Научная статья на тему 'Организационно-методические аспекты образовательного модуля «Духовно-нравственные основы лечения и профилактики инфекционных болезней»'

Организационно-методические аспекты образовательного модуля «Духовно-нравственные основы лечения и профилактики инфекционных болезней» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
184
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовно-нравственная культура врача / инфекционные болезни / здоровый образ жизни / spiritual and moral culture of the doctor / infectious diseases / healthy lifestyle

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зорин Константин Вячеславович

В статье показаны значимость, цели и задачи преподавания студентам-медикам духовно-нравственных аспектов лечения и профилактики инфекционных болезней. Смоделирован сценарий практического занятия. В образовательном модуле рассмотрен вклад различных религиозных концепций в лечение и профилактику инфекционных болезней с учетом исторического аспекта. Внедрение в учебный процесс медицинского вуза разработанного модуля способствует совершенствованию гуманитарной подготовки врача, опосредованно влияет на формирование клинического мышления и может усилить этический компонент воспитательной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and methodical aspects of the educational module «Spiritual and moral bases of treatment and prevention of infectious diseases»

The article shows the importance, goals and objectives of teaching medical students the spiritual and moral aspects of the treatment and prevention of infectious diseases. Scenario of the relevant classes is modeled. The educational module analyzes the contribution of various religious concepts to the treatment and prevention of infectious diseases and consists in a historical aspect. The introduction of the developed module into the educational process of the medical University contributes to the improvement of humanitarian training of the doctor, indirectly affects the formation of clinical thinking and can strengthen the ethical component of educational work.

Текст научной работы на тему «Организационно-методические аспекты образовательного модуля «Духовно-нравственные основы лечения и профилактики инфекционных болезней»»

НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Организационно-методические аспекты образовательного модуля «Духовно-нравственные основы лечения и профилактики инфекционных болезней»

Зорин К.В.

ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, Москва, Россия

В статье показаны значимость, цели и задачи преподавания студентам-медикам духовно-нравственных аспектов лечения и профилактики инфекционных болезней. Смоделирован сценарий практического занятия. В образовательном модуле рассмотрен вклад различных религиозных концепций в лечение и профилактику инфекционных болезней с учетом исторического аспекта. Внедрение в учебный процесс медицинского вуза разработанного модуля способствует совершенствованию гуманитарной подготовки врача, опосредованно влияет на формирование клинического мышления и может усилить этический компонент воспитательной работы.

Ключевые слова:

духовно-нравственная культура врача, инфекционные болезни, здоровый образ жизни

Для цитирования: Зорин К.В. Организационно-методические аспекты образовательного модуля «Духовно-нравственные основы лечения и профилактики инфекционных болезней» // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2019. Т. 8, № 2. С. 129-133. сЫ: 10.24411/2305-3496-2019-12016. Статья поступила в редакцию 19.11.2018. Принята в печать 25.03.2019.

Organizational and methodical aspects of the educational module «Spiritual and moral bases of treatment and prevention of infectious diseases»

Zorin K.V. A.I. Yevdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry

of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Moscow, Russia

The article shows the importance, goals and objectives of teaching medical students the spiritual and moral aspects of the treatment and prevention of infectious diseases. Scenario of the relevant classes is modeled. The educational module analyzes the contribution of various religious concepts to the treatment and prevention of infectious diseases and consists in a historical aspect. The introduction of the developed module into the educational process of the medical University contributes to the improvement of humanitarian training of the doctor, indirectly affects the formation of clinical thinking and can strengthen the ethical component of educational work.

Keywords:

spiritual and moral culture of the doctor, infectious diseases, healthy lifestyle

For citation: Zorin K.V. Organizational and methodical aspects of the educational module «Spiritual and moral bases of treatment and prevention of infectious diseases». Infektsionnye bolezni: novosti, mneniya, obuchenie [Infectious Diseases: News, Opinions, Training]. 2019; 8 (2): 129-33. doi: 10.24411/2305-3496-2019-12016. (in Russian) Received 19.11.2018. Accepted 25.03.2019.

Процесс совершенствования подготовки специалистов в системе современного образования невозможен без пристального изучения духовно-нравственной проблематики. Российское общество нуждается во врачах, способных мыслить самостоятельно и самокритично, поступать по совести и милосердию, осознавать последствия своих поступков для себя, других людей и окружающего мира. Поэтому подготовка дипломированного врача предъявляет все новые требования к организации учебного процесса в системе высшего профессионального образования.

Стремление к личностному и профессиональному росту, осмысление учебной и лечебно-диагностической деятельности, ведение здорового образа жизни во многом определяются уровнем духовно-нравственной культуры индивидуума. Это важная составляющая профессиональной подготовки и содержательный элемент целостного образовательного процесса. Вот почему в организации учебной и воспитательной работы большая роль принадлежит пониманию и осмыслению духовно-нравственных аспектов жизни и профессии [1].

В статье № 6 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» отмечено, что «приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации; оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента» [2].

Все вышеизложенное обусловливает актуальность разработки и внедрения образовательного модуля «Духовно-нравственные основы лечения и профилактики инфекционных болезней» в учебный процесс медицинского вуза.

Цели и основные направления этой важной работы таковы: формирование основ духовно-нравственной культуры и психологического здоровья врача, деонтологически грамотного отношения к пациенту на основе принципов биоэтики.

Содержание разработанного образовательного модуля «Духовно-нравственные основы лечения и профилактики инфекционных болезней» соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего образования третьего поколения. Согласно этому документу, специалист по направлению подготовки (специальности) «лечебное дело» и «стоматология» в профессиональной деятельности должен владеть навыками просветительской работы с населением: мотивировать взрослое население и подростков к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих.

Очевидно, что преподавание клинических дисциплин (включая инфекционные болезни) и гуманитарных дисциплин (истории медицины, педагогики, психологии, здорового образа жизни, биоэтики) в высшей медицинской школе весьма взаимосвязано.

Образовательный модуль разработан с учетом исторического аспекта, вклада различных религиозных концепций в лечение и профилактику инфекционных болезней. Занятия рекомендуется проводить в форме проблемно-проектных семинаров или лекций-дискуссий. Учебно-методическое обеспечение подобных модулей изложено и обосновано в ряде публикаций [3-5]. Попробуем смоделировать сценарий занятия, касающегося духовно-нравственной проблематики в области подходов к оказанию лечебно-профилактической помощи и проведению противоэпидемических мероприятий при инфекционной болезни. Особо следует подчеркнуть важность учета духовных и этических аспектов лечения и профилактики инфекционных болезней, которые эволюционировали в историческом аспекте.

В начале занятия студенческой аудитории необходимо напомнить, что в годы воинствующего атеизма по идеологическим соображениям положительное влияние традиционных религий на развитие медицинской науки и практики замалчивалось или вовсе отрицалось. Наоборот, старались выискивать и подчеркивать негативные стороны «религиозного дурмана и мракобесия»: католические крестовые походы, репрессии инквизиции и пр.

Современная научная и философская мысль в значительной мере устранила этот дисбаланс. Международные конференции, солидные статьи, монографии и диссертационные исследования в разных областях знания раскрывают нравственно-просветительскую и лечебно-профилактическую миссию мировых религий. Вместе с тем жесткой критике подвергаются деструктивные тоталитарные секты, наносящие зачастую непоправимый вред здоровью (к примеру, газовые атаки Аум Синрикё, запрет на переливание крови у свидетелей Иеговы, массовые самоубийства в преддверие якобы близкого конца света).

Поскольку влияние религиозных традиций разных народов на искусство врачевания весьма поучительно и богато фактами, описать их кратко практически невозможно. Поэтому педагогически целесообразно остановиться только на некоторых узловых моментах, начиная с антинаучных оккуль-тно-мистических и языческих представлений о врачевании.

В древности анималистическое (от лат. animal - животное) мировоззрение создало свою систему медицинских взглядов. Тотемное животное, будучи родоначальником племени, почиталось хранителем здоровья и «врачебным животным». Язычники употребляли внутрь кровь, внутрен-

Зорин К.В.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ .ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ЛЕЧЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ.

ние органы тотемного животного, и наружно - натирание жиром, ношение шкур, клыков, когтей. Вторая форма «лечения» болезней - амулеты. Изображение «врачебного животного» из дерева, кости, камня язычники постоянно носили на себе и тем «отпугивали» болезни.

Помимо этих суеверий, бытовало нелепое анимистическое (от лат. anima - душа) понятие о духах умерших предков, которые якобы защищали или, наоборот, насылали страдания. Болезнь считали карой за непочтение к памяти предка. Желая отомстить, он «вселялся» в тело живого родственника и мучил его.

Преподаватель аргументированно показывает, какими способами «исцеляли» больных. Сначала пытались умилостивить дух усопшего подношениями, польстить ему танцами, песнями в его честь и «просили» мирно «перейти жить» в другое место. Если дух упорствовал, его старались «устрашить» и выгнать. Чаще всего инсценировали вооруженное нападение: «врачеватель» в грозной и отвратительной маске с остервенением набрасывался на больного, испускал угрожающие крики, тряс копьем и т.п. Это ритуальные шаманские танцы.

Впоследствии от столь грубых приемов отказались. Обряд изгнания болезни усовершенствовали: у постели больного помещали какое-либо животное, в которое, благодаря заклинаниям, должен был перейти недуг. Чтобы уберечь новорожденного от оспы, на его лицо надевали ужасную маску. Расчет прост и наивен: когда оспа придет поразить младенца, она испугается и уйдет.

Древневосточная (например, вавилонская и египетская) храмовая медицина тоже была весьма специфичной, замешанной на магии и астрологии. Центральный пункт - учение о богах как о вершителях человеческой судьбы. Человек будет здоровым, если родился под счастливой звездой и живет в согласии с волей своих богов. Но стоит ему прогневить их, боги сразу отступят, а звезды перестанут благоприятствовать. Отсюда все болезни. Поэтому задача врача не в том, чтобы углублять медицинские знания, умения и навыки, а в том, чтобы постигать откровения богов медицины (Тота, Анубиса и др.).

Таким образом, преподаватель подводит студентов к важному выводу: жрецы идольских культов, шаманы, ведуны и колдуны всех мастей мешали прогрессу медицинской науки и практики. По сути, означенные оккультно-мистиче-ские и языческие воззрения являлись тормозом, если не сказать жестче, - врагом медицины. И в настоящее время отголоски примитивных взглядов на снятие и наведение порчи и сглаза, на ворожбу и гадание вредны духовно и несостоятельны научно.

Общаясь с аудиторией, нужно подчеркнуть, что в этой связи библейские взгляды на медицину - нечто совершенно чуждое и абсурдное для оккультизма и язычества. Медицинские знания, изложенные в Пятикнижии пророка Моисея (Торе) и иных текстах Библии, хотя и несовершенны, очень ценны. В те времена они были последним словом науки. Да и сейчас их нравственное и психологическое содержание нисколько не устарело. Необходимо особо отметить, что эти тексты считают священными представители сразу трех мировых религий: христианства, мусульманства и иудейства.

Святой пророк Моисей как приемный сын дочери фараона вырос в Египте и был научен всей «мудрости египетской». Несмотря на это в Моисеев закон (XVI в. до н. э.) вошли качественно иные обрядово-ритуальные мероприятия, которые можно рассматривать как имеющие лечебно-профилактическое и санитарно-гигиеническое значение. В их своде видна мудрость и предусмотрительность, которыми не обладали врачи соседних с Израилем народов. За тысячи лет до того, как медицина узнала пути распространения инфекционных болезней, Библия предлагала правильные профилактические меры, адекватно учитывающие климатические, эпидемиологические, социальные и прочие условия районов Ближнего Востока [6].

Например, закон о военных лагерных стоянках предписывал закапывать экскременты вне лагеря [7]. Эта передовая профилактическая мера помогала сохранять воду неза-раженной, защищала от дизентерии, которую переносили мухи, и других болезней, сопровождавшихся расстройством стула. А ведь эти болезни до сих пор ежегодно уносят тысячи жизней там, где санитарные условия в плачевном состоянии.

Были правила, касающиеся личной гигиены, гигиены питания и т.д. Иудейские священники исполняли роль врачей. Если человек заболевал так называемой прилипчивой (заразной) болезнью или регистрировались похожие симптомы, его подвергали карантину. Священники умели распознавать и врачевать опухоль, отличать ее от проказы и лишая. При появлении какой-либо опухоли или нарыва больного сначала изолировали от здоровых людей на 7 дней, потом, если опухоль не исчезала, - еще на 7 дней. Если же опухоль увеличивалась и дальше, изоляцию продолжали. Выбривание волос, тщательное омовение зараженных, сжигание их одежд - весомые практические рекомендации [7]. И заметим: все вполне естественно-научно, без колдовства!

Одежду, сосуды с водой и пищей, к которым прикасались люди, умершие своей смертью, уничтожали или омывали, прежде чем снова употребить [7]. Любой человек, дотронувшийся до трупа, человеческих костей или гроба, считался нечистым и нуждался в процедуре очищения. Она состояла из стирки одежды, окропления очистительной водой и т.п. Эти, казалось бы, простые и очевидные меры эффективно предохраняли людей от заразных болезней, передающихся воздушно-капельным, контактным и бытовым путями.

Огромное значение имели и законы о браке, о «мерзости в половых отношениях», запрет на кровосмешение, гомосексуализм, лесбиянство и скотоложство, чрезвычайно распространенные у соседних народов [7]. Наука доказала, что потомство от близкородственных браков страдает генетическими уродствами, физической и психической неполноценностью, половые извращения ведут к распространению инфекций, передаваемых половым путем, а в конце XX в. началась эпидемия ВИЧ/СПИДа.

Теперь логично сделать обобщение: Моисеев закон за тысячелетия до естественно-научных открытий содержал удивительно рациональные и дальновидные предписания о значении чистоплотности, обязательности еженедельного (субботнего) отдыха и защиты от заразных болезней. На много веков опередив научную мысль и гражданское

законодательство, эти постановления и сегодня не теряют культурной и мировоззренческой актуальности. То же самое касается и других библейских текстов, чтимых иудеями, христианами и мусульманами [6].

Еще один древний элемент заботы об индивидуальном здоровье - поддержание чистоты тела мальчиков путем обрезания крайней плоти. Соблюдение этого обряда предотвращало развитие заболеваний инфекционно-воспалитель-ного генеза, фимоза, парафимоза и снижало риск появления рака полового члена. Обрезание давало преимущества жизни без инфекций, зуда и песка, особенно при жарком и сухом климате. Отметим, что верующие иудеи и мусульмане придают этой процедуре не только профилактический, но и духовно-ритуальный смысл.

В Библии неоднократно встречаются ссылки на знания в области анатомии, физиологии и терапии. Известны ритуальные омовения, помазание маслом, умащение тела благовониями, наложение успокаивающих мазей на раны перед перевязкой, применение пластыря из смокв на нарыв, согревание тела другим телом. Милосердный самарянин омыл раны пострадавшему от разбойников вином и маслом, которые оказывают антисептическое, болеутоляющее и раноза-живляющее действие. О неразрывном единстве всех членов тела, о страдании одного органа, неминуемо влекущем за собой страдания прочих, в I в. н. э. писал апостол Павел. Он же рекомендовал своему ученику Тимофею употреблять немного вина для облегчения и профилактики желудочных болей.

Христиане, мусульмане и иудеи должны заботиться о себе прежде болезни и не проявлять в этом небрежности. Следовательно, существуют два параллельных, но не альтернативных пути сохранения здоровья - активная профилактика заболеваний и деятельная борьба с ними. Самое главное в деле исцеления - божественная благодать, однако не следует пренебрегать и врачебной помощью.

Знаменательно, что библейский мудрец воспевает своего рода гимн врачебному искусству: «Сын мой!.. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце... И дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. Кто согрешает пред Сотворившим его, да впадет в руки врача!» [8]. Все эти идеи стали стержнем особого направления отечественной медицины - монастырской.

Анализируя священные тексты, можно отметить, что основа большого числа болезней - это нравственные пороки. На почве переедания и сексуальной распущенности возникают, например, алиментарное ожирение, алкоголизм и инфекции, передаваемые половым путем. А гордыня, зависть, гнев, обида, злоба, ненависть, раздражительность и прочие нравственно отрицательные эмоции обусловливают психопатологический склад личности и характера, развитие психосоматической патологии. Вот почему внутренняя работа над собой и обретение истинного смысла жизни необходимы для духовного, психического и соматического здоровья личности. Во многих случаях виновато именно духовное «я», а страдают организм и психика. Каждый недуг сигнализирует об этом бедствии по-своему, в зависимости от причин и последствий. Рекомендации медиков подтверж-

дают правоту священных текстов, касающихся здоровья человека. А сами эти тексты подчас предвосхищают суть новейших медицинских открытий [9].

Продолжая занятие и учитывая немалое количество студентов и пациентов из мусульманских регионов, необходимо рассказать о предписаниях здорового образа жизни в исламе. Все приносящее вред здоровью человека объявляется запретным. Согласно Корану и другим мусульманским писаниям, здоровье - это дар Аллаха. Им следует распоряжаться наилучшим образом, а значит, предотвращать появление болезней и лечиться в случае надобности.

В ходе практического занятия особо следует подчеркнуть роль психоэмоционального состояния в развитии заболеваний. Поэтому мусульмане считают духовное здоровье важнейшим фактором физического долголетия и психического благополучия.

Затем преподаватель привлекает внимание студентов к нескольким ярким фактам. Очищение внутреннего «я» от эгоистичных и корыстных помыслов, зависти и высокомерия, тщеславия и скупости, лицемерия и прочих дурных качеств занимает центральное место в исламской религии и дополняется чистотой внешней и телесной. Рекомендуется мыть руки перед едой, принимать пищу неторопливо и без излишеств, пить воду до приема пищи и воздерживаться от питья после еды. Свиное мясо считается нечистым, содержит высокий уровень холестерина, гормоны роста и может быть инфицировано паразитами (например, личинки свиного цепня, трихинеллы).

Известно о пяти правилах «естественной чистоты»: обрезание крайней плоти, бритье волос на лобке, подстригание ногтей, удаление волос под мышками и подстригание усов. Каждый правоверный совершает полное омовение хотя бы раз в неделю, а также после супружеского соития и тяжелого физического труда. Перед молитвой делается частичное омовение - лица, рук, ног, полости рта и носа. Запрещается отправлять большую и малую нужду в водоемы со стоячей водой, под плодовыми деревьями и в местах, где проходят или собираются люди. Обязательное подмывание водой после отправления большой и малой нужды предотвращает многие заболевания и позволяет чувствовать себя бодрым, опрятным. Большое значение придается уходу за зубами и полостью рта во время омовения, после еды, перед засыпанием и после сна.

От традиционного ислама резко отличаются деструктивные секты, извращающие учение Корана. К примеру, возьмем террористов-смертников. Склонные к самоубийству и убийству невинных людей во имя ложных целей, они совершают кровавые человеконенавистнические преступления. Ведь явно, что правоверный, добропорядочный мусульманин - не фанатик.

Интересные предписания, касающиеся поддержания психоэмоционального и физического здоровья, содержатся и в буддизме. Наряду с другими мировыми религиями, он осуждает чревоугодие, пьянство и прочие вредные привычки, сексуальную распущенность, аборты, суицидальные попытки, то есть образ жизни, калечащий здоровье.

Таким образом, студенческая аудитория приходит к заключению: каждая традиционная монотеистическая религия вносит свой уникальный положительный вклад

Зорин К.В.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ .ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ЛЕЧЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ.

в лечение и профилактику различных (в том числе инфекционных) заболеваний. Призыв к покаянию и исправлению жизни - это духовное просвещение, духовная гигиена, где главное место отводится вере и совести. Борьба с асоциальным поведением, искусственными абортами, низменными инстинктами, зависимостями от психоактивных веществ и состояний (перееданием, курением, пьянством, наркоманией, патологической склонностью к Интернету и азартным играм), а также соблюдение заповеди «не прелюбодействуй», умение преодолевать отрицательные эмоции и стрессы, конструктивно общаться и позитивно мыслить -все это по сути и есть универсальные правила подлинно здорового образа жизни. Они нисколько не подменяют, а, напротив, наполняют духовным содержанием и милосердным отношением к больному человеку стандартные лечебно-диагностические и санитарно-гигиенические мероприятия.

Вот достаточно яркие примеры того, как в образовательном пространстве медицинского вуза могут сочетаться темы духовности и науки.

Завершить образовательный модуль следует на оптимистической ноте, подводя студентов к выводам без давления со стороны преподавателя. Вывод, сформулирован-

ный самостоятельно и свободно, закрепляется в сознании гораздо лучше, чем навязанный извне. Поэтому целесообразно, чтобы резюме сформулировали сами студенты. Пусть каждый решит для себя, должен ли врач знать и учитывать духовно-нравственные аспекты в своей будущей профессиональной деятельности или нет.

Таким образом, разработка и внедрение в учебный процесс медицинского вуза образовательного модуля «Духовно-нравственные основы лечения и профилактики инфекционных заболеваний» послужит совершенствованию гуманитарной подготовки, улучшению воспитательной работы, развитию клинического мышления, а следовательно, росту профессионализма врача. Такой модуль направлен на укрепление нравственного и психологического здоровья обучающихся. Внедрение модуля в образовательный процесс будет способствовать формированию у студентов приверженности здоровому образу жизни, развивать умение проводить культурно-просветительскую работу и конструктивно общаться с пациентами, которые придерживаются различных религиозных взглядов.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Зорин Константин Вячеславович (Zorin Konstantin V.) - кандидат медицинских наук, доцент кафедры ЮНЕСКО «Здоровый образ жизни - залог успешного развития» ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, Москва, Россия E-mail: [email protected] https://orcid.org/0000-0001-8819-6818

ЛИТЕРАТУРА

1. Кудрявая Н.В., Зорин К.В., Смирнова Н.Б., Анашкина Е.В. и др. Нравственно-просветительские аспекты деятельности врача-педагога : учебное пособие / под ред. Н.В. Кудрявой. М. : МГМСУ, 2015. 384 с.

2. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ». Иарву/мм«. rosminzdrav.ru/documents/7025/

3. Кудрявая Н.В., Зорин К.В. Духовно-нравственные и просветительские аспекты врачебной деятельности в области инфекционных болезней // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2015. № 3. С. 8-12.

4. Кудрявая Н.В., Зорин К.В. Педагогические и ценностно-смысловые подходы к изучению инфекционных болезней: от истории к современности // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2015. № 4. С. 20-24.

5. Гуревич К.Г., Зорин К.В. Опыт организации пропаганды здорового образа жизни среди студентов медицинского вуза // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2017. № 6. С. 33-36.

6. Зорин К.В. Хочешь ли быть здоров? Православие и врачевание. М. : Руссый Хронографъ, 2000. С. 10-12.

7. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М. : Издание Московской Патриархии, 1992. Книги Второзакония и Левита.

8. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М. : Издание Московской Патриархии, 1992. Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Гл. 38, ст. 9-10, 12, 15.

9. Зорин К.В. Духовные аспекты болезни // Мед. помощь. 2008. № 4. С. 47-50.

REFERENCES

1. Kudryavaya N.V., Zorin K.V., Smirnova N.B., Anashkina E.V., et al. Moral and education activities of the physician-teacher: Textbook. Edited by N.V. Kudryavaya. Moscow: RIO MGMSU, 2015: 384 p. (in Russian)

2. Federal Law of 21 November 2011 No. 323-FZ «On the basis of the protection of public health in the Russian Federation». URL: https://www. rosminzdrav.ru/documents/7025. (in Russian)

3. Kudryavaya N.V., Zorin K.V. Spiritual, moral and educational aspects of medical practice in infectious diseases. Infektsionnye bolezni: novosti, mneniya, obuchenie [Infectious Diseases: News, Opinions, Training]. 2015; (3): 8-12. (in Russian)

4. Kudryavaya N.V., Zorin K.V. Pedagogical and value-semantic approaches to the study of infectious diseases: from history to modern times. Infektsionnye bolezni: novosti, mneniya, obuchenie [Infectious Diseases: News, Opinions, Training]. 2015; (4): 20-4. (in Russian)

5. Gurevich K.G., Zorin K.V. Experience to undertake the healthy lifestyle promotion among students of the medical high school. Infektsionnye bolezni: novosti, mneniya, obuchenie [Infectious Diseases: News, Opinions, Training]. 2017; (6): 33-6. (in Russian)

6. Zorin K.V. Do you want to be healthy? Orthodoxy and medicine. Moscow: Russkiy Chronograph, 2000: 10-2. (in Russian)

7. Bible. Books of the Holy Scriptures of the Old and New Testament. Moscow: Izdanie Moskovskoy Patriarkhii, 1992. Books of Deuteronomy and Leviticus. (in Russian)

8. Bible. Books of the Holy Scriptures of the Old and New Testament. Moscow: Izdanie Moskovskoy Patriarkhii, 1992. The Book of Wisdom of Jesus, son of Sirach. Ch. 38, verses. 9-10, 12, 15. (in Russian)

9. Zorin K.V. Spiritual aspects of disease. Meditsinskaya pomoshch' [Health Care]. 2008; (4): 47-50. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.