Научная статья на тему 'Этико-деонтологическое воспитание и профессиональное развитие студентов-медиков: аспекты проблемы'

Этико-деонтологическое воспитание и профессиональное развитие студентов-медиков: аспекты проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
организация здравоохранения / профессиональное медицинское образование / деонтология / биоэтика / духовнонравственная культура врача / healthcare management / professional medical education / deontology / bioethics / spiritual and moral culture of the doctor

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зорин Константин Вячеславович

В статье сформулирован ряд этических и деонтологических аспектов современной модели подготовки и работы врача. Этизация и гуманизация сознания и деятельности важные условия образования врача. Цель этико-деонтологического воспитания формирование врача-профессионала, усвоившего гуманитарные основания профессии, хорошо владеющего социокультурным и ценностно-смысловым контекстами своей деятельности. Воспитать совестливость значит не только уберечь будущего врача от синдрома эмоционального выгорания, но и научить самокритике, эмпатии, сопереживанию, сочувствию нуждам и душевному состоянию пациента, глубокому пониманию внутренней картины болезни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHICAL AND DEoNToloGICAL EDUCATIoN AND Professional development of medical students: aspects of the problem

In the article a number of ethical and deontotogicat aspects of modern model of physician training and work is formulated. Ethization and humanization of consciousness and professional activity are necessary conditions for medical education. The aim of ethical and deontological education is formation of medical professional who has mastered humanitarian reasons of the profession and is well versed in sociocultural and axiological contexts of his activities. Cultivate conscience means not only to protect future doctor from emotional burnout syndrome, but also teaching him self-scrutiny, empathy, sympathy, compassion for the patient's needs and state of mind, in-depth insight of the internal picture of the disease.

Текст научной работы на тему «Этико-деонтологическое воспитание и профессиональное развитие студентов-медиков: аспекты проблемы»

этико-деонтологическое воспитание и профессиональное развитие студентов-медиков: аспекты ПРОБЛЕМЫ

Зорин К.В.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.и. Евдокимова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 127473, г. Москва, Российская Федерация

В статье сформулирован ряд этических и деонтологических аспектов современной модели подготовки и работы врача. Этизация и гуманизация сознания и деятельности - важные условия образования врача. Цель этико-деонтологического воспитания - формирование врача-профессионала, усвоившего гуманитарные основания профессии, хорошо владеющего социокультурным и ценностно-смысловым контекстами своей деятельности. Воспитать совестливость - значит не только уберечь будущего врача от синдрома эмоционального выгорания, но и научить самокритике, эмпатии, сопереживанию, сочувствию нуждам и душевному состоянию пациента, глубокому пониманию внутренней картины болезни. Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования: Зорин К.В. Этико-деонтологическое воспитание и профессиональное развитие студентов-медиков: аспекты проблемы // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 3. С. 187-192. 001: 10.24411/2220-8453-2020-13016

статья поступила в редакцию 11.02.2020. принята в печать 07.09.2020.

ключевые слова:

организация

здравоохранения,

профессиональное

медицинское

образование,

деонтология,

биоэтика, духовно-

нравственная

культура врача

ETHICAL AND DEoNToloGICAL EDUCATIoN AND PRoFESSIoNAL development of MEDICAL STUDENTS: ASPECTS oF THE problem

Zorin K.V.

Yevdokimov Moscow state University of Medicine and Dentistry of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, 127473, Moscow, Russian Federation

In the article a number of ethical and deontological aspects of modern model of physician training and work is formulated. Ethization and humanization of consciousness and professional activity are necessary conditions for medical education. The aim of ethical and deontological education is formation of medical professional who has mastered humanitarian reasons of the profession and is well versed in sociocultural and axiological contexts of his activities. Cultivate conscience means not only to protect future doctor from emotional burnout syndrome, but also teaching him self-scrutiny, empathy, sympathy, compassion for the patient's needs and state of mind, in-depth insight of the internal picture of the disease. Funding. The study had no sponsor support. Conflict of interests. The author declares no conflict of interests. For citation: Zorin K.V. Ethical and deontological education and professional development of medical students: aspects of the problem. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2020; 11 (3): 187-92. DOI: 10.24411/2220-8453-2020-13016 (in Russian) received 11.02.2020. Accepted for publication 07.09.2020.

Keywords:

healthcare management, professional medical education, deontology, bioethics, spiritual and moral culture of the doctor

Указом Президента России от

07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» выделены направления, по которым целесообразно разработать национальные проекты (программы). Правительству Российской Федерации поставлена задача «обеспечить внедрение... новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения» [1].

Национальный проект «Образование» направлен на достижение 2 ключевых задач. 1-я - обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. 2-я - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовку, переподготовку и повышение квалификации профессиональных кадров, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой [2].

Несмотря на цифровизацию, внедрение информационных, компьютерных и дистанционных технологий, нельзя отказываться от лучших традиционных форм обучения и воспитания. Они основаны прежде всего на уважении прав личности студента, пациента и врача-педагога; от-

казе от психотравмирующих манипу-ляционных или авторитарных методов; создании атмосферы психологической безопасности и доверия; направленности на позитивное развитие личности и доброжелательность межличностных отношений; грамотное разрешение спорных этико-деонтологических ситуаций и т.п.

Цель настоящего исследования - определение роли этико-деонтологического воспитания в профессиональном развитии будущих врачей.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

В работе использовали методы обобщения, сравнения, наблюдения, системного анализа и теоретического познания. Эмпирической основой исследования является курс педагогики и психологии, а также здорового образа жизни на базе ФГБОУ ВО «МГМСУ им. А.И. Евдокимова» Минздрава России.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Одна из глобальных проблем высшего медицинского образования - создание необходимых условий для этико-деонтоло-гического воспитания каждого студента. Это особенно значимо сейчас в связи с бурным развитием новых технологий. Открывшиеся возможности изменения человеческой индивидуальности с помощью новых репродуктивных технологий (например, манипуляций со стволовыми клетками, клонирования и экстракорпорального оплодотворения), трансплантации органов и тканей, нейрохирургии, нейро-фармакологии, психохирургии затрагивают острые нравственные вопросы.

Кроме того, анализ жалоб, поступающих в органы управления здравоохранением, выявляет, что именно низкая нравственная культура медицинских работников наиболее часто вызывает негативную реакцию пациентов и становится веской причиной неудовлетворенности медицинским обслуживанием.

Медицинское образование и профессиональное развитие

Зорин К.В.

Этико-деонтологическое воспитание и профессиональное развитие студентов-медиков: аспекты проблемы

Президент ФГБОУ ВО «МГМСУ им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, академик РАН Н.Д. Ющук убежден: «Ныне в нашей жизни пропагандируется культ материальных благ, и в студентах "прорастают" практицизм и настрой на коммерцию. Но забывать об истинном призвании врача нельзя - нужно любить больного, быть готовым к самопожертвованию. Тогда все будет: и слава, и почет, и достаток» [3].

В практике высшего медицинского образования весьма актуально следующее.

• Для студентов - психическое здоровье, развитие и зрелость личности, профессиональная грамотность, навыки конструктивного общения.

• Для педагогов-врачей - психолого-педагогическая компетентность, нравственная и гражданская зрелость, ответственность, демократический стиль общения, умение предотвращать и продуктивно разрешать конфликты.

• Для пациентов - осмысленное отношение к лечению, понимание характера медицинских манипуляций, чувство удовлетворенности и качество жизни.

• Для педагогического процесса - цели и ценности, личная значимость и осмысленность, технологичность, интегриро-ванность, способы оценивания, стиль общения.

Философско-методологической платформой нашей работы стали исследования, посвященные экзистенциальным вопросам жизни и смерти, болезни и страдания, нравственного выбора и ответственности, совести и самопожертвования во имя спасения ближнего. Мы опираемся на произведения великих античных и средневековых докторов (Гиппократа, Галена, Авиценны), а также прославленных отечественных и зарубежных авторов - Н.И. Пирогова, М.Я. Мудрова, Ф.П. Гааза, В.В. Вересаева, В.В. Зень-ковского, архиепископа Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого), Э. Фромма, В. Франкла, А. Лэнгле.

По выражению Л.Н. Толстого, «главное в человеке - это сердцевина, дух человека, который является носителем смысла, разума, свободы и совести» [4]. Именно поэтому одна из основных целей педагогической деятельности, а значит, и этико-деонтологического воспитания -развитие и становление нравственно положительной ценностно-смысловой ориентации личности. Это обусловливает важность метода диалога с собственной совестью как инструмента самораскрытия личности, способности к самоанализу, самокритике и самосовершенствованию. Без такого диалога нельзя продуктивно обсуждать аксиологические и деонтоло-гические грани сложных биоэтических вопросов, к примеру, кризисной беременности, контрацепции, искусственного аборта, трансплантации органов и тканей, эвтаназии и клинической смерти.

По мысли видного австрийского психолога и психотерапевта Виктора Франкла, сквозь клинический случай надо стремиться разглядеть человека. Экзистенциальный анализ распространяется на человека во всей его целостности, которая имеет не только психофизический, но и духовно-личностный характер. «Лишь ради человеческого в больном, которое скрывается за всем этим, и ради духовного в человеке, которое возвышается над всем этим, стоит быть врачом» [5].

Ссылаясь на исследования своих коллег, В. Франкл показывает, что за время обучения цинизм студентов-мед и ков обычно возрастает, а гуманность уменьшается. По окончании учебы эта особенность иногда преодолевается. Ученый связывает деэтизацию профессионального сознания врача с тем, что человека определяют как «адаптивную системууправления», а нравственные ценности - как «гомеостатиче-ские ограничения в стимул-реактивном процессе». Подобный редукционизм подрывает уважение к ценностям, так как сводит их к реактивным образованиям и механизмам психологической защиты [5].

Прямое следствие столь примитивного подхода - неспособность к экзистенциальной коммуникации (общению с пациентом на ценностно-смысловом уровне) и принижение роли психогенных, психосоматических факторов в развитии заболеваний. Хорошо известно, что высокогуманный смысл врачевания реализуется как в квалифицированном клиническом мышлении, так и в психологически, педагогически и нравственно безупречном поведении врача. Для этого студенту-медику нужно:

- руководствоваться основными принципами биомедицинской этики;

- понять роль этических и деонто-логических факторов в медицинской деятельности;

- осознать значение духовно-нравственной культуры врача в формировании концепции «я - врач» и в профессиональном самоопределении;

- осмыслить взаимосвязь личностного и профессионального роста врача;

- грамотно осуществлять профессиональный контакт с коллегами, пациентами и их родственниками.

Многолетний опыт преподавания в ФГБОУ ВО «МГМСУ им. А.И. Евдокимова» Минздрава России подтверждает, что на основе личностно-ориентированного подхода создаются необходимые условия для снятия психологических барьеров и открытого диалога со студентами, интернами, ординаторами, аспирантами и практикующими врачами. Современные педагогические технологии, такие как деловые игры, проблемно-проектные семинары, групповые дискуссии, анализ видеоматериалов и решение деон-тологических задач на смысл врачевания, способствуют развитию когнитивных способностей и нравственной культуры обучающихся. Осознанное и нравственно верное разрешение ценностно-смысловых проблем медицины поддерживает духовное, психическое и физическое здоровье врача.

Традиционно принято считать, что врач обязан выполнять свой служебный долг. При этом проблемы биоэтики и деонто-

логии в медицинских вузах до последнего времени оставались в тени, как не требующие специальной подготовки студентов. Верная постановка диагноза, выбор методов лечения, адекватность прогнозирования зачастую оказываются важнее моральных аспектов врачевания.

Духовно-нравственное воспитание помогает привить такие ценностные ориентации и личностные смыслы, благодаря которым в своей жизни и в практике студент-медик руководствуется принципами совести и сострадания. Именно это позволит будущему врачу видеть в больном человеке неповторимую духовную и страдающую личность с правом выбора собственной позиции, а не объект научно-исследовательской или лечебно-диагностической работы. Врач действует деонтологически грамотно, когда он самостоятелен (сам ставит цели), свободен (сам выбирает средства их достижения), сознателен (способен к осознанию того, что делает) и совестлив (выражая себя, не нарушает прав и свобод других людей). Эти параметры фиксируются в качестве целей-ценностей образования на базе культурологической доктрины [6].

Совесть - одно из выражений нравственного самосознания, позволяющее чувствовать и осознавать ответственность за себя и других. Воспитать совестливость - значит помочь человеку регулировать отношения с окружающим миром и самим собой с позиций высоких нравственных требований.

Совесть, правда и справедливость лежат в основе чувства сострадания. В недавнем прошлом словосочетание «врачебное милосердие» у нас было заменено на «помощь людям». Взрастить чувство милосердия значит не только уберечь будущего врача от «духовной анестезии», синдрома эмоционального выгорания, но и научить самокритике, эмпатии, сопереживанию, сочувствию нуждам и душевному состоянию пациента, глубокому пониманию внутренней картины болезни.

Воспитание врачебной совести - основа этизации профессионального сознания

Зорин К.В.

Этико-деонтологическое воспитание и профессиональное развитие студентов-медиков: аспекты проблемы

и деятельности врача, а значит, цель преподавания биоэтики и деонтологии. Врачебная совесть позволяет действовать и по букве закона, и в соответствии с духом врачевания, что снимает противоречие между медициной как профессией и как искусством. Устранив это противоречие, врач может правильно ответить на ключевые вопросы о своем призвании и смысле жизни. Духовно-нравственное воспитание призвано обогатить учебные программы мотивами, ценностями и смыслами, предельно значимыми для личностного и профессионального роста студентов [7, 8].

Таким образом, этизация врачебного сознания и деятельности - одно из существенных условий образования врача-профессионала. Подлинный профессиональный рост и развитие связаны с личностным ростом и развитием. Вот почему духовно-нравственная культура - необходимая ценность и в мировоззренческом, и в педагогическом, и в профессиональном планах. Только так может быть решена проблема гуманизации врачевания - развития таких личностных качеств (милосердие, альтруизм, ответственность, совестливость и т.д.), при которых гуманные принципы отношения к пациенту реализуются в теоретической и практической работе врача.

К сожалению, традиционное высшее медицинское образование все больше превращается в классический пример «массового конвейерного производства». Однако высшая школа призвана быть не просто «кузницей кадров», а источником гуманитарных знаний и нравственного воспитания - центром подлинной культуры.

В этом убежден и ректор ФГБОУ ВО «МГМСУ им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, академик РАН, профессор О.О. Янушевич: «Образование призвано воспитывать в молодых людях благородство. Искусство врачевания - не менее творческий процесс, чем создание художественного полотна или скульптурного произведения. Даже самые обширные и глубокие профессиональные знания не всегда

помогут доктору в сложной ситуации, если он не чувствует пациента, не понимает, не сопереживает искренне своему больному. Но, отвечая за человека, настоящий медик так же остро ощущает свою ответственность и за все, что происходит рядом с больничной палатой, стоматологическим креслом, операционной, рабочим кабинетом. Стремление делать мир вокруг себя лучше для врача закладывается в студенческую пору, когда облагораживаются и ум, и сердце, и "души прекрасные порывы". Сопричастность к происходящему вокруг, готовность прийти на помощь лежат в основе любого подвижничества» [9].

заключение

Подготовка будущего врача требует фундаментализации и интеграции гуманитарного и естественнонаучного знания. Это не только способствует овладению технологиями профессионального обучения, но и усиливает общекультурный блок образования. Ведь во врачебной практике существенное место занимает способность отслеживать, анализировать, критически оценивать и корректировать собственные действия и намерения.

Активное взаимодействие медицины с традиционными религиями, педагогикой, психологией, этикой и философией настойчиво требует переосмысления предыдущих концепций обучения и воспитания студентов. Высшая медицинская школа должна ориентироваться на образование врача-профессионала, что гораздо шире, чем подготовка врача-специалиста. По нашему мнению, врач-специалист владеет медицинскими знаниями, умениями и навыками, а врач-профессионал - это мастер врачебного искусства. Цель этико-деонто-логического воспитания - формирование врача-профессионала, усвоившего не только естественнонаучные, технические, но и гуманитарные основания профессии, хорошо владеющего социокультурным и ценностно-смысловым контекстами своей деятельности.

сведения об авторе

Зорин Константин Вячеславович (Konstantin V. Zorin) - кандидат медицинских наук, доцент кафедры ЮНЕСКО «Здоровый образ жизни - залог успешного развития» ФГБОУ ВО «МГМСУ им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, Москва, Российская Федерация E-mail: zkv1OOO0yandex.ru https://orcid.org/0000-0001-8819-6818

литература

1. Национальный проект «Образование». URL: https://strategy24.ru/rf/projects/project/ view?slug=natsionalnyy-proyekt-obrazovaniye&category=education.

2. Национальный проект «Образование». URL: https://edu.gov.ru/national-project.

3. Ющук Н.Д. Навстречу 95-летию МГМСУ // Вестник МГМСУ имени А.И. Евдокимова. 2017. № 6 (1035). С. 2.

4. Кудрявая Н.В., Зорин К.В., Смирнова Н.Б., Анашкина Е.В., Е.М. Уколова, Е.В. Суворова. Нравственно-просветительские аспекты деятельности врача-педагога / под ред. Н.В. Кудрявой. Москва: РИО МГМСУ, 2015. С. 15.

5. Франкл В. Человек в поисках смысла / пер. с англ. и нем. Д. Леонтьева, М. Папуша, Е. Эйдмана. Москва : Прогресс, 1990. С. 85-86, 104.

6. Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Смирнова Н.Б., Волошина Е.А., Зорин К.В. Педагогика в медицине: учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений. Москва: Академия, 2012. С. 277.

7. Кудрявая Н.В., Зорин К.В. Введение в духовную культуру врача // Психологические основы деятельности врача: избранные лекции и статьи. Москва. : ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 1999. С. 128-169.

8. Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Молчанов А.С., Смирнова Н.Б., Зорин К.В. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации / под ред. Н.Д. Ющука. Москва: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2005. 336 с.

9. Янушевич О.О. Слово ректора. Дисциплина ума // Зачётник. Журнал МГМСУ. 2014. № 10. С. 6.

references

1. National project «Education» [Electronic resource], URL: https://strategy24.ru/rf/projects/project/ view?slug=natsional-nyy-proyekt-obrazovaniye&category=education. (in Russian)

2. National project «Education» [Electronic resource], URL: https://edu.gov.ru/national-project. (in Russian)

3. Yushchuk N.D. Towards the 95-th anniversary of MSMSU. Vestnik A.I. Evdokimov MSMSU [Bulletin of the A.I. Evdokimov Moscow State Medical and Dental University]. 2017; 6 (1035): 2. (in Russian)

4. Kudryavaya N.V., Zorin K.V., Smirnova N.B., Anashkina E.V., Ukolova E.M., Suvorova E.V. Moral and education activities of the physician-teacher. In: N.V. Kudryavaya (ed.). Moscow: MGMSU, 2015: 15. (in Russian)

5. Frankl V. Man in search of meaning. In: D. Leontiev, M. Papush, E. Eidman (transl. from Engl. and Germ.). Moscow: Progress, 1990: 85-6, 104. (in Russian)

6. Kudryavaya N.V., Ukolova E.M., Smirnova N.B., Voloshin E.A., Zorin K.V. Pedagogy in medicine: a textbook for students of higher medical educational institutions. Moscow: Academiya, 2012: 277. (in Russian)

7. Kudryavaya N.V., Zorin K.V. Introduction to the spiritual culture of physician // Psychological bases of activity of the doctor: Selected lectures and articles. Moscow: GOU BUNMTs MZ RF, 1999: 128-69. (in Russian)

8. Kudryavaya N.V., Ukolova E.M. Molchanov A.S., Smirnova N.B., Zorin K.V. Physician-teacher in a changing world: tradition and innovation. In: N.D. Yushchuk. Moscow: GOU BUNMTs MZ RF, 2005: 336 p. (in Russian)

9. Yanushevich O.O. Rector's word. Discipline of the mind. Zachetnik. Zhurnal A.I. Evdokimov MSMSU [Test Taker. Journal of the A.I. Evdokimov MSMSU]. 2014; 10: 6. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.