Научная статья на тему 'ГУМАНИЗМ В МЕДИЦИНЕ – ЭТО УВАЖЕНИЕ К ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ МИЛОСЕРДИЕ И СОСТРАДАНИЕ'

ГУМАНИЗМ В МЕДИЦИНЕ – ЭТО УВАЖЕНИЕ К ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ МИЛОСЕРДИЕ И СОСТРАДАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

1030
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гуманизм / биоэтика / гуманитарные науки / система медицинского образования / деонтологические принципы медицины / высоко – духовный человек / гуманизация и гуманитаризация медицинского образования

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фарход Сабирович Зияев, Фарход Сабирович Зияев

Гуманизм позволяет изучить правила, образцы и стандарты поведения, которые являются общеобязательными, в том числе и в сфере правового регулирования взаимодействия врачей и пациентов. Таким образом, гармоничное развитие личности врача невозможно не только без овладения знаниями, но и без общечеловеческих, общекультурных ценностей, коммуникативных навыков, сформированных на базе знаний гуманитарных дисциплин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГУМАНИЗМ В МЕДИЦИНЕ – ЭТО УВАЖЕНИЕ К ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ МИЛОСЕРДИЕ И СОСТРАДАНИЕ»

ГУМАНИЗМ В МЕДИЦИНЕ - ЭТО УВАЖЕНИЕ К ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ

МИЛОСЕРДИЕ И СОСТРАДАНИЕ

Фарход Сабирович Зияев

Доцент кафедры Общественных наук ТФИ

Абдужамол Яхшибоевич Холбеков

Старший преподаватель кафедры Общественных наук ТФИ

АННОТАЦИЯ

Гуманизм позволяет изучить правила, образцы и стандарты поведения, которые являются общеобязательными, в том числе и в сфере правового регулирования взаимодействия врачей и пациентов. Таким образом, гармоничное развитие личности врача невозможно не только без овладения знаниями, но и без общечеловеческих, общекультурных ценностей, коммуникативных навыков, сформированных на базе знаний гуманитарных дисциплин.

Ключевые слова: гуманизм, биоэтика, гуманитарные науки, система медицинского образования, деонтологические принципы медицины, высоко -духовный человек, гуманизация и гуманитаризация медицинского образования

Гуманизм - человечность, любовь к человеку, вера в его безграничные возможности и способности к самосовершенствованию. Издревле считалась, что врач - это самая гуманная профессия.

Что выражает «это» понятие в наше время, в эпоху девальвации нравственных ценностей, в эпоху духовного кризиса общества? Что такое гуманизм?

Современное понятие гуманизма — это совокупность всех общекультурных, образовательных, просветительских основ общества. Так мы выходим на новый понимания гуманизма как сущестного аспекта личности, где доминирует нравственная, духовная составляющая.

В жизни современного общества гуманитарные науки (если это науки, а не пропаганда какой бы то ни было идеологии или «линии» той или иной власти) играют огромную роль. Говоря коротко, эти науки ищут ответы на два главных вопроса: «Каким должно быть отношение человека и человечества в целом к самим себе и

85

окружающему миру, чтобы человек как личность и как вид не погиб? не выродился? не погубил планету? на которой он существует?» и «Почему одни отношения позволяют выжить, развиваться и процветать, а другие являются губительными?»

Для этого гуманитарные науки исследуют проблемы этики, эстетики, религии, языка, культуры, истории... (всё это пересекающиеся и взаимодополняющие области). История человечества — это история хождения по лезвию бритвы. Мы более-менее знакомы только с теми сообществами и культурами, которым удавалось просуществовать довольно долгое время, или о тех, которым повезло дожить до наших дней. Этим культурам и сообществам удавалось, а некоторым до сих пор удаётся либо более или менее правильно отвечать на упомянутые выше два вопроса, либо вовремя понимать, что ответы были неверными и исправлять ошибки.

Но перспектива и благодать никому не гарантированы.

Словом, гуманитарные науки находятся в постоянном диалоге с окружающим миром, помогая нам жить, играя роль врачевателя душ. Но врачеватели не всесильны. Они, как и все остальные, могут ошибаться. Однако без них постоянно и очень быстро усложняющемся мире прожить и выжить было бы невозможно.

Становление профессионально и социально ответственной личности будущего специалиста в условиях современного времени, когда нравственные нормы сильно варьируются, а иногда и вовсе отрицаются, становится их первостепенной задачей, подчеркивая необходимость изучения психологии, культурологии.

«Тот, кто не знает прошлого, не знает ни настоящего, ни будущего, ни самого себя...» - писал Вольтер. Невозможно посвятить себя делу и стать в нем хорошим специалистом, не зная его особенностей и изменений, которые можно рассмотреть только в ходе исторического развития. История позволяет студентам проследить последовательную цепь изменений в мировом обществе, их предпосылки и последствия, то есть наглядно пронаблюдать весь процесс развития медицины.

Философия же помогает врачу составить целостную картину, объединив накопленные знания и полученные от пациента сведения. Основы правовых знаний важны для формирования профессиональных навыков. Биоэтика позволяет изучить правила, образцы и стандарты поведения, которые являются общеобязательными,

86

в том числе и в сфере правового регулирования взаимодействия врачей и пациентов. Таким образом, гармоничное развитие личности врача невозможно не только без овладения знаниями, но и без общечеловеческих, общекультурных ценностей, коммуникативных навыков, сформированных на базе знаний гуманитарных дисциплин.

В современных условиях на систему медицинского образования ложится большая ответственность по противодействию неблагоприятным тенденциям, коррекции сложившихся ценностных и профессиональных стереотипов, внедрению систематической политики подготовки новых поколений медицинских работников.

Международно признанным ориентиром для развития систем медицинского образования является Эдинбургская декларация, принятая на заключительной сессии Эдинбургской конференции Всемирной федерации медицинского образования (WFME - World Federation for Medical Education) в 1988 г. Она послужила основой для обсуждения и создания в последующий период моделей образовательных реформ.

В Декларации был рекомендован многосторонний подход к улучшению медицинского образования. Главная мысль Декларации состоит в том, что образование должно быть адекватно насущным потребностям общества и проблемам здравоохранения. Среди конкретных принципов были выдвинуты такие, как непрерывное повышение квалификации, подготовка медицинских работников с широким научным кругозором, междисциплинарное образование, совершенствование этических основ лечебной деятельности.

Классический пример в литературе, выражающий «профессиональный, нравственный медицинский долг» — это персонаж романа Ю. Германа «Дорогой мой человек». Главный герой, доктор Устименко не ищет легких путей, он делает свой выбор - бескорыстно служить людям, для этого он жертвует карьерой, расстается с любимой женщиной. Его жизнь подчинена моральному долгу перед обществом. Он не терпит лицемерия, пошлости, цинизма. Долг врача зовет его в самое пекло военных действий, в очаг эпидемии, в далекий провинциальный городок, туда, где его ждут, где он нужен.

Биомедицинская этика включает в себя медицинскую деонтологию как совокупность этических норм и принципов поведения медработника при выполнении профессиональных обязанностей, предполагающая оказание больному

87

DOI: 10.24412/2181-1385-2022-85-88

максимально возможной помощи, имеющая целью исключить причинения ему вреда и благоприятствующая повышению эффективности лечения больного. Медицинская деонтология отражает гуманистическую сущность медицины и включает сложившиеся в результате исторического опыта правила выполнения медиками своих профессиональных обязанностей, принципы и формы взаимоотношений с больным, его родственниками и близкими, с коллегами.

Впервые основной деонтологический принцип сформулировал еще Гиппократ в 5 веке до н.э.: «В какой бы дом я не вошел, я войду туда для пользы больного».

Попытаем выделить основные деонтологические принципы медицины: - «не навреди», «приноси пользу» (Гиппократовские характеристики); как, милосердие, сострадание, ответственность, чувство долга, принцип уважения к личности, любовь к своей профессии, культура общения, внимательность, принцип солидарности и взаимопомощи в медицинском коллективе, принцип сохранения врачебной тайны и других.

Но все эти характеристики способно объединить одно понятие -гуманизм, человечность!

Сейчас гуманизм в медицине нельзя рассматривать лишь с позиции: Врач должен! Надетый белый халат или получение диплома не делает выпускника медицинского вуза гуманным.

Что для этого нужно?

Врач обязан формироваться как культурный, высокодуховный человек. И здесь большую роль играет гуманитарная составляющая образования и формирования целостной личности. И конечно же гуманизация и гуманитаризация медицинского образования.

www.tsdi.uz

May 12, 2022

www.tma.uz

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.