Научная статья на тему 'Деонтология и этика в стоматологии. Старые принципы в новых условиях'

Деонтология и этика в стоматологии. Старые принципы в новых условиях Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
2128
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этика / деонтология / морально – этические проблемы медицины. / ethics / deontology / ethical problems of medicine.

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Н. Б. Гречко, В. В. Кузина

Статья посвящена вопросам этики и деонтологии, которые остаются актуальными для современной медицины и стоматологии. Основные представления о врачебном долге сформировались ещё в глубокой древности. В настоящее время потребности практического здравоохранения ставят новые вопросы, формируют сложные морально – этические проблемы, возникшие в связи с пересадкой органов, клонированием, расширением области клинических экспериментов, развитием медицинской генетики. Все это требует от врача определенной этической ориентации, соответствующей новым задачам и возможностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEONTOLOGY AND ETHICS IN DENTISTRY. OLD PRINCIPLES OF THE NEW CONDITION.

The article is devoted to questions of ethics and deontology, which remain relevant to modern medicine and dentistry. The basic concepts about physician's duty were formed in ancient times. But currently, the needs of practical health care pose new question, form the complex of moral and ethical problems of medicine, which were aroused in connection with transplantations, cloning, extending the scope of clinical experiments, the development of medical genetics. These new challenges and opportunities require the special ethical orientation of medical staffs. Nowadays, when the complicated medical equipment wedged between patient and physician, personal characteristics and emotions of the patient can remain in the shadows. But the real doctor should always remember the requirement of Medicine: "Treat the patient, not the disease."

Текст научной работы на тему «Деонтология и этика в стоматологии. Старые принципы в новых условиях»

«Ыновацп в стоматологИ», № 4, 2014

УДК 616.31:614.253

Н. Б. Гречко, к. мед. н., В. В. Кузина, к. мед. н.

Харьковский национальный медицинский университет

ДЕОНТОЛОГИЯ И ЭТИКА В СТОМАТОЛОГИИ.

СТАРЫЕ ПРИНЦИПЫ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ

Статья посвящена вопросам этики и деонтологии, которые остаются актуальными для современной медицины и стоматологии.

Основные представления о врачебном долге сформировались ещё в глубокой древности. В настоящее время потребности практического здравоохранения ставят новые вопросы, формируют сложные морально -этические проблемы, возникшие в связи с пересадкой органов, клонированием, расширением области клинических экспериментов, развитием медицинской генетики. Все это требует от врача определенной этической ориентации, соответствующей новым задачам и возможностям.

Ключевые слова: этика, деонтология, морально - этические проблемы медицины.

Н. Б. Гречко, В. В. Кузта Харьшвський нацюнальний медичний ушверситет

ДЕОНТОЛОГ1Я И ЭТИКА В СТОМАТОЛОГП.

СТАР1 ПРИНЦИПИ В НОВИХ УМОВАХ

Стаття присвячена питанням етики та деонтологп, як залишаються актуальними для сучасно'1 медици-ни та стоматологИ.

Основт уявлення про лiкарський обов'язок сформувалися ще в глибоку давнину. Але в даний час потреби практично'1 охорони здоров'я ставлять новi питання, складш морально - етичнi проблеми, що виникли у зв 'язку з пересадкою оргатв, клонуванням, розширенням межi клiнiчних експериментiв, розвитком медично'1 генетики. Все це потребуе вiд лкаря певно'1 етично'1 орieнтацii, вiдповiдно до нових завдань та можливостей.

Ключов1 слова: етика, деонтологiя, морально-етичш проблеми медицини.

N. B. Grechko, V. V. Kuzina Kharkov national medical university

DEONTOLOGY AND ETHICS IN DENTISTRY. OLD PRINCIPLES OF THE NEW CONDITION.

The article is devoted to questions of ethics and deontology, which remain relevant to modern medicine and dentistry.

The basic concepts about physician's duty were formed in ancient times. But currently, the needs of practical health care pose new question, form the complex of moral and ethical problems of medicine, which were aroused in connection with transplantations, cloning, extending the scope of clinical experiments, the development of medical genetics. These new challenges and opportunities require the special ethical orientation of medical staffs.

Nowadays, when the complicated medical equipment wedged between patient and physician, personal characteristics and emotions of the patient can remain in the shadows. But the real doctor should always remember the requirement of Medicine: "Treat the patient, not the disease."

Key words: ethics, deontology, ethical problems of medicine.

L

НА ДОПОМОГУ ПРАКТИЧНОМУ Л1КАРЕВ1

Профессия врача - особая профессия, где требуется своевременное установление диагноза, назначение необходимого лечения. Но помимо этого, огромную роль в успешном лечении играют взаимоотношения врача и больного - такт, любовь к человеку, а нередко и самоотверженность. Особенно актуальными вопросы деонтологии в практике стоматологии становятся в на-

стоящее время, в связи с перестройкой не только здравоохранения, но высшего медицинского образования.

Врачебная деонтология в широком смысле -это учение о поведении, взаимоотношениях и действиях врача, которые необходимы для щажения психики больного, его близких и окружающих, правильной организации лечебного

© Гречко Н. Б., Кузина В. В., 2014.

«1нновацп в стоматологШ», № 4, 2014

процесса. Однако некоторые врачи видят пациента в качестве прямого или опосредованного источника своего заработка и существования. В этом случае в стоматологическом кабинете между врачом и пациентом могут возникать нестандартные морально-этические взаимоотношения, в основе которых лежит так называемый человеческий фактор.

У врачей всех специальностей прямое отношение к исполнению профессионального долга имеют их общемедицинская подготовка, владение современными методами профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, строгое соблюдение правил внутренней и внешней культуры поведения. Эти слагаемые составляют медицинский этикет и касаются всех членов медицинского коллектива.

Поэтому врачебная деонтология - более емкое понятие, чем врачебная этика, она включает не только морально-этические аспекты врачевания, но и организацию работы, совершенствование знаний, навыков и т.д. Она использует моральные принципы и как элемент нормального общения, и как средство воздействия на психику больного, тем самым -на течение патологического процесса.

И. К. Касинский в книге «О врачевании» пишет: «Врачебная этика интегрально входит в медицинскую деонтологию как стержневая проблема» [1]. Естественно, что рассматривая те или иные аспекты деонтологии, мы постоянно сталкиваемся с вопросами профессиональной этики.

«...В медицине нет двух миров: мира лаборатории и мира клиники, мира духа и мира тела. ... Сознавая единство человеческого организма, настоящий врач одновременно врачует и отчаяние, и органические нарушения, которые оно порождает. Важность миссии врача составляет его отличие от всех прочих граждан». Так Андре Моруа охарактеризовал деятельность врача [2]. Нас восхищает широкий кругозор и всесторонняя образованность таких корифеев медицинской науки, как С. П. Боткин, В. П. Образцов, В. М. Бехтерев, Г. А. Захарьин, Н. Д. Стражеско, и рядом с ними - представители земской медицины, которые умели входить в контакт с больными людьми и являлись выдающимися деонтологами - практиками. Любой врач хотел бы с чистой совестью повторить и от своего имени слова знаменитого Сиденхема: «Никто не был пользован мною иначе, чем я желал бы, чтобы лечили меня самого...» [3].

В наше время, когда между пациентом и врачом вклинивается сложная медицинская техника, а личные особенности и эмоции больного

могут оставаться в тени, настоящий врач всегда должен помнить требование медицины: «Лечить больного, а не болезнь». Бесценно значение такого руководства в деле врачебного искусства, как «Дневник старого врача» Н. И. Пирогова, «Записки врача» В. В. Вересаева. В каждом из них деонтология представлена как мир врача.

Лечебная практика врача не может ограничиваться одним только комплексом профессиональных медицинских знаний, хотя им принадлежит важнейшее место. Для исхода лечения важны отношения, которые устанавливаются при первом контакте пациента с врачом. Только тот специалист может рассчитывать на успех лечения, который учитывает индивидуальные и личностные особенности больного. Пациент чутко прислушивается к каждому слову врача. Он должен постоянно ощущать оптимизм врача, особенно в критические минуты, это помогает ему уверовать в положительный результат проводимого лечения и преодолевать трудности на пути к выздоровлению.

«Сколько бы вы, милостивые государи, ни выслушивали и ни выстукивали, вы никогда не сможете безошибочно определить болезнь, если не прислушаетесь к показаниям самого больного», - наставлял своих учеников Г. А. Захарьин [4]. И в этом - глубокая врачебная мудрость. Для раннего и правильного распознавания болезни и успешного лечения больного необходим теснейший контакт врача и пациента, обоюдное доверие, проникновение в сокровенные переживания и чаяния страдающего человека. Поэтому закономерно стремление передавать гуманные традиции медицины от одного поколения врачей к другому.

Испокон веков врач призван откликаться на зов больного, не зависимо от тяжести его болезни, возраста, пола, положения в обществе. Таков непререкаемый в веках постулат практической медицины. Амбруаз Парэ - придворный врач четырех королей сказал Карлу IX: « Я бедняков лечу так же тщательно, как королей» [5]. Вот так! Не заглядывать в глаза пациента и «оценивать»: какую сумму можно получить от больного за лечение, а лечить в полную силу своих знаний и возможностей, вкладывая ум, сердце и тепло своей души, испытывая сострадание к нему.

А. П. Чехов писал А. С. Суворину: «У врачей бывают отвратительные дни и часы, не дай бог никому этого. Среди врачей, правда, не редкость невежды и хамы, как и среди писателей, инженеров, вообще людей, но те отвратительные часы и дни, о которых я говорю, бывают только у врачей. И за сие, говоря по совести, многое простить должно» [2]. Это дни и ночи, когда врач должен

«1нновацп в стоматологй», № 4, 2014

отвечать за совершенную ошибку перед больным, его близкими, перед своей совестью.

Врач должен бороться за здоровье и жизнь больного, пока остается хоть малейшая надежда, и поддерживать эту надежду в больном. Когда читаешь о последних днях А. С. Пушкина, становится отрадно от одного сознания того, что у постели умиравшего в жестоких страданиях поэта оказался такой чуткий врач, как В. И. Даль (русский писатель, этнограф, языковед и врач). Он сумел утешить и ободрить поэта, внушив ему перед гибелью надежду «Dum spiro, spero - пока дышу - надеюсь» [6].

В богатой деонтологической казуистике сохранилось немало описаний, иллюстрирующих исключительную и иногда трагическую роль взаимоотношений врача с больным. Композитор Фредерик Шопен, долго и тяжело болевший те-беркулезом, умер вскоре после гибели своего врача, которому полностью доверял. Наряду с этим известно, что тяжело и длительно болевший Клод Бернар быстро исцелился после нескольких заботливых и ласковых слов Луи Пастера. Моральное состояние больного - его вера в успех лечения, доверие к врачу, жажда жизни - играет огромную, порой решающую роль. Отсюда совершенно понятна необходимость одновременного воздействия как на телесную основу заболевания, так и на душевное состояние больного, особенно если речь идет о тяжелом больном. [5].

Л. Толстой и И. Тургенев, В. Вересаев и Г. Флобер, А. Чехов и ОГенри, А. Конан-Дойль и С. Моэм...В становлении и развитии медицинской деонтологии как науки об основных принципах должного поведения врача у постели больного произведения Ч. Диккенса, Ф. Достоевского, О. Бальзака сыграла большую и ещё не в полной мере осознанную и оцененную роль. Врачеванию надо отдавать себя целиком, без остатка. Поэтому становится близким и понятным символ врачебной деятельности - горящая свеча и надпись: «Светя другим, сгораю сам». И в нашем веке трудно представить себе более выразительный символ самоотверженного труда.

Эти качества закрепляются посредством переживаний и сопереживаний, поскольку профессия врача вызывает определенные психологические состояния. Известный юрист и общественный деятель А. Ф. Кони указывал на важность исследования нравственных проблем медика. «Особенно богата. этическими вопросами область медицины, - писал он. - Здесь можно с полным правом говорить об отдельной и важной отрасли знания, необходимой для врача, - о врачебной этике. Поведение врача и выполнение им

своих обязанностей и составляет предмет врачебной этики» [2].

Интерес к проблемам профессионального долга в последнее десятилетие резко возрос и в практике стоматолога. К стоматологу обращаются люди любого возраста, пола, социального положения. А это значит, что во время профилактических осмотров и лечения огромное число людей подвергаются психологическому и нравственному влиянию стоматологов. Основные принципы взаимоотношений врача - стоматолога с пациентом и его родственниками сводятся к тому, что общение врач-стоматолог - больной дает не только терапевтический, но и психологический, культурный и социальный эффекты. Поэтому особое значение приобретает такое свойство личности медика как призвание. В. Э. Са-лищев пишет: «Мне кажется, любого человека, не очень глупого.можно обучить врачеванию и выдать ему диплом врача. Но чтобы стать настоящим врачом, требуется призвание. Именно призвание поможет преодолеть все невзгоды в труде. Именно призвание заглушит неприятные запахи от язв и смрад от трупа, который надо изучать. Но если вы не почувствуете призвания, если вас устрашит предстоящий труд в этой постоянной сфере страданий, мой вам совет, коллеги: уходите. Уходите, пока не поздно, - иначе вы принесете не пользу, а вред. И не малый. И постоянно будет висеть над вами проклятие тех, кого вы станете пользовать.» [1]. Но ведь призвание к конкретной врачебной профессии, т.е. склонность к этой профессии, даже при наличии природных предпосылок к ней, - продукт жизненного опыта, и формируется в процессе самого труда.

Становление высокообразованного и высоконравственного врача - стоматолога - сложный процесс. «В наше время, - пишет Г. Царегород-цев, - врач должен измеряться четырьмя измерениями: в ширину (кругозор с усвоением достигнутого предшествующей культурой); в высоту (образование, эрудиция); в глубину (воспитание и самовоспитание); кроме того, необходимо стремление в будущее. Это четвертое измерение» [4]. Сама специальность, огромные её достижения, даже современный скачок в области стоматологии, требуют от настоящего, думающего врача чтения специальной и научной литературы в течение всей его профессиональной жизни. Постоянное самообразование, чтобы быть на острие знаний - только это, да ещё профессионализм вместе с высокими морально -нравственными качествами делают врача специалистом высокого класса, а не простым знахарем - ремесленником.

«1нновацп в стоматологи», № 4, 2014

Узкая специализация стоматолога снижает способность целостного восприятия пациента как страдающей личности. Поэтому важен обратный процесс: умение через конкретные местные проявления заболевания видеть нарушения в целостном организме, от частного искать пути к общему [1]. Это часто приводит к тому, что врач с ограниченным клиническим мышлением забывает, что больной - прежде всего страдающая личность со своими индивидуальными особенностями. Акцентируя свое внимание на пораженном болезнью органе (челюстно-лицевой врожденной патологии, или аномалии зубочелю-стной системы, последствиях ожогов и травм лица), стоматолог нарушает принципы деонтологии, проявляя бестактность, психоэмоциональную тупость и т. д.

Выполнение долга перед больным и обществом должно стать смыслом жизни врача - стоматолога. Сложные морально - этические проблемы медицины, возникшие в связи с пересадкой органов, клонированием, расширением области клинических экспериментов, развитием медицинской генетики и генной инженерии, имплантологии, требуют приведения этической ориентации врача в соответствие с новыми задачами и возможностями.

Содержание понятия «деонтология» находится в зависимости от конкретно - исторических условий и изменяется вместе с ними. Сегодня Украина находится на острие исторических событий, переживает изменение не только экономических, но и нравственных основ целого народа. И в настоящее время потребности практического здравоохранения ставят новые вопросы, ответы на которые уже нельзя найти в учебниках по врачебной этике и деонтологии. Переход от многих ограничений к полной свободе, вплоть до анархии, не обходится без потерь. Почти аскетические моральные устои перешли в противоположную позицию - вседозволенности, корысти,

безнравственности. Окружающая современная действительность почти смела представления о добре и зле, заменив нашу почти патриархальную ментальность на жажду наживы и власть чистогана. Но все ярче светятся новые ценности

- права и свобода личности, которая выступает как самодостаточный человек. Воспитание со-временнго врача невозможно без понятия врачебной этики и деонтологии. Тогда возможна гармония в отношениях между пациентом и врачом, личностью и обществом, родными, знакомыми, коллегами, Врач обладает огромной властью над больным, поскольку пациент доверяет ему свое здоровье и саму жизнь. В этой власти не только привлекательность, но и ответственность нашей профессии. Только воспитав в себе моральную убежденность в единстве знания и чувства, теории и практики, личного и общественного, свободного и необходимого стоматолог становится не только знающим специалистом, но и зрелой личностью с устойчивыми убеждениями, моральными принципами и творческим подходом в решении неоднозначных вопросов.

Список литературы

1. Заксон М. Л. Стоматологам о деонтологии / Заксон М. Л., Козлюк В. И., Возный Ф. Ф. - Киев: - Здоровье, 1989.

- 96 с.

2. Лихтенштейн Е. И. Помнить о больном / Лихтенштейн Е. И. - Ктв: - Здоров'я, 2012. - 151 с.

3. Смольняков А. И. Врачебная этика / А. И. Смоль-няков, Е. Г. Федоренко. - Киев: Здоровье, 1982. - 96 с.

4. Щепин О. П. Медицина и общество / Щепин О. П., Царегородцев Г. И., Еврохин В.Г. - М: -Медицина. 1983. -87 с.

5. Матвеев В. Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии / Матвеев В. Ф. . - Москва: Медицина, 1989. - 175 с.

6. Грандо А. А. Врачебная этика и медицинская деонтология / Грандо А. А. -Москва: Высшая школа, 1988.

- 192 с.

Поступила 13.11.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.