Научная статья на тему 'Социальная волонтерская деятельность студентов вуза в условиях инклюзивного образования'

Социальная волонтерская деятельность студентов вуза в условиях инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1626
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / SOCIAL VOLUNTEERING / INCLUSIVE EDUCATION / STUDENT YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартынова Т.Н., Гавло Е.А., Цвеклинская К.А.

Введение. Актуальность изучаемой проблемы объясняется необходимостью расширения практики студенческого социального волонтерства в решении задач инклюзивного образования в вузе. Авторами обсуждаются вопросы, связанные с организацией социальной волонтерской деятельности студентов вуза, психолого-педагогическим сопровождением этой деятельности, вовлечением в различные добровольческие проекты студентов из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья. Методология. Методологическая основа исследования строится в совокупности социального и психолого-педагогического подходов к решению обозначенной проблемы. На основе теоретического анализа зарубежной и отечественной литературы обобщены, конкретизированы и уточнены понятия «волонтерство», «социальное волонтерство», «социальная волонтерская деятельность студентов в вузе»; охарактеризованы подходы и научные взгляды на социальное волонтерство студентов вуза, определена его роль в практике инклюзивного образования. Результаты. Представлены основные направления психолого-педагогической работы, результаты психодиагностических исследований, описаны формы и методы работы по подготовке студентов-волонтеров к деятельности в условиях инклюзивного образования в вузе. Заключение. Современное состояние инклюзивного образования в вузе позволяет говорить о необходимости и возможности расширения практики социальной волонтерской деятельности студенческой молодежи. Существует актуальная потребность в подготовке студенческой молодежи к социальной волонтерской деятельности, а также привлечении к этой деятельности новых добровольцев, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартынова Т.Н., Гавло Е.А., Цвеклинская К.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL VOLUNTEER ACTIVITY OF UNIVERSITY STUDENTS IN CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION

Introduction. The urgency of the problem being studied is explained by the need to expand the practice of student social volunteering in solving the problems of inclusive education at the university. The authors discuss issues related to the organization of social volunteering activities of university students, psychological and pedagogical support of this activity, and involvement of students with disabilities into various voluntary projects. Materials and Methods. The methodological basis of the study is built on the unity of the social and psychological-pedagogical approaches to solving the designated problem. In the article, on the basis of a theoretical analysis of foreign and domestic literature, the concepts of “volunteering”, “social volunteering”, “social volunteer activity of students in high school” are summarized, specified and clarified; the approaches and scientific views on social volunteering of university students, its role in the practice of inclusive education are characterized. Results. The main directions of psychological and pedagogical work, the results of psychodiagnostic studies are presented, the forms and methods of work on preparing volunteer students for activities in an inclusive education environment are described. Conclusions. The current state of development of inclusive education in higher education institutions suggests that it is necessary and possible to expand the practice of social volunteering activities of students. There is an urgent need to prepare students for social volunteering, as well as to attract new volunteers, including students with disabilities, to this activity.

Текст научной работы на тему «Социальная волонтерская деятельность студентов вуза в условиях инклюзивного образования»

14. Yanitskiy M. S., Seryy A. V., Ivanov M. S., Utyuganov A. A., Khakimova N. R. Postneklassicheskaya pedagogicheskaya psihologiya: cennostno-smyslovoj trend [Post-nonclassical pedagogical psychology: the value-semantic trend]. Kemerovo, 2017, 202 p. (In Russian).

15. Yanitskiy M. S., Seryy A. V., Prokonich O. A. Osobennosti vremennoj perspektivy lichnosti predstavitelej razlichnyh cennostnyh tipov massovogo soznaniya [Peculiarities of Personality Temporal Perspective among Representatives of Different Value Types of Mass Consciousness]. Bulletin KRAUNZ. Humanitarian sciences, 2012, no. 2 (20), pp. 175-180. (In Russian).

16. Yurevich A. V. Morality as a psychological problem. Psychology in Russia: State of the Art, 2012, vol. 5, pp. 50-66.

УДК/UDC 378.183 Т. Н. Мартынова, Е. А. Гавло, К. А. Цвеклинская

T. Martynova, E. Gavlo, K. Tsveklinskaya

СОЦИАЛЬНАЯ ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

SOCIAL VOLUNTEER ACTIVITY OF UNIVERSITY STUDENTS IN CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION

Введение. Актуальность изучаемой проблемы объясняется необходимостью расширения практики студенческого социального волонтерства в решении задач инклюзивного образования в вузе. Авторами обсуждаются вопросы, связанные с организацией социальной волонтерской деятельности студентов вуза, психолого-педагогическим сопровождением этой деятельности, вовлечением в различные добровольческие проекты студентов из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Методология. Методологическая основа исследования строится в совокупности социального и психолого-педагогического подходов к решению обозначенной проблемы. На основе теоретического анализа зарубежной и отечественной литературы обобщены, конкретизированы и уточнены понятия «волонтерство», «социальное волонтерство», «социальная волонтерская деятельность студентов в вузе»; охарактеризованы подходы и научные взгляды на социальное волонтерство студентов вуза, определена его роль в практике инклюзивного образования.

Результаты. Представлены основные направления психолого-педагогической работы, результаты психодиагностических исследований, описаны формы и методы работы по подготовке студентов-волонтеров к деятельности в условиях инклюзивного образования в вузе.

Заключение. Современное состояние инклюзивного образования в вузе позволяет говорить о необходимости и возможности расширения практики социальной волонтерской деятельности студенческой молодежи. Существует актуальная потребность в подготовке студенческой молодежи к социальной волонтерской деятельности, а также привлечении к этой деятельности новых добровольцев, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Introduction. The urgency of the problem being studied is explained by the need to expand the practice of student social volunteering in solving the problems of inclusive education at the university. The authors discuss issues related to the organization of social volunteering activities of university students, psychological and pedagogical support of this activity, and involvement of students with disabilities into various voluntary projects.

Materials and Methods. The methodological basis of the study is built on the unity of the social and psychological-pedagogical approaches to solving the designated problem. In the article, on the basis of a theoretical analysis of foreign and domestic literature, the concepts of "volunteering", "social volunteering", "social volunteer activity of students in high school" are summarized, specified and clarified; the approaches and scientific views on social volunteering of university students, its role in the practice of inclusive education are characterized.

Results. The main directions of psychological and pedagogical work, the results of psychodiagnostic studies are presented, the forms and methods of work on preparing volunteer students for activities in an inclusive education environment are described.

Conclusions. The current state of development of inclusive education in higher education institutions suggests that it is necessary and possible to expand the practice of social volunteering activities of students. There is an urgent need to prepare students for social volunteering, as well as to attract new volunteers, including students with disabilities, to this activity.

Ключевые слова: социальное волонтерство, инклюзивное образование, студенческая молодежь.

Keywords: volunteering, social volunteering, inclusive education, student youth.

Введение

В последнее десятилетие в современном российском обществе происходят серьезные экономические, социальные и культурные преобразования. В период активных перемен наблюдаются обострение социальных проблем и рост социального неблагополучия населения. При сложившейся современной социально-экономической ситуации и в связи с растущим числом социальных проблем возрастает потребность в волонтерстве как деятельности по оказанию безвозмездной социальной помощи и услуг лицам и социальным группам населения, оказавшимся в сложных жизненных условиях.

Сегодня институт волонтерства действует практически во всех странах мира и становится все более значимым ресурсом развития современного российского общества. Одной из основных целей российской государственной молодежной политики является эффективное использование потенциала молодежного волонтерского движения для решения социальных проблем современного российского общества.

Волонтерство, являясь социальным явлением и социальным феноменом общества, рассматривается как форма гражданского участия в общественно полезных делах, а также как способ коллективного взаимодействия. С одной стороны, волонтерство есть совокупность общественных отношений, социально направленная полезная добровольная деятельность, с другой — деятельность, предоставляющая возможность решать проблемы нравственного, этического и личностного характера.

В целевом, процессуальном, содержательном, технологическом компонентах волонтерство является просоциальным видом деятельности. В основе этой деятельности лежит служение как бескорыстие общественно ценных мотивов, стремление оказывать пользу другим людям или обществу в целом. Следует подчеркнуть, что волонтерство представляет собой мощный ресурс социально-нравственного воспитания молодого поколения, является одним из самых эффективных методов социализации, формирования жизненных планов, самореализации и самоактуализации студенческой молодежи.

Одним из признанных видов добровольчества в России является социальное волонтерство, основанное на принципах ответственности и доверия, приверженности делу, сопричастности и социальной интеграции. Деятельность волонтеров социального профиля направлена на помощь таким категориям граждан, как инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья; пожилые люди и люди старческого возраста, ветераны; малоимущие, бездомные; граждане, пострадавшие в экстремальных ситуациях (природных, социальных и т. д.); несовершеннолетние из групп социального риска и др.

Сегодня одной из основных сфер для создания волонтерского движения является система высшего образования. Все большую актуальность в деятельности вузов и других учебных заведений приобретает социальное волонтерство молодежи в связи с потребностями инклюзивного образования. Высшая школа в достаточной степени обладает возможностями использования потенциала социального волонтерства студенческой молодежи, однако, как мы полагаем, в настоящее время она не реализует этот потенциал в полной мере в практике инклюзивного образования.

Следует отметить, что в организации молодежной волонтерской деятельности существуют определенные проблемы. К числу проблем, сдерживающих развитие волонтерского движения среди молодежи, в том числе вузовского студенчества, следует отнести инертность общества, недостаток необходимых гражданских инициатив, низкий уровень вовлеченности молодежи в добровольческую деятельность, прежде всего социально ориентированную (социальное волонтерство).

По оценке экспертов, в регионах России не более пяти процентов молодых людей от 14 до 30 лет принимают участие в волонтерском движении, в основном это имиджевые мероприятия международного уровня (например, зимняя Олимпиада в г. Сочи, различные форумы, общероссийские конкурсы и концертно-спортивные мероприятия). Исследователи указывают на целый ряд барьеров

(правовые, государственные, социально-психологические, технологические) в развитии волонтерского движения среди молодежи [9].

Вместе с тем даже с учетом имеющихся трудностей в настоящее время волонтерская деятельность молодежи является одним из наиболее социально значимых общественных движений современной России. Должным образом организованная социальная волонтерская деятельность создает необходимые условия для активного участия молодежи в жизни общества.

Методология

Проблема волонтерства, практика студенческой социальной волонтерской деятельности в инклюзивном образовании вуза активно обсуждаются как в научном, так и в общественно-политическом дискурсе.

Категориальный аппарат нашего исследования представлен системой понятий, воспроизводящих разные стороны анализируемой проблемы, а именно: «волонтерство»; «социальное волон-терство», или «социальная волонтерская деятельность»; «инклюзивное образование», «психолого-педагогическое сопровождение» социального волонтерства студентов вуза в контексте инклюзивного образования.

Анализ феномена волонтерства (добровольчества) показывает, что оно является исторически сложившимся ресурсом для решения актуальных социальных проблем общества, его развития и совершенствования, мощным инструментом оказания помощи уязвимым категориям граждан, преодоления разрыва между ними и социумом [12; 16]. При этом потенциальные возможности волонтерства рассматриваются в двух аспектах: влияние на сложившуюся конкретно-историческую ситуацию и на личность человека, принимающего в ней участие [16].

В современном понимании волонтерство — это деятельность, осуществляемая людьми вне зависимости от их особенностей (возраст, уровень образования, национальная, политическая и религиозная принадлежность, взгляды и интересы), которые осознанно и безвозмездно отдают свое время, знания и усилия для помощи, улучшения и развития общества. Исследователи подчеркивают, что волонтерство как вид общественно полезной деятельности (индивидуальной или коллективной) базируется на принципах добровольности, безвозмездности, полезности для всех участников [4], ответственности, отражения личной позиции [10]. При всем многообразии определений «волонтерству» в контексте нашего исследования наиболее близки следующие трактовки:

— деятельность, предоставляющая возможность удовлетворения своих личных, социальных и/или профессиональных потребностей посредством оказания безвозмездной помощи другим людям;

— способ коллективного взаимодействия и выстраивания гуманистически ориентированных социальных отношений, способ развития и нахождения применения своим моральным и духовным качествам;

— формы социокультурной регуляции поведения индивида и социальной группы.

Социальная волонтерская деятельность студентов в вузе понимается нами как общественно

полезная деятельность студентов, направленная на оказание помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, обеспечивающая развитие у студентов нравственных ценностей и профессионально значимых личностных качеств.

Вопросы организации и содержания волонтерской деятельности в условиях вуза рассматриваются отечественными исследователями (И. Н. Киселева, Л. И. Кобышева, Л. И. Акатов, Л. E. Шевчук и др.), зарубежными деятелями международных организаций и исследователями (С. Маккарлей, С. Линч, М. Олчман, П. Джордан, А. Ребер и др.).

Все исследователи сходятся во мнении, что участие молодежи в волонтерской деятельности способствует решению социальных, культурных, экономических и других проблем, построению социально ответственного общества. Однако каждый автор акцентирует внимание на развитии у студентов-волонтеров в процессе этой деятельности определенных свойств, качеств, характеристик личности, например социальной активности [11; 3], социальных компетенций [6; 10], ценностных ориентаций и мотивационных установок [8; 1]; социально-психологической готовности, в том числе инклюзивной готовности [15; 17], приобретение новых знаний и опыта, в том числе необходимых для будущей профессиональной деятельности [7; 15].

В условиях кризиса, когда социальные проблемы в России обостряются, а расходы на благотворительность вынужденно сокращаются, одним из наиболее востребованных видов волонтер-

ской деятельности становится социальное волонтерство. Данная сфера волонтерства рассматривается как деятельность, направленная на оказание помощи прежде всего незащищенным слоям населения, нуждающимся в заботе, внимании и постоянном уходе.

Современное социальное волонтерство основано не только на традиционных ценностях милосердия и человеческой солидарности, но и на стремлении защищать и утверждать права каждого человека (инвалида, пожилого, ребенка и т. д.). В основе социального волонтерства заложена ориентация на ценность каждого человека вне зависимости от его особенностей; на его достойное качество жизни. Такая деятельность предполагает наличие у человека толерантности и просоци-альной активности.

При изучении ценностных ориентаций и мотивационных установок молодежи А. Н. Капустиной было установлено, что социальные волонтеры, в отличие от молодых людей, не участвующих в волонтерской деятельности, выбирают универсальные ценности — социальную справедливость, духовную жизнь, терпимость, широкий кругозор. Автор подчеркивает, что человек, занимающийся социальной волонтерской деятельностью, склонен к осмыслению своей жизни, верит в возможность влиять на события своей жизни, контролировать свои поступки и поведение, принимать решения и воплощать их в жизнь [8]. Перечисленные выше ценности, по мнению Е. С. Азаровой, М. С. Яницкого, являются базисной детерминантой добровольческой (волонтерской) деятельности [1 ].

С позиций компетентностного подхода социальное волонтерство как общественно полезная деятельность студенческой молодежи может служить основой для формирования компетенций, в том числе социальных и психологических. И. А. Зимняя в своих исследованиях выделяет наиболее значимые социальные компетенции, к числу которых относит: связанные со способностью личности принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений; связанные с жизнью в многокультурном обществе, то есть те, которые особенно важны для работы и социальной жизни [6].

В настоящее время в России интенсивно развивается инклюзивное образование в вузах и других образовательных учреждениях. Социальное волонтерство студентов вуза задействовано как ресурс инклюзивного образования.

Идея инклюзивного образования восходит к работам Л. С. Выготского, который выдвинул тезис о необходимости создания такой системы воспитания и обучения, которая бы не позволяла исключать инвалида (ребенка-инвалида) из общества людей с нормальным развитием. Таким образом, именно Л. С. Выготский одним из первых обосновал идею интегрированного образования [5]. Много лет спустя идея интегрированного обучения реализовалась в практике работы школ Западной Европы, США и гораздо позже в России. В последние годы за рубежом и в России на смену понятию «интеграция» пришло понятие «включение» (inclusion). Этому способствовало распространение декларации ЮНЕСКО о мерах в социальной политике, способствующих «включающему образованию» (Испания, 1994).

Инклюзивное образование рассматривается как инновационный процесс развития и изменений политики, культуры и практики образования на основе принципов инклюзии [2]; процесс, направленный на обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Таким образом, реализация инклюзии как социально-культурного феномена связана с задачей устранения социальных и культурных барьеров, препятствующих включению людей с ограничениями по здоровью в практику образования.

Ценности инклюзивного образования ориентированы на развитие таких образовательных отношений, которые сами по себе являются социально-психологическими ресурсами развития всех участников образования. В контексте этого одним из условий и составляющих успешности инклюзивного образования является создание системы поддержки, в том числе в виде адекватных образовательных условий [14; 17], сопровождения инклюзивного образования и, в частности, психолого-педагогическое сопровождения обучающихся с ОВЗ [13], сопровождения студенческой социальной волонтерской деятельности. Поддержка и сопровождение отвечают идеологии и запросам практики инклюзивного высшего образования.

Роль студенческого социального волонтерства в инклюзивном образовании в вузе выражается в организации и проведении представителями волонтерских организаций мероприятий, направленных на трансляцию ценностей инклюзии, вовлечение студенческой молодежи в ряды волонтеров, создание благоприятного социально-психологического климата, атмосферы доверия и поддержки в образовательных учреждениях.

Результаты

Сегодня в Кемеровском государственном университете силами учебно-практической лаборатории социальной и психологической помощи (социально-психологический институт) реализуются следующие основные направления социально-психологической работы со студентами:

— социально-психологическое сопровождение студентов-волонтеров по подготовке их к работе в условиях инклюзии (сопровождающее волонтерство), в том числе групповая работа в форме семинаров-практикумов, групповые занятия с элементами психологического тренинга, мастер-классы и т. д.;

— социально-психологическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

— психолого-педагогическая работа в инклюзивных студенческих группах;

— подготовка студентов-волонтеров к проведению массовых мероприятий регионального, муниципального, локального уровней и т. д.

В психолого-педагогической работе со студентами-волонтерами в КемГУ при реализации инклюзивного образования важны подготовка и организация волонтерского сопровождения ежегодных региональных этапов чемпионата конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс».

При разработке тематики и содержания программ семинаров, семинаров-практикумов для студентов — участников социальной волонтерской деятельности — следует учитывать наиболее актуальную с точки зрения инклюзивного образования проблематику: «Особенности взаимодействия с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) различной нозологии», «Формирование толерантных отношений в условиях инклюзивного образования», «Инклюзивная культура в образовательных организациях», «Инклюзивное волонтерство и его ресурсы» и т. д.

При проведении перечисленных мероприятий используются такие активные методы обучения, как групповая дискуссия, метод индивидуального анализа случая (case study), которые позволяют провести анализ конкретных случаев и ситуаций для их последующего анализа и интерпретации. Активное обучение ориентировано на создание таких условий, при которых студенты становятся активными субъектами процесса познания, развивают навыки самообразования, самостоятельного поиска решения и выхода из ситуации, осваивают творческий подход к практической волонтерской деятельности. Положительным аспектом применения активных методов обучения является направленность на формирование ситуации успеха в деятельности как условие качественной подготовки студентов-волонтеров.

На начальном этапе психолого-педагогической подготовки студентов вуза к сопровождающему волонтерству нами практикуется психодиагностика. Психодиагностические исследования проводятся с целью определения мотивации и психологической готовности к волонтерской деятельности в практике инклюзивного образования (опросник «Психологическая готовность к инклюзивному образованию»); сформированности инклюзивной культуры (опросник «Оценка сформи-рованности инклюзивной культуры в образовательных организациях») и т. д. Также используются анкетный опрос в инклюзивных группах, математико-статистическая обработка данных (факторный, корреляционный анализы).

Учебно-практической лабораторией социальной и психологической помощи для проведения психодиагностического исследования студентов, из числа проходивших подготовку по программе сопровождающего волонтерства, была использована, помимо перечисленных методик, комплексная психидиагностическая программа (комплекс карьерного тестирования и консультирования] «Профессиональная карьера. Профессиональное развитие». Данная методика позволяет, в частности, оценить уровень сформированности социальных и психологических компетенций (высокий, средний, низкий) у студентов группы, которую мы условно назвали «активные волонтеры».

Идея использования данной диагностической модели заключалась в том, что с позиций ком-петентностного подхода целями подготовки волонтера являются личная успешность, добровольческая эффективность, адекватность социального участия в деятельности. Важная составляющая подготовки студента-волонтера — его социально-психологическая компетентность, которая предполагает развитие необходимых для успешности в волонтерской деятельности психологических способностей и свойств личности, черт характера: эмпатия, коммуникабельность, волевые характеристики (активность, инициативность, саморегуляция), организаторские способности (лидерские и исполнительские качества) и т. д.

Группа «активные волонтеры» в составе 24 человек представляла студенческие волонтерские отряды Кемеровского государственного университета. Среди студентов, прошедших тестирование, 14 девушек, 10 юношей. Большинство из них обучается на старших курсах бакалавриата или магистратуры.

Данные психодиагностики выявили высокий уровень сформированности компетенций, входящих в эмоциональный блок (лидерство, мотивация достижения, стрессоустойчивость). Такой уровень развития компетенций позволяет характеризовать студентов группы «активные волонтеры» как людей, у которых выражены лидерские черты, что проявляется в умении воодушевлять людей, побуждать к работе, вести за собой; высокая мотивация достижения (в большинстве случаев проявляют инициативу, готовы взяться за новое дело); высокая стрессоустойчивость (стабильность в стрессовых ситуациях — внешнее давление, преодоление трудностей). Сформированные когнитивные (ориентация на другого человека, коммуникабельность, командность, организованность, нормативность) и поведенческие компетенции (гибкость, комплексное решение проблем, ориентация на развитие) соответствуют среднему уровню, что указывает на сформированную готовность студентов-волонтеров к поддержанию долгосрочных отношений с людьми, готовность к работе в команде, сочетание индивидуализма в работе и способности работать в группе.

В группе студентов, не принимающих участия в волонтерской деятельности и являющихся лишь потенциальными участниками, было выявлено, что их уровень сформированности компетенций по всем трем блокам ниже, чем в группе «активные волонтеры».

Таким образом, даже предварительный и ориентировочный характер психодиагностических исследований позволил нам выделить группы студентов с различным уровнем сформированности тех или иных компетенций.

Мы полагаем, что на всех этапах подготовки студентов к социальной волонтерской деятельности в условиях инклюзивного образования необходимо учитывать сложную структуру этой деятельности, индивидуально-психологические особенности студента, его мотивацию и готовность к такой работе.

Заключение

Молодежь, принимая участие в социальной волонтерской деятельности, способствует решению социальных, культурных, экономических и других проблем, построению социально ответственного общества, а также развитию собственной социальной активности и компетентности, осознанности и личной ответственности, совершенствованию своей личности, приобретению новых знаний и опыта.

Уровень развития и успешность студенческого социального волонтерства, его роль и вклад в инклюзивное образование зависят от качества подготовки к этой деятельности участников волонтерского движения. Необходимы новые подходы, формы и методы психолого-педагогической работы при подготовке волонтеров-студентов вуза к работе в условиях инклюзии, а также привлечение студенческой молодежи к добровольческой деятельности.

Литература

1. Азарова Е. С., Яницкий М. С. Психологические детерминанты добровольческой деятельности // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 306. С. 120-126.

2. Ахметова Д. З. Инклюзивная культура общества как результат реализации инклюзивной политики и практики // Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики : сб. материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. М., 2017. С. 16-23.

3. Бахаровская Е. В. Социальная активность студенческой молодежи как объект управления : автореф. дис. ... канд. соц. наук. Чита, 2015.

4. Бодренкова Г. П., Караваешников С. Е. Системное развитие молодежного добровольчества в контексте пропаганды здорового образа жизни. М., 2011. 88 с.

5. Выготский Л. С. Основы дефектологии. М., 1992. Т. 5.

6. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 2. С. 7-13 ; Екимова С. Г. Волонтерская деятельность как ресурс личностно-профессионального развития будущих специалистов по социальной работе : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 2010.

7. Капустина А. Н. Волонтерская деятельность как ресурс самореализации личности [Электронный ресурс] // Universum: Психология и образование. 2016. № 3-4 [22]. URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/3042.

8. Киселева И. Н. Использование инновационных подходов к организации волонтерской деятельности в вузах современной России // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 8. С. 105-110.

9. Ковалева Е. В. Формирование социальной компетенции подростков посредством волонтерской деятельности // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2014. № 2 (24). С. 83-89.

10. Костюченко М. О. Развитие социальной активности студентов в воспитательном процессе вуза (на примере волонтерской деятельности) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Воронеж. 2017.

11. Кудринская Л. А. Добровольческий труд: сущность, функции, специфика // Социологические исследования. 2006. № 5. С. 15-22.

12. Мартынова Т. Н., Градусова Т. К., Цвеклинская К. А. Организация деятельности по психолого-педагогическому сопровождению лиц с ОВЗ в процессе инклюзивного высшего образования // Развитие инклюзивного высшего образования в Сибирском федеральном округе : сб. тр. I Всерос. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2018. 277 с.

13. Мерсиянова И. В. Вовлеченность россиян в добровольчество // Информационно-аналитический бюллетень о развитии гражданского общества и некоммерческого сектора в РФ. 2015. № 4 (8). С. 6-10.

14. Назаревич О. С. Особенности формирования психологической готовности студентов дефектологических специальностей в работе в условиях инклюзии // Педагогическое образование в России. 2018. № 7. С. 103-110.

15. Холина О. И. Волонтерство как социальный феномен современного российского общества // Теория и практика общественного развития. 2011. № 8. С. 71-73.

16. Шагурова А. А. Социально-психологическая готовность молодежи к волонтерской деятельности : автореф. ... канд. пси-хол. наук. М., 2013. 200 с.

17. Яницкий М. С. Основные психологические механизмы адаптации студентов на первом и втором курсах обучения в вузе // Вопросы общей и дифференциальной психологии. Кемерово, 1997. С. 60-68.

References

1. Azarova E. S., Yanitskiy M. S. Psihologicheskie determinanty dobnovol'cheskoj deyatel'nosti [Psychological determinants of volunteering]. Tomsk State University Journal, 2008, no. 306, pp. 120-126. (In Russian).

2. Akhmetova D. Z. Inklyuzivnaya kul'tura obshchestva kak rezul'tat realizacii inklyuzivnoj politiki i praktiki [Inclusive culture of society as a result of the implementation of inclusive policies and practices]. Collection of materials of the IV International Scientific Practical Conference "Inclusive Education: Continuity of Inclusive Culture and Practice". Moscow, 2017, pp. 16-23. (In Russian).

3. Bakharovskaya E. V. Social'naya aktivnost' studencheskoj molodezhi kak ob»ekt upravleniya [Social activity of students as an object of management]. Abstract of Ph. D. thesis. Chita, 2015. (In Russian).

4. Bodrenkova G. P., Karavaeshnikov S. E. Sistemnoe razvitie molodezhnogo dobrovol'chestva v kontekste propagandy zdorovogo obraza zhizni [Systemic development of youth volunteering in the context of promoting healthy lifestyles]. Moscow, 2011, 88 p. (In Russian).

5. Vygotsky L. S. Osnovy defektologii [Fundamentals of defectology]. Moscow, 1992, vol. 5. (In Russian).

6. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetencii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya [Key competencies - a new paradigm of the result of education]. Experiment and Innovation in School, 2009, no. 2, pp. 7-13. Ekimova S. G. Volonterskaya deyatel'nost' kak resurs lichnostno-professional'nogo razvitiya budushchih specialistov po social'noj rabote [Volunteering as a resource for the personal and professional development of future specialists in social work]. Abstract of Ph. D. thesis. Khabarovsk, 2010. (In Russian).

7. Kapustina A. N. Volonterskaya deyatel'nost' kak resurs samorealizacii lichnosti [Volunteering as a resource for self-realization of personality]. Universum: Psychology and education, 2016, no. 3-4 (22). Available at: http://7universum.com/ru/psy/ archive/item/3042. (In Russian).

8. Kiseleva I. N. Ispol'zovanie innovacionnyh podhodov k organizacii volonterskoj deyatel'nosti v vuzah sovremennoj Rossii [The use of innovative approaches to the organization of volunteering in universities in modern Russia]. Modern high technologies, 2017, no. 8, pp. 105-110. (In Russian).

9. Kovaleva E. V. Formirovanie social'noj kompetencii podrostkov posredstvom volonterskoj deyatel'nosti [Forming the social competence of adolescents through volunteering]. Bulletin KRAUNZ. Humanitarian sciences, 2014, no. 2 (24), pp. 83-89. (In Russian).

10. Kostyuchenko M. O. Razvitie social'noj aktivnosti studentov v vospitatel'nom processe vuza (na primere volonterskoj deyatel'nosti) [The development of social activity of students in the educational process of the university (for example, volunteering)]. Abstract of Ph. D. thesis. Voronezh, 2017. (In Russian).

11. Kudrinskaya L. A. Dobrovol'cheskij trud: sushchnost', funkcii, specifika [Volunteer Labor: Essence, Functions, Specificity]. Sociological Research, 2006, no. 5, pp. 15-22. (In Russian).

12. Martynova T. N., Gradusova T. K., Tsveklinskaya K. A. Organizaciya deyatel'nosti po psihologo-pedagogicheskomu soprovozhdeniyu lic s OVZ v processe inklyuzivnogo vysshego obrazovaniya [Organization of activities on psychological and pedagogical support of persons with disabilities in the process of inclusive higher education]. Collection of papers of the Ist All-Russian Scientific and Practical Conference "Development of Inclusive Higher Education in the Siberian Federal District". Novosibirsk, 2018, 277 p. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Mersiyanova I. V. Vovlechennost' rossiyan v dobrovol'chestvo [Russian involvement in volunteering]. Informational and analytical bulletin on the development of civil society and the non-profit sector in the Russian Federation, 2015, no. 4 (8), pp. 6-10. (In Russian).

14. Nazarevich O. S. Osobennosti formirovaniya psihologicheskoj gotovnosti studentov defektologicheskih special'nostej v rabote v usloviyah inklyuzii [Features of the formation of the psychological readiness of students of defectological specialties in work in the conditions of inclusion]. Pedagogical Education in Russia, 2018, no. 7, pp. 103-110. (In Russian).

15. Holina O. I. Volonterstvo kak social'nyj fenomen sovremennogo rossijskogo obshchestva [Volunteering as a social phenomenon of modern Russian society]. Theory and practice of social development, 2011, no. 8, pp. 71-73. (In Russian).

16. Shagurova A. A. Social'no-psihologicheskaya gotovnost' molodezhi k volonterskoj deyatel'nosti [Socio-psychological readiness of young people for volunteering]. Abstract of Ph. D. thesis. Moscow, 2013, 200 p. (In Russian).

17. Yanitskiy M. S. Osnovnye psihologicheskie mekhanizmy adaptacii studentov na pervom i vtorom kursah obucheniya v vuze [The main psychological mechanisms of adaptation of students in the first and second years of study at the university]. Questions of General and Differential Psychology, Kemerovo, 1997, pp. 60-68. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.