Научная статья на тему 'Исследование развивающего потенциала студенческого событийного волонтерства'

Исследование развивающего потенциала студенческого событийного волонтерства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКОЕ СОБЫТИЙНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО / ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВОЛОНТЕРCКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ III РОССИЙСКОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ФОРУМА / АНКЕТИРОВАНИЕ СТУДЕНТОВ-ВОЛОНТЕРОВ / STUDENT EVENT VOLUNTEERING / PERSONAL DEVELOPMENT POTENTIAL / VOLUNTEERING AT THE III RUSSIAN INVESTMENT FORUM / CARRYING OUT A SURVEY OF VOLUNTEER STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазниченко М. А., Папазян Г. С., Попов Д. И., Черемшанов С. В.

Раскрывается личностно-развивающий потенциал студенческого событийного волонтерства. Описаны результаты исследования реализации личностно-развивающего потенциала событийного волонтерства студентами-волонтерами III Российского инвестиционного форума. Исследование проведено на базе Ресурсного центра волонтерства Сочинского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мазниченко М. А., Папазян Г. С., Попов Д. И., Черемшанов С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of student event volunteering and its development potential

The article expands on the object and role of property and its status. The authors look into property relations, its impact on economics, social and political processes in modern world and particularly in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Исследование развивающего потенциала студенческого событийного волонтерства»

УДК 329.78

М.А. МАЗНИЧЕНКО, Г.С. ПАПАЗЯН, Д.И. ПОПОВ,

С.В. ЧЕРЕМШАНОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНЧЕСКОГО СОБЫТИЙНОГО ВОЛОНТЕРСТВА

Раскрывается личностно-развивающий потенциал студенческого событийного волон-терства Описаны результаты исследования реализации личностно-развивающего потенциала событийного волонтерства студентами-волонтерами III Российского инвестиционного форума. Исследование проведено на базе Ресурсного центра волонтерства Сочинского государственного университета.

Ключевые слова: студенческое событийное волонтерство, личностно-развивающий потенциал, волонтерное сопровождение III Российского инвестиционного форума, анкетирование студентов-волонтеров.

The article sheds light on student event volunteering and its effects on personal development. This paper presents the results of the study on how personal development potential of volunteer students has been enhanced at the III Russian Investment Forum. The research has been carried out at the volunteer resource center of Sochi state university.

Key words: student event volunteering, personal development potential, volunteering at the III Russian Investment Forum, carrying out a survey of volunteer students.

Введение

В современной ситуации на первый план выдвигается проблема актуализации педагогической составляющей социальных процессов и явлений. Одним из таких явлений выступает студенческое событийное волонтерство, получившее в России в последнее десятилетие мощное развитие.

Создавая уникальные условия для социальной активности, приобретения различных видов практического опыта (опыт общения, социальной и профессиональной деятельности, лидерства и управления, взаимопомощи и взаимной поддержки, бескорыстного служения), для подготовки к выпол-

© Мазниченко М.А., Папазян Г.С., Попов Д.И., Че-ремшанов С.В., 2019

нению социальных ролей, реализации актуальных личностных потребностей и интересов студента, событийное волонтерство обладает высоким социальным, педагогическим и личностно-развивающим потенциалом. При этом социальный потенциал студенческого событийного волонтерства достаточно активно используется государством (о чем свидетельствует, например, массовое волонтерское сопровождение ряда крупных международных мероприятий, проведенных в России), а педагогический потенциал - вузами (использование возможностей волонтер-ства в формировании профессиональных компетенций, в социальном воспитании), данные ресурсы волонтерства стали объектом ряда научных иссле-

дований (Е.В. Акимова [1], М.Н. Бала-нян [2], Е.В. Богданова [3], Н.В. Грувер [4], В.В. Митрофаненко [5] и др.), в то время как личностно-развивающий потенциал событийного волонтерства изучен недостаточно и не в полной мере реализуется в высшем образовании по причине неразработанности методик такой организации и самоорганизации волонтерской деятельности, при которых студент будет осознанно и целенаправленно развивать необходимые личностные качества посредством участия в волонтерских проектах.

В настоящей статье описаны результаты исследования, направленного на стимулирование студентов к более активному использованию личностно-развивающего потенциала событийного волонтерства.

Исследование проводилось на базе Ресурсного центра волонтерства Сочинского государственного университета (СГУ), имеющего большой опыт оператора волонтерского сопровождения крупномасштабных мероприятий. С 2013 г. СГУ подготовил более 7 тыс. волонтеров, которые отработали более 750 тыс. чел./часов, приняв участие в организации и обеспечении проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в г. Сочи, этапов кольцевых автогонок «Формула 1» Гран-при Россия, IX Всемирных хоровых игр, III Всемирных военных игр, XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов-2017, Кубка конфедерации FIFA-2017, Чемпионата мира по футболу-2018.

Материалы и методы

Исследование проводилось следующим образом. До начала обучения и работы на III Российском инвестици-

онном форуме всем отобранным для работы на Форуме студентам-волонтерам было предложено заполнить размещенную в сети Интернет анкету, в которой предлагалось оценить потенциал событийного волонтерства в развитии различных сфер личности, социально значимых личностных качеств и в подготовке к выполнению социальных ролей. Волонтерам предлагалось сформулировать конкретную цель личностного развития, которую они могли бы достичь, участвуя в волонтерском сопровождении Форума. В период двухдневного обучения-тренинга волонтерам, помимо знакомства с выполняемыми функциями и способами их выполнения, были даны рекомендации по развитию личностных качеств, умений, навыков, реализации жизненных целей посредством участия в волонтерском сопровождении Форума. Волонтерство было представлено им как многоаспектная, многогранная деятельность, позволяющая реализовать ряд жизненно важных задач. Представлен личностно-развивающий потенциал волонтерства как совокупность личностно-развивающих ресурсов. Даны рекомендации по разработке и реализации программ саморазвития. К каждому волонтеру был прикреплен наставник-тьютор из числа специалистов Ресурсного центра волонтерства и опытных волонтеров, к которому волонтер мог обратиться по вопросам реализации программы саморазвития. Организаторы предоставляли студентам возможность почувствовать собственную значимость, уникальность в качестве субъекта волонтерской деятельности. По окончании волонтерской работы снова было проведено анкетирование. Всего в исследовании приняли участие 110 студентов-волон-

теров. Большая часть уже имела опыт участия в волонтерском движении: более 30% участвовали в данной деятельности на протяжении года, 42% - более одного года. Однако 25% волонтеров впервые участвовали в данной деятельности.

Обсуждение

Проведенное нами исследование показало, что студенческое волонтерство обладает высоким личностно-развива-ющим потенциалом - качественной характеристикой, отражающей наличие возможностей (ресурсов) для удовлетворения актуальных потребностей и интересов личности, развития личностных качеств, подготовки к выполнению социальных ролей:

Мотивационно-ценностный ресурс:

• гуманистическая, альтруистическая, духовно-нравственная направленность - безвозмездный, добровольный характер волонтерского труда позволяет скорректировать систему жизненных ценностей и установок волонтера в сторону духовно-нравственных ценностей;

• акмеологическая направленность -участие в волонтерстве способствует развитию у студентов «мотивации к постоянному обновлению профессиональных знаний и умений, к творческому саморазвитию, к проявлению активности в профессиональной и общественной сфере» [4];

• инновационная направленность -предоставляет возможность овладеть новыми социальными ролями, новыми видами деятельности, дает новые смыслы жизни (социальное служение, помощь другим людям, реализация своих способностей),

новые мотивы деятельности (моральные в противовес материальным);

• соответствие актуальным потребностям и интересам молодежи: в самоутверждении, общении, творчестве, поиске смысла жизни, интересном досуге, ярких событиях, сильных эмоциях, новых знакомствах и др.; предъявление образцов преодоления жизненных трудностей в лице адресатов волонтерской помощи, что способствует продуктивному решению собственных психологических проблем (одиночество, неудовлетворенность жизнью, собой, завышенные требования к окружающим, потеря смысла жизни и др.);

• добровольность участия - добровольно вступая в волонтерскую организацию, участвуя в волонтерских проектах, студент накапливает опыт добровольного принятия определенных норм поведения (например, ношение волонтерской формы, точное соблюдение графика работы, уважение к другим волонтерам, внимательное отношение к адресатам волонтерской помощи), учится подчиняться им;

• обеспечение самозанятости в условиях высокой конкуренции на рынке труда: позволяет испытать себя в разных социальных ролях и видах социальной и профессиональной деятельности, что повышает шансы на успешное трудоустройство; обеспечивает самозанятость, содержательный досуг, что снижает рост молодежной преступности.

Когнитивный ресурс:

• динамичность контекста, содержания и форм - характерные для волонтерства быстрые изменения

обстановки, окружения, выполняемых функций, социальных ролей, видов деятельности, новые знакомства, поездки значительно расширяют для студентов возможности познания, развивают мобильность, способность быстро и адекватно реагировать на происходящие изменения;

• междисциплинарность волонтерских проектов стимулирует развитие системности и масштабности мышления, потребность в приобретении новых знаний и компетенций, в том числе междисциплинарных, способствует установлению интегративных связей между различными учебными дисциплинами, что может в корне изменить подходы к выбору студентом вариативных курсов [6], формированию индивидуальной траектории обучения, а также позволяет овладеть компетенциями не только избранной профессии, но и ряда других, смежных с ней.-

Коммуникативный ресурс:

• разнообразие коммуникаций - возможность общения с представителями разных социальных групп и культур создают возможности для расширения кругозора, развития коммуникабельности, познания себя, других людей, общества, мира;

• быстрая ротация социальных ролей развивает гибкость, способность адаптироваться к новым ситуациям социального взаимодействия.

Деятельностный ресурс:

• разнообразие выполняемой социальной и профессиональной деятельности создает возможности для проверки и развития способностей, деловых и профессиональных

качеств, накопления жизненного и профессионального опыта, позволяет сформировать комплексы компетенций, которые можно комбинировать для успешного выполнения новых видов профессиональной деятельности;

• проективность позволяет волонтеру приобрести опыт инициирования, разработки и реализации социально- и профессионально-ориентированных волонтерских проектов;

• экспромтность и творческий характер - высокий уровень непредсказуемости, импровизированности, неординарности, свойственный многим видам волонтерства, способствует развитию креативности и инициативности, а также стрессо-устойчивости, способности к оперативному реагированию в новых ситуациях.

Организационный ресурс:

• командная организация большинства видов волонтерской деятельности способствует повышению ответственности, развитию умения работать в команде, навыков организации командной работы. Также развиваются коллективизм, командный дух, что особенно важно в условиях развивающихся рыночных отношений, которые зачастую разъединяют людей;

• саморегулируемый характер -в сравнении с учебной деятельностью, регулируемой образовательными стандартами, и профессиональной деятельностью, регулируемой профессиональными стандартами и должностными инструкциями, волонтерская деятельность в большей степени носит саморегулируемый характер, в меньшей

степени регламентируется и в этой связи стимулирует развитие умений саморегуляции деятельности и поведения, инициативности, а также создает условия для реализации различных форм студенческого самоуправления.

Данные ресурсы предоставляют возможность для развития у студентов личностных качеств:

• ответственного профессионала: гуманизация профессиональной деятельности, осознание нравственной, культурной, социальной ценности труда, компетенции проектирования и работы в команде, трудовые навыки, организаторские и лидерские качества, коммуникабельность, ответственность за результаты труда;

• активного гражданина: патриотизм, социальная зрелость, гражданская активность, инициативность, ответ-

ственность за судьбу других людей, общества, государства; • нравственной, самоактуализирующейся личности: человеколюбие, альтруизм, жизнелюбие, стремление к духовному, умственному, нравственному и физическому совершенству, социальная и личностная успешность, ответственность за свою жизнь.

Результаты

Большинство волонтеров констатировали, что участие в волонтерском сопровождении Форума способствовало их личностному развитию (рис. 1).

Более половины студентов (56%) смогли не только поучаствовать в волонтерском сопровождении Форума, но и достичь определенных жизненных целей, в том числе связанных с личностным развитием (рис. 2).

Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос «Как Вы считаете, Ваше участие в волонтерском сопровождении мероприятия способствовало развитию?»

'да нет

' затрудняюсь ответить

Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос «Удалось ли Вам достичь каких-либо жизненных целей, целей личностного развития посредством участия в волонтерском сопровождении мероприятия?»

Большинство студентов реализовало цели, связанные с личностными новообразованиями. У некоторых из них возникли личностные новообразования (новые жизненные мотивы и смыслы, ценности и цели), появление которых они до участия в проекте

никаких изменений не произошло

6,2%

не планировали. Как видно из рис. 3, наиболее сложной для студентов оказалась реализация целей по саморазвитию новых социально-значимых качеств личности: такую цель ставили 41,7% респондентов, достигли 31%.

не считаю нужным формулировать и достигать таких целей

затрудняюсь сформулировать конкретную цель

новые жизненные мотивы и смыслы

новые жизненные ценности

8%

6,5%

8%

е жизненные цели

новые знания

новые социально значимые качества личности

17,3% 15,9%

■ До участия мероприятия

22,3%

■ После участия в мероприятия

Рис. 3. Постановка и достижение студентами-волонтерами целей по формированию

личностных новообразований

Наибольших успехов студентам степени волонтерство способствовало

удалось достичь в развитии предмет- развитию физической и эстетической

но-практической и интеллектуальной сфер личности (рис. 4). сфер личности (рис. 3). В меньшей

Рис. 4. Постановка и достижение студентами-волонтерами целей по развитию сфер

личности

ных новообразований, это характерно не для отдельных, а для большинства

Значимое влияние оказало событийное волонтерство и на развитие социально значимых личностных качеств волонтеров (рис. 5).

Как видно на рис. 5, наибольшее развитие получили такие качества, как коммуникабельность, ответственность, стрессоустойчивость, социальная активность, трудолюбие, лидерские качества, инициативность. Как и в случае с личностными новообразованиями, у студентов развились социально значимые качества, развитие которых до участия в волонтерском проекте они не планировали. В отличие от личност-

личностных качеств и произошло не у 2-5%, а у 10-20% студентов.

На рис. 6 представлены средства, которые использовали студенты для реализации личностно-развивающего потенциала событийного волонтерства.

Как показывает распределение ответов, наиболее популярное средство - общение и обмен опытом с более опытными волонтерами. На втором месте - анализ своей волонтерской деятельности, обнаружение ошибок и недостатков. На третьем месте - раз-

Рис. 5. Постановка и достижение студентами-волонтерами целей по саморазвитию социально значимых личностных качеств

витие у себя качеств, необходимых для и сотрудниками волонтерского цен-

более эффективного выполнения своей тра - 40%, что позволяет констатиро-

функции посредством самостоятель- вать приоритетность индивидуального

ных упражнений и тренинга. Обучение сопровождения и тьюторства по срав-

в волонтерском центре помогло только нению с массовым обучением и свиде-

25% студентов, а беседа с тим-лидером тельствует в пользу межличностного

развитие у себя качеств, необходимых для более эффективного выполнения своей функции посредством самостоятельных упражнений, тренинга

анализ своей волонтерской деятельности, обнаружение и исправление ошибок, недостатков

внесение тим-лидеру предложений по совершенствованию организации моей волонтерской деятельности

беседа с тим-лидером, сотрудниками волонтерского центра

общение, обмен опытом с более опытными волонтерами

наблюдение деятельности более опытных волонтеров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

чтение специальной литературы (психологической, в сфере управления, художественной и др.)

обучение помимо волонтерского центра (например, на курсах иностранного языка, прохождение тренинга делового общения и др.)

обучение в волонтерском центре

10 20 30 40 50 60 70

Рис. 6. Средства реализации личностно-развивающего потенциала событийного волонтерства, использованные студентами

Рис. 7. Проблемы, с которыми столкнулись волонтеры в период участия в III Российском инвестиционном форуме

взаимодействия, общения как средства подготовки студентов к реализации личностно-развивающего потенциала волонтерства.

Важная составляющая реализации личностно-развивающего потенциала волонтерства - наличие и самостоятельное разрешение студентом проблем, возникающих в волонтерской деятельности.

В период участия в волонтерском сопровождении Российского инвестици-

онного форума у студентов-волонтеров возникали разнообразные проблемы, наиболее значимая из которых - однообразная работа (рис. 7).

Отрадно, что практически всем волонтерам, у которых возникли проблемы (за исключением 5%), удалось с ними самостоятельно справиться (рис. 8), что также свидетельствует о реализации ими личностно-разви-вающего потенциала событийного во-лонтерства.

Рис. 8. Распределение ответов респондентов на вопрос «Удалось ли Вам самостоятельно справиться с проблемами?»

Выводы

Студенческое волонтерство обладает высоким личностно-развивающим потенциалом, выражающимся в наличии ресурсов: мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного, коммуникативного, организационного. Данные ресурсы при создании соответствующих условий (внедрение в образовательный процесс и внеучебную деятельность теоретической модели процесса реализации личностно-раз-вивающего потенциала волонтерства, изменение подходов к его организации) стимулируют развитие у студента актуальных личностных качеств ответ-

ственного профессионала, активного гражданина, нравственной самоактуализирующейся личности. Реализация личностно-развивающего потенциала волонтерства требует изменения подходов ко всем аспектам организации волонтерской деятельности в вузе: инициирование волонтерских проектов, отбор студентов для участия в волонтерских проектах и распределение их по выполняемым функциям, подготовка волонтеров, руководство и сопровождение волонтеров в период их непосредственного участия в волонтерском проекте, оценка их деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акимова Е.В. Педагогическое волонтерство в деятельности детско-молодежных объединений: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.01. Рязань, 2006.22 с.

2. Баланян М.Н. Социокультурный потенциал волонтерского движения современной студенческой молодежи: дис.... канд. социол. наук: 22.00.06. Майкоп, 2015. 147 с.

3. Богданова Е.В. Формирование субъектной позиции студентов в волонтерской деятельности: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.02. Кострома, 2010.21 с.

4. Грувер Н.В. Организационно-педагогические условия реализации интеграционного потенциала волонтерской деятельности в образовательной среде вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Ульяновск, 2018.30 с.

5. Митрофаненко В.В. Реализация педагогического потенциала студенческого социального добровольчества в профессиональной подготовке специалистов социальной работы: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.08. Ставрополь, 2004.24 с.

6. Попов Д.И., Лазарева О.Ю. Модель проверки знаний обучающихся на основе когнитивной карты учебного курса // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2015. № 3. С. 88-94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.