Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИИ ПОДРОСТКОВ С ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОСТИНОЙ'

ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИИ ПОДРОСТКОВ С ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОСТИНОЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
132
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подростковый возраст / девиантное поведение / игровая зависимость / профилактика / театрально-психологическая гостиная / adolescence / deviant behavior / gambling addiction / prevention / theatrical and psychological living room

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Декина Елена Викторовна

В статье рассматриваются вопросы позитивной профилактики девиантного поведения детей и молодежи. Представлены результаты исследования, уделяется внимание разработке проекта в условиях театрально-психологической гостиной, направленного на психопрофилактику зависимостей в молодежной среде, включенности педагога, психолога в работу с подростками посредством театральных постановок, отвечающих на вызовы современности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Декина Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF AGGRESSION OF ADOLESCENTS WITH GAMBLING ADDICTION THROUGH THEATRICAL AND PSYCHOLOGICAL LIVING ROOM

The article deals with the issues of positive prevention of deviant behavior of children and youth. The results of the study are presented, attention is paid to the development of a project in the conditions of a theatrical and psychological living room, aimed at the psychoprophylaxis of addictions in the youth environment, the involvement of a teacher, a psychologist in working with adolescents through theatrical performances that respond to the challenges of our time.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИИ ПОДРОСТКОВ С ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОСТИНОЙ»

доносят до собеседника свои переживания. При этом, предпочтения в используемых средствах у исследуемых групп также различны, что указывает на потенциальные ситуации недопонимания, появления разных смыслов при использовании одних и тех же средств выражения эмоций.

Активное включение цифровой коммуникации во взаимодействие педагога и обучающихся и описанные выше результаты подтверждают необходимость всестороннего изучения современного педагогического общения и разработки рекомендаций по его организации в условиях гибридизации образовательной среды.

Литература

1. Панов В.И., Патраков Е.В. Цифровизация информационной среды: риски, восприятие, взаимодействия: монография. - М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО»; Курск: «Университетская книга», 2020. - 199 с.

2. Emelin V.A., Rasskazova E.I., Tkhostov A.Sh. Psychological consequences of information technology development // National Psychological Journal. 2012. N° 1(7). P. 81-87.

3. Lo S. The nonverbal communication functions of emoticons in computer-mediated communication // Cyber Psychology & Behavior. 2008. № l. 11(5). P. 595-597.

4. Salovey P., Mayer D. Emotional intelligence // Imagination, Cognition and Personality. 1990. Vol. 9, No 3. P. 185-211.

ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИИ ПОДРОСТКОВ С ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОСТИНОЙ

Декина Елена Викторовна (Тула, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. E-mail: kmppedagogika@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы позитивной профилактики девиантного поведения детей и молодежи. Представлены результаты исследования, уделяется внимание разработке проекта в условиях театрально-психологической гостиной, направленного на психопрофилактику зависимостей в молодежной среде, включенности педагога, психолога в работу с подростками посредством театральных постановок, отвечающих на вызовы современности.

Ключевые слова: подростковый возраст, девиантное поведение, игровая зависимость, профилактика, театрально-психологическая гостиная.

PREVENTION OF AGGRESSION OF ADOLESCENTS WITH GAMBLING ADDICTION THROUGH THEATRICAL AND PSYCHOLOGICAL LIVING ROOM Dekina Elena Viktorovna (Tula, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University. E-mail: kmppedagogika@yandex.ru

Abstract. The article deals with the issues of positive prevention of deviant behavior of children and youth. The results of the study are presented, attention is paid to the development of a project in the conditions of a theatrical and psychological living room, aimed at the psychoprophylaxis of addictions in the youth environment, the involvement of a teacher, a psychologist in working with adolescents through theatrical performances that respond to the challenges of our time.

Keywords: adolescence, deviant behavior, gambling addiction, prevention, theatrical and psychological living room.

Девиантное поведение рассматривается как отклоняющееся от социальных и психологических норм поведение, приводящее к нарушению качества жизни человека, что в итоге, приводит к состоянию социальной дезадаптации личности [3]. Педагогический подход рассматривает феномен девиантного поведения через постановку задач воспитания, развития и обучения обучающихся. Психологический подход основан на выделении видов отклоняющего поведения и определении направлений их профилактики. За агрессивным поведением подростков часто скрываются внутриличностные проблемы, поэтому необходима не только диагностика, но и коррекция девиантного поведения, агрессивных тенденций. Е.В. Гребенкин к причинам агрессивного

поведения относит низкий уровень самооценки и воспитания, отклоняющееся поведение и т.д. [1]. Агрессия может быть признаком неудовлетворенных потребностей, социально-психологической дезадаптации, обусловлена не только психологическими, но и социальными факторами, поэтому необходимо обращение к воспитательной работе, подготовке педагогов и психологов к работе с современными детьми.

Общение с друзьями в реальной жизни сменилось диалогами в социальных сетях, а досуговые развлечения - на компьютерные игры. Появился новый вид психологического расстройства -игровая зависимость, которая выражается в таких психопатологических симптомах, как неспособность подростков переключаться на другие развлечения, чувство мнимого превосходства над окружающими, оскудение эмоциональной сферы, общения со сверстниками. Некоторые компьютерные игры провоцируют агрессивное поведение.

Актуальность исследования связана с поиском новых средств профилактики девиантного поведения, формирования мотивации к инновационной деятельности у педагогов образовательного учреждения, дополнительного образования и т.д. [4]. Происходит развитие новых компетенций у педагогов, актуализируется работа по созданию и реализации инновационных программ и проектов, направленных на расширение условий для реализации системы позитивной профилактики вредных привычек среди детей и молодежи, поддержку и стимулирование творческой активности обучающихся.

Цель статьи: выявить особенности агрессивного поведения подростков с игровой зависимостью, разработать программу профилактики агрессии подростков с игровой зависимостью посредством театрально-психологической гостиной.

Диагностическая программа исследования включала следующие методики: опросник уровня агрессивности Басса-Дарки, тест Такера на выявление игровой зависимости, методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлор в адаптации Т.А. Немчинова, тест А. Ассингера (Оценка агрессивности в отношениях), анкетирование подростков. В исследовании приняли участие 20 учащихся с девиантным поведением 8-9 классов (Плавский район, Тульская область).

Анализ результатов исследования по опроснику Басса-Дарки показал, что по шкале враждебности у 40 % испытуемых выявлен высокий уровень враждебности, у 50 % - средний и у 10 % - низкий уровень; по шкале агрессивности у 30 % - высокий, у 60 % - средний и у 10 % -низкий уровень. Результаты исследования по тесту Такера на выявление игровой зависимости показали, что у 30 % испытуемых наблюдается высокая вероятность зависимости к компьютерным играм с возможностью утраты контроля над влечением к ним, в группе риска находятся 50 % испытуемых, у 20 % испытуемых не было выявлено игровой зависимости. Анализ методики измерения уровня тревожности Дж. Тейлор в адаптации Т.А. Немчинова показал, что у 30 % обучающихся выявлен высокий уровень тревоги, у 30 % - средний с тенденцией к высокому, у 20 % - средний с тенденцией к низкому, у 20 % - низкий уровень тревоги. Тест А. Ассингера (Оценка агрессивности в отношениях) показал, что высокий и средний уровень выявлен у 40 % обучающихся соответственно, низкий уровень - у 20 %. В целом по группе высокий уровень зависимости от компьютерных игр выявлен у 50 % испытуемых, для 20 % исследуемых характерна некоторая зависимость от компьютерных игр.

Рассмотрим направление позитивной профилактики девиантного поведения подростков. Театральная деятельность - это творческая деятельность ребенка, связанная с моделированием образов, отношений, использованием мимики, жестов, пантомимы и т.д., развитием личности и индивидуальности подростка, сплочением детского коллектива [2]. Занимаясь в данной сфере, подростки удовлетворяют потребность в самореализации и самовыражении. Театрально-психологическая гостиная как метод профилактики агрессивного поведения с игровой зависимостью является эффективным не только для предотвращения отклоняющегося поведения, но и для индивидуально-личностного развития подростков [5]. Данная форма включает проектирование занятий - встреч, в рамках которых театральные элементы сочетаются с психолого-педагогической работой, происходит взаимодействие с подростками через театральные постановки на принципах «равный - равному». В процессе работы такой творческой площадки атмосфера располагает к диалогу, высказыванию и проигрыванию ситуации, обсуждению и выстраиванию путей ее решения. Для педагога - наставника важно выявить актуальную проблему, собрать творческую группу детей, продумать формы и технологии взаимодействия, так как театрально-

психологическая гостиная — это место, куда может прийти обучающийся, желающий лучше понять себя, свой внутренний мир, научиться ориентироваться в современной окружающей действительности, решить проблемы. Такие занятия помогают раскрытию эмоциональности ребенка, его творческого и личностного потенциала. Подросток имеет возможность выразить свои чувства, разрешить свои внутренние конфликты. Активное участие в творческом процессе позволяет расширить границы мировосприятия. В целом, театральная деятельность обогащает опыт общения ребенка, дает возможность осознать свои возможности, индивидуальность во взаимодействии с другими участниками творческого процесса.

Период изоляции по время пандемии способствовал увеличению игровой зависимости среди детей и молодежи, поэтому особенно важна психопрофилактика зависимостей в молодежной среде. Был разработан проект, связанный не только с выявлением проблемных ситуаций, но и с их последующим анализом и составлением кейсов для последующего представления посредством театра-экспромта. В результате «живой» диалог участвующих направлен на устранение источников переживаний путем рационального мышления и формирование копинг-стратегий. Обучающиеся в рамках театральной гостиной выступают не только в роли зрителей, но и становятся непосредственными участниками всего процесса работы над поиском решений из проблемной ситуации, описанной в кейсе. Участники смогут выстроить траекторию поведения применительно к ситуации, определить свой индивидуальный стиль поведения, проанализировать социальные факторы возникновения подобных ситуаций, понять переживания других людей (родителей, друзей), включенных в ситуацию. Все это является важными параметрами формирования эмоциональной стабильности, личного благополучия ребенка. Появившиеся огромные возможности общения в сети Интернет не заменяют межличностного общения, когда люди чувствуют друг друга, поддерживают зрительный контакт, сопереживают собеседнику и т.д. Проект предполагает работу с младшими школьниками, подростками, старшеклассниками, причем разработка кейса для последующего театрального воспроизведения составляется с учетом возрастных особенностей детей. Работа по проекту способствует выстраиванию психолого-педагогического взаимодействия в системе «ученик-учитель», «ученик-ученик», «ученик-родитель». Проигрывание проблемных ситуаций создает возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых. При этом важно, что театральные элементы гармонично сочетаются с психолого-педагогической и социальной работой педагога и психолога с детьми и молодежью. Театральные постановки способствуют осознанию важной информации, пониманию ситуации, проработке своих внутренних переживаний, конфликтов со сверстниками и взрослыми, проблем. В процессе одной встречи может быть изменение негативных установок, улучшение навыков преодоления трудных жизненных ситуаций. Одна из основных задач данных мероприятий - формирование у обучающихся негативного отношения к проявлениям асоциального поведения. Такое взаимодействие способствует формированию новых принципов и методов работы; информационному, методическому, психолого-педагогическому обеспечению профилактики девиантного поведения детей и молодежи.

Литература

1. Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе. - Ростов на Дону, 2016. - 157 с.

2. Григорьева О.А. Школьная театральная педагогика. - М.: Изд-во «Планета музыки», 2015. -

256 с.

3. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / Под ред. В.А. Никитина. - М.: ВЛАДОС, 1996. - 147 с.

4. Декина Е.В., Шалагинова К.С. Эффективная мотивация к инновационной деятельности у педагогов дополнительного образования, взаимодействующих с различными категориями детей // Бизнес. Образование. Право. 2022. № 1 (58). С. 385-389.

5. Сафонова М.В., Тихонова Д.А. Театрально-психологическая гостиная: необычная форма группового консультирования старшеклассников // Вестник практической психологии образования. 2015. №> 3 (44). С. 55-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.