Научная статья на тему 'Педагогические новации и этические аспекты в преподавании вопросов первичной профилактики инфекционных болезней'

Педагогические новации и этические аспекты в преподавании вопросов первичной профилактики инфекционных болезней Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее медицинское образование / активный метод обучения / здоровый образ жизни / первичная профилактика инфекционных болезней / профилактика ВИЧ/СПИДа / программы снижения вреда / инфекционные болезни / higher medical education / active teaching methods / healthy lifestyle / primary prevention of infectious diseases / HIV/AIDS prevention / harm reduction programs / infectious diseases

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуревич К. Г., Зорин К. В.

В статье раскрыты педагогические новации, введенные в 2016/2017 учебном году кафедрой ЮНЕСКО ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России с целью повышения качества освоения студентами принципов первичной профилактики инфекционных заболеваний в курсе преподавания дисциплины «Здоровый образ жизни». Существенное внимание уделено анализу этических и психологических аспектов профилактики инфекционных заболеваний средствами образования. Опыт аудиторной работы со студентами на лекциях и практических занятиях может быть использован другими кафедрами медицинских вузов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical innovations and ethical aspects in the teaching of primary prevention of infectious diseases

The article reveals the pedagogical innovations introduced in 2016/2017 academic year by the Department of UNESCO A.I. Yevdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation to improve the quality of primary prevention of infectious diseases in the course of teaching the discipline of «Healthy lifestyle». Considerable attention is paid to the analysis of the ethical and psychological aspects of the prevention of infectious diseases through education. Positive experience of classroom work with students in lectures and practical lessons can be used by other medical institutions of Russia.

Текст научной работы на тему «Педагогические новации и этические аспекты в преподавании вопросов первичной профилактики инфекционных болезней»

НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Педагогические новации и этические аспекты в преподавании вопросов первичной профилактики инфекционных болезней

Гуревич К.Г., ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический

Зорин К В университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России

В статье раскрыты педагогические новации, введенные в 2016/2017 учебном году кафедрой ЮНЕСКО ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России с целью повышения качества освоения студентами принципов первичной профилактики инфекционных заболеваний в курсе преподавания дисциплины «Здоровый образ жизни». Существенное внимание уделено анализу этических и психологических аспектов профилактики инфекционных заболеваний средствами образования. Опыт аудиторной работы со студентами на лекциях и практических занятиях может быть использован другими кафедрами медицинских вузов России.

Ключевые слова:

высшее медицинское образование, активный метод обучения, здоровый образ жизни, первичная профилактика инфекционных болезней, профилактика ВИЧ/СПИДа, программы снижения вреда, инфекционные болезни

Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2018. Т. 7. № 1. С. 40-45.

Статья поступила в редакцию: 15.06.2017. Принята в печать: 08.12.2017.

Pedagogical innovations and ethical aspects in the teaching of primary prevention of infectious diseases

Gurevich K.G., Zorin K.V. A.I. Yevdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry

of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation

The article reveals the pedagogical innovations introduced in 2016/2017 academic year by the Department of UNESCO A.I. Yevdokimov Moscow State University of Medicine and Dentistry of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation to improve the quality of primary prevention of infectious diseases in the course of teaching the discipline of «Healthy lifestyle». Considerable attention is paid to the analysis of the ethical and psychological aspects of the prevention of infectious diseases through education. Positive experience of classroom work with students in lectures and practical lessons can be used by other medical institutions of Russia.

Keywords:

higher medical education, active teaching methods, healthy lifestyle, primary prevention of infectious diseases, HIV/AIDS prevention, harm reduction programs, infectious diseases

Infectious Diseases: News, Opinions, Training. 2018; 7 (1): 40-5.

Received: 15.06.2017. Accepted: 08.12.2017.

Приоритет гуманистических ценностей и внимание к психолого-педагогическим условиям, необходимым для развития лучших свойств личности будущих и практикующих врачей, требуют поиска новых методов учебной и воспитательной работы. Кафедра ЮНЕСКО «Здоровый образ жизни - залог успешного развития» ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России в течение многих лет занимается пропагандой здорового образа жизни (ЗОЖ) в образовательном пространстве медицинского вуза. В ходе проведения лекций и практических занятий по вопросам первичной профилактики инфекционных болезней преподавателями кафедры были разработаны и использованы педагогические новации и накоплен значительный опыт, который может быть творчески востребован и реализован другими кафедрами медицинских вузов России.

В течение весеннего семестра 2016/2017 учебного года для студентов стоматологического факультета были проведены лекции, практические занятия, которые носили проблемно-проектный характер. Темы выбирались острые, вызывающие живой отклик и интерес студентов, например «Профилактика зависимого и рискованного поведения», «Первичная профилактика инфекций, передаваемых половым путем (ИППП), ВИЧ/СПИДа», «Предупреждение искусственных абортов и осложнений контрацепции».

При подготовке учебно-методических материалов лекций по теме «Здоровый образ жизни» использовали педагогические новации, среди которых проблемная лекция, лекция с заранее запланированными ошибками и лекция-визуализация. Предоставление учебной информации с использованием новых педагогических технологий способствует развитию у студентов когнитивных способностей, клинического и деонтологического мышления, рефлексии и саморефлексии и формирует мотивацию к дальнейшей творческой профессиональной деятельности, ведению здорового образа жизни. В дальнейшей практической деятельности студенты могут использовать полученные знания и умения при проведении нравственно-просветительской работы среди разных групп населения (например, подростки, склонные к неразборчивым сексуальным связям или употреблению психоактивных веществ). Приводим основные характеристики использованных в педагогическом процессе форм лекций.

Во время проблемной лекции (семинара) педагог создает и актуализирует ситуацию для дискуссии. Лектор с помощью слушателей представляет новый материал в виде проблемной задачи, а размышления являются поиском средств ее решения. Вместе со студентами шаг за шагом лектор ведет логические размышления к искомой цели как к своеобразному открытию, и процесс познания приближается к поисковой, исследовательской деятельности. По мере вовлечения аудитории в решение поставленной задачи повышается уровень проблемности: студенты начинают понимать и объяснять, в чем состоят противоречия и как их преодолеть, что свидетельствует о формировании устойчивой обратной связи, отсутствие которой - основной недостаток информационной лекции-монолога. В связи с этим проблемные лекции и семинары в большей степени соответствуют требованиям диалогового (интерактивного) обучения.

Лекция с заранее запланированными ошибками выполняет мотивационную, диагностическую и контрольную функции в обучении. Не скрывая своего замысла, преподаватель просит студентов фиксировать замечаемые ошибки (диагностические, лечебные, психологические, этические и пр.). В конце лекции специально отведено время для совместного обсуждения лекционного материала. Использование такой формы лекции в курсе преподавания вопросов первичной профилактики, как правило, повышает внимание студентов и позволяет оценить степень понимания учебного материала.

Визуализированная лекция представляет собой систематизированную, методически обработанную информацию, преобразованную в визуализированную форму с комментированием визуальных или аудиовизуальных фрагментов (видеоматериалов, схем, рисунков и т.д.). На сайте кафедры ЮНЕСКО ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России (11йр://кафедраюнеско.рф) для самостоятельной работы студентов представлены учебные видеолекции и презентации доктора медицинских наук, профессора РАН К.Г. Гуревича. Следует отметить, что учебная видеолекция - специально подготовленная видеозапись с таблицами, схемами, диаграммами, иллюстрациями и прочими видео-материалами, которую можно просматривать на экране персонального или планшетного компьютера, смартфона, мультимедийного проектора либо иных электронных устройств. Известно, что аудиоинформация усваивается в объеме 12%, видеоинформация - до 25%, а использование видеолекции повышает объем усвоения информации до 70% [1].

При работе с видеолекцией создается ощущение собственного присутствия в лекционном зале, что может увеличивать заинтересованность студента и его стремление к обучению, а синхронное воздействие на различные анализаторы (слуховые, зрительные и моторные) способствует усвоению полученных знаний. Формат видеолекции позволяет представить сложные схемы, таблицы и закономерности в наглядной, динамической форме, что сокращает время освоения новых знаний и помогает студенту понять логику и технологию новой для него деятельности. В то же время, принимая во внимание современную модель получения знаний студентами с использованием сети Интернет, видеолекции более доступны и удобны. Они могут быть использованы по индивидуальному графику с выбором места и темпа обучения, при этом уменьшается эмоциональное и умственное переутомление, что может стимулировать стремление студентов к дальнейшему самообразованию [2].

Аспекты преподавания темы «Первичная профилактика инфекционных болезней» на практических занятиях

Проведение практических занятий, в отличие от лекций, требует иных подходов к использованию проблемно-проектных форм обучения. В практике медицинского образования прочно закрепился термин «активные методы обучения»,

Активные методы преподавания в медицинском вузе

1 Неимитационные 1 1 Имитационные 1

• Беседа • Решение задач

• Инструктаж преподавателя • Анализ конкретных ситуаций

• Рефлексивный полилог (работа в микрогруппах, обсуждение, пленум) • Анализ последовательных ситуаций (например,

• «Мозговой штурм» этапов диагностики, лечения, реабилитации и т.д.)

• Синектика (коллективная поисковая деятельность для принятия решения • Деловые (учебные) игры с жестким сценарием

на основе сравнений, аналогий, с разрешенной критикой) и ролевые

• Тренинг • Организационно-деятельностная игра

• Групповое фокусированное интервью (метод фокус-группы)

что отражает общую тенденцию отхода педагогики от традиционных догматических методов обучения, когда преподаватель выступал транслятором знаний, а используемые методы облегчали студентам восприятие информации.

В таблице представлены неимитационные и имитационные активные методы обучения [2].

В рамках личностно-ориентированной модели могут быть использованы групповые методы обучения, такие как групповое решение задач, групповая дискуссия, деловые игры. Их применение целесообразно на практических занятиях с целью формирования знаний первичной профилактики инфекционных болезней. Методические аспекты этих форм обучения рассмотрены ниже.

Групповое решение задач. Учебно-методический материал (ситуационные задачи), используемый в ходе проведения занятия, является средством общения студентов, облегчает раскрытие их интеллектуальных и эмоциональных возможностей, а также повышает мотивацию к восприятию знаний. При этом развиваются ценностно-смысловое единство и творческий потенциал коллектива, клиническое мышление и активная жизненная позиция учащихся.

Приводим примеры ситуационных задач.

1. Ученица 10-го класса вместе с родителями собралась отдыхать в Индонезии. Нужно ли им делать профилактические прививки? Вопрос, поставленный перед студентами, можно развернуть: «Какова роль профилактических прививок в предотвращении инфекционных заболеваний?»; «Какие профессии требуют проведения дополнительной вакцинации?»; «Перед поездками в какие регионы земного шара и в какие сезоны года полезно проконсультироваться с инфекционистом-эпидемиологом?».

2. К вам за советом пришла женщина на 5-м месяце беременности. Недавно она побывала в гостях у подруги, дочь которой болеет краснухой. В районной женской консультации настаивают на аборте. Но пациентка отказывается по религиозным соображениям и из-за боязни последующих осложнений (вплоть до бесплодия). Поставьте себя на место врача и проведите беседу. Какие обследования вы порекомендуете провести? Как можно было бы избежать неблагоприятного течения событий?

Полученный опыт позволяет констатировать, что большой интерес аудитории вызывают деонтологические задачи, затрагивающие смысловые вопросы врачевания. Примерами таких задач для группового обсуждения могут быть следующие.

1. Женщина средних лет долго ожидает приема. Заботливый медрегистратор советует ей скоротать время и пообедать в столовой. Услышав это, врач громко, на весь коридор выражает недовольство: «Ты что??? Мы в эту столовую тоже ходим есть! А у нее гепатит все-таки...».

2. На занятии со студентами преподаватель-кардиолог осматривал пациентку с жалобами на давящие загрудин-ные боли и чувство дискомфорта в области сердца. Собирая анамнез, он выяснил, что 12 лет назад она лечилась в кожно-венерологическом диспансере по поводу папил-ломавирусной инфекции. Опрос велся нарочито громко, явно для демонстрации студентам. Больная заплакала и ушла.

Мы просим проанализировать приведенные примеры и ответить на следующие вопросы.

а) Насколько действия врача этичны и обоснованы с диагностической точки зрения?

б) Какие социальные установки лежат в основе врачебных действий?

в) Какие психологические и деонтологические ошибки допустил врач?

г) Какой моделью взаимоотношений с пациентом он руководствовался?

д) Как надо было бы скорректировать поведение врача?

е) Как на месте врача поступили бы вы?

Групповая дискуссия. Организованное обсуждение каких-либо вопросов в учебной группе под руководством ведущего позволяет выявить мнения, идеи, переживания студентов и сопоставить их в непосредственном общении, лучше понять личностные и социально-психологические особенности каждого. Основные правила ведения дискуссии:

■ направленность на разрешение проблемы, но не создание конфликта;

■ не говорить долго, соблюдать регламент;

■ выступать только по теме;

■ стараться понять позицию оппонента;

■ уметь выслушать до конца;

■ не давать выход полемическому задору и помнить, что оппонент в дискуссии - не противник в жизни;

■ при несогласии с кем-либо не только сказать, что считаешь неправильным, но и предложить конструктивное решение.

Если по составу учебная группа превышает 10-12 человек, целесообразно обсуждать поставленные проблемы в микрогруппах с последующим анализом результатов дис-

куссии на общегрупповом занятии. Метод или отдельные элементы групповой дискуссии широко применяются при различных организационных формах проведения занятий. На семинарских занятиях групповая дискуссия может занимать основное время активной работы, а на практических во многом заменить традиционные опросы.

Темами для групповых дискуссий могут быть следующие: «Нравственные основы здорового образа жизни»; «Модели сексуального поведения и их роль в распространении ИППП и ВИЧ/СПИДа»; «Взаимосвязь употребления психоактивных веществ и риска заражения возбудителями инфекционных болезней»; «Что мешает проведению антиретровирусной терапии?»; «Причины и способы преодоления стигматизации ВИЧ-инфицированных пациентов» и т.п.

Большое значение в процессе обучения по вопросам первичной профилактики инфекционных болезней имеет понимание внутренней картины болезни, мотивов поведения и других психологических особенностей людей. Например, студентам предлагают подумать над поступками некоторых ВИЧ-инфицированных людей, которые, зная, что неизлечимо больны и заразны для окружающих, несмотря на предупреждения врачей, вступают в новые сексуальные связи. Ими движет чувство озлобления, обида на судьбу, досада на себя. По откровенному признанию пациента, будучи «одной ногой в могиле», он скрыл свою болезнь от партнеров и злорадствовал, когда те стали его «друзьями по несчастью». Вот такая изощренная форма ВИЧ-терроризма - «кровавая» месть, точнее месть через кровь! Педагогу полезно приводить подобные случаи для совместного размышления со студентами [3, 4].

Деловые игры и преподавание программ профилактики

К наиболее значимым профилактическим усилиям среди ВИЧ-инфицированных потребителей инъекционных наркотиков относятся проекты и мероприятия, основанные на стратегии снижения вреда. Она направлена на сокращение вредных последствий наркозависимости без требований к потребителю полностью отказаться от психоактивных веществ (ПАВ) или другого рискованного поведения (например, предоставления и получения сексуальных услуг за плату). Вероятность инфицирования, передозировки ПАВ и прочих негативных эффектов снижается посредством предоставления стерильного инструментария (игл, шприцев, инъекционной воды, дезинфектантов, приспособлений для приготовления раствора и т.д.), опиоидной заместительной терапии, бесплатных презервативов, информационных материалов, доступа к экспресс-тестам на ВИЧ и т.п. Однако есть и немало противников таких программ, выдвигающих весьма серьезные и обоснованные возражения [5].

Как же студенту медицинского вуза разобраться в столь сложной и актуальной теме, вызывающей неоднозначную реакцию общества? В этом могут помочь ситуационно-ролевые (деловые) игры.

Суть метода состоит в импровизированном разыгрывании ситуации, моделирующей какую-либо деятельность и возникающие в ходе нее проблемы. Несколько человек

играют роли отдельных персонажей. Одна и та же ситуация может проигрываться несколько раз, чтобы дать возможность всем участникам побывать в разных ролях.

Существуют многочисленные модификации деловых игр с использованием различных методик. Их выбор определяется конкретными педагогическими задачами. Однако обязательное условие - проигрывание нескольких игр по нарастающей сложности, так как участие в одной игре обычно не дает желаемого эффекта. Моделируемая ситуация должна максимально приближаться к реальной. Важно, чтобы содержание ситуации было адекватно действительности и понятно каждому, а возникающие вопросы - значимы для участников.

Использовать ситуационно-ролевые (деловые) игры целесообразно для разъяснения особенностей, положительных и отрицательных аспектов программ снижения вреда. Участники игры делятся на 3 группы: «адвокаты», «оппоненты» и «судьи». Выступая по очереди, первые приводят аргументы «за», вторые - «против», а судьи выносят вердикт («приговор»).

По опыту проведения практических занятий в форме ролевой игры продуктивные споры разгорались, как правило, вокруг того, что считать главным направлением борьбы с наркозависимостью, ИППП и ВИЧ/СПИДом. «Адвокаты» защищали либеральные взгляды: свободную любовь и желание получать кайф запрещать бесполезно, поэтому нужна пропаганда безопасного секса с бесплатной раздачей чистых игл, шприцев и презервативов. «Оппоненты» отстаивали консервативные позиции: ратовали за воспитание традиционных морально-нравственных ценностей, на основе которых формируется здоровьесберегающая модель сексуального и репродуктивного поведения.

«Судьями» выступали молодые люди (студенты в возрасте 17-20 лет). Рассуждая со свойственным этому возрасту мироощущением и восприятием жизни, они обычно признавали, что замена тяжелых наркотиков более легкими и бесплатное распространение чистых игл, шприцев и презервативов побуждают непременно воспользоваться ими, по выражению студентов, «на халяву». Программы снижения вреда, с одной стороны, уменьшают вероятность инфицирования и передозировки при употреблении ПАВ, но с другой -дают своего рода индульгенцию и порождают иллюзию защищенности, тем самым разжигая опасный интерес к психоактивным соединениям и беспорядочным интимным связям.

Деловая игра помогает аудитории осознать простые истины: «нельзя потакать влечению к наркотикам»; «если много половых партнеров, то много риска, независимо от средств защиты»; «никакой презерватив 100-процентно не гарантирует от заражения ИППП и ВИЧ-инфекции»; «при моногамных супружеских отношениях риск заражения минимален».

Интеллектуально развитые студенты зачастую делают и более глубокие обобщения. Программы снижения вреда сравнивали с симптоматической терапией, устраняющей конкретные клинические проявления болезни. А полный отказ от вредных привычек соответствует здоровому образу жизни и, с определенным допущением, может быть проведена аналогия с этиотропным и патогенетическим лечением, воздействующим непосредственно на причины и механизмы

возникновения заболевания. Отсюда вывод: этиотропное и патогенетическое лечение лучше симптоматической терапии.

Знаменательно, что в результате деловой игры ряд «адвокатов» соглашались со своими «оппонентами», что может свидетельствовать о несомненном педагогическом (учебно-воспитательном) эффекте, переоценке ценностей и формировании активной личностной позиции.

На практических занятиях хорошо зарекомендовали себя и другие деловые игры, посвященные вопросам первичной профилактики инфекционных болезней, например игра типа «врач-пациент» с использованием принципов телевикторины «Что? Где? Когда?». Получив определенную информацию, студенты активно обсуждают ее между собой, решают, что необходимо предпринять, нужны ли консультация профильного специалиста, дополнительные лабораторные и инструментальные исследования, развернутые анамнестические сведения. Свое согласованное решение участники сообщают ведущему, и он, пользуясь заранее подготовленным учебно-методическим материалом (в рамках сценария игры), выдает запрашиваемые данные или информирует об изменении состояния больного.

В игре типа консилиум роли между студентами распределили по числу участников. Роль каждого участника могут играть несколько студентов.

Ролевые игры без жесткого сценария не имеют четких алгоритмов действия. Методика рассчитана не столько на фор-

мирование конкретных профессиональных знаний, сколько на приобретение личного опыта, полезных коммуникативных умений. Участникам предоставляется возможность без строгого сценария сыграть роль, взятую из реальной жизни. Пример: разыгрывание различных психологических ситуаций общения врача с больным при проведении бесед на санитарно-гигиенические и нравственно-просветительские темы (о личной гигиене, вредных привычках, зависимом поведении, возможных осложнениях вакцинации и т.д.).

Таким образом, на кафедре ЮНЕСКО «Здоровый образ жизни - залог успешного развития» ФГБОУ ВО «Московский медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России разработаны и применяются в учебном процессе новационные формы обучения студентов, среди которых наиболее перспективны проблемно-проектные лекции и практические занятия. В ходе преподавания темы «Первичная профилактика инфекционных болезней» преподаватели используют активные методы обучения, например ситуационно-ролевые (деловые) игры, которые целесообразны для понимания особенностей программ снижения вреда и других аспектов профилактики социально значимых инфекционных болезней. Накопленный положительный опыт аудиторной работы может быть использован другими кафедрами медицинских вузов России для повышения качества обучения студентов по вопросам первичной профилактики инфекционных болезней.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Гуревич Константин Георгиевич - доктор медицинских наук, профессор РАН, заведующий кафедрой ЮНЕСКО «Здоровый образ жизни - залог успешного развития» ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А. И. Евдокимова» Минздрава России Е-таН: unescomsmsu@gmaiL.com

Зорин Константин Вячеславович - кандидат медицинских наук, доцент кафедры ЮНЕСКО «Здоровый образ жизни - залог успешного развития» ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России Е^аН: zkv1000@yandex.ru

ЛИТЕРАТУРА

1. Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Молчанов А.С., Смирнова Н.Б. и др. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации. 2-е изд., испр. и доп. / под ред. Н.Д. Ющука. М. : ГОУ ВУНМЦ, 2005. С. 131.

2. Ратникова Л.И., Шип С.А. Расширенные видеолекции как метод повышения эффективности непрерывного медицинского образования по специальности «инфекционные болезни» // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2016. № 4. С. 24-28.

3. Кудрявая Н.В., Зорин К.В. Духовно-нравственные и просветительские аспекты врачебной деятельности в области инфекционных

REFERENCES

болезней // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2015. № 3. С. 8-12.

4. Кудрявая Н.В., Зорин К.В. Педагогические и ценностно-смысловые подходы к изучению инфекционных болезней: от истории к современности // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2015. № 4. С. 20-24.

5. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний / под ред. Н.Д. Ющука, И.В. Маева, К.Г. Гуревича. М. : Перо, 2012. С. 415416.

1. Kudryavaya N.V., Ukolova E.M. Molchanov A.S., Smirnova N.B., et al. 2. Ratnikova L.I., Ship S.A. Advanced video lectures - the method to

Physician-teacher in a changing world: tradition and innovation. Ed. by improve the effectiveness of continuing medical education in the specialty N.D. Yushchuk. Moscow, 2005: 131. (in Russian) «infectious diseases». Infektsionnye bolezni: novosti, mneniya, obuchenie

[Infectious Diseases: News, Opinions, Training], 2016; (4): 24-8 (in Russian)

3, Kudryavaya N.V., Zorin K.V. Spiritual, moral and educational aspects of medical practice in infectious diseases, Infektsionnye bolezni: novosti, mneniya, obuchenie [Infectious Diseases: News, Opinions, Training], 2015; (3): 8-12 (in Russian)

4, Kudryavaya N.V., Zorin K.V. Pedagogical and value-semantic approaches to the study of infectious diseases: from history to modern times, Infektsionnye bolezni: novosti, mneniya, obuchenie [Infectious Diseases: News, Opinions, Training], 2015; (4): 20-4 (in Russian)

5, Yushchuk N,D,, Maev I,V,, Gurevich K,G,, eds, A healthy lifestyle and disease prevention, Moscow: Pero, 2012: 415-6, (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.