Научная статья на тему 'ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ ПЕДАГОГОМ И ОБУЧАЮЩИМИСЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ ПЕДАГОГОМ И ОБУЧАЮЩИМИСЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
106
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмоции / выражение эмоций / эмоциональный интеллект / педагог / обучающиеся / дистанционное взаимодействие / цифровизация / emotions / emotional expression / emotional intelligence / teacher / learners / remote interaction / digitalization

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Воробьева Ирина Владимировна, Кружкова Ольга Владимировна, Матвеева Алена Игоревна

В статье рассматривается проблема выражения эмоций педагогом и обучающимися в условиях их дистанционного взаимодействия. Констатируются дефициты, связанные со спецификой цифровой коммуникации. Описываются результаты эмпирического исследования (общий объем выборки 2063 респондента) проявлений эмоционального интеллекта, в которых детализируется частота использования средств выражения эмоций педагогами и обучающимися в ситуациях цифрового письменного и онлайн общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPRESSION OF EMOTIONS BY TEACHER AND TRAINEES IN THE CONDITIONS OF REMOTE INTERACTION

The article deals with the problem of the expression of emotions by a teacher and students in terms of their remote interaction. Deficits, connected with the specificity of digital communication, are stated. The results of empirical research (total sample size 2063 respondents) manifestations of emotional intelligence are described, in which the frequency of teachers' and students' emotional expression means usage in the situations of digital written and online communication is detailed.

Текст научной работы на тему «ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ ПЕДАГОГОМ И ОБУЧАЮЩИМИСЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

6. Пранцова Г.В., Романичева Е.С. Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом: учебное пособие. - М.: ФОРУМ, 2015. - 368 с.

7. Рекомендации по совершенствованию читательских умений учащихся учреждений общего среднего образования // Веснж адукацьп. 2016. №№ 10. С. 42-52.

8. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. - М.: Школьная библиотека, 2007. - 512 с.

ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ ПЕДАГОГОМ И ОБУЧАЮЩИМИСЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ1 Воробьева Ирина Владимировна (Екатеринбург, Россия), кандидат психологических наук, доцент, начальник управления научных исследований, Уральский государственный педагогический университет. E-mail: lorisha@mail.ru

Кружкова Ольга Владимировна (Екатеринбург, Россия), кандидат психологических наук, доцент, заведующий лабораторией перспективных социосредовых исследований, Уральский государственный педагогический университет. E-mail: galiat1@yandex.ru

Матвеева Алена Игоревна (Екатеринбург, Россия), аспирант, аналитик управления научных исследований, Уральский государственный педагогический университет. E-mail: lyonchik 7777@list.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема выражения эмоций педагогом и обучающимися в условиях их дистанционного взаимодействия. Констатируются дефициты, связанные со спецификой цифровой коммуникации. Описываются результаты эмпирического исследования (общий объем выборки 2063 респондента) проявлений эмоционального интеллекта, в которых детализируется частота использования средств выражения эмоций педагогами и обучающимися в ситуациях цифрового письменного и онлайн общения.

Ключевые слова: эмоции, выражение эмоций, эмоциональный интеллект, педагог, обучающиеся, дистанционное взаимодействие, цифровизация.

THE EXPRESSION OF EMOTIONS BY TEACHER AND TRAINEES IN THE CONDITIONS OF REMOTE INTERACTION Vorobyeva Irina Vladimirovna (Ekaterinburg, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Head of department of Scientific Research, Ural State Pedagogical University. E-mail: lorisha@mail.ru

Kruzhkova Olga Vladimirovna (Ekaterinburg, Russia), Candidate of Psychological Sciences, associate professor, Head of the Laboratory of Perspective Socio-Environmental Studies, Ural State Pedagogical University, E-mail: galiat1 @yandex.ru

Matveeva Alena Igorevna (Ekaterinburg, Russia), Postgraduate student, Research Management Analyst, Ural State Pedagogical University. E-mail: lyonchik 7777@list.ru

Abstract. The article deals with the problem of the expression of emotions by a teacher and students in terms of their remote interaction. Deficits, connected with the specificity of digital communication, are stated. The results of empirical research (total sample size 2063 respondents) manifestations of emotional intelligence are described, in which the frequency of teachers' and students' emotional expression means usage in the situations of digital written and online communication is detailed.

Keywords: emotions, emotional expression, emotional intelligence, teacher, learners, remote interaction, digitalization.

Условия взаимодействия педагога и обучающихся существенно трансформировались в ситуации активного использования современных технологий, обеспечивающих не просто удаленное опосредованное общение (письменная коммуникация), но и вариант контакта в режиме видео-конференц-связи. Вместе с этим, закономерно возникает вопрос о результатах и эффективности

1 Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения РФ «Эмоциональный интеллект субъектов образовательной среды в условиях цифровизации».

такого педагогического взаимодействия, поскольку информация, передаваемая в таких условиях, точно также видоизменяется при ее передаче от одного субъекта образовательной среды другому. По мнению специалистов, обмен эмоциями - является одним из наиболее дефицитарных аспектов в дистанционном общении педагога и обучающихся [2]. В.И. Панова и Э.В. Петракова указывают, что современная речь при переходе в цифровую среду претерпевает значительные изменения, к которым относятся ее сокращенность, формализованность, дополненность символами эмоций или действий, появление новых терминов, жаргонизмов, лимитированность эмоциональных реакций (например, zoom разрешает продемонстрировать только шесть основных эмоциональных реакций: «хлопать», «превосходно», «сердце», «радость», «лицо с открытым ртом», «ура»), что трансформирует не только саму речь, но и систему оценки и формирования обратной связи [1]. И в этом контексте наиболее конгруэнтным для детального изучения трансформации педагогического общения в цифровой среде является феномен эмоционального интеллекта, включающий в свою структуру как механизмы трансляции собственного эмоционального состояния собеседнику, так и восприятие, интерпретацию эмоций другого человека [3.] Классическое определение эмоционального интеллекта, сформулированное в 1990 году в работе J.D. Mayer и P. Salovey, указывает на то, что это способность человека контролировать свои собственные чувства и чувства других людей, распознавать их и использовать эту информацию для управления своим собственным мышлением и действиями [4].

Для изучения проявлений эмоционального интеллекта, а именно специфики использования педагогами и обучающимися средств выражения эмоций в условиях дистанционного взаимодействия был организовано и проведено эмпирическое исследование по типу констатирующего эксперимента.

В исследовании участвовали: 1059 педагогов, средний возраст - 43,21 года (б=11,52), средний стаж педагогической деятельности - 18,35 лет (б=11,66), из них 13,7 % мужчин, 86,3 % - женщин; 1004 обучающихся, средний возраст - 19,31 года (б=2,65), из них 24 % юношей, 76 % - девушек. Педагоги и обучающиеся осуществляют свою деятельность в школах, колледжах и ВУЗах (выборка имеет равномерное распределение), а также проживают в 7 субъектах Российской Федерации.

Сбор эмпирических данных осуществлялся с помощью авторской анкеты, которая включала в себя следующие содержательные блоки: 1) общая информация; 2) демонстрация эмоций в коммуникации; 3) распознавание эмоций; 4) поведенческие проявления эмоций. Первый блок содержал вопросы, направленные на сбор общей информации об участниках исследования. Второй блок выявлял арсенал используемых цифровых средств для выражения эмоции в электронной письменной коммуникации и в режиме видео-конференц связи, а также доминирующую направленность личности в ситуациях электронной письменной коммуникации (на себя, на другого, на деятельность) с разными субъектами цифрового взаимодействия (семья, коллеги, обучающиеся). Третий блок вопросов был направлен на понимание собственных эмоций и эмоций другого человека. В четвертом блоке посредством метода кейсов - открытых вопросов, предполагающих развернутый ответ - реакцию на заданную ситуацию, респонденты демонстрировали общую репрезентацию эмоционального состояния, интерпретацию чужих состояний и управление собственными эмоциями в заданных ситуациях.

Обработка данных осуществлялась с использованием методов математико-статистического анализа (частотный анализ, описательная статистика, сравнительный анализ).

Результаты показали, что педагоги и обучающиеся в разных ситуациях дистанционного взаимодействия используют различные средства для выражения эмоций. Средние значения частоты их использования в цифровой письменной коммуникации представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. График средних значений частоты использования педагогами и обучающимися средств выражения эмоций в цифровой письменной коммуникации.

Так, наиболее популярными вариантами, которые используют обучающиеся для выражения своих эмоций в ситуации цифровой письменной коммуникации, являются знаки препинания и их сочетания, смайлы и стикеры. Педагоги предпочитают обозначать свое эмоциональное состояние также посредством знаков препинания, форматирования текста и смайлов. Более детальный анализ самого часто выбираемого средства и педагогами и обучающимися (знаки препинания и их сочетания) показал, что данный инструмент используется изучаемыми группами по-разному. Педагоги рассматривают знаки препинания как дополнительную возможность, позволяющую более точно выразить смыслы и придать эмоциональный окрас тексту сообщения. Обучающиеся используют их для конструирования графических изображений - смайлов. Анализ показал, что наименее используемым средством у обеих групп являются анимированные картинки - GIF.

Средние значения частоты использования педагогами и обучающимися средств выражения эмоций в ситуациях онлайн коммуникации представлены на рисунке 2.

• педагог —обучающийся

Рисунок 2 - График средних значений частоты использования педагогами и обучающимися средств выражения эмоций в онлайн коммуникации (режим видео-конференц-связи).

Полученные результаты показывают, что в целом профили графиков у изучаемых групп совпадают. Однако если ранжировать значения, то наиболее распространенными средствами выражения эмоций у педагогов будут интонации, громкость голоса, паузы, на втором месте -

вербализация эмоций и чувств, на третьем - мимика и пантомимика. Обучающиеся отдают свое предпочтение вербализации эмоций, на втором месте находятся акустические невербальные средства, на третьем - мимика и пантомимика. Самыми редкими по частоте использования в дистанционной коммуникации для обеих групп являются встроенные в программу эмоциональные реакции, позволяющие обозначить эмоциональную реакцию собеседнику.

Для уточнения обнаруженных тенденций был проведен сравнительный анализ с применением параметрического Т-критерия Стьюдента. Основанием выбора критерия выступила величина сравниваемых групп и характер распределения переменных, соответствующих закону нормального распределения. Результаты сравнительного анализа представлены в таблице.

Таблица - Результаты сравнительного анализа по Т-критерию Стьюдента

Показатель Т-критерий Стьюдента Уровень значимости Среднее значение Педагог | Обучающийся

Использование средств выражения эмоций в цифровой письменной коммуникации

Написание текста прописными (заглавными) буквами -5,081 0,000 2,86 3,28

Форматирование текста (размер, цвет, формат, шрифт и др.) -4,466 0,000 3,26 2,88

С помощью знаков препинания и их сочетаний -4,945 0,000 3,53 3,94

Смайлы (эмодзи) -7,376 0,000 3,21 3,78

Картинки/мемы -8,379 0,000 2,49 3,15

Стикеры (картинки, встроенные в приложение) -11,362 0,000 2,55 3,46

Использование средств выражения эмоций в онлайн коммуникации (режим видео-конференц-связи)

Встроенные в программу эмоциональные реакции (смайлы, стикеры и др.) -4,045 0,000 2,11 2,41

Письменно, словами (в чате) -5,759 0,000 2,91 3,37

Таким образом, сравнительный анализ подтвердил описанные выше различия в частоте использования средств выражения эмоций педагогами и обучающимися в ситуациях цифровой письменной и онлайн коммуникациях. Необходимо заметить, что обучающиеся более активно используют инструменты, передающие собеседнику их эмоциональное состояние, исключение составляет лишь выбор опции форматирования текста, которая в большей степени свойственна педагогам.

Отметим, что представленные в данном материале результаты, являются частью обнаруженных особенностей проявлений эмоционального интеллекта субъектами образовательной среды в условиях цифровизации. Вместе с тем, описанные закономерности позволяют сформулировать несколько выводов.

Во-первых, дистанционное взаимодействие создает специфичные условия коммуникации педагога и обучающегося, в которых выражение эмоций и соответственно их восприятие и последующая идентификация с большей вероятностью становятся дефицитарными. Причинами выступают факторы, связанные с объективными возможностями используемых каналов связи -отсутствие возможности в полном объеме визуализировать собеседника, технические ограничения и т.п. С другой стороны, цифровая коммуникация предоставляет возможности в одностороннем порядке изменить условия общения, и в этом случае, даже при наличии технических ресурсов педагог не видит обучающегося, наблюдая на занятии в режиме ВКС в лучшем случае его графическое представление (аватар), в худшем - просто имя.

Во-вторых, обучающиеся в отличии от педагогов более активны в цифровой коммуникации, в том числе и в использовании средств для выражения своих эмоций, чувств и состояний. Педагоги используют для этой цели более консервативные инструменты, предполагая, что таким образом

доносят до собеседника свои переживания. При этом, предпочтения в используемых средствах у исследуемых групп также различны, что указывает на потенциальные ситуации недопонимания, появления разных смыслов при использовании одних и тех же средств выражения эмоций.

Активное включение цифровой коммуникации во взаимодействие педагога и обучающихся и описанные выше результаты подтверждают необходимость всестороннего изучения современного педагогического общения и разработки рекомендаций по его организации в условиях гибридизации образовательной среды.

Литература

1. Панов В.И., Патраков Е.В. Цифровизация информационной среды: риски, восприятие, взаимодействия: монография. - М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО»; Курск: «Университетская книга», 2020. - 199 с.

2. Emelin V.A., Rasskazova E.I., Tkhostov A.Sh. Psychological consequences of information technology development // National Psychological Journal. 2012. N° 1(7). P. 81-87.

3. Lo S. The nonverbal communication functions of emoticons in computer-mediated communication // Cyber Psychology & Behavior. 2008. № l. 11(5). P. 595-597.

4. Salovey P., Mayer D. Emotional intelligence // Imagination, Cognition and Personality. 1990. Vol. 9, No 3. P. 185-211.

ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИИ ПОДРОСТКОВ С ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОСТИНОЙ

Декина Елена Викторовна (Тула, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. E-mail: kmppedagogika@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы позитивной профилактики девиантного поведения детей и молодежи. Представлены результаты исследования, уделяется внимание разработке проекта в условиях театрально-психологической гостиной, направленного на психопрофилактику зависимостей в молодежной среде, включенности педагога, психолога в работу с подростками посредством театральных постановок, отвечающих на вызовы современности.

Ключевые слова: подростковый возраст, девиантное поведение, игровая зависимость, профилактика, театрально-психологическая гостиная.

PREVENTION OF AGGRESSION OF ADOLESCENTS WITH GAMBLING ADDICTION THROUGH THEATRICAL AND PSYCHOLOGICAL LIVING ROOM Dekina Elena Viktorovna (Tula, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University. E-mail: kmppedagogika@yandex.ru

Abstract. The article deals with the issues of positive prevention of deviant behavior of children and youth. The results of the study are presented, attention is paid to the development of a project in the conditions of a theatrical and psychological living room, aimed at the psychoprophylaxis of addictions in the youth environment, the involvement of a teacher, a psychologist in working with adolescents through theatrical performances that respond to the challenges of our time.

Keywords: adolescence, deviant behavior, gambling addiction, prevention, theatrical and psychological living room.

Девиантное поведение рассматривается как отклоняющееся от социальных и психологических норм поведение, приводящее к нарушению качества жизни человека, что в итоге, приводит к состоянию социальной дезадаптации личности [3]. Педагогический подход рассматривает феномен девиантного поведения через постановку задач воспитания, развития и обучения обучающихся. Психологический подход основан на выделении видов отклоняющего поведения и определении направлений их профилактики. За агрессивным поведением подростков часто скрываются внутриличностные проблемы, поэтому необходима не только диагностика, но и коррекция девиантного поведения, агрессивных тенденций. Е.В. Гребенкин к причинам агрессивного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.