УДК 61:74.58
Н.К.ТУЗЕЛЬБАЕВ, Г.А.ДУЩАНОВА
Международный Казахско-Турецкий Университет им.Х.А.Ясави, кафедра общеврачебной практики, Южно-Казахстанская фармацевтическая академия, кафедра неврологии и психиатрии, г.Шымкент, Республика Казахстан
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ГУМАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Инновационная стратегия развития медицины высшего медицинского образования «Подготовка врачей общей практики» значительно расширяет функции врача, выводя их за рамки узкой профессии на уровень широкой человековедческой и социально ориентированной медицинской парадигмы. В связи с чем, в подготовке врача необходимо введение гуманитарных дисциплин.
Ключевые слова: гуманизация, этика, генетика, культура, техницизм, семейный врач.
Вхождение Казахстана в пространство европейского сотрудничества и Болонского процесса в обеспечении качества образования позволяет найти пути реализации современного образовательного пространства, которые определены в понятиях «гуманизация-гуманитаризация», «непрерывность»,
«инновационность» и «качество образования». Эти четыре понятия создают идеальную конструкцию для получения конкурентоспособного образования на мировом рынке труда [1]. Во многих странах мира гуманитаризация образования уже стала одной из важных задач высшей школы. И особо нужно подчеркнуть, что на современном этапе, сферы естественнонаучного и гуманитарного знания тесно переплелись между собой, происходит интеграция дисциплин.
По сегодняшним меркам ни о причинах болезней, ни патогенезе врачи до XVIII века ничего не знали, но символично, что свои заключения они называли диагнозами, т.е. распознаванием через знание (dia gnosis). Медицинское знание уже позволяло узнавать болезни на основании веками накопленного опыта, дополняя его собственным опытом. Болезни различали, как узнают знакомые лица, предвидели их течение и возможный прогноз по аналогии с уже прослеженными случаями. На этом этапе медицина становится высоким искусством. Наиболее талантливые ее представители столь успешно помогали больным, что приводили в восхищение современников и оставили благодарную память о себе - Ибн Сина (Авиценна), «Великий врач» (Лаэннек), М.Я.Мудров и тд.[1,2]. Во все времена медицине не чужды были и заблуждения. Как блестящие достижения, так и ошибки хорошо видны в ретроспективе. Врачам грядущих поколений тоже будут видны не только наши сегодняшние успехи, но и наши просчеты и ограниченность воззрений. Бурное развитие научной медицины в конце ХХ века и широкое внедрение в практическое здравоохранение современных сложнейших технологий ставит перед деятельностью врача задачу гуманизации как важной части медицинской этики. Особое внимание заслуживают морально-гуманистические аспекты таких достижений медико-биологических наук, как: пересадка тканей и органов, создание искусственных органов, исследования структуры и функций головного мозга и
разработка методов воздействия на его работу, проблемы «генной инженерии», разработка методов вмешательства в процесс размножения человека (выбор пола ребенка, искусственное осеменение женщин, выращивание эмбрионов) путем манипулирования молекулами ДНК и РНК. Современная наука может произвольно и направленно изменять наследственность окружающего его живого мира - растений, бактерий, животных и самого человека. Это дает беспрецедентные возможности для технологического процесса (биотехнология и биоинженерия), революционных прорывов в медицине (генная терапия) и тд.[3,4,6]. В последнее время особое внимание уделяется, в некотором роде, интригующей области биомедицины -клеточной технологии. Учитывая большие возможности применения клеточных технологий в терапевтических целях, сегодня есть отчетливое представление о том, что живая клетка, клеточные технологии в значительной степени могут стать будущим медицины ХХ1 века. Мы стоим накануне широкого использования стволовых клеток в различных областях медицины [5,6]. А еще новая фундаментальная наука протеомика явилась следующим после геномики шагом в развитии биологии. Задача протеомики заключается в инвентеризации и анализе белков человеческого организма. От того, насколько ученые продвинутся в решении этих проблем будет зависеть понимание реальных механизмов возникновения различных заболеваний. Обследование пациентов путем анализа белков может помочь и в ранней диагностике болезней и определении того, какой маркер соответствует лечению, направленному на конкретную мишень[5]. Однако, необходимость проведения сложных дорогостоющих инвазивных вмешательств, всегда связанных с известным риском, и нередко тяжело переносимых больным, остро ставит вопросы показаний к проведению таких исследований.
В медицине, как в никакой другой области, господствует принцип «благоволения перед жизнью», выдвинутый в начале ХХ века немецким врачом-гуманистом А.Швейцером. Любви к людям к врачебной профессии, этическим правилам можно и должно учиться, лишь бы было искреннее стремление и желание. Поэтому проблемы медицинской биоэтики с внедрением новых достижений приобретают особую актуальность. А в
решении этих проблем важное место отводится гуманитарным дисциплинам. Развитие науки, вызвавшая целый ряд изменений, перед медиками поставила новые нравственно-этические проблемы. Многие ведущие клиники России обзавелись комиссиями по этике, у нас в республике они еще не всех клиниках имеются. В большинстве развитых стран при обследовании больных преобладает «техницизм», «инструментализм» и отход от клиницизма, «врачебности» тесно соприкасается с гипотрофией гуманизма в деятельности врачей: больных отправляют на многие платные, сложные инструментальные исследования, за которые взимаются большие деньги. Или другой пример пациент -реципиент, покупая здоровый орган, покупает самое дорогое - продление своей жизни, врач получает известность или другие привилегии, пациент-донор и члены его семьи - горе, смерть, похороны, которые также имеют цену. В последнее время особенно, больше проявляется некомпетентность врачей, ударившихся в технику, они на больных смотрят через заключение сложных лабораторных и инструментальных методов исследований, это очень опасный уклон в деятельности врача -отрыв от творческого клиницизма. В медицине, как ни в какой другой отрасли знаний, наиболее ценным является взвешенный, объективный подход к решению той или иной задачи. Даже доказательная медицина никогда не станет «факелом» для слепого врача, не имеющего глубоких теоретических знаний, который надеется, что рекомендованный алгоритм или стандарты лечения станут панацеей и всегда приведут к верному диагнозу, адекватному лечению и благополучному исходу [3].
Когда еще у врача страдает «общая культура», он перестает видеть и понимать большие проблемы больного и его лечения. Больные - люди, а не машины, их страдания очень сложны, особенно если учесть, что из всех обращающихся к участковому терапевту, врачу общей практики половина больных приходят с функциональными расстройствами. Увлечение обследования ультрасовременными аппаратурами таит в себе «дегуманизацию» медицины, связанной с аппаратным мышлением у постели больного, но в неменьшей мере исследований с целью наживы. Вот почему вопросы гуманизации в подготовке врачебных кадров приобретают особую значимость. Учебный процесс в медицинском вузе достаточно напряженный, основная деятельность обучения требует уделения больше времени и внимания специальным дисциплинам. Однако, понятие «хороший специалист» предполагает высокий нравственный и культурный уровень человека.
Изучение общеобразовательных дисциплин в какой-то степени решает эту проблему и создает базу для формирования кругозора и интереса к социальным и культурным явлениям жизни.
Уровень культуры человека определяется не только числом прочитанных книг и посещения театров и концертных залов, но и умением контролировать свои желания, при необходимости ограничивать их, учитывать интересы окружающих людей, а также характеризуется отношением к своему здоровью. Культура - это мост в
человеческих отношениях, которые играют огромную роль в работе врача. Взаимопонимание ведет к доверию, без которого хорошего результата достигнуть трудно. Гуманитаризация обучения должна привести к нравственному и духовному обогащению личности, к становлению творческой натуры. Ещё Дидро говорил, что недостаточно делать добро, надо еще его делать хорошо. Поэтому задача гуманитаризации высшего образования нацелена еще на воспитание студентов основанной на положительных примерах лучших представителей отечественной и мировой медицины прошлого, подчеркивая связь и преемственность общечеловеческих норм нравственности, составляющих основу медицины.
В настоящее время в профильных учебных программах, соответственно вновь изданных учебниках вообще отсутствуют роль и заслуга в развитии медицины выдающихся ученых медиков, не говоря о таких предметах как этика, эстетика, логика, культурология и т.д. Знание заслуг ученых медиков в отраслях медицины является составной частью для получения образования врача специалиста.
Таким образом в медицинских вузах возникла необходимость преподавания гуманитарных дисциплин с учетом их специализации в течение всего срока обучения.
Современный врач, или семейный врач (врач общей практики) - это высоко профессиональный интернист: терапевт-педиатр-гериатр, с глубоким генетико -иммунологическим подходом в профилактике и лечению человека; специалист, знающий, владеющий необходимым объемом знаний и навыков в области узких дисциплин; личность, способная решать социальные проблемы семьи. Поэтому они должны знать основы этики и деонтологии, общей и профессиональной культуры, юриспруденции и домашней педагогики, психологии, экономики и физического воспитания. Также гуманизация
необходима в системах: «здравоохранение-население», «медицинское учреждение-клиент», «врач-пациент», «врач-семья пациента», - это важные направления профессиональной деятельности врача общей практики. К сожалению, перечисленные гуманитарные дисциплины в медицинских вузах ранее не изучались, в настоящее время без них подготовить семейного врача (врача общей практики) нельзя. Было бы хорошо ввести риторику. Ведь в врачебной заповеди «слово» занимает первое место, в триаде врачебного оружия: слово -лекарство-нож.
В настоящее время интерес к всеобщей истории и мировой культуре стал всемирно историческим, обострилось отношение к исходным корням культуры своего народа, различным ее последующим проявлениям.
Гуманитаризация обучения - это знакомство с шедеврами искусства разных стран, понимание его роли в развитии цивилизации, повышение общекультурного уровня, развитие эрудиции, умение общаться с людьми. Литература и искусство обогащают эмоциональную жизнь человека, эстетическое восприятие мира определяет его нравственные ориентиры.
Вместе с тем совершенно очевидно, что успех возможен только в результате комплексного системного, интеграционного подхода к преемственности в преподавании гуманитарных дисциплин, обязательной междисциплинарной взаимосвязи, сочетания аудиторной и внеаудиторной работы.
По-прежнему, врачебная мудрость, психологическое единство с больным в борьбе с болезнью будут играть важную роль в процессе врачевания. Как прекрасно писал А.Сент-Экзюпери: «Разумеется, я восхищаюсь наукой. Но я восхищаюсь «мудростью».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Основы кредитной системы обучения в Казахстане/ С.П.Абдигаппарова, Г.А.Ахметова и др.; под общей редакций Ж.А.Кулекеева и др. - Алматы: «Казак; университет». - 2004. - 198 с.
2 Кассирский И.А., «О врачевании». Издательство Медицина. - М.: 1970. - 270с.
3 Лещинский Л.А. Деонтология в практике терапевта. - М.: 1989. - 220с.
4 Арчаков А.И. Внедрение генетики в современную медицину. Труды VI Российского национального конгресса «Человек и лекарство». - М.: 1999. - С. 114-125.
5 Зильбер А.П. «Второе дыхание генной терапии. Труды Х1Х Российского конгресса «Человек и лекарство». - М.: 2012. -С.54-63.
6 «Геномная карта вместо амбулаторной». Медицинский вестник. - 2004. - №9. - С.10.
Н.К.ТY3ЕЛБАЕВ, Г.А.ДУЩАНОВА
ЖОЕАРЕЫ МЕДИЦИНАЛЫ^ Б1Л1М БЕРУДЕ ГУМАНИЗАЦИЯЛАНДЫРУ МЕДИЦИНАЛЫ^-ЭЛЕУМЕТТ1К АСПЕКТ1ЛЕР1
Ty^h: Ма калада жогары медициналык бЫм беру жуйеане арнайы пэндермен катар, гуманитарлык пэндердi енпзуге жете мэн берму усынылган.
ТYйiндiсездер: гуманизация, этика, генетика, мэдениет, техницизм, отбасылык дэ^гер.
N.K.TUZELBAYEV, G.A.DUSHCHANOVA
MEDICO-SOCIAL ASPECTS OF THE HUMANIZATION THE HIGHER MEDICAL EDUCATION
Resume: Innovative stratEgy of development of medicine of the higher medical education "Preparation of general practitioners" considerably expands functions of the doctor, bringing them for a framework of a narrow profession to level of the wide chelovekovedchesky and socially focused medical paradigm. In this connection, in preparation of the doctor introduction of humanitarian disaplines is necessary.
Keywords: humanization, ethics, genetics, culture, technetium, family doctor