1УДК 371.1; 378.046.4 ББК 74.2
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СТИМУЛА И СРЕДСТВА ИХ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА
М. А. Мазниченко, Г. С. Папазян
Аннотация. Сегодня волонтерство в масштабах отдельных стран и на международном уровне стало значимым феноменом, одним из наиболее распространенных видов деятельности в мире. Реализация концепции непрерывного образования («образование через всю жизнь») выдвигает на первый план развитие у обучающихся стремления и способности к профессиональному и личностному росту. Одним из эффективных средств достижения этой цели может выступать соответствующим образом организованное участие обучающихся в волонтерской деятельности. Проведение в РФ ряда крупных международных мероприятий активизировало развитие волонтерского движения в стране. Однако образовательно-воспитательные и личностно-развивающие эффекты волонтерства практически не изучены и используются недостаточно. В то время как за рубежом широко используется не только социальный, но и педагогический потенциал волонтерства: в учебные планы включен «волонтерский семестр», реализуется программа «Добровольный социальный год» и др. Целью настоящей статьи является описание готовности к личностному и профессиональному росту как актуального качества современной личности, выявление потенциала волонтерства в формировании такой готовности и описание инновационной методики организации волонтерской деятельности обучающихся, позволяющей использовать ее для решения задач личностного и профессионального роста.
Ключевые слова: волонтерство, волонтерская деятельность обучающихся, личностный рост, профессиональный рост, готовность к личностному и профессиональному росту, методики организации волонтерской деятельности, инновационная методика организации волонтерской деятельности как средства личностного и профессионального роста, отбор волонтеров, подготовка волонтеров, сопровождение волонтерской деятельности, технология Servise Learning, «умного волонтерства», социокультурное проектирование.
INNOVATIVE APPROACH TO THE ORGANIZATION OF VOLUNTEER ACTIVITIES OF STUDENTS AS A MEANS OF THEIR PERSONAL AND PROFESSIONAL GROWTH
М. А. Maznichenko, G. S. Papazyan
Abstract. Nowadays, volunteering on a national and international scale has become a significant phenomenon, one of the most common activities in the world. Implementation of the concept of continuous education („education through life") highlights the development of students' desire and ability for professional and personal growth. One of the effective means to achieve this goal can be the appropriately organized participation of students in volunteer activities. Holding of a number of major international events in the Russian Federation has stepped up the development of the volunteer movement in the country. However, the educational, educational and personality developmental effects of volunteer activities have not been practically studied and are not being used enough. While abroad, not only the social but also the pedagogical potential of volunteering is widely used: the curriculum includes a „volunteer semester", the „Voluntary Social Year" program is implemented, etc. The purpose of the article is to describe the readiness for personal and professional growth as an actual quality of a modern personality, the identification of the potential of volunteering in the formation of such readiness and the description of the innovative methodology for organizing volunteer activities of students and for solving the problems of personal and professional growth.
Keywords: volunteering, volunteer activities of students, personal growth, professional growth, readiness for personal and professional growth, methods of organizing volunteer activities, innovative methods of organizing volunteer activities as a means of personal and professional growth, selection of volunteers, training of volunteers, support of volunteer activities, service learning technology, „intelligent volunteering", sociocultural designing.
Институт добровольчества распространен во многих странах мира, становясь все более значимым ресурсом развития различных сфер общества. На всероссийском форуме добровольцев в 2015 г. президент РФ Владимир Путин заключил: «Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что добровольческое движение в России развивается, обогащается новыми идеями, замыслами, проектами». Мощным стимулом развития волонтерства в России стали Зимние Олимпийские и Парао-лимпийские игры 2014 г., а также проведение ряда других крупных международных мероприятий: Всемирные хоровые игры 2016 г., Кубок Конфедераций по футболу, гонки «Формула-1» и др.
Ряд ученых отмечают наличие у волонтерства значимого педагогического потенциала, под которым понимается «латентная возможность, обеспечивающая продуктивную социализацию молодежи в процессе добровольческой деятельности на благо других людей и общества в целом» [1]. По мнению Е. В. Акимовой, «волонтерская деятельность может и должна быть направлена на достижение педагогических целей, стать важным фактором воспитания детей и молодежи» [1]. Е. Л. Сикорская рассматривает добровольческую деятельность как «педагогический процесс, направленный на социализацию личности, приобретение жизненных умений, активизирующих личностный рост и индивидуальное развитие, межличностное общение и взаимодействие, самоопределение его участников» (выделено нами. - Г. П., М. М.) [2]. По мнению исследователя, «педагогический потенциал добровольческой деятельности обусловлен ее философско-этической основой, заложенной социально-историческим опытом и традициями соединения в жизнедеятельности человека двух онтологических категорий его бытия - Свободы воли и Блага» [1].
Одним из актуальных направлений реализации педагогического потенциала волонтер-ства выступает использование его как мотива
и средства личностного и профессионального роста обучающихся.
Готовность к личностному и профессиональному росту является приоритетной целью общего и профессионального образования, о чем свидетельствует присутствие компонентов такой готовности в перечне общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускников, определяемых государственными образовательными стандартами. Выполненный анализ сущности и показателей личностного и профессионального роста [3; 4 и др.], а также структуры психологической готовности личности [5; 6] позволил определить следующие
компоненты готовности обучающегося к личностному и профессиональному росту и их содержательное наполнение.
Мотивационный компонент:
• стремление к достижению максимально возможных результатов в различных сферах жизни, в том числе в профессиональной деятельности;
• стремление к самосовершенствованию;
• стремление к максимальной реализации своих возможностей;
• страсть к делу - отношение к любому выполняемому делу, в том числе к профессиональной деятельности, с любовью, заинтересованностью, увлеченностью.
Эмоционально-волевой компонент:
• инновационность как качество личности: стремление вносить инновации в свою деятельность;
• персональная ответственность за свою жизнь, за свой выбор, за свои поступки, в том числе за профессиональные действия;
• здоровая амбициозность;
• социальная активность;
• вера в себя и принятие себя;
• открытость внутреннему опыту переживаний;
• уверенность в себе;
• ориентация на конкретную цель, программу личностного и профессионального роста.
Информационный компонент:
• широкий кругозор;
• знание алгоритмов и способов разработки, реализации и коррекции планов личностного и профессионального саморазвития;
• высокий уровень теоретической и практической подготовки к учебной и/или профессиональной деятельности.
Операциональный компонент:
• профессиональная умелость;
• способности и умения:
- четко определять свои жизненные и профессиональные возможности, потребности, цели и приоритеты;
- выявлять достоинства и недостатки своей личности;
- проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития;
- разрабатывать, реализовывать и корректировать индивидуальные планы личностного и профессионального роста, самоорганизации и самообразования;
- использовать основы философских и со-циогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения;
- доводить начатое до конца;
- работать, принимать решения в состоянии стресса и неопределенности;
- концентрироваться;
- совершенствовать свое профессиональное мастерство;
- овладевать новыми знаниями, умениями, навыками, компетенциями в случае возникновения новых жизненных и профессиональных задач;
- действовать «здесь и сейчас»;
- работать с большими объемами информации;
- принимать обдуманные решения;
- рационально организовывать свое время, владеть технологиями тайм-менеджмента;
- системного видения реальности в сочетании с умением обращать внимание на детали;
- применять игровые методы в неигровых процессах;
- своевременно обнаруживать изменения социальной среды, влияющие на различные аспекты жизнедеятельности, в том числе на профессиональную деятельность, и адекватно реагировать на них;
- использовать ошибки, сложности, неудачи с пользой для себя, для саморазвития, для профессионального и личностного самосовершенствования.
Использование волонтерской деятельности для решения задач личностного и профессионального роста требует наличия не только описанной готовности к такому росту, но и комплекса знаний, умений, качеств, опыта, характеризующих готовность к использованию потенциала волонтерской деятельности в решении задач личностного и профессионального роста.
Мотивационный компонент:
• стремление совершенствовать себя как личность и профессионала средствами волонтерской деятельности;
• осознанный выбор видов волонтерской деятельности с целью реализации задач личностного и профессионального роста.
Эмоционально-волевой компонент:
• самостоятельность;
• персональная ответственность за результаты своей учебной, профессиональной и волонтерской деятельности, за свое профессиональное становление;
• инновационность как качество личности, в том числе стремление вносить инновации в волонтерскую деятельность;
• здоровая амбициозность;
• социальная активность;
• вера в себя и принятие себя как субъекта волонтерской деятельности, как профессионала и как субъекта профессиональной подготовки;
• ориентация на конкретные цели волонтерской деятельности, связанные с личностным и профессиональным ростом.
Информационный компонент:
• знание социальных, экономических и лич-ностно-развивающих эффектов волонтерства;
• понимание возможностей волонтерства в решении задач личностного и профессионального роста;
• знание алгоритмов разработки, реализации и коррекции планов личностного и профессионального роста с использованием потенциала волонтерства.
Операциональный компонент - способности и умения:
• определять свои жизненные и профессиональные возможности, потребности, цели и
приоритеты, которые могут быть реализованы средствами волонтерской деятельности;
• выбирать виды волонтерской деятельности, волонтерскую организацию и конкретные волонтерские проекты, способствующие личностному и профессиональному росту;
• выявлять достоинства и недостатки своей личности как субъекта волонтерской и профессиональной деятельности;
• обнаруживать развивающий потенциал волонтерства;
• совершенствовать свое профессиональное и волонтерское мастерство;
• овладевать новыми знаниями, умениями, навыками, компетенциями в процессе выполнения волонтерской деятельности;
• принимать обдуманные решения в реализации волонтерских функций;
• рационально организовывать свое время в процессе волонтерской деятельности, владеть технологиями тайм-менеджмента;
• своевременно обнаруживать изменения социальной среды, влияющие на волонтерскую деятельность, и адекватно реагировать на них;
• использовать ошибки, сложности, неудачи, возникшие в волонтерской деятельности, с пользой для себя, для саморазвития, для профессионального самосовершенствования.
Для того чтобы формировать описанную готовность в образовательном процессе школы, учреждения СПО, вуза, необходимо изменить подходы ко всем аспектам организации волонтерской деятельности обучающихся, а именно:
• к инициированию волонтерских проектов: не только предлагать обучающимся поучаствовать в реализуемых школой/волонтерской организацией проектах, но и самостоятельно предложить волонтерский проект, который, с одной стороны, социально востребован (пусть даже несколькими людьми), а с другой стороны, может помочь в достижении целей личностного и профессионального роста. Такой подход не только формирует субъектное отношение волонтера к выбору волонтерского проекта, но и развивает инициативу, самостоятельность, лидерство, выступающие важным условием личностного и профессионального роста. «Полем» для инициирования волонтерских проектов может выступить сайт/раздел сайта школы, на котором обучающиеся могут
предложить желающим принять участие в предлагаемом ими волонтерском проекте. Также необходимо включать волонтерские проекты в учебную деятельность посредством технологии service-learning, что более подробно будет проиллюстрировано ниже. Еще одно важное направление - включение волонтерства в летнюю практику обучающихся (предоставление им возможности пройти летнюю практику традиционно в школе или другой организации либо альтернативным способом - самостоятельно или в группе разработать и реализовать волонтерский проект (аналог «волонтерского семестра», который обязательно включен в учебные планы школ Японии);
• к отбору обучающихся для участия в волонтерских проектах и распределению их по выполняемым функциям: необходимо исходить не только из требований конкретной функции, на которую заявился волонтер, а предлагать ему попробовать себя в выполнении новых функций, овладение которыми позволит достичь целей личностного и профессионального роста; не только оценивать соответствие имеющихся у обучающегося качеств требуемым волонтерской функцией, но и предлагать поучаствовать в проекте для развития недостающих качеств. Так, обучающемуся, которому необходимо преодолеть коммуникативные барьеры, можно предложить функцию информирования, а желающему в будущем сделать карьеру в сфере гостеприимства - функцию, требующую общения с носителями других языков и культур, даже если он владеет иностранным языком не в совершенстве. Кроме того, необходимо предоставлять обучающимся возможность попробовать себя в разных видах волонтерской деятельности, даже тех, для которых не хватает каких-либо умений или качеств, чтобы возникла мотивация развивать их. Важно, чтобы обучающийся, желающий поучаствовать в волонтерском проекте, прежде всего, задал себе вопросы: кем я буду? Что мне интересно? Что для важно в жизни? Какой (какие) виды деятельности, занятия мне нравятся? Чему я хочу научиться? Как мне в этом может помочь волонтерская деятельность?
• к подготовке волонтеров: традиционный подход обучения по заранее разработанной программе заменяется обучением, исходя не
только из потребностей волонтерского проекта, но и самих волонтеров: чему они хотят научиться, что лучше узнать, чтобы справиться с порученным заданием, хорошо проявить, зарекомендовать себя, возможно, найти будущих работодателей; то есть волонтер выступает субъектом собственного обучения - в нем необходимо развить такую субъектность, научить формулировать свои образовательные потребности и реализовывать их. В качестве средства развития такой субъектности можно использовать ситуации выбора: тренера, программы, формы проведения занятия, формы выполнения задания и т. д. Также важно включить в процесс подготовки волонтеров обучение их методике личностного самопроектирования, разработки и реализации программ личностного роста;
• к руководству и сопровождению волонтеров в период их непосредственного участия в волонтерском проекте: тим-лидеры должны выступать для волонтеров примером личностного и профессионального роста; в волонтерской организации необходимо наличие тьюторов, консультирующих обучающихся по реализации задач личностного и профессионального роста в процессе волонтерской деятельности, побуждающих обучающихся к решению таких задач; необходимо наладить сотрудничество школьной волонтерской организации с предприятиями и организациями города, чтобы они могли заметить талантливых ребят, раскрыть им перспективы трудоустройства, дать рекомендации по профессиональному обучению (выбор учебного заведения, специальности/ направления подготовки и т. д.);
• к оценке деятельности волонтеров: оценка со стороны руководителей волонтерской организации, тим-лидеров должна дополняться рефлексией и самооценкой. Важно не только оценить, как отработал волонтер, но и насколько оправдались его ожидания от участия в проекте, насколько удалось реализовать личные цели, связанные с личностным и профессиональным ростом, какие качества, умения, способности, компетенции удалось развить, какие встретились трудности и проблемы и как они были разрешены.
Эффективной технологией использования развивающего потенциала волонтерства может выступить социокультурное проектирование -
специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей. В качестве объекта социокультурного проектирования выступает сложное образование, включающее в себя накладывающиеся друг на друга подсистемы: социум и культуру. Расхождение, противоречие между реальной картиной и идеальными представлениями проектировщика о норме (задаваемой, в свою очередь, конкретной культурой и социумом) составляет проблемное поле формирования и реализации социокультурных проектов. Проект в таком случае является средством сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих (как количественно, так и качественно) сложившимся нормам. Основными результатами социокультурного проектирования выступают программа и проект. Программа - это развернутый документ, прорабатывающий в масштабах конкретной территории (района, города, региона, федерации) всю совокупность условий, необходимых для оптимизации культурной жизни (то есть процессов создания, сохранения, трансляции и развития культурных ценностей, норм, традиций, технологий) и включающий в себя, помимо анализа социокультурной ситуации и обоснования приоритетов культурного развития, функционально-содержательные модели учреждений и организационно-управленческих структур, а также материально-техническое, организационное, кадровое и информационное обеспечение реализации намеченных в рамках программы мероприятий, акций, идей, инициатив.
Социокультурный проект может существовать в двух формах:
а) как составная часть программы, представляющая собой форму конкретизации и содержательного наполнения приоритетных направлений развития социокультурной жизни территории;
б) как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный конкретной аудитории.
И в первом, и во втором случае проект - это локальная программа, ориентированная на преодоление или профилактику различного рода проблем путем содержательных и структурных изменений в социокультурной среде и в основных сферах жизнедеятельности личности, создания условий успешной самореализации человека за счет оптимизации его образа жизни, форм и способов его взаимодействия со средой.
Алгоритм разработки социокультурных волонтерских проектов:
- анализ ситуации, то есть всесторонняя диагностика проблем и четкое определение их источника и характера;
- поиск и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы (на индивидуальном и социальном уровнях) с учетом имеющихся ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов;
- выбор наиболее оптимального решения (то есть социально приемлемых и культурно обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в объектной области проектирования) и его проектное оформление;
- разработка организационных форм внедрения проекта в социальную практику и условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом, финансовом, правовом отношении.
Интеграция волонтерской деятельности в процесс изучения учебных школьных предметов может осуществляться с использованием технологий Servise Learning, «умного волонтерства» [5; 6; 7]).
Следующие примеры мы взяли из статьи Дж. Д. Шмита и В. Агеевой «Программы «умного волонтерства» в школах США...» [8]. Система Service-learning действует в американских школах уже более 20 лет и признана важным компонентом учебного процесса. Американская организация по практико-ориентированному образованию определяет Service-learning как опыт волонтерской деятельности, происходящий под контролем куратора, в процессе получения которого ученик преследует четко сформулированные образовательные цели и осознанно приобретает навыки и знания через данный опыт. «Умное волонтерство» подразумевает под собой метод, в соответствии с которым
ученики или участники проекта получают знания и развиваются через активное участие в качественно организованных волонтерских проектах, которые:
• отвечают нуждам и потребностям своего микрорайона;
• проводятся согласованно со школой или вузом;
• способствуют формированию гражданской ответственности;
• интегрированы в основные учебные планы образовательного учреждения и способствуют повышению их эффективности;
• предусматривают необходимость анализа учеником полученного им опыта [8].
Авторы статьи приводят примеры «умного волонтерства».
Образовательный волонтерский проект «Форель в классе»
Предмет: Биология.
Участники: ученики 6-8-го классов.
Ученики 6-8-го классов одной из школ Чикаго приняли участие в национальном проекте «Форель в классе». В рамках занятий по биологии они изучили и увидели на практике, как из икринки вырастает рыба: следили за свойствами воды в водоеме, обследовали места обитания особей, проводили исследования источников воды. По итогам проекта ученики поняли необходимость общих усилий для охраны природы и на практике увидели экологическую взаимосвязанность процессов в природе.
Задачей участников проекта было вырастить из икринок молодую поросль форели с тем, чтобы потом выпустить ее в реку Чикаго и тем самым естественным образом увеличить популяцию форели, которая была существенно сокращена более агрессивными видами. Перед началом проекта ученики съездили к реке Чикаго, где изучили экосистему реки, жизнь беспозвоночных организмов реки и обустроили береговую линию реки [8].
Образовательный волонтерский проект «За доступное и экологичное жилье в Чикаго!»
Предмет: Английский язык.
Участники: ученики 9-го класса.
Ученики прочитали произведение Лорейна Хэнсбери «Изюм на солнце», которое дало сюжет для обсуждения проблемы доступного жилья. Хотя эта пьеса была написана более 50 лет
назад, ученикам были понятны проблемы того времени, которые были связаны с отсутствием доступного жилья. Многие ученики сами были свидетелями того, как семьи их друзей выселялись из своих домов и квартир из-за взлета цен на квадратные метры или повышения налогов на собственность.
Ученики решили начать бороться с агрессивной застройкой в одном из микрорайонов Чикаго. Проведя исследования в районе, они нашли организацию, которая занималась продвижением идеи сбалансированного и экономичного городского развития, защитой жителей и фирм, давно работающих в районе, и вела борьбу за ограничение строительства жилья класса люкс в районе. В рамках занятий по английскому языку ученики стали принимать активное участие в акциях данной организации и тем самым выполняли требование школьной программы - 40 часов волонтерской работы.
Образовательный волонтерский проект «Старт-апы»
Предмет: Мировая история и экономика.
Тема: «Мировая практика малых кредитов и финансирования старт-апов».
Участники: ученики 9-12-го классов.
Ученики начали проект с анализа того, какие из их собственных талантов и увлечений способны лечь в основу бизнеса с начальным капиталом 500 долл. Затем они изучили материалы сайта www.kiva.org, на котором описаны успешные примеры малого бизнеса, которые внесли большой вклад в развитие разных стран. Ученики, разделившись по командам, выбрали по одному примеру успешного бизнесмена, провели исследование страны, где реализовывался проект (ее истории, экономики, политики, географии), и сделали презентацию с обоснованием, почему именно их бизнес должен получить финансовую поддержку. Затем ученики организовали в школе вечер международного общения, получив бесплатно еду от местного этнического кафе. Таким образом они заработали 1500 долл. и проспонсировали два проекта-победителя.
Образовательный волонтерский проект «История моего района»
Предмет: История США.
Участники: ученики 6-8-го классов.
В рамках проекта ученики изучали историю своего района. Обучающиеся брали интервью
у своих родителей, тренируясь перед настоящими интервью у старожилов района, в число которых вошел и известный историк Чикаго. Дети учились брать интервью, используя айпа-ды. Собрав устные истории от жителей, они создали видеоролик, рассказывающий о важных событиях в жизни их района.
Приведенные примеры показывают, как социально полезная деятельность в форме во-лонтерства может быть интегрирована в учебно-воспитательный процесс.
Интеграция волонтерства в процесс изучения учебных предметов может осуществляться в следующих формах:
- выполнение контрольной работы в форме разработки и реализации группового или индивидуального волонтерского проекта;
- разработка и реализация волонтерских проектов в качестве задания для самостоятельной и научно-исследовательской работы;
- разработка и реализация мини волонтерских проектов на практических занятиях и во внеучебной деятельности;
- сдача экзамена в форме презентации реализованного волонтерского проекта по теме учебного предмета.
Основой включения волонтерской деятельности в процесс изучения учебных предметов является проектный подход. Основные положения такого подхода:
1. Необходимо выбрать социально значимый проект, связанный с содержанием изучаемого предмета.
2. У проекта должна быть конкретная и точная цель, носящая ярко выраженный социальный характер.
3. Помимо школы/вуза необходимо найти организации, заинтересованные в реализации проекта (например, администрация города/ района, общественная организация, Центр реабилитации детей-инвалидов, больница, Дом ребенка и др.).
4. Необходимо наличие ресурсов для реализации проекта (материально-технических, финансовых, кадровых и др.).
Для интеграции волонтерской деятельности в учебную и внеучебную деятельность образовательного учреждения необходимы:
- поддержка руководства образовательного учреждения;
- наличие сотрудника, ответственного за реализацию волонтерских проектов в образовательном учреждении;
- анализ и переработка существующих в образовательном учреждении учебных планов: какие мероприятия (формы работы) учебных планов могут быть заменены волонтерским проектом; в содержание каких учебных предметов, практик целесообразно включить реализацию волонтерских проектов, какие формы отчетности необходимо предусмотреть и т. д.;
- поддержка муниципальных/региональных органов власти - с тем, чтобы проекты помогали решать актуальные задачи местного сообщества;
- реализация проектного подхода;
- использование тактики малых шагов;
- укрепление веры обучающихся в свои силы.
Алгоритм интеграции волонтерского проекта в процесс изучения учебного предмета:
1. Выбрать в учебном плане предмет/предметы, в изучение которых будет интегрирована волонтерская работа.
2. Выбрать формы, в которых будут реализованы такие проекты: самостоятельная и научно-исследовательская работа; выполнение и защита контрольной работы/проекта; практические, лабораторные занятия; сдача экзамена и др.
3. Во взаимодействии с руководством школы, органами власти, организациями - социальными партнерами определить наиболее острые социальные проблемы, которые могут быть решены через волонтерские проекты.
4. Сформулировать конкретную и точную цель проекта.
5. Определить заинтересованные стороны.
6. Найти необходимые ресурсы (материально-технические, финансовые, кадровые, информационные, методические и др.).
7. Определить конкретные задачи (шаги), которые нужно решить (совершить) для достижения цели проекта (определяют сами обучающиеся).
8. Разработка волонтерского проекта.
9. Реализация волонтерского проекта.
10. Анализ успешности реализованного проекта, подготовка отчета, презентации.
Таким образом, волонтерская деятельность обладает значимым потенциалом в стимулировании обучающихся к личностному и профессиональному росту. Для реализации этого потенциала необходимо изменить подходы к организации всех аспектов волонтерской деятельности: инициирование волонтерских проектов, отбор волонтеров и распределение их по выполняемым функциям, подготовка волонтеров, тьюторское сопровождение в период участия в проекта, оценка работы волонтера.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акимова Е. В. Педагогическое волонтерство в деятельности детско-молодежных объединений: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Рязань, 2006. - 22 с.
2. Сикорская Л. Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности в социализации студенческой молодежи: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. - Елец, 2011.
3. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. - Минск: Изд-во БГУ, 1976. - 206 с.
4. Левитов Н. Д. К характеристике состояния готовности к работе при нарушении уравновешенности процессов возбуждения и торможения // Вопросы психологии. - 1957. -№ 3. - С. 8-10.
5. Лопухин А. В. Не про волонтеров, не для волонтеров // Волонтер. - 2013. - № 1-2. -С. 4-11.
6. Bringle R., Hatcher J. A service-learning curriculum for faculty // The Michigan Journal of Communiti Service-Learning. - 1995. - № 2.
- P. 112-122.
7. The Canadian Code for Volunteer Involvement.
- URL: https://volunteer.ca/audit/sites/default/ files/2017- 10/Volunteer_Canada_Canadian_ Code_for_Volunteer_Involvement_2017.pdf (дата обращения: 23.10.2017).
8. Шмидт Д., Агеева В. Программы «умного волонтерства» в школах США: новые перспективы для повышения эффективности образования и гражданского воспитания молодежи // Волонтер. - 2013. - № 1-2. -С. 22-49.
REFERENCES
1. Akimova E. V. Pedagogicheskoe volonterstvo v deyatelnosti detsko-molodezhnykh obye-dineniy. Extended abstract of PhD dissertation (Education). Ryazan, 2006. 22 p.
2. Sikorskaya L. E. Pedagogicheskiy potentsial dobrovolcheskoy deyatelnosti v sotsializatsii studencheskoy molodezhi: Extended abstract of ScD dissertation (Education). Elets, 2011.
3. Dyachenko M. I., Kandybovich L. A. Psikho-logicheskie problemy gotovnosti k deyatelnosti. Minsk: Izd-vo BGU, 1976. 206 p.
4. Levitov N. D. K kharakteristike sostoyaniya gotovnosti k rabote pri narushenii uravnoveshen-nosti protsessov vozbuzhdeniya i tormozheniya. Voprosy psikhologii. 1957, No. 3, pp. 8-10.
5. Lopukhin A. V. Ne pro volonterov, ne dlya volonterov. Volonter. 2013, No. 1-2, pp. 4-11.
6. Bringle R., Hatcher J. A service-learning curriculum for faculty. The Michigan Journal of Commu-niti Service-Learning. 1995, No. 2, pp. 112-122.
7. The Canadian Code for Volunteer Involvement. Available at: https://volunteer.ca/audit/sites/de-fault/files/2017-10/Volunteer_Canada_Canadi-an_Code_for_Volunteer_Involvement_2017. pdf (accessed: 23.10.2017).
8. Shmidt D., Ageeva V. Programmy «umnogo volonterstva» v shkolakh SShA: novye perspe-ktivy dlya povysheniya effektivnosti obra-zovaniya i grazhdanskogo vospitaniya molodezhi. Volonter. 2013, No. 1-2, pp. 22-49.
Мазниченко Марина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического и психолого-педагогического образования Сочинского государственного университета e-mail: [email protected]
Maznichenko Marina A., PhD in Education, Associate professor, Psychological and pedagogical education Department, Sochi State University e-mail: [email protected]
Папазян Георгий Самвелович, аспирант Сочинского государственного университета e-mail: [email protected]
Papazyan Georgy S., post-graduate student, Sochi State University e-mail: [email protected]