Уварина Наталья Викторовна, заместитель директора Профессионально-педагогического института ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», доктор педагогических наук, профессор, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Uvarina Natalya Viktorovna, Deputy Director of the Vocational Pedagogical Institute, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Буров, Е. Б. Адаптация студентов нового набора к обучению в профессиональной образовательной организации / Ю. Б. Буров // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 2 (30). — С. 119-124.
УДК 377 ББК 74.57
АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ НОВОГО НАБОРА К ОБУЧЕНИЮ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Ю. Б. Буров
В статье исследуется проблема адаптации студентов нового набора к обучению в профессиональной образовательной организации на примере ГБПОУ «Златоустовский педагогический колледж» с учетом опыта работы региональной инновационной площадки по интенсификации подготовки будущего учителя и площадки по внедрению в образовательный процесс колледжа технологий бережливого производства. Особое внимание уделяется необходимости формирования когнитивных, цифровых, аутопсихологических (регулятивных) метакомпетенций обучающихся через инновационные образовательные технологии и формы обучения и воспитания, индивидуализацию образования, самообразование в игровой achieve-логике. Приводятся примеры использования в практике колледжа элементов геймификации, тренинговой работы, индивидуализации обучения и воспитания через работу с маршрутной картой студента «Путь героя». В статье подчеркивается важность углубленной психологической диагностики первокурсников, приводятся примеры использования многофакторных и многоуровневых личностных тестов и опросников.
Ключевые слова: адаптация студентов, модель психолого-педагогического сопровождения адаптации, интенсификация подготовки будущего учителя, технология бережливого производства, метакомпетенции, геймификация обучения и воспитания, маршрутная карта студента, тренинг, диагностика.
Первый год обучения в профессиональной образовательной организации (далее — ПОО) для студентов — один из самых сложных и ответственных. По сравнению со школой в колледжах и техникумах значительно усложняются структура и условия образовательного процесса, увеличивается учебная нагрузка, меняются методы и формы преподавания. Первокурсники сталкиваются с большими трудностями когнитивного, коммуникативного, аутопсихологиче-ского характера. Отсутствие привычного учительского и родительского контроля, школьная «выученная беспомощность», недостаточная мотивация к выбранной профессии, неумение
анализировать нарастающий поток сложной научной информации в процессе интенсивного освоения общеобразовательных учебных дисциплин, трудности общения с однокурсниками и преподавателями, непрактичность и бытовая неустроенность, — вот неполный перечень дезадаптивных факторов начинающих профессиональный путь обучающихся ПОО. Проблемы студентов, с одной стороны, и просчеты в системе адаптации обучающихся нового набора в образовательных организациях, с другой стороны, приводят к сокращению контингента, снижению качества подготовки будущего специалиста.
Адаптация к обучению в ПОО, по мнению многих авторов, — это процесс и результат активного, творческого приспособления студента к особенностям учебно-воспитательного процесса образовательной организации. Основная цель адаптации — создание условий для всестороннего развития личности обучающегося, необходимого для успешного освоения основных и профессиональных компетенций.
Многие исследователи отмечают сложность, многофакторность адаптивного процесса, подчеркивают необходимость целенаправленной и последовательной работы по данному направлению. К основным принципам организации
процесса адаптации относятся: научность; системность; субъектность (студент — не пассивный потребитель помощи, а смыслопорождающий субъект); конвенциональность (нормы и правила не диктуются студенту, а закрепляются «общественным договором»); развитие (студент развивает личностный потенциал, осваивает универсальные способы решения жизненных проблем); технологичность; мобильность; вариативность [1]. Основные этапы, задачи и формы психолого-педагогического сопровождения (далее — 1111С) адаптации первокурсников ГБПОУ «Златоустов-ский педагогический колледж» (ЗПК) представлены ниже (табл. 1).
Таблица 1
Модель психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов нового набора
Этап Основные задачи Формы работы
Подготовительный - привлечение в колледж потенциальных абитуриентов, профориентационная работа; - осуществление набора абитуриентов на все специальности; - подготовка адаптационных мероприятий для будущих первокурсников - интерактивные концерты и выставки по школам; - игры дискуссионного клуба для старшеклассников; - иммерсивные познавательные арт-проекты; - совместные выступления команд КВН; - товарищеские спортивные встречи и соревнования; - школа юниоров для WorldSkills Russia; - циклы видеопередач медиацентра колледжа; - диагностика профессиональной направленности; - разработка сценариев основных мероприятий
Стартовый - установление контактов с администрацией, кураторами и студентами старших курсов; - принятие первокурсниками норм и правил жизнедеятельности в колледже; - создание условий для самореализации личности - торжественные ритуалы встречи первокурсников; - квесты и презентации студенческого совета; - творческие сборы первокурсников; - деловые игры по нормам и традициям колледжа; - тренинги по командообразованию; - презентация маршрутной карты студента; - ярмарка кружков и секций колледжа; - торжественное посвящение в студенты
Диагно стиче ский - выявление уровня обученности первокурсников; - диагностика индивидуальных и типологических особенностей первокурсников; - выявление образовательных потребностей первокурсников и потенциально проблемных зон в учебе, коллективе, быту и т. д. - входные контрольные срезы по основным учебным дисциплинам, оперативный малый педсовет; - интеллектуальные игры и квесты; - «час психологической диагностики» для групп; - тестирование познавательных стилей студентов; - социометрия и социологические мини-проекты; - индивидуальные встречи с педагогом-психологом; - собеседование и тренинги с директором ПОО; - анкетирование на тему «Удовлетворенность обучением»
Основной психолого-педагогическое сопровождение первокурсников по следующим направлениям: - социально-психологическое; - адаптационно-образовательное; - адаптационно-воспитательное; - адаптационно-оздоровительное - мероприятия для студентов нового набора по социально-психологическому, адаптивно-образовательному, адаптивно-воспитательному, адаптивно-оздоровительному направлениям в рамках утвержденной программы адаптации студентов нового набора «Я — студент ЗПК!»; - курсы и семинары для классных руководителей
Окончание таблицы 1
Этап Основные задачи Формы работы
Итоговый - анализ результатов ППС адаптации первокурсников; - выявление эффективности модели ППС адаптации первокурсников и внесение необходимых коррективов; - определение перспектив и проблемных зон работы со студентами нового набора - углубленное психологическое тестирование; - открытые уроки в группах нового набора; - промежуточная аттестация, контрольные срезы по основным учебным дисциплинам, - «психологический ликбез» для родителей; - анкетирование на тему «Удовлетворенность обучением»; - научно-методический совет по итогам сессии; - итоговый педсовет по адаптации первокурсников; - корректировка модели ППС колледжа
В число основных направлений адаптации первокурсников входят:
- социально-психологическое;
- адаптационно-образовательное;
- адаптационно-воспитательное;
- адаптационно-оздоровительное.
Ключевые события основного этапа адаптации по перечисленным выше направлениям представлены в таблице 2.
Организация процесса адаптации студентов нового набора в ГБПОУ «Златоустовский педагогический колледж» осуществляется с учетом опыта работы региональной инновационной площадки «Интенсификация процесса подготовки будущего учителя в ПОО» (далее — РИП) [2] и региональной программы по внедрению технологий бережливого производства «Эффективный регион». В рамках РИП уже с первого курса
у обучающихся колледжа последовательно формируются важнейшие, с точки зрения адаптации, навыки — когнитивные (навыки критического, системного, стратегического, креативного мышления), цифровые (навыки работы с онлайн-плат-формами, совместной проектной коммуникации в «цифровых песочницах»), аутопсихологиче-ские метакомпетенции (навыки управления физическими и психофизиологическими ресурсами, эмоциональной и мотивационно-волевой саморегуляции, тайм- и стресс-менеджмента, «цифровой диеты»), сформулированные в адаптивной модели будущего учителя инновационного типа ЗПК. Ключевые «навыки будущего» формируются у обучающихся ПОО через инновационные образовательные технологии и формы обучения и воспитания, индивидуализацию образования, самообразование в игровой achieve-логике.
Блок Сроки Ключевые события
Социально-психологический Сентябрь Презентация маршрутной карты студента «Путь героя», цикл встреч «Час психолога», директорский тренинг «Давайте познакомимся!»
Октябрь Диагностический блок маршрутной карты студента «Путь героя», социометрия, тренинги по командообразованию «Зайцы на острове»
Ноябрь Семинар-практикум «Персональный познавательный стиль студента», тренинги по креативности, анкетирование на тему «Удовлетворенность обучением»
Декабрь Социологические опросы, дискуссии со школьниками в рамках проекта «Легко ли быть молодым?», тренинги по ассертивности и лидерству
Январь Презентация книги рекордов колледжа «Путь героя», повторная социометрия, анкетирование на тему «Удовлетворенность обучением»
Адаптационно-образовательный Сентябрь Входные контрольные срезы по учебным дисциплинам, интеллектуальная игра, игра-эксперимент «Учение с увлечением»
Октябрь Дискуссионный проект «Образование будущего», просветительские пятиминутки, стендовый проект по когнитивным, цифровым и аутопсихологическим метакомпе-тенциям будущих учителей
Ноябрь Промежуточная аттестация, практикумы «Суперпамять» и «Интеллект-карты», проект «ЗПК: день игровых учебных занятий»
Декабрь Просветительские пятиминутки, проект «ЗПК: неделя тренировочных тестов», игра «Первая сессия в твоей жизни»
Январь Заседание научно-методического совета, персональные рекомендации, экспресс-всеобуч, наставничество «студент — студент», педсовет
Таблица 2
Ключевые события основного этапа адаптации студентов нового набора
Окончание таблицы 2
Блок Сроки Ключевые события
Адаптационно-воспитательный Сентябрь Творческий кампус «Путь героя», деловая игра «Идеальный студент», ярмарка кружков и секций «Твой выбор», посвящение в студенты
Октябрь День учителя, проект к юбилею ЗПК «Жизнь замечательных людей», профориента-ционный квест для школьников, выставка худграфа
Ноябрь Фестиваль КВН, открытие музея ЗПК, праздничный концерт ко дню рождения ЗПК, день артековской дружбы «Артек навсегда»
Декабрь Танцевальный конкурс «Стартинейджер», день приятных сюрпризов, новогодний праздничный квест «Зимняя сессия: приказано выжить!»
Январь Творческий отчет студенческого совета, профориентационный квест для школьников города «Путь героя: твой выбор», День студента
Адаптационно-оздоровительный Сентябрь Физкультурно-оздоровительная диспансеризация первокурсников, легкоатлетическая эстафета памяти В. С. Нестеровой, турслет
Октябрь День здоровья, начало работы спортивных секций и дополнительных курсов, соревнования первокурсников по волейболу, слет ГТО
Ноябрь День тренера, соревнования первокурсников по баскетболу, регби и мини-футболу, просветительские пятиминутки по ЗОЖ
Декабрь Соревнования первокурсников по настольному теннису, пятиминутки по профилактике девиантного поведения, флешмоб по цифровой диете
Январь Веселая студенческая эстафета, соревнования первокурсников по лыжным гонкам, презентация книги рекордов колледжа «Путь героя»
Приведем несколько примеров применения интенсификации образовательного процесса и внедрения технологий бережливого производства в адаптации первокурсников.
Геймификация. Перенос привычных для студента игровых компьютерных технологий и сюжетов в неигровое образовательное пространство новой образовательной среды — проверенное на практике средство активизации личностного потенциала первокурсника. С учетом этого подхода строится имитация компьютерных игр в виде пошагово организованного сюжета (с хорошо знакомой геймерам системой персонажей, ресурсов, уровней, рейтингов, бонусов, событий, чатов и т. д.) во время творческих сборов колледжа, выстраивается индивидуальная работа по разработке треков личностного и профессионального развития посредством маршрутной карты студента ЗПК «Путь героя» [3]. Концепция «путешествия героя» известна по классической традиции жанра романа воспитания ХУШ—ХГХ вв., современный вариант ее изложен Джозефом Кэмпбеллом в книге «Тысячели-кий герой» [4]. На данной концепции строится «психологическая топология пути» [5] всего адаптационного периода. Во время игрового погружения в реалии незнакомого образовательного пространства первокурснику (как и герою романа воспитания) «судьба бросает вызов»; он, по легенде оргпериода, отправляется в «трудное путешествие», где его ожидают «испытания», «подарки судьбы» и «спасители-наставники».
Преодолев трудности ценой немалых физических и умственных усилий, адаптант добывает долгожданную «награду» и возвращается «домой» повзрослевшим, возмужавшим человеком, готовым к нелегкому восхождению на вершины профессионального мастерства.
Тренинги. Существенное сокращение периода адаптации студентов достигается за счет систематически организованной программы интерактивных тренингов и деловых игр. В период адаптации тренинги проводятся с помощью психологов, педагогов-психологов, педагогов-организаторов, вожатых МДЦ «Артек», приглашенных специалистов в области конфликтологии и актерского мастерства. В колледже традиционно проводятся тренинги по знакомству и командообразованию, развитию лидерских и коммуникативных способностей («Зайцы на острове», «Обрети силу героя» и др.). Сюжетно они строятся в логике архетипической инициации героя.
Пятиминутки. В противовес мероприятиям («событиям»), требующим немалых интеллектуальных, временных и финансовых затрат, так называемые просветительские пятиминутки малозатратны и эффективны с точки зрения мобильности и охвата большого количества участников полезной информацией. Технология проста: инициативная группа студенческого совета заранее составляет кейс короткого выступления по самым разным «горячим» темам; в назначенный час во время занятий
волонтеры (по количеству групп в колледже) расходятся по аудиториям и одновременно проводят пятиминутный флешмоб (тема — завязка — мини-теория — мини-практика — обратная связь) с использованием ИКТ; после завершения «события» важная информация размещается для запоминания и закрепления на стендах колледжа и в социальных сетях. Темы просветительских пятиминуток могут быть самыми разнообразными: «Сталинград: главная высота России»; «Математика на пальцах»; «Как правильно склонять иностранные имена и фамилии»; «Стоп: инфоцыгане!», «Подними иммунитет: коротко о массаже активных точек»; «Что такое скулшутинг?», «Так ли уж невинны мирные протесты в России?» и др.
Диагностика. Интенсификация процесса обучения и воспитания напрямую зависит от заинтересованного и вдумчивого изучения преподавателями колледжа индивидуально-психологических особенностей обучающихся. Для самих студентов психологическое исследование — хороший катализатор адаптации и саморазвития. Поэтому в ЗПК уделяется достаточно много внимания психологической диагностике. Особенно это касалось периода ранее функционировавшей
РИП, посвященной проблеме формирования субъектности будущих учителей. В связи с внедрением в настоящее время в практику учебного заведения технологий бережливого производства мы оптимизировали процедуру психологического тестирования, сократив количество тестов, включив в онлайн-режим многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла 16 PF, тест акцентуаций характера Шмишека — Русалова, многоуровневый тест «Персональный познавательный стиль студента» [6]. Также при непосредственном консультировании «вживую» используется проективный (рисуночный) тест Вартегга. Уровень удовлетворенности обучением исследуется по авторской методике с учетом многоуровневого личностного опросника Г. Маклакова.
В целом процесс адаптации студентов нового набора в ПОО может считаться успешным, если первокурсник интегрировался в социокультурную среду колледжа, проявил устойчивый интерес к избранной специальности, достиг высоких показателей в учебной и внеучебной деятельности. Главное в адаптации — желание студентов осуществлять дальнейшее восхождение к невероятно сложным и заманчивым вершинам профессионального мастерства.
Библиографический список
1. Москвина, Н. Б. Адаптация первокурсников в вузе: модель психолого-педагогического сопровождения / Н. Б. Москвина // Педагогическое образование и наука. — 2009. — № 12. — С. 73-78.
2. Буров, Ю. Б. Интенсификация процесса подготовки будущего учителя в профессиональной образовательной организации / Ю. Б. Буров, Г. У. Карпыкова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 4 (24). — С. 53-59.
3. Дворникова, Е. Ю. Маршрутная карта «Путь героя» как инструмент психолого-педагогического сопровождения развития компетентности будущего учителя инновационного типа / Е. Ю. Дворникова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 3 (27). — С. 31-35.
4. Кэмпбелл, Дж. Тысячеликий герой / Дж. Кэмпбелл ; пер. с англ. О. Ю. Чекчуриной. — Москва : Прогресс книга, 2020. — 544 с. — ISBN 978-5-4461-1292-0.
5. Мамардашвили, М. К. Психологическая топология пути / М. К. Мамардашвили. — Москва : Фонд Мераба Мамардашвили, 2020. — 1248 с. — ISBN: 978-5-6043463-1-0.
6. Буров, Ю. Б. Персональный познавательный стиль студента: структура и диагностика / Ю. Б. Буров // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 1 (25). — С. 65-72.
For citation: Burov, Yu. B. Adaptation of students of the new recruitment to training in a professional educational organization / Yu. B. Burov // Innovative development of vocational education. — 2021. — № 2 (30). — P. 119-124.
ADAPTATION OF STUDENTS OF THE NEW RECRUITMENT TO TRAINING IN A PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION
Yu. B. Burov
The article examines the problem of adapting students of a new enrollment to training in a professional educational organization on the example of the Zlatoust Pedagogical College, taking into account the experience of a regional innovational platform to intensify the training of a future teacher and
a platform for introducing lean manufacturing technologies into the educational process of the college. Particular attention is paid to the need for the formation of cognitive, digital, autopsychological (regulatory) meta-competencies of students through innovative educational technologies and forms of training and education, individualization of education, self-education in the game achieve-logic. Examples of the use of elements of gamification, training work, individualization of education and upbringing through work with the student's route map "The Hero's Way" are given in the practice of college. The article emphasizes the importance of in-depth psychological diagnostics of freshmen, provides examples of the use of multifactorial and multilevel personality tests and questionnaires.
Key words: student adaptation, model of psychological and pedagogical support for adaptation, intensification of future teacher training, lean production technology, meta competence, gamification of education and upbringing, student route map, training, diagnostics.
References
1. Moskvina N. B. Adaptacija pervokursnikov v vuze: model' psihologo-pedagogicheskogo so-provozhdenija [Adaptation of freshmen at the university: a model of psychological and pedagogical support], Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Pedagogical education and science], 2009, no. 12, pp. 73-78 (In Russian)
2. Burov Ju. B., Karpykova G. U. Intensifikacija processa podgotovki budushhego uchitelja v professional'noj obrazovatel'noj organizacii [Intensification of the process of preparing a future teacher in a professional educational organization], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obra-zovanija [Innovative development of vocational education], 2019, no. 4 (24), pp. 53-59. (In Russian)
3. Dvornikova E. Ju. Marshrutnaja karta "Put' geroja" kak instrument psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdenija razvitija kompetentnosti budushhego uchitelja innovacionnogo tipa [Route map "The path of a hero" as a tool of psychological and pedagogical support for the development of the competence of a future teacher of an innovative type], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obra-zovanija [Innovative development of vocational education], 2020, no. 3 (27), pp. 31-35. (In Russian)
4. Kjempbell Dzh., Chekchurina O. Ju. (translation from English) Tysjachelikij geroj [Thousand-Faced Hero]. Moscow, Progress kniga, 2020, 544 p. ISBN 978-5-4461-1292-0. (In Russian)
5. Mamardashvili M. K. Psihologicheskaja topologija puti [Psychological topology of the path]. Moscow, Fond Meraba Mamardashvili, 2020, 1248 p., ISBN: 978-5-6043463-1-0. (In Russian)
6. Burov Ju. B. Personal'nyj poznavatel'nyj stil' studenta: struktura i diagnostika [Personal cognitive style of a student: structure and diagnostics], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obra-zovanija [Innovative development of vocational education], 2020, no. 1 (25), pp. 65-72. (In Russian)
Буров Юрий Борисович, директор ГБПОУ Burov Yuri Borisovich, Director of the Zlatoust
«Златоустовский педагогический колледж», Рос- Pedagogical College, Russian Federation, Chelyabinsk
сийская Федерация, Челябинская область, г. Зла- Region, Zlatoust, e-mail: [email protected] тоуст, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Гайдурова, А. И. Актуализация поведенческого потенциала добровольчества студентов техникума в аспекте активной волонтерской деятельности / А. И. Гайдурова, Т. В. Наливайко, А. Р. Юрова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 2 (30). — С. 124-129.
УДК 37.0/377 ББК 74.57:74.200
АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОВЕДЕНЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА В АСПЕКТЕ АКТИВНОЙ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А. И. Гайдурова, Т. В. Наливайко, А. Р. Юрова
В статье рассматриваются этапы становления волонтерского движения на базе организации среднего профессионального образования. Подчеркивается роль добровольчества как