Научная статья на тему 'Медико-социальные и этические аспекты деятельности врача по профилактике заболеваний в медицинском вузе'

Медико-социальные и этические аспекты деятельности врача по профилактике заболеваний в медицинском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
487
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ / ЯТРОГЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / GRADUATE MEDICAL EDUCATION / PUBLIC HEALTH ORGANIZATION / MEDICAL ETHICS AND DEONTOLOGY / HEALTHY LIFESTYLE / PRIMARY PREVENTION OF DISEASES / IATROGENIC DISEASES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зорин Константин Вячеславович

В статье показана значимость медико-социальных и этических аспектов деятельности врача по первичной профилактике заболеваний. На основе авторского анализа сделан вывод, что в учебном процессе, лечебнодиагностической и просветительно-профилактической работе будущий врач должен опираться на идеи личностно-ориентированной педагогики. В результате этого создаются специальные условия для формирования полезных профессиональных компетентностей. Представлены разработанные автором организационно-методические приемы обучения профилактической работе. Решение медико-деонтологических задач способствует развитию ответственного отношения к здоровью и профилактике ятрогенных заболеваний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зорин Константин Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Medical, social and ethical aspects of the doctor's activities on the prevention of diseases in the medical institute

In the article importance of medico-social and ethical aspects of the physician activity in primary prevention of diseases is shown. On the ground of author's analysis it was concluded that in teaching and learning activities, theranostic and educationalpreventive work, future doctor should rely on the ideas of student-centered pedagogy. As a result special conditions are created for useful professional competencies formation. The article presents the author-developed organizational and methodological methods of prophylactic work training. Development of a responsible attitude to health and the prevention of iatrogenic diseases is promoted by the solution of medical and deontological tasks.

Текст научной работы на тему «Медико-социальные и этические аспекты деятельности врача по профилактике заболеваний в медицинском вузе»

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Зорин К.В.

ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, Москва, Россия

В статье показана значимость медико-социальных и этических аспектов деятельности врача по первичной профилактике заболеваний. На основе авторского анализа сделан вывод, что в учебном процессе, лечебно-диагностической и просветительно-профилактической работе будущий врач должен опираться на идеи личностно-ориентированной педагогики. В результате этого создаются специальные условия для формирования полезных профессиональных компетентностей. Представлены разработанные автором организационно-методические приемы обучения профилактической работе. Решение медико-деонтологических задач способствует развитию ответственного отношения к здоровью и профилактике ятрогенных заболеваний.

Для цитирования: Зорин К.В. Медико-социальные и этические аспекты деятельности врача по профилактике заболеваний в медицинском вузе // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 10, № 2. С. 114-120. с)о1: 10.24411/2220-8453-201912007.

Статья поступила в редакцию 08.04.2019. Принята в печать 24.05.2019.

Ключевые слова:

высшее медицинское образование,организация здравоохранения, медицинская этика и деонтология, здоровый образ жизни, первичная профилактика заболеваний, ятрогенные заболевания

MEDICAL, SOCIAL AND ETHICAL ASPECTS OF THE DOCTOR'S ACTIVITIES ON THE PREVENTION OF DISEASES IN THE MEDICAL INSTITUTE

Zorin K.V.

A.I. Evdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry, Moscow, Russia

In the article importance of medico-social and ethical aspects of the physician activity in primary prevention of diseases is shown. On the ground of author's analysis it was concluded that in teaching and learning activities, theranostic and educational- preventive work, future doctor should rely on the ideas of student-centered pedagogy. As a result special conditions are created for useful professional competencies formation. The article presents the author-developed organizational and methodological methods of prophylactic work training. Development of a responsible attitude to health and the prevention of iatrogenic diseases is promoted by the solution of medical and deontological tasks.

For citation: Zorin K.V. Medical, social and ethical aspects of the doctor's activities on the prevention of diseases in the medical institute. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2019; 10 (2): 114-20. doi: 10.2441 1/2220-8453-2019-12007. (in Russian) Received 08.04.2019. Accepted for publication 24.05.2019.

Keywords:

graduate medical education, public health organization, medical ethics and deontology, healthy lifestyle, primary prevention of diseases, iatrogenic diseases

Формально признавая полезность физической культуры, рационального питания и соблюдения режима дня, осложнения

абортов, сексуальной неразборчивости, переедания и прочих факторов риска утраты здоровья, большинство студентов прене-

брегают возможностью сохранить и укрепить здоровье. При этом студенты осознают факторы риска как негативное явление, выделяя прежде всего злоупотребление алкоголем (75,6%), курение (73,5%) и недостаток двигательной активности (39,9%) [1].

Молодые люди подвержены влиянию отрицательных социальных норм и традиций, не приучены к здоровьесберегающе-му стилю мышления и поведения. В нашей стране плохо сформулирована, вернее, утрачена идея здоровья как базовой национальной ценности, основы нравственного, социального и демографического благополучия общества. Здоровье людей, к сожалению, не является экономической и этической ценностью [2].

Именно поэтому на уровне государства осознана необходимость усиления пропаганды здорового образа жизни. По итогам заседания президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам 26 июля 2017 г. утвержден паспорт приоритетного проекта «Формирование здорового образа жизни». Предполагается к концу 2019 г. увеличить долю граждан, приверженных здоровому образу жизни, до 45%, а к концу 2025 г. - до 60%; систематически занимающихся физической культурой и спортом - до 38% в 2019 г. и до 45% в 2025 г. Поставлена задача снизить распространенность табакокурения среди взрослого населения с 30,5% в 2017 г. до 29,5% в 2019 г. и 27% в 2025 г., а также уменьшить потребление алкоголя на душу населения с 10 л в 2017 г. до 9,3 л в 2019 г. и 8 л в 2025 г. [3].

Повышение профессиональных требований и реализация личностно-ориен-тированного подхода актуализируют потребность медицинских вузов в педагогах, совершенствующих профессиональное мас-

терство. Лишь такой преподаватель может решить одну из задач государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 294) -осуществить переход от рутинной подготовки кадров к креативному развитию интеллекта студентов.

Анализ литературных источников показывает, что российские и зарубежные авторы подробно рассматривают особенности медицинского образования, просветительской и профилактической работы, формирование различных ком-петентностей, медико-социальные и этические факторы, препятствующие или способствующие становлению врачебного профессионализма [4-9].

Однако в настоящее время система непрерывного медицинского образования и профессионального развития врачей находится на стадии становления, что делает особенно актуальной цель данного исследования - изучение медико-социальных и этических аспектов деятельности врача по первичной профилактике заболеваний средствами образования.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

В работе использовали методы обобщения, сравнения, наблюдения, теоретического познания и системного анализа. Эмпирическая основа исследования - курс педагогики, психологии и здорового образа жизни на базе ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России. В исследовании приняли участие 200 человек.

ГЭОТАР

решения для медицинского образования

высокотехнологичным робот-симулятор

пациента СимМэн 3G

Современный высокотехнологичный ро-бот-симулятор пациента для оказания неотложной помощи, способный имитировать симптоматику. Сочетает простоту в использовании и инновационные технологии.

Помимо практических умений позволит отработать такие нетехнические навыки, как тайм-менеджмент в критической ситуации, принятие решений, коммуникативные навы-

ки и взаимодействие между различными медицинскими службами на разных этапах оказания медицинский помощи.

Этот автономный беспроводной манекен со сменными заряжаемыми аккумуляторами и скрытым пневмооборудованием износоустойчив и подходит для работы в экстремальных условиях.

115035, Москва, ул. Садовническая, д. 11, стр. 12. Тел.: +7 (495) 921-39-07 (доб.615),+7 (916) 876-98-03. E-mail: [email protected], www.geotar-med.ru

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Постоянно звучащие призывы к развитию профилактического направления медицины и здоровому образу жизни должны опираться на прочный фундамент. Прежде всего речь идет о грамотно построенном процессе обучения и воспитания будущих врачей. В образовательном пространстве медицинского вуза необходимо уделять больше внимания медико-социальным и этическим аспектам профилактической деятельности врача.

Хорошо известно, что профессиональное воспитание студентов-медиков - очень важное направление работы профессорско-преподавательского состава. Оно позволяет развивать у студентов гуманизм, совестливость, милосердие и сострадание к пациенту, готовность к самопожертвованию и иные положительные качества личности. Такой врач в своей лечебно-диагностической и просветительско-про-филактической деятельности сможет избежать серьезных деонтологических ошибок и этических промахов, представляющих факторы риска возникновения ятрогенных заболеваний.

Напомним, что ятрогенные заболевания появляются у пациентов в ответ на неосторожные или неэтичные высказывания, действия или бездействие медицинских работников. Есть древняя истина: «Словом можно убить, словом можно спасти». Язвительные, циничные высказывания, осуждение, злословие, даже обычное пустословие, несдержанность врача могут навредить пациенту, вызвать осложнения заболеваний и ухудшить взаимоотношения.

Академик РАМН Б.В. Петровский подчеркивал: «Высокие требования к тому,

кто собирается стать врачом, характерны для отечественных медиков. Врачом может быть не каждый - нужно призвание. Правильное поведение врача у постели больного, правильные взаимоотношения врача не только с больным, но и с его родственниками очень важны. Особенно ввиду существования такой сложной проблемы, как ятрогенные заболевания, возникающие вследствие неправильного поведения врача, например, при осмотре и опросе больного, у мнительных пациентов, в результате медицинской дезинформации населения, чтения специальной медицинской литературы и т.д.» [10].

Личностно-ориентированный подход к медицинскому образованию и работе заключается в том, чтобы видеть не только учебные процедуры, способы диагностики и лечения и т.д., а нечто гораздо большее - гуманитарные аспекты человеческих отношений. Гуманитаризация и гуманизация- кредо системы непрерывного медицинского образования, условия развития творческих возможностей преподавателей и студентов, в совместной деятельности которых проявляется подлинно гуманное, деонтологически грамотное отношение к пациенту как страдающей личности и субъекту общения-диалога [11].

Также переход к личностно-ориен-тированной модели повышает интерес к групповым методам обучения (групповое решение задач, групповая дискуссия, деловые игры). Их мы применяем на практических занятиях, где просим студентов проанализировать представленные в задачах ситуации и ответить на следующие вопросы:

а) насколько действия врача этичны и обоснованы с клинической точки зрения;

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

б) какие психологические и деонтоло-гические ошибки допустил врач;

в) какой моделью взаимоотношений с пациентом он руководствовался;

г) как надо скорректировать поведение врача;

д) как на месте врача поступили бы вы.

Приведем примеры деонтологических

задач, посвященных медико-социальным и этическим аспектам деятельности врача по профилактике ятрогенных заболеваний.

1. Больной Е, войдя в кабинет онколога при очередной диспансеризации, с порога услышал: «Сколько вам лет?» «Сорок пять», - ответил он. «Есть ли у вас опухоли?» - спросил врач. «Вроде бы нет», - засмущался пациент. «Странно! В вашем возрасте уже что-нибудь может быть», - заметил врач. Не осматривая пациента, он записал в карте: «Здоров». Больной вышел из кабинета в шоке. Нетрудно догадаться, что он испытывал.

2. Больному П. 3 недели назад провели диагностическое исследование (биопсию) опухоли на десне. Он обратился к оперировавшему его хирургу-стоматологу с просьбой сообщить уточненный диагноз. Врач не нашел ничего более подходящего, чем ответить: «Идите в морг, там вам все скажут». Пациент не знал, что хирурги обычно направляют биопсии в патолого-анатомическое отделение. Он воспринял все буквально, и с ним случился сердечный приступ.

3. Больная К. пришла на консультацию к профессору кардиологу по поводу кардиофобии. Профессор был на кафедральном совещании, пациентку принял дежурный врач. Вначале он долго выяснял, почему именно он должен заниматься с К., направленной на консультацию к профессору. Потом, ознакомившись с проведенны-

ми обследованиями и не найдя никаких опасений с точки зрения кардиологии, он с неудовольствием отрезал: «Кардиофобия - это страх смерти от сердечного заболевания. По нашей части у вас "все чисто". Не бойтесь: "от сердца" вы не умрете. Идите к психиатру!». С тех пор пациентка была абсолютно уверена, что психически нездорова. Будучи мнительной, она начала скрупулезно регистрировать все признаки «своего тяжкого недуга». Симптомы росли: что женщина хотела обнаружить в себе, то и находила. В результате ей действительно потребовалась помощь психиатра.

4. Совершая утренний обход, профессор остановился у постели пациентки Т., которая жаловалась на боли в сердце, и спросил ординатора: «Что у больной?». Тот, не подумав, без промедления ответил: «Грудная жаба». В принципе он сказал правду, потому что именно так в просторечии называется стенокардия. Однако пациентка, услышав о «мерзком животном», сидящем у нее в груди, и, наверное, живо вообразив его, спустя 2 минуты скончалась.

5. Больная С. обратилась к участковому терапевту с жалобами на частые приступы одышки с хрипами и откашливанием, постоянное ощущение «комка в горле», мешающего говорить и глотать. Сделав необходимые обследования и исключив терапевтическую патологию, врач резко оборвал жалобы пациентки: «Успокойтесь и перестаньте морочить мне голову! У вас просто истерические приступы. Вы - истеричка!».

6. Доцент Т. во время занятия со студенческой группой решил проконсультировать пациентку с жалобами на боли и чувство дискомфорта в эпигастральной области, отрыжку, изжогу, тошноту. Рас-

спрашивая больную при сборе анамнеза, он выяснил, что несколько лет назад она лечилась в кожно-венерологическом диспансере. Опрос велся нарочито громко для демонстрации студентам. Больная заплакала и ушла.

Очевидно, что корень ятрогенных заболеваний - нарушение принципов медицинской этики и деонтологии. Самые известные из них - «не навреди», «уважай личность пациента», «поступай по совести», «относись к больному так, как хотелось бы, чтобы в аналогичной ситуации отнеслись к тебе». Данные принципы -это золотые правила этики в приложении к врачеванию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В учебном процессе, в лечебно-диагностической и просветительно-профилактической работе будущий врач должен опираться на идеи личностно-ориентированной педагогики. В результате этого создаются специальные условия для формирования полезных профессиональных компетентностей. Развитию ответственного отношения к здоровью и профилактике ятрогенных за-

болеваний способствует решение меди-ко-деонтологических задач, которое позволяет студентам глубже осознать медико-социальные и этические аспекты деятельности врача по профилактике заболеваний.

Обучающийся и педагог действуют как субъекты собственного развития, реализуют свой творческий потенциал и участвуют в событийном процессе. Данный метод обучения привлекает свободой выбора и возможностью саморазвития, что в большей степени соответствует идеям и смыслу непрерывного медицинского образования, чем традиционные методики обучения.

При решении медико-деонтологи-ческих задач содержание учебной деятельности способствует неформальному общению, повышает мотивацию, облегчает раскрытие интеллектуальных и эмоциональных возможностей студентов. При этом развиваются творческий потенциал коллектива, клиническое мышление и активная жизненная позиция обучающихся. В этом и заключается воспитание грамотных и компетентных специалистов, отвечающих новациям и вызовам XXI века.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Зорин Константин Вячеславович - кандидат медицинских наук, доцент кафедры ЮНЕСКО «Здоровый образ жизни - залог успешного развития» ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, Москва, Россия E-mail: zkv1OOO0yandex.ru https://orcid.org/0000-0001-8819-6818

ЛИТЕРАТУРА

1. Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента : учебное издание. 4-е изд., стереотип. М. : Кнорус, 2016. С. 130.

2. Гуревич К.Г., Зорин К.В. Здоровьецентрическая медицина. Опыт кафедры ЮНЕСКО Московского государственного медико-стоматологического университета имени А.И. Евдокимова // Мед. газета. 15.11.2017. № 86. С. 11.

3. Утвержден паспорт приоритетного проекта «Формирование здорового образа жизни». URL: http:// www.government.ru/news/28745/

4. Лисицын Ю.П., Улумбекова Г.Э. Общественное здоровье и здравоохранение : учебник. 3-е изд., пере-раб. и доп. М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. 512 с.

5. Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Смирнова Н.Б., Волошина Е.А. и др. Педагогика в медицине : учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений. 3-е изд., испр. и доп. / под ред. Н.В. Кудрявой. Алматы : ССК, 2018. Ч. I. 192 с.

6. Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Смирнова Н.Б., Волошина Е.А. и др. Педагогика в медицине: учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений. 3-е изд., испр. и доп. / под ред. Н.В. Кудрявой. Алматы : ССК, 2018. Ч. II. 244 с.

7. Кудрявая Н.В., Зорин К.В., Смирнова Н.Б., Анашкина Е.В. и др. Нравственно-просветительская деятельность врача-педагога: история и современность : учебное пособие / под ред. Н.В. Кудрявой. Алматы : ССК, 2018. 380 с.

8. Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Молчанов А.С., Смирнова Н.Б., Зорин К.В. Врач-педагог в современном мире: опыт и новации : учебное пособие / под ред. Н.Д. Ющука. Алматы : New book, 2018. 384 с.

9. Зорин К.В., Топорков В.А., Гуревич К.Г. Организация здоровьецентрической и пациент-ориентированной модели образования и работы врача // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2018. Т. 7, № 3. С. 127-132.

10. Петровский Б.В. Героизм, драматизм и оптимизм медицины. М. : Ньюдиамед, 2001. С. 19.

11. Зорин К.В. Проблемы организации личностно-ориентированной модели развития здравоохранения, образования и работы врача // Мед. образование и проф. развитие. 2019. Т. 10, № 1. С. 66-71.

REFERENCES

1.

ViLensky M.Ya., Gorshkov A.G. Physical Culture and a Healthy Lifestyle of the Student: Educational Edition. 4th ed. Moscow: Knorus, 2016: 130. (in Russian)

2. Gurevich K.G., Zorin K.V. Healthcentric medicine. Experience of the UNESCO Chair of the Moscow state university of medicine and dentistry named after A.I. Evdokimov. Meditsinskaya gazeta [Medical Newspaper]. 15.11.2017; (86): 12. (in Russian)

3. The Passport of the Priority Project «Formation of a Healthy Lifestyle» Was Approved. URL: http://www. government.ru/news/28745/ (in Russian)

4. Lisitsyn Yu.P., Ulumbekova G.E. Public Health and Health Care: Textbook. 3rd ed., corr. and add. Moscow: GEOTAR-Media, 2011: 512 p. (in Russian)

5. Kudryavaya N.V., Ukolova E.M., Smirnova N.B., Voloshina E.A., et al. Pedagogy in Medicine: a Textbook for Students of Higher Medical Schools. 3rd ed., corr. and add.. In: N.V. Kudryavaya (ed.). Almaty: SSK, 2018; (Pt I): 192 p. (in Russian)

6. Kudryavaya N.V., Ukolova E.M., Smirnova N.B., Voloshina E.A., et al. Pedagogy in Medicine: a Textbook for Students of Higher Medical Schools. 3rd ed., corr. and add. In: N.V. Kudryavaya (ed.). Almaty: SSK, 2018; (Pt II): 244 p. (in Russian)

7. Kudryavaya N.V., Zorin K.V., Smirnova N.B., Anashkina E.V., et al. Moral and Educational Activities of the Doctor-Teacher: History and Modernity: Textbook. In: N.V. Kudryavaya (ed.). Almaty: SSK, 2018: 380 p. (in Russian)

8. Kudryavaya N.V., Ukolova E.M., Molchanov A.S., Smirnova N.B., et al. Doctor-Teacher in the Modern World: Experience and Innovations. Textbook. In: N.D. Yushchuk (ed.). Almaty: New book, 2018: 384 p. (in Russian)

9. Zorin K.V., Toporkov V.A., Gurevich K.G. Organization of health-centric and patient-oriented model of education and the work of a doctor. Infektsionnye bolezni: novosti, mneniya, obuchenie [Infectious Diseases: News, Opinions, Training]. 2018; 7 (3): 127-32. (in Russian)

10. Petrovsky B.V. Heroism, Drama and Optimism of Medicine. Moscow: Newdiamed, 2001: 19. (in Russian)

11. Zorin K.V. Problems of the organization of a personality-oriented model of development of public health services, education and work of a doctor. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2019; 10 (1): 66-71. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.