Научная статья на тему 'Воспитательный потенциал студенческого событийного волонтерства'

Воспитательный потенциал студенческого событийного волонтерства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
470
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
добровольчество / событийное волонтерство / студенческое событийное волонтерство / воспитание студентов вуза / воспитательный потенциал студенческого событийного волонтерства / мотивация и ожидания событийных волонтеров / социально-педагогические условия реализации воспитательного потенциала студенческого событийного волонтерства / volunteering / student event-target volunteering / upbringing potential of student event-target volunteering / motivation and expectations of event-target volunteers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазниченко М. А., Папазян Г. С.

В связи с проведением в России крупных международных событий мощный толчок получило развитие событийного волонтерства в вузах. Участие в событийном волонтерстве занимает значимую часть времени студента, поэтому важно, чтобы оно стало органичной частью образовательного процесса, способствовало решению задач воспитания и обучения. Однако если воспитательный потенциал добровольчества очевиден и реализуется практически при любых условиях, то полноценная реализация воспитательного потенциала событийного волонтерства требует создания специальных социально-педагогических условий. Возникает проблема: выявить эти условия и экспериментально оценить, позволяют ли они решать задачи воспитания студентов средствами их участия в событийном волонтерстве. Цель статьи — обосновать, что событийное студенческое волонтерство обладает уникальными возможностями в решении задач воспитания студентов в вузе, изучить, насколько осознается и используется воспитательный потенциал событийного волонтерства студентами вуза. Методология исследования: (1) научное описание воспитательного потенциала студенческого событийного волонтерства; (2) анкетирование студентов — событийных волонтеров, чтобы понять, насколько они осознают и используют воспитательный потенциал волонтерства; (3) формирующий эксперимент — создание в процессе волонтерского сопровождения Российского инвестиционного форума специальных социально-педагогических условий, стимулирующих реализацию студентами воспитательного потенциала событийного волонтерства, и оценка их эффективности. В результате авторами дифференцированы понятия «волонтерство» и «добровольчество», обобщены имеющиеся исследования их педагогического потенциала, выявлены особенности студенческого событийного волонтерства, раскрыт его воспитательный потенциал, выявлены мотивы и ожидания волонтеров Олимпийских игр 2014 года, организовано исследование реализации воспитательного потенциала событийного волонтерства на III Российском инвестиционном форуме. Сделан вывод о том, что полноценная реализация воспитательного потенциала волонтерства требует создания специальных социально-педагогических условий, минимизирующих риски антивоспитательного влияния, изменяющих позицию студента от исполнителя волонтерской функции к субъекту собственного развития средствами участия в волонтерстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UPBRINGING POTENTIAL OF STUDENT EVENT-TARGET VOLUNTEERSHIP

The authors consider event-target student volunteering (free activities of students aimed at helping to organize and conduct major significant events at the local, regional, federal and international levels) as an additional resource for personality upbringing of students at university. The authors describe volunteering opportunities to solve problems of encouraging personal and professional growth of students, training to fulfill the social roles of a responsible professional, an active citizen, a creative self-actualizing personality. The purpose of the article is to substantiate that the event-target student volunteering has unique capabilities in solving the problems of personality upbringing of students at the university, to study how much the upbringing potential of event volunteering is realized and used by university students. The authors summarized the available studies of the pedagogical potential of student volunteering, revealed features of student event-target volunteering, revealed its educational potential. The also conducted a survey of Olympic volunteers during their training and at the end of the Olympic Games to identifying their motives and expectations from learning and participating in event-target volunteering. The authors organized a study of the implementation of the upbringing potential of event-target volunteering with the participation of students-volunteers of the III Russian Investment Forum. The authors concluded that, if the upbringing potential of volunteering is obvious and realized under almost any conditions, then the full implementation of the upbringing potential of volunteering requires the creation of special socio-pedagogical conditions that minimize the risks of anti-upbringing influence, which in turn change the student’s position from the volunteer functions to the subject of their own development by means of participation in volunteering.

Текст научной работы на тему «Воспитательный потенциал студенческого событийного волонтерства»

ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

УДК 371.1; 378.046.4

М.А.Мазниченко

Доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник, доцент кафедры педагогического и психолого-педагогического образования, Сочинский государственный университет, г. Сочи E-mail: maznichenkoma@mail.ru

Marina А. Maznichenko

Dr. Sc. (Education), Associate Professor of the Chair of pedagogical and psych ological-pedagogical education, Sochi State University, Sochi, Russia

Г. С. Папазян

Начальник отдела воспитательной работы и молодежной политики, заместитель руководителя Ресурсного центра волонтерства, Сочинский государственный университет, г. Сочи, соискатель лаборатории стратегии и теории воспитания личности, ФГБНУ « Институт стратегии развития образования РАО», г. Москва E-mail: geopapazian@gmail.com

George S. Papazyan

Head of the Department of Upbringing Work and Youth Policy, Deputy Head of the Volunteering Resource Centre, Sochi State University, Sochi, Russia, Graduate student, Laboratory of Strategy and Theory of Personality Upbringing Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНЧЕСКОГО СОБЫТИЙНОГО ВОЛОНТЕРСТВА

В связи с проведением в России крупных международных событий мощный толчок получило развитие событийного волонтерства в вузах. Участие в событийном волонтерстве занимает значимую часть времени студента, поэтому важно, чтобы оно стало органичной частью образовательного процесса, способствовало решению задач воспитания и обучения. Однако если воспитательный потенциал добровольчества очевиден и реализуется практически при любых условиях, то полноценная реализация воспитательного потенциала событийного волонтерства требует создания специальных социально-педагогических условий. Возникает проблема: выявить эти условия и экспериментально оценить, позволяют ли они решать задачи воспитания студентов средствами их участия в событийном волонтерстве. Цель статьи — обосновать, что событийное студенческое волонтерство обладает уникальными возможностями в решении задач воспитания студентов в вузе, изучить, насколько осознается и используется воспитательный потенциал событийного волонтерства студентами вуза. Методология исследования: (1) научное описание воспитательного потенциала студенческого событийного волонтерства; (2) анкетирование студентов — событийных волонтеров, чтобы понять, насколько они осознают и используют воспитательный потенциал волонтерства; (3) формирующий эксперимент — создание в процес-

Как цитировать статью: Мазниченко М. А., Папазян Г. С. Воспитательный потенциал студенческого событийного волонтерства // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 6 (63). С. 80-97. 001: 10.24411/2224-0772-2019-10045.

се волонтерского сопровождения Российского инвестиционного форума специальных социально-педагогических условий, стимулирующих реализацию студентами воспитательного потенциала событийного во-лонтерства, и оценка их эффективности.

В результате авторами дифференцированы понятия «волонтер-ство» и «добровольчество», обобщены имеющиеся исследования их педагогического потенциала, выявлены особенности студенческого событийного волонтерства, раскрыт его воспитательный потенциал, выявлены мотивы и ожидания волонтеров Олимпийских игр 2014 года, организовано исследование реализации воспитательного потенциала событийного волонтерства на III Российском инвестиционном форуме. Сделан вывод о том, что полноценная реализация воспитательного потенциала волонтерства требует создания специальных социально-педагогических условий, минимизирующих риски антивоспитательного влияния, изменяющих позицию студента от исполнителя волонтерской функции к субъекту собственного развития средствами участия в волонтерстве.

Ключевые слова: добровольчество, событийное волонтерство, студенческое событийное волонтерство, воспитание студентов вуза, воспитательный потенциал студенческого событийного волонтерства, мотивация и ожидания событийных волонтеров; социально-педагогические условия реализации воспитательного потенциала студенческого событийного волонтерства.

Введение. В последнее десятилетие в Российской Федерации активно развивается событийное волонтерство, которое понимается как «волонтерская деятельность, направленная на помощь в организации и проведении крупных значимых событий местного, регионального, федерального и международного уровней (на конференциях, съездах, форумах, праздниках, концертах и т.д.)» [7, с. 12]. Это связано с выбором России как места проведения ряда значимых международных событий (XXII Зимние Олимпийские и XI Паралимпийские игры 2014 г., Чемпионат мира по футболу FIFA — 2018, гонки «Формула-1» и др.). Самым многочисленным и активным субъектом событийного волонтерства выступают студенты вузов и ссузов. Так, для проведения Олимпийских игр 2014 г. было привлечено более 25 000 волонтеров, из которых 80% составляли студенты российских вузов и ссузов. В волонтерском сопровождении Чемпионата мира по футболу 2018 года участвовало более 15 000 студентов, Универсиады в Казани — более 20 000 волонтеров. В 2018 году более 2 000 студентов Сочинского государственного университета (около 50%

студентов очной формы обучения) участвовали в волонтерском сопровождении более 100 мероприятий, отработали более 150 000 человеко-часов.

Участие студентов в событийном волонтерстве создает уникальные возможности для совершенствования ими своей личности, развития социально значимых качеств (коммуникабельность, ответственность, стрессоустойчивость, активность, инициативность), умений и навыков (строить общение с представителями различных социальных групп, в т.ч. в нестандартных ситуациях, разрешать конфликты, общаться на иностранных языках, выдерживать высокие длительные нагрузки, участвовать в командной работе, руководить командой и др.), для решения в вузе задач патриотического (возможность выступить «лицом страны», оказать ей помощь в проведении мероприятия), поликультурного (строить продуктивное взаимодействие с представителями разных стран и культур), трудового (воспитание трудолюбия, предоставление возможности попробовать себя в разных видах труда, почувствовать общественную значимость своего труда), эмоционального (испытание глубоких нравственных и эстетических эмоций — сопереживание участникам события, солидарность с ними, сострадание, забота и стремление помочь зрителям и участникам с ограниченными возможностями здоровья, чувство ответственности за проведение мероприятия, восхищение атмосферой праздника и др.), нравственного (бескорыстная помощь организаторам, гостям и участникам мероприятия, изменение отношения к себе, волонтерству, стране, труду, собственной жизни с позиций духовно-нравственных ценностей), гражданского (развитие социальной активности и ответственности) воспитания. Однако в вузах эти возможности используются не в полной мере по причине того, что не выявлены и не создаются социально-педагогические условия для реализации воспитательного потенциала студенческого событийного волонтерства.

Цель настоящей статьи — описать особенности и воспитательный потенциал событийного студенческого волонтерства, изучить, насколько он осознается и используется студентами вуза, как влияет на его реализацию создание определенных социально-педагогических условий.

Методология и методы исследования. В период участия Сочинского государственного университета в волонтерском сопровождении Зимних Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 г. в г. Сочи мы провели анкетирование олимпийских студентов-волонтеров с целью выявления их мотивов и ожиданий от волонтерской деятельности, наличия мотивов

и ожиданий, связанных с развитием личностных качеств, реализацией целей личностного и профессионального роста, самовоспитания и самообразования, удовлетворенности их реализацией и различными аспектами волонтерской деятельности.

Через четыре года, в процессе организации волонтерского сопровождения Российского инвестиционного форума в 2018 году, мы провели исследование того, как влияют специально созданные социально-педагогические условия на реализацию студентами воспитательного потенциала событийного волонтерства. Студентам было предложено до участия в волонтерском проекте поставить цели по саморазвитию, а по окончании проекта оценить степень их достижения и возникшие проблемы. Базой исследования выступили образовательные организации — члены Ассоциации волонтерских центров, центры подготовки волонтеров для XXII Зимних Олимпийских и XI Паралимпийских игр 2014 г., центры подготовки волонтеров для Чемпионата мира по футболу 2018, Ресурсный центр волонтерства Сочинского государственного университета. Исследованием охвачено более 600 студентов-волонтеров.

Результаты исследования. В последнее десятилетие в России в нормативных документах и в научном обороте активно используется термин «волонтерство», который рассматривается как синоним добровольчества. Однако анализ научной литературы и практики организации различных видов волонтерской и добровольческой деятельности показывает необходимость дифференцировать термины «добровольчество» и «волонтерство»:

- «добровольчество» (исконно русское слово) — благотворительная деятельность, любые действия на благо других людей по доброй воле, на основе «порыва души»;

- «волонтерство» (зарубежный термин, вошедший в русскую речь в связи с проведением Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 г.) — безвозмездная работа, безвозмездное выполнение определенных рабочих функций.

Событийное студенческое волонтерство имеет специфические особенности, отличающие его от других видов волонтерства (медицинского, экологического, культурного, спортивного) и от добровольчества:

- командная организация, зависимость результата от слаженной работы большого коллектива;

- широкий выбор волонтерских функций: работа со зрителями, транс-

порт, логистика, организация питания, развлечений, работа со СМИ, сопровождение иностранных гостей, синхронный перевод и др.;

- многообразие коммуникаций на различных языках и с представителями различных социальных групп;

- высокий уровень ответственности;

- уникальная функция создания особой атмосферы мероприятия;

- высокий риск возникновения нестандартных ситуаций;

- сложные организационные условия работы (ненормированный рабочий день, длительная работа на открытых площадках в жаркое или холодное время года, необходимость частого разрешения конфликтов и др.);

- высокий уровень эмоционального воздействия (торжественная, праздничная атмосфера мероприятия, встреча с кумирами, известными личностями и др.);

- обязательность предварительного обучения (знакомство с особенностями мероприятия, выполняемой функцией, организаторами и др.);

- возможность быть причастным к значимым событиям;

- дополнительные привилегии (сувениры, экипировка и т.д.);

- в ряде случаев — преобладание личных мотивов (встретиться с интересными людьми, увидеть своих кумиров, сделать эксклюзивные фото, познакомиться с потенциальным работодателем, получить дополнительные «бонусы» для трудоустройства, дальнейшего образования) над общественными (помощь организаторам в проведении мероприятия, патриотизм).

Перечисленные особенности, с одной стороны, усиливают возможности событийного волонтерства в воспитании и развитии личности студента-волонтера, а с другой стороны, актуализируют необходимость создания специальных социальных и педагогических условий для полноценной реализации воспитательного потенциала студенческого событийного волонтерства.

В научных исследованиях раскрыт педагогический (Е. В. Богданова [2], В. В. Митрофаненко [9], Л. Е. Сикорская [15]), интегративный (Н. В. Грувер [4]), социокультурный (М. Н. Баланян [1]) потенциал студенческого волонтерства и добровольчества как средств профессиональной подготовки (О. Н. Данилова [5], Е. Ф. Зачиняева [6], И. Ю. Рассохина, Е. В. Аршинова, М. А. Билан [11] и др.). Исследованы возможности добровольчества

в трудовом (Е. Л. Сикорская [14]), социальном (Т. А. Ромм [12]), нравственном (Ю. В. Паршина [10]) воспитании молодежи, развитии у нее гражданских качеств: ответственности (Т. А. Садчикова [13]), активности (И. Н. Григорьев [3], М. О. Костюченко [8]). Зарубежные ученые проводят лонгитюдные исследования влияния волонтерства на дальнейшую жизнь молодежи (Kim J., Morgul K. [16]), ее здоровье (Lederer A., Autry D., Day C. and Oswalt S. [17]), формирование «мягких навыков» (soft skills) (Rego R., Zozimo J., Correia J. and Ross A. [19]), трудоустройство (Petrovski E., Dencker-Larsen S., Holm A. [18]), мобилизацию культурного, социального и физического капитала (Storr R., Spaaij R. [20]), поведенческие паттерны (Yang W. [21]). При этом событийное студенческое волонтерство, его воспитательный потенциал и социально-педагогические условия его полноценной реализации остались вне поля научно-педагогического изучения. Поэтому мы решили изучить воспитательный потенциал студенческого событийного волонтерства, его понимание и реализацию студентами.

Ресурсный центр) волонтерства«Форвард» Сочинскогогосудсрствен-ного тниверситета выиграл конкурс и стал одним из 2С тентров подготовки волонтере® тчтХХВ1 ЗемнихОлимпиП саих и XI Птрасимпийских игр ТЮ14 г. В псрвод отВора, оЛтчснич таимписских студвнтов-волонте-ров и по окенчании их работы на Иерах мы проводили анкееврование, напрттленнее на выявленле их метговац1ет[ иожиданий. В исслееовании приеяои учаечиа И8И вотонтеров, ии них 32% мужчин о 6Т% жтнщин. Распреетление мотивов участия студентов в волонтерском сопровождении Игр представлено на Рисунке 1.

■ чувство долга

■ причастность к историчесокму событию

■ совершенствование знания иностранного языка

■ поиск единомышленников

личностный рост, профессиональное самосовершенствование

приобретение новых знаний, получение новой информации

необходимость самореализации

Рисунок 1. Мотивы олимпийских волонтеров

Как видно на Рисунке 1, мотивы самосовершенствования занимают достаточно значимое место у студентов-волонтеров: «приобретение новых знаний, получение новой информации» (28%), «личностный рост, профессиональное самосовершенствование» (21%), «повышение знаний иностранного языка» (13%), «необходимостьсамореализации» (9%) . Однако мотивы самообучения преобладают над мотивами са-мовоспитаноа, разыития ьиноостных аичзств. Имеют места и друнон мотивы участия студентов в событийном волонтерстве, не связанные с обучением и воспитанием:причастностьк историческому событию (16иаиск еоиним ышленннеое (5%)и

Осчбое иначениеспозиций реализацыа носпиананльннг% потенцн-ала событийного волонтерства имели ответы респондентов на вопрос «Как Вы думаете, что Вам больше поможет качественно выполнить свои обязана ости вышоннсн» нг Игрюс?». ТЫионьнаные кочеелна оценены студентами как Ытнез знчоомые »он выполитоон воноятерикилфунк-ций (средняя оценка значимости 4,03 балла из 5), чем знания, умения (значимость с,81) и опын )2[4т).

Г^о оннаиании Олюопийнких и игр Оыло провеоеио

анкссчровиние студентов с целью рефлексии ими своего участия в событийном волонтерстве и зрителей Олимпийских игр с целью оценки ими работы волонтеров.

Хата ботьшанство студентов (%т%)посчнааои сеои ничноятные тз-чесовч, знания » умачия досчоеочнымя дло иыпслысиия вол^нт^^д^с^г^зтн функций, около половины зрителей Олимпийских игр обнаружили недостаточность определенных личностных качеств, знаний и умений у воло нтеров (см. Рисунок 2).

■ невнимательность

2% 7% 16% ■ незнание объектов

48% Ь 3% ■ 1 ■ грубость в общении

24% 4 ■ незнание

г английского языка

■ все понравилось

■ затрудняюсь ответить

Рисунок 2. Оценка зрителями Олимпийских игр знаний, умений и личностных качеств олимпийских волонтеров

график работы

нехватка времени

дополнительные траты

■ отсутствие необходимой информации, плохая организация

■ трудности в общении и взаимодействии

■ скучная, однообразная деятельность

■ выполнение непосильных обязанностей и задач

РисунокЗ. Трудностии барьеры, с которымистолкнулись студенты впроцессеволонтерскогосопровождения Олимпийских игр

Большинствостудентов(69%)указали,что волонтерская деятельность помогаетим в личностномразвитии,росте, только 26% ответили отрицательно, 5%затруднились ответить.В ответахнавопрос о трудностях и барьерах, с которымистолкнулись студенты в период участия в волонтерском сопровождении Игр (см. Рисунок 3),указывались преимущественно организационные трудности (неудобный график, нехватка времени, дополнительныетраты),гораздореже — трудности, связанныеснедостаткомкаких-либоличностных качестви компетенций, чтосвидетельствует о недостаточном использовании студентами воспитательного потенциаласобытийноговолонтерства.

Такимобразом,анкетированиестудентов-волонтеров, работавших на Олимпийских и Паралимпийских играх, показало, что они осознают, но не в полноймере используют воспитательный потенциал событийного волонтерства.

На следующем этапеисследования мы создалиспециальные педагогические условия, стимулирующие реализацию студентами воспитательного потенциала событийного волонтерства. Исследование проводилось в период волонтерского сопровождения Российского инвестиционного форума, г. Сочи, 2019 г. Исследование проводилось следующим образом. До начала обучения и работы на III Российском инвестиционном форуме всем отобранным для работы на Форуме студентам-волонтерам было предложено заполнить размещенную в сети Интернет анкету, в которой предлагалось оценить потенциал событийного волонтерства в развитии различных сфер личности, социально значимых личностных

качеств и в подготовке к выполнению социальных ролей. Волонтерам предлагалось сформулировать конкретную цель личностного развития, которую они могли бы достичь, участвуя в волонтерском сопровождении Форума. В период двухдневного обучения-тренинга волонтерам помимо знакомства с выполняемыми функциями и способами их выполнения были даны рекомендации по развитию личностных качеств, умений, навыков, реализации жизненных целей посредством участия в волонтерском сопровождении Форума. Волонтерство было представлено им как многоаспектная, многогранная деятельность, позволяющая реализовать ряд жизненно важных задач. Представлен воспитательный потенциал волонтерства как совокупность личностно-развивающих ресурсов. Даны рекомендации по разработке и реализации программ самовоспитания. К каждому волонтеру был прикреплен наставник-тьютор из числа специалистов Ресурсного центра волонтерства и опытных волонтеров, к которому волонтер мог обратиться по вопросам реализации программы самовоспитания. Организаторы предоставляли студентам возможность почувствовать собственную значимость, уникальность в качестве субъекта волонтерской деятельности. По окончании волонтерской работы снова было проведено анкетирование. Всего в исследовании приняли участие 110 студентов-волонтеров. Большая часть уже имели опыт участия в волонтерском движении: более 30% участвовали в данной деятельности на протяжении года, 42% — более одного года, однако 25% волонтеров впервые участвовали в данной деятельности.

Большинство волонтеров констатировали, что участие в волонтерском сопровождении Форумаспособствовсло скличностному р азвитию (см. Рисунок 4).

Рисунок4.Оценкастудентами-волонтерами того,насколькоучастие в событийном волонтерстве способствовало их личностному развитию

■ способствовало развитию

не способствовало развитию

Более чем половине студентов (56%) удалось не только пе^аствовосе в волснтерсоомсопооважтении Форужс, по и доотичь определедных жит-ненных целей, в т.ч. связанных с личностным развитием (см. Рисунок 5).

Рисунок5.Достижениестудентами жизненныхцелей,целей личностного развития посредством событийного волонтерства

Большинством студентов были реализованы цели, связанные с развитием личности. У некоторых из них возникли личностные новообразования (новые жизненные мотивы и смыслы, ценности и цели), возникновение которых они до участия в проекте не планировали. Как видно из Рисунка 6, наиболее сложной для студентов оказалась реализация целей по саморазвитию новых социально значимых качеств личности: такую цель ставили 41,7% респондентов, достигли 31%.В меньшей степени волонтерство способствовало развитию физической и эстетической сфер личности.

Значимое влияние оказало событийное волонтерство и на развитие социально значимых личностных качеств волонтеров (см. Рисунок 8).

Как видно на Рисунке 8, наибольшее развитие получили такие качества, как коммуникабельность, ответственность, стрессоустойчивость, социальная активность, трудолюбие, лидерские качества, инициативность. Как и в случае с личностными новообразованиями, у студентов развились социально значимые качества, совершенствование которых до участия в волонтерском проекте они не планировали. В отличие от

■еа

■ жсп

личностных новообразований это характерно не для отдельных, а для большинства личностных качеств, и произошло не у 2-5%, а у 10-20% студентов.

никаких изменении не произошло б 2%

не считаю нужным формулировать и 1,4% достигать таких целей

затрудняюсь сформулировать 3,6%% конкретную цель 8%

новые жизненные мотивы и смыслы

6,5%

новые жизненные ценности 3'2%

новые жизненные цели

новые умения 20%'

новые знания

новые социально значимые качества личности

17,3%

15,9%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

до участия в мероприятии после участия в мероприятии

Рисунок 6. Постановка и достижение студентами-волонтерами целей по формированию личностных новообразований

Наибольших успехов студентам удалось достичь в развитии предметно-практической и интеллектуальной сфер личности (см. Рисунок 7).

не способствовало

предметно-практическая сфера (овладение новыми видами трудовой, предметно-...

1,4% 7,1%

физическаясфера | g% эстетическая сфера

нравственная сфера 12,2% ^

интеллектуальная сфера

■ до участия в мероприятии ■ после участия в мероприятии

Рисунок 7.Постановкаидостижение студентами-волонтерами целей по развитию сфер личности

41,7%

жизнелюбие толерантность эмпатия лидерские качества добросовестность стрессоустойчивость способность преодолевать трудности волевые качества альтруизм самостоятельность социальная активность энергичность трудолюбие инициативность коммуникабельнось ответственность

13,7%

5,8%

6,2%

хотели развить развили

Рисунок 8. Постановка и достижение студентами-волонтерами целей по саморазвитию социальнозначимыхличностных качеств

НаРисунке 9 представленысредства,которыеиспользовали студенты для реализациивоспитательногопотенциала событийноговолонтерства.

Как показывает распределениеответов, наиболеепопулярное средство — общение и обмен опытом с более опытными волонтерами. На втором месте — анализ своей волонтерской деятельности, обнаружение ошибок и недостатков. На третьем месте — развитие у себя качеств, необходимых для более эффективного выполнения своей функции посредством самостоятельных упражнений и тренинга. Обучение в волонтерском центре помогло только 25% студентов, а беседа с тим-лидером и сотрудниками волонтерского центра — 40%, что позволяет заключить приоритетность индивидуального сопровождения и тьюторства перед массовым обучением и свидетельствует в пользу межличностного взаи-

21,6%

12,4%

27,4%

39,6%

36,3%

18%

24,8%

48,2%

11,5%

20,4%

25,9%

21,2%

48,9%

29,5%

38,9%

30,9%

34%

62,6%

41,7%

13,7%

23,9%

модействия, общения как средства подготовки студентов к реализации воспитательного потенциала волонтерства.

развитие у себя качеств, необходимых для более эффективного выполнения своей функции посредством самостоятельных упражнений, тренинга

анализ своей волонтерской деятельности, обнаружение и исправление ошибок, недостатков

46%

54%

внесение тим-лидеру предложений по совершенствованию организации моей волонтерской деятельности

10°%

беседа с тим-лидером, сотрудниками волонтерского центра

40%

общение, обмен опытом с более опытными волонтерами

60%

наблюдение деятельности более опытных волонтеров

43°%

чтение специальной литературы (психологической, в сфере управления, художественной и др).

обучение помимо волонтерского центра (например, на курсах иностранного языка, прохождение тренинга делового общения и др.)

17%

22%

обучение в волонтерском центре

26%

10 20 30 40 50 60

Рисунок 9. Средства реализации студентами воспитательного потенциала событийного волонтерства

Важная составляющая реализации воспитательного потенциала волонтерства — наличие и самостоятельное разрешение студентом проблем, возникающих в процессе волонтерской деятельности. В период участия в волонтерском сопровождении Российского инвестиционного форума у студентов-волонтеров возникали разнообразные проблемы, наиболее значимая из которых — однообразная работа (см. Рисунок 10).

Отрадно, что практически всем волонтерам, у которых возникли проблемы (за исключением 5%), удалось с ними самостоятельно справиться (см. Рисунок 11), что также свидетельствует о реализации ими воспитательного потенциала событийного волонтерства.

0

не было проблем

■ плохая организация моей работы

■ слишком жесткие требования

■ однообразная работа

не были созданы необходимые условия для работы

■ было слишком трудно

недостаток компетенций

РисунокЮ. Проблемы, с которыми столкнулисъволонтеры в период участия в III Российском инвестиционном форуме

Рисунок 11. Оценка студентами-волонтерами способности самостоятельно справиться с проблемами, возникшимивходеволонтерскогосопровождения

форума

Заключение. Таким образом, событийное студенческое волонтерство обладаетвоспитательным потенциалом, который осознается студентами, но не используется в полной мере при отсутствии специально созданных социально-педагогическихусловий, стимулирующихобучающихся к его реализации.

■дн

нет

■ проблем не было

Проведенное нами исследование показало, что воспитательный потенциал событийного волонтерства реализуется в максимальной степени при создании в вузе необходимых социально-педагогических условий (с опорой на ведущие положения научной школы в сфере воспитания и социализации детей и молодежи Л. И. Новиковой). Первое условие — в подготовке и организации работы студентов-волонтеров делается акцент на изменение позиции студента с объектной (исполнитель волонтерской функции) на субъектную (саморазвитие необходимых для жизни качеств посредством волонтерства). Второе условие — создание студенческих общностей, в которых происходит межвозрастное взаимодействие, передача опыта от студентов с большим стажем волонтерской деятельности, тим-лидеров начинающим волонтерам. Третье условие — организация волонтерства как яркого, значимого события в жизни самих волонтеров, а не только как обслуживания значимого для страны события, как коллективного дела. Четвертое условие — обеспечение нешаблонности воспитания студентов посредством волонтерства. Пятое условие — ориентация волонтерской деятельности на зону ближайшего развития (высокий уровень трудности выполняемых задач, выход из «зоны комфорта»).

При этом важно создать и ряд социальных условий: минимизировать риски антивоспитательного влияния событийного волонтерства; делегировать студентам-волонтерам ответственность, предоставить возможности выбора волонтерской функции, позиции, тим-лидера и команды, времени работы; организовать побуждающее к совершенствованию общение со значимыми для волонтера людьми (потенциальные работодатели, кумиры, тьюторы); обеспечить поддержку инициативы студентов и комфортный психологический климат; установить партнерские связи вуза с широким кругом организаторов мероприятий.

Литература

1. Баланян М. Н. Социокультурный потенциал волонтерского движения современной студенческой молодежи: дис. ... канд. наук. Майкоп, 2015. 147 с.

2. Богданова Е. В. Педагогический потенциал волонтерской деятельности в формировании субъектной позиции студентов // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2012. Т. 18. С. 219-222.

3. Григорьев И. Н. Социально-культурные условия формирования гражданской активности молодежи в процессе волонтерской деятельности: автореф. дис. . канд. наук. Тамбов, 2009. 207 с.

4. Грувер Н. В. Организационно-педагогические условия реализации интеграционного потенциала волонтерской деятельности в образовательной среде вуза: автореф. дис. . канд. наук. Ульяновск, 2018. 30 с.

5. Данилова О. Н. Формирование профессиональной компетентности будущих социальных

педагогов в учебно-воспитательном процессе вуза посредством волонтерской деятельности: дис. ... канд. наук. Комсомольск-на-Амуре, 2011. 241 с.

6. Зачиняева Е. Ф. Образовательные волонтерские практики как фактор профессиональной идентификации студентов: на примере подготовки будущих логопедов: дис. ... канд. наук. Владивосток, 2012. 245 с.

7. Козель В. Н. Событийное волонтерство как технология вовлечения горожан в системную волонтерскую деятельность. М.: Мосволонтер, 2018. 98 с.

8. Костюченко М. О. Развитие социальной активности студентов в воспитательном процессе вуза на примере волонтерской деятельности: автореф. дис. ... канд. наук. Воронеж, 2017. 188 с.

9. Митрофаненко В. В. Реализация педагогического потенциала студенческого социального добровольчества в профессиональной подготовке специалистов социальной работы: автореф. дис. ... канд. наук. Ставрополь, 2004. 24 с.

10. Паршина Ю. В. Нравственное становление старшего подростка в волонтерской деятельности: автореф. дис. ... канд. наук. Воронеж, 2011. 184 с.

11. Рассохина И. Ю., Аршинова Е. В., Билан М. А. Волонтерская деятельность как средство формирования профессионально значимых компетенций студентов вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 2 (26). С. 114-121.

12. Ромм Т. А., Богданова Е. В. Воспитание. Волонтерство. Молодежь: монография. Новосибирск: Изд-во Сибирского отделения Российской акад. наук, 2015. 382 с.

13. Садчикова Т. А. Формирование гражданской ответственности старшеклассников в процессе волонтерской деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2009. 227 с.

14. СикорскаяЛ. Е. Волонтерство как форма трудового воспитания студенческой молодежи // Проблемы педагогики и психологии. 2009. № 1. С. 163-168.

15. Сикорская Л. Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности студенческой молодежи // Проблемы педагогики и психологии. 2011. № 2. С. 213-217.

16. Kim J., Morgul K. Long-term consequences of youth volunteering: Voluntary versus involuntary service // Social Science Research. 2017. Vol. 67. P. 160-175.

17. Lederer A., Autry D., Day C. et al. The Impact of work and volunteer hours on the health of undergraduate students // Journal of American college health. 2015. Vol. 63, No. 6. P. 403-408.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Petrovski E., Dencker-Larsen S., Holm A. The effect of volunteer work on employability: A study with Danish survey and administrative register data // European Sociological Review. 2017. Vol. 33, No. 3. P. 349-367.

19. Rego R., Zozimo J., Correia J. et al. Bridging volunteering and the labour market: a proposal of a soft skills matrix // Voluntary Sector Review. 2016. Vol. 7, No. 1. P. 89-99.

20. Storr R., Spaaij R. I guess it's kind of elitist': the formation and mobilisation of cultural, social and physical capital in youth sport volunteering // Journal of Youth Studies. 2017. Vol. 20, No. 4. P. 487-502.

21. Yang W. Does 'compulsory volunteering' affect subsequent behavior? Evidence from a natural experiment in Canada // Education Economics. 2017. Vol. 25, No. 4. P. 394-405.

UPBRINGING POTENTIAL OF STUDENT EVENT-TARGET VOLUNTEERSHIP

The authors consider event-target student volunteering (free activities of students aimed at helping to organize and conduct major significant events at the local, regional, federal and international levels) as an additional resource for personality upbringing of students at university. The authors describe volunteering opportunities to solve problems of encouraging personal and professional growth of students, training to fulfill the social roles of a responsible professional, an active citizen, a creative self-actualizing personality. The purpose of the article is to substantiate that the event-target student volunteering has unique capabilities in solving the problems of personality upbringing of students at the university, to study how much the upbringing potential of event volunteering is realized and used by university students. The authors summarized the available studies of the pedagogical potential of student volunteering, revealed features of student event-target volunteering, revealed its educational potential. The also conducted a survey of Olympic volunteers during their training and at

the end of the Olympic Games to identifying their motives and expectations from learning and participating in event-target volunteering. The authors organized a study of the implementation of the upbringing potential of event-target volunteering with the participation of students-volunteers of the III Russian Investment Forum. The authors concluded that, if the upbringing potential of volunteering is obvious and realized under almost any conditions, then the full implementation of the upbringing potential of volunteering requires the creation of special socio-pedagogical conditions that minimize the risks of anti-upbringing influence, which in turn change the student's position from the volunteer functions to the subject of their own development by means of participation in volunteering.

Keywords: volunteering, student event-target volunteering, upbringing potential of student event-target volunteering, motivation and expectations of event-target volunteers.

References

• Balanyan M. N. Sociokul'turnyj potencial volonterskogo dvizheniya sovremennoj studencheskoj molodezhi: dis. ... kand. nauk. Majkop, 2015. 147 s. [In Rus].

• Bogdanova E. V. Pedagogicheskij potencial volonterskoj deyatel'nosti v formirovanii sub"ektnoj pozicii studentov // Vestnik KGU im. N. A. Nekrasova. 2012. T. 18. S. 219-222. [In Rus].

• Danilova O. N. Formirovanie professional'noj kompetentnosti budushchih social'nyh pedagogov v uchebno-vospitatel'nom processe vuza posredstvom volonterskoj deyatel'nosti: dis. ... kand. nauk. Komsomol'sk-na-Amure, 2011. 241 s. [In Rus].

• Grigor'ev I. N. Social'no-kul'turnye usloviya formirovaniya grazhdanskoj aktivnosti molodezhi v processe volonterskoj deyatel'nosti: avtoref. dis. ... kand. nauk. Tambov, 2009. 207 s. [In Rus].

• Gruver N. V. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya realizacii integracionnogo potenciala volonterskoj deyatel'nosti v obrazovatel'noj srede vuza: avtoref. dis. ... kand. nauk. Ul'yanovsk, 2018. 30 s. [In Rus].

• Kim J., Morgul K. Long-term consequences of youth volunteering: Voluntary versus involuntary service // Social Science Research. 2017. Vol. 67. P. 160-175.

• Kostyuchenko M. O. Razvitie social'noj aktivnosti studentov v vospitatel'nom processe vuza na primere volonterskoj deyatel'nosti: avtoref. dis. ... kand. nauk. Voronezh, 2017. 188 s. [In Rus].

• Kozel' V. N. Sobytijnoe volonterstvo kak tekhnologiya vovlecheniya gorozhan v sistemnuyu volonter-skuyu deyatel'nost'. M.: Mosvolonter, 2018. 98 s. [In Rus].

• Lederer A., Autry D., Day C. et al. The Impact of work and volunteer hours on the health of undergraduate students // Journal of American college health. 2015. Vol. 63, No. 6. P. 403-408.

• Mitrofanenko V. V. Realizaciya pedagogicheskogo potenciala studencheskogo social'nogo dobrovol'chestva v professional'noj podgotovke specialistov social'noj raboty: avtoref. dis. ... kand. nauk. Stavropol', 2004. 24 s. [In Rus].

• Parshina Yu. V. Nravstvennoe stanovlenie starshego podrostka v volonterskoj deyatel'nosti: avtoref. dis. ... kand. nauk. Voronezh, 2011. 184 s. [In Rus].

• Petrovski E., Dencker-Larsen S., Holm A. The effect of volunteer work on employability: A study with Danish survey and administrative register data // European Sociological Review. 2017. Vol. 33, No. 3. P. 349-367.

• Rassohina I. Yu., Arshinova E. V., Bilan M. A. Volonterskaya deyatel'nost' kak sredstvo formirovaniya professional'no znachimyh kompetencij studentov vuza // Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2017. № 2 (26). S. 114-121. [In Rus].

• Rego R., Zózimo J., Correia J. et al. Bridging volunteering and the labour market: a proposal of a soft skills matrix // Voluntary Sector Review. 2016. Vol. 7, No. 1. P. 89-99.

• Romm T. A., Bogdanova E. V. Vospitanie. Volonterstvo. Molodezh': monografiya. Novosibirsk: Izd-vo Sibirskogo otdeleniya Rossijskoj akad. nauk, 2015. 382 s. [In Rus].

• Sadchikova T. A. Formirovanie grazhdanskoj otvetstvennosti starsheklassnikov v processe volonterskoj deyatel'nosti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Tambov, 2009. 227 s. [In Rus].

• Sikorskaya L. E. Pedagogicheskij potencial dobrovol'cheskoj deyatel'nosti studencheskoj molodezhi //

I М.А. Ma3HMHeHKO, r. C. nana3HH

Problemy pedagogiki i psihologii. 2011. № 2. S. 213-217. [In Rus].

• Sikorskaya L. E. Volonterstvo kak forma trudovogo vospitaniya studencheskoj molodezhi // Problemy pedagogiki i psihologii. 2009. № 1. S. 163-168. [In Rus].

• Storr R., Spaaij R. I guess it's kind of elitist': the formation and mobilisation of cultural, social and physical capital in youth sport volunteering // Journal of Youth Studies. 2017. Vol. 20, No. 4. P. 487-502.

• Yang W. Does 'compulsory volunteering' affect subsequent behavior? Evidence from a natural experiment in Canada // Education Economics. 2017. Vol. 25, No. 4. P. 394-405.

• Zachinyaeva E. F. Obrazovatel'nye volonterskie praktiki kak faktor professional'noj identifikacii stu-dentov: na primere podgotovki budushchih logopedov: dis. ... kand. nauk. Vladivostok, 2012. 245 s. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.