Научная статья на тему 'Педагогические и ценностно-смысловые подходы к изучению инфекционных болезней: от истории к современности'

Педагогические и ценностно-смысловые подходы к изучению инфекционных болезней: от истории к современности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL MEDICAL EDUCATION / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ВРАЧА / SPIRITUAL AND MORAL CULTURE OF THE DOCTOR / ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ / HISTORY OF MEDICINE / ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ / INFECTIOUS DISEASES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудрявая Н.В., Зорин К.В.

В статье показана значимость педагогических аспектов в образовании и практической деятельности врача-инфекциониста. В учебном процессе, лечебной и санитарно-профилактической работе он должен опираться на передовые педагогические технологии. Совершенствование системы непрерывного медицинского образования требует углубленного анализа актуальных педагогических и духовно-нравственных вопросов, возникающих при инфекционной патологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational and axiological approaches to infectious diseases study: from history to modern times

The article shows importance of pedagogical aspects in education and clinical practice of infectious disease specialists. In educational process, medical and health-care work, he should rely on advanced educational technologies. Improving of continuing medical education system requires fundamental analysis of currently central educational, and spiritual and moral question arises in infectious disease area.

Текст научной работы на тему «Педагогические и ценностно-смысловые подходы к изучению инфекционных болезней: от истории к современности»

НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Педагогические и ценностно-смысловые подходы к изучению инфекционных болезней: от истории к современности

Н.В. Кудрявая, ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический

К В Зорин университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России

В статье показана значимость педагогических аспектов в образовании и практической деятельности врача-инфекциониста. В учебном процессе, лечебной и санитарно-профилактической работе он должен опираться на передовые педагогические технологии. Совершенствование системы непрерывного медицинского образования требует углубленного анализа актуальных педагогических и духовно-нравственных вопросов, возникающих при инфекционной патологии.

Ключевые слова:

профессиональное медицинское образование, духовно-нравственная культура врача, история медицины, инфекционные болезни

Educational and axiological approaches to infectious diseases study: from history to modern times

N.V. Kudryavaya, K.V. Zorin Moscow State University of Medicine and Dentistry named after

A.I. Evdokimov

The article shows importance of pedagogical aspects in education and clinical practice of infectious disease specialists. In educational process, medical and health-care work, he should rely on advanced educational technologies. Improving of continuing medical education system requires fundamental analysis of currently central educational, and spiritual and moral question arises in infectious disease area.

Keywords:

professional medical education, spiritual and moral culture of the doctor, history of medicine, infectious diseases

С конца XX в. на медицинское образование в целом и на подготовку узких специалистов в частности оказывают мощное влияние две глобальные психолого-педагогические идеи. Первая связана с возможностью управлять подготовкой врача, формируя его клиническое мышление и технологическую культуру. Вторая идея опирается на гуманистическую парадигму, гуманизацию медицинского образования и концепцию целостности человеческой личности, недооцененные естественно-научной доктриной.

Две доминантные идеи привлекли внимание к необходимости гармонизировать развитие клинического мышления, когнитивных способностей, эмоциональной и ценностно-

смысловой сфер личности, а также создавать медико-педагогические условия для профессионального роста и становления духовно-нравственной культуры врача. Так появился практико-ориентированный подход, разработанный и внедряемый в учебный процесс кафедрой педагогики и психологии МГМСУ им. А.И. Евдокимова.

Впервые практико-ориентированная педагогика получила известность в рамках движения за демократизацию образования в 1920-е гг. в США благодаря педагогической деятельности основоположника прагматизма Д. Дьюи и его последователей, использования метода проектов, активных методов обучения и делания.

В середине 1950-х гг. в американской психологии и медицине была востребована гуманистическая парадигма, не только изменившая саму философию подхода к образованию человека, но и ставшая поистине социальным явлением в истории. Выстроенная на философии Д. Дьюи вдохновленная феноменологией и экзистенциальной философией, гуманистическая парадигма решительно отказалась от ограничений традиционного обучения знаниям, умениям и навыкам. Отстраненной объективистской позиции профессионала в сфере так называемых помогающих профессий (врача, психолога, психотерапевта, педагога, социального работника) была противопоставлена новая система ценностных установок [1]. От специалиста требовались эмоциональная вовлеченность, истинная приверженность делу, следование профессиональной и человеческой этике. В работах А. Мас-лоу, К. Роджерса, Дж. Фрейберга, Т. Гордона и других авторов представлены принципы и основания образования, медицины и психологии, учитывающей человеческое в человеке.

Когда в конце 1960-х - начале 1970-х гг. в развитых капиталистических странах (США, Великобритания, Франция, Германия, Япония) произошли реформы высшего образования, постепенно выделился практико-ориентированный аспект - эхо упомянутого движения за демократизацию. А в начале XXI в. все это реализовалось в практике компе-тентностного подхода и государственных стандартах высшего, в том числе медицинского, образования.

В отечественной педагогике и медицине принципы гуманизма, практико- и личностно-ориентированных подходов сегодня востребованы все больше. Они глубоко созвучны русской ментальности, воспитанной на идеях сострадания и милосердия. Справедливости ради отметим, что эти положения были озвучены в конце XIX - начале XX вв. крупными русскими мыслителями - Л.Н. Толстым, Н.А. Бердяевым, В.В. Зеньковским и др.

Опытный врач и педагог, митрополит Антоний Сурожский писал: «Медицина как отрасль человеческой деятельности занимает совершенно особое место именно потому, что наука в ней сочетается с ценностным подходом, не имеющим ничего общего с наукой. В основе врачебного подхода - сострадание, а сострадание по самой своей природе ненаучно. Это человеческий подход, который может быть привнесен в любую отрасль человеческой деятельности, но медицина вовсе не существует вне сострадания, без сострадания» [2].

Современное медицинское образование ориентировано на активную деятельность самого обучаемого при решении профессиональных (реальных или моделируемых) задач. Согласно такому подходу, теоретические знания усваиваются одновременно с практическим освоением профессиональных норм и способов деятельности, а не отдельно и заранее. Эта теория предусматривает практику подготовки специалиста на основе овладения конкретными профессиональными действиями (диагностикой, лечением, профилактикой, реабилитацией) и концептуальными знаниями и навыками (профессиональным мышлением, способами общения, мануальными клиническими навыками). При этом концептуальные знания становятся обеспечением, условием и залогом точного выполнения практических действий.

Для реализации данного подхода создаются различные психологические модели деятельности, в том числе для специалистов по инфекционным болезням. Обучаемым становится понятно, как правильно осуществить свою деятельность: каким образом, в какой последовательности и почему следует делать определенные манипуляции. Структура деятельности представляет собой наглядную картину всего: что за чем, с помощью чего и для чего выполняется. На этом основании выстраивают подробную ориентировочную основу формируемого действия, включая конкретные ориентиры для обучения новому виду деятельности. Такими ориентирами служат:

■ последовательность этапов действия (что за чем?);

■ используемые орудия и средства (с помощью чего?);

■ критерии и способы самоконтроля (для чего выполняется?);

■ оценка завершенных действий (какой результат достигается?).

Четкое описание ориентировочной основы действия (ООД) обеспечивает правильное выполнение лечебно-диагностических и реабилитационно-профилактических мероприятий, а система учебных задач - это своеобразный тренажер, благодаря которому будущий или практикующий врач учится выполнять конкретные действия (виды деятельности).

При формировании новых действий (а не просто новых знаний) важно учиться, находясь в реальной практической ситуации или используя адекватные симуляционные модели. Поэтому система учебных задач должна охватывать все возможные варианты, встречающиеся в деятельности врача, и содержать модели разнообразных практических ситуаций, с которыми он может когда-либо столкнуться. Тогда обучаемый приобретает умение действовать во всех случаях (в том числе экстренных и редких). Именно этим объясняется необходимость обращения к психологическому моделированию деятельности.

Профессиональные умения, навыки и знания не передаются преподавателем студентам из рук в руки, но формируются самостоятельно и под руководством педагога. Главная особенность такого обучения состоит в том, что студент действует (решает задачи) с опорой на ориентирующие средства - схемы ООД. Задача преподавателя - четко организовать и адекватно управлять самостоятельной работой студентов: ставить задачи, корректировать ход их решения, фиксировать и оценивать результаты усилий обучаемых на основе схем ООД. Для этого педагог сознательно отказывается от привычной позиции «давать знания».

Компетентностный подход усилил и объединил технологическую составляющую обучения и личностно-ори-ентированный подход. Теперь нельзя не задумываться о профессиональных компетенциях врача-педагога, о медико-педагогических условиях их формирования.

К тенденциям, преобразующимся в закономерности, мы относим:

■ целеполагание как общую стратегию организации образовательного процесса, в которой участвуют и студенты, и преподаватели;

■ практическую ориентированность подготовки студента-медика и врача-педагога с учетом и оценкой результатов обучения как основы профессиональной

компетентности, теоретической и практической готовности и ответственности при выполнении профессиональной деятельности;

■ активные и интерактивные методы обучения и воспитания;

■ усиление интеграционных начал подготовки студента-медика и врача-педагога для планомерного развития профессионального мышления от доклинического до клинического этапа и самостоятельной деятельности;

■ использование ценностно-смысловых, воспитательных, социализирующих компонентов подготовки специалистов-медиков в целостном образовательном процессе - специальных требований ГОСТа, учебных программ, методических указаний к практическим занятиям, особенностей моделирования и решения задач, возникающих в ходе обучения.

Практико-ориентированная педагогика

Переход тенденций в закономерности, опора на которые улучшает качество подготовки специалистов:

■ Принцип целеполагания.

■ Практико-ориентированность содержания и методов преподавания.

■ Усиление интеграционных начал преподавания.

■ Особое внимание к ценностно-смысловым, духовно-нравственным, воспитательным аспектам подготовки специалистов.

■ Принцип проблематизации.

■ Принцип диалогизации.

■ Принцип сопряжения гуманистической образовательной парадигмы и компетентностного подхода.

■ Принцип использования новых технологий нравственного развития студентов в образовательном процессе.

Выявление указанных закономерностей и тенденций связано с глобальной задачей педагогики в области высшего медицинского образования - обоснованием современных инновационных педагогических систем. Ключевые точки связаны

с утверждением гуманистической парадигмы образования и необходимостью способствовать пониманию студентами и слушателями специфики педагогических принципов традиционной, операционально-деятельностной и личностно-ори-ентированной моделей обучения и воспитания.

Развитие идей практико- и личностно-ориентированной педагогики продолжается на факультете педагогического образования (ФПО) и в преподавании дисциплины «Психология и педагогика» для студентов МГМСУ им. А.И. Евдокимова [3-5]. Мы исходим из того, что компетентностный подход, практико-и личностно-ориентированные методики подготовки специалистов-медиков - это взаимосвязанные процессы. Идеи компетентностного подхода диктуют необходимость разработки практико-ориентированных моделей обучения, в ходе которых создаются специальные медико-педагогические условия для формирования различных профессиональных компетентно-стей. Особое место среди них занимает духовно-нравственная компетентность, а значит, личная культура и этико-просвети-тельская деятельность врача [6, 7] (см. рисунок).

Каждый студент, обучающийся на нашей кафедре, готовит и защищает определенный педагогический проект. Примерные сценарии занятий с группами слушателей заимствуются из жизни, и нередко они связаны с различными инфекционными заболеваниями. Вот, к примеру, сценарий занятия для родителей учащихся начальных классов «Профилактика респираторно-вирусных инфекций и пищевых интоксикаций ваших детей».

Сначала формулируется цель занятия: предоставить родителям информацию о возможности профилактических мер в отношении респираторно-вирусных инфекций (РВИ) и пищевых интоксикаций (ПИ) и, таким образом, поддержать непрерывность процесса школьного обучения детей.

Затем ставятся задачи:

■ проанализировать уровень распространения РВИ и ПИ среди школьников этой начальной школы;

■ дать общее представление о социальном вреде подобных заболеваний;

■ научить мерам профилактики.

Далее указываются место и время проведения занятия: актовый зал школы, вечернее время, возможно, в первой части общего собрания родителей в начале учебного года (до наступления осеннего периода). Потом дается характеристика аудитории: люди разного возраста и профессий, но в силу современной стратификации школ примерно одного социального статуса. Психолого-педагогической особенностью данной аудитории можно считать деловитость и торопливость, но вместе с тем заинтересованность в здоровье своих детей.

После этого определяются методы и формы подачи материала: лекция (фронтальная работа со всей аудиторией), возможность отложенной консультации по телефону или у школьного врача (индивидуальная форма). Основные требования к лекции - информативность и инструктивность. Метод словесный.

Примерный план занятия и расчет времени таков:

1. Изложение сведений об уровне заболеваемости РВИ и ПИ в данной школе - 5 мин.

2. Напоминание основных представлений о сути данных заболеваний и угрозах здоровью, обучению, развитию детей, которые они влекут, - 10 мин.

3. Освещение правил профилактики: «Если в доме больной», «Принципы вакцинации», «Укрепление иммунитета», «Закаливание и соблюдение правил личной гигиены», «Хранение и использование пищевых продуктов» -25 мин.

4. Установление контактов с аудиторией для последующей консультации и возможности обратной связи -3 мин.

Методическим обеспечением занятия служат соответствующие наглядные материалы, раздаточные листки со схемами прививок и контактной информацией. Методы и способы оценки эффективности проведенного занятия -основным показателем усвоения переданной информации является количество и качество обращений за консультацией и помощью. Косвенный результат - падение показателей заболеваемости детей в этой школе.

Итак, медико-педагогические условия моделируются и используются на основе психолого-педагогических принципов обучения и воспитания, которые мы многократно проверяли опытным путем, выявляя наиболее удачные варианты. Жизнь подтвердила важность предложенной коллективом кафедры педагогики и психологии МГМСУ им. А.И. Евдокимова модели психолого-педагогической компетентности. Наши идеи успешно воплощают в своей работе сотрудники других кафедр университета, в частности инфекционных болезней и эпидемиологии.

Приятно отметить, что под руководством академика РАН, доктора медицинских наук, профессора Н.Д. Ющука происходит переориентация обучения студентов на личностно-ориентированный подход с оценкой общекультурных и профессиональных компетенций у выпускников медицинского вуза на основе качественно новых контрольно-измерительных материалов. Внедрение Федерального государственного стандарта III поколения требует пересмотра примерных рабочих программ. К основным трендам педагогических технологий относятся:

■ дальнейшее развитие системы непрерывного профессионального образования;

■ более широкое использование инновационных педагогических технологий, практико- и личностно-ориен-тированных форм обучения в целях развития креативно-аналитического мышления студентов;

■ создание электронно-информационной образовательной среды;

■ использование единой базы контрольно-измерительных и оценочных материалов [8].

Таким образом, важность педагогических аспектов в образовании и деятельности будущего и практикующего врача-инфекциониста очевидна. В учебном процессе, лечебной и профилактической работе он должен опираться на передовые технологии - идеи практико- и личностно-ориентирован-ной педагогики.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Кудрявая Наталья Владимировна - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России Е-таН: zkv1000@yandex.ru

Зорин Константин Вячеславович - кандидат медицинских наук, доцент кафедры педагогики и психологии ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России Е-таН: zkv1000@yandex.ru

ЛИТЕРАТУРА

1. Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Смирнова Н.Б., Волошина Е.А. и др. Педагогика в медицине : учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений. М. : Академия, 2012. 74 с.

2. Митрополит Антоний Сурожский. Труды. М. : Практика, 2002. С. 27-28.

3. Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Молчанов А.С., Смирнова Н.Б. и др. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации / под ред. Н.Д. Ющука. М. : ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2005. 336 с.

4. Кудрявая Н.В., Зорин К.В., Смирнова Н.Б., Анашкина Е.В. Психология и педагогика в медицинском образовании : учебник для студентов учреждений высшего образования / под ред. Н.В. Кудрявой. М. : Кнорус, 2016. 320 с.

5. Кудрявая Н.В., Анашкина Е.В., Зорин К.В., Макарова И.В. и др. Психология для стоматологов. М. : ГЭОТАР-Медицина, 2007.

6. Кудрявая Н.В., Зорин К.В. Введение в духовную культуру врача // Психологические основы деятельности врача : избранные лекции и статьи. М. : ВУНМЦ МЗ РФ, 1999. С. 128-169.

7. Кудрявая Н.В., Зорин К.В., Смирнова Н.Б., Анашкина Е.В. и др. Нравственно-просветительские аспекты деятельности врача-педагога / под ред. Н.В. Кудрявой. М. : РИО МГМСУ, 2015. 384 с.

8. Ющук Н.Д., Мартынов Ю.В. Учебно-методическая комиссия по инфекционным болезням: итоги расширенного заседания с участием заведующих кафедрами инфекционных болезней медицинских вузов России // Инфекц. бол.: новости, мнения 2013. № 1 (2). С. 21-23.

REFERENCES

1. Kudryavaya N.V., Ukolova E.M., Smirnova N.B., Voloshina E.A. medical educational institutions. Moscow: Academy, 2012: 74 p. et al. Pedagogy in medicine: a textbook for students of higher (in Russian)

2. Metropolitan Anthony of Sourozh. Works. Moscow: Practice, 2002: 27-8. (in Russian)

3. Kudryavaya N.V., Ukolova E.M., Molchanov A.S., Smirnova N.B. et al. Physician-teacher in a changing world: tradition and innovation / ed. N.D. Yushchuk. Moscow, 2005: 336 p. (in Russian)

4. Kudryavaya N.V., Zorin K.V., Smirnova N.B., Anashkina E.V. Psychology and pedagogy in medical education : the textbook for students of higher education institutions / ed. N.V. Kudryavaya. Moscow: Knorus, 2016: 320 p. (in Russian)

5. Kudryavaya N.V., Anashkina E.V., Zorin K.V., Makarova I.V. et al. Psychology for dentists. Moscow: GEOTAR-Medicine, 2007. (in Russian)

6. Kudryavaya N.V., Zorin K.V. Introduction to the spiritual culture of physician. Psychological bases of activity of the doctor: Selected lectures and articles. Moscow: Ministry of Health, 1999: 128-69. (in Russian)

7. Kudryavaya N.V., Zorin K.V., Smirnova N.B., Anashkina E.V. et al. Moral and education activities of the physician-teacher / ed. N.V. Kudryavaya. Moscow: RIO MSMSU, 2015: 384 p. (in Russian)

8. Yushchuk N.D., Martynov Y.V. Educational-methodical commission on infectious diseases: results of an expanded meeting with the participation of heads of departments of infectious diseases of medical universities in Russia. Infectious Diseases: news, views, education. 2013; N 1 (2): 21-23. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.