - СПб., 2004.
7. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. -М., 1991.
8. Братусь Б. С. К изучению смысловой сферы личности // Вестник Моск. ун-та. - М., 1981. - Серия 14. Психология. - С. 10-17.
9. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.,
10. Чудновский В. Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни // Вопросы психологии. - 2003 - № 3. - С. 12-16.
11. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 2005.
12. Анцыферова Л. И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. - М., 2006.
13. Тульчинский Г. Л. В каком смысле возможна теория смысла // Философские основания научной теории. - Новосибирск, 1985.
14. Бодалев А. А. Смысл жизни и акме человека. Соотношение «будничного» и «высшего» Я // Психолого-педагогические и философские аспекты смысла жизни (материалы 1-2 симпозиумов). - М., 1997. - С. 5-8.
15. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. -Л., 2001.
16. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М., 2001.
17. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. -М., 2006.
18. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. -М., 1996.
19. Леонтьев Д. А. Тест смысложизенных ориентаций (СЖО). - М., 2006.
1990.
116
№ 4 - 2011