Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ К УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ КОЛЛЕДЖА: ДИАГНОСТИКА И СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ К УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ КОЛЛЕДЖА: ДИАГНОСТИКА И СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
367
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СТУДЕНЧЕСТВО / ДИАГНОСТИКА / СОПРОВОЖДЕНИЕ / НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Декина Елена Викторовна, Шалагинова Ксения Сергеевна

В статье приведен опыт работы с первокурсниками - студентами медицинского колледжа в период адаптация. Адаптация студента в профессиональном образовательном учреждении рассматривается как элемент в системе учебно-профессиональной деятельности, результативность которого определяется различными факторами, во многом - индивидуально-психологическими особенностями обучающегося, его личностными, поведенческими качествами, ценностными ориентациями, активностью и инициативностью, мотивами и т. д. Исследование проводилось на базе ГПОУ “Тульский областной медицинский колледж” г. Тулы со студентами первого курса в количестве 270 студентов и 135 родителей студентов. Проведенная диагностика позволила выявить особенности социально-психологической адаптации студентов к учебно-воспитательному процессу колледжа и наметить мишени психологического воздействия. На основе результатов диагностики была составлена программа, направленная на повышение адаптационного потенциала студентов в новой образовательной среде, создание благоприятной психологической атмосферы в группах первокурсников, психическое и личностное развитие обучающихся в соответствии с индивидуальными возможностями, показавшая свою эффективность. Основные задачи по содействию адаптации первокурсников к профессиональной образовательной среде колледжа сводятся к подготовке первокурсников к новым условиям обучения, установлению и поддержанию социального статуса первокурсников в новом коллективе, формированию у первокурсников позитивных учебных мотивов, предупреждению и снятию у первокурсников психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Декина Елена Викторовна, Шалагинова Ксения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF MEDICAL STUDENTS TO THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE COLLEGE: DIAGNOSTICS AND MODERN DIRECTIONS OF WORK

The article presents the experience of working with first-year medical college students during the adaptation period. Adaptation of a student in a professional educational institution is considered as an element in the system of educational and professional activities, the effectiveness of which is determined by various factors, in many respects-the individual psychological characteristics of the student, his personal, behavioral qualities, value orientations, activity and initiative, motives, etc. The study was conducted on the basis of the State Educational Institution “Tula Regional Medical College” of Tula with first-year students in the number of 270 students and 135 parents of students. The conducted diagnostics allowed to identify the features of the socio-psychological adaptation of students to the educational process of the college and to identify the targets of psychological impact. Based on the results of the diagnosis, a program was drawn up aimed at increasing the adaptive potential of students in a new educational environment, creating a favorable psychological atmosphere in groups of first-year students, mental and personal development of students in accordance with individual capabilities, which has shown its effectiveness. The main tasks of promoting the adaptation of first-year students to the professional educational environment of the college are to prepare first-year students for new learning conditions, to establish and maintain the social status of first-year students in a new team, to form positive learning motives in first-year students, to prevent and remove psychological and physical discomfort associated with the new educational environment.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ К УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ КОЛЛЕДЖА: ДИАГНОСТИКА И СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2021, №2, Том 9 / 2021, No 2, Vol 9 https://mir-nauki.com/issue-2-2021.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/24PSMN221.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Декина Е.В., Шалагинова К.С. Социально-психологическая адаптация студентов-медиков к учебно-воспитательному процессу колледжа: диагностика и современные направления работы // Мир науки. Педагогика и психология, 2021 №2, https://mir-nauki.com/PDF/24PSMN221.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Dekina E.V., Shalaginova K.S. (2021). Socio-psychological adaptation of medical students to the educational process of the college: diagnostics and modern directions of work. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(9). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/24PSMN221.pdf (in Russian)

УДК 159.9.07

Декина Елена Викторовна

ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого», Тула, Россия

Кандидат психологических наук, доцент E-mail: kmppedagogika@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4995-9071

Шалагинова Ксения Сергеевна

ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого», Тула, Россия

Доцент

Кандидат психологических наук, доцент E-mail: shalaginvaksenij a99@yandex. ru

Социально-психологическая адаптация студентов-медиков к учебно-воспитательному процессу колледжа: диагностика и современные

направления работы

Аннотация. В статье приведен опыт работы с первокурсниками - студентами медицинского колледжа в период адаптация. Адаптация студента в профессиональном образовательном учреждении рассматривается как элемент в системе учебно-профессиональной деятельности, результативность которого определяется различными факторами, во многом - индивидуально-психологическими особенностями обучающегося, его личностными, поведенческими качествами, ценностными ориентациями, активностью и инициативностью, мотивами и т. д.

Исследование проводилось на базе ГПОУ "Тульский областной медицинский колледж" г. Тулы со студентами первого курса в количестве 270 студентов и 135 родителей студентов. Проведенная диагностика позволила выявить особенности социально-психологической адаптации студентов к учебно-воспитательному процессу колледжа и наметить мишени психологического воздействия. На основе результатов диагностики была составлена программа, направленная на повышение адаптационного потенциала студентов в новой образовательной среде, создание благоприятной психологической атмосферы в группах первокурсников, психическое и личностное развитие обучающихся в соответствии с индивидуальными возможностями, показавшая свою эффективность. Основные задачи по содействию адаптации первокурсников к профессиональной образовательной среде колледжа сводятся к подготовке первокурсников к новым условиям обучения, установлению и

поддержанию социального статуса первокурсников в новом коллективе, формированию у первокурсников позитивных учебных мотивов, предупреждению и снятию у первокурсников психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой.

Ключевые слова: адаптация; учебно-воспитательный процесс; студенчество; диагностика; сопровождение; направления работы

Введение

Проблема социально-психологической адаптации студентов приобретает все большую актуальность. Значительная часть современных студентов испытывает сложности в саморазвитии, выстраивании индивидуальной траектории профессионального образования в условиях изменяющейся действительности, межличностных отношений с однокурсниками и преподавателями. Наиболее уязвимыми во многих отношениях являются студенты первого курса. Впервые на проблему адаптации студентов к учебному заведению обратили внимание ученые психологической школы Б.Г. Ананьева. Социально-психологическую адаптацию изучали Ф.Б. Березин, Л.С. Выготский, В.С. Ильин, Е.И. Исаев, С.А. Ларионова, И.А. Милославова, Е.В. Мороденко, А.А. Началджян, Г.Г. Овчинникова, А.А. Реан, Н.А. Свиридов, В.И. Слободчиков и др.

О.А. Воскрекасенко, С.Н. Игошин отмечают, что успешная адаптация обучающихся первого курса к образовательной среде колледжа выступает основой профессиональной адаптации и залогом успешного становления будущего специалиста [1]. Важным условием действенного решения проблемы эффективной адаптации обучающихся в образовательной организации среднего профессионального образования является организация сопровождения с учётом всей совокупности вызывающих у студентов затруднения факторов.

Социально-психологическая адаптация направлена на приспособление индивида к группе, выработку собственного стиля поведения, индивидуально-ориентированных направлений в новых условиях обучения и воспитания. Отрезок времени между окончанием школы и началом обучения в колледже очень короткий, и именно здесь актуализируются поставленные цели, вопросы профессионального самоопределения и саморазвития, происходит переосмысление своих привычек и поведения, в результате чего появляются новые качества, такие как самостоятельность, любознательность, инициативность, которые способствуют выполнению новой социальной роли студента. Перед студентом возникают трудности, связанные с тем, что приходится привыкать ко всему новому - однокурсникам, преподавателям, формам отчетности, обучения и т. д. Кроме того, перед молодым человеком стоит задача приложения своих сил и способностей, самореализации в различных видах деятельности (учебно-профессиональной, научной, творческой и т. д.), выстраивания перспектив своей жизни, преобразования межличностных отношений [2; 3].

Адаптация молодого человека в профессиональном образовательном учреждении является важным составным элементом в системе учебно-профессиональной деятельности, изменяет характер связей, отношений студента к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса, определяется различными факторами: индивидуально-психологическими особенностями обучающегося, его личностными, поведенческими качествами, ценностными ориентациями, активностью и инициативностью, мотивами и т. д. [4; 5].

Ф.И. Иващенко отмечает, что в образовательном учреждении происходит расширение социальных контактов, поэтому необходимо проектировать такую образовательную среду, в условиях которой обучающийся будет получать опыт самостоятельной деятельности, проявления активной позиции, самоорганизации [6].

https:// mir-nauki. com

Меняются формы и режим обучения, способы организации учебного процесса. А.А. Адаскина и Н.А. Мелюхина отмечают важность выбора у участников образовательного процесса, который базируется на результатах исследований [7].

Родители, равно как и дети, являются субъектами образовательного процесса, в силу чего считаем важным не только знать их мнение об особенностях детей, проблемах, видении учебно-воспитательного процесса и т. д., но и учитывать его при планировании работы. А.В. Литвинова изучает психологическую сепарацию от родителей как условие, детерминирующее развитие целеполагания в студенческом возрасте [8].

Н.В. Самойленко и Е.В. Дьяченко обращают внимание на подготовку будущих медиков, в частности, на содержание смысловых категорий образа пациента в начале и по окончании обучения [9]. Содержание образа пациента можно целенаправленно формировать при организации учебного процесса [4].

Наравне с другими трудностями и проблемами, у студентов колледжа могут иметь место проблемы с девиантным поведением. В этом направлении интерес вызывает исследование О.Г. Кравцова, который отмечает, что есть качественные отличия девиантов от обычных сверстников, приводит результаты исследований творческих способностей у несовершеннолетних правонарушителей и нормальных подростков [10].

Кучеренко П.А., Коровяковский Д.Г., Антонова Н.В., Хромова Н.М., Майстрович Е.В. рассматривают профилактику девиантного поведения через волонтерскую деятельность [11]. В работе со студенческой молодежью актуальны позитивные формы профилактики девиантного поведения молодежи через их включение в спортивно-оздоровительную, творческую, добровольческую, будущую профессиональную деятельность, начиная с первого курса [12].

В настоящее время во многом в силу сложившихся условий приоритетным направлением работы со студентами является медицинское добровольчество. Волонтеры-медики работают не только в стенах медицинских организаций, но и ведут активную информационную, консультационную, досугово-развлекательную деятельность. Добровольцы в сфере здравоохранения проходят специальную подготовку, слушают лекции, посещают мастер-классы, учатся оказывать качественную психологическую помощь, проводят уроки первой помощи для школьников и т. д. [13; 14].

И.Б. Авакян и Г.А. Виноградова указывают на важность инновационной готовности педагогических коллективов к работе со студенческой молодежью [15]. Данный подход представляется актуальным, так как от подготовки преподавателя, куратора, наставника зависит готовность и способность к использованию инновационных технологий в работе со студенческой молодежью, в том числе на этапе начального периода обучения в вузе.

О.В. Якимова отмечает, что доброжелательность и внимание куратора группы способствуют сокращению сроков адаптации первокурсников к условиям профессионального образовательного учреждения. При этом, по мнению М.В. Екатеринина, не всегда студенты обращаются за помощью к куратору [5].

Михайлова Л.В., Мохаммад Амин Н.А., Авилова Т.М., Чумаков В.И. рассматривают в качестве важного условия процесса психолого-педагогической адаптации активную совместную деятельность в системе «преподаватель - студент» [3]. При этом обучающийся самостоятельно находит приемлемые для себя способы и пути достижения конкретной образовательной цели, а преподаватель - обеспечивает эффективные условия для ее достижения.

Л.П. Даниленко рассматривает социально-психологическую адаптацию личности студентов в качестве целостной системы [2]. В.В. Тищенко отмечает, что повысить уровень

адаптационных возможностей студентов призвана комплексная программа психологического сопровождения, которая должна быть включена в воспитательные мероприятия колледжа [16].

Таким образом, успешная адаптация является залогом дальнейшего развития студента в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения. В связи с этим актуальность приобретает исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих в учебно-профессиональной деятельности на начальном этапе обучения студента, а также проектирование направлений успешной социально-психологической адаптации.

Методы и материалы

Исследование проводилось на базе ГПОУ "Тульский областной медицинский колледж" г. Тулы. В исследовании приняли участие студенты первого курса в количестве 270 студентов и 135 родителей студентов.

Цель исследования: выявить особенности социально-психологической адаптации студентов к учебно-воспитательному процессу колледжа. Диагностическая программа включала следующие методики: методика диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой), «Оценка психологического климата группы» (А.Н. Лутошкин), тест определения индекса групповой сплоченности (К. Сишор), методика «Виды агрессивности» (Л.Г. Почебут), опросник «Родителей оценивают дети (РОД)» (И.А. Фурманов и А.А. Аладьин).

Результаты исследования и их обсуждение

После проведения диагностического обследования были проанализированы полученные результаты, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сводная таблица результатов исследования

Наименование показателей Г Р У П П А

мс A9I мс Б9! мс BI мс П ф 9I лт 9I лд AI лд Б! лд BI

Общее количество студентов, имеющих потенциальную склонность к формированию психологических трудностей 16 % 66 % 46 % 50 % 29 % 40 % 37 % 30 % 30 %

Негативная оценка своего актуального психологического состояния 6 % 16 % 6 % 6 % 13 % 12 % _ _ _

Трудности в межличностных отношениях 10 % 26 % 33 % 23 % 13 % 20 % 10 % 3 % 6 %

Трудности в построении адекватной самооценки 10 % 20 % 13 % 26 % 10 % 12 % 13 % 16 % 6 %

Из таблицы видно, что в группе мс А9! отмечается самое малое количество студентов, имеющих потенциальную склонность к возникновению психологических трудностей. Обращает на себя внимание следующая закономерность - в группах, обучающихся на базе среднего общего образования (11 классов), отсутствуют студенты, имеющие негативное психологическое состояние, что, скорее всего, объясняется возрастом обучающихся, «зрелостью» и, как следствие, более высоким уровнем адаптивности к различным ситуациям в обучении и взаимодействии с окружающими. В случае с обучающимися на базе основного общего образования (9 классов) мы сталкиваемся с наличием проблем, обусловленных, на наш

взгляд, близостью подросткового кризиса, несформированностью и незрелостью личностных установок.

Представим динамику психологических особенностей и склонностей студентов первого года обучения (таблица 2).

Таблица 2

Динамик психологических особенностей и склонностей студентов первого года обучения

Критерии 2018-2019 2019-2020 2020-2021

Негативная оценка своего актуального психологического состояния 13 % 18 % 8 %

Трудности в межличностных отношениях 33 % 27,9 % 16 %

Трудности в построении адекватной самооценки 45,3 % 27,2 % 14 %

Из таблицы 2 видно, что с 2018-2019 учебного года - периода начала реализации программы по психологическому сопровождению адаптации студентов колледжа значительно снизился риск возникновения психологических трудностей и проблем, связанных с межличностными отношениями и самооценкой.

Представим анализ психологических причин возникновения и развития негативных детско-родительских отношений.

Отсутствие серьезных психологических проблем, психо ло гическая компетентность родителей

Наличие психологических проблем в сфере детско-родительских отношений

Рисунок 1. Результаты исследования по методике «Родителей

оценивают дети (РОД)» (И.А. Фурманов и А.А. Аладьин) (составлено авторами)

У 34 % опрошенных первокурсников в период адаптации выявлены психологические проблемы в сфере детско-родительских отношениях, у 66 % данные проблемы отсутствуют: отмечается положительный психологический климат в семье, родители психологически компетентны, присутствует взаимопонимание и принятие.

На рисунках 2-3 приведены основные категории причин возникновения проблем в сфере детско-родительских отношений.

Анализ результатов позволяет говорить о дефиците общения, частых конфликтах, неконструктивной родительской позиции, отмеченной студентами, а также непонимании интересов ребенка - первокурсника со стороны родителей, использовании жестких мер наказания, отсутствие веры в ребенка.

Методика «Виды агрессивности Почебут» проводилась как в диагностических, так и в коррекционно-развивающих целях. У студентов была возможность познакомиться с уровнем собственной агрессивности, понять возможные причины и следствия своих эмоциональных реакций и поведения, оценить конструктивность и приемлемость их использования, обсудить и наметить пути и способы профилактики, в случае необходимости, коррекции. У 90 % испытуемых выявлен средний уровень агрессивности, тогда как 10 % выборки заявили о желании и готовности к психологической работе.

34%

80% -

60%

60% 40% 20% 0%

Категория 1

■ Непонимание интересов ребенка, трудности нахождения общих тем в общении

■ Негативное отношение к наличию личных секретов у ребенка, отсутствие дистанции, личного пространства

■ Жесткие рамки воспитания, строгость, наказания

■ Отсутствие веры в способности ребенка, низкая оценка его достижений

Рисунок 2. Результаты исследования по методике «Родителей оценивают дети (РОД)» (И.А. Фурманов и А.А. Аладьин) - результаты анкетирования родителей (составлено авторами)

60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

■ Дефицит общения с родителями ■ Отсутсвие доверительных отношений

■ Частые конфликты в семье ■ Строгость воспитания

Рисунок 3. Результаты исследования по методике «Родителей оценивают дети (РОД)» (И.А. Фурманов и А.А. Аладьин) - результаты анкетирования студентов (составлено авторами)

В качестве примера приведем структуру учебной мотивации студентов первого года разных групп.

мс А91 - 1. Саморазвития (28 %); 2. Достижения (27 %); 3. Познавательные (19 %). мс Б91 - 1. Достижения (21 %); 2. Саморазвития (20 %); 3. Познавательные (18 %). мс B9I - 1. Познавательные (23 %); 2. Саморазвития (19 %); 3. Позиция «студент»

(17 %).

мс Г91 - 1. Эмоциональные (23 %); 2. Достижения (18 %); 3. Позиция «студент» (15 %).

Представим (рис. 4) результаты диагностики групповой сплоченности и характера психологического климата в учебных группах первого года обучения. Наиболее положительно оценили свою группу студенты лд А111 (50 %) и студенты группы мс А91 (53 %). В данных группах преобладают сотрудничество и сплоченность, положительный психологический

50%

климат. Наименее положительно оценили свою группу студенты лд В111 (всего 23 %). В данной группе преобладают поверхностные межличностные отношения, возможны конфликты и конкуренция.

Результаты диагностики групповой сплоченности и характера психологического климата

100% 80% 60% 40% 20% 0%

53% 46% 48% 50%

¡11

30%

мс A9I мс Б91 мс B9I мс Г91

лт 9I

ф 91 лд А111 лд Б111 лд В111

■ Количество студентов, оценивших свою группу положительно

■ Количество студентов, оценивших свою группу отрицательно или затрудняющиеся с оценкой

Рисунок 4. Результаты исследования групповой сплоченности студентов (составлено авторами)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отдельно приведем характеристику социально-психологической адаптации студентов первого года обучения, проживающих в общежитии.

Привыкание к новому распорядку Оценка отношений с соседями Оценка уровня жилищных условий Предпочтительное место жительства Продуктивность подготовки к занятиям

5%

. 89%

0

%

66%

84%

0%

20%

100%

I Положительные оценки

40% 60% 80% 100% I Негативные оценки

120%

Рисунок 5. Характеристика социально-психологической адаптации студентов первого года обучения, проживающих в общежитии (составлено авторами)

Источником трудностей для студентов, главным образом, является привыкание к отрыву от семейной жизни с родителями в привычном пространстве, трудность уединения при подготовке к занятиям, а также некоторая неудовлетворенность жилищными условиями. Характер межличностных отношений студенты в 100 % случае оценили положительно.

На основе результатов диагностики была составлена программа, направленная на повышение адаптационного потенциала студентов в новой образовательной среде, создание благоприятной психологической атмосферы в группах первокурсников, психическое и личностное развитие обучающихся в соответствии с индивидуальными возможностями.

Основными задачами по содействию адаптации первокурсников к профессиональной образовательной среде колледжа служит1'2:

1. Подготовка первокурсников к новым условиям обучения.

2. Установление и поддержание социального статуса первокурсников в новом коллективе.

3. Формирование у первокурсников позитивных учебных мотивов.

4. Предупреждение и снятие у первокурсников психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой.

Программа включает три этапа. Рассмотрим задачи каждого этапа:

1 этап - оценить соматический, психологический и социальный статус студентов нового набора, их информирование об условиях, организации и содержании учебной деятельности в колледже; оказать социально-психологическую поддержку вхождения бывших абитуриентов в новую образовательно-воспитательную среду.

2 этап - выявить основные проблемы адаптации студентов к новым образовательным условиям и указать пути их решения; определить способы устранения имеющихся противоречий; внести коррективы в организацию учебно-воспитательного процесса.

3 этап - использовать полученную информацию для групповой и индивидуальной работы с целью предотвращения проблемных ситуаций в образовательно-воспитательном процессе; организовать коррекционно-просветительскую работу со студентами для формирования сплоченных студенческих коллективов и помощи дезадаптированным студентам; проводить консультативную и коррекционную работу со студентами, родителями и педагогами.

Представим план мероприятий программы по направлениям деятельности:

Психодиагностика на этапе поступления/зачисления: определение сферы соответствия профессиональных интересов абитуриентов с характером учебной деятельности в медицинском колледже, эмпатических качеств, личностных психологических особенностей и мотивов освоения учебной деятельности; составление общего психологического портрета студента.

Аналитико-диагностическая деятельность: изучение личных дел студентов; наблюдение с последующим выявлением студентов, склонных к асоциальному, аддиктивному поведению, из неблагополучных семей, имеющих низкие адаптационные возможности; заполнение индивидуальных карт психолого-педагогического сопровождения студентов в адаптационный период; диагностика психологических особенностей и склонностей студентов первого года обучения; диагностика детско-родительских отношений; изучение психологического климата учебных групп, групповой сплоченности в учебном коллективе, структуры учебной мотивации, характера социально-психологической, адаптации студентов первого года обучения курса в общежитии.

Организация информационного обеспечения и групповая коррекционно-развивающая психолого-педагогическая деятельность: беседа со студентами «Давайте познакомимся», «Психологическая грамотность студента»; обучающий тренинг «Проблемно-разрешающее поведение в кризисной ситуации»; тренинг с элементами арт-терапии «Самораскрытие через

1 http://politeheao.ru/attachments/348 Программа%20адаптации%20первокурсников.pdf.

2 https://urok.1sept.ru/articles/505872.

спонтанное творчество»; классный час «Экзаменационный стресс. Пути преодоления». Групповая работа со студентами первого года обучения, проживающими в общежитии: обучающий тренинг «Стрессоустойчивость. Профилактика краудинг-стресса»; беседа со студентами «Психологический климат в микросреде общежития»; психологическая работа с родителями работа с родителями (групповые родительские собрания, общеколледжные); тематическая встреча родителями «Гармоничные детско-родительские отношения как ресурс удачной социально-психологической адаптации студентов первого года обучения».

Социально-психологическое просвещение обучающихся и их родителей через информационные стенды, информационный раздаточный материал, памятки, рубрика психолога в газете «коТОМКа новостей», информирование посредствам Интернет-ресурсов с возможностью обратной связи.

Индивидуальная консультативная и психокоррекционная работа со студентами: снятие состояния психического дискомфорта; коррекция тревожности; формирование положительной «Я-концепции»; принятие своего «Я»; коррекция самооценки; развитие навыков самосознания, самоконтроля, саморегуляции; предотвращение негативных изменений жизненного стиля; развитие целеполагания и целереализации; коррекция аффективно-волевой сферы, межличностных отношений, детско-родительских отношений; снижение агрессивности; поиск выхода из сложной жизненной ситуации; помощь в преодолении и осмыслении чувства одиночества, в самоопределении, поиске места в жизни, понимании себя, в определении профессиональной ориентации, в творческой самореализации, в выборе жизненной стратегии; отработка навыков владения собой в травмирующей ситуации; развитие уверенности в себе; обучение умению отстаивать свою позицию, навыкам принятия решений, критического мышления, способам выражения гнева в приемлемой форме; помощь в эмоциональном осознании своего поведения; с родителями и педагогами.

Результативность программы оценивается по критериям, связанным с характером и содержанием профессиональной подготовки, индивидуальными особенностями обучающегося, оказывающими влияние на характер протекания адаптационных процессов (социальная адаптивность как интегративная личностная характеристика, определяющая способность к адаптации, социальная зрелость, состояние физического и психологического здоровья и др.), с особенностями образовательной среды колледжа (психологический микроклимат в коллективе, готовность преподавателей к сопровождению адаптации студентов-первокурсников и др.); с особенностями семьи и семейного воспитания (стиль семейного воспитания и др.).

Проанализируем оценку студентами программы адаптации по материалам анкетирования студентов. 98 % отмечают важность проведенной работы психологического сопровождения. 90 % дали положительную оценку реализованной программе сопровождения. По мнению большинства студентов (79 %) большое значение для психолого-педагогического сопровождения адаптации имеет кураторская поддержка. 12 % отметили, что могут вполне обойтись без куратора. Для 9 % куратор студенческой группы не имеет значения.

Заключение

Отличительными особенностями социально-психологической адаптации студентов к учебно-воспитательному процессу колледжа являются следующие:

• наличие индивидуализации образовательного процесса;

необходимость учета запросов студентов и целей профессионального образования при организации психолого-педагогического сопровождения студентов;

обеспечение в позитивной мотивационно-эмоциональной среде взаимодействия преподавателей и студентов;

возможность повышение мотивации студентов к обучению в период начального обучения;

расширение возможностей при организации коммуникации, взаимодействия со студентом;

создание ситуаций успеха, включение во внеученую деятельность;

изучение системы личных отношений студента в группе для создания благоприятного эмоционального климата;

организация психолого-педагогического сопровождения различных категорий студентов (студенты с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью);

формирование психологической готовности преподавателей к использованию современных технологий в работе со студентами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воскрекасенко О.А., Игошин С.Н. Адаптация обучающихся колледжа как педагогическая проблема // Современные наукоемкие технологии. - 2020. - №42. - С. 272-276.

2. Даниленко Л.П. Особенности социально-психологической адаптации студентов при вхождении в вузовскую среду [Электронный ресурс] // Вестник Московского областного государственного университета. Серия: Психологические науки. 2020. №1. C. 101-109.

3. Михайлова Л.В., Мохаммад Амин Н.А., Авилова Т.М., Чумаков В.И. Междисциплинарный подход к психолого-педагогической адаптации студентов медицинского вуза // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2018. №4. С. 135-139.

4. Екатеринина М.В. Социально-психологические особенности адаптации студентов-первокурсников к обучению в медицинском колледже // Живая психология. 2017. Том 4. №1. С. 37-42.

5. Якимова О.В. Создание условий для адаптации первокурсников к учебному процессу в техникуме // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 20. - С. 2786-2790. - URL: http://e-koncept.ru/2014/54821.htm.

6. Иващенко Ф.И. Использование прошлых успехов учащихся для повышения их ответственности // Вопросы психологии. 2000. №2. С. 87-93.

7. Адаскина А.А., Мелюхина Н.А. Влияние режима обучения на показатели работоспособности школьников [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2020. Том 12. №2. C. 24-37. DOI: 10.17759/psyedu.2020120202.

https:// mir-nauki. com

8.

9.

10. 11.

12.

13.

14.

15.

16.

Литвинова А.В. Психологическая сепарация от родителей как условие развития целеполагания студентов [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2020. Том 12. №1. С. 59-71. DOI: 10.17759/psyedu.2020120105.

Самойленко Н.В., Дьяченко Е.В. Образ пациента как составляющая образа мира студентов при обучении в медицинском вузе [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2020. Том 12. №1. С. 122-138. DOI: 10.17759/psyedu.2020120109.

Кравцов О.Г. Проблема творчества в контексте изучения девиантного поведения [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. №1. С. 85-92. DOI: 10.17759/psyedu.2019110107.

Кучеренко П.А., Коровяковский Д.Г., Антонова Н.В., Хромова Н.М., Майстрович Е.В. Добровольчество и волонтерство как инструмент профилактики девиантного поведения подростков [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. №2. С. 51-63. doi: 10.17759/psylaw.2020100205.

Романцов М.Г., Мельникова И.Ю. Инновации в медицинском образовании посредством внедрения педагогических технологий // Успехи современного естествознания. - 2015. - №2. - С. 189-194.

Белокопытова Н.В., Пашин М.М., Салагай О.О., Надарейшвили Г.Г., Савчук П.О. Феномен медицинского волонтерства в Российской Федерации. Профилактическая медицина. 2018; 21(6): 23-25.

https://doi .org/ 10.17116/profmed20182106123.

Панюкова С.В., Сергеева В.С. Организационное и методическое обеспечение дистанционного обучения студентов с инвалидностью [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. №3. C. 72-83. Doi: 10.17759/psyedu.2019110306.

Авакян И.Б., Виноградова Г.А. Оценка инновационной готовности педагогических коллективов вузов [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2020. Том 12. №1. С. 16-30. DOI: 10.17759/psyedu.2020120102.

Тищенко В.В. Психологическое сопровождение первокурсников в процессе их адаптации к обучению // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 12. - С. 45-48. - URL: http://e-koncept.ru/2017/770221.htm.

24PSMN221

https:// mir-nauki. com

Dekina Elena Victoriana

Tula state pedagogical university named after L.N. Tolstoy, Tula, Russia

E-mail: kmppedagogika@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4995-9071

Shalaginova Ksenia Sergeevna

Tula state pedagogical university named after L.N. Tolstoy, Tula, Russia

E-mail: kmppedagogika@yandex.ru

Socio-psychological adaptation of medical students to the educational process of the college: diagnostics and modern directions of work

Abstract. The article presents the experience of working with first-year medical college students during the adaptation period. Adaptation of a student in a professional educational institution is considered as an element in the system of educational and professional activities, the effectiveness of which is determined by various factors, in many respects-the individual psychological characteristics of the student, his personal, behavioral qualities, value orientations, activity and initiative, motives, etc.

The study was conducted on the basis of the State Educational Institution "Tula Regional Medical College" of Tula with first-year students in the number of 270 students and 135 parents of students. The conducted diagnostics allowed to identify the features of the socio-psychological adaptation of students to the educational process of the college and to identify the targets of psychological impact. Based on the results of the diagnosis, a program was drawn up aimed at increasing the adaptive potential of students in a new educational environment, creating a favorable psychological atmosphere in groups of first-year students, mental and personal development of students in accordance with individual capabilities, which has shown its effectiveness. The main tasks of promoting the adaptation of first-year students to the professional educational environment of the college are to prepare first-year students for new learning conditions, to establish and maintain the social status of first-year students in a new team, to form positive learning motives in first-year students, to prevent and remove psychological and physical discomfort associated with the new educational environment.

Keywords: adaptation; educational process; students; diagnostics; support; areas of work

24PSMN221

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.