a platform for introducing lean manufacturing technologies into the educational process of the college. Particular attention is paid to the need for the formation of cognitive, digital, autopsychological (regulatory) meta-competencies of students through innovative educational technologies and forms of training and education, individualization of education, self-education in the game achieve-logic. Examples of the use of elements of gamification, training work, individualization of education and upbringing through work with the student's route map "The Hero's Way" are given in the practice of college. The article emphasizes the importance of in-depth psychological diagnostics of freshmen, provides examples of the use of multifactorial and multilevel personality tests and questionnaires.
Key words: student adaptation, model of psychological and pedagogical support for adaptation, intensification of future teacher training, lean production technology, meta competence, gamification of education and upbringing, student route map, training, diagnostics.
References
1. Moskvina N. B. Adaptacija pervokursnikov v vuze: model' psihologo-pedagogicheskogo so-provozhdenija [Adaptation of freshmen at the university: a model of psychological and pedagogical support], Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Pedagogical education and science], 2009, no. 12, pp. 73-78 (In Russian)
2. Burov Ju. B., Karpykova G. U. Intensifikacija processa podgotovki budushhego uchitelja v professional'noj obrazovatel'noj organizacii [Intensification of the process of preparing a future teacher in a professional educational organization], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obra-zovanija [Innovative development of vocational education], 2019, no. 4 (24), pp. 53-59. (In Russian)
3. Dvornikova E. Ju. Marshrutnaja karta "Put' geroja" kak instrument psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdenija razvitija kompetentnosti budushhego uchitelja innovacionnogo tipa [Route map "The path of a hero" as a tool of psychological and pedagogical support for the development of the competence of a future teacher of an innovative type], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obra-zovanija [Innovative development of vocational education], 2020, no. 3 (27), pp. 31-35. (In Russian)
4. Kjempbell Dzh., Chekchurina O. Ju. (translation from English) Tysjachelikij geroj [Thousand-Faced Hero]. Moscow, Progress kniga, 2020, 544 p. ISBN 978-5-4461-1292-0. (In Russian)
5. Mamardashvili M. K. Psihologicheskaja topologija puti [Psychological topology of the path]. Moscow, Fond Meraba Mamardashvili, 2020, 1248 p., ISBN: 978-5-6043463-1-0. (In Russian)
6. Burov Ju. B. Personal'nyj poznavatel'nyj stil' studenta: struktura i diagnostika [Personal cognitive style of a student: structure and diagnostics], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obra-zovanija [Innovative development of vocational education], 2020, no. 1 (25), pp. 65-72. (In Russian)
Буров Юрий Борисович, директор ГБПОУ Burov Yuri Borisovich, Director of the Zlatoust
«Златоустовский педагогический колледж», Рос- Pedagogical College, Russian Federation, Chelyabinsk
сийская Федерация, Челябинская область, г. Зла- Region, Zlatoust, e-mail: [email protected] тоуст, e-mail: [email protected]
Сведения для цитирования: Гайдурова, А. И. Актуализация поведенческого потенциала добровольчества студентов техникума в аспекте активной волонтерской деятельности / А. И. Гайдурова, Т. В. Наливайко, А. Р. Юрова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 2 (30). — С. 124-129.
УДК 37.0/377 ББК 74.57:74.200
АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОВЕДЕНЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА В АСПЕКТЕ АКТИВНОЙ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А. И. Гайдурова, Т. В. Наливайко, А. Р. Юрова
В статье рассматриваются этапы становления волонтерского движения на базе организации среднего профессионального образования. Подчеркивается роль добровольчества как
значительного потенциала для решения задач воспитания студентов, формирования социально-коммуникативных компетенций. Дается определение понятий «волонтерство» и «волонтерское движение». Выделяются и описываются характерные особенности деятельности волонтеров ГБПОУ «Ашинский индустриальный техникум», основные формы участия студентов в добровольческой деятельности, виды волонтерства. Показана роль волонтерства в формировании ценностного поля студентов, социальном самоопределении и становлении характера. В статье определена природа социальной активности молодежи техникума, названы основные акции, способствующие актуализации поведенческого потенциала добровольчества населения моногорода Аши и района. Рассматривается участие и содействие добровольцев (волонтеров) техникума в реализации просветительских проектов с выполнением функций наставников, осуществлением основных этапов наставничества. Проведен обзор научной литературы по проблеме практико-ориентированного воспитания обучающихся.
Ключевые слова: социальная активность студентов, волонтер, волонтерская деятельность, социальное наставничество, система социального наставничества.
В настоящее время волонтерское движение в нашей стране принимает очень большой размах. Особенно это проявляется в трудные для людей времена, когда бескорыстная помощь добровольцев является для некоторых граждан единственным средством связи с миром. Эпидемиологическая ситуация, осознание ее тяжести и влияния на самочувствие и настроение граждан приводит к тому, что у молодежи обостряется восприятие необходимости оказания помощи нуждающимся. Растет социальная активность и у студентов профессиональных образовательных организаций (далее — ПОО). Важность развития добровольчества в образовательных организациях отмечена в национальном проекте «Образование», во ФГОС профессионального образования через формирование и развитие общих компетенций (ОК 7); обсуждается в среде ученых.
B. А. Беликов обращает внимание на то, что система среднего профессионального образования (далее — СПО) обладает значительным потенциалом для решения задач воспитания студентов, она носит практи-ко-ориентированный и личностно значимый характер [1]. В воспитании качеств, обеспечивающих активную позицию студента в сохранении окружающей среды, в социальной работе, в командообразовании и пр., играют большую роль педагоги-наставники, социальные наставники, родители студентов, другие заинтересованные люди.
C. Г. Молчанов вместе с коллегами, работающими в системе СПО по проблеме социальной активности молодежи, отмечает, что социально-коммуникативные компетенции, в числе которых — поведенческие, обусловливающие социальную активность личности студента, формируются через принятие основных соци-
альных ценностей, норм, правил [2-4]. Деятельность волонтерских студенческих отрядов основывается на неравнодушном отношении молодых людей к окружающей среде, обществу в целом и отдельным нуждающимся в помощи людям.
В научно-популярной литературе есть немало определений понятий «волонтерство» и «волонтерское движение», в которых указываются общие признаки волонтерской деятельности (совершается по собственному желанию, не по принуждению; материально не вознаграждается; приносит пользу как отдельным гражданам, так и обществу в целом).
В определении Л. В. Киреевой, которая рассматривает волонтерство как форму социального служения, осуществляемую по свободному волеизъявлению граждан, направленную на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях, нам близко и важно указание на то, что оно также способствует личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан [5].
Е. Е. Насиновская подчеркивает, что любая волонтерская деятельность представляет уникальную возможность для человека совместить удовлетворение своих личных потребностей с потребностями общества [6].
Классификация направлений волонтер-ства наиболее полно представлена в работе В. А. Стародубцева и П. В. Родионова, которые особое внимание уделили волонтерству в профессиональных организациях [7].
Именно эти идеи определили возникновение волонтерства в ГБПОУ «Ашинский индустриальный техникум» (далее — АИТ) в 2013 году. Студенты АИТ принимают самое активное участие в волонтерском движении,
и деятельность эта имеет свою историю. Изъявив инициативу, несколько студентов под руководством педагога-наставника обратились к Общественной молодежной палате, действующей на территории Ашинского муниципального района, с предложением своей помощи по уборке и очистке памятника погибшим в годы Великой Отечественной войны советским воинам. Инициатива молодых людей была поддержана, и бескорыстная работа по восстановлению чистоты на прилегающей к памятнику территории была проведена. С этого момента в АИТ начала свой отсчет история волонтерства, деятельность которого постоянно обогащалось новыми направлениями.
На сегодняшний день основные направления работы волонтеров АИТ представлены следующей деятельностью.
Социальное волонтерство осуществляется через помощь одиноким пенсионерам, больным детям, бездомным животным, через участие в различных акциях, работу в социальных сетях.
Культурное волонтерство выражается в участии в ежегодном городском фестивале «Дружба народов».
Экологическое волонтерство представлено участием во всероссийских акциях (весенняя и осенняя сессии «Чистый берег»); регулярными трудовыми десантами и организацией местных акций (например, «Бумага во благо», которая проводится два раза в год).
Событийное волонтерство, или эвент-во-лонтерство, осуществляется в рамках таких акций, как: «Георгиевская ленточка», «Цветы для мамы», «Подарок ветерану», самостоятельно организованная акция ко Дню народного единства, «Их именами названы улицы» (исследования по состоянию памятников, обелисков и мемориальных досок, находящихся на территории г. Аши, ремонт памятной доски Н. А. Изюмову).
Образовательные проекты волонтеров связаны с помощью общеобразовательным школам. На базе МКОУ СОШ № 7 г. Аши с 2018 года работает волонтерский кружок «Дорогою добра», где добровольцы АИТ проводят занятия со школьниками и привлекают их к добровольческой деятельности в рамках различных инициатив и акций. Кроме того, проводятся совместные мероприятия с учащимися МКОУ СОШ № 3 им. Ю. А. Гагарина.
Спортивное волонтерство реализуется в мероприятиях, связанных с проведением спортивных праздников и других подобных акций в г. Аше, в том числе: участие в проекте «Рекорд Победы»; проведение «Веселых стартов» в дет-
ском доме г. Сима. Добровольцы АИТ работают на спортивных мероприятиях в качестве как участников, так и организаторов.
Медиа-волонтерство представлено сотрудничеством со школой юных журналистов «Kids & Ideas»; освещением в СМИ волонтерской деятельности; актуализацией проблемных областей социальной жизни и привлечением к активной волонтерской деятельности неравнодушных людей моногорода Аши.
Исторически волонтерство в студенческой среде техникума развивалось стихийно. Поначалу работа состояла из помощи одиноким пенсионерам, экологических субботников — в основном это были мероприятия, на которые студентов приглашали. Затем, вновь проявив инициативу, добровольцы предложили провести мероприятие информационного характера — акцию ко Дню народного единства, которая прошла с успехом и «прописалась» с этого времени в календаре районных мероприятий. В мае 2014 года волонтеры участвовали в субботнике и покрасили аттракционы для детей в городском парке; по приглашению главы Укского поселения приняли участие в приуроченной к 9 Мая акции по посадке деревьев на Аллее Славы. За последующие два года было высажено более 300 деревьев.
В течение года волонтерское движение АИТ обретало самостоятельный статус, формируя костяк из добровольцев — людей неравнодушных и активных. Первая самостоятельная акция прошла в апреле 2015 года, когда, готовясь к мероприятию внутри техникума, студенты-волонтеры собирали информацию о героях-земляках, чьи имена носят улицы г. Аши. Акция получила название «Их именами названы улицы». Резонно возник вопрос об актуальности исторической информации о героях-земляках. В рамках акции был проведен социологический опрос. На вопросы «В честь кого названа улица?» и «В чем его заслуга?» сумели ответить только 34 респондента из 89. К сожалению, среди тех, кто не смог дать ответ, были и люди старшего возраста. Тогда волонтеры техникума провели исследования по состоянию памятников, обелисков и мемориальных досок, находящихся на территории г. Аши. Исследования показали, что некоторые исторические памятники находятся в полном забвении. Из памяти людей стерта информация о героях, в чью честь были названы улицы города, например, о Н. А. Изюмове.
После ремонта мемориальной доски на улице Н. А. Изюмова волонтеры АИТ первыми
в городе провели всероссийскую акцию «Георгиевская ленточка». Эта акция стала традиционной не только для Аши, но и для всего района. В 2016 году студенты-добровольцы за один день объехали города Ашинского района — Ашу, Миньяр, Сим — и раздали жителям более тысячи ленточек. Акция регулярно возобновляется перед Днем Победы и проходит при активном организационном участии волонтеров АИТ и других неравнодушных жителей района.
Направление, связанное с благоустройством памятных мест и воинских захоронений, содействием в увековечении памяти погибших при защите Отечества, по праву занимает центральное место в деятельности волонтеров АИТ и не ограничивается разовыми акциями. Так, деятельность по сохранению в памяти горожан подвига земляка, Героя Советского Союза Н. А. Изюмова привела к победе в муниципальном молодежном грантовом конкурсе и возможности использовать выигранные 20 тысяч рублей на дальнейшее облагораживание мемориальной доски в честь героя.
В распоряжении Правительства РФ от 27 декабря 2018 г. № 2950-р «Об утверждении Концепции развития добровольчества (во-лонтерства) в РФ до 2025 г.» указывается, что «основными направлениями добровольческой (волонтерской) деятельности в области образования являются участие и содействие добровольцев (волонтеров) в реализации просветительских программ и проектов, а также в развитии дополнительных компетенций для детей и взрослых» [8].
Именно поэтому особое место в деятельности добровольцев занимают мероприятия с учащимися МКОУ СОШ № 3 им. Ю. А. Гагарина. Студенты-волонтеры выступают в качестве шефов-наставников для школьников. Начиная с сентября 2014 года в одном из классов волонтеры проводили различные мероприятия: «Георгиевская ленточка», «Их именами названы улицы», «Урок добра и милосердия», мероприятия ко Дню матери, «Веселые старты» и т. д. Происходило осуществление тех этапов наставничества, когда волонтеры передавали информацию о модели поведения; технологию волонтерской работы школьникам; показывали пример выполнения и вовлекали в совместное участие в проектах. Вместе с тем студенты помогали развивать у школьников основные общекультурные компетенции: систему духовно-нравственных ценностей; социокультурные нормы как систему правил поведения в обществе, общности, группе; культуру общения;
культуру межличностных отношений (доброжелательность, справедливость, уважение, толерантность, сочувствие и т. д.). Школьники стали старше, компетенции, которые развивали у них студенты-волонтеры, помогают им принимать участие в общественной жизни школы, проявлять себя активными и сознательными гражданами.
В сентябре 2018 года волонтеры АИТ инициировали проект на базе МКОУ СОШ № 7 г. Аши — кружок «Дорогою добра», который сразу стал популярен в школе. Здесь можно выделить следующие этапы наставничества: пропедевтический («сделаем вместе») и самостоятельный («сделай сам»). Учащиеся 5-6 классов участвовали в волонтерских мероприятиях и вели просветительскую работу в детских садах и в начальной школе. Кружок и сейчас не теряет своей актуальности: студенты и школьники часто организовывают совместные мероприятия в сфере гражданско-патриотического воспитания, экологические десанты и спортивные мероприятия.
Следует отметить, что на протяжении долгого времени волонтеры очень тесно сотрудничали со школой юных журналистов «Kids & Ideas». Юнкоры освещали каждое мероприятие в своей газете и в интернете. Волонтерское движение в АИТ, результаты добровольческой деятельности студентов постоянно находят отклик в СМИ. Районная газета «Стальная искра» разместила статью под заголовком «Волонтерское движение в Ашинском районе набирает обороты».
Накануне Международного дня волонтера руководитель Челябинского регионального отделения волонтеров вручила ребятам волонтерские книжки и поздравила их с праздником. Это было первое мероприятие, посвященное волонтерам Ашинского района, оно проходило в администрации города в присутствии первых лиц района и журналистов.
На сайте ФГБУ «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи» (Роспатриотцентр) также размещалась информация о мероприятиях Ашинского района и о награждении активных добровольцев.
Таким образом, волонтерская деятельность в АИТ — это бескорыстная работа сформировавшейся зрелой организации, миссия которой — помощь другим людям и определенная ответственность перед обществом и собой. Во-лонтерство благоприятствует процессу самоопределения личности студентов, осознания ею своего места и роли в обществе. В ходе волонтерской
деятельности происходит реализация таких черт личности студентов техникума, которые могут остаться нераскрытыми в традиционном академическом образовании, складывается
опыт командной общественно полезной работы, возрастает самостоятельность, что в конечном итоге положительно влияет на профессиональное самоопределение студентов.
Библиографический список
1. Беликов, В. А. Методологические основания решения проблем воспитания и социализации личности обучающихся в системе среднего профессионального образования / В. А. Беликов // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 1 (25). — С.12-21.
2. Малиновский, Е. С. Феномен «социальная активность» / Е. С. Малиновский, С. Г. Молчанов // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 2 (22). — С.106-115.
3. Молчанов, С. Г. Профессиональное воспитание: технологическое пространство инновационного проекта / С. Г. Молчанов // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 1 (25). — С. 22-30.
4. Ангеловская, С. К. К проблеме формирования социальной активности обучающихся в условиях образовательного процесса в ПОО СПО / С. К. Ангеловская // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 3 (23). — С. 79-84.
5. Киреева, Л. В. Феномен современного добровольчества / Л. В. Киреева // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. — 2011. — № 21. — С. 19-25.
6. Насиновская, Е. Е. Вопросы мотивации личности с позиции деятельностного подхода / Е. Е. Насиновская // Психология в вузе. — 2003. — № 1-2. — С. 216-226.
7. Стародубцев, В. А. Учебно-профессиональные волонтерские организации / В. А. Стародубцев, П. В. Родионов // Высшее образование в России. — 2017. — № 6 (213). — С.147-154.
8. Об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года : Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2018 № 2950-р // Информационно-правовая система Гарант : [сайт]. — 2021. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ рпте^ос/72039562/ (дата обращения: 27.01.2021).
For citation: Gaidurova, A. I. Actualization of the behavioral potential of volunteering of college students in the aspect of active volunteering / A. I. Gaidurova, T. V. Nalivaiko, A. R. Yurova // Innovative development of vocational education. — 2021. — № 2 (30). — P. 124-129.
ACTUALIZATION OF THE BEHAVIORAL POTENTIAL OF VOLUNTEERING OF COLLEGE STUDENTS IN THE ASPECT OF ACTIVE VOLUNTEERING
A. I. Gaidurova, T. V. Nalivaiko, A. R. Yurova
The article examines the stages of the formation of the volunteer movement on the basis of the organization of secondary vocational education. The role of volunteerism is emphasized as a significant potential for solving problems of upbringing students, the formation of social and communicative competencies. The definition of the concepts "volunteering" and "volunteer movement" is given. The characteristic features of the volunteers of the Ashinskiy industrial college, the main forms of student participation in volunteering, and types of volunteering are highlighted and described. The role of volunteering in the formation of the value field of students, social self-determination and the formation of character is shown. The article defines the nature of the social activity of the youth of the college, names the main actions that contribute to the actualization of the behavioral potential of volunteering of the population of the Asha monotown and the region. The participation and assistance of volunteers of the college in the implementation of educational projects with the performance of the functions of mentors, the implementation of the main stages of mentoring is considered. A review of scientific literature on the problem of practice-oriented education of students is carried out.
Key words: social activity of students, volunteer, volunteer activity, social mentoring, the system of social mentoring.
References
1. Belikov V. A. Metodologicheskie osnovanija reshenija problem vospitanija i socializacii lichnosti obuchajushhihsja v sisteme srednego professional'nogo obrazovanija [Methodological foundations for solving the problems of education and socialization of the personality of students in the system of secondary vocational education], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2020, no. 1 (25), pp. 12-21. (In Russian)
2. Malinovskij E. S., Molchanov S. G. Fenomen "social'naja aktivnost'" [The phenomenon of "social activity"], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2019, no. 2 (22), pp. 106-115. (In Russian)
3. Molchanov S. G. Professional'noe vospitanie: tehnologicheskoe prostranstvo innovacionnogo proekta [Vocational education: technological space of an innovative project], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2020, no. 1 (25), pp. 22-30. (In Russian)
4. Angelovskaya S. K. K probleme formirovanija social'noj aktivnosti obuchajushhihsja v uslovi-jah obrazovatel'nogo processa v POO SPO [To the problem of the formation of social activity of students in the educational process in VET SPE], Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija [Innovative development of vocational education], 2019, no. 3 (23), pp. 79-84. (In Russian)
5. Kireeva L. V. Fenomen sovremennogo dobrovol'chestva [The phenomenon of modern volun-teerism], Vestnik Pravoslavnogo Svjato-Tihonovskogo gumanitarnogo universiteta. Serija 4: Peda-gogika. Psihologija [Bulletin of the Orthodox St. Tikhon University of Humanities. Series 4: Pedagogy. Psychology], 2011, no. 21, pp. 19-25. (In Russian)
6. Nasinovskaja E. E. Voprosy motivacii lichnosti s pozicii dejatel'nostnogo podhoda [Questions of personality motivation from the standpoint of the activity approach], Psihologija v vuze [Psychology in the university], 2003, no. 1-2, pp. 216-226. (In Russian)
7. Starodubcev V. A., Rodionov P. V. Uchebno-professional'nye volonterskie organizacii [Educational and professional volunteer organizations], Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2017, no. 6 (213), pp. 147-154. (In Russian)
8. Ob utverzhdenii Koncepcii razvitija dobrovol'chestva (volonterstva) v Rossijskoj Federa-cii do 2025 goda : Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 27.12.2018 № 2950-r. Garant, 2021, available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72039562/ (accessed: 27.01.2021). (In Russian)
Гайдурова Анастасия Игоревна, директор ГБПОУ «Ашинский индустриальный техникум», Российская Федерация, Челябинская область, г. Аша, e-mail: [email protected]
Наливайко Татьяна Викторовна, доцент кафедры общей психологии, психодиагностики и психологического консультирования Высшей медико-биологической школы ФГАОУ ВО «ЮжноУральский государственный университет (НИУ)», кандидат психологических наук, доцент, Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: [email protected] Юрова Альбина Рифовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГБПОУ «Ашинский индустриальный техникум», Российская Федерация, Челябинская область, г. Аша, e-mail: [email protected]
Gaidurova Anastasia Igorevna, Director of the Ashinskiy Industrial College, Russian Federation, Chelyabinsk Region, Asha, e-mail: hellspawn-87@ bk.ru
Nalyvaiko Tatyana Viktorovna, Associate Professor of the Department of General Psychology, Psychodiagnostics and Psychological Consulting of the Higher Medical and Biological School, South Ural State University (NRU), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: nalivaikotv@susu .ru
Yurova Albina Rifovna, Deputy Director for Teaching and Educational Work, Ashinskiy Industrial College, Russian Federation, Chelyabinsk Region, Asha, e-mail: [email protected]