DOI 10. 23859/1994-0637-2018-6-87-21 УДК 378.183
Пилипенко Алена Юрьевна
Начальник отдела социальной защиты обучающихся, Псковский государственный университет (Псков, Россия)
E-mail: [email protected]
ОПЫТ РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО ВОЛОНТЕРСТВА И ОБУЧЕНИЯ ВОЛОНТЕРОВ В ПСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Аннотация. В статье представлен опыт организации волонтерского движения и перспективы развития инклюзивного волонтер-ства на примере ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет» (далее - Псков-ГУ). Автор акцентирует внимание на подготовке волонтеров к работе с инвалидами и людьми с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и определяет необходимые условия обучения добровольцев. Приведены некоторые примеры активной деятельности студенческой молодежи в данном направлении волонтерства и опыт организации комплексного обучения. Освещены дальнейшие перспективы развития волонтерской деятельности в университете.
© nw^HneHKO A. №., 2018
Pilipenko Alena Yurievna
Сhief of the Department of social protection of students, Pskov State University (Pskov, Russia) E-mail: [email protected]
EXPERIENCE IN DEVELOPING STUDENT VOLUNTEERING AND TRAINING VOLUNTEERS AT PSKOV STATE UNIVERSITY
Abstract. The experience of organizing the volunteer movement and the perspective of further development of the inclusive volunteering on the example of Pskov State University activity are under consideration.
The author pays attention to the volunteer's preparation to work with disabled people and defines the necessary conditions for the volunteer's successful study. There are several examples of volunteer's activities in this direction and of experience of organizing the complex training. The article describes further prospects of development of volunteer activities at the university.
Ключевые слова: волонтерство (добро- Keywords: volunteerism, the disabled per-вольчество), инвалид, инклюзивное волон- son, inclusive volunteerism, inclusive education, терство, инклюзивное образование, люди с people with health disabilities ограниченными возможностями здоровья
Введение
Волонтерство (добровольчество) является эффективным ресурсом социальных изменений в обществе, а также инструментом экономического и культурного развития общества. В последнее десятилетие в России волонтерство стремительно развивается.
Волонтерская деятельность, в частности развитие инклюзивного добровольчества, способствует решению задач по формированию «инклюзивного пространства» в
Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6
191
нашем обществе. Активная деятельность добровольцев способствует созданию условий для развития инклюзивного образования, доступной среды, инклюзивной культуры, для реализации программ, направленных на социализацию, профориентацию, трудоустройство, творческую самореализацию людей с инвалидностью и ОВЗ [4].
Инклюзивное волонтерство - достаточно новое явление в российской действительности. Оно рассматривается как «форма гражданского участия в общественно полезной деятельности молодых людей с инвалидностью и ОВЗ, способ коллективного взаимодействия и эффективный механизм решения актуальных социально-значимых проблем» [1, с. 10], [4, с. 6-7]. «Главная цель - вовлечь людей с ОВЗ в добровольческую деятельность» [1, с. 3].
Статистические данные позволяют говорить о том, что основную массу волонтеров составляет молодежь [3], [5]. Соответственно, главный ресурс волонтерского движения - это студенты.
ПсковГУ как опорный вуз Псковской области является одним из главных центров волонтерства. В настоящее время университет становится региональным ресурсным центром поддержки добровольчества в соответствии со Стандартом поддержки волонтерства АИС [5].
Волонтерское движение университета представлено студенческим добровольческим отрядом «СДОбром», первичной профсоюзной организацией студентов, инициативными группами студентов на факультетах и в колледже. В соответствии с программой развития опорного вуза на базе ПсковГУ создан Студенческий центр поддержки маломобильных граждан, а также действует Волонтерский центр «Аби-лимпикс», которые являются структурными подразделениями университета. Каждое из названных объединений и подразделений уделяет значительное внимание работе с людьми с инвалидностью и ОВЗ.
Развитие волонтерства невозможно без системы эффективной организации работы с добровольцами, одним из основных элементов которой выступает их подготовка.
ПсковГУ имеет богатый опыт волонтерской деятельности и подготовки студенческой молодежи, которая участвует в решении проблем людей с инвалидностью и ОВЗ. Отметим, что постоянный состав подготовленных студентов университета составляет около 23 % от общего числа волонтеров.
Основная часть
Система организации работы с добровольцами включает планирование, привлечение, набор и отбор волонтеров, их подготовку, сопровождение, контроль и оценку, мотивирование и удержание, информирование о деятельности волонтеров [2], [3].
Обучение волонтеров является неотъемлемой частью при качественной подготовке к работе с инвалидами и людьми с ОВЗ, обеспечивает эффективность добровольческой деятельности, ее безопасность, позволяет дольше сохранить мотивацию волонтеров. Кроме того, возможность получить новые знания, приобрести навыки и умения может выступать как дополнительным мотивом для молодых людей, так и способом повышения их мотивации. По данным ВЦИОМ, 47 % опрошенных людей занимаются волонтерством с целью своего профессионального разви-
192 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6
тия. Статистические данные говорят о том, что профессиональные перспективы занимают одно из первых мест именно для молодых людей [5]. Особое значение подобное обучение имеет для студентов, обучающихся по направлениям «Социальная работа», «Специальное (дефектологическое) образование», «Психология», «Педагогическое образование», поскольку предоставляет им возможности приобрести и усвоить профессиональные компетенции, получить практический опыт. Поэтому во-лонтерство определяют, в том числе, и как «социальную практику», которая может быть освоена будущими специалистами вне профессиональной подготовки в процессе волонтерской деятельности [3].
Как правило, подготовка добровольцев проходит в 3 этапа: общее обучение (погружение в проект, общая информация об особенностях работы с людьми с инвалидностью, командообразование, распределение обязанностей); функциональное обучение (подробная информация по направлениям деятельности, знание специфики работы) и обучение на месте проведения мероприятия (изучение рабочей площадки, ориентирование на объекте) [2]. На практике не всегда удается организовать последовательность названных этапов. Возможны варианты совмещения второй и третьей стадии, или функциональный этап проходит в форме инструктажа с распределением обязанностей среди волонтеров.
В связи со спецификой работы волонтеров необходимо специальное обучение, приобретение специальных компетенций, касающихся особенностей людей с инвалидностью. При этом в основе обучения лежат принципы инклюзивного добровольчества. Обязательным компонентом является этическая составляющая, которая предполагает изучение правил общения и работу по формированию практических навыков и умений взаимодействия с инвалидами различных нозологий. Освоение данных компетенций помогает снять коммуникативные барьеры, является действенным инструментом, который позволяет избежать ошибок и снизить риски. Важно обратить внимание на необходимость связи теоретического материала и практики, включение тренинговых форм работы с привлечением людей с инвалидностью, специалистов, работающих с инвалидами.
Комплексная подготовка также предполагает обучение, направленное на развитие знаний и навыков межличностного взаимодействия, необходимых для каждого волонтера, независимо от направления деятельности. Речь идет о таких компетенциях, как ответственность, стрессоустойчивость, работа в команде, коммуникация, организованность, лидерство [2], [5]. Освоение подобных навыков возможно только при организации социально-коммуникативных тренингов, деловых игр и других интерактивных форматов обучения.
Мы исходим из того, что обучение может быть предварительным и систематическим. Под предварительным обучением мы понимаем непосредственную подготовку волонтеров к проведению отдельно взятого мероприятия, акции. Предварительная подготовка чаще всего допускает совмещение общего и функционального обучения, получение углубленной информации и знакомство со спецификой работы на месте проведения мероприятия в форме инструктажа, может не включать блок по овладению коммуникативными компетенциями. Такое обучение необходимо при вовлечении новых волонтеров для проведения мероприятия или оказания определенной помощи людям с инвалидностью и ОВЗ.
Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6
193
Систематическое обучение организуется при комплексной подготовке на постоянной основе и обязательно включает все направления и формы обучения: специальное обучение, овладение компетенциями межличностного взаимодействия, он-лайн-курсы для волонтеров, наставничество и т. д. Важно, чтобы данные инструменты обучения органично дополняли друг друга. Такая подготовка, в частности, предоставляет возможность передачи опыта от подготовленных волонтеров к только вступившим в ряды добровольцев, способствует более эффективному привлечению и мотивированию волонтеров.
Одним из ярких примеров волонтерской деятельности университета и комплексной подготовки добровольцев является реализация в рамках Программы развития деятельности студенческих объединений при поддержке Минобрнауки России студенческого проекта «Межрегиональный волонтерский марафон «Одной дорогой»» (2017 г.) (см. рисунок).
Рисунок. Межрегиональный волонтерский марафон «Одной дорогой», 2017 г.
Основная цель Марафона - развитие добровольческой деятельности по оказанию помощи и поддержки людям с инвалидностью, формирование инклюзивной культуры в молодежной среде. Программа проведения Марафона состояла из организаци-
194 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6
онного, образовательного и проектного блока (проведение событийных мероприятий и оказание конкретной помощи людям с инвалидностью). Было организовано систематическое обучение - проведены циклы лекций, семинаров, мастерских, тренинго-вая работа по вопросам этики общения, принципов формирования доступной среды, основных критериев обеспечения доступности объектов, информации и услуг для людей с инвалидностью, значимых барьеров для каждой категории инвалидов и возможных путей их устранения, оказания первой медицинской помощи. В ходе мастер-классов и тренинговых занятий волонтеры смогли погрузиться в жизнь человека на кресле-коляске, примерить на себя роль человека с инвалидностью, проиграть роли членов семьи, в которой живет особенный ребенок. С целью овладения навыками коммуникации, формирования эмпатии для волонтеров были проведены социально-коммуникативные и психологические тренинги. Состоялись круглые столы по обмену опытом (на тему «Эффективные способы организации волонтерской работы с людьми с ОВЗ и инвалидностью»), по итогам обучения («Основные правила общения с людьми с различными нарушениями здоровья»), итоговая веб-конференция на тему «Лучшие практики организации волонтерской деятельности, направленной на оказание помощи людям с ОВЗ и инвалидностью».
Подготовка волонтеров осуществлялась с участием людей с инвалидностью, представителей Областной общественной организации инвалидов и компетентных специалистов города Пскова, работающих со слабослышащими и глухими, слабовидящими и незрячими людьми, колясочниками, с людьми, имеющими нарушения в психическом развитии.
План обучения волонтеров включал теоретическую и практическую части. Например, волонтеры приняли участие в проекте «Мир на кончиках пальцев», организатором которого является «Псковская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих». Студенты познакомились с миром слепого человека, смогли расширить представления о людях с инвалидностью по зрению. Это положило начало постоянному сотрудничеству с библиотекой, в том числе по названному проекту, которое продолжается и в настоящее время.
Проектный блок Марафона был непосредственно связан с организацией комплексной подготовки волонтеров, так как предоставлял возможности применить полученные знания на практике при участии в акциях, оказании помощи на мероприятиях. Так, волонтеры оказывали помощь ГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» в работе с детьми с нарушениями в развитии; в проведении концерта для людей с инвалидностью, приуроченного к Международному дню инвалидов (ГКЦ г. Пскова); в доставке книг для слабовидящих и незрячих людей города и т. д. В рамках подготовки к отдельным мероприятиям и акциям студенты проходили поэтапное обучение, как было описано выше: общее, функциональное и на месте проведения мероприятия.
Проектной частью являлась также организация межрегиональной выставки «Мастерская талантов» и ее торжественной программы. Волонтеры при прохождении обучения осуществляли сопровождение участников выставки, помогая им в оформлении и доставке работ, репетиции творческих номеров, что также позволяло на практике закрепить получаемые знания и навыки.
Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6
195
В ходе Марафона проводилась широкая информационная работа, были созданы информационные ресурсы, на которых размещались методические материалы, которыми до сих пор пользуются волонтеры: группы в социальных сетях (в ВКонтакте), раздел на официальном сайте ПсковГУ.
Опыт реализации подобного проекта способствовал формированию системы обучения волонтеров, развитию студенческих инициатив в данном направлении и, в целом, волонтерской деятельности. В Марафоне приняли участие студенты и сотрудники с инвалидностью, что заложило основы для развития инклюзивного во-лонтерства.
Приведем ряд других мероприятий. Например, проект «Мой друг - компьютер», который в течение нескольких лет реализуют студенты факультета вычислительной техники и электроэнергетики. В контексте данного проекта волонтеры оказали помощь в создании сайта Общественной организации инвалидов г. Пскова и систематически проводят занятия по обучению компьютерной грамотности членов организации.
Традиционно волонтеры ПсковГУ посещают коррекционные общеобразовательные и детские учреждения с целью проведения мероприятий, праздников для детей. Например, реализуется социальный проект Студенческого Правительства «Волшебники», который возглавляют и осуществляют студенты ПсковГУ. Волонтеры отряда «СДОбром» систематически организуют и проводят мастер-классы для детей с особыми потребностями и др.
Волонтеры активно включаются в акции и проекты, проводимые организациями города, оказывают помощь в проведении мероприятий с участием людей с инвалидностью и ОВЗ. Например, волонтеры участвовали в проведении таких событийных мероприятий, как фестиваль «Звездный час», праздничные концерты, посвященные Международному дню инвалидов и юбилею Всероссийского общества инвалидов, и т. д.
С 2016 г. волонтеры ПсковГУ оказывают помощь ГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» (ЦЛП) в организации работы группы продленного дня для детей с нарушениями в развитии. Подготовка к волонтерской деятельности в ЦЛП включает ежегодное прохождение обучения в «Школе волонтеров», организуемой на базе Центра.
В настоящее время в университете реализуется проект «Школа волонтеров «Ган-за 2019»», который был поддержан по итогам Всероссийского конкурса молодежных проектов среди образовательных организаций высшего образования. Цель проекта заключается в организации и проведении социально-психолого-педагогической подготовки 50 студентов из числа основного волонтерского корпуса, способных осуществлять курирование волонтеров на мероприятиях ХХХ1Х Международных Ганзейских дней в г. Пскове в 2019 г. При организации данной подготовки используется накопленный опыт обучения волонтеров, оказывающих помощь людям с инвалидностью и ОВЗ, - разработаны образовательные модули «Основы взаимодействия с людьми с инвалидностью и ОВЗ», «Развитие коммуникативных качеств и организаторских способностей», «Оказание допсихологической и первой медицинской помощи».
196 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6
В рамках модулей проводятся обучающие семинары, образовательные мастерские, тренинги, в ходе которых волонтеры-кураторы овладевают компетенциями в сфере психологии отношений и коммуникаций, первой медицинской и допсихоло-гической помощи, специальными компетенциями по взаимодействию с людьми с различными нарушениями здоровья. Приобретенные знания и навыки позволят оперативно решать задачи, связанные с данной категорией гостей, а также эффективно оказывать помощь в чрезвычайных и непредвиденных ситуациях на мероприятиях Международных Ганзейских дней. Также предусмотрено проведение волонтерских акций, в процессе которых студенты закрепляют полученные знания, приобретают практический опыт. Подобная подготовка позволяет ввести систему наставничества опытных обученных волонтеров над новичками и молодыми добровольцами. В дальнейшем предполагается, что полученный волонтерами опыт в ходе реализации проекта станет частью системы комплексного обучения.
Необходимо отметить, что в университете предусмотрено волонтерское сопровождение студентов с инвалидностью для оказания помощи в освоении учебного материала, решении бытовых проблем и других видов социальной поддержки, что закреплено локальным актом ПсковГУ.
Реализация вышеперечисленных проектов и инициатив предусматривает как предварительное, так и систематическое обучение. Между тем, существуют определенные проблемы в организации работы, в том числе связанные с тем, что систематическое обучение волонтеров требует дополнительных ресурсов, координации с основным учебным процессом.
Для дальнейшего развития волонтерства и решения имеющихся проблем создан Студенческий центр поддержки маломобильных граждан в контексте реализации стратегического проекта опорного университета «Пространство опережающего развития региона - университетский городок ПсковГУ». Центр аккумулирует в себе опыт волонтерства по оказанию помощи людям с инвалидностью и ОВЗ, пожилым гражданам и иным категориям маломобильных граждан, а также опыт подготовки добровольцев. Среди его основных задач: организация и осуществление комплексной подготовки волонтеров, образовательно-методическое сопровождение волонтерской деятельности, дальнейшее развитие инклюзивной культуры, обеспечение взаимодействия с партнерами, общественными и волонтерскими организациями.
На базе ПсковГУ создан Волонтерский центр «Абилимпикс» с целью подготовки и организации волонтерского сопровождения регионального Чемпионата конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью и ОВЗ. Он входит в структуру Студенческого центра поддержки маломобильных граждан. Создание и функционирование Центра призвано решить одну из основных задач по сохранению системы подготовки и инфраструктуры волонтерской деятельности в регионе для дальнейшей работы [2]. В октябре 2018 г. в Псковской области состоялся региональный Чемпионат «Абилимпикс». Волонтеры проходили обучение в соответствии с разработанной программой «Абилимпикс» и обеспечивали сопровождение участников на конкурсах. Были задействованы волонтеры ПсковГУ и других образовательных учреждений города Пскова.
Именно с деятельностью названных Центров связаны перспективы дальнейшего развития волонтерской деятельности, которые предполагают решение задач ком-
Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6
197
плексного обучения волонтеров, качественного обеспечения волонтерского сопровождения мероприятий и инклюзивного образования, развития и решения проблем инклюзивного добровольчества, обеспечения волонтерства необходимыми ресурсами. Целью организации работы в Центрах является объединение волонтеров в студенческое сообщество - обучаемое, компетентное, знающее природу взаимодействия с людьми с инвалидностью и ОВЗ, которое понимает, осознает, желает менять качество нашей жизни и реализует это в конкретных действиях и форматах.
Выводы
1. Развитие волонтерской деятельности позволяет решать проблемы развития инклюзии в нашем обществе, но требует системной организации работы с добровольцами. Комплексное (систематическое) обучение волонтеров является одним из важнейших этапов эффективной системы организации работы с добровольцами, обеспечивает развитие волонтерской деятельности, ее эффективность и качество.
2. Подготовка волонтеров к работе с людьми с инвалидностью и ОВЗ имеет специфические особенности. Помимо общего обучения навыкам межличностного общения, она включает специальное обучение, касающееся особенностей взаимодействия с инвалидами, привлечение людей с инвалидностью и специалистов, работающих с ними, обязательное наличие тренинговых форм работы и включенного обучения.
3. В Псковском государственном университете создана инфраструктура и система организации работы с волонтерами, накоплен опыт обучения и оказания волонтерской помощи людям с инвалидностью и ОВЗ, а также их включения в добровольчество. Студенты-волонтеры активно участвуют в решении проблем людей с инвалидностью и ОВЗ на уровне региона. Существует опыт и заложены основы для дальнейшего развития инклюзивного добровольчества и волонтерского сопровождения инклюзивного образования.
ПсковГУ обладает потенциалом для дальнейшего развития волонтерства.
Литература
1. Богдановская В. И. Об инклюзивном добровольчестве как ресурсе по формированию культуры здорового образа жизни // Забайкальский государственный университет. URL: http://zabgu. ru/files/html_document/pdf_files/fixed/Ob_inklyuzivnom_dobrovol%27chestve/Bogda novskaya_V. I. _Ob_inklyuzivnom_dobrovolchestve. . . . pdf
2. Быстрова Л. И. Методические рекомендации по развитию сети волонтерских центров инклюзивного добровольчества. Москва, 2018. 99 с.
3. Волонтерская программа Национального чемпионата конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс». Методические рекомендации / ред.-сост.: Е. П. Ионова, Е. В. Крутицкая. Москва, 2016. 65 с.
4. Зыскина М. А. Методические и нормативно-правовые материалы по организации работы волонтеров: учебное пособие. Екатеринбург: УМЦ УПИ, 2011. 120 с.
5. О добровольчестве. Для организаторов волонтерской деятельности. Онлайн-курс «Узнай. PRO». URL: https://uznaj. pro/sessions/83722/materials/374875
198 Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6
References
1. Bogdanovskaya V. I. Ob inklyuzivnom dobrovol'chestve kak resurse po formirovaniyu kul'tury zdorovogo obraza zhizni [About inclusive volunteerism as the resource on formation of culture of the healthy lifestyle]. Zabajkal'skij gosudarstvennyj universitet [Trans-Baikal state university]. Available at: http://zabgu. ru/files/html_document/pdf_files/fixed/Ob_inklyuzivnom_ dobrovol%27chestve/Bogdanovskaya_V. I. _Ob_inklyuzivnom_dobrovolchestve.pdf
2. Bystrova L. I. Metodicheskiye rekomendatsii po razvitiyu seti volontyorskikh tsentrov inklyuzivnogo dobrovol'chestva [Methodical recommendation on the development of a network of volunteer centers of inclusive volunteering]. Moscow, 2018. 99 p.
3. Volontyorskaya programma Natsional'nogo chempionata konkursov professional'nogo masterstva dlya lyudej s invalidnost'yu "Abilimpiks". Metodicheskiye rekomendatsii [Volunteer program of the National championship of professional skills competitions for people with disabilities "Abilympics"]. Moscow, 2018. 65 p.
4. Zyskina M. А. Metodicheskiye i normativno-pravovye materialy po organizatsii raboty volontyorov: uchebnoe posobiye [Methodological and regulatory materials on the organization of volunteers ' work. Textbook]. Yekaterinburg, 2011. 120 p.
5. O dobrovol'chestve. Dlya organizatorov volontyorskoj deyatel'nosti. Onlajn-kurs "Uznaj. PRO" [About volunteering. For organizers of volunteer activities. Online course "Learn. PRO"]. Available at: https://uznaj.pro/sessions/83722/materials/374875
Для цитирования: Пилипенко А. Ю. Опыт развития студенческого волонтерства и обучения волонтеров в Псковском государственном университете // Вестник Череповецкого государственного университета. 2018. №6 (87). С. 191-199. DOI: 10.23859/1994-0637-2018-6-87-21 For citation: Pilipenko A. Y. Experience in developing student volunteering and training volunteers at Pskov State University. Bulletin of the Cherepovets State University, 2018, no. 6 (87), pp. 191-199. DOI: 10.23859/1994-0637-2018-6-87-21
Вестник Череповецкого государственного университета • 2018 • №6
199