Научная статья на тему 'Образование, служение и здоровье врача-инфекциониста в современном мире'

Образование, служение и здоровье врача-инфекциониста в современном мире Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
163
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФЕКЦИОННАЯ СЛУЖБА РОССИИ / INFECTIOUS SERVICE IN RUSSIA / ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ / INFECTIOUS DISEASES / КОНЦЕПЦИЯ 4П-МЕДИЦИНЫ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВРАЧА / SPIRITUAL AND MORAL CULTURE OF THE DOCTOR / НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUOUS MEDICAL EDUCATION / ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ / PSYCHOLOGY OF HEALTH / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / HEALTH BEHAVIOR / РИСКОВАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / RISK BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зорин К.В.

В статье показана значимость духовно-нравственной культуры в профессиональном образовании, практической деятельности врача-инфекциониста и в формировании его психологического здоровья. Инфекционная служба России должна строиться на основе лучших традиций отечественной медицинской школы и концепции 4П-медицины. В профессиональной подготовке врача-инфекциониста следует учитывать нравственно-просветительский аспект. В образовательные программы целесообразно включать модули, направленные на укрепление нравственного и психологического здоровья врача и пациента, формирование здоровой модели сексуального и репродуктивного поведения на основе традиционных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Education, mission and health of infectious disease doctor in the modern world

The article shows the importance of moral and spiritual culture in vocational education, the practical activities of the doctor-infectious diseases and in the formation of his psychological health. Infectious service of Russia must be based on the best traditions of Russian medical school and the concept of 4P medicine. The training of an infectious disease physician should be considered moral and educational aspect. And educational programs appropriate to include modules aimed at strengthening the moral and psychological health of the doctor and the patient, the formation of healthy patterns of sexual and reproductive behaviour based on traditional values.

Текст научной работы на тему «Образование, служение и здоровье врача-инфекциониста в современном мире»

НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Образование, служение и здоровье врача-инфекциониста в современном мире

Зорин К.В. ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический

университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России

В статье показана значимость духовно-нравственной культуры в профессиональном образовании, практической деятельности врача-инфекциониста и в формировании его психологического здоровья. Инфекционная служба России должна строиться на основе лучших традиций отечественной медицинской школы и концепции 4П-медицины. В профессиональной подготовке врача-инфекциониста следует учитывать нравственно-просветительский аспект. В образовательные программы целесообразно включать модули, направленные на укрепление нравственного и психологического здоровья врача и пациента, формирование здоровой модели сексуального и репродуктивного поведения на основе традиционных ценностей.

Ключевые слова:

инфекционная служба России, инфекционные болезни, концепция 4П-медицины, духовно-нравственная культура врача, непрерывное медицинское образование, психология здоровья, здоровье-сберегающее поведение, рискованное поведение

Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2017. № 5. С. 34-38.

Статья поступила в редакцию: 10.02.2017. Принята в печать: 30.06.2017.

Education, mission and health of infectious disease doctor in the modern world

Zorin K.V. A.I. Evdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry

of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation

The article shows the importance of moral and spiritual culture in vocational education, the practical activities of the doctor-infectious diseases and in the formation of his psychological health. Infectious service of Russia must be based on the best traditions of Russian medical school and the concept of 4P medicine. The training of an infectious disease physician should be considered moral and educational aspect. And educational programs appropriate to include modules aimed at strengthening the moral and psychological health of the doctor and the patient, the formation of healthy patterns of sexual and reproductive behaviour based on traditional values.

Keywords:

infectious service in Russia, infectious diseases, concept of 4P-medicine, spiritual and moral culture of the doctor, continuous medical education, psychology of health, health behavior, risk behavior

Infectious Diseases: News, Opinions, Training. 2017; (5): 34-8.

Received: 10.02.2017. Accepted: 30.06.2017.

С1 по 4 ноября 2016 г. в Сочи состоялась III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Социально значимые и особо опасные инфекционные заболевания». В рамках этого пред-

ставительного форума проводилось выездное заседание учебно-методической комиссии по инфекционным болезням Координационного совета по области образования «Здравоохранение и медицинские науки».

Зорин К.В.

ОБРАЗОВАНИЕ, СЛУЖЕНИЕ И ЗДОРОВЬЕ ВРАЧА-ИНФЕКЦИОНИСТА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Программа оказалась чрезвычайно содержательной и интересной. Автору этих строк было поручено выступить с докладом, посвященным нравственно-просветительской миссии врача-инфекциониста в современном мире. Вот некоторые тезисы, получившие поддержку высокопрофессиональной аудитории.

4П-медицина и традиции отечественной инфекционной службы

Многие зарубежные и отечественные авторы отмечают, что тенденции развития современной медицины обусловлены активно разрабатываемым направлением - так называемой 4П-медициной. Она стратегически и тактически отличается от общепринятых на сегодняшний день клинических подходов и считается основой принципиально новой концепции медицины индивидуального здоровья, получившей название персонализированной, предиктивной, превентивной и партисипативной медицины [1].

Разъясним данные термины.

■ Персонализация - это индивидуальный подход к каждому пациенту с учетом его генетических, биохимических и физиологических особенностей.

■ Предикция - выявление предрасположенности к развитию заболевания.

■ Превентивность - предотвращение или снижение риска появления болезни.

■ Партисипативность - активное, мотивированное участие человека в профилактике возможных заболеваний и их лечении, ответственность и самостоятельность в принятии решений, определении стратегии и тактики лечения.

4П-медицина ведет к смене парадигмы здравоохранения. Предпочтение отдается предсказательной и профилактической медицине, т.е. это движение от лечения болезней к укреплению здоровью. Очевидно, что внедрение новой концепции требует просветительской работы среди сотрудников здравоохранения и населения [2].

Западные ученые констатируют новизну и прогрессивность идеологии 4П-медицины. Однако неслучайно библейская мудрость гласит: «Нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: "смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас».

С античной эпохи Гиппократа и Галена видные доктора всех времен и народов подчас интуитивно руководствовались именно этими принципами. Вспомним выдающихся российских клиницистов: С.Г. Зыбелина, М.Я. Мудрова, Д.С. Самойловича, Н.И. Пирогова, С.П. Боткина, Ф.П. Гааза, Х.Ф. Оппеля и многих других. Опираясь на лучшие традиции отечественного врачевания, они фактически воплощали в жизнь принципы 4П-медицины, сформулированные западными учеными в начале XXI столетия.

Об этом ярко свидетельствует, к примеру, деятельность Матвея Яковлевича Мудрова - профессора медицинского факультета Московского университета первой трети XIX в., основоположника российской терапевтической школы. В частности, он разработал систему санитарного дела и военной гигиены по предупреждению болезней, занимался диагностикой, лечением и профилактикой инфекционных заболеваний.

В 1830 г. в России разразилась эпидемия холеры. Крупный организатор здравоохранения и опытный врач М.Я. Мудров написал своего рода методическое руководство по борьбе с этой инфекцией [3]. Он лично и очень плодотворно работал в очаге эпидемии. Однако, не жалея себя и помогая страждущим, сам умер от холеры. После такой краткой исторической справки становится ясно, что воззрения М.Я. Мудрова должны быть для нас весьма авторитетными.

О персонализированности ученый писал так: «Врачевание не состоит ни в лечении болезни, ни в лечении причин ее... Врачевание состоит в лечении самого больного. Вот весь плод 25-летних трудов моих при постелях больных. Вот вся цель Клинического института» [4].

Принцип предикции в трудах М.Я. Мудрова представлен мыслью о том, что «должно исследовать настоящее положение болезни, в больном искать, где она избрала себе ложе»; «находить причины болезни, расстроившей организм» [4]. Ученый отмечал, что разным людям (например, нищим и богатым) свойственны разные склонности к развитию заболеваний.

Также дана емкая формулировка принципа превен-тивности: «Долг каждого врача - взять в свои руки людей здоровых, предохранить их от болезней, предписывать им надлежащий образ жизни. Ибо легче предохранить от болезней, нежели их лечить». И, наконец, о партисипативности: М.Я. Мудров призывал пациентов тщательно лечиться и вдумчиво относиться к прописанным лекарствам и врачебным рекомендациям [5].

Таким образом, представляется нецелесообразным слепо копировать новые западные принципы построения медицинской науки и практики. Нам нужен синтез зарубежных достижений и лучших традиций отечественной медицинской школы - дореволюционной и советской. Это и призвано стать вектором развития национальной системы здравоохранения, что особенно актуально в области инфекционных болезней.

Мотивация, культура и психологическое здоровье врача

Обратим внимание на точность терминологии. Есть, к примеру, наркологическая и инфекционная службы. Однако нет и никогда не существовало урологической или пульмонологической службы. Разумеется, все медицинские специальности достойны уважения. Но, по моему убеждению, труд инфекциониста - это не работа, а служение, зачастую с риском для здоровья и жизни. Этим подчеркивается высокий гуманитарный смысл инфекционной службы. Отсюда же и огромная ответственность за подготовку кадров и результаты работы.

Анализ состояния системы здравоохранения и специальности «Инфекционные болезни» выявил ряд нерешенных общероссийских медицинских проблем. Прежде всего это дефицит профессорско-преподавательских кадров и низкий уровень мотивации молодежи к занятию научной и педагогической деятельностью; недостаточная направленность образовательных стандартов и учебных программ на отработку практических навыков; низкий уровень мотивации и недо-

статочные возможности для повышения профессиональной квалификации преподавателей кафедр. Для выхода из создавшегося положения предлагается совершенствовать систему непрерывного медицинского образования [6].

Очевидно, что успешность врача во многом зависит от его профессионализма, особенностей личности и здоровья. Чтобы стать мастером лечебного дела, нужно быть по-настоящему творческой и зрелой личностью. Одним из способов личностного роста является непрерывное самосовершенствование. А стимул к повышению профессионального уровня - это сильная внутренняя мотивация, направленная на получение новых знаний и понимание врачом своей миссии в жизни людей, доверивших ему собственное здоровье [7, 8].

Специалисты полагают, что изучение жизненных ценностей, моделей профессионального поведения, мотивирующих и демотивирующих факторов, а также методов мотивации к учебе и работе является актуальным направлением совершенствования качества медицинской помощи населению. Внутренняя мотивация может основываться на заинтересованности в материальном благополучии, карьерном росте, наличии творческой атмосферы в трудовом коллективе и, конечно же, на личностных побуждениях (например, потребности в осмыслении собственного опыта, самоуважении и самореализации) [9].

Проблемы, связанные с низкой мотивацией к непрерывному медицинскому образованию, по всей видимости, имеют преимущественно ценностно-смысловой характер. Поэтому новая парадигма 4П-медицины может быть успешно реализована при условии высокой духовно-нравственной культуры будущего и практикующего врача. Это укрепит его психологическое здоровье, устойчивость к стрессу, синдрому эмоционального выгорания и иным факторам, снижающим качество работы инфекционной службы и системы здравоохранения в целом.

В конечном итоге все это будет способствовать переходу с лечебно-диагностической модели медицины на модель 4П-медицины, предполагающей использование эффективных технологий раннего предупреждения болезни, выбор индивидуальных диагностических, терапевтических и профилактических средств при активном мотивированном участии пациента. Руководствуясь общепринятыми стандартами лечения, врач должен помнить об индивидуальном подходе к каждому пациенту.

Программы профилактики зависимого поведения, инфекций, передаваемых половым путем, и ВИЧ/СПИДа

Профессиональная подготовка, лечебно-диагностическая и нравственно-просветительская работа врачей разных специальностей стали бы эффективнее при тесном взаимодействии с Русской Православной Церковью (РПЦ) и профильными организациями других традиционных религий России.

При поддержке РПЦ были разработаны программы превентивного образования для детей и молодежи, направленные на профилактику употребления психоактивных веществ (ПАВ) в контексте предупреждения инфицирования ВИЧ: «ЛадьЯ» (для детей 13-17 лет), «Живая вода» (младшие

школьники) и «Дорога к дому» (студенты). Обучение прошли более 10 тыс. человек в 10 регионах нашей страны. Программы созданы коллективом церковных и светских специалистов: педагогов, психологов, психиатров и наркологов. В этой работе активное участие принимали и сотрудники факультета клинической психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России во главе с заведующей кафедрой клинической психологии доктором медицинских наук, профессором Н.А. Сиротой [10-13].

Следует отметить, что разработанные программы превентивной профилактики рискованного поведения среди молодых людей можно адаптировать для использования в среде, где христианское мировоззрение не является доминирующим. Это объясняется тем, что базовые нравственные ориентиры и ценности традиционных религий России совпадают.

Основная цель программ - духовное воспитание, опирающееся на семейные ценности, целомудрие, супружескую верность, отказ от наркотиков и других вредных пристрастий. Усвоив эти уроки, молодежь сможет самостоятельно и ответственно контролировать свои поступки. Юношам и девушкам необходимо доходчиво разъяснять простые истины: если много половых партнеров, то и много риска, независимо от средств защиты. А при моногамных супружеских отношениях риск заражения минимален. При этом никакой контрацептив стопроцентно не гарантирует от беременности и заражения инфекциями, передаваемыми половым путем (ИППП) (включая классические венерические болезни, па-пилломавирусную и ВИЧ-инфекцию).

Известно, что ключевое направление стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции - это укрепление традиционных семейных и морально-нравственных ценностей. Для успешной борьбы с развернувшейся эпидемией ВИЧ/СПИДа требуется не пропаганда так называемого «безопасного секса» с бесплатной раздачей «чистых шприцев и презервативов», а формирование здоровой модели сексуального и репродуктивного поведения.

Важность профилактических и просветительских образовательных программ, пропагандирующих позитивное мышление и здоровьесберегающее поведение, очевидна для всех. На этом поприще выделю успехи кафедры ЮНЕСКО «Здоровый образ жизни - залог успешного развития» ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, на которой в течение многих лет высокопрофессионально проводятся занятия по вопросам личной гигиены, профилактики ИППП, употребления ПАВ. Итогом этой работы явилось издание ряда учебников, пособий, научных и популярных статей, касающихся формирования ответственной позиции по отношению к собственному здоровью и развитию полезных поведенческих навыков, уменьшающих риск заражения ИППП [14-18]. Эта комплексная учебно-педагогическая работа, несомненно, должна продолжаться в рамках образовательных стандартов.

В учебные программы целесообразно включать модули, направленные на укрепление нравственного и психологического здоровья врача и пациента, формирование здоровой модели сексуального и репродуктивного поведения на основе традиционных ценностей.

Зорин К.В.

ОБРАЗОВАНИЕ, СЛУЖЕНИЕ И ЗДОРОВЬЕ ВРАЧА-ИНФЕКЦИОНИСТА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Зорин Константин Вячеславович - кандидат медицинских наук, доцент кафедры ЮНЕСКО «Здоровый образ жизни - залог успешного развития» ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России Е-шаН: zkv1000@yandex.ru

ЛИТЕРАТУРА

1. Hood L., Balling R., Auffray C. Revolutionizing medicine in the 21st century through systems approaches // Biotechnol. J. 2012. Vol. 7, N 8. Р. 992-1001.

2. Пальцев М.А., Белушкина Н.Н., Чабан Е.А. 4П-медицина как новая модель здравоохранения в Российской Федерации // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. 2015. № 2. С. 48-54.

3. Мудров М.Я. Краткое наставление, как предохранить себя от холеры, излечивать ее и останавливать распространение оной. М., 1830.

4. Мудров М.Я. Слово о способе учить и учиться медицине практической при постелях больных, говоренное при открытии новых институтов 25 сентября 1820 г. М., 1820.

5. Мудров М.Я. Избранные произведения. М. : Изд-во АМН СССР, 1949.

6. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. Специальность «Инфекционные болезни»: от анализа проблем к решениям // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2015. № 1. С. 4-9.

7. Кудрявая Н.В., Зорин К.В., Смирнова Н.Б., Анашкина Е.В. и др. Нравственно-просветительские аспекты деятельности врача-педагога : учебное пособие / под ред. Н.В. Кудрявой. М. : МГМСУ, 2015. 384 с.

8. Кудрявая Н.В., Зорин К.В., Смирнова Н.Б., Анашкина Е.В. Психология и педагогика в медицинском образовании : учебник / под ред. проф. Н.В. Кудрявой. М. : Кнорус, 2016. 320 с.

9. Ратникова Л.И. Мотивация практикующего врача к непрерывному медицинскому образованию // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2014. № 1. С. 9-11.

REFERENCES

1. Hood L., Balling R., Auffray C. Revolutionizing medicine in the 21st century through systems approaches. Biotechnol J. 2012; 7 (8): 992-1001. (in Russian)

2. Pal'tsev M.A., Belushkina N.N., Chaban E.A. 4P-medicine as a new model of health care in the Russian Federation. ORGZDRAV: novosti, mneniya, obuchenie [ORGZDRAV: News, Opinions, Training]. 2015; (2): 48-54. (in Russian)

3. Mudrov M.Ya. Brief guide, how to protect yourself from cholera, how to treat it and how to stop its spreading. Moscow; 1830. (in Russian)

4. Mudrov M.Ya. The word on the way to teach and to learn practical medicine in patients' beds, spoken at the opening of new institutions on September 25, 1820. Moscow; 1820. (in Russian)

5. Mudrov M.Ya. Selected works. Moscow: Publishing of the USSR Academy of Medical Sciences; 1949. (in Russian)

6. Yushchuk N.D., Martynov Yu.V. Specialty «Infectious diseases»: from the analysis of the problem to decision. Infektsionnye bolezni: novosti,

10. Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Волкова Т.В. Мотивационное консультирование детей и подростков группы риска в отношении употребления психоактивных веществ : учебно-методическое пособие. М., 2004.

11. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Применение и внедрение программ реабилитации и профилактики зависимого поведения как актуальная задача российской клинической психологии // Медицинская психология в России: электронный научный журнал. 2012. № 2.

12. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения. М. : Радуга, 2004. - 192 с.

13. Ялтонский В.М., Сирота Н.А., Воробьева Т.В. О необходимости превентивного образования молодежи и профилактики злоупотребления ПАВ в контексте профилактики ВИЧ-инфекции // Профилактика ВИЧ-инфекции среди ПИН и других уязвимых групп в РФ: обзор регионального опыта : Информ. бюл. 2009. № 6 (1). С. 5-7.

14. Гуревич К.Г., Фабрикант Е.Г., Антюшко Е.Д. Основы медицинской профилактики и реабилитации. М. : АлМи, 2010. 240 с.

15. Гуревич К.Г., Фабрикант Е.Г. Укрепление здоровья. М. : Профессионал, 2010. 240 с.

16. Основы здорового образа жизни / под ред. К.Г. Гуревича. М.; Пермь : МГМСУ, 2011. 276 с.

17. Ющук Н.Д., Маев И.В., Гуревич К.Г. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний. М. : Перо, 2012. 659 с.

18. Кузьмин В.Н., Адамян Л.В., Пустовалов Д.А. Инфекции, передаваемые половым путем, и охрана репродуктивного здоровья женщин. М. : МГМСУ, 2010. 123 с.

mneniya, obuchenie [Infectious Diseases: News, Opinions, Training]. 2015; (1): 4-9. (in Russian)

7. Kudryavaya N.V., Zorin K.V., Smirnova N.B., Anashkina E.V., et al. Moral and educational aspects of doctor-teacher activity: textbook. Edited by Kudryavaya N.V. Moscow: A.I. Yevdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry; 2015: 384 p. (in Russian)

8. Kudryavaya N.V., Zorin K.V., Smirnova N.B., Anashkina E.V. Psychology and pedagogy in medical education: textbook. Edited by Kudryavaya N.V. Moscow: Knorus; 2016: 320 p. (in Russian)

9. Ratnikova L.I. Practitioner's motivation for continuing medical education. Infektsionnye bolezni: novosti, mneniya, obuchenie [Infectious Diseases: News, Opinions, Training]. 2014; (1): 9-11. (in Russian)

10. Sirota N.A., Yaltonskiy V.M., Volkova T.V. Motivational counseling of children and adolescents from risk group in point of psychoactive substances: study guide. Moscow; 2004. (in Russian)

11. Sirota N.A., Yaltonskiy V.M. Application and implementation of programs for rehabilitation and prevention of dependent behavior as an urgent task of Russian clinical psychology. Meditsinskaya psikhologiya v Rossii: elektronnyy nauchnyy zhurnal [Medical Psychology in Russia: Electronic Scientific Journal]. 2012; (2). (in Russian)

12. Sirota N.A., Yaltonskiy V.M. Effective programs for preventing of drugs dependence and other forms of dependent behavior. Moscow: Raduga; 2004: 192 p. (in Russian)

13. Yaltonskiy V.M., Sirota N.A., Vorob'eva T.V. On the necessity for preventive youth education and prevention of PAD abuse in the context of HIV prevention. Prevention of HIV infection among IDU and other vulnerable groups in the RF: review of regional experience: Newsletter. 2009; 6 (1): 5-7. (in Russian)

14. Gurevich K.G., Fabrikant E.G., Antyushko E.D. Fundamentals of medical prevention and rehabilitation. Moscow: AlMi; 2010: 240 p. (in Russian)

15. Gurevich K.G., Fabrikant E.G. Health promotion. Moscow: Professional; 2010: 240 p. (in Russian)

16. Gurevich K.G., eds. Basics of healthy lifestyle. Moscow; Perm' : A.I. Yevdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry; 2011: 276 p. (in Russian)

17. Yushchuk N.D., Maev I.V., Gurevich K.G. Healthy lifestyle and disease prevention. Moscow: Pero; 2012: 659 p. (in Russian)

18. Kuz'min V.N., Adamyan L.V., Pustovalov D.A. Sexually Transmitted Infections and Women's Reproductive Health Care. Moscow: A.I. Yevdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry; 2010: 123 p. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.