Научная статья на тему 'ИНТЕГРАЦИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ИНТЕГРАЦИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
713
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИЗАЦИЯ И ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / ДЕГУМАНИЗАЦИЯ / БИОЭТИКА / МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА / MEDICAL EDUCATION / HUMANIZATION AND HUMANITARIZATION / DEHUMANIZATION / BIOETHICS / MEDICAL ETHICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мухамедова З.М.

Духовность и гуманизм всегда играли большую роль в медицине на протяжении веков, но к началу 20-го века технологический прогресс в диагностике и лечении, отношениях врача и пациента стал по нарастающей затмевать человеческий элемент медицины и здравоохранения. Хотя достижения в медицинской науке были внушительными и привели к спасению бесчисленных жизней, научное внимание переместило культуру медицины от целостной, ориентированной на услуги модели к технологической, редукционистской модели. Одной из причин дегуманизации и распространения таких ее негативных явлений как: медикализация, гипердиагностика, коммерциализация и коррупция в медицине является потеря внимания и поддержки к уважительному и бережному отношению к духовным корням медицины, истории медицинской этики. Чтобы восстановить духовные корни медицины, вернуть гуманизм профессии, необходимо добиваться признания в необходимости качественного совершенствование подготовки будущих врачей, представляя достойное внимание воспитанию духовности, гуманизации и гуманитаризации медицинского образования, которые имеют существенную значимость для качественного ухода за пациентами. В статье рассматривается роль гуманитаризации и гуманизации наук в медицинском образовании. Оправдан ли процесс сокращения часов и самих предметов гуманитарных наук в медицинском образовании? Каков международный опыт интеграции гуманитарных наук в медицинское образование?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF THE HUMANITIES IN MEDICAL EDUCATION: PROBLEMS AND PROSPECTS

Spirituality and humanism have always played a large role in medicine for centuries, but by the beginning of the 20th century, technological advances in diagnosis and treatment, the doctor-patient relationship began to overshadow the human element of medicine and health. Although advances in medical science were impressive and led to the rescue of countless lives, scientific attention shifted the culture of medicine from a holistic, service-oriented model to a technological, reductionist model. One of the reasons for the dehumanization and spread of such negative phenomena as medicalization, overdiagnosis, commercialization and corruption in medicine is the loss of attention and support for respectful and caring attitude to the spiritual roots of medicine, the history of medical ethics. In order to restore the spiritual roots of medicine, to return the humanism of the profession, it is necessary to seek recognition of the need for quality improvement in the training of future doctors, representing worthy attention to the education of spirituality, humanization and humanization of medical education, which are essential for quality patient care. The article discusses the role of humanitarization and humanization of science in medical education. Is the process of reducing the hours and the humanities themselves in medical education justified? What is the international experience of integrating the humanities in medical education?

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАЦИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК В МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Review article

Integration of the Humanities into the Medical Education: Problems and Prospects

Zamira Mukhamedova

Professor of the Department of Social Sciences and Humanities of the Tashkent State Dental Institute, Head of Unit of UNESCO Chair in Bioethics (Haifa), Tashkent, Uzbekistan

Abstract

Spirituality and humanism have always played a large role in medicine for centuries, but by the beginning of the 20th century, technological advances in diagnosis and treatment, the doctor-patient relationship began to overshadow the human element of medicine and health. Although advances in medical science were impressive and led to the rescue of countless lives, scientific attention shifted the culture of medicine from a holistic, service-oriented model to a technological, reductionist model. One of the reasons for the dehumanization and spread of such negative phenomena as medicalization, overdiagnosis, commercialization and corruption in medicine is the loss of attention and support for respectful and caring attitude to the spiritual roots of medicine, the history of medical ethics. In order to restore the spiritual roots of medicine, to return the humanism of the profession, it is necessary to seek recognition of the need for quality improvement in the training of future doctors, representing worthy attention to the education of spirituality, humanization and humanization of medical education, which are essential for quality patient care.

The article discusses the role of humanitarization and humanization of science in medical education. Is the process of reducing the hours and the humanities themselves in medical education justified? What is the international experience of integrating the humanities in medical education?

Keywords: medical education, humanization and humanitarization, dehumanization, bioethics, medical ethics.

Гуманитарлык гылымдардьщ медициналык 6rniMre интеграциясы: Kaßipri мэселелерi

мен болашагы

Мухамедова З.М.

Ташкент мемлекеттiк стоматология институтынын элеуметтiк-гуманитарлыи; гылымдар кафедрасынын профессоры, ЮНЕСКО-нын«Биоэтика» кафедрасында топ жетекшШ, Ташкент, Эзбекстан

Тушндеме

Рухани цасиет пен гуманизм медицинада гасырлар бойы манызды рел атцарып келд/'. Алайда 20-шы гасырдын басында аурудын ему мен диагностикасындагы технологиялыц прогресс жэне жалпы науцас пен дэр/'герд/'н царыс-цатынасындагы езгерiстер медицина мен денсаулыц сацтаудагы адами элементтi басып тастады. Медициналык гылымнын зор жет/'ст/'ктер/' талайлардын емiрiн арашалап цалганымен, гылыми кезцарас медициналык мэдениетт/' тутас, цызмет керсетуге багытталган модельден технологиялыц, редукционистт/'к модельге царай жылжытты. Медицинадагы дегуманизация жэне медикализация, гипердиагностика, коммерциализация сектд/' терiс кер/'н/'стерд/'н себептер/'н/'н бiрi - медицинанын рухани тамыры мен медициналыц этикага деген лайыцты цурметт/'н мен уцыпты царым-цатынастын болмауы. Медицинанын рухани тYп-тамыры мен мамандыцтагы гуманизмд/' цалпына келтiру Yшiн болашац мамандарды дайындауда рухани цасиеттер мен гуманизмд¡, жалпы медициналыц бiлiмдi гуманитаризациялау цажеттлг туындайды. Бул ез кезег/'нде науцасты сапалы емдеуде он нэтижес/'н беред/'.

Мацалада медициналыц бт/'мдег/' гуманитаризация мен гылымды гуманизациялаудын релi царастырылган. Медициналыц бiлiм беру жуйеанде гуманитарлыц гылым пэндерi мен олардын сагаттарын цысцарту процесс/' дурыс шеш/'м бе? Гуманитарлыц гылымдардьщ медициналыц бт/'мге интеграциясынын халыцаралыц тэжiрибесi цандай?

КлттI свздер: медициналыц б/'л/'м, гуманизация мен гуманитаризация, дегуманизация, биоэтика, медициналыц этика.

Интеграция гуманитарных наук в медицинское образование: проблемы и перспективы

Мухамедова З.М.

Профессор кафедры социально - гуманитарных наук Ташкентского государственного стоматологического института, руководитель группы кафедры «Биоэтика» ЮНЕСКО (Хайфа), Ташкент,

Узбекистан

Резюме

Духовность и гуманизм всегда играли большую роль в медицине на протяжении веков, но к началу 20-го века технологический прогресс в диагностике и лечении, отношениях врача и пациента стал по нарастающей затмевать человеческий элемент медицины и здравоохранения. Хотя достижения в медицинской науке были внушительными и привели к спасению бесчисленных жизней, научное внимание переместило культуру медицины от целостной, ориентированной на услуги модели к технологической, редукционистской модели. Одной из причин дегуманизации и распространения таких ее негативных явлений как: медикализация, гипердиагностика, коммерциализация и коррупция в медицине является потеря внимания и поддержки к уважительному и бережному отношению к духовным корням медицины, истории медицинской этики. Чтобы восстановить духовные корни медицины, вернуть гуманизм профессии, необходимо добиваться признания в необходимости качественного совершенствование подготовки будущих врачей, представляя достойное внимание воспитанию духовности, гуманизации и гуманитаризации медицинского образования, которые имеют существенную значимость для качественного ухода за пациентами. В статье рассматривается роль гуманитаризации и гуманизации наук в медицинском образовании. Оправдан ли процесс сокращения часов и самих предметов гуманитарных наук в медицинском образовании? Каков международный опыт интеграции гуманитарных наук в медицинское образование?

Ключевые слова: медицинское образование, гуманизация и гуманитаризация, дегуманизация, биоэтика, медицинская этика.

Corresponding author: Zamira Mukhamedova, Professor of the Department of Social Sciences and Humanities of the Tashkent State Dental Institute, Head of UNESCO Chair in Bioethics (Haifa) Unit, Tashkent, Uzbekistan Postal code: 100093

Address: Yunus-Abad, block 4, building 9, kV.13-14, Tashkent, Uzbekistan

Phone: +93-3822824

E-mail: muhamedova_zamir@mail.ru

J Health Dev 2019; 1 (30): 37-45 UDC: 61:001.92; 61:001.12/.18 Recieved: 18-02-2019 Accepted: 27-02-2019

i/jS ® I This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Введение

Преодоление разрыва между образованием и условиями жизни общества составляет суть общемировой реформы образования, важнейшую среди проблем, стоящих перед человечеством в XXI веке в Узбекистане внимание к развитию высшего образования, в том числе медицинскому образованию уделяется большое внимание на самом высоком уровне. Правительством приняты в последние годы ряд документов, направленных на коренное совершенствование системы здравоохранения, качества подготовки врачей [1]. Об актуальности гуманизации медицинского образования, его трансляции в профессиональной работе сегодня, в новых условиях развития общества говорится в указе Президента Ш.М. Мирзиеева: «Совершенствование механизмов обеспечения соблюдения медицинскими работниками профессиональных обязанностей, предупреждения конфликта интересов и коррупционных явлений, в том числе принятие Этического кодекса медицинских работников и страхование их профессиональной ответственности». В этом указе также подчеркнуто, что: «...реформирование системы среднего и высшего медицинского образования, пересмотр учебных планов, программ и учебно-методических материалов, направленных на дальнейшую оптимизацию теоретических занятий и увеличение практической составляющей, а также приведение их в соответствие с общемировыми достижениями медицинской науки и практики» [2]. В свете проблем, связанных с прогрессом биомедицинских технологий, актуализируется не только профессиональное, но более всего человеческое измерение в деятельности врача, а система медицинского образования нуждается в совершенствовании, последовательной гуманизации и гуманитаризации [3].

Дефицит в мировоззренческой и этической составляющей в преподавании медико-биологических дисциплин, был выявлен в результате анкетирования студентов

Ташкентской медицинской академии [4]. Анкетирование включало несколько блоков: относительно ключевых проблем биоэтики и ценностно - мировоззренческих представлений. Результаты анкетирования были направлены на совершенствование качества образовательной практики по курсу биоэтики.

В настоящее время, наблюдается «тенденция свертывания», которая выражается в сокращении часов и объема преподавания гуманитарных дисциплин, слияния их в одну - кафедру общественных дисциплин. Это положение противоречит логике всей современной ситуации: ведь именно гуманитарная составляющая в образовании врача позволит ему стать по-настоящему образованным специалистом, социально -культурной индивидуальностью.

Господство технократической парадигмы уже сказалось на медико - психологическом осмыслении естественнонаучной парадигмы, когда человек рассматривается как объект познания врачебной деятельности. В настоящее время парадигма актуализации гуманизации образования в медицине связывается с переходом к гуманистической парадигме, в которой человек рассматривается как субъект [3].

Целью исследования является вопрос о вкладе гуманитарных наук в медицинское образование, охарактеризовать его гуманитарный компонент. Медицинское образование стало компетентностью, основанной на измеримых этапах, требующих подтверждения результатов, роль гуманитарных наук в медицинском образовании как участника, способствующего компетенции врачей, стала подвергаться сомнению. Оправдан ли процесс сокращения часов и самих предметов гуманитарных наук в медицинском образовании? Каков международный опыт и перспективы интеграции гуманитарных наук в медицинское образование?

Актуальность сохранности человечности в медицине

Человечность - гуманность имеет тесную связь с концепцией взаимоотношений врача и пациента. Сегодня социальные изменения и этические проблемы в здравоохранении стали одной из причин эволюции моделей взаимоотношений врача и пациента. Роль врача состоит в том, чтобы поддерживать автономию пациента, поддерживать и/или улучшать здоровье, пропагандировать добро, не делать зла и создавать отношения, основанные на доверии. Ключевые этические принципы уважения личности, автономии, благодеяния

(делать добро), отсутствия вреда (избегать зла), справедливости (распределение ресурсов) и правдивости должны быть инклюзивными для отношений врач-пациент. Качество этих отношений важно как для врачей, так и для пациентов. Чем лучше будут отношения с точки зрения взаимного уважения, знаний, доверия, общих ценностей и взглядов на болезнь и жизнь, а также доступного времени, тем лучше будет количество и качество информации о болезни пациента, передаваемой в обоих направлениях, что повышает точность

диагностики и расширение знаний пациента о болезни. Когда такие отношения являются плохими, способность врача провести полную оценку ставится под угрозу, и пациент с большей вероятностью не будет доверять диагнозу и предлагаемому лечению, что в результате приведет к снижению уровня соблюдения требований, чтобы фактически последовать медицинскому совету в этих обстоятельствах, а также в случаях, когда существует реальное расхождение во мнениях врачей. Работа в медицине часто раскрывает темные стороны человеческого бытия. Есть бездомность, наркомания, злоупотребления алкоголем, пренебрежение к своему здоровью, травмы и многое другое, что должна выдержать психика врача. Это не говоря об инсультах, пневмониях, сердечных приступах, переломах, выкидышах и более распространенных ежедневных драматических и трагических ситуациях, которые также являются испытанием в профессии врача. Сохранение гуманного мировоззрения среди всего этого - действительно трудная работа, но в этом и заключается суть гуманизма в медицине. В направлении гуманизации образования без должного внимания исследователей все еще остается медицинская профессия. В ней, не

смотря на ее изначальную гуманность, появились новые нерешенные проблемы в аспекте гуманизации: медикализация, гипердиагностика, коммерциализация и коррупция, потеря внимания и поддержки к уважительному и бережному отношению к духовным корням медицины, истории медицинской этики. Данное положение преодолевается переходом от абсолютизации естественнонаучной парадигмы (биомедицинской) к гуманистической парадигме, переходом от патерналистской деонтологической модели отношения врач-пациент, к биоэтической партнерской модели [4].Термин «гуманизация» встречается в научных публикациях по вопросам ухода и помощи в области здравоохранения и может быть связан с этикой, технологией, политикой здравоохранения или отношениями между медицинским работником и лицом, обращающимся за медицинской помощью. Концепция биоцентризма, понятие «благоговения перед жизнью», этический императив науки и принципы современного гуманизма, являются содержательным базисом, основаниями гуманизации медицинского образования. Осуществляясь в нем, они выступают в качестве критериев его гуманности человеческого бытия [3].

Роль гуманитарных наук в гуманизации медицинского образования: история

и современность

Прогресс в науке и технике привлекает внимание к необходимости сопряжения этического взаимодействия с инновациями в медицине.Необходимостьсопрягатьмедицинские инновации с сохранением общечеловеческих ценностей и культивировать этические компетенции, требуемые профессионализмом, подразумевают углубленное изучение медицинской этики на различных уровнях и этапах в медицинских ВУЗах. В результате анкетирования студентов Ташкентской медицинской академии выявлен дефицит в мировоззренческой и этической составляющей в преподавании медико-биологических дисциплин. Анкетирование включало несколько блоков: относительно ключевых проблем биоэтики и ценностно - мировоззренческих представлений. Результаты анкетирования были направлены на совершенствование качества образовательной практики по курсу биоэтики [5].

В настоящее время, наблюдается «тенденция свертывания», которая выражается в сокращении часов и объема преподавания гуманитарных дисциплин, слияния их в одну - кафедру общественных дисциплин. Это положение противоречит логике всей современной ситуации: ведь именно гуманитарная составляющая в образовании врача позволит ему стать по-настоящему образованным специалистом, социально -культурной индивидуальностью. Несмотря на

различия в часах, преподавание, методологию и содержание курсов, медицинская этика стала фундаментальной частью медицинского образования на Западе и Востоке. Именно прорыв в области биомедицинских исследований и создание новых технологий способствуют универсализации учебных программ, позволяющих успешно осуществлять подготовку медицинских специалистов в соответствии с современными требованиями здравоохранения и медицинской науки [6].

В 1971 году, когда Potter написал свою книгу «Биоэтика, мост в будущее», он определил биоэтику как «... новую дисциплину, способствующую будущему человечества.», позволив «двум культурам, науке и гуманитарным наукам, кажется, не в состоянии говорить друг с другом ...», чтобы общаться и находить общие основания для развития человеческого рода. С тех пор биоэтика развивалась как зонтичная концепция, состоящая из трех столпов: медицинская этика, экологическая этика и этика животных. Прогресс медицинских наук и технологий сделал медицинскую этику важнейшей концепцией, о которой должны знать медики и исследователи, потребность в медицинском образовании по этике осознается и эта осведомленность привела к созданию программ медицинского образования по этике для наведения мостов, определенных Поттером.

История медицины указывает на первые шаги в развитии медицинской этики еще до появления клятвы Гиппократа (500 г. до н.э.) в древности. Во времена средневековья и в начале современного периода мусульманская медицина играла ведущую роль, а книга Исхака Ибн Али аль-Рухави «Адаб аль табиб» стала шагом вперед в развитии концепции медицинской этики [7]. Работа аль-Рухави «Адаб аль Табиб» - великолепная иллюстрация проблем профессиональной ответственности и этических дилемм, которые и сегодня актуальны в медицине. Ахлак аль-Табиб Абу Бакра Мухаммад Ибн Закария аль-Рази, получившего звание Галена Арабов - несомненно одно из наиболее выдающихся достижений в медицине. В средневековом мусульманском мире знаменитые ученые, такие как Ибн Сина, передавали свои учения через поэзию. Структура и ритм стихов помогали процессу передачи и запоминания научных и медицинских знаний, передаваемых от учителя к ученику и остальной части общества. Поэма Ибн Сины «Аль-Урджуза Фи Аль-Тибб», состоящее из 1326 тщательно классифицированных стихов рассматривается как поэтическое резюме его энциклопедического учебника «Канон медицины». Его популярность была широко распространена на Востоке, а затем и в Европе. Это был один из самых известных медицинских трактатов в Европе, широко используемых в университетах Салерно, Монпелье, Болоньи и Парижа вплоть до XVII века. Ибн Сина написал несколько других медицинских урджуз; но его «Аль-Урджуза Фи Аль-Тибб», остается самым большим и самым знаменитым из них.

Так пусть же удостоится вниманья Поэма о науке врачеванья. Теперь в стихах я изложу для вас, Что изучил и применял не раз. О назначении медицины Здоровье сохранять - задача медицины, Болезней суть понять и устранить причины. Указанные выше источники являются классическими образцами медицинской этики, духовным базисом мусульманского медицинского кодекса и глобальной биоэтики. Произведение, написанное в эпоху Восточного Возрождения, при углубленном прочтении может дать ориентиры не только для обогащения теории биоэтики, но и служить руководством к действию, работать как механизм гуманизации современной медицины и здравоохранения Заложенная в нем биоэтическая основа, в которой медицина и достойный образ жизни составляют

единую философию здоровья сегодня, не только не потеряли своей актуальности, но во многом опережают наши представления об этике врача.

Следует отметить огромную роль мусульманской биоэтики в развитии глобальной биоэтики: речь идет о значении в этом процессе великого научного, медицинского и философского наследия, которое оставили арабо-язычные ученые Востока и Средней Азии. Несомненным признанием этого исторического факта является учреждение Исполнительным Советом ЮНЕСКО в 2004 году премии Авиценны. [8]. Сегодня речь идет о физическом выживании человечества, о предотвращении нравственной деградации человеческих сообществ, поэтому мировую политику начинают определять гуманитарные традиции диалога культур, духовно-религиозных взаимодействий, а не рациональные практики инструментального согласования прагматических политических интересов, за которыми всегда стоят права сильных и преуспевающих. Идет процесс становления новой гуманитарной парадигмы глобального развития, в которой достойное место займет и биоэтика в исламской перспективе. [8].

В XVIII и XIX веках внимание медицинского сообщества было привлечено к этическим концепциям медицины и Thomas Percival отразил множество разных аспектов внутри профессиональных взаимоотношений в медицине Percival опубликовал трактат «Медицинская этика», идеи которого во многом предопределили последующее развитие этой области знания в англоязычных странах.

Однако признание фундаментальной важности медицинской этики связанно с трагическими событиями Второй мировой войны. Бесчеловечные опыты в нацистских лагерях привели к формированию Нюрнбергского кодекса в 1947 году - первого и базового международного документа, регламентирующего принципы организации медицинских экспериментов на людях, уточняющие этические правила для ученых, проводящих медицинские эксперименты [9]. В Нюрнбергском кодексе акцентируются положения о правах человека, принципах добровольности, демократизма и не нанесении вреда для здоровья людей на каждом этапе медицинского эксперимента. Составленные в итоге процесса над врачами-изуверами документы, дали ощущение того, что медицинские работники несут большую ответственность перед обществом в сфере защиты прав человека.

Медицинские гуманитарные науки: зарубежный опыт гуманизации медицинского образования

В медицинском образовании за рубежом гуманитарные науки» занимают иное курсы «Medical humanities»- «медицинские положение, чем у нас. А что есть «медицинские

гуманитарные науки»? Это междисциплинарная область, состоящая из гуманитарных наук (теория литературы и искусства, философия, этика, эстетика, история и религиоведение), социальных наук (антропология, психология и социология) и искусства (литература, театр, кино, музыка и изобразительное искусство), включенные в программу обучения студентов медицинских ВУЗов [10]. В медицинском гуманитарном журнале Австралии

определяется, что медицинские гуманитарные науки занимаются «наукой о человеке» и представляют перспективы таких дисциплин, как: история, философия, литература, искусство и музыка к пониманию здоровья, болезни и медицины [11]. Медицинские гуманитарные науки предназначены для взаимодействия клинической помощи и «гуманитарных наук» в деле междисциплинарного обучения и исследований, в оптимизации ухода за пациентом. Медицинские гуманитарные науки стали частью основного направления медицинского образования в Северной Америке и Великобритании и теперь включены во многие медицинские программы в Австралии. Австралийская ассоциация медицинских гуманитарных наук была организована в ноябре 2004 года; аспирантура по медицинским гуманитарным наукам началась в университете Сиднея в 2005 [11] Один из подходов к преподаванию медицинских гуманитарных наук заключается в «нарративной медицине», с программами, способствующими «нарративной компетентности», термину, который включает в себя способность к эмпатическому пониманию, восприятию значимости метафор пациента и врача, способности принимать различные точки зрения. Центральным в этом подходе является вера в то, что это общее понимание истории пациента является неотъемлемой частью терапии.

Природа и масштабы медицинских гуманитарных наук находятся в стадии обсуждения. Гуманистические исследования, эстетический опыт так же важен чтобы правильно понять, что такое медицина. Необходимо признать равную важность двух взаимосвязанных и взаимоукрепляющих способов понимания -эстетического воображения и способа аналитического осмысления [12]. Как и положено новой области исследований, идет постоянная дискуссия о масштабах, роли и будущем медицинских гуманитарных наук. Некоторые предлагают разделить эту область на две отдельные территории: «медицинские гуманитарные науки» и «гуманитарные науки в области здравоохранения» и призывают к замене первых последними [12].

Медицинские гуманитарные науки за рубежом включают в себя анализ литературных произведений, посвященных медицине,

истории медицины и медицинской этики, анализу способов взаимодействия медицины и искусства. Гуманитарные науки прививают студентам навыки общения с пациентами и ведения просветительской работы. К сожалению, те медико-гуманитарные курсы у нас сегодня по истории медицины и медицинской этики, совершенно недостаточны для того, чтобы заставить всерьез задуматься над серьезными вопросами, не говоря уже о том, чтобы чему-то научить будущих врачей в этом плане.

Сегодня медицинское образование за рубежом характеризуется приобретением знаний и навыков, а также развитием медицинских ценностей и отношений. Клиническое наблюдение с распознаванием ключевых данных и закономерностей в собранной информации имеет решающее значение при принятии окончательного медицинского решения. Недавняя литература свидетельствует о растущем консенсусе в отношении недостаточности нынешнего медицинского этического образования для удовлетворения потребностей специалистов и информирует нас о преимуществах включения медицинского этического образования в учебные программы резидентуры [13]. Диагностика и решение этических дилемм, возникающих в результате клинической практики или исследований на людях, получение компетенций, предусмотренных профессиональными и аккредитационными агентствами, развитие медицинского профессионализма, являются одними из потребностей в обучении медицинской этике в программах резидентуры. Медицинские гуманитарные науки важны для совершенствования качественного образования будущих врачей. История анатомии и искусства тесно связаны, начиная с эпохи Возрождения. Посещение курсов по искусствоведению улучшают наблюдательные навыки студентов-медиков [14]. Литература является источником информации о природе и источнике человеческих эмоций и поведения, а также повествований о болезнях и увеличивает воображение. Философия помогает в развитии аналитического и синтетического мышления. Преподавание истории медицины развивает смирение и помогает избежать повторения ошибок прошлого и нередко вызывает исследовательский и терапевтический скептицизм. Понимание медицинской этики и профессиональной деонтологии определяет отношения между пациентом и врачом, а также отношения между врачами и их коллегами [14]. Курс «Медицинские гуманитарные науки» уже включен в учебные программы многих медицинских школ Европы, США и Австралии. Целью курса «Гуманитарные науки» является развитие воображения и интерпретации данных с помощью сложных аналитических процедур, развитие навыков пристального наблюдения и тщательного

толкования «языка» пациента, а также усиление эмпатии к пациентам, развитие отношений между врачом и пациентом и, наконец, концептуализация личных и профессиональных ценностей [14].Стехпор, кактермин«медицинские гуманитарные науки» был введен в США в 1960-х годах [15], наблюдается значительный и растущий интерес к биомедицинской этике и медицинским гуманитарным наукам (BEMH) в рамках медицинского образования. Медицинские учреждения Соединенных Штатов (США) начали включать BEMH через Научные Концентрации (SC). Какие аргументы в пользу гуманитарных наук выдвигаются известными медицинскими университетами, журналами? В числе главных называются: содействие ключевым компонентам медицинского профессионализма и этики, клиническим навыкам общения и наблюдения [16].

Программа Scholarly Concentration (SC) -это обязательная, структурированная программа обучения в программе обучения студентов-медиков, которая способствует углубленному обучению и получению стипендий. Научные центры предоставляют студентам-медикам научный опыт преподавателей в областях, представляющих личный интерес, в сочетании со структурированной курсовой работой для поддержки этой стипендии [17]. Этот компонент учебного плана MD развивает критическое мышление, навыки оценки новых данных и практический опыт работы с методами, с помощью которых генерируется новая научная информация. Например, Программа Scholarly Concentration в университете Стенфорда (Stanford) имеет 16 областей обучения. Все студенты должны выбрать одно из 8 основных направлений, которые предназначены для развития навыков и инструментов, которые можно применять для решения важных проблем в области здравоохранения. В университете Джона Хопкинса (Johns hopkins medicine) Программа Scholarly Concentration (SC) - это преподавательский, научный опыт для студентов-медиков. Этот обязательный компонент учебной программы MD обеспечивает инфраструктуру и наставничество, необходимые студентам для разработки научного проекта в области, представляющей личный интерес, который поощряет приобретение подходов и навыков для самостоятельного, непрерывного обучения. Программа Scholarly Concentration предлагает следующие пять областей обучения:

• Фундаментальная наука;

• Клинические исследования;

• Этика и искусство медицины;

• История медицины;

• Общественное здравоохранение и социальная работа.

Общие цели программы SC состоят в

том, чтобы способствовать интеллектуальному интересу, оценке научных исследований, гибкости, подлинного интереса к открытиям, стремление к новым идеям и способности работать как независимо, так и совместно. Медицинские гуманитарные науки

дополняют, контекстуализируют и критикуют биомедицинские, технологические или другие работы о том, что означает испытывать боль, сталкиваться с болезнью или проводить терапевтическое лечение и общение с пациентом. При рассмотрении того, как понимается здоровье, болезнь, эти проблемы рассматриваются как с точки зрения врача, так и пациента [17].

В университете Глазго, в образовательной практике осуществляются взаимодействия медицины, культуры, искусства и гуманитарных наук. Задействованы связи колледжа искусств и колледжа медицины, ветеринарии и наук о жизни в тесной связи с колледжем социальных наук. Можно продолжить список успешных в направлении качественной подготовки профессионалов в известных медицинских университетах Запада, которые самым активным образом интегрируют медицинские гуманитарные науки в образовательную практику [18].

По данным Ассоциации гуманитарных наук, изучение гуманитарных наук способствует развитию у студентов способности слушать, интерпретировать и общаться, в то же время, поощряя понимание этических аспектов в практике [19]. Это позволяет уделять больше внимания пациенту в целом, оценивая как объективные, так и субъективные переживания болезни и здоровья. Изучение гуманитарных наук может способствовать воспитанию проницательности, отзывчивости студентов. Эта степень интроспективного мышления способствует и поощряет готовность и способность к инновациям, связанным с более широкими общественными дебатами, такими как Закон об универсальном здравоохранении в США [20].

Во-вторых, гуманитарные науки в медицинском образовании могут способствовать активной профессиональной позиции, совести студентов. Faunce А.Т. предположил, что этот компонент обучения студентов начинается с поощрения практического выражения основных достоинств, таких как сочувствие, сострадание, справедливость и лояльность к облегчению страданий пациентов [21]. Из-за однобокости медицинского обучения и практики без включенности гуманитарных наук, студенты и врачи теряют из виду пациента. В-третьих, создавая необходимые отношения между медициной и гуманитарными науками, медицинские школы, студенты и врачи, все больше осознают важность включенности

гуманитарных наук в учебную программу [22].

В заключение, отметим, что значение гуманитарных наук в медицинской профессии многогранно. Международный опыт успешных медицинских школ мира показывает актуальность гуманитарных наук в медицинском образовании и как отражение этого позитивного процесса появление и формирования феномена нового термина - медицинские гуманитарные науки. Международный опыт в развитии медицинского образования показывает, что сегодня гуманитарные науки как никогда востребованы. От классных комнат медицинской школы до операционных блоков клиник и больниц завтрашние врачи будут также ответственны за развитие, предоставление и передачу медицинских знаний будущим поколениям

профессионалов, за понимание, должное внимание и заботу о пациентах.

Гуманитарная подготовка должна включать достаточное место в воспитательном процессе нравственности, духовности, милосердия, отзывчивости, доброты и чувства сострадания - т.е. тех высоких черт характера, которые должны быть органически в каждом враче. В высшей школе откровенно не хватает уроков по нравственному и эстетическому воспитанию. Органическое единство высокого уровня обучения с четко обозначенными профессиональными знаниями с обязательными элементами методического и идеологического воспитательного плана - насущная задача современной высшей медицинской школы.

Выводы

Процесс сокращения часов и самих предметов гуманитарных наук в медицинском образовании не оправдан, международный

опыт свидетельствует в пользу необходимости углубления гуманизации и гуманитаризации.

Литература

1.Постановление Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиеева. Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах: «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования», утв. 20 апреля 2017 года, PF-4947.

Postanovlenie Prezidenta Respubliki Uzbekistan Sh.M.Mirzieeva. Strategija dejstvij po pjati prioritetnym napravlenijam razvitija Respubliki Uzbekistan v 2017-2021 godah: «O merah po dal'nejshemu razvitiju sistemy vysshego obrazovanija» (Resolution of the President of the Republic of Uzbekistan Sh.M. Mirziyoyeva. Strategy for action in the five priority areas of development of the Republic of Uzbekistan in 2017-2021: "On measures for the further development of the higher education system") [in Russian], utv. 20 aprelja 2017 goda, PF-4947.

2.Указ Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиеева «О комплексных мерах по коренному совершенствованию системы здравоохранения Республики Узбекистан», утв. 7 декабря 2018 года, УП-5590.

Ukaz Prezidenta Respubliki Uzbekistan Sh.M. Mirzieeva «O kompleksnyh merah po korennomu sovershenstvovaniju sistemy zdravoohranenija Respubliki Uzbekistan» (Decree of the President of the Republic of Uzbekistan Sh.M. Mirzieyeva «On comprehensive measures to fundamentally improve the health care system of the Republic of Uzbekistan») [in Russian], utv. 7 dekabrja 2018 goda, UP-5590.

3. Мухамедова З.М. Философско-методологические основания гуманизации образования в Республике Узбекистан. Автореф. дис...д -ра филос. наук. - Т.:2007, 50с.

Muhamedova Z.M. Filosofsko-metodologicheskie osnovanija gumanizacii obrazovanija v Respublike Uzbekistan (Philosophical and methodological foundations of the humanization of education in the Republic of Uzbekistan) [in Russian]. Avtoref. dis.d - ra filos. nauk. 2007: 50.

4. Мухамедова З.М. Развитие современной философии медицины и ее трансформация в образовательные процессы в контексте преодоления ограниченности биомедицинской и утверждения гуманистической парадигмы // Философские проблемы биологии и медицины. Выпуск 2. Междисциплинарные аспекты биомедицины.: Сб-к. текстов сообщений— М. изд-во «Принтберри», 2008. - 405 с.

Muhamedova Z.M. Razvitie sovremennoj filosofii mediciny i ee transformacija v obrazovatel'nye processy v kontekste preodolenija ogranichennosti biomedicinskoj i utverzhdenija gumanisticheskoj paradigmy (The development of modern philosophy of medicine and its transformation into educational processes in the context of overcoming the limitations of the biomedical and approval of the humanist paradigm) [in Russian]. Filosofskie problemy biologii i mediciny. Vypusk 2. Mezhdisciplinarnye aspekty biomediciny: Sb-k. tekstov soobshhenij. M. izd-vo «Printberri», 2008: 405.

5. Мухамедова З.М. Особенности ценностно - мировоззренческих представлений студентов - медиков по ключевым проблемам биоэтики // Ижтимоий фикр. Инсон хукуклари. - 2006.- №1 - С. 161 - 166.

Muhamedova Z.M. Osobennosti cennostno - mirovozzrencheskih predstavlenij studentov - medikov po kljuchevym problemam biojetiki (Features of value - ideological representations of medical students on key problems of bioethics) [in Uzbek]. Izhtimoij fikr. Inson xuçuçlari. 2006; 1: 161-166.

6. Вартанян Ф.Е. Развитие медицинского образования на современном этапе //Аккредитация в образовании. - 2009. - №. 3. - С. 56-58.

Vartanjan F.E. Razvitie medicinskogo obrazovanija na sovremennom jetape (The development of medical education at the present stage) [in Russian]. Akkreditacija v obrazovanii. 2009; 3: 56-58.

7. Мухамедова З.М. Этический компонент в духовно-нравственном наследии древней мусульманской медицины //Научный ежегодник «Философские традиции и современность», 2015.- № 2 (8) .- С.143-146.

Muhamedova Z.M. Jeticheskij komponent v duhovno-nravstvennom nasledii drevnej musul'manskoj mediciny (Ethical component in the spiritual and moral heritage of ancient Muslim medicine) [in Russian]. Nauchnyj ezhegodnik «Filosofskie tradicii i sovremennost'», 2015; 2 (8):143-146.

8. Мухамедова З.М. Проблемы и противоречия биоэтики в исламской перспективе XXI века. Антропологические основания биоэтики // Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Томск, 2006.- С.-131-140.

Muhamedova Z.M. Problemy i protivorechija biojetiki v islamskoj perspektive HHI veka. Antropologicheskie osnovanija biojetiki (Problems and contradictions of bioethics in the Islamic perspective of the XXI century. Anthropological bases of bioethics) [in Russian]. Materialy Vserossijskoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Tomsk, 2006:131-140.

9. Nuremberg Codex. Ecology. Handbook, 2019. Website. [Cited 07 Feb 2019]. Available from URL: https://ru-ecology.info/.

10.Batistatou A, Doulis E.A., Tiniakos D., Anogiannaki A., Charalabopoulos K. The introduction of medical humanities in the undergraduate curriculum of Greek medical schools: challenge and necessity. 2010; 14(4): 241-243.

11.Gordon J. Medical humanities: to cure sometimes, to relieve often, to comfort always. Med J Aust. 2005; 182 (1): 5-8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12.Rolf Ahlzen. Scientific Contribution Medical humanities - arts and humanistic science. Medicine, Health Care and Philosophy. 2007; 10(4): 385-393.

13.Sarah Atkinson, Bethan Evans, Angela Woods, Robin Kearns. The Medical'and 'Health'in a Critical Medical Humanities. J Med Humanit. 2015; 36(1): 71-81.

14.Carse A.L. The 'voice of care': implications for bioethical education. J Med Philos. 1991; 16(1):

5-28.

15.Emily Yang Liu, Jason Neil Batten, Sylvia Bereknyei Merrell, Audrey Shafer. The long-term impact of a comprehensive scholarly concentration program in biomedical ethics and medical humanities. BMC Med Educ. 2018; 18: 204.

16.Bierer S.B., Chen S.C. How to measure success: the impact of scholarly concentrations onstudents—a literature review. Acad Med. 2010; 85: 438-452.

17.Scholarly Concentrations Collaborative. Website. [Cited 07 Feb 2019]. Available from URL: https:// time.uchicago.edu/.

18.Downie R. Medical humanities: some uses and problems. Coll J.R. Physicians Edinb 2016; 46: 288-294.

19.Arnott R., Bolton G., Evans M. et al. Proposal for the academic association of the humanities. J Med Ethics. 2001; 27: 104-105.

20.Universal health care is more myth than reality. Medicare for all is a decent step toward it. STAT, 2018. Website. [Cited 07 Feb 2019]. Available from URL: https://www.statnews.com/2018/.

21.Faunce A.T. The regulatory role of medical humanities. Lancet. 2003; 362:1859.

22.Banashek A. Medical humanitarian courses are becoming mandatory conditions in many medical schools. CMAJ. 2011; 183: 441-442.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.