Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ 1–4 КУРСОВ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ 1–4 КУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
254
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная направленность / профессиональный тип личности / студенты. / professional orientation / professional personality type / students

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полещук Юлия Анатольевна

Рассматриваются аспекты феномена профессиональной направленности и профессионального типа личности, приводятся данные эмпирического исследования профессионального типа личности студентов-психологов 1–4 курсов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL PERSONALITY TYPE IN THE CONTEXT OF THE PROFESSIONAL ORIENTATION OF PSYCHOLOGY STUDENTS 1–4 COURSES

The aspects of the phenomenon of professional orientation and professional personality type are considered, the data of an empirical study of the professional personality type of psychology students of 1–4 courses are presented.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ 1–4 КУРСОВ»

2. Обусловливает способность к расширению собственных границ, обеспечивает возможность ориентации на перспективы, деятельность и цели за пределами себя, не отрицая ценность пребывания в настоящем времени.

3. Позволяет утвердить личность и индивидуальность.

4. В отличие от саморазвития, самоактуализации и самореализации самотрансценденция подразумевает не только постижение собственных возможностей, их осознание и использование в объективной реальности, но и благополучие окружающих. Это имеет большое значение для качественного выполнения педагогом профессиональной деятельности, которая всегда направлена не только на другого человека, его становление, развитие и совершенствование, но и на процветание всего общества.

5. Самотрансценденция может рассматриваться как акмеологическая характеристика педагога, обеспечивающая его целостное становление и являющаяся детерминантой эффективности в достижении им акме и самоосуществлении [3].

Приведенные характеристики доказывают, что самотрансценденция является фундаментом личностно-профессионального развития педагога, способствует преобразованию изменяющейся внешней действительности и достижению качественных результатов педагогической деятельности.

Последнее, на чем следует остановиться - определение детерминант активизации, достижения педагогом самотрансценденции. Среди них можно выделить как объективные, так и субъективные факторы:

1. Нейробиологический фактор (например, нормальный уровень дофамина, серотонина, норадреналина в организме человека).

2. Наследственность.

3. Индивидуально-психологические особенности.

4. Место рождения, проживания.

5. Социально-экономические условия жизнедеятельности.

6. Социальный фактор.

7. Образовательный фактор (например, уровень образованности, степень развития критического мышления).

8. Случайные события и обстоятельства.

Таким образом, самотрансценденция является одним из тех ресурсов, которые могут стать фундаментом личностно-профессионального развития педагога в изменяющихся условиях и обеспечить полноценную реализацию исторической функции образования. Активизация и движение к самотрансценденции обеспечивается совокупным действием различных объективных и субъективных детерминант в жизнедеятельности педагога.

Литература

1. Гришина Н.В. Введение в экзистенциальную психологию: учебное пособие. - СПб: Изд-во СПбГУ, 2015. - 120 с.

2. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 28-38. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1997/974/974028.htm (дата обращения: 14.04.2022).

3. Селезнева Е.В. Развитие акмеологической культуры государственных служащих: автореф. дис. докт. психол. наук. - М.: РАГС, 2005. - 62 с.: URL: http://irbis.gnpbu.ru/Aref 2005/Selezneva E V 2005.pdf (дата обращения: 14.04.2022).

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ 1-4 КУРСОВ

Полещук Юлия Анатольевна (Минск, Республика Беларусь), кандидат психологических наук, доцент, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка. Е-таЛ: Polishuk@tut.by

Аннотация. Рассматриваются аспекты феномена профессиональной направленности и профессионального типа личности, приводятся данные эмпирического исследования профессионального типа личности студентов-психологов 1-4 курсов.

Ключевые слова: профессиональная направленность, профессиональный тип личности, студенты.

PROFESSIONAL PERSONALITY TYPE IN THE CONTEXT OF THE PROFESSIONAL ORIENTATION OF PSYCHOLOGY STUDENTS 1-4 COURSES

Poleshchuk Yuliya Anatolevna (Minsk, Repablic of Belarus), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Belarusian State Pedagogical University named after Maxim Tank. E-mail: Polisfauk@tut.by

Abstract. The aspects of the phenomenon of professional orientation and professional personality type are considered, the data of an empirical study of the professional personality type of psychology students of 1-4 courses are presented.

Keywords: professional orientation, professional personality type, students.

Современному выпускнику учреждения высшего образования для успешной конкуренции на рынке труда важно не только владеть профессиональными компетенциями, но и обладать рядом личностных характеристик. В планировании профессионального пути и построении карьеры помогает сформированная профессиональная направленность.

Разрабатывая проблему профессиональной направленности в контексте профессионального развития и становления карьеры специалиста, отечественные исследователи трактуют ее как проекцию общей направленности на мир профессий, как относительно самостоятельные личностные характеристики, связанные с профессиональным самоопределением. Профессиональная направленность личности рассматривается как важнейшее условие профессионального самоопределения, как критерий овладения профессией и закрепления в ней, как ведущий фактор повышения эффективности образовательного процесса, как основа профессиональной адаптации [1].

Профессиональная направленность как относительно устойчивое образование личности, входит в структуру общей направленности и выражает собой систему потребностей и преобладающих мотивов, ценностных ориентаций и воплощается в профессиональных целях, установках и активности личности по их достижению [1 ].

Процесс формирования и развития профессиональной направленности осуществляется на различных стадиях профессионального развития личности: в процессе оптации, профессионального обучения, профессиональной деятельности. Поскольку обучение в учреждении высшего образования является одним из основных этапов в профессиональном становлении специалиста, исследование профессиональной направленности в данный период приобретает особую актуальность.

Изучение профессиональной направленности личности проводилось в Белорусском государственном педагогическом университете имени Максима Танка. В исследовании приняли участие 140 студентов 1-4 курсов в возрасте 17-20 лет. Диагностика осуществлялась с помощью опросника Дж. Голланда [4], который позволяет определить следующие профессиональные типы личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциальный, предприимчивый, артистический. Преобладание первых трех типов определяет предпочитаемый тип профессии. Каждому профессиональному типу соответствует профессиональная среда, которая называется так же, как и тип личности: реалистическая, интеллектуальная, социальная, конвенциальная, предприимчивая, артистическая [6]. Результаты диагностики профессиональных типов личности отражены в таблице 1.

Таблица 1 - Показатели профессиональных типов у студентов-психологов

Профессиональный тип личности Выраженность в %

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс

Реалистический тип 15 % 15 % 16 % 17 %

Интеллектуальный тип 15 % 16 % 13 % 14 %

Социальный тип 22 % 21 % % 22 21 %

Конвенциальный тип 13 % 14 % % 13 15 %

Предприимчивый тип 13 % 14 % % 13 15 %

Артистический тип 22 % 20 % % 23 18 %

На основе приведенных данных можно отметить, что профессиональные типы у студентов-психологов разных курсов в данной выборке выражены равномерно. На всех курсах преобладают артистический и социальный типы. Менее выраженными оказались реалистический, интеллектуальный (исследовательский), конвенциальный и предприимчивого типы.

Применение критерия Краскела-Уоллеса показало наличие значимых различий только в проявлении артистического профессионального типа личности (р=0,01). Полученные данные могут объясняться содержательными характеристиками профессиональных типов личности и особенностями выборки.

Доминирующим профессиональным типом у всех студентов выступает социальный тип, отмеченный у 22 % опрошенных первого и третьего курса, у 21 % - второго и четвертого курса. Представители данного типа социально активные, ответственные, испытывают потребность во взаимодействии с другими людьми, обладают вербальными способностями. Они ориентированы на работу с людьми, поскольку умеют строить деловые отношения, настроены на межличностное взаимодействие.

На втором месте располагается артистический тип, который указали 23 % студентов третьего курса, 22 % - первого, 20 % - второго и 18 % - четвертого курса. Представители артистического типа ориентированы на свой глубокий внутренний мир, предпочитают деятельность, свзанную с изобразительной, музыкальной, литературной, художественной и сценической деятельностью. Люди данного типа характеризуются решением проблем и задач, предполагающих наличие художественного вкуса и воображения.

Однако утверждать, что респонденты ориентированы только на артистическую деятельность, преждевременно. Высокие показатели данного типа могут объясняться направленностью будущих психологов на такие стороны предстоящей профессиональной деятельности, которые предполагают учет собственных эмоций, позволяют проявиться образному мышлению и воображению, а также реализуют потребность в самовыражении.

На третьем месте у респондентов располагается реалистический тип, отмеченные у 17 % студентов четвертого курса, 16 % - третьего, и по 15 % - первого и второго курса. Представители реалистического типа ориентированы на конкретную деятельность, свзанную с использованием инструментов и механизмов, поэтому закономерен более низкий процент проявления данного типа у будущих психологов.

Четвертое место занимает интеллетуальный тип, который отметили 16 % второкурсников, 15 % первокурсников, 14 % четверокурсников и 13 % третьекурсников. Респонденты интеллектуального типа любят аналитическую работу, поскольку обладают нестандартным мышлением и творческим подходом, который может быть затребован в работе с единичными случаями. В общении они проявляют характеристики интроверта. С связи с этим понятна невысокая ориентция испытуемых на профессии данного типа. Хотя одним из компонентов деятельности психолога выступает проведение эмпирического исследования, анализ результатов и подготовка научной публикации (особенно на стадии профессионального обучения), где могут реализоваться характеристики данного типа.

На последнем месте у испытуемых располагаются два типа - предприимчвиый и конвенциальный.

Предприимчивый тип выражен у 15 % студентов четвертого курса, 14 % -второго, по 13 % - у студентов первого и третьего курсов. Студенты данного типа выбирают цели и задачи, позволяющие им проявить энергию, импульсивность, энтузиазм. Данные респонденты уверены в себе, избегают однозначных ситуаций, монотонной умственной деятельности, предпочитают

конкурировать, руководить и организовывать, стремятся к лидерству, влиянию на других людей для достижения собственных целей.

Конвенциальный тип проявляется у 15 % респондентов четветого курса, 14 % - второго, по 13 % - у первого и третьего курса. Представителей данного типа которые предпочитают четко структурированную деятельность, с конкретными и понятными предписаниями, в многом связанную со знаковыми системами (символами).

Исходя из теории Джона Голланда, каждому типу личности соответствует определенный тип профессиональной среды. Оптимальный вариант, когда профессиональный тип и тип среды совпадают - это обеспечивает успешность трудовой деятельности человека и создает условия для профессиональных достижений [6].

Профессиональной средой будущих психологов выступает социальная среда, для которой оптимальным является социальный тип, допустимыми - артистический и предприимчивый типы [6]. Это же отмечается и в профессиограмме «Психолог» - доминирующим профессиональным интересом выступает социальный интерес [5], которому соответствует социальный профессиональный тип.

Для определения прогноза работы будущих специалистов в соответствующей профессиональной среде, нами были подсчитаны суммарные показатели выраженности основного типа (интереса) для соответствующей профессиональной среды.

Для респондентов, у которых профессиональная деятельность будет осуществляться в социальной среде, выраженность социального, артистического и предприимчивого профессиональных типов составляет 57 % у студентов первого курса, 55 % - второго, 58 % -третьего, 54 % - четвертого.

Поскольку у всех представителей исследуемой выборки суммарные баллы превышают 50 %, можно предположить, что прогноз для работы будущих психологов в соответствующей профессиональной среде будет благоприятным.

Изучение профессиональных типов личности в контексте профессиональной направленности служит предпосылкой успешной деятельности по ее развитию. Одним из путей такого развития выступает психологическое сопровождение обучения профессии [2; 3].

Данное исследование описывает изучение профессиональных типов личности в контексте профессиональной направленности в целом. В дальнейшем планируется исследование отдельных компонентов профессиональной направленности у студентов на разных этапах обучения.

Литература

1. Полещук Ю.А. Профессиональная направленность личности: теория и практика: пособие. -Минск: БГПУ, 2006. - 92 с.

2. Полещук Ю.А., Бойко С.И. Применение типологии Джона Голланда на этапе профессиональной подготовки (на примере белорусских и российских студентов социономических профессий) // Диалог. 2020. №2 4. С. 63-72.

3. Полещук Ю.А., Бойко С.И. Профессиональная направленность российских и белорусских студентов // Czlowiek w przestirzeni edukacyjnej wspolszesnego swiata : praca zbiorowa pod redakj naukovq Eleny Asmakovets i Slawomira Kozieja. - Kielce: Uniwersytet Jana Kochanowskiego w Kielcach, 2017. - S. 104-109.

4. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. - СПб.: Речь, 2003. - С. 45-50.

5. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. -СПб.: Питер, 2003. - С. 306-310.

6. Holland J.L. Making vocational Choices: A Theory of Vocational Personalities and Work Environments. - North Florida: Psychological Assessment Resources, 1997. - 303 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.